Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку

Учение об аффектах.

«Под аффектами, — пишет Спиноза, — я разумею состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное». В отличие от Декарта Спиноза применяет понятие «страсть души» только к тем аффектам, где идеи смутны, а аффективные состояния пассивны. Несмотря на различие терминологии Декарт и Спиноза в принципе одинаково выделяют для исследования сложный, можно сказать, «комплексный» объект — состояние человеческого тела, возникающее, с одной стороны, под влиянием воздействия вещей внешнего мира, а с другой — благодаря определенному осознанию этих воздействий.

В учении об аффектах у Спинозы, как и у других мыслителей XVII в., ключевым является понятие души. Вводя это понятие, Спиноза снова подчеркивает значимость методологического правила: никогда не забывать о начальной причине всех духовных реакций, а именно о воздействии тел природы на человеческое тело. Понятие «душа» приобретает у Спинозы особое, достаточно конкретное содержание. Душой он называет именно процессы осознания человеком состояний собственного тела, определяемых воздействием вещей природы, — процессы, которые затем оказывают немалое влияние на всю духовную жизнь. Согласно Спинозе, душа — это сама возможность для человека воспринимать как состояния тела, так и идеи этих состояний, причем идеи могут быть не только ясными и отчетливыми, но и смутными. Для дальнейшего осмысления волевого и чувственно-аффективного аспектов человеческого действия такое определение души очень существенно. Прежде всего решительно отвергается представление о неких «внечеловеческих» абсолютных разуме, воле, стремлении и т.д. Раз все действия «души» причинно обусловлены именно воздействием тел природы на человеческое тело, а также вытекающим отсюда специфическим (сложным, часто неадекватным) осознанием состояний тела, то «абсолютным» духовным сущностям, в том числе и «безличным» страстям, не остается места.

На всех этапах анализа, осуществляемого в «Этике», видно стремление Спинозы воспроизвести цепь причинных зависимостей, начинающихся от действия внешних тел на человеческое тело. Спиноза в конце концов обнаруживает механизмы, не просто плавно и последовательно передающие телесные воздействия, но преобразующие их в человеческие аффекты. Это и есть наиболее интересный переломный момент в анализе. С одной стороны, воздействие тел природы на тело человека и вызываемые им ответные реакции «души» (ясное или смутное осознание воздействия, а также «осознание осознания») — первичная «клеточка», от которой Спиноза отталкивается при изучении аффектов. Но, с другой стороны, существенно то, что при объяснении специфики аффектов мыслитель отправляется не от физиологических констатации (тело природы — тело человека и его реакции), но от более сложного факта: состояния тела осознаются ясно, отчетливо или неадекватно. Итак, осознанность аффектов, по сути дела, и исследует Спиноза, опираясь на понятие души. Далее он устанавливает: осознание человеком воздействия внешних тел на его собственное тело протекает таким образом, что он может судить, благоприятно или неблагоприятно внешнее воздействие для тела (или, как говорит Спиноза, увеличивается или уменьшается этим воздействием способность человеческого тела к самосохранению и к действию). Тело человека, как и всякая вещь, стремится сохранить свое существование. Поскольку душа — не что иное, как осознание состояний тела, она также зависит от этого закона. «Душа, имеет ли она идеи ясные и отчетливые или смутные, стремится пребывать в своем существовании в продолжение неопределенного времени и сознает это свое стремление». «Благоприятственные» для души состояния — такие, которые увеличивают её способность к осознанию (мышлению).

Итак, в чем же существо того нового уровня анализа страстей, который начинается вместе с введением понятия души?

Философы верно исходили из того, что исследование сущности человека невозможно без изучения его чувственности, взятой и в виде деятельности органов чувств (связанной с работой мозга и нервной системы), наиболее элементарных «аффектов тела», и в виде более сложных аффективно-эмоциональных действий. Но далее они поставили вопрос о механизмах осознания человеком собственных страстей, о неразрывной связи аффектов и мышления как элементов «человеческой природы», о целостности человеческого Я как своеобразного единства страсти и мысли. Итак, был поставлен вопрос, который, как не без основания считали философы XVII в., имеет огромное значение и для научного познания природы человека, и для ее совершенствования. И поставлен он был в форме, которая соответствовала универсальным рамкам учения о человеческой природе: какое значение для человека имеет тот факт, что он испытывает страсти, что в нем неизменно и неизбывно заключено аффективное начало? На первом «витке» исследования считалось необходимым сначала выяснить все, что относится к наиболее «жесткому» уровню детерминации человека его «чувственной природой», а значит, и природной необходимостью вне человека. Делается ряд специфических выводов относительно страстей: некоторые аффекты таковы, что человек мало что может изменить в них; иногда аффекты столь сильны, что преследуют человека, сковывая его другие силы; аффект может быть уничтожен или «укрощен» только более сильным аффектом. Отсюда выводится особенно важный принцип: стремясь направить людей к добру и отвратить от зла, нельзя прибегать только к «чистым» доводам разума. Надо помнить о силе аффективных реакций. «Истинное познание добра и зла, поскольку оно истинно, не может препятствовать никакому аффекту; оно способно к этому лишь постольку, поскольку оно рассматривается как аффект». Даже и тогда,. когда есть связанное с чем-то случайным желание добра, оно может быть «подавлено» желанием вещей, «существующих в наличности». Истинное познание добра и зла иногда только возбуждает душевные волнения, а затем просто уступает место обычным вожделениям. Но это не означает, продолжает Спиноза, что усилия разума в обуздании аффектов безнадежны. Нам «необходимо знать как способность, так и неспособность нашей природы, дабы иметь возможность определить, на что способен разум в обуздании аффектов и на что нет». И поскольку разум не должен требовать «ничего противного природе», в учении об аффектах считается совершенно необходимым выяснить, какие аффективные реакции и какие механизмы испытывания аффектов для человека столь же неизбежны, как подчинение всем другим законам природы. Спиноза, вслед за Декартом, вносит в учение об аффектах, «страстях души», немало других конкретных разъяснений, познакомиться с которыми можно, специально обратившись к работам голландского мыслителя, особенно к его «Этике». Таковы основные идеи великого мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы.

Источник

Теория аффектов в антропологической модели Бенедикта Спинозы

Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку Дорогие друзья, мы рады представить вам Муньешули Жан-Пьера Инносановича, преподавателя Государственнго института Кино и Телевидения г. Санкт-Петербурга. Сегодня Жан-Пьер Инносанович с радостью предлагает вашему вниманию статью «Теория аффектов в антропологической модели Бенедикта Спинозы». Данный материал будет интересен педагогам ВУЗов и педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Жан-Пьера Инносановича:

«В статье рассмотрена мировоззренческая концепция Бенедикта Спинозы, которая интерпретирует Бога как природу или единую субстанцию, с этих позиций рассматриваются проблемы человека и особенности его сложного эмоционального духовного мира».

Познавательного чтения…

В статье рассмотрена мировоззренческая концепция Бенедикта Спинозы, которая интерпретирует Бога как природу или единую субстанцию, с этих позиций рассматриваются проблемы человека и особенности его сложного эмоционального духовного мира.

Обращение к главному труду Бенедикта Спинозы «Этика», вызвано интересом к системному подходу Спинозы при интерпретации природы как универсальной целостности, как некой уникальной единой субстанции, которая, полагая себя в модифицированных состояниях, составляет основание сложного психически-эмоционального бытия человека. Собственно говоря, его существование определяется взаимоотношением cо всем потенциальным многообразием целостной системы. Такое философское мышление и позволило нидерландскому мыслителю дать новое понимание человеческому существованию, которое определено желаниями и страстями. Впрочем, этот вопрос и на сегодня остается актуальным.

«Бог Спинозы- это бог разума и свободной философии, тождественный естественной причинности природного мира, при этом объективная закономерность совпадает с познавательными возможностями человека» [1, с.2]. Такая точка зрения представляет Бога как некую полноту бытия, и в этом смысле Спиноза говорит о бесчисленном множестве атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Бог Спинозы- эта имманентная в отношении природы логическая сущность, манифестация каузального порядка и связи всех вещей в природе.

Взаимоотношения между вещами характеризуются абсолютным детерминизмом, поскольку определены абсолютной природой атрибутов. Говоря о всеобщей мировой детерминации, Спиноза исключает как имманентную, так и трансцендентную телеологию, с тем, чтобы показать, что все происходит по законам природы, исключающим представление о чудесах и случайностях, которыми наполнено религиозное сознание.

Понимая человека как целостное существо, Спиноза выводит психологические феномены из взаимодействия тела с другими материальными объектами. Согласно 26 теореме части II: «Человеческая душа воспринимает всякое внешнее тело как действительно (актуально) существующее только посредством идеи о состояниях своего тела» [3, с.128]. Спиноза видел глубочайшую основу всех действий человека в стремлении к самосохранению и усматривал проявление данного закона в аффектах, под которыми он понимал состояния тела, побуждающие его к деятельности. Душа может переживать большие изменения переходить то к большему, то к меньшему совершенству, испытывая при этом аффекты удовольствия и, соответственно, неудовольствия.

Преодоление дурных аффектов связано с репрезентацией функционирования интеллектуальной модели разума, которая является немаловажной в моральном совершенствовании человека. В «Этике» рассматривается тематическое пространство, состоящее в познании адекватной идеи. «Под адекватной идеей я разумею такую идею, которая, будучи рассматриваема сама в себе без отношения к объекту, имеет свойства или внутренние признаки истинной идеи» [4, с.100]. Собственно говоря, адекватная идея – это критерий истины и инструмент обуздания страстей.

По Декарту, интеллектуальная интуиция увеличивает когнитивные возможности человека. Интуицией Спиноза объясняет возможность постигнуть целостность вещи, ее сущностную природу. Интеллектуальная интуиция для него есть совершенный род познания, это способ увидеть вещи с точки зрения «вечности», которая всегда открыта индивидууму.

Актуальное значение интеллектуальной интуиции было рассмотрено Спинозой в различных философских ракурсах. Он рассматривает интуицию не только как предельную совершенную форму познания с точки зрения когнитивного потенциала человека, но и как самое эффективное средство против таких «дурных» аффектов, как гнев, зависть, месть. Эти аффекты имеют своей причиной чувственный опыт, который не является, с точки зрения Спинозы, источником достоверных знаний.

Чувственное знание есть начальная ступень познания, характеризующая непосредственное отношение объекта с субъектом. Спиноза его толкует как беспорядочный смутный опыт. Хотя на нем, по его мнению, основаны такие науки как медицина и педагогика, теоретическая ценность которых не велика, ведь «чувственные идеи это только образы нашего представления» [5,с.10]. Смутность определена тем, что они содержат хаотичное множество воздействующих на наше тело объектов и это требует саморефлексии. Таким образом, в чувственном «смутном» опыте видно преобладание телесного над духовным, поскольку духовное в таком случае очень сложно выразить ясной и отчетливой идеей. Отсюда, опыт является формой познания, которая, по мысли Спинозы, приобретает форму аффекта.

Аффект есть «страдательное состояние духа», «постоянная смута». «Под аффектами я разумею состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи состояний тела» [6. C.158]. Если человек может быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом мы понимаем активное, в противном случае – пассивное состояние. Пассивность истекает от рассогласования природы человека и его представлений о вещах. Если мы связываем аффект с ясным представлением, он перестает быть аффектом и относится к душе в «понятии как таковом».

Спиноза подчеркивает мысль, что постижение вещи должно быть согласованно, ибо вещи, которые сходны с нашей природой, необходимо хороши. Они хороши постольку, поскольку они приносят нам удовольствие как переход от меньшего совершенства к большему. Моральное познание вещей не может происходить вопреки аффектам, поскольку из них вытекает понятие добра и зла, как аффекта удовольствия и неудовольствия. «Мы называем добром и злом то, что способствует сохранению нашего существования или препятствует ему, то, что увеличивает нашу способность к действию или уменьшает ее, способствует или ее ограничивает [7, C.238]. Мы называем вещь дурной или хорошей, смотря по тому, доставляет ли она нам удовольствие или неудовольствие» [8, C.243]. Отсюда следует, что отношения людей и вещей порождают собой добро и зло. Добро и зло существуют как модусы нашего мышления и приобретают актуальное значение лишь только в отношении к какому-либо предмету. Подчеркивая гносеологический аспект этих понятий, Спиноза говорит о них как об аффектах удовольствия и неудовольствия, которые в силу своего воздействия на человека способны рождать желание.

«В желании выражается сущность человека,- знаменитое высказывание нидерландского мыслителя …» Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо ее данным состоянием» [9, с.213]. С точки зрения Спинозы, желание есть влечение с сознанием его.

Примечательно, что в философии Спинозы конкретный индивидуум рассматривается как желание, как импульс. Будучи модусом единой субстанции, действование человека составляет актуальную сущность его бытия. При этом душа, имеет ли она ясные или смутные идеи, стремится пребывать в своем существовании по той причине, что человек, как и любое проявление субстанции не заключают в себе ничего такого, через что могло бы их уничтожить. А значит, любая вещь, как и другой любой индивидуум, стремятся пребывать в своем бытие насколько это возможно. В значительной степени концептуальную линию рассмотрения желания проводил и Зигмунд Фрейд.

В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд исходит из того, что существуют желания, которые человек реализует во сне чисто в символической форме. Он утверждал, что все желания являются эгоистичными и эротическими по своей природе. В конечном счете, все они относится к детству. Так, например, у взрослого человека желания исходят из подсознательной системы, а у ребенка это есть неосуществленное желание последующей бодрствующей жизни. Немаловажной в позиции Фрейда является рассмотрение человека при столкновении его с жизненными процессами, где, пытаясь удовлетворить потребность, человек производит ассоциации удовлетворения потребности, порождая психические движения, которые и есть желания в фрейдовской интерпретации. Во многом эти идеи Фрейда являются созвучными со спинозовскими принципами рассмотрения желания.

Такую же аналогию можно найти и у французского психоаналитика Жака Лакана. В центр своего внимания он ставит проблему рассмотрения желания как некой центральной функции, формирующей человеческий опыт. По сути, эта некая организация собственного Я, понимания мира человеком.

Попытка Спинозы рассмотреть человека в единстве со всей природой, как модуса единой субстанции с его сложной, многообразной эмоциональной жизнью, дало немало плодов в понимании работы психики человека и устройства его духовного мира в последующей мысли развития философской антропологии.

1.О.Э. Душин «AmorDeiintellectualis» Спинозы и пафос научного познания в советской культуре. Стр. 1.

2.Б. Спиноза. Этика/М.: Академический Проект,2008. Стр.56

3.Б. Спиноза. Этика/М.: Академический Проект,2008. Стр.128

5.Соколов В.В Предисловие к «Этике» С.10

Источник

Учение об аффектах Бенедикта Спинозы

Характеристика этических воззрений великого голландского философа Бенедикта Спинозы. Ознакомление с его учением об аффектах (удовольствии, неудовольствии, желании). Определение души (благоприятные и неблагоприятные состояния и их осознание человеком).

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления17.05.2011
Размер файла19,8 K

Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

на тему: Учение об аффектах Бенедикта Спинозы

Учение об Аффектах

спиноза философ аффект душа

Итак, в чем же существо того нового уровня анализа страстей, который начинается вместе с введением понятия души? Философы верно исходили из того, что исследование сущности человека невозможно без изучения его чувственности, взятой и в виде деятельности органов чувств (связанной с работой мозга и нервной системы), наиболее элементарных «аффектов тела», и в виде более сложных аффективно-эмоциональных действий. Но далее они поставили вопрос о механизмах осознания человеком собственных страстей, о неразрывной связи аффектов и мышления как элементов «человеческой природы», о целостности человеческого «Я» как своеобразного единства страсти и мысли.

Итак, был поставлен вопрос, который, как не без основания считали философы XVII в., имеет огромное значение и для научного познания природы человека, и для ее совершенствования. И поставлен он был в форме, которая соответствовала универсальным рамкам учения о человеческой природе: какое значение для человека имеет тот факт, что он испытывает страсти, что в нем неизменно и неизбывно заключено аффективное начало? На первом «витке» исследования считалось необходимым сначала выяснить все, что относится к наиболее «жесткому» уровню детерминации человека его «чувственной природой», а значит, и природной необходимостью вне человека. Делается ряд специфических выводов относительно страстей: некоторые аффекты таковы, что человек мало что может изменить в них; иногда аффекты столь сильны, что преследуют человека, сковывая его другие силы; аффект может быть уничтожен или «укрощен» только более сильным аффектом. Отсюда выводится особенно важный принцип: стремясь направить людей к добру и отвратить от зла, нельзя прибегать только к «чистым» доводам разума. Надо помнить о силе аффективных реакций. «Истинное познание добра и зла, поскольку оно истинно, не может препятствовать никакому аффекту; оно способно к этому лишь постольку, поскольку оно рассматривается как аффект». Даже и тогда, когда есть связанное с чем-то случайным желание добра, оно может быть «подавлено» желанием вещей, «существующих в наличности». Истинное познание добра и зла иногда только возбуждает душевные волнения, а затем просто уступает место обычным вожделениям. Но это не означает, продолжает Спиноза, что усилия разума в обуздании аффектов безнадежны. Нам «необходимо знать как способность, так и неспособность нашей природы, дабы иметь возможность определить, на что способен разум в обуздании аффектов и на что нет». И поскольку разум не должен требовать «ничего противного природе», в учении об аффектах считается совершенно необходимым выяснить, какие аффективные реакции и какие механизмы испытания аффектов для человека столь же неизбежны, как подчинение всем другим законам природы. Спиноза, вслед за Декартом, вносит в учение об аффектах, «страстях души», немало других конкретных разъяснений, познакомиться с которыми можно, специально обратившись к работам голландского мыслителя, особенно к его «Этике». Таковы основные идеи

великого мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы.

Список используемой литературы

1. http://mirslovarei.com/content_fil/SPINOZA-UCHENIE-OB-AFFEKTAX- 2302 html

2. Б. Спиноза. Избранные произведения. В двух томах. Том I. Москва. Госполитиздат. 1957

3. Коников И.А. Материализм Спинозы. Москва. Наука. 1971

Источник

Учение Б.Спинозы об аффектах (Психология)

Спиноза даёт следующее определение аффекту: под аффектом он понимает состояние тела и идею этого состояния, уменьшающие либо увеличивающие способность человека к действию. Аффекты благоприятствуют или наоборот, подавляют эти состояния. Стоит заметить, что как тело не определяет мышление души, так и душа не способна определять движение тела. Однако в человеке тело и душа составляют единое целое, направляя различные атрибуты этого целого, мышление и протяжение. Спиноза выделяет только три основных аффекта, на базе которых строятся все прочие. Такими основными аффектами Спиноза называет пару удовольствие-неудовольствие и желание. Спиноза указывает, что любая вещь стремится, в возможной для нее мере, находиться в своем существовании, причём если такое стремление идёт от души, то оно осознанно. Такое стремление Спиноза называет действительной сущностью вещи.

Спиноза указывает, что если это стремление относится только к душе, то оно представляет из себя волю человека, если и к душе, и к телу – является влечением, если влечение осознанно, то его следует называть желанием.

Человек стремится к достижению удовольствия, к повышению совершенства души. К вещам, которые помогают этому, человек испытывает любовь, к тем, которые этому мешают – ненависть. Однако стоит заметить, что эти чувства достаточно непостоянны. Человек может распространять своё отношение к одной вещи на схожие с нею. Непостоянен и знак отношения: любовь может легко сменяться ненавистью и наоборот, причём новое чувство будет тем сильнее, чем сильнее было предшествующее ему. Аффекты могут смешиваться при совместном проявлении, переходить на схожие объекты, менять свою полярность в зависимости от их сочетаний и влияний на ощущение человеком удовольствия и неудовольствия. Причиной удовольствия, неудовольствия и желания может стать абсолютно любая вещь. Такие вещи человек может поделить на необходимые, возможные и случайные. Обыкновенно оказываемый необходимой вещью аффект сильнее, чем аффект от вещи, представляемой возможной, который, в свою очередь, сильнее аффекта от случайной вещи. При этом, однако, к свободным вещам чувства человека сильнее, чем к необходимым. Спиноза видит в этом причину привлекательности людей друг для друга, так как люди являются в большей мере свободными относительно других людей.

Люди стремятся к тому, чтобы другие люди разделяли их взгляды и имели схожие отношения любовь-ненависти к одним вещам. На основе этого человек строит своего отношения с окружающими людьми, чувствует неудовольствие, когда другие хорошо относятся к тому, что сам человек ненавидит, и его ненависть может перейти на не разделяющих его взгляды. Обратная ситуация так же возможна, как возможен и такой же процесс относительно любви.

Спиноза считает главным удовольствием для души её соответствие идеям разума, следование здравому смыслу, стремление познавать и совершенствоваться, а также альтруистические мотивы, стремление делать мир лучше, помогать окружающим.

Источник

Учение Б. Спинозы об аффектах

Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку

Учение спинозы об аффектах утверждает что добро это то что приносит человеку

Спиноза рассматривал действия внешних тел на человеческое тело и как источник аффектов. Процессы осознания человеком состояний собственного тела и идеи этих состояний Спиноза называл душой. Эти идеи могут быть ясными или смутными.

Он полагал, что осознавая воздействия внешних тел на его собственное тело человек судит благоприятно или неблагоприятно внешнее воздействие для тела. Тело же стремится сохранить свое существование. Так как душа — это осознание состояний тела, она также также стремится сохранить свое существование и сознает это свое стремление.

Спиноза описал ряд особенностей страстей. Некоторые аффекты таковы, что человек не может изменить их. Иногда аффекты столь сильны, что преследуют человека, сковывая его другие силы. Аффект может быть изменен только более сильным аффектом. Отсюда выводится особенно важный принцип: стремясь направить людей к добру и отвратить от зла, нельзя прибегать только к «чистым» доводам разума. Но это не означает, что усилия разума в обуздании аффектов безнадежны.

Эволюционная теория Ч.Дарвина

В 1872 году Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая по-новому раскрывала связи между организмом и эмоциями. Он изучал выражение эмоций у человекообразных обезьян и слепорожденных детей и обнаружил много общего в экспрессивно-телесных явлениях. На основе этих наблюдений он создал теорию эмоций, которая получила название эволюционной. В соответствии с этой теорией эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важный приспособительный механизм, который обеспечивает приспособление живых существ к условиям жизни. Страх, например, придавал им дополнительную энергию, например, для спасения бегством от источника опасности.

Телесные проявления эмоций Дарвин рассматривал как рудименты реальных приспособительных реакций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *