Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Как анализировать письменный источник

Внимательно читаем источник.
Шаг 1: определяем происхождение источника: автора, время и место создания.
Шаг 2: определяем цели создания источника: является он первичным или вторичным, для чего создан, на какую аудиторию рассчитан.
Шаг 3: определяем ценность источника: чем полезен источник, на какие вопросы с его помощью можно ответить.
Шаг 4: определяем ограниченность источника: на какие вопросы невозможно ответить на основании источника, насколько можно доверять информации, какие факторы нужно учесть при использовании источника.
После оценки источника учащиеся выполняют задания 1 и 2 к нему.
3. При раскрытии этого вопроса рекомендуется опираться на знания учащихся о происхождении и сущности государства из курсов истории и обществознания. Систематизировать знания можно, предложив учащимся заполнить таблицу (в процессе беседы заполняется на доске и соответственно в тетрадях учащихся).

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Задания для организации самостоятельной работы учащихся к § 1 6

Уроки 3—4. КИЕВСКАЯ РУСЬ

Позиции для сравненияГосударство в XI в.Пережитки племенного строя
Верховная власть в государстве и обществе
Вооруженные силы
Правила, которым подчиняется общество
Религия

2. На этом этапе урока организуется работа в группах «Поспорь с историком». Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского», характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. Предварительно можно предложить учащимся тестовое задание.
Определите последовательность княжения в Древнерусском государстве.

Годы правленияПравители
1) 882—915А) Владимир I
2) 915—945Б) Владимир Мономах
3) 945—60-е гг. X в.В) Игорь
4) 60-е гг. X в. — 972Г) Олег
5) 972—980Д) Ольга
6) 980—1015Е) Святослав
7) 1019—1045Ж) Ярополк
8) 1113—11253) Ярослав Мудрый

Задания группам
1. Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.
2. Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.
3. Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения первого и второго вопросов.

Источник

Почему кузнецы и гончары считались неприкасаемыми

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Объяснением подобного историко-культурологического феномена является толкование языческих верований, сводящихся к тому, что человек когда-то возымел желание «самому царствовать и всем владеть», игнорируя при этом сакральные богатства недр Матери-Земли — Сущности, прежде распоряжавшейся залежами руды и глины «по своему усмотрению».

Согласно убеждениям язычников, древние ремесленники-»бузотеры» в данном случае посягнули на «истоки», что и задолго после них продолжало считаться святотатством. Однако «властители огня» хотя и держались особняком от общества, но никогда не противопоставлялись ему — продукция кузнецов и гончаров на Руси во все времена была крайне востребована.

От язычника до Будулая

Амбивалентность статуса земных «хозяев огня» — гончаров и кузнецов впервые в ХХ веке научно попытался доказать румынско-французско- американский философ и религиовед Мирча Элиаде. У него даже земные руды были «заряжены мрачной сакральностью». Проявления прогресса общества на ранних этапах его развития, выражавшегося в добыче и последующей обработке металлической руды, Элиаде сравнивал с процессом искусственного прерывания беременности или кесаревым сечением у женщины (Матери-Земли, которая сама распорядилась бы имеющимся у нее богатством).

Элиаде считал, что плавильные печи у язычников символизировали искусственную утробу, где руда зреет и потом из нее рождается нечто изначально порочное, табуированное. Обращаться с «этим» должен только отщепенец, изгой — таким «акушером», по мнению историка, выступал кузнец, которого, как и шамана, знахаря и колдуна, в свое время причисляли к «хозяевам огня». Это были отчужденцы — их могли уважать, но в тоже время и бояться, сторониться, презирать. Впрочем, презрение зижделось прежде всего на чувстве зависти — мелкие, злобные людишки понимали, что в силу своей никчемности никогда не достигнут того же уровня мастерства, которым владели древние профи — кузнецы и гончары. Тому подтверждение — археологические раскопки — глиняные предметы посуды многовековой давности и металлические клинки времен Куликовской битвы подчас выглядят так, что хоть сейчас их в дело.

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Примечательно, что отчужденность, «неприкасаемость» кузнецов-гончаров в отечественной истории, по всей видимости, на самом деле имела место быть. Хотя и не в классическом понимании этого термина — к париям кузнецы и гончары на Руси никогда не относились. Амбивалентность образа создателя-грешника, «хозяина огня», даже воплотили в произведениях искусства.

Вспомним замечательный советский фильм «Цыган», где донского кузнеца Будулая Романова сыграл Михай Волонтир. Кузница Будулая на отшибе, да и сам цыган чужой, не свой для односельчан. Даже его трудная любовь Клавдия (а потом и родной сын) смотрят на тяжелую работу кузнеца тайком, незаметно для Будулая — как на некое таинство, к которому непосвященным нельзя открыто приобщаться.

Может, и недолюбливали, но остро нуждались

Мирча Элиаде в своем исследовании приводит доказательства, что в древности, кузнецы и гончары были творчески интегрированными с другими личностями, обладавшими шаманскими способностями, а также вокально-инструментально-поэтическими дарами. Возможно, так и было, но это предположение не противоречит историческим реалиям, которые свидетельствуют о престижности профессий кузнеца и гончара.

Кузнецы на Руси были, пожалуй, самыми популярными ремесленниками. Нет ни одной общеизвестной русской народной сказки, где бы кузнец выступал отрицательным персонажем (впрочем, как и гончар). Практически все металлические предметы, требующие тепловой обработки и применяемые в быту, в хозяйстве и в военных действиях, испокон веку ковались профессиональными кузнецами. Даже лошади, основное средство передвижения на протяжении многих веков, и те подковывались ими.

Хороший кузнец (как и гончар) всегда имел неплохой заработок и мог содержать семью. Если и чурались самого «хозяина огня», то никогда не проходили мимо его качественно сделанного товара, и каждый раз воздавали за него сторицей.

Текст: Николай Сыромятников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Окружающий мир

Как трудятся россияне. Почему одним из первых изобретений человека был ткацкий станок? Что делали гончары, сапожники, пекари? Как появились названия улиц: Мясницкая, Гончарная, Ткацкая, Оружейная.

Одним из первых изобретений человека был ткацкий станок потому, что человеку необходима была разнообразная одежда, которую он мог менять в зависимости от времени года, заменять пришедшую в негодность на новую, он не мог постоянно зависеть от одежды которую изготавливал из шкур животных. С развитием человек научился распознавать красоту вещей, и хотел чтоб одежда была удобная, красивая, практичная.

С развитием различных ремесел и появления торговли, начали возникать и базары и рынки, где изготовленные предметы обихода или пища, сначала обменивались, а потом и начали продаваться за деньги. На таких рынках образовывались специализированные ряды по видам производимых товаров. В этих рядах одновременно производили и продавали товары определенного вида.

Торговые ряды рынков были разбросаны по близлежащим улицам, поэтому и появились такие специфические названия как Гончарная, Мясницкая и т.д.

Ещё по теме

Вода и водные жители. Как приспособились к жизни на водоёме птицы?

Лес и его обитатели. Представь что ты стоишь на опушке этого леса, вдыхаешь аромат сосновых деревьев, слушаешь журчание лесной речки. Что еще можно увидеть, ели оглянуться по сторонам? Почему И.И. Шишкин назвал свою картину «Корабельная роща»?

Россия – многонациональная страна. Что мы знаем об обычаях, языке, искусстве этих народов нашей страны?

Почему нужно правильно питаться. Как ты думаешь, полезен ли такой обед?

в некотором царстве. Какие примеры грибов можно привести?

Наши помощники — органы чувств. У девочек при росте 115-125 см, – норма веса – 20-28 кг.

Луг и его обитатели. Почему листья донника называются тройчатыми?

Поле и его обитатели. Зависит ли их питание от места обитания?

Режим дня. Кто такой организованный человек?

Источник

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Объяснением подобного историко-культурологического феномена является толкование языческих верований, сводящихся к тому, что человек когда-то возымел желание «самому царствовать и всем владеть», игнорируя при этом сакральные богатства недр Матери-Земли – Сущности, прежде распоряжавшейся залежами руды и глины «по своему усмотрению».

Согласно убеждениям язычников, древние ремесленники-«бузотеры» в данном случае посягнули на «истоки», что и задолго после них продолжало считаться святотатством. Однако «властители огня» хотя и держались особняком от общества, но никогда не противопоставлялись ему – продукция кузнецов и гончаров на Руси во все времена была крайне востребована.

От язычника до Будулая

Амбивалентность статуса земных «хозяев огня» – гончаров и кузнецов впервые в ХХ веке научно попытался доказать румынско-французско- американский философ и религиовед Мирча Элиаде. У него даже земные руды были «заряжены мрачной сакральностью». Проявления прогресса общества на ранних этапах его развития, выражавшегося в добыче и последующей обработке металлической руды, Элиаде сравнивал с процессом искусственного прерывания беременности или кесаревым сечением у женщины (Матери-Земли, которая сама распорядилась бы имеющимся у нее богатством).

Элиаде считал, что плавильные печи у язычников символизировали искусственную утробу, где руда зреет и потом из нее рождается нечто изначально порочное, табуированное. Обращаться с «этим» должен только отщепенец, изгой – таким «акушером», по мнению историка, выступал кузнец, которого, как и шамана, знахаря и колдуна, в свое время причисляли к «хозяевам огня». Это были отчужденцы – их могли уважать, но в тоже время и бояться, сторониться, презирать. Впрочем, презрение зижделось прежде всего на чувстве зависти – мелкие, злобные людишки понимали, что в силу своей никчемности никогда не достигнут того же уровня мастерства, которым владели древние профи – кузнецы и гончары. Тому подтверждение – археологические раскопки – глиняные предметы посуды многовековой давности и металлические клинки времен Куликовской битвы подчас выглядят так, что хоть сейчас их в дело.

Примечательно, что отчужденность, «неприкасаемость» кузнецов-гончаров в отечественной истории, по всей видимости, на самом деле имела место быть. Хотя и не в классическом понимании этого термина – к париям кузнецы и гончары на Руси никогда не относились. Амбивалентность образа создателя-грешника, «хозяина огня», даже воплотили в произведениях искусства.

Вспомним замечательный советский фильм «Цыган», где донского кузнеца Будулая Романова сыграл Михай Волонтир. Кузница Будулая на отшибе, да и сам цыган чужой, не свой для односельчан. Даже его трудная любовь Клавдия (а потом и родной сын) смотрят на тяжелую работу кузнеца тайком, незаметно для Будулая – как на некое таинство, к которому непосвященным нельзя открыто приобщаться.

Может, и недолюбливали, но остро нуждались

Мирча Элиаде в своем исследовании приводит доказательства, что в древности, кузнецы и гончары были творчески интегрированными с другими личностями, обладавшими шаманскими способностями, а также вокально-инструментально-поэтическими дарами. Возможно, так и было, но это предположение не противоречит историческим реалиям, которые свидетельствуют о престижности профессий кузнеца и гончара.

Кузнецы на Руси были, пожалуй, самыми популярными ремесленниками. Нет ни одной общеизвестной русской народной сказки, где бы кузнец выступал отрицательным персонажем (впрочем, как и гончар). Практически все металлические предметы, требующие тепловой обработки и применяемые в быту, в хозяйстве и в военных действиях, испокон веку ковались профессиональными кузнецами. Даже лошади, основное средство передвижения на протяжении многих веков, и те подковывались ими.

Хороший кузнец (как и гончар) всегда имел неплохой заработок и мог содержать семью. Если и чурались самого «хозяина огня», то никогда не проходили мимо его качественно сделанного товара, и каждый раз воздавали за него сторицей.

Источник

Почему на Руси боялись кузнецов, зачем печники бутылки в кладке оставляли и другие древние секреты профессий

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Кузнецы, которые были в сговоре с потусторонним миром

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

В древние времена к кузнецам относились с особым почтением. Ведь они были способны даже победить Змея Горыныча, как гласили легенды. Люди считали, что кузнецы умеют лечить людей, «сковывать» их друг с другом. А так как эти мастера были способны изменять форму металла, следовательно, могли и «перековать» человеческую судьбу.

Неграмотные крестьяне не разбирались в технологиях ковки. Они думали, что так работать с металлом можно только после сговора с нечистой силой. Нередко в народе кузнецов называли хитрецами и колдунами.

Чтобы стать хорошим работником в этой области, требовалась большая физическая сила, а также знания и опыт. В те времена технологическое развитие было на низком уровне, и кузнецу нужно было хорошо знать особенности разных металлов.

Стать кузнецом было не каждому по силам, поэтому профессия была окутана легендами, кузнечное мастерство приравнивали к волшебству. Например, на чешском (близком к русскому) языке слово козни означает кузню, а кузнечество переводится как коварство. В народных заговорах часто использовали образ кузнеца.

Еще одной причиной недоверия к мастерам ковки было то, что кузни обычно строили на краю деревни, нередко у озера или реки. Крестьяне считали, что это делается для того, чтобы беспрепятственно общаться с нечистью. На самом деле кузнецы просто заботились о безопасности: в кузнице мастера работали с огнем, и если пламя вырвалось бы наружу, то не пострадали бы соседские избы. А вода — она обязательно пригодилась бы для тушения пожара. Все гораздо проще, чем придумывали односельчане, утрируя загадочность и неблагожелательность мастеров.

Мельники, ночующие на дне пруда

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

В древности крестьяне считали, что водяная мельница — своеобразная граница, на которой сталкиваются люди и нечисть болотная. Мельница считалась мужской территорией, на которую вход детям и женщинам был запрещен. Люди боялись бесов, потому строили мельницы подальше от деревень. Что качается хозяина, то есть мельника, то ему приписывали особые знания, с помощью которых он мог легко общаться с потусторонними силами. И те даже оказывали ему помощь.

Легенды гласят, что мельники не просто так получали расположение нечисти. Для этого им приходилось делать жертвоприношения. Это могла быть обычная еда: мука, крошки, сало, водка. Но не все так просто. Крестьяне верили, что мельники приносили в жертву черных животных. А самое жуткое — и странников, которые шли мимо мельницы ночью. Их якобы смалывали, словно зерно.

На мельников ставили печать «грешник, колдун», считали, что в Рай такие люди попасть не могут. А то, что работник был весь перемазан мукой, по мнению крестьян, он делал специально. Чтобы нечисть не приставала. Профессионализм мастеров не ценился, а относился к колдовству, постигать которое мельнику приходилось по ночам. Именно в темное время суток он спал на дне водоема, продав душу водяному. Вот это да!

Интересно, что сами мельники не особо спешили оправдаться. Им было даже выгодно, что про эту профессию распространяются страшные слухи — конкуренция меньше, можно спокойно передавать мастерство наследникам, а не задумываться о том, что кто-то может занять «хлебное» местечко.

Печники, способные напустить в дом чертей

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Еще одна группа людей, которых наделяли особыми способностями — печники. Ведь они строили печи, которые издревле занимали ранг самых мифологизированных предметов в доме. Печка была границей между миром живых и мертвых. Говорили, что с печником нельзя спорить, чтобы он не наслал на человека неприятности. Например, не запустил в избу чертей. Во избежание такой ситуации люди щедро оплачивали труд мастеров.

Как и мельники, печники не разубеждали народ в их заблуждениях. Более того, если плата за возведение печки была слишком скудной, мастер мог подшутить над жадным крестьянином. Например, заложить в печь пищалку-дудочку или горлышко от бутылки. При нагревании, от потока воздуха эти предметы издавали ужасные звуки, которые крестьяне считали криками и вздохами кикиморы. А надо было просто не жадничать!

Столяры, и их магические топоры

Ученые утверждают что кузнецы и гончары

Были и еще профессии, которых люди боялись и сторонились. Например, опасались общаться со столярами и плотниками, пастухами и гончарами.
Пастухи ассоциировались с колдунами. Говорили, что они дружат с лешим. Во время выгона скота пастух нередко читал заговор на охрану стада или проделывал специальный обряд. Понятно, ведь ответственность была велика. Однако это порождало страшные слухи. Мол, не зря у него коровы такие послушные, нечистая сила помогает.

Гончар был способен сделать из куска глины красивый кувшин. Наверняка в этом ему помогали черти. Значит, и порчу навести может. Крестьяне относились к огню с трепетом, а посуда обжигалась именно в нем. Значит, все, что создал гончар, может иметь магические свойства — горшок или иное изделие побывало в адском пламени.

Плотники и столяры считались воплощением зла, так как они пользовались топорами. А этот предмет магическими свойствами. Например, с его помощью можно было вызвать кикимор. А кому хочется, чтобы кто-то напустил на дом нечисть?

Ну а чтобы лучше понять, как жилось людям на Руси, нужно обязательно узнать секреты русских колодцев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *