Ученые предполагают что в русском языке более 500

Ученые предполагают что в русском языке более 500

(1)Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. (2)Все они «хранятся» в словарях, созданием которых занимаются лексикографы. (3)Выделяют энциклопедические и языковые словари. (4)Если вы хотите узнать о разных странах, их культуре и искусстве, если вас интересуют явления природы или если вам хочется окунуться в историю цивилизаций, обращайтесь к энциклопедическим словарям. (5)Языковые словари, к которым относятся орфографические, толковые, фразеологические, этимологические и некоторые другие, помогают правильно писать слова, узнавать их значение, историю.

Задание 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.

2) Предложение 2 бессоюзное сложное.

3) Предложение 3 простое безличное.

4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных.

5) В предложении 5 три грамматические основы.

Для решения задания необходимо провести синтаксический разбор предложений.

1) Предложение 1 сложноподчинённое. – верно.

2) Предложение 2 бессоюзное сложное. – неверно, сложноподчиненное предложение с определительным придаточным.

3) Предложение 3 простое безличное. – неверно, неопределенно-личное.

4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных. – верно.

5) В предложении 5 три грамматические основы. – неверно, две грамматические основы.

Выбираем цифры, под которыми содержатся верные высказывания.

В ответ записываем цифры без пробелов и запятых, в любом порядке.

Источник

Русский язык – один из богатейших языков в мире

Урок 6. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Ученые предполагают что в русском языке более 500

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Конспект урока «Русский язык – один из богатейших языков в мире»

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

О богатстве русского языка мы наслышаны с детства. Разнообразие, поразительную меткость и необъятность русской речи воспевают писатели и учёные. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом – почему все считают русский язык таким богатым?

Богатство человека мы привыкли измерять в деньгах. Кроме того, есть и духовное богатство. Но чем измерить богатство языка? Может быть, количеством слов?

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Учёные уже не первый год пытаются понять – сколько же всё-таки слов в русском языке. Он не упрощает им задачу: постоянно появляются новые слова, а некоторые лексические единицы из обихода исчезают. Кроме того, неясно, как считать слова: только литературный язык? Или ещё и жаргоны, диалектизмы, профессионализмы?

В тысяча восемьсот сорок седьмом году был издан «Словарь церковнославянского и русского языка». В нём насчитывалось около 115 000 слов. В «Словарь живого великорусского языка», который был составлен Владимиром Ивановичем Далем, вошло около 200 000 слов.

Если же посмотреть на современные академические словари – то количество слов будет колебаться от 130 000 до 150 000. Но это слова литературного языка. Если же добавить к ним бесконечные диалектизмы и жаргонизмы – картина получится ещё более впечатляющей! Учёные предполагают, что счёт может доходить до 500 000 слов и более!

Но разве это делает русский язык самым богатым? В словарях английского языка как раз зафиксировано 500-600 тысяч слов, а всего их может быть до 1,5 миллиона. В греческом языке и вовсе насчитывается чудовищное количество слов: около 5 миллионов! Интересно, найдётся ли кто-нибудь с таким словарным запасом?!

Однако количество слов решает не всё. Ведь под одним словом может скрываться множество значений – словно похожие жильцы в одном доме. И русский язык по праву гордится количеством оттенков, вложенных в одно слово. Многие слова в русском языке многозначны. Например, у глагола идти – около сорока значений, у глагола держаться – более двадцати.

Это показывает, как русский человек познаёт мир: он сравнивает предметы между собой и наполняет слова новым смыслом! Вот, например, язык. Сначала слово обозначало только орган речи. Теперь мы можем увидеть и язык пламени, и язычок колокольчика или замка… даже у ботинок есть языки! А ещё язык можно съесть – и не только как мясное блюдо, но и как десерт. А о чём мы сейчас говорим? О богатстве русского языка!

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Это богатство проявляется ещё и в том, что практически любое слово может использоваться в переносном значении. А это ещё больше расширяет возможности их употребления!

Выходит, русское слово – это что-то наподобие швейцарского ножа с огромным количеством лезвий. Это универсальный инструмент, который может использоваться для чего угодно!

Возьмём прилагательное «острый» и посмотрим, как им можно воспользоваться. Можно обозначить им хорошо наточенное лезвие. А можно – проницательный ум. Или напряженный момент в фильме. Или язвительный, остроумный ответ. Или жгучий вкус какого-то блюда…

Но если одно слово может отвечать за столько значений – зачем вообще в русском языке столько слов? Потому что русский язык славится своим разнообразием! У его носителя должен быть выбор мельчайших оттенков значения!

В этом русскому языку немалую помощь оказывают синонимы, слова с одинаковым значением. Полные синонимы нужны, чтобы мы не повторялись в речи. Зачем повторять слово «громадный», если есть слово «огромный»? Зачем всё время говорить о «битве», если есть «сражение»?

Но есть синонимы, которые отличаются оттенками значения. И мы можем абсолютно точно выбрать подходящее нам слово. Старый человек? Уточним – пожилой. Старая мебель? Может быть, она ветхая? Или старинная? А тряпкамокрая, влажная или сырая? Такие синонимы подчёркивают особенности предмета, о котором мы говорим!

Но при помощи синонимов можно даже выбирать стиль речи! Ведь именно от них зависит, свирепствует повсюду инфекция, или просто к нам пристала какая-то зараза; собирается человек неторопливо вкушать деликатесы, или лопать борщ полной ложкой. Или даже жрать, совсем уж не уважая себя!

И если каждое слово – универсальный инструмент, то русский язык предлагает нам множество похожих универсальных инструментов. Которые чуть-чуть отличаются. Бери то, что лучше ляжет в речь!

Но и это ещё не всё! В русских словах заключена не только способность выражать разные значения и их оттенки. Многие из них могут ещё и выражать эмоции, отношение к происходящему!

Слова «благородный», «неустрашимый», «очарование» явно несут в себе что-то хорошее. А вот от таких слов, как «мазня», «болтун», «недотепа» веет чем-то отрицательным.

Некоторые слова мы и вовсе называем эмоционально-окрашенными. Такие слова в словарях имеют пометки: книжное, ироническое, бранное, уменьшительно-ласкательное и так далее.

Если вместо «запах» мы говорим «благоухание», то ясно, что мы прибегаем к книжной лексике. И явно говорим об очень приятном запахе. А вот словом «скупердяй» мы вряд ли назовём кого-то приятного. Здесь так и звучит неодобрение. А за словом «одежонка» так и прячется презрение и желание унизить…

Получается, что даже внутри самих слов в русском языке находится место дополнительным оттенкам и эмоциям! Очень часто эти оттенки передаются при помощи суффиксов – так называемых суффиксов оценки.

Вот книга – это обычное явление. А вот книжка – мы можем назвать книгу в разговоре или полунасмешливо. Книжечка – это ласково… А это? Ну точно, книжища! Ну, а если содержание книги совсем не понравилось? Пожалуй, книжонка. Или насмешливо, книженция? И ведь есть ещё книжица. Так небольшие книги-брошюры назывались в старину.

Итак, мало того, что в русском языке много слов. И каждое из них может нести или приобретать дополнительные смыслы и значения. Слова ещё могут выражать эмоции!

А ещё в русском языке постоянно образуются новые слова. И он крайне изобретателен в том, как эти новые слова образовать. Суффиксы и приставки? Это слишком просто! Можно ведь ещё и соединять слова или их основы между собой! Или вовсе комбинировать разные способы словообразования.

Но и этого русскому языку недостаточно! Поэтому некоторые сочетания слов стали устойчивыми! И обрели новые значения, которые вообще не выводятся из их внешнего вида!

Вот, например, фразеологизм «собаку съел». Если попытаться представить, что слова употребляются в прямом значении – картина получается жутковатая.

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Но это выражение обозначает специалиста, опытного в чём-либо человека.

Русская фразеология необычайно богата. Многие устойчивые выражения насчитывают несколько веков от роду. Неудивительно, что в них есть устаревшие слова: «бить баклуши», «не видать ни зги». Но коллекция фразеологизмов в языке постоянно пополняется: из художественных произведений, из фильмов и речи политиков, из газет и Интернета.

А сколько в русском языке пословиц и поговорок! Владимир Даль в своё время насчитал их около 30 000.

Всё это вместе и делает русский язык одним из богатейших и разнообразнейших языков в мире. Он – мастерская с невероятно точными, сложными инструментами, подходящими для любого случая. Он – сокровищница, из которой можно черпать богатства бесконечно.

Ученые предполагают что в русском языке более 500

Корней Чуковский написал о русском языке книгу «Живой как жизнь». В ней он писал:

«Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз».

Источник

Ученые предполагают что в русском языке более 500

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Тёртые ракушки, измельчённое стекло, уголь, какао, соль — вот чем люди пытались почистить зубы в разные времена, нанося их гусиными перьями, листьями и тряпочками. (2)А в египетских гробницах найдены острые палочки, явно похожие на зубочистки. (3)Ухаживать за зубами начали давно: для свежего дыхания жевали смолу и веточки. (4)Японским самураям их кодекс строго-настрого предписывал начищать зубы утром и вечером, до и после еды. (5)А у китайцев ещё тысячу лет назад появились зубные метёлки из конского волоса, первая зубная щётка тоже была привезена в Европу из Китая.
1) люди пытались почистить (предложение 1)
2) найдены палочки (предложение 2)
3) ухаживать (предложение 3)
4) кодекс предписывал (предложение 4) 5) щётка привезена (предложение 5)

3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Кошки живут на Земле уже более 25 миллионов лет, и одним из самых ранних и самых известных представителей семейства кошачьих был саблезубый тигр, имевший клыки длиной свыше 20 сантиметров. (2)Эти огромные звери охотились на крупных травоядных животных, мгновенно убивая их ударами мощных клыков. (3)Между большими кошками много различий: к примеру, львы, тигры и леопарды рычат, а ягуары, снежные барсы и гепарды — нет. (4)Большинство больших кошек ест лёжа — снежные барсы кормятся сидя. (5)У всех больших кошек, кроме гепарда, втягивающиеся когти, все они плотоядные хищники, и большинство из них, за исключением льва, охотятся в одиночку.
1) Одна из грамматических основ предложения 1 — тигр был.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством.
3) В предложении 3 есть однородные члены с обобщающим словом.
4) В предложении 4 две грамматические основы.
5) Первая часть сложного предложения 5 осложнена обособленным дополнением и обособленным определением.

4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Самая крупная кошка — тигр. (2)Существует несколько подвидов этого животного, причём все они находятся на грани исчезновения: к примеру, уссурийский тигр, самый крупный представитель кошачьих на земле, вес которого достигает 300 килограммов, обитает в холодных регионах России, и от суровых морозов его спасает толстый слой подкожного жира. (3)В тех краях добыть пропитание непросто, и в поисках добычи хищник-одиночка способен преодолевать огромные расстояния. (4)Толстая шуба уссурийского тигра имеет красновато-жёлтую окраску и зачастую светлее, чем у других его сородичей. (5)Белый цвет в его шкуре помогает тигру оставаться незаметным в сибирских снегах. 1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) В предложении 2 пять грамматических основ.
3) Во второй части сложного предложения 3 сказуемое составное именное.
4) Грамматическая основа предложения 4 — шуба имеет.
5) Предложение 5 односоставное безличное.

5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)В старину книги писались от руки, и поэтому работа продвигалась медленно. (2)Книги были бесценными: на изготовление одной-единственной книги-рукописи уходило иногда пять-семь лет. (3)Писцы обладали чётким и красивым почерком, каждая буква тщательно вырисовывалась, подбирались чернила. (4)Переписанные листы украшали рисунками, переплёты делали из деревянных досок, которые обтягивали кожей, на обложках размещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. (5)В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».
1) Предложение 1 сложное.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа — книги были.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Все простые предложения, входящие в состав предложения 4, односоставные безличные.
5) Предложение 5 — предложение с прямой речью.

6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Зрачок — это отверстие в центре пигментированной радужной оболочки. (2)Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. (3)При очень ярком свете она сужается, а зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. (4)При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. (5)3рачки могут расширяться, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например радостью или страхом.
1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) В предложении 3 простые глагольные сказуемые.
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена однородными сказуемыми.
5) Во второй части сложного предложения 5 сказуемое простое глагольное.

7. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы. (2)А вот происхождение этого слова знают далеко не все: если перевести его с латыни на русский язык, то получится «собачка», «щенок». (3)Каникулой древние римляне называли Сириус — самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. (4)В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие, тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. (5)Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом: бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа — знают не все.
3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
4) В предложении 4 две грамматические основы.
5) В первой части предложения 5 грамматическая основа — слово означает перерыв в занятиях.

8. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Здоровому взрослому ягуару нечего бояться в природной среде: пожалуй, единственное животное, способное справиться с ягуаром, — это гигантская анаконда. (2)Другое дело — люди: коренные обитатели джунглей Южной Америки иногда убивали ягуаров, но в большинстве своём всегда относились к ним с благоговением и не истребляли понапрасну. (3)Однако, став предметом охоты из-за своей красивой пятнистой шкуры, ягуар постепенно исчезает с лица земли. (4)Хотя торговля шкурами ягуара во всём мире запрещена, браконьеры всё ещё поставляют их на чёрный рынок. (5)Сокращению популяции ягуаров способствует и вырубка лесов — естественной среды обитания этих животных.
1) Первая часть сложного предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
2) В предложении 2 три грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено вводным словом.
4) В первой части сложного предложения 4 составное именное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным приложением

9. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Дерево какао не очень высокое, со стручками, растущими не на ветвях, а главным образом на стволе. (2)Удивительно и то, что эти стручки, от оранжевых до коричневых, имеют разную степень зрелости, благодаря чему урожай их можно собирать каждый месяц. (3)Дерево какао плодоносит непрерывно и притом считается редкой «неженкой», поскольку боится яркого солнечного света, требует постоянно высокой температуры, не может без частых проливных дождей. (4)Растёт дерево какао в «поясе какао», расположенном вдоль экватора, прекрасно чувствует себя в экваториальных лесах Мексиканского залива. (5)Издавна индейцы, проживавшие на территории современной Мексики, начинали многие свои ритуалы с чаши горького напитка, приготовленного из стручков дерева какао.
1) В предложении 1 одна грамматическая основа.
2) Первая часть сложного предложения 2 представлена двусоставным предложением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством.
5) Предложение 5 осложнено обособленными определениями.

10. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Вулкан — это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, пепла и наполовину расплавленной породы — лавы. (2)Частицы пепла падают на землю, покрывая её толстым слоем и спекаясь в лёгкий серый камень. (3)За миллионы лет из слоев лавы формируются вулканические горы: часто они весьма высоки и имеют форму конуса с кратером на вершине. (4)Многие вулканы находятся на морском дне — благодаря подводным вулканам образовались целые острова. (5)Так, в 1963 году внезапно начал извергаться подводный вулкан близ южных берегов Исландии, выбрасывая в воздух клубы пара и дыма.
1) Сказуемое в первой части сложного предложения 1 составное именное.
2) Предложение 2 простое двусоставное, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами.
3) Одна из грамматических основ предложения 3 — горы формируются.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 осложнено вводным словом и однородными сказуемыми

11. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2)Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (3)Лексика изменяется с каждой эпохой. (4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность, и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.
2) Грамматическая основа предложения 2 — достижения заставляют исчезать бесследно.
3) Грамматическая основа предложения 3 — лексика изменяется.
4) Предложение 4 содержит косвенную речь.
5) Предложение 5 сложносочинённое

12. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)В тропических морях некоторые виды полипов образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы. (2)Скелеты кораллов, образующие мощные известковые рифы, создают препятствия для судоходства. (3)Рифообразующие кораллы часто поселяются вдоль берегов островов, окаймляя их со всех сторон. (4)Если остров погружается в воду, то кораллы, продолжая расти вверх, остаются у поверхности моря. (5)Впоследствии из таких рифов образуются характерные кольцеобразные острова — атоллы.
1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным приложением.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) В предложении 3 две грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

13. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Древесная целлюлоза, которую получают из самых разных лесных пород: ели, сосны, эвкалипта, тополя, березы, каштана, является основным сырьём для производства бумаги. (2)Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы — механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. (3)Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идёт на производство, например, газет. (4)Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режется на мелкие щепы, которые погружаются в химический раствор и нагреваются под давлением. (5)Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные обёрточные материалы.
1) Придаточная часть сложноподчинённого предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
2) Подлежащее в третьей части сложного предложения 2 выражено относительным местоимением.
3) Грамматическая основа предложения 3 — бумага идёт.
4) В сложном предложении 4 есть придаточное изъяснительное.
5) Предложение 5 структурно неполное.

14. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. (2)Все они «хранятся» в словарях, созданием которых занимаются лексикографы. (3)Выделяют энциклопедические и языковые словари. (4)Если вы хотите узнать о разных странах, их культуре и искусстве, если вас интересуют явления природы или если вам хочется окунуться в историю цивилизаций, обращайтесь к энциклопедическим словарям. (5)Языковые словари, к которым относятся орфографические, толковые, фразеологические, этимологические и некоторые другие, помогают правильно писать слова, узнавать их значение, историю.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 бессоюзное сложное.
3) Предложение 3 простое безличное.
4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных.
5) В предложении 5 три грамматические основы.

Источник

Конспект урока по родному языку (русскому) на тему»Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.»(6 класс)

Родной язык (русский)

Тема урока : Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Цели образовательные: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий, закрепления умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;

— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности ;

— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений

Методы и приемы : словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль

Оборудование : словари, карточки, презентация

1 .Организационный этап.

Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке

Я настроиться вам помогу,

Чтобы были везучими.

Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите, на какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам подняться на ступеньку выше.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.

А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

— А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка, созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)

3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

— Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

Итак, давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

2) Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,

Лишь ты паришь, свой свет струя…

Меж тем в реке – из сизой стали В.Я.Брюсов

Влачится за струей струя.

5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово

1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

III. Закрепление изученного материала.

1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

Герой все время находится в подвесном состоянии.

В этот день я услышала много обидчивых слов.

Любой поступок заслуживает осуждения.

Студент быстро освоил материал.

Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

Она пришла в цветистом платье

А) значимые части слова и способы образования слов.

В) словарный состав языка

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

Ключ к тесту.Самопроверка

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные задания по карточкам:

1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения

1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр.

3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркнитеантонимы. Запись сделайте в тетрадях.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *