Учали ее гуси что это значит

Русские народные песни

С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. Например, есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.

Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам.
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.

Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.

Учали ее гуси что это значит

Проверяем свои знания

В какое время года пелась каждая из песенок? К кому обращаются дети в этих песенках? С какими просьбами?

Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за гор ли, гор высоких,
Летит стадо лебединое,
А другое — гусиное.
Отставала лебёдушка
Что от стада лебединого,
Приставала лебёдушка
Как ко стаду ко серым гусям.
Учали её гуси щипати,
А лебёдушка кликати:
— Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетела,
Занесло меня погодою,
Что великою невзгодою.

Проверяем свои знания

Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

Учали ее гуси что это значит

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок.
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали
Прямо к Ване подбежали
На коня Ваню сажали.
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали
Да наказывали:
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!»

Проверяем свои знания

Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

Источник

Учали ее гуси что это значит

Ой по́ морю, мо́рю,
По теб ѣ ль, по синю́ морю,
Плыло́ стадо гусиное,
А другое лебядиное1).
Отставала лебёдушка
Прочь отъ стада лебядинаго,
Приставала лебёдушка
Что ко стаду къ с ѣ ры́мъ гусямъ2).
Не ум ѣ ла лебёдушка
По гусиному кликати3);
По́чали ее гуси щи́пати,
А лебедушка кликати4):
„Не щипли́те вы, с ѣ ры́ гуси!
Не сама я къ вамъ залётывала,
Не своею охотою;
Занесло меня погодою,
Погодою полудённою!“5)
По саду ли садику,
По зеленому виноградику
Какъ шли туто д ѣ вушки,
Позади ихъ молодушки6).
Отставала Прасковьюшка
Прочь отъ красныхъ д ѣ вушекъ,
Отъ подруженекъ голубушекъ;
Приставала Прасковьюшка
Къ молодымъ молодушкамъ7).
Не ум ѣ ла Прасковьюшка
На головушк ѣ оправити8);
Почали ей см ѣ ятися,9)
А Прасковьюшка плакати,
Св ѣ тъ Ивановна ры́дати:
„Вы не см ѣ йтесь, люди добрые10),
Вы сос ѣ ди приближённые!
Не сама я къ вамъ за ѣ хала,
Не своею охотою;
Завезли меня добры кони,
Что добры кони Никифоровы,
Что добры кони Агаповича!“

Варьянты: А) Прач. п ѣ с., В) записанная въ г. Осташков ѣ п ѣ сня; Г) Гурьян. п ѣ с.; Д) Ильинск. п ѣ с.; Е) Веселая Эрата.

1) Вм ѣ сто первыхъ четырехъ стиховъ:

А. — Изъ за л ѣ су, л ѣ су темнаго,

Изъ за горъ ли, горъ высокихъ
Летитъ стадо лебединое,
А другое гусиное.

В. — Ужъ какъ по морю, морюшку,

По синю морю Верейскому,
Что плыветъ стадо гусиное,
А другое лебединое.

Г. — Изъ за л ѣ са, л ѣ са темнаго,

Изъ за л ѣ са дремучаго,
Изъ за горъ, изъ за высокихъ,

дал ѣ е такъ же, какъ въ А.

Д. — Изъ за л ѣ са, л ѣ са темнаго,

Изъ за горъ было, горъ высокихъ
Летитъ стадо лебединое,
А другое гусиное.

По синю морю Хвалынскому,

потомъ такъ же, какъ въ печатаемомъ.

Хвалынскимъ моремъ называлось Каспійское отъ жившаго у его береговъ древняго народа Хвалисовъ; а Верейское (см. В) есть, очевидно, искаженное имя Варяжскаго, т. е. Балтійскаго, моря. Оба эти названія часто встр ѣ чаются въ п ѣ сняхъ и сохранились изъ глубокой древности. — Прим. К—аго.

2 ) А. — вм. „Прочь отъ“ — „Какъ отъ“, а вм. „что ко стаду“ — „какъ ко стаду“.

В. — Отставала лебедушка,

Отставала лебедь б ѣ лая
Прочь отъ стада лебединаго,
Приставала лебедушка,
Приставала лебедь б ѣ лая
Что ко стаду с ѣ рыхъ гусей.

Г. — Отставала лебедь б ѣ лая

Отъ стада лебединаго,
Приставала лебедь б ѣ лая
Какъ ко стаду — къ с ѣ рымъ гусямъ.

Д. — Отставала лебедь б ѣ лая;

потомъ, какъ въ печатаемомъ.

Е. — какъ въ печатномъ, только: Ко стаду — къ с ѣ рымъ гусямъ.

3 ) А. и В. Этихъ двухъ стиховъ н ѣ тъ.

Г. и Д. — Не ум ѣ етъ лебёдушка

По гусиному кликати.

Е. — Не ум ѣ ла лебёдушка

По мелкимъ ручьямъ плавати,
По гусиному кликати.

4 ) А. и Е. — Учали её гуси щи́пати,

А лебедушка кли́кати.

В. — Начали ее гуси щипати,

А лебедушка кричати.

Г. — Её стали гуси щипати,

А лебедушка вопити.

Д. — такъ же, какъ Г, только вм. „вопити“ — „кликати“.

5 ) — А. — Не щиплите, гуси с ѣ рые!

Не сама я къ вамъ залет ѣ ла:
Занесло меня погодою,
Что великою невзгодою.

В. — такъ же, какъ А; только вм. „залет ѣ ла“ — „залётала“.

Г. — Не щиплите, гуси с ѣ рые!

Не сама я къ вамъ залет ѣ ла:
Занесло меня погодою,
Что погодою-невзгодою.

Д. — такъ же, какъ Г; только посл ѣ дняго стиха н ѣ тъ.

Е. — Не щиплите, гуси с ѣ рые!

Не сама я къ вамъ залет ѣ ла:
Занесло меня погодою,
Погодою ненастливою,
Частымъ дождичкомъ осенніимъ.

6 ) Въ А, В, Г и Д этихъ трехъ стиховъ н ѣ тъ.

По зеленому виноградику
Шли, прошли молодыя молодушки,
А другія красныя д ѣ вушки.

7 ) А. — Отставала Прасковьюшка,

Отставала Ивановна
Что отъ красныхъ отъ д ѣ вушекъ;
Приставала Прасковьюшка,
Приставала Ивановна
Да что къ молодымъ молодушкамъ.

В. и Е. — такъ же, какъ А; только въ нихъ: „прочь отъ красныхъ д ѣ вушекъ“, и вм. „Да что къ молодымъ“ — „къ молодымъ“.

Г. — какъ въ печатаемомъ; только посл ѣ каждаго стиха съ именемъ нев ѣ сты прибавляется еще стихъ съ ея отчествомъ, и читается: „Ахъ, отъ красныхъ отъ д ѣ вушекъ“.

Д. — такъ же, какъ Г; только вм. „Ахъ отъ“ — „Что отъ“.

8 ) Въ А. и В. обоихъ стиховъ н ѣ тъ.

Г. и Д. — вм. „Не ум ѣ ла“ — „Не ум ѣ етъ“; а въ Г. вм. „оправити“ — „справити“.

„На головушк ѣ оправити“ значитъ: убирать волосы и носить головной уборъ, какъ прилично замужнимъ, т. е., расплести д ѣ вическую косу на дв ѣ косы и, обвивши ихъ около головы, закрыть вс ѣ волосы либо кичкою, либо кокошникомъ, либо платкомъ, смотря по обычаю стороны. Д ѣ вушки носятъ косы и волосы открытые, но женщины всегда ходятъ съ покрытою головою, потому что при людяхъ открывать голову замужней женщин ѣ почитается не только д ѣ ломъ неприличнымъ, а даже безчестнымъ. — Прим. К—аго.

9 ) А. — Учали её люди журити.

В. — Начали ее журить-бранить.

Г. и Д. — Ее стали бабы журити.

Е. — Учали её журить-бранить.

10 ) А, В. и Е — Не журите, люди добрые.

Г. и Д — Не журите, бабы старыя.

Стиха: „Вы сос ѣ ди приближенные“, н ѣ тъ въ варьянтахъ. Сл ѣ дующіе четыре стиха въ А, Г и Д сходны съ печатаемымъ; а посл ѣ дній стихъ въ А и Г: „Какъ Никифора, св ѣ тъ Агаповича“, а въ Д: „Что Никифора Агаповича“.

В. и Е. кончаются такъ:

В. — Не сама я замужъ иду,

Не своею охотою:
Отдаетъ родной батюшка,
А присватала матушка,
Приговорили пріятели
За дороднаго добраго молодца,
За Никифора Агаповича.

Е. — Не сама я къ вамъ за ѣ хала:

Завезли меня добры кони,
Добрые кони Никифоровы.

Источник

Краткая гусиная энциклопедия

От Древнего Египта до борьбы с «санкционкой»: образ гордой птицы в мировой культуре

Гусь в мифологии

Миграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном.

Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка».

Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские.

Медумские гуси

Гробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов.

Гусь как сексуальный символ

Греки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика. Во-первых, домашние гуси моногамны. Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью. Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства.

По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний.

Сократ клянется гусем

Ученики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы; Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия: Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе.

Гуси Рим спасли

Эту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день.

Лучшая в мире подтирка

В 13-й главе «Повести о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» Франсуа Рабле вкладывает в уста своего героя, совсем еще юного, легендарное рассуждение о подтирке. Гаргантюа перечисляет множество вещей, которые он использовал для этой операции, как то: разнообразные предметы дамского гардероба и домашнего обихода, головные уборы, растения, животные… В конце концов он пришел к выводу, что лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, который, во-первых, мягонький, а во-вторых, тепленький. «И напрасно вы думаете, — заключает Гаргантюа свое рассуждение, — будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами…» Вкладывал ли Рабле какой-то особый символизм в столь непочтительное обращение с гусенком, остается только догадываться.

Матушка Гусыня

Матушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке.

По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри.

Гусь в русской литературе

Гусь — символ провинциальности и убожества. Особенно если он появляется в описании города: тогда он — верный признак неизжитой деревенской сущности. У Гоголя в начале «Ревизора» Городничий выговаривает судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…» В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» весь сыр-бор разгорается из-за того, что один назвал другого гусаком.

В том же сатирическом ключе образ гуся обыгрывается в «Золотом теленке», где Паниковский крадет птицу в Арбатове, а Бендер потом его непрестанно этим третирует. В конце концов Паниковский разражается страстным монологом: «Бендер, вы знаете, как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, — одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! „Кармен“. »

В стихотворении Николая Заболоцкого «Городок» к издевке примешивается нешуточная тоска:

Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!

Гусь в гастрономии

Обычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная (см. выше, «Гусь в мифологии»). К этой трапезе гуся откармливали весь год.

Особая история — фуа-гра. Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром. Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки (эта процедура называется «гаваж»).

Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными.

Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры.

Смесь

— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии.

— В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело. А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“. Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо».

Учали ее гуси что это значитЭкспонаты Музея хрусталя в городе Гусь-Хрустальный © Wikimedia Commons

— Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный.

P. S. «Дави гусей — спасай Россию»

12 августа 2015 года в райцентре Апастове в Татарстане представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры обнаружили в магазине три тушки гусей. Их привезли из Венгрии, но сопроводительных документов то ли не было вовсе, то ли с ними было что-то не так. На основании указа президента России «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 29 июля 2015 года, гуси подлежали уничтожению. Что и было исполнено: трех мертвых птиц вывезли в поле и переехали бульдозером.

Это душераздирающее видео стало главным мемом кампании по борьбе с «санкционкой», развернувшейся в России в конце лета 2015 года. Поговорка «Дави гусей — спасай Россию» родилась тогда сразу во многих умах. Предоставим читателю судить, символом чего являются в этом контексте гуси.

Источник

Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках литературного чтения

Цель разработка заданий к учебнику по литературному чтению для реализации принципа воспитывающего обучения младших школьников. Задачи 1.1 Анализ содержания учебника по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы 1.2 Разработать вопросы и задания, способствующие нравственному воспитанию младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

учитель начальных классов

Калгина Валерия Викторовна

Объект: воспитывающее обучение младших школьников.

Предмет: нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель: разработка заданий к учебнику по литературному чтению для реализации принципа воспитывающего обучения младших школьников.

1.1 Анализ содержания учебника по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы

1.2 Разработать вопросы и задания, способствующие нравственному воспитанию младших школьников.

1.1. Анализ содержания учебника по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы

В этом параграфе следует уточнить, насколько содержание учебника, а именно тексты и задания к ним обладают воспитывающим потенциалом.

Две часть учебника поделены на главы. В первой части они следующие:

«Самое великое чудо на свете;

Устное народное творчество;

Поэтическая тетрадь 1;

Великие русские писатели и др.»

Перейдём к перечислению глав во второй части:

Поэтическая тетрадь 1;

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок;

Зарубежная литература и др.»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Данный учебник знакомит учащихся с художественными произведениями, произведениями устного народного творчества, стихотворениями, сказками и баснями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

В первой части учебника детей знакомят с рукописными книгами, с такими авторами стихотворений, как Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Алексеевич Бунин и другие, с великими русскими писателями: Александром Сергеевичем Пушкиным, Иваном Андреевичем Крыловым и Львом Николаевичем Толстым. В этой части преобладают стихотворения.

Во второй части учебника детей знакомят с небылицами, с стихотворениями Александра Александровича Блока, Сергея Александровича Есенина, Агнии Львовны Барто и других, с юмористическими рассказами Николая Николаевича Носова, Михаила Михайловича Зощенко, с рассказами Виталия Валентиновича Бианки, и с зарубежной литературой. В этой части преимущественно рассказы и сказки.

Сейчас я попробую проанализировать вопросы и задания, которые нам дают в учебниках авторы.

1. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

а) Что ты узнал об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

б) Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог рас-крыть обман ведьмы? Почему это удалось?

2. Ф.И. Тютчев « Весенняя гроза»

а) Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

б) Представь себе картины, изображённые Тютчевым? Какие чувства они вызывают?

3. И.С. Никитин «Встреча зимы»

а) Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.

б) Перечитай приветствие о зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

4. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

а) Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

б) Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

5. И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

а) Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале? Узнали ли она себя в нём?

б) Сравни слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

в) Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других.

6. М. Горький «Случай с Евсейкой».

а) Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно.

б) Прочитай с другом выразительно разговор рыб с Евсейкой. Чего опасался мальчик?

7. В. Белов «Малька провинилась».

а) Что произошло в доме Лидии? Перечитай этот эпизод. Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?

б) Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли в Рабочую тетрадь.

8. В. Афанасьев «Капалуха».

а) Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

б) Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

9. С.Я. Маршак «Гроза днём».

а) Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнеси их. Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки.

б) Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты пере-дашь при чтении? Объясни.

10. Ю. Ермолаев «Проговорился».

а) О чём проговорился попугай? Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем?

б) Как ты думаешь, почему получилась такая неприятность?

в) Прочитайте с другом рассказ в лицах. Обсудите, как нужно читать, какую интонацию выбрать.

Проанализировав данные вопросы и задания, я увидела, что в основном авторы проверяют содержание текста на знания и понимание. В учебнике не хватает вопросов, которые бы воспитывали и формировали нравственную личность.

Безусловно, есть в учебниках такие задания, которые могут способствовать воспитанию. Например: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», И.С. Никитин «Встреча зимы», И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» и др., но мы видим, что их недостаточно и поэтому в нашем следующем параграфе я разработала вопросы и задания, которые на мой взгляд могут поспособствовать нравственному воспитанию личности.

1.2. Вопросы и задания, способствующие нравственному воспитанию младших школьников

Для реализации принципа воспитывающего обучения я разработала вопросы и задания к содержанию учебника по литературному чтению, которые направлены на воспитание эмпатии младших школьников, что будет способствовать повышению уровня нравственной воспитанности учеников начальной школы.

1. Русская народная песня.

Грибы в берестечко,

На мой взгляд, эти вопросы и задания учат детей любить и ценить не только всё окружающее, но и своих близких. Бережно относится ко всему, что вокруг нас.

а) Зачем светит солнышко и важно ли оно для нас? Почему?

б) Как пробуждается природа, как ведут себя птицы, реки во время восхода?

в) Нужно ли нам оберегать то, что даёт солнышко? Почему?

г) Только ли солнышко даёт тепло, а человек это может сделать? Как человек может проявить тепло?

д) Нарисуйте рисунки того, как пробуждается солнышко, и всё, что его окружает.

2. Русская народная песня.

Что от стада лебединого,

Как ко стаду ко серым гусям

Учали её гуси щипати,

А лебёдушка кликати:

— Не щиплите, гуси серие,

Не сама я к вам залетела,

Занесло меня погодою,

Что великою невзгодою»

а) Правильно ли поступило стадо гусей с лебёдушкой? Почему?

б) Перечислите и опишите чувства, которые испытывала лебёдушка.

в) Прочитайте данное стихотворение с соответствующей интонацией и придумайте концовку со счастливым концом.

Данные вопросы и задания учат детей сострадать и сопереживать чу-жому горю. Мы хотим в них формировать сочувствие и сожаление.

3) Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица» [12, с. 137].

а) Можно ли льстить? Почему?

б) Дайте характеристики вороне и лисице? А бывают ли такие люди?

в) Каким человеком надо быть в жизни и как нужно относится к окружающим?

г) Нужно ли обдумывать свои поступки? Почему?

д) Представьте, что вы литературный критик. Напишите отзыв о про-читанном произведении.

С помощью этих вопросов и заданий, мы хотели показать детям, что нельзя льстить, а нужно придерживаться золотого правила нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

4. М. Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко. ».

«На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет» [12, с. 144].

а) Можно ли сосну назвать одинокой? Почему?

б) Почему автор использует слово «одиноко» по отношению к сосне?

в) Может ли человек быть одиноким? В чём проявляется его одиночество?

г) Как мы с вами можем помочь тем людям, которые одиноки?

Мы думаем, что такие вопросы и задания учат ставить себя на место другого человека и помогать ему. Учат отношению сочувствия к окружающим.

5. Л.Н. Толстой «Лев и собачка» [12, с. 160].

а) Можно ли относиться так к животным, как отнёсся человек, который принёс собачку на съедение диким животным? Почему?

б) Почему нельзя кормить диких животных другими животными? Что было бы если бы люди ели людей?

в) Как лев относился к собачке и почему он не смог перенести её гибель?

г) Сравните отношение к собачке относительно человека и льва.

д) Переделайте рассказ и сделай счастливый конец.

е) Инсценируйте сценку со счастливым концом.

ё) Нарисуйте льва и собачку из вашей истории.

Эти вопросы и задания помогут пробудить в детях любовь к животным, дать понять, что их надо оберегать, ведь они как люди, но только не умеют говорить. Мы хотим в них сформировать преданность и ответственность. Антуана де Сент – Экзюпери в произведении «Маленький принц» писал : «Мы в ответе за тех, кого приручили».

6. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка».

«Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой.

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать.

Ух, как стал бы звать ты папу

И брыкаться и кричать.

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут».

а) Какие чувства испытывала мама, когда обнаружила, что утёнок про-пал?

б) Зачем мальчик тискал утёнка, если знал, что может ему навредить?

в) Придумайте историю, в которой бы мальчик обладал противоположными качествами.

На наш взгляд такие вопросы и задания учат детей бережно и чутко относится ко всему живому. Любить всех животных, которые нас окружают и не пытаться им навредить.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

7. Саша Чёрный «Слон».

«— Слоник-слоник, настоящий слон живой, —

Отчего ты все качаешь головой?

— Оттого что, потому что, потому, —

Все я думаю, дружок, и не пойму…

Не пойму, что человек, такой малыш —

Посадил меня в клетушку, словно мышь…

Ох, как скучно головой весь день качать!

Лучше бревна дали б, что ли, потаскать…

— Слоник-слоник, не качай ты головой!

Дай мне лучше поскорее хобот свой…

Я принес тебе из бархата слона,

Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…

а) Почему слонику не нравилось в зоопарке?

б) Можно ли диких зверей запирать в клетки и разлучать с семьёй? Почему?

в) Представьте, что вас разлучили с родными, какие чувства вы будете испытывать?

г) Напишите сочинение от имени слоника, который остался без мамы. Что он чувствовал и чего хотел больше всего на свете.

д) Подумайте, как бы вы могли помочь слонику, если бы были волшебниками.

Эти вопросы и задания помогут пробудить в детях сочувствие и со-страдание к тем животным, которых разлучили с семьёй. Научат не только сожалеть их горю, но и пытаться помочь.

8) В. Бианки «Мышонок Пик. Как мышонок Пик попал в мореплаватели» в сокращении».

б) Хорошо ли это, обижать тех, кто беззащитен? Почему?

в) Назовите причины таких поступков мальчика и сравните их с поступками девочки.

г) Расскажите о возможных чувствах, мыслях и переживаниях мышонка.

С помощью этих вопросов и заданий мы хотели пробудить в детях чувства добра к окружающему миру. Научить их сочувствовать, дать понять, что нельзя обижать тех, кто беззащитен.

9. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» в сокращении.

а) Как отнёсся дедушка Мазай к беде зайцев и какие меры он предпринял? О ком он думал в первую очередь?

б) Как бы вы поступили на месте дедушки Мазая?

в)А в какую безвыходную ситуацию может попасть человек и сможет ли помочь чем-нибудь каждый из нас?

г) Расскажите, попадали ли вы в какую-нибудь неприятную ситуацию и как нашли выход из неё, сами или с чьей-либо помощью?

На наш взгляд такие вопросы и задания учат доброте, милосердию и бережному отношению к природе и животным. Учат не быть равнодушными к чужой беде.

10. М. Пришвин «Моя Родина». В сокращении.

А) Как вы понимаете слово «Родина»? Что для вас значит «Родина»?

Б) Как связаны между собой Родина и природа?

В) Нужно ли охранять природу и зачем?

Г) Вспомните, что хорошего вы сделали для природы и что ещё хотели бы сделать и напишите маленький рассказ.

Эти вопросы помогут пробудить в детях чувство патриотизма, любви и охране к своей Родине. Быть преданным своей Родине и делать всё возможное для её процветания.

Составленные мной вопросы и задания учат детей состраданию, сочувствию, сопереживанию и сожалению. Учат быть добрыми, бережливыми и милосердными. Пробуждают любовь и чувство добра к окружающему миру, животным и людям. Учат не проходить мимо чужой беды и всё делать по совести. Учат различать что такое хорошо, и что такое плохо.

С помощью этих вопросов и заданий мы не только воспитываем, но и развиваем нравственную и эмпатичную личность.

Таким образом, я считаем, что разработанные мной задания будут в большей степени способствовать нравственному воспитанию младших школьников в процессе обучения их литературному чтению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *