Учебник для спо что это значит

У техникумов и колледжей появится свой Федеральный перечень учебников

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования:

– С 2015 года колледжи и техникумы полностью самостоятельно определяют, какие учебники использовать в учебном процессе.
Тогда Минобрнауки упразднило требования по обязательному рецензированию или присвоению грифов учебным изданиям в среднем профессиональном образовании. В том числе поэтому использование учебников в СПО отрегулировано сейчас гораздо менее тщательно, чем на школьном уровне, где принят Федеральный перечень учебной литературы.

При принятии решений в данном вопросе надо отталкиваться от того, что в среднем профобразовании используются два типа учебников: по предметам общеобразовательной программы и по профессиональным дисциплинам.

Так как колледжи и техникумы могут задействовать для реализации программы любые учебники, сейчас содержание ее общеобразовательной части может существенно отличаться от того, что изучают ребята в 10‑11‑х классах. Конечно, учебник – это всего лишь один из элементов учебного процесса. И основное содержание осваиваемого предмета задает преподаватель. Но необходимо единство базовых требований к общеобразовательным дисциплинам в школе и колледже. При этом за колледжами нужно сохранить свободу руководствоваться собственным мнением и оценкой в выборе учебников из утвержденного перечня. Этот перечень должен составляться с учетом особенностей системы СПО. Ведь профильная ориентация программы во многих колледжах начинается с ее общеобразовательной части.

Что касается учебников по профессиональным дисциплинам, то в их случае была бы возможна экспертиза со стороны представителей работодателей или экспертов профильных советов по профессиональным квалификациям. Например, экспертную оценку учебников для будущих учителей могут проводить представители СПК в сфере образования. На основании их рекомендаций колледжи и техникумы могли бы принимать решение о включении тех или иных учебников в свой учебный процесс.

Александр МАМКИН, преподаватель техникума, региональный активист ОНФ, Курская область:

– У этой проблемы несколько аспектов. С одной стороны, как-то надо наводить порядок в многообразии учебников. Учебники в России превратились в бизнес, поставленный на поток. Они пишутся быстро, а еще быстрее проверяются. Требования к учебникам по истории содержатся в Историко-культурном стандарте, но он предельно перегружен фактологическим материалом. Количество дат, понятий, персон в этом документе превышает все разумные пределы. Может ли ученик заучить и усвоить все, что там есть?
Многие практикующие историки сомневаются. Мы изучаем историю галопом по Европам, и качество образования падает.

С другой стороны, ситуация с наличием учебников во многих учреждениях откровенно пугает. Например, я работаю в Суджанском сельскохозяйственном техникуме. На 120 учеников всего 20 учебников, выпущенных более 10 лет назад. Нехватка учебников катастрофическая. Переход на электронные учебники возможен только в том случае, если у 25% студентов есть возможность одновременно работать в библиотеке с компьютерами, и у каждого должен быть ПК дома или в общежитии. В сельской местности это недосягаемый показатель. Конечно, бумажные учебники необходимы. Переход на «цифру» может ухудшить ситуацию. Хочется верить, что федеральная экспертиза отсеет откровенно некачественные учебники.

Андрей ПОВЕРЕННЫЙ, учитель истории и обществознания средней школы №36 с углубленным изучением иностранных языков, Петрозаводск:

– При ответе на вопрос о качестве учебной литературы в учреждениях СПО стоит учитывать специфику учебного процесса. В школах сейчас в 10‑11‑х классах проходят только историю XX века, что позволяет рассмотреть этот период очень подробно. В колледжах и техникумах историю начинают изучать с древнейших времен, соответственно, некоторые темы, особенно касающиеся XX века, ребята проходят в конце года, когда много праздников и преподаватели что-то дают для самостоятельного изучения.
Естественно, и учебники для колледжей составлены так, чтобы уместить туда большой объем информации. Кроме того, в колледжах и техникумах на изучение истории отводится намного меньше часов, чем в школе. Чтобы внедрить учебники из Федерального списка в учреждения среднего профессионального образования, необходимо провести большую работу с учебными планами и методикой преподавания в этих учебных заведениях.

Галина КУЗНЕЦОВА, методист медицинского колледжа №1, Москва:

– Когда я сама была студенткой, специальных учебников для СПО не было. Мы занимались по вузовским, а все самое главное разбирали на лекциях с преподавателями. С уверенностью могу сказать: уровень вузовских учебников был нам, 15‑16‑летним девчонкам, под силу. Когда я пришла в колледж на должность преподавателя информационных технологий, поначалу тоже использовала литературу для высших учебных заведений. Но потом появились книги специально для нас. По специальным дисциплинам, насколько я знаю, особой популярностью у студентов пользуются учебники, написанные работающими преподавателями. Лично я считаю, что такого рода учебная литература должна выполнять роль справочника: краткая, сжатая теория, система вопросов и заданий. Все-таки СПО – это упор на практику. Учебник выступает в роли скелета, основы, на которую нанизываются различные активности, организуемые преподавателем на занятиях. Что же касается Федерального перечня, то сейчас вводится система профстандартов. Если есть достоверные данные о том, что, обучаясь по тем или иным учебникам, все студенты достигают необходимого по стандарту минимума, то было бы здорово, если бы такой перечень появился и у нас. Главное, чтобы авторы этого перечня были практиками из соответствующих отраслей и не лоббировали своих знакомых.

Александра КРАВЧЕНКО, директор Россошанского химико-механического техникума, Воронежская область:

– Если бы для учреждений СПО был принят Федеральный перечень учебной литературы, это бы многим облегчило жизнь. На сегодняшний день, когда проводятся проверки, возникает много вопросов к используемым учебникам. Бывает, контрольные органы делают вывод, что тот или иной учебник не содержит в полной мере информации, предусмотренной стандартами СПО.
Если будет принят четкий перечень учебников, мы сможем его придерживаться. Но это только одна часть проблемы. Колледжи и техникумы закупают достаточно много учебной литературы, и вся она недешевая. При этом требование стандартов таково, что учебная литература не должна быть старше пяти лет. Это означает, что каждые пять лет нужно закупать учебники снова. А они, как правило, не меняются, лишь переиздаются, особенно это касается классических дисциплин. Получается, что мы снова и снова тратим немалые деньги на одно и то же.

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:

– Ошибки и недоработки есть и в школьных учебниках, мною на эту тему написана большая статья. Что касается использования учебников из Федерального перечня для техникумов и колледжей, то, на мой взгляд, для общеобразовательных предметов это целесообразно. Возможно, перечень должен быть расширен в расчете на СПО, а по специальным предметам, думаю, выбор должен быть за преподавателями учебного заведения.

Елена П., школьный учитель, Великий Новгород:

– Учебники из Федерального перечня, которые используются в школах, тоже не лишены недостатков. При этом учитель не имеет права выбора. Так, до введения ФГОС я как преподаватель русского языка пользовалась учебником, который был предназначен для сильных классов. Новые учебники русского языка по ФГОС ориентированы на откровенно более слабых учеников. Поэтому учителя готовят детей к экзаменам втихомолку по старой линейке учебников. Я считаю, что у любого учреждения образования и отдельного педагога должен быть выбор из нескольких вариантов учебников. Ведь уровень подготовки учеников бывает разный. И учебники, прежде чем их утвердят, должны широко обсуждаться педагогической общественностью.

Ирина К., учитель истории и обществознания, Оренбургская область:

– Очень много молодых людей, к огромному сожалению, не знают ни мировой, ни отечественной истории, дают безграмотные оценки событиям прошлого и транслируют ошибочные суждения псевдо­ученых (из Яндекс.Дзен). В том числе это следствие непродуманной программы и банальной нехватки часов по истории. Часов мало отпущено не только на изучение Великой Отечественной войны. На все мало. Если о последствиях коллективизации (в частности, о голоде, охватившем чуть ли не всю страну) в учебнике нет ни слова, если о Большом терроре всего один абзац, то чему удивляться, когда молодые люди, выросшие после перестройки, охотно становятся в ряды прославляющих Сталина и превозносящих его «деяния».

Источник

Чем отличается учебник от учебного пособия?

Учебник для спо что это значит

У тех, кто только что стал студентом вуза, появляется масса вопросов. Неудивительно, ведь их жизнь только что кардинально изменилась. Придется ко многому привыкать, изучать много нового и сложного.

На нашем телеграм-канале мы пытаемся как можно легче описать все стороны студенческой жизни и прояснить непонятные моменты.

Одним из таких является разница между учебниками и учебными пособиями. Почему так важно знать разницу между этими предметами? Есть ли между ними существенные различия? Об этом и поговорим.

Все об учебнике

Учебник – это книга с систематизированной информацией по конкретной дисциплине.

Представленные в нем материалы – фундаментальные, доказанные на практике. Они станут основой знаний учащегося.

Учебник имеет четкую структуру с разделами и параграфами, поделенными на темы.

Отличия учебника от учебного пособия по ГОСТу:

Где нужен учебник

Учебник можно применять как основной или вспомогательный источник информации на занятиях (уроках, лекциях, практикумах и семинарах). Он быстрее доносит знания до учащихся, снабжает точной и предметной информацией по определенному вопросу или предмету в целом.

Преподаватели используют учебник, чтобы сформировать умения по анализу фактов, событий, а потом на основе этих данных сделать выводы.

Виды учебников

Не все учебники одинаковые. Существует целая классификация, согласно которой издания подразделяются на следующие виды:

Все об учебном пособии

Самое главное, что нужно знать об учебном пособии – это то, что оно является дополнением к учебнику или другому материалу по основной программе обучения. Здесь в сжатой форме можно просмотреть информацию по конкретной теме или их совокупности.

У учебного пособия есть ряд признаков, по которым его легко выделить среди остальных видов материалов:

Учебные пособия могут иметь разный внешний вид: наглядные или методические материалы, конспекты, каталоги, иллюстративные источники (атлас или схема).

Цель этого типа источника – кратко и тезисно систематизировать знания учащегося. Его используют при подготовке на любых специальностях – экономических, юридических, инженерно-технических, социальных, психологических и т.д.

Виды учебных пособий

В зависимости от сферы использования учебные, пособия могут быть следующих видов:

Учебник и учебное пособие: в чем различия и сходства?

Сходства учебника и учебного пособия в том, что они необходимы для изучения нового материала во всех типах учебных заведениях (школе, вузе, колледже). Учебник и учебное пособие используют во время подготовки к экзаменам и т.д.

Но есть и существенная разница между учебником и учебным пособием. Например, в учебнике представлены общие результаты, которые были доказаны на практике и потом тщательно систематизированы. В пособии же могут быть дополнения к основным данным/фактам/явлениям, здесь можно найти более узкоспециализированную информацию.

Чаще всего материалы в учебнике представлены для изучения с преподавателем. Учебное же пособие построено более легко, чтобы человек мог сам изучить и усвоить новый материал.

И последнее: над созданием учебника трудятся люди с определенным ученым званием (учителя высшей категории, кандидаты и доктора наук). Процесс это длительный и сложный, ведь кроме содержания большое внимание уделяют редакции и оформлению. А учебное пособие вполне может создать один человек, уверенный в наличии определенных знаний и навыков по теме.

Как видите, у учебника и пособия много общего, но есть и свои различия. Самое главное, что следует вынести из этой информации – оба они не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые источники, которые можно и нужно использовать параллельно. Только в этом случае удастся получить систематизированные знания, которые будут фундаментом будущей профессиональной деятельности. А если от учебы отвлекают посторонние дела, сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы подстраховать.

Учебник для спо что это значит

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Проверка качества учебников для колледжей закреплена законодательно

Президентом Российской Федерации подписаны изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2023 года в колледжах будут использоваться исключительно учебники, прошедшие экспертизу и рекомендованные федеральным перечнем учебников. Это позволит взять на контроль качество содержания учебников в системе СПО. Вместе с тем до 2025 года законом предусмотрен переходный период.

Учебник для спо что это значит

Ранее Минпросвещения России провело анализ учебников, особое внимание было уделено учебникам по истории. В первую очередь это касалось информации о Великой Отечественной войне. По итогам проверки выявлен ряд учебников, содержание которого крайне слабо отражает события Сталинградской битвы. В системе СПО ранее не действовали требования о применении федерального перечня учебников в колледжах, как это регулируется в школах.

«Сегодня у нас более половины ребят, выбирая свою образовательную траекторию, после 9-го класса идут в колледжи. Этому есть все предпосылки: развитая инфраструктура, передовое оборудование, чёткое понимание своей дальнейшей востребованности на рынке труда. Но вместе с навыками рабочих профессий колледжи должны давать знания и в части общих предметов, и к вопросу качества учебной литературы здесь нужно подходить точно так же требовательно, как это выстроено в школах, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Изменения, внесённые в закон, позволят избежать ситуаций, когда в системе СПО на партах попадались не переиздававшиеся годами учебники с устаревшей, неполной или недостоверной информацией».

Также внесенные изменения касаются новых подходов к учёту профессиональных стандартов в профессиональном образовании. Так, в среднем профессиональном образовании теперь профстандарты будут учитываться при разработке примерных программ, а не федеральных государственных образовательных стандартов.

Данная норма означает уход от жёсткого регулирования содержания образовательных программ в колледжах, что позволит системе оперативно и гибко реагировать на актуальные изменения на рынке труда.

Кроме того, теперь образовательные стандарты среднего профобразования можно будет разрабатывать не только по каждой профессии или специальности, но и по укрупнённым группам профессий и специальностей, а также по областям и видам профессиональной деятельности, уровню образования.

Источник

Как я получил среднее профессиональное образование

И почему не хотел учиться в вузе

Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.

Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.

Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.

Что такое среднее профессиональное образование

Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:

Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».

После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».

После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.

Почему я решил получить СПО

Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.

Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.

Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.

Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.

Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ

Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.

Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.

Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.

Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.

Как я поступал на СПО

Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.

Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.

В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.

Как я учился

Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.

Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.

Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.

В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.

Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.

заплатила моя мама за три года моей учебы

Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.

На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.

Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.

Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.

Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.

Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.

Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.

Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.

На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.

Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.

Мои доходы во время учебы

Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.

моя стипендия в 2012 и 2013 годах

Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.

Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.

Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.

Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.

На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.

Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.

Как я писал и защищал диплом

Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.

К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».

Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.

В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Почему я не стал учиться в вузе

Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.

Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.

Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.

Кем я работал

Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.

я получал на первой работе в месяц

Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т⁠—⁠Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.

Минусы СПО

Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.

Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.

Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.

Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.

Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.

Знания из колледжа помогли мне начать свое дело

В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.

В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.

СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.

За СПО — будущее

В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.

Учебник для спо что это значит

Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.

Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.

Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза

Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.

Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *