Учебная литература это что

Учебная литература

Полезное

Смотреть что такое «Учебная литература» в других словарях:

Учебная литература — печатные произведения различных отраслей знания, направленные на достижение образовательных, а также духовно нравственных и природоохранительных воспитательных целей, включающие все виды принятых учебных изданий по отдельности и (или) их… … Официальная терминология

Учебная литература — Учебник книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебники составляются с учётом возрастных и социальных… … Википедия

учебная литература — ▲ литературное произведение ↑ для (чего), обучение азбука. букварь. учебник книга, предназначенная для обучения. пособие. учебное пособие. наглядное пособие. задачник. упражнения. решебник. вопросник. темник. хрестоматия. самоучитель. разговорник … Идеографический словарь русского языка

Литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, написанное, от lit … Википедия

Литература — совокупность произведений письменности в опубликованном или неопубликованном виде. Л. различается по отраслям содержания (философская Л., ист. Л.), по способу отражения действительности (худож. Л., функциональная, или деловая, Л.), по социально… … Издательский словарь-справочник

Учебная марка — Учебные марки и виньетки непочтовые марки, используемые в учебном процессе общеобразовательных и профессиональных школ, а также при профессиональном обучении почтовых служащих. Известны с середины XIX века. Содержание 1 Тренировочные марки … Википедия

Учебная пьеса — драматургическое произведение, предназначенное для постановки в учебном заведении с целью решения определенных дидактических задач. У. п. часто создается на основе существующих литературных произведений. Кроме того, иногда преподаватель… … Педагогическое речеведение

Духовная литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era буква) в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Содержание 1 О границах понятия … Википедия

Детская литература — У этого термина существуют и другие значения, см. Детская литература (значения). Джон Тенниел. Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола … Википедия

Марийская литература — так же молода, как и советская автономная Маробласть. Именно Октябрьской революции обязана она своим развитием, если не самим возникновением. Дореволюционная марийская культура характеризуется: 1. почти полным отсутствием прессы (одна газ. «Война … Литературная энциклопедия

Источник

Учебная литература

Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб. [1]

Содержание

История учебника

Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, «Commentarium grammaticorum libri XVII» Присциана (V век) находил применение в XII—XIII веках, а учебник грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. В средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

Учебники в России

В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году.

«Родное слово» К. Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 году, выдержало 146 изданий.

На базе «Родного слова» составляется «Вэтэн дили», впервые вышедший в 1882 году.

В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 году ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4-5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили ещё дольше. Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась и для лиц с нарушениями здоровья.

С распадом СССР в начале 1990-х годов в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трёх штук (по каждому предмету, для каждого класса).

Учебники в других странах

Плюрализм или унификация учебников во много зависит от типа образовательной системы. Например, во Франции эта система централизована, как и в России, поэтому разнообразие учебников там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные департаменты в управлении штатом. В процесс создания учебников нередко вмешивается общественность (например, родители школьников или представители общественных движений — феминистических, экологических и пр.).

Источник

Понятие и виды учебной литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятия «учебная литература»

Учебная литература представляет собой средства, благодаря которым учащиеся получают систематизированную информацию относительно некоторого предмета, дисциплины. От качества учебной литературы напрямую зависит уровень подготовленности учеников.

Под термином «учебная литература» понимают систему учебников, учебных пособий, словарей и других средств обучения, которая существует в определенной стране в данный промежуток времени и обслуживает определенную модель образования. Учебная литература это педагогическое, книговедческое и социальное явление. В учебной литературе систематизирован учебный материал.

Под «учебной литературой» так же понимают определенный набор общественного опыта, который необходимо усвоить в процессе обучения.

Материал, представленный в учебной литературе, напрямую связан с процессом обучения. Одно без другого не имеет смысла. Учебная литература представляет собой дидактический объект, выступающий и как носитель содержания образования, форм фиксации его частей, и как проект процесса обучения.

Виды учебной литературы

Учебная литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относят учебники и учебные пособия, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература включает в себя как учебные пособия, так и справочно-библиографические, периодические издания, научные труды.

Основная учебная литература представлена:

Существует ряд требований, которым должна соответствовать научная литература не зависимо от направленности научной дисциплины:

Готовые работы на аналогичную тему

Учебник

Министерство образования РФ дает следующее определение понятию «учебник»: «основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

Учебник является основным видом учебной литературы. В содержании учебника главное место занимает информация, которую учащийся должен усвоить по прошествии определенного промежутка времени. Учебник также определяет и процесс обучения.

Таким образом главной функцией учебника является регулирование процесса усвоения необходимой информации. Данная главенствующая функция реализовывается через ряд других функций учебника:

Информационная функция раскрывает суть содержания обучения, которое представлено в виде текста, таблиц, рисунков, диаграмм и так далее.

Функция руководства раскрывается в выделении основного материала и второстепенного, в возможности ранжирования учебного материала. С помощью этой функции преподаватель может планировать процесс обучения.

Функция стимулирования осуществляется в повышении интереса у учеников к предмету. Учебник демонстрирует в каких практических сферах представленная в нем информация может быть использована. Кроме того, учебник должен стимулировать учащихся на работу с дополнительными источниками информации.

Благодаря функции упражнений и самоконтроля происходит прочное закрепление усвоенного материала. По средствам упражнений информация повторяется, систематизируется, проверяется уровень ее усвоения.

Функция координации помогает устанавливать связь с другими учебными пособиями дисциплины. Учебник входит в систему учебно-методического обеспечения, куда входят другие средства, помогающие лучше овладеть основами определённой дисциплины, например, справочники, словари, рабочие тетради, атласы и так далее.

Функция рационализации помогает экономить время преподавателя, регулирует трудозатраты как учителе, так и учеников.

Воспитательная функция помогает развить у учеников научное и творческое мышление.

Другие виды учебной литературы

Курс лекций

Курс лекций представляет собой учебно-теоретическое издание, которое раскрывает содержание учебной дисциплины. Курс лекций не излагает научную точку зрения только одного автора. Курс лекций представляет разнообразные подходы дисциплины. Цель курса лекций состоит в том, чтобы дать учащемуся наиболее углублённые знания, которые он сможет применить в дальнейшем самостоятельном изучении. Материал курса лекций систематизирован, логичен, терминология едина.

Учебное пособие

Учебное пособие так же представляет собой один из видов учебной литературы. Учебное пособие является дополнением к учебнику. Учебное пособие в отличии от учебника охватывает только некоторую часть предмета, некий раздел учебной программы. Если в учебнике должны быть отражены только общепринятые сведения и положения, то учебное пособие может содержать различные мнения по тому или иному вопросу.

Хрестоматия

Справочник

Под «справочником» понимают издание, в котором содержится справочный материал по конкретной дисциплине. Справочник включает в себя краткие сведения, определение понятий и терминов. В эту группу так же входят словари-справочники и решебники. Словарь-справочник содержит информацию в виде перечня языковых единиц и пояснений к ним. Решебник содержит готовые решения на упражнения и задания определенного учебника или учебного пособия.

Учебно-методическое пособие

Под «учебно-методическим пособием» понимают издание, которое содержит информацию относительно методики преподавания той или иной дисциплины. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей. Так же оно может быть использовано и студентами для более глубокого понимания изучаемого материала. Для пояснения могут быть привлечены отдельные формулы, графики, примерные расчеты.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь представляет собой вид учебно-методического пособия, которое используется учениками как на теоретических, так и на практических занятиях, может быть использована для самостоятельной работы учеников. Рабочая тетрадь содержит краткую информацию по курсу в виде тезисов. Данный вид учебной литературы помогает осуществлять контроль за качеством усвоения информации по дисциплине.

Учебная программа дисциплины

Под «учебной программой дисциплины» понимают нормативный документ, в котором определены цели дисциплины, задачи дисциплины, основные методики обучения, какое место эта дисциплина занимает в основной образовательной программе, так же определены знания, навыки и умении, которыми должен овладеть учащийся в ходе обучения по данному курсу.

Источник

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определ. системы образования или переподготовки кадров, для конкретного уч. заведения или для самообразования.

У. л. для нач. и ср. общеобразоват. школ, проф.-технич., ср. спец. уч. заведений, вузов, школ партийно-политич. просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определ. жанровые особенности.

В совр. мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают уч.-педагогические изд-ва союзных республик на нац. языках (в авт. республиках У. л. на нац. языках выпускают соответствующие нац. изд-ва): «Просвещение» (РСФСР) на рус. яз., «Радянська школа» (УССР), «Народная асвета» (БССР), «Укитувчи» (Узб. ССР), «Мектеп» (Казах. ССР), «Ганатлеба» (Груз. ССР), «Маариф» (Азерб. ССР), «Швиеса» (Ли-тов. ССР), «Лумина» (Молд. ССР), «Валгус» (Эст. ССР), «Мектеп» (Кирг. ССР), «Луис» (Арм. ССР). Для вузов и др. спец. уч. заведений У. л. выпускают центр, отраслевые изд-ва («Колос», «Медицина» и др.), центр. изд-во «Высшая школа» и респ. изд-ва «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), изд-ва крупных ун-тов, науч. изд-ва союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центр. изд-во Политиздат

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976 Редактирование отдельных видов литературы М., 1973. Б. Г. Тяпкин

Источник

Учебная литература и техническая

Учебная литература – книги, представляющие собой учебники и сборники практических упражнений или задач по разным областям знаний. Именно в учебных изданиях детально раскрывается содержание образования. К учебным сборникам относятся также школьные учебники, хрестоматии, учебно-методические комплекты, пособия для учащихся и учителей, некоторые словари и справочники, рабочие тетради, а также разнообразные электронные учебники.

Учебная литература это что

Разновидности учебников

Учебная литература является средством обучения для определенной системы образования, повышения квалификации или переподготовки кадров в конкретном учебном заведении или используется для самообразования.

Все образовательные пособия группируют по типам публикаций:

Учебная литература также различается по назначению:

У таких изданий имеются определенные жанровые и функциональные особенности.

Структура и функции и школьного учебника

Структура учебника содержит главный компонент – текст и внетекстовые, вспомогательные элементы. Текстовая часть делится на описания, повествования и рассуждения.

К внетекстовым компонентам относят:

Исследователь проблем учебных пособий Д. Д. Зуев выделил и определил основные функции школьного учебника:

Однако у учебной литературы есть и другое назначение: изложить данную часть знаний системно и последовательно, чтобы адресат текста составил о ней довольно глубокое и четкое представление, овладев востребованными в этой области навыками, будь то умение правильно расставлять знаки препинания, решать уравнения или формулы.

Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Требования к учебным изданиям

К образовательной литературе выдвигается целый ряд требований, среди которых можно выделить основные:

Учебная литература это что

Работа с учебной книгой – не менее значимый элемент образовательного процесса, чем объяснение учителя, лабораторные и практические занятия. Овладение материалом учебника самостоятельно, ученик формирует личную умение чтения, улучшает память, обучается объяснять, анализировать, оценивать, дополнять, модифицировать изучаемый текст с привлечением дополнительных источников.

Место учебной литературы в мире

В современном высокотехнологичном мировом книгоиздании учебная литература занимает значимое место. Так, на долю учебников приходится от 3,5% до 39% от всей выпускаемых изданий в разных странах. Многие учебники переводятся на разные языки и многократно переиздаются. К примеру, Ray­mond Mur­phy «Eng­lish Gram­mar in Use», Л. Спитцер «Физические процессы в межзвёздной среде», Ч. Киттель «Берклеевский курс физики» и др.

В последние годы большое распространение получили учебные методические комплексы. Их информационно-образовательная среда включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Методическая оболочка может быть представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Таким образом, учебная литература является одним из важнейших элементов содержания образования и организации процесса обучения.

Примеры учебной литературы: Уил Фриборн «50 акварельных этюдов. Краткий курс живописи от простого к сложному», Лев Генденштейн «Открываем законы физики. Оптика», Макс Инглиш «Английский самоучитель для дебилов», Н. Н. Шувалова «Основы делопроизводства. Язык служебного документа» Учебник и практикум для академического бакалавриата», Н. С. Куркова «Анимационное кино и видео: азбука анимации», «Экономическая теория. Кейсы из российской практики» и пр.

Техническая литература

Техническая литература — это тексты, которые относятся к области производства и техники. Иногда эти издания относят к учебной литературе. Однако технические тексты – это разнообразные каталоги изделий, каталоги деталей, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, патенты и пр.

К примеру, А. М. Беляев «Организация производства в 2 ч. Учебник для СПО», Д. Оташехов «Дизель-генераторная установка», В. Петров «Информационная безопасность человека и общества» и т.д.

Существуют также много других видов литературы: маркетинговая, религиозная, духовная, рекламная и другие разновидности в отраслевых областях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *