Ученые предполагают что в русском языке

Ученые предполагают что в русском языке

(1)Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. (2)Все они «хранятся» в словарях, созданием которых занимаются лексикографы. (3)Выделяют энциклопедические и языковые словари. (4)Если вы хотите узнать о разных странах, их культуре и искусстве, если вас интересуют явления природы или если вам хочется окунуться в историю цивилизаций, обращайтесь к энциклопедическим словарям. (5)Языковые словари, к которым относятся орфографические, толковые, фразеологические, этимологические и некоторые другие, помогают правильно писать слова, узнавать их значение, историю.

Задание 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.

2) Предложение 2 бессоюзное сложное.

3) Предложение 3 простое безличное.

4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных.

5) В предложении 5 три грамматические основы.

Для решения задания необходимо провести синтаксический разбор предложений.

1) Предложение 1 сложноподчинённое. – верно.

2) Предложение 2 бессоюзное сложное. – неверно, сложноподчиненное предложение с определительным придаточным.

3) Предложение 3 простое безличное. – неверно, неопределенно-личное.

4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных. – верно.

5) В предложении 5 три грамматические основы. – неверно, две грамматические основы.

Выбираем цифры, под которыми содержатся верные высказывания.

В ответ записываем цифры без пробелов и запятых, в любом порядке.

Источник

Русский язык – один из богатейших языков в мире

Урок 6. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе

Ученые предполагают что в русском языке

Ученые предполагают что в русском языке

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Ученые предполагают что в русском языке

Ученые предполагают что в русском языке

Ученые предполагают что в русском языке

Конспект урока «Русский язык – один из богатейших языков в мире»

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

О богатстве русского языка мы наслышаны с детства. Разнообразие, поразительную меткость и необъятность русской речи воспевают писатели и учёные. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом – почему все считают русский язык таким богатым?

Богатство человека мы привыкли измерять в деньгах. Кроме того, есть и духовное богатство. Но чем измерить богатство языка? Может быть, количеством слов?

Ученые предполагают что в русском языке

Учёные уже не первый год пытаются понять – сколько же всё-таки слов в русском языке. Он не упрощает им задачу: постоянно появляются новые слова, а некоторые лексические единицы из обихода исчезают. Кроме того, неясно, как считать слова: только литературный язык? Или ещё и жаргоны, диалектизмы, профессионализмы?

В тысяча восемьсот сорок седьмом году был издан «Словарь церковнославянского и русского языка». В нём насчитывалось около 115 000 слов. В «Словарь живого великорусского языка», который был составлен Владимиром Ивановичем Далем, вошло около 200 000 слов.

Если же посмотреть на современные академические словари – то количество слов будет колебаться от 130 000 до 150 000. Но это слова литературного языка. Если же добавить к ним бесконечные диалектизмы и жаргонизмы – картина получится ещё более впечатляющей! Учёные предполагают, что счёт может доходить до 500 000 слов и более!

Но разве это делает русский язык самым богатым? В словарях английского языка как раз зафиксировано 500-600 тысяч слов, а всего их может быть до 1,5 миллиона. В греческом языке и вовсе насчитывается чудовищное количество слов: около 5 миллионов! Интересно, найдётся ли кто-нибудь с таким словарным запасом?!

Однако количество слов решает не всё. Ведь под одним словом может скрываться множество значений – словно похожие жильцы в одном доме. И русский язык по праву гордится количеством оттенков, вложенных в одно слово. Многие слова в русском языке многозначны. Например, у глагола идти – около сорока значений, у глагола держаться – более двадцати.

Это показывает, как русский человек познаёт мир: он сравнивает предметы между собой и наполняет слова новым смыслом! Вот, например, язык. Сначала слово обозначало только орган речи. Теперь мы можем увидеть и язык пламени, и язычок колокольчика или замка… даже у ботинок есть языки! А ещё язык можно съесть – и не только как мясное блюдо, но и как десерт. А о чём мы сейчас говорим? О богатстве русского языка!

Ученые предполагают что в русском языке

Это богатство проявляется ещё и в том, что практически любое слово может использоваться в переносном значении. А это ещё больше расширяет возможности их употребления!

Выходит, русское слово – это что-то наподобие швейцарского ножа с огромным количеством лезвий. Это универсальный инструмент, который может использоваться для чего угодно!

Возьмём прилагательное «острый» и посмотрим, как им можно воспользоваться. Можно обозначить им хорошо наточенное лезвие. А можно – проницательный ум. Или напряженный момент в фильме. Или язвительный, остроумный ответ. Или жгучий вкус какого-то блюда…

Но если одно слово может отвечать за столько значений – зачем вообще в русском языке столько слов? Потому что русский язык славится своим разнообразием! У его носителя должен быть выбор мельчайших оттенков значения!

В этом русскому языку немалую помощь оказывают синонимы, слова с одинаковым значением. Полные синонимы нужны, чтобы мы не повторялись в речи. Зачем повторять слово «громадный», если есть слово «огромный»? Зачем всё время говорить о «битве», если есть «сражение»?

Но есть синонимы, которые отличаются оттенками значения. И мы можем абсолютно точно выбрать подходящее нам слово. Старый человек? Уточним – пожилой. Старая мебель? Может быть, она ветхая? Или старинная? А тряпкамокрая, влажная или сырая? Такие синонимы подчёркивают особенности предмета, о котором мы говорим!

Но при помощи синонимов можно даже выбирать стиль речи! Ведь именно от них зависит, свирепствует повсюду инфекция, или просто к нам пристала какая-то зараза; собирается человек неторопливо вкушать деликатесы, или лопать борщ полной ложкой. Или даже жрать, совсем уж не уважая себя!

И если каждое слово – универсальный инструмент, то русский язык предлагает нам множество похожих универсальных инструментов. Которые чуть-чуть отличаются. Бери то, что лучше ляжет в речь!

Но и это ещё не всё! В русских словах заключена не только способность выражать разные значения и их оттенки. Многие из них могут ещё и выражать эмоции, отношение к происходящему!

Слова «благородный», «неустрашимый», «очарование» явно несут в себе что-то хорошее. А вот от таких слов, как «мазня», «болтун», «недотепа» веет чем-то отрицательным.

Некоторые слова мы и вовсе называем эмоционально-окрашенными. Такие слова в словарях имеют пометки: книжное, ироническое, бранное, уменьшительно-ласкательное и так далее.

Если вместо «запах» мы говорим «благоухание», то ясно, что мы прибегаем к книжной лексике. И явно говорим об очень приятном запахе. А вот словом «скупердяй» мы вряд ли назовём кого-то приятного. Здесь так и звучит неодобрение. А за словом «одежонка» так и прячется презрение и желание унизить…

Получается, что даже внутри самих слов в русском языке находится место дополнительным оттенкам и эмоциям! Очень часто эти оттенки передаются при помощи суффиксов – так называемых суффиксов оценки.

Вот книга – это обычное явление. А вот книжка – мы можем назвать книгу в разговоре или полунасмешливо. Книжечка – это ласково… А это? Ну точно, книжища! Ну, а если содержание книги совсем не понравилось? Пожалуй, книжонка. Или насмешливо, книженция? И ведь есть ещё книжица. Так небольшие книги-брошюры назывались в старину.

Итак, мало того, что в русском языке много слов. И каждое из них может нести или приобретать дополнительные смыслы и значения. Слова ещё могут выражать эмоции!

А ещё в русском языке постоянно образуются новые слова. И он крайне изобретателен в том, как эти новые слова образовать. Суффиксы и приставки? Это слишком просто! Можно ведь ещё и соединять слова или их основы между собой! Или вовсе комбинировать разные способы словообразования.

Но и этого русскому языку недостаточно! Поэтому некоторые сочетания слов стали устойчивыми! И обрели новые значения, которые вообще не выводятся из их внешнего вида!

Вот, например, фразеологизм «собаку съел». Если попытаться представить, что слова употребляются в прямом значении – картина получается жутковатая.

Ученые предполагают что в русском языке

Но это выражение обозначает специалиста, опытного в чём-либо человека.

Русская фразеология необычайно богата. Многие устойчивые выражения насчитывают несколько веков от роду. Неудивительно, что в них есть устаревшие слова: «бить баклуши», «не видать ни зги». Но коллекция фразеологизмов в языке постоянно пополняется: из художественных произведений, из фильмов и речи политиков, из газет и Интернета.

А сколько в русском языке пословиц и поговорок! Владимир Даль в своё время насчитал их около 30 000.

Всё это вместе и делает русский язык одним из богатейших и разнообразнейших языков в мире. Он – мастерская с невероятно точными, сложными инструментами, подходящими для любого случая. Он – сокровищница, из которой можно черпать богатства бесконечно.

Ученые предполагают что в русском языке

Корней Чуковский написал о русском языке книгу «Живой как жизнь». В ней он писал:

«Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз».

Источник

Ученые выявили особенности чтения на русском языке

Регистрация движений глаз при помощи видеоокулографа во время эксперимента

Психолингвисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Городского университета Нью-Йорка и Университета Штутгарта выяснили, чем отличается чтение на русском языке у разных групп читателей. Для этого они впервые использовали новый для билингвизма метод сравнения движения глаз взрослых носителей русского языка, русскоязычных детей и взрослых билингвов с разным уровнем владения русским языком. Результаты исследования опубликованы в журнале Reading Research Quarterly.

Совершенно иная картина появляется при рассмотрении паттернов чтения у второклассников. Дети читают предложения дольше (6 секунд), производят более длинные фиксации (690 мс), чаще перечитывают слова и намного реже их пропускают (9 %). Исследователи определили такой паттерн как “средний” или “промежуточный”. Следуя за выводами из предыдущих исследований детского чтения, ученые предполагают, что средний паттерн свидетельствует о трудностях, которые дети испытывают на локальном лексическом уровне, а именно начинающие читатели не так эффективны в декодировании букв в звуки как взрослые. Такая неэффективность затрудняет визуальное распознавание слова, и как следствие, замедляет лексический доступ к “ментальному лексикону” ребенка (т.е., связь между написанным словом и его устной репрезентацией).

Кластерный анализ, который авторы статьи использовали для сравнения паттернов чтения, показал, что “наследники” с более высоким уровнем владения русским языком также читают по промежуточному паттерну. Однако студенты РКИ и “наследники” с низким уровнем языка читают следуя третьему, начинающему паттерну. Для этого паттерна характерны самые длинные фиксации на словах (1054 мс) и соответственно самое долгое время на прочтение предложения (14 секунд), перечитывание слов и очень низкий процент их пропусков (6%).

Как отмечают авторы статьи, не всегда принадлежность к той или иной группе читателей означало следование единственному паттерну чтения. Так, многие дети и “наследники” (а иногда и студенты РКИ) читали предложения, следуя различным паттернам, что говорит о возможности переключения читателей с одного процесса на другой.

Источник

Вариант 13

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова — это ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает рядом определённых личностных качеств.

И одним из (_____) важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию.

(По материалам периодической печати)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью лексики — обилием терминов (интеллектуальными способностями, психология, профессиональные перспективы, навыки, фундамент и др.).

2) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные конструкции, обособленные члены предложения, ряды однородных членов предложения.

3) Использование во втором абзаце развёрнутой метафоры (Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает рядом определённых личностных качеств) в образной форме подтверждает содержание первого абзаца текста.

4) Содержания первого и второго абзацев противопоставлены. На это противопоставление в начале второго абзаца указывает слово «однако».

5) Описание и повествование в тексте передают наблюдения автора статьи, который делится личными переживаниями.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста. Запишите это местоимение.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова — это ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает рядом определённых личностных качеств.

И одним из (_____) важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию.

(По материалам периодической печати)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором (2) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Линия ровно расположенных однородных предметов, людей. Р. домов. Построиться в ряды. Идти рядами. В первых рядах (также перен.: в числе первых, среди передовиков).

2) Места для сидения в театре, кино и т. п., расположенные в одну линию. Сидеть в пятнадцатом ряду партера. Пробираться между рядами.

3) Некоторое количество чего-нибудь. Р. случаев. Есть р. исключений.

4) мн. Совокупность лиц, принадлежащих к какой-либо организации, группе, среде и т. п. В рядах борцов.

5) Ларьки, магазины, лотки, рыночные прилавки, расположенные в одну линию. Овощной р. Торговые ряды.

6) Полоса шириной в один взмах косы, в один захват косилки; прокос. Прокосить один р.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова — это ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает рядом определённых личностных качеств.

И одним из (_____) важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию.

(По материалам периодической печати)

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. МАСЛИЧНЫЕ культуры — это растения, возделываемые для получения масел.

2. После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

3. Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных переводов от клиентов.

4. Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над фашизмом.

5. ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В соревновании за почетный трофей приняло участие десять команд.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ УМНЕЙШИЙ знаток

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом1) Благодаря повышению уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Б) ошибка в построении сложного предложения2) Обращаясь к творчеству А.П. Чехова, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением3) Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым4) Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм5) Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
6) А.С. Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.
7) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.
8) Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины, природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.
9) Директор попросил тишины и внимания.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) благородный, касаться (поверхности), горизонт

2) формализм, приближаться, издалека

3) эффективный, мотивировать, эмалированный

4) вплотную, чарующий, гордиться

5) аргументировать, массивный, отредактировать

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) от..брать, п..знавательный, под..браться

2) неот..емлемый, выб..ется, из..ян

3) ра..царапать, бе..болезненно, и..бавиться

4) пр..брежный, пр..ступник, пр..добрый

5) ни.ложить, в..махивать, бе..домный

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

3) он наде…тся, вылет…вший

4) засмотр..шься, отмет…в

5) преобразу..мый, дремл..шь

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) влюбч..вый, подмиг..вать

3) (он) обид..тся, (он) бре..тся

4) размен. вать, вежл. вый

5) почу…ли, застенч. вый

Укажите все цифры, на месте которых пишется И.

Дорога от города вела только в посёлок, н(1) дальше, н(2) ближе н(3)кто в ней н(4) нуждался.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.

4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прокуратор поглядел на арестова(1)ого, затем на солнце, неукло(2)о подымающееся вверх над ко(3)ыми статуями гипподрома, лежащего далеко внизу.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле.

2) После просмотра той или иной картины все с живейшим интересом и совершенно серьёзно расспрашивали меня о битве трёх богатырей и чудесном спасении царевны.

3) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за её пределами.

4) За окном вагона виднелись бескрайние степи и белые вишнёвые сады и деревеньки на горизонте.

5) Поднялся небольшой ветер и капля свежей утренней росы упала мне на ладонь.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Под коркой льда (1) ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца (2) журчит (3) пробивающий дорогу к косогору (4) ручей.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Новая покупка будет как нельзя (1) кстати (2) в моём весеннем гардеробе.

Деревьев (3) кстати (4) за свою жизнь я посадил немало.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Казалось (1) что Ромашов стремился заглянуть в своё будущее (2) чтобы угадать (3) чем грозит ему это простое движение (4) которым (5) я потянул из папки лист бумаги и положил перед собой.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я пил чай в таком волнении (1) что не помню (2) ни с чем были эти булочки (3) ни почему вдруг я вскочил (4) и заторопился (5) а Нина больше не пыталась меня удерживать.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Большо́е Бо́лдино — село в Нижегородской области. (2)Ранее оно носило имя «Забортники» и было населено мордовскими племенами. (3)Такое название появилось от рода деятельности сельчан – собирательства меда диких пчел (бортничество). (4)Итак, Забортники – село за этим лесом.

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (З)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы. (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.

(13)— Мамочка! (14)Мамочка.

(15)Но она уже не слышала.

(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма.

(20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.

(23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра.

(31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

(43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

(44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая.

(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце.

(56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь.

(59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.

(62)Прости меня, родная!

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Рассказчик всегда, даже став взрослым, обращался к матери ласковым словом «мамочка».

2. Уезжая на фронт, рассказчик знал, что больше никогда не увидит свою мать.

3. НЗ — неприкосновенный запас жизни — пополнялся на фронте регулярно письмами из дома.

4. Рассказчик запомнил содержание маминых писем на всю жизнь.

5. Он был слишком молод и не читал между строк этих писем, поверил сочинённой матерью легенде.

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (З)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы. (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.

(13)— Мамочка! (14)Мамочка.

(15)Но она уже не слышала.

(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма.

(20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.

(23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра.

(31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

(43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

(44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая.

(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце.

(56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь.

(59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.

(62)Прости меня, родная!

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 7.

2. Предложения 18—19 противопоставлены по содержанию предложениям 16—17.

3. В предложении 57 содержится вывод, следствие из содержания предложения 56.

4. В предложениях 31—34 содержится рассуждение.

5. Предложения 35—40 включают описание.

1. (7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью.

2. (16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма.

3. (56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери.

4. (31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

5. (35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

Из предложений 35—40 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару).

(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

Среди предложении 15—18 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи однокоренных слов. Напишите номер этого предложения

(15)Но она уже не слышала.

(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Размышления-воспоминания автора посвящены самому дорогому человеку — матери — и самому тяжёлому и страшному периоду его жизни — войне, которые неразрывно связаны. Текст заканчивается словами раскаяния и прощения, к которым может присоединиться каждый из нас. И обычные (А) ____ (в предложениях 13, 62) становятся выразительным приёмом, передающим состояние автора и его отношение к матери. А (Б) _____ (в предложениях 59—61) многократно усиливает эмоционально-взволнованный рассказ автора. Синтаксические средства изобразительности (В) _____ (предложения 11—12, 37—38, 57—58) и (Г) ____ (предложения 29, 42) также способствуют этому».

1) обособленные члены

2) риторические вопросы

3) риторические восклицания

8) лексический повтор

9) публицистическая лексика

А. (13)— Мамочка! (62)Прости меня, родная!

Б. (59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.

В. (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь.

Г. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *