Учикоми в дзюдо что это
Учикоми в дзюдо что это
Дзюдо Джиу-Джитсу Калининград запись закреплена
ЧТО ТАКОЕ «УЧИКОМИ» В ДЗЮДО И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?
Отработке техники на занятиях по дзюдо отводится довольно много времени. Каждое движение должно быть доведено до автоматизма и именно поэтому в учикоми борцы отрабатывают фазы приема. Что такое «учикоми» и насколько они значимы? Давайте разбираться.
На тренировках по дзюдо Вам объяснят, что тактика этого вида единоборств строится на том, чтобы предугадать действия противника и опередить его. А для этого нужно думать не о том, как правильно применить техническое действие, а о том, какое из них должно быть следующим. Только синхронное исполнение всех фаз приема, позволит добиться желаемого результата по время состязаний. Фаз приема несколько: выведение из равновесия, направление усилий и повороты. И чистоту их исполнений следует отрабатывать в учикоми.
Учикоми — это многократное выполнение одного и того же приема по фазам. Похожее упражнение есть, например, в BJJ, оно называется «дриллы». Различают два вида учикоми:
статическое;
динамическое.
И оба являются значимыми для отработк техники.
СТАТИЧЕСКОЕ УЧИКОМИ
Те, кто будут заниматься в секции дзюдо, отработка отдельных фаз того или иного приема будут проводить сначала на неподвижном спарринг-партнере (уке). И это учикоми называются статическим. Уке при этом активно помогает. Он принимает позу, которая поможет отработать прием, указывает на технические ошибки. Стоит отметить, что сначала все движения нужно выполнять очень медленно постепенно ускоряя свой темп. И делать так до тех пор, пока выполнение отдельной фазы или всего приемы не будет доведено до полного автоматизма. Статическое учикоми — это, например, Неоднократно повторяющиеся подвороты, пять повторений с большой скоростью или же (сложнее) десять быстрых повторений, которые чередуются одним броском.
ДИНАМИЧЕСКОЕ УЧИКОМИ
Отрабатывать отдельные приемы в школе дзюдо Вам придется и на относительно подвижном партнере. Подобное упражнение называют динамическим учикоми. Они могут принести больше пользы, поскольку они более приближены к реальным условиям боя. Это учикоми может состоять из технических движений, поз, захватов, бросков, передвижений, и выполняться они могут с разной силой сопротивления уке. Отрабатывать прием можно и с несколькими уке одновременно. Например, Но главное условие сохраняется: сначала приемы отрабатываются в медленном темпе, добиваясь чистоты исполнения. И только затем тем постепенно ускоряется.
Стоит отметить, что в клубе дзюдо отрабатывать приемы следует на каждой тренировке. И важно включать как статическое, так и динамическое учикоми. Только в этом случае можно добиться высоких результатов. Учикоми в борьбе дзюдо — это важная часть подготовки.
Итак, тем, кто решил записаться на дзюдо стоит знать о том, что такое учикоми, и насколько они важны для отработки техники. Нужно быть готовым к тому, что это, на первый взгляд скучное, но очень нужное, повторение будет включено в каждую тренировку.
Что значит учикоми в дзюдо?
Основа методики дзюдо состоит из двух целей: предугадывание дальнейшего действия соперника и опережение его. Знание системы приёмов (тактики) облегчает достижение цели прогнозирования деятельности противника, а обладание навыками выполнения приёмов (техникой) ускоряет темп движения. Такой подход в целом повышает уровень обучаемого. Познание тактики и освоение техники дзюдо ученик проходит в рамках учикоми.
Что такое учикоми в дзюдо?
Каждый приём единоборства состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга фаз. Выработка автоматического навыка точного выполнения каждого действия тактики дзюдо происходит во время тренировки, состоящей из системы упражнений.
Такой комплекс обучающих занятий обозначен в дзюдо термином «Учикоми» и состоит из двух основных разделов, являющихся одноимёнными видами учикоми.
Виды учикоми
Программа занятий, способствующих становлению тактики дзюдо в арсенале обучаемого и техники выполнения им изученных приёмов, содержит статический и динамический методы тренировки. В процессе подготовки ученика к участию в спарринге с соперником применяются оба метода. На основании способа упражнения выделяют соответствующие ему виды учикоми: статическое и динамическое.
Статическое учикоми
В рамках данного вида учикоми обучаемый тренируется с неподвижным спарринг-партнёром, который обозначается в дзюдо термином «уке». Подобного рода способ занятий можно охарактеризовать выполнением упражнения с помощником.
Уке в процессе занятия занимает позицию, соответствующую отрабатываемому учеником приёму дзюдо. Кроме этого, уке сообщает о допущенных ошибках. Данный вид учикоми позволяет выполнять фазы приёма дзюдо медленно, постепенно набирая необходимый темп. Он отлично подходит для формирования навыка движений, требующих быстрого и неоднократного повтора.
Динамическое учикоми
Способ подготовки в дзюдо ученика к реальному бою, в котором участвует один или несколько относительно подвижных партнёров, называется динамическим учикоми. Он позволяет выполнять в рамках тренировки действия с различной мощностью силы сопротивления. Подходит для выработки чистоты навыка выполнения движений техники борьбы, захватов, бросков, передвижений и становлений в позы тактики борьбы.
Таким образом, учикоми является комплексным обучением технике и тактике дзюдо. Оно обладает собственной структурой, объединяющей занятия в целостную программу. Учикоми основано на собственной методике, включающей частные способы выработки и фиксации в памяти обучаемого приёмов единоборства, учитывающие индивидуальность развития каждого ученика.
Учикоми – быстрое и координированное выполнение повторяющихся действий (выведений из равновесия) для проведения приёмов (без броска) без отрыва и с отрывом атакуемого от татами.
Учикоми является важным упражнением для развития технических навыков в дзюдо. Существует два способа выполнения учикоми: статический и динамический. В каждом из этих способов Уке (атакуемый), может создавать различное по силе сопротивление, в зависимости от целей задания.
Для совершенствования технико-тактических действий статическое учикоми менее подходит, чем динамическое, так как не имитирует реальную соревновательную ситуацию. Как правило, борцы дзюдо применяют статическое учикоми для улучшения своих скоростных качеств. Оно также может быть использовано для улучшения прочности захвата, отработки входа в бросок в усложненных условиях, когда Уке оказывает значительное сопротивление или сопротивление создается при помощи третьего партнера, который придерживает Уке за пояс или ворот.
Некоторые примеры статического учикоми:
— обычные повторяющиеся подвороты;
— 5 повторений, выполняемые в максимальном темпе;
— 10 быстрых повторений чередующиеся с одним броском;
— 20 повторений с двумя Уке (по одному на каждой стороне ковра, на расстоянии 8-10 метров друг от друга), Тори (атакующий) быстро перемещается между ними, поочередно выполняя технику на каждом.
Динамическое учикоми может состоять из различных технических движений, поз, захватов, направлений бросков и передвижений, оно может выполняться при разных уровнях сопротивления и из любых ситуаций, которые могли бы возникнуть в соревновательной схватке. Тори и Уке перемещаются в захвате, соответственно цели задания. Уке создает некоторые реальные реакции в ответ на технические действия и усилия прилагаемые Тори, что позволяет воссоздавать возникающие в противоборстве ситуации и находить технико-тактические решения для каждой из них.
Учикоми является важной частью борьбы дзюдо, длительность его применения в тренировке изменяется в течение года, и зависит от целей и задач тренировки в определенном периоде спортивной подготовки. Каждая тренировка, включающая учикоми, должна содержать и статическое, и динамическое учикоми в различных формах, после чего следует переходить к рандори.
Учикоми – замечательный вид тренировки в дзюдо и просто необходимый, когда речь идет об отработке техники. Выполняя учикоми важно обращать внимание на несколько ключевых моментов, а именно – место захвата, кудзуши, дистанцию, вход, бросок и скорость, с которой вы это выполняете.
Захват
Как вы выполняете захват в учикоми, имеет огромное значение. Важно убедиться, что вы берете захват в том же месте, что и во время рандори. Нет смысла отрабатывать все ваши приемы с классическим захватом за рукав и отворот, если в борьбе вы используете захват сверху или за оба отворота. Обращайте внимание, каким захватом вы пользуетесь в рандори, и используйте такой же в учикоми – вы сразу заметите, как ваша техника начнет улучшаться.
Кудзуши
Кудзуши (выведение из равновесия) – один из самых важных аспектов броска. Проще говоря, если нет выведения из равновесия, нет и броска. Кудзуши важно тем, что не только лишает противника равновесия, но и нарушает его позу, делая уязвимым для атаки. Помните, что ваша главная цель в учикоми – выводить противника из равновесия при каждом повторении без исключения. Если вы отрабатываете прием, направленный вперед, вес соперника должен приходиться на его пальцы ног, а если прием направлен назад, вес противника должен приходиться на пятки.
Дистанция и вход
Дистанция и вход в бросок, на мой взгляд, неразделимо связаны. У вас может быть наилучший вход, но если вы окажетесь слишком близко к сопернику, вам не хватит места, чтобы вывести его из равновесия. Выполняя учикоми, убедитесь, что вы оставляете достаточную дистанцию, чтобы нарушить равновесие противника. Подходя слишком близко, вы оставляете его в устойчивом положении, давая возможность отразить вашу атаку или избежать броска.
Бросок
Многие дзюдоисты делают сотни повторов учикоми каждую неделю, но не могут бросить ни одного партнера в рандори. Одна из причин может крыться в том, что, делая много повторов конкретного элемента, они не выполняют бросок полностью. Да, бывают случаи, когда у вас есть прекрасный вход и кудзуши, но вы не можете довести бросок до конца, потому что соперник обладает отличной чувствительностью к движениям и устойчивостью. Но если вы начнете на тренировках отрабатывать много бросков (нагэ-коми) при небольшом сопротивлении партнера или вообще без него, у вас будет гораздо лучше получаться бросать соперника в поединках с полным сопротивлением. Совмещайте отработку учикоми с выполнением броска полностью – это наилучший способ достигнуть совершенства в овладении техники дзюдо.
Скорость
Скорость также чрезвычайно важна в учикоми. На тренировке следует выполнять быстрый вход в бросок и медленный выход. Сосредоточьтесь в первую очередь только на входе. Дело в том, что в соревновании вам, как правило, не нужно выходить из броска. Если вы выходите из броска, это означает, что вы, возможно, не смогли бросить своего соперника, и теперь рискуете тем, что он отразит вашу атаку, выполнив контрприем. На тренировках следует отрабатывать быстрый четкий вход и меньше думать о выходе.
Вход – вот над чем нужно работать
Есть известное правило для хорошего выполнения приема – это правило 10 000 повторов. Вы должны выполнить прием 10 000 раз, чтобы успешно сделать бросок на соревновании. Учикоми – отличный способ тренировки, но убедитесь, что ваш захват, кудзуши, заход, бросок и скорость верны в каждом повторе без исключения. Если что-то не совсем получается, работайте с более медленной скоростью, чтобы исправить недочеты. Обязательно попросите своего тренера проанализировать вашу технику и помочь в исправлении ошибок, если они есть.
В помощь тренеру-преподавателю. Учикоми в дзюдо
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Атлант»
Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
В помощь тренеру преподавателю
Дрожжин Юрий Викторович
Учикоми – это одно из основных тренировочных средств в обучении дзюдо. Данная методика просто необходима, когда разговор идет о совершенствовании технических действий. При выполнении учикоми борцами, тренеру необходимо контролировать правильность взятия захватов, выведения из равновесия (кудзушу), дистанцию, вход, сбрасывание и скорость.
Захваты при проведении учикоми имеют, огромное значение. Дзюдоисту необходимо брать захваты в том же месте, что и во время учебных схваток (рандори). Нет никаго смысла и пользы от отработки всех приемов с классическим захватом за рукав и отворот, если борец в схватках проводит броски с захватом за два отворота или сверху. Тренеру следует обращать внимание, с какими захватами спортсмен борется в рандоре и контролировать, что бы он применял такой же в учикоми. Результаты не заставят себя долго ждать, очень скоро будет видно, как техника спортсмена начнет улучшаться.
4. Вход и дистанция
5. Бросок (сбрасывание)
Многие дзюдоисты делают более сотни повторов учикоми в течении тренировочной недели, но при этом в рандори не могут бросить ни одного противника. Одна из основных причин в том, что выполняя много повторений конкретного элемента приема, они не проводят бросок полностью. В данном случае имеет место быть, когда есть отличный вход и прекрасное выведение из равновесия, но не возможно провести бросок до конца, потому что у противника хорошо развита чувствительность к движениям и устойчивость. Поэтому рекомендуется на тренировках помимо учекоми отрабатывать броски с сбрасыванием, с небольшим сопротивлением партнера или вообще без него. Результат не заставит себя долго ждать, у ваших воспитанников гораздо лучше начнет получаться проводить приемы в схватках при полном сопротивлении противника.
Скорость чрезвычайно важна при выполнении в учикоми. На учебно-тренировочном занятии необходимо в первую очередь сосредоточится на входе, выполняя быстрый вход в прием и медленный выход. Объяснить это можно тем, что в соревновательных схватках, как правило из броска выходить не нужно. Если вы выходите из броска, то это означает, что вы не смогли бросить противника и теперь рискуете тем, что противник отразит атаку, приведет контрприем. Поэтому на тренировке надо отрабатывать четкий, быстрый вход и практически не думать о выходе.
8. Список литературы
Дзюдо : программа [Текст] / [А.О. Акопян и др.]. – М. : Советский спорт, 2003. – 96 с. – ISBN 5-85009-839-9.
Дзюдо : учеб. программа для учреждений дополнительного образования [Текст] : / [И.Д. Свищев и др.]. – М. : Советский спорт, 2003. – 112 с. – ISBN 5-85009824-0.
Путин В.В. «Дзюдо. История. Теория. Практика». М.,2001
Свищев И.Д., Жердев В.Э. Учебное пособие для спортивных школ (рекомендовано для групп НП-1 и 2 г.о., УТГ-1, 2, УТГ-3, 4). М., 2000