Учение торы что такое
Что такое Тора?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Тора — это слово имеет несколько значений. В узком смысле словом Тора часто называют Пятикнижие Моисея (Хумаш). В широком смысле под Торой подразумевается все учение иудаизма, включая всю Письменную Тору и Устную Тору (см. ниже). Слово «Тора» (תּוֹרָה) происходит от глагола «леорот» — «наставлять» — и может означать «учение», «закон». Тора была дана еврейскому народу на горе Синай и содержит учение Б-га о морали, Его воззрение на мир. Таким образом, Тора — это учение и наследие, данное Б-гом евреям и миру.
Тора является основой иудаизма и важнейшей ценностью для каждого еврея
Дарование Торы на Синае означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Но эта конституция составлена Б-гом, а не человеком.
Письменная Тора и Устная Тора [↑]
Практически Тора состоит из двух дополняющих друг друга частей: Письменной Торы и Торы Устной.
В пяти книгах Пятикнижия (Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим) говорится о развитии еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моше, предшествовавшей вхождению евреев в Святую Землю. Пятикнижие также содержит корни всех законов и основы мировоззрения иудаизма.
В книгах Пророков и Писаниях описаны события еврейской истории, начиная с правления Иеошуа бин Нуна (Иисуса Навина) и кончая построением Второго Храма. В них содержится объяснение многих концепций, формирующих основы теологии иудаизма.
Три части Письменной Торы — Пятикнижие, Невиим, Ктувим — вместе называются ТаНаХом (ТаНаХ — это аббревиатура трех слов, образована первыми буквами каждой из частей: Тора, Невиим, Ктувим).
Торой в узком смысле называют Пятикнижие Моисея (на иврите — Хумаш)
Устная Тора не менее важна, чем Письменная, т. к. является подробнейшим разъяснением последней. Ее предписания также были даны на горе Синай. Однако, в отличие от Письменной Торы, которая по определению всегда сохранялась в письменной форме, Устная Тора вначале передавалась устно из поколения в поколение. Такая форма вынуждала евреев посвящать больше времени совместному изучению Торы и, тем самым, гарантировала изучение закона под руководством учителя, который мог объяснить его должным образом. И только когда тяжелые социальные условия поставили под угрозу само существование Устной Торы, раби Иеуда Анаси принял решение записать ее. Результатом его труда стали шесть частей Мишны, работа над фиксацией которой была завершена к 3948 г. (188 г. н.э.).
Последующие поколения мудрецов составили объяснения и комментарии к Мишне, известные как Гемара.
Тот, кто углублялся в изучение Талмуда, знает, что это несравненный труд, включающий юридические вопросы, философские рассуждения, логические аргументы и поучительные истории. Неудивительно, что Талмуд занимал умы ученых в течение веков и до сих пор остается основой основ бытия еврейского народа
«Гемара» означает буквально «завершенность», т. к. ее составление знаменовало собой заключительное описание слов Всевышнего, сказанных Им на Синае. Однако изучение этих слов продолжается до настоящего дня.
Изучение Торы [↑]
Как сказано выше, завершение составления Талмуда не означает, что изучение Торы остановилось: на самом деле изучение Торы и открытия в ней не прекращаются. Мудрость Всевышнего бесконечна и многогранна — значит, бесконечен и процесс познания Его мудрости, заложенной в словах Торы.
Устная Тора существовала еще до Письменной Торы
Знатоки Торы составили нескончаемую серию комментариев и объяснений Торы, помогая тем самым передавать ее содержание и законоположения новым поколениям.
Различают несколько групп мудрецов-комментаторов: Сабораи (475—590 гг. н.э.), Гаоны (590-1038 гг. н. э. ), Ришоним — Первые комментаторы (ХI-ХV вв.) и Ахароним — Последние комментаторы (XVI в. и до наших дней). Среди них — такие выдающиеся мудрецы, как Раши, чьи комментарии к Танаху и Талмуду осветили путь последующим поколениям, Рамбам, чьи философские и законо-ведческие работы помогли бесчисленному количеству евреев постичь суть иудаизма, раби Йосэф Каро, чей непревзойденный труд по еврейскому закону — Шулхан Арух — дал точные объяснения обязанностям евреев.
Труды, объясняющие Тору все новым и новым поколениям, продолжают появляться на свет, что является свидетельством непреходящей ценности ее изучения. Вот что такое Тора — Б-жественное обращение к евреям и всему человечеству, изобилующее мировоззренческими и нравственными положениями, включенными в практическую ткань жизни.
Пятикнижие с толкованием РаШИ. Набор из 5 томов
Пятикнижие с толкованием РаШИ. Набор из 5 томов
ЧТО ТАКОЕ ТОРА
Тора (или “Хумаш”, также “Пятикнижие Моисеево” в христианских переводах) – важнейшая книга для еврейской религии. Книги Пророков, Писаний и даже Мишна являются закономерным продолжением Торы и невозможны были бы без нее.
Как устроена Тора?
Тора состоит из пяти книг, которые, в свою очередь, поделены на главы. Это деление в определенной степени условно. Оно сделано для того, чтобы “навигация” по книге была удобной и можно было легко отыскать нужное место.
Есть талмудическое правило: “Нет более раннего и более позднего в Торе”. Это означает, что в Торе порядок изложения событий не всегда совпадает с их последовательностью. Однако определенная последовательность, конечно же, есть:
Первая книга, “Берешит”, охватывает события от сотворения мира до ухода семьи праотца Яакова в Египет.
Вторая книга, “Шмот”, описывает пребывание евреев в египетском рабстве, рассказывает об Исходе из Египта, Синайском Откровении и эпизоде с созданием Золотого Тельца, а заканчивается описанием сооружения переносного Храма – Мишкана.
Третья книга, “Ваикра”, в основном посвящена законам жертвоприношений и обязанностям коэнов, а также законам ритуальной чистоты.
Четвертая книга, “Бемидбар”, содержит изложение множества важных законов, а также рассказывает о том, что происходило с еврейским народом в пустыне до перехода реки Иордан.
Пятая книга, “Дварим”, большей частью представляет собой обращение Моше к народу перед входом в Землю Израиля. Завершается книга описанием смерти Моше и перехода руководства народом к Йегошуа Бин-Нуну.
Как читать Тору?
Мудрецы талмудической эпохи и позднего времени, указывают на то, что лучше всего читать Тору на иврите, ибо любой перевод, по сути, является интерпретацией текста и не в состоянии передать всю полноту его смыслов. Однако все сходятся в том, что если человек не знает иврита, он должен изучать Тору на любом понятном ему языке. На нашем сайте мы предлагаем вам перевод, выполненный под ред. проф. Д.Йосифона.
Паршат-а-шавуа (Недельный раздел Торы)
Внутри каждой главы есть еще деление на семь частей. – по числу дней недели и по числу вызываемых к Торе в Шабат людей (более подробно о процедуре чтения Торы в синагоге – см. здесь). Распространенный способ индивидуального изучения “паршат-а-шавуа” – изучать по одному такому отрывку каждый день в какое-то установленное для себя время.
Но, конечно, можно изучать Тору с любого места и в любом объеме – главное, делать это как можно чаще, учат наши мудрецы.
Самостоятельное изучение
Для тех, кто только приступает к изучению главной Книги иудаизма, начать стоит со знакомства с русским переводом. Очень важно для ваших будущих штудий знать все основные сюжеты и последовательность их расположения в Торе, ориентироваться в описываемых событиях и действующих лицах. Это окажет вам неоценимое подспорье при чтении любых еврейских книг.
Здесь мы предлагаем вам текст письменной Торы. Но существует еще и большое количество комментариев к Торе, созданных еврейскими мудрецами на протяжении многих веков еврейской истории. Они поясняют почти все “непонятности” текста – содержательные, лингвистические, исторические. На русский язык переведен классический комментарий РаШИ (рабейну Шломо Ицхаки), также есть очень хороший и адаптированный для современного читателя комментарий “Сончино”. Но, подчеркнем, самым эффективным способом изучения Торы во все времена оставался и остается классический Бейт-Мидраш: исконно еврейская интерактивная форма учебы во главе с педагогом и в группе дружных учеников. В уютной обстановке, имея возможность обменятся мнениями, задать самые сложные вопросы и вместе отыскать к ним ответы, вы сразу почувствуете значительный прогресс. В нашей синагоге есть различные занятия. С расписанием занятий Вы можете познакомиться здесь.
Учение торы что такое
Библиотеки при синагогах довольно популярное место. Там часто собираются поодиночке или группами евреи. Они штудируют важнейшие иудейские творения. Что такое Тора, Танах и Талмуд? Для представителей других религий это может показаться странным, ведь у них подобные ситуации встречаются нечасто, и рядовой представитель конфессии с трудом ориентируется среди трудов, входящих, к примеру, в Библию или Коран. Но для евреев серьезное изучение источников собственной религии является показателем избранности народа.
Что такое Танах
Подобная истовость в изучении Священного Писания лежит в основе всей еврейской цивилизации. Прописанные в нем установки напрямую влияют на поведение рядовых граждан. Их беспрекословное исполнение стало той цементирующей силой, которая на протяжении многих столетий делала из разбросанных по миру евреев единый народ. Знание хотя бы общих представлений о них позволит лучше постичь сущность поступков евреев в различных ситуациях.
Танах считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека, древнейшие этапы истории народа вплоть до эпохи Второго Храма. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавлены некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника:
— Тора (Пятикнижие);
— Невиим (Пророки);
— Ктувим (Писания).
Разделение Танаха на 3 части соответствует жанру написанных творений и времени их сочинения. В Тору входит Пятикнижие Моисеево. В пророческие книги Невиим – ряд сочинений, которые могут относиться к историческим хроникам. Данный сборник сам делится на 2 раздела: «Ранние пророки» и «Поздние пророки». Ктувим помимо произведений израильских мудрецов включает в себя и молитвенную поэзию.
В Танах включены 24 книги, состав которых идентичен каноническому сборнику Ветхого Завета с несколько измененным порядком их расположения. Однако христианская традиция подсчета каждую из книг Ветхого Завета считает отдельным произведением, поэтому католические и православные теологи насчитывают в нем 39 книг. А вот еврейская традиция наоборот объединяет ряд произведений в один формат, что приводит к общему сокращению книг Танаха до 22 единиц, приравнивая их к числу букв еврейского алфавита.
Что такое Тора
Тора в буквальном переводе означает «учение, закон» и в широком смысле представляет собой совокупность иудейских традиционных религиозных законов. Представлена она Пятикнижием Моисеевым. Правда, в самих Книгах Моисеевых Торой часто называются отдельные заповеди или даже предписания.
У людей Тора появилась благодаря Моисею, услышавшего эти законы из уст Всевышнего. Законодатель иудаизма записал эти законы и передал их своему народу для исполнения. Однако для самих евреев Тора представляется гораздо более масштабным сочинением. Они уверены, что Торой руководствовался сам Создатель, когда создавал мир. Ашем держал Тору перед собой, смотрел на стихи и творил то, о чем читал. То есть, по еврейским понятиям она была генеральным планом, согласно которому строился существующий мир. Поэтому в Тору не могут вноситься никакие изменения, и она сама не может заменяться никакой другой книгой.
Данная книга изначально была создана как предельно сжатый конспект установок, согласно которым должны совершать свои поступки правоверные евреи. Однако как практически осуществлять данные установки, в ней не объясняется. В итоге реализация указанных в ней законов позволяет иметь большое количество вариантов, что в свою очередь могло бы повлечь за собой расшатывание единой еврейской веры. Чтобы этого не произошло, Моисею было дано две Торы – Письменная и Устная. Первая была им зафиксирована на пергаменте, после чего она была скопирована каждым из колен Израилевых. До сих пор для общественных нужд Письменная Тора переписывается от руки на пергаментные свитки.
Преподнося Моисею Устную Тору, Создатель передавал с ней детальные пояснения к письменному варианту еврейских законов. Моисей выучил ее наизусть, после чего передал эти знания Аарону с сыновьями. Они передали Устную Тору коэнам и главам колен, которые стали передавать ее следующим поколениям. Чтобы удаленные друг от друга в разных странах евреи не утратили единого стержня, несколько поколений мудрецов собирали воедино и записывали пояснения к Письменной Торе. Те толкования законов стали называться Мишной, что стало первым шагом к созданию Талмуда.
Что такое Талмуд
Мишна также подверглась детальной расшифровке, в итоге появился труд, именуемый Гмара. Но и на этом творческое осмысление положений Торы не остановилось. В Гмару также начали вноситься сообразные обстоятельствам разъяснения и толкования, что и привело к появлению Талмуда.
Уже несколько тысячелетий еврейский народ живет по собственным, разработанным некогда законам. На исполнение их не повлияли ни природные катаклизмы, ни приход завоевателей. Евреям помогают выстоять в разных ситуациях 3 важнейших древних труда: Танах, Тора и Талмуд. И если первые два из них являются базисными и не могут подвергаться каким-либо изменениям, то Талмуд развивается дальше, пока продолжается жизнь и появляются новые, ранее не учитывавшиеся обстоятельства.
Тора что это такое простыми словами, Талмуд, Танах
Простыми словами о Торе, Танахе и Талмуде
В основе жизни всей еврейской цивилизации лежит углублённое изучение печатных источников своей религии. Это свойственно не только представителям духовной верхушки. Поэтому в синагогах можно увидеть большие библиотеки, которые открыты для свободного доступа всех желающих. В них сидят по одиночке или группы людей, которые штудируют важные для иудеев творения. Для них углублённое изучение религии есть показателем избранности еврейского народа. Из-за этого их назвали Народом Книги.
Что представляют из себя Тора, Талмуд и Танах? Танах служит евреям собственным Священным Писанием. В нём описаны события, которые послужили при сотворении мира и при появлении человека. А также исторические этапы. Его разделили на 3 больших сборника:
Считается, что такое разделение на три части соответствует времени написания и жанру сочинений. Непосредственно в Тору входят пять книжек Моисея. В Невиим – ряд пророческих сочинений, которые можно отнести к историческим хроникам. Состоит из двух частей под названиями «Ранние пророки» и «Поздние пророки». Ктувим, в основном, состоит из мудрых мыслей и молитвенной поэзии.
«Танах» состоит из 24-х книг. Можно сказать, что их состав почти похож на Ветхий Завет. Там лишь несколько изменён порядок их расположения. Следуя христианским традициям подсчёта, православные и католические теологи насчитали там тридцать девять книг. Ну а еврейская объединила ряд несколько сочинений в один том. Это привело к существенному сокращению количества книжек до 22 штук. Получился порядок, который полностью соответствует числу букв в еврейском алфавите.
Про Тору
Если перевести буквально, то слово «Тора» обозначает «закон» или «учение». Иначе говоря, в ней собраны традиционные иудейские религиозные законы. Из уст Всевышнего их услышал Моисей. Потом всё услышанное записал и отдал своему народу. Согласно ей, они обязаны им подчиняться и выполнять. Книга является для иудеев не только масштабным сочинением. По своей значимости она похожа на генеральный план, по которому был построен весь окружающий нас мир. Полностью уверены, что Создатель руководствовался именно ей при создании мира.
Именно поэтому в неё категорически запрещено вносить какие-либо изменения.
Можно назвать её кратким конспектом установок, по которому правоверные иудеи должны всегда сверять свои поступки. Но как это делать на практике не объяснено. Из-за этого можно придумать множество вариантов для их осуществления. Чтобы избежать противоречий и недоразумений, существует 2 варианта. Устный и Письменный.
Когда создатель передавал законы Моисею, тот выучил всё наизусть. Затем передал свои знания Аарону. В дальнейшем знания выучили его сыновья и все последующие поколения потомков. С той целью, чтобы не было разночтений и ошибок их было решено собрать воедино и записать эти пояснения. Назвали Мишной. Это был первый шаг к появлению Талмуда.
Письменная была записана на пергаменте. Со временем это стало традицией. Именно поэтому все последующие экземпляры были переписаны только на пергаменте. Причём от руки.
О Талмуде
В дальнейшем Мишна была подвергнута более тщательной расшифровке. Благодаря этому появилась более расширенная версия под названием «Гмара». Но на этом не остановились. На свет появилось осмысление на более творческом положении толкований и вещей, разнообразней и обширней. Получило название «Талмуд». Можно сказать, что она является самой расширенной версией.
Несколько прошедших тысячелетий иудейский народ проживает под этими собственными, некогда разработанными законами. Ничто на них не повлияло. Природные катаклизмы, истребление и гонения, холокост не смогли пошатнуть веру народа в собственное предназначение. В этом помогают все три великих книги, которые дошли до наших дней. Пока есть жизнь — они будут служить источником веры и силы избранного народа.
В любом случае — это весьма интересное мировое наследие исторических ценностей.
Учение торы что такое
То́ра [1] (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон») в ашкеназском произношении: То́йро (юго-восточный диалект — Польша, Украина), Тэ́йро (северо-восточный диалект — Белоруссия, Литва) и Торра (сербский диалект) [2] — в широком смысле, совокупность еврейского традиционного закона.
Содержание
Определения термина
Высказывания, посвящённые Торе
Существует ряд определений Торы, данных выдающимися еврейскими раввинами и комментаторами в разные времена.
— Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве
— Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве
С точки зрения Каббалы, Тора: «… полное проявление действительности (Творца) человеку, ощущаемое как свет, называется „Тора“. Есть ещё множество определений, но все они — суть одного и того же явления: то, чем наполняется душа, что ощущается человеком в себе. Потому что кроме души (или, сосуда ощущения и постижения действительности) и Творца (света, Торы) нет больше ничего…» [3]
Происхождение Торы
Согласно традиционной религиозной точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.
Маймонид (Рамбам) в своей формулировке 13-ти догматов веры подчёркивает [4] :
8. Верую полной верой, что вся Тора, находящаяся ныне в руках наших, — это [Тора], данная учителю нашему Моше (да пребудет он в мире). 9. Верую полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца (благословенно Имя Его). По его мнению, отражающему официальную позицию иудаизма, эти два пункта являются одними из важнейших в мировоззрении иудея. Комментарии к ТореВ связи с тем, что текст Торы, а также её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), на протяжении веков мудрецы пытались комментировать отдельные её положения для остальных людей. Некоторые комментаторы, например Раши, подготовили комментарии практически к каждому предложению Письменной Торы. Кроме того, по данным традиции, Моисей на горе Синай вместе с Письменной Торой получил и устную, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд. Современные издания Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века. Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Есть мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). [5] Существует также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне). [6] Пшат и драшЕврейские комментаторы Торы выделяют в её тексте несколько слоёв. Первый и самый внешний называется пшат (букв. простой) — то есть простой, прямой смысл. Второй — ремез (букв. намёк) — «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам.» [9] Более глубинный — драш (букв. смысл) и есть смысл. Самый сокровенный — сод (букв. тайна) — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Мы интуитивно узнаём еврейский текст потому, что там, так или иначе, присутствуют все перечисленные смыслы. [10] Заповеди связанные с ТоройСвиток ТорыСе́фер-Тора́ (ивр. סֵפֶר תּוֹרָה , `Книга Закона`) — пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге (см. недельная глава), является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Для хранения используется футляр из ткани или дерева, а сам Сефер Тора хранится в особом шкафу (Арон кодеш), помещённом на центральном месте в синагоге. Заповеди, связанные со свитком ТорыЧтение ТорыВпервые публичное чтение священного текста «Книги Торы» упоминается в связи с реформой царя Иосии (Иошияху) (622 год до н. э.) (4Цар.22-23; 2Пар.34:14-33). Контекст, в котором упоминается «Книга Торы», позволяет предположить, что речь идёт не о Пятикнижии в целом, а лишь об одной из его книг — Второзаконии. Точно так же, когда в литературе периода вавилонского пленения говорится о «Книге Торы» или «Книге Моисея», контекст свидетельствует о том, что подразумевается книга Второзакония. [19] В самом Пятикнижии название «Книга Торы» встречается только во Второзаконии и всегда подразумевает само Второзаконие. Изучение ТорыИзучение включает в себя две повелевающие заповеди — изучать Тору самому и почитать обучающих ей и знающих её. Заповедь изучения Торы касается каждого еврея, независимо от общественного и материального положения. Каждому рекомендуется установить постоянное время после молитвы для самостоятельного изучения Торы. При совершенной невозможности самостоятельного изучения, следует максимально поддерживать тех, кто учится (в таком случае заповедь будет считаться исполненной). Традиционно, изучение Торы вменялось в обязанность мужчинам, однако женщинам также рекомендуется изучать разделы Торы, относящиеся к практическому исполнению заповедей. В иудаизме существует запрет на непосредственное изучение Торы неевреями. Он, однако, не распространяется на Семь заповедей потомков Ноя (разрешено изучать эти заповеди и отрывки, связанные с ними). Запрет изучения Торы неевреем не относится к тому, кто готовится принять гиюр. Существуют также мнения, что всё Пятикнижие разрешено к изучению. «По мнению ряда галахических авторитетов (р. Вайнберг, р. Кляйн, р. Файнштейн, р. Йосеф и др.), запрет преподавания Торы распространяется только на ситуацию, когда аудитория является целиком нееврейской. Однако можно обучать Торе еврея в присутствии неевреев, даже если последний при этом тоже сможет учиться.» По возможности, Тору следует изучать в оригинале — на иврите, поскольку в переводе смысл неизбежно искажается в той или иной степени. Кроме традиционного метода изучения (в синагогах) существует ещё несколько других методов: Переводы Торы
Уже много веков предпринимаются попытки перевести Тору на языки мира. Православной церковью используется [источник не указан 19 дней] перевод Торы на греческий язык, называемый Септуагинта (т. н. Перевод Семидесяти Толковников). Этот перевод был выполнен по требованию египетского фараона Птолемея Второго в середине III века до н. э. 72 евреями, а затем в него были внесены многочисленные «украшения» в духе греческой литературы того периода. Кроме того, в настоящее время название «Септуагинта» распространено на все греческие переводы ТаНаХа, в том числе не имеющие никакого отношения к переводу еврейских мудрецов. Ещё в Вавилонском Талмуде Рабби Иегуда писал [22] :
Православной Церковью Септуагинта считается одним из самых авторитетных текстов Ветхого Завета, хотя и не утверждена в качестве официального «канонического» текста. [источник не указан 19 дней] Ещё хуже [источник не указан 19 дней] обстоит дело с «Вульгатой» — используемым католиками переводом Библии на латынь, включающем и Пятикнижие. Этот перевод был сделан монахом Иеронимом в IV веке после недолгого [источник не указан 19 дней] изучения иврита. Перевод этот изобилует ошибками, связанными с незнанием языка. Самая известная из них — это перевод того места из книги Исход, где говорится, что — досл. «сияла кожа лица [Моше-рабейну]». Поскольку в иврите слово «керен» означает также «рог», монах именно так и перевёл это место, в результате чего последующие поколения католиков могли любоваться изображением Моисея (Моше-рабейну) с рогами на голове. [источник не указан 19 дней] Самый [источник не указан 19 дней] известный из переводов Торы — это Таргум Онкелос (перевод Онкелоса), сделанный во II веке Онкелосом, перешедшим в еврейство племянником римского императора Тита. Конечно, арамейский — язык, близкий к ивриту, и поэтому перевод на него позволяет сохранить многие из языковых особенностей оригинала; но главное — то, что Онкелос вложил в свой перевод такую массу информации, что, по существу, создал первый полный комментарий к Торе. В большинстве современных изданий Торы этот перевод печатают уменьшенными буквами рядом с текстом Торы, и традиция рекомендует изучать его наряду с комментарием Раши. Существуют и другие переводы: Таргум Йонатан бен Узиэль — на арамейский язык, перевод Саадъи Гаона на арабский язык и др. В последнее время [когда?] в Израиле было сделано несколько интересных [источник не указан 19 дней] переводов Торы на русский язык. [23]
|