Ученые обнаружили что каменистые склоны

Ученые обнаружили что каменистые склоны

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена при употреблении паронимов «каменная-каменистая».

КАМЕННЫЙ — сделанный из камня или вообще к камню относящийся

КАМЕНИСТЫЙ —Состоящий целиком или частью из камней, обильный камнями.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕНИСТАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Источник

«Без Юпитера мы, возможно, сейчас бы жили на суперземле»

Метеориты рассказали, как образовались Земля и Марс

Ученые обнаружили что каменистые склоны

Ученые выяснили, как сформировались Земля, Марс и другие планеты земной группы. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Science Advances, с его содержанием ознакомилась «Газета.Ru».

На протяжении долгого времени у исследователей существовали две возможные модели формирования каменистых планет Солнечной системы. Согласно первой, они образовались в результате столкновения протопланетных эмбрионов внутренней части системы. Вторая модель предполагает, что они собирались постепенно из мелких, миллиметровых частиц, прилетающих из внешней Солнечной системы, подобно ядрам газовых гигантов.

Чтобы выяснить, какая из моделей соответствует реальности, ученые решили проанализировать не только земные образцы, но и доставленные с Марса. Однако поскольку еще ни один космический аппарат не доставил частицы марсианской породы на Землю, исследователи воспользовались марсианскими метеоритами. Падение на Марс древних астероидов выбрасывало в космос крупные куски, некоторые из которых со временем попали на Землю. Всего было проанализировано 22 грамма марсианского материала из 17 метеоритов, упавших в разные эпохи.

Кристоф Буркхардт и его коллеги из Вестфальского университета имени Вильгельма (Германия) провели радиоизотопный анализ образцов земной и марсианской породы. Одни и те же с химической точки зрения атомы могут иметь разное число нейтронов в ядре, например, уран-234 и 238 имеют 142 и 146 нейтронов соответственно. Соотношение этих изотопов зависит от многих факторов, в том числе, от происхождения материала и истории существования.

Исследователи проанализировали соотношение изотопов титана, циркона и молибдена в марсианских и земных образцах, а также в метеоритах из внешней и внутренней части Солнечной системы.

Они обнаружили, что каменные породы Земли и Марса по изотопному составу больше похожи на метеориты из внутренней части системы, и лишь четыре процента состава происходят из внешней.

Анализ большого числа марсианских метеоритов позволил преодолеть неопределенность, выявленную в ходе предыдущих исследований, причиной которой была маленькая выборка.

«Лишь несколько процентов строительных блоков этих двух планет прилетели из-за орбиты Юпитера. Таким образом, мы ответили на фундаментальный вопрос, из чего состоит Земля, и это позволяет понять, как она сформировалась», – говорят авторы.

Источник

Паронимы (страница 3)

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У многих произведений Шостаковича очень сложный РИТМИЧЕСКИЙ рисунок.

Многие рекламные агентства заказывают очень дорогостоящие исследования ПОКУПНОЙ психологии.

Никола Тесла прославился благодаря своему ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОМУ таланту.

Гюисманс написал роман о человеке, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ запросы которого были слишком велики и даже порой нелепы.

Пьер Безухов поссорился с Долоховым, хотя и был весьма ДИПЛОМАТИЧНЫМ человеком.

Ритмический рисунок (“относящийся к ритмике или подчинённый ей”). Пароним — ритмичный (“повторяющийся через равные промежутки времени” или “обладающий чётким ритмом”).

Покупательская психология (“относящаяся к покупателю”). Паронимы — покупательный (“относящийся к возможности купить”) и покупной (“относящийся к покупке, покупаемый”).

Изобретательский талант (“относящийся к изобретателю, изобретательству”). Пароним — изобретательный (“находчивый, способный изобретать”).

Эстетические запросы (“связанные с созданием или восприятием прекрасного” или “относящиеся к науке эстетике”). Пароним — эстетичный (“красивый, изящный, содержащий элементы эстетизма”).

Дипломатичный человек (“осторожный, уклончивый, искусный и тонкий в отношениях с другими”). Пароним — дипломатический (“относящийся к дипломатии и дипломатам”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Торквемада был очень ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ человеком.

Юноша был наделён ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ талантом, но всё равно решил стать бухгалтером.

ДЕМОКРАТИЧНАЯ партия потерпела поражение на выборах.

На создание школьной газеты была выделена МИКРОСКОПИЧНАЯ сумма.

Как и все масоны, Новиков придерживался ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ взглядов.

Изобретательный человек (“находчивый, способный изобретать”). Пароним — изобретательский (“относящийся к изобретателю, изобретательству”).

Исполнительский талант (“относящийся к исполнителю или исполнению какого-либо произведения”). Пароним — исполнительный (“старательный” или “имеющий своей задачей выполнение решений, постановлений”).

Демократическая партия (“основанная на принципах демократии”; слово чаще всего можно встретить в терминах). Пароним — демократичный (“содержащий элементы демократичности, демократизма, простой, относящийся к народу”).

Микроскопичная сумма (“очень незначительная по величине, размеру, объёму”). Пароним — микроскопический (“видимый только через микроскоп” или “производимый при помощи микроскопа”).

Просветительские взгляды (“относящиеся к просвещению, просветителю”). Пароним — просвещённый (“образованный, с высоким уровнем развития, культуры”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Любовь Татьяны к Онегину поначалу была БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ.

Иван вышел на берег и запел своим ЗВУЧНЫМ, хорошо узнаваемым голосом.

Многие люди думают, что КОСТНЫЙ мозг ничем не отличается от головного.

НЕСТЕРПИМАЯ боль пронзила всё его тело.

Считается, что термин “ВЕЧНАЯ мерзлота” ввёл князь Кропоткин.

Безответная любовь (“не получающая, не дающая ответа”; другое значение: “неспособный возражать, очень кроткий”). Пароним — безответственный (“не несущий или не сознающий ответственности”).

Звучный голос (“громкий, чистый, отчётливо звучащий”). Пароним — звуковой (“физический термин, относящийся к звуку”, или “записывающее или воспроизводящее устройство”, или “состоящий из звуков, обладающий звуком”).

Костный мозг (“прилагательное к существительному кость”). Пароним — костяной (“сделанный из гости”).

Нестерпимая боль (“превышающая терпение, с трудом переносимая”). Паронимы — нетерпеливый (“с трудом выносящий что-либо, выражающий нетерпение”), нетерпимый (“недопустимый” или “не считающийся с чужим мнением”).

Вечная мерзлота (“бесконечная, без начала и конца”). Пароним — вековой (“существующий многие годы, столетия”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сделайте глубокий ВДОХ и считайте до двенадцати.

На крыше был установлен огромный резервуар для сбора ДОЖДЕВОЙ воды.

В подвале был обнаружен пергамент, на котором сохранился небольшой ОТРЫВОК текста.

Полиция не могла понять, зачем парикмахер купил несколько больших МОРОЗИЛЬНЫХ камер.

Глубокий вдох (“каждое отдельное вдыхание воздуха”). Пароним — вздох (“усиленный вдох и выдох, обычно как выражение какого-либо чувства”).

Дождевая вода (“связанная с дождём, вызванная дождём”; другие значения: “несущий дождь, предназначенный для защиты от дождя”). Пароним — дождливый (“обильный дождями”).

Отрывок текста (“небольшая часть произведения, фрагмент”). Пароним — обрывок (“оторванный кусок” или “часть”).

Бедный студент (“малоимущий”; другие значения: “скудный” и “вызывающий жалость”). Пароним — бедственный (“тяжкий, связанный с несчастьем, горем”).

Морозильная камера (“предназначенная для замораживания”). Паронимы — морозный (“относящийся к морозу как явлению природы”) и мороженый (“подвергшийся замораживанию”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Греции нередко встречаются ВЕКОВЫЕ оливковые рощи.

ГОДОВАЛАЯ собака всё ещё считается щенком.

Чтобы сократить путь, им предстояло спуститься по КАМЕНИСТОМУ склону.

Официально установленные ПАМЯТНЫЕ даты связаны с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.

Возле стадиона “Лужники” часто можно увидеть КОНСКУЮ полицию.

Вековые рощи (“существующие многие годы, столетия”). Пароним — вечный (“бесконечный, без начала и конца”).

Годовалая собака (“в возрасте одного года”). Паронимы — годовой (“относящийся к целому году” или “получающийся к концу года”) и годичный (“продолжающийся в течение года”).

Каменистый склон (“покрытый камнем; тот, где много камней”). Пароним — каменный (“состоящий из камня”, или “неподвижный, безжизненный (например, о лице)”, или “безжалостный, жестокий (например, о характере)”).

Памятные даты (“сохранившиеся в памяти”). Пароним — памятливый (“обладающий хорошей памятью”).

Конная полиция (“состоящая из конницы”, или “действующая с помощью лошадей”, или “связанная с лошадьми”). Пароним — конский (“принадлежащий коню или относящийся к нему”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Меломан хотел купить АБОНЕМЕНТ в консерваторию, но обнаружил, что все они уже раскуплены.

Учитель вернулся к доске и сделал АРТИСТИЧЕСКИЙ жест левой рукой.

ЗАЧИНЩИК драки был арестован полицией.

Учёные уже несколько десятилетий пытаются создать ИСКУССТВЕННЫЙ интеллект.

Машенька НАДЕЛА розовое платье на свою новую куклу.

Абонемент (“документ, предоставляющий право на пользование чем-нибудь”). Пароним — абонент (“пользователь распространённого вида массовых услуг”).

Артистичный жест (“отличающийся артистизмом”). Пароним — артистический (“относящийся к артисту”).

Зачинщик драки (“тот, кто начинает что-то неблаговидное”). Пароним — зачинатель (“основоположник чего-либо”).

Искусственный интеллект (“ненатуральный, сделанный наподобие настоящего” или “притворный, неискренний”). Пароним — искусный (“хорошо знающий своё дело” или “хорошо выполненный”).

Надела платье (НАДЕТЬ “ЧТО-ТО”). Пароним — одеть (ОДЕТЬ “КОГО-ТО”).

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Было решено снести десять ЖИЛЫХ домов к концу квартала.

ИЗБИРАЯ такую профессию, вы не могли не задуматься о возможных последствиях.

Если вы хотите начать ходить в бассейн, то нужно оплатить одно посещение или сразу купить АБОНЕНТ.

Автор статьи обладает БЕДНЫМ словарным запасом.

Когда ВРАЖЕСКИЕ войска вошли в город, местным жителям уже некуда было бежать.

Абонент (“пользователь распространённого вида массовых услуг”). Пароним — абонемент (“документ, предоставляющий право на пользование чем-нибудь”).

Жилые дома (“предназначенные для жилья”). Пароним — жилищный (“связанный с использованием жилого помещения”).

Избирая профессию (“выбирая, отдав предпочтение кому-нибудь или чему-нибудь”). Пароним — выбирая (“определяя для себя нужное, предпочитаемое”).

Бедный словарный запас (“имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный”). Пароним — бедственный (“тяжкий, связанный с несчастьем, горем”).

Вражеские войска (“относящиеся к врагу, неприятелю”). Пароним — враждебный (“полный вражды, ненависти”).

Источник

Вариант 25

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) _____ вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.

2. Коралловый риф состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.

3. Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.

4. Когда коралловый риф опускается под воду, вулканический остров разрушается.

5. Коралловый риф, который имеет форму кольца, состоит из скелетов кораллов и образуется вокруг кратера вулкана; по мере разрушения вулканического острова риф поднимается выше.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. По мере того как

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Способ существования содержания (во 2-м знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. стиха.

4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Форма слова. Формы словоизменения.

5. перен.Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.

6. Установленный образец чего-н. Дать сведения о форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

В одном из приведённом ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Задача гимнастики — ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок и мышц.

2. Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.

3. Русский морской офицер Н.Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX — начала XX века, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.

4. Кошек принято считать необычайно ЖИВУЧИМИ, но на самом деле за этими домашними животными требуется серьёзный уход, и прежде всего они нуждаются в наблюдении ветеринара, определяющего правильный рацион питания.

5. На берегу Чёрного моря расположена знаменитая ЗДРАВНИЦА.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Оплатив счёт, заказанные книги хранятся в течение месяца.1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В журнале «Новом мире» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря хорошего образования наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Те, кто играл в спектакле, произвёл на зрителей огромное впечатление.5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

(камень) пр..ткновения, пр..смотревшись

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Причины миграции этих редких птиц ещё (НЕ)ИЗУЧЕНЫ.

2. Вдоль улиц громоздятся горы ещё (НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.

3. Лизу поселили в (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень светлой комнате с красивым окном.

4. Петю манили вовсе (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ уголки Земли.

5. Прохожий шёл по улице (НЕ)СПЕША.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.

2. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд Земли.

3. Призвание поэта — творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ТАК)КАК лишь немногим дано оценить его творения.

4. ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

5. КОЕ(ГДЕ) (В)НИЗУ можно было увидеть небольшие островки воды.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

2. Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.

3. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

4. Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

5. На улице было и тепло и сухо.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

И если внутри сплошное благополучие, если музыканта переполняет довольство от жизни, то он даже самое трагическое произведение будет исполнять, словно какой-нибудь популярный шлягер.

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника.

(2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.

(5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт.

(7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора.

(9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца.

(11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город.

(13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.

— (14)Ваш абонент не отвечает,— сказала она.

— (15)Этого не может быть. — возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились.

(17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую».

— (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить!

(19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала:

— А я вас уже видела. (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.

(22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке.

— (23)Я давно уже не заходил за письмами, — сказал он, — мы были в тайге. далеко.

— (24)Не заходили?! — почему-то радостно воскликнула она.

(25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога.

— (27)Есть! — торжествующе воскликнула она.

(28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю».

(30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась. (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её.

(34)Но она уже была далеко.

— (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! — возвещала она в микрофон.

(38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить?

(39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения.

* Анатолий Георгиевич Алексин (род. в 1924 г.) — советский писатель, драматург.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Работа геолога предполагает частые командировки.

2. Геолог — персонаж текста — с благодарностью вспоминает поступок телефонистки.

3. Сегодня письменное общение между людьми осуществляется в основном с помощью электронной почты.

4. Девушка-телефонистка догадалась о том, что геологу должно было адресовано сообщение, в котором объяснялось, почему абонент не вышел на связь.

5. Геолог не получил на почте долгожданного письма.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложении 2 содержится рассуждение.

2. Предложение 6 объясняет содержание предложения 5.

3. В предложениях 25-26 представлено повествование.

4. В предложениях 31-32 содержится повествование.

5. В предложениях 39-40 представлено описание.

Из предложения 26 выпишите фразеологизм.

Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Размышляя о поступке девушки-телефонистки, автор использует синтаксическое средство — (А) ______ (предложения 25, 40). Представление о характере девушки — персонажа текста — создаёт такая форма речи, как (Б) _____ (предложения 14—16, 18—21), а важность её работы подчёркивают тропы — (В) ______ (“телеграф и переговорный пункт. бодрствовали” в предложении 3)», (Г) _____ (“серьёзным, деловитым голосом” в предложении 11)».

4. ряды однородных членов

8. контекстные антонимы

9. разговорная лексика

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *