Убыток в балансе чем грозит

Убытки в бухгалтерском учете

Длительное отсутствие прибыли у коммерческой организации – повод задуматься о целесообразности ее дальнейшего существования. Между тем в период экономического кризиса проблема прибыльности бизнеса стала массовой. Чем грозят убытки и как их преодолеть?

Эти вопросы особенно актуальны в преддверии составления годовой бухгалтерской отчетности. Рассмотрим их применительно к обществу с ограниченной ответственностью (ООО).

Убыток в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

Убыток отчетного года формируется в виде дебетового сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки» и отражается в отчете о финансовых результатах по строке «Чистая прибыль (убыток)».

При реформации баланса (31 декабря) счет 99 закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», который отражается в бухгалтерском балансе по одноименной строке. Таким образом, на счете 84 нарастающим итогом формируется финансовый результат общества за весь период его деятельности. Нераспределенную прибыль уменьшают дивиденды, начисленные участникам общества (ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75).

Делать вывод об убыточности бизнеса в целом на основании убытка за последний отчетный год преждевременно. И даже непокрытый убыток в составе капитала – еще не «приговор» бизнесу. Законодатель оценивает успешность предпринимательской деятельности ООО исходя из величины его чистых активов. Этот показатель определяется в порядке, установленном приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н. А именно: чистые активы ООО рассчитываются как его капитал (итог раздела III «Капитал и резервы» баланса), уменьшенный на величину дебиторской задолженности участников по вкладам в уставный капитал и увеличенный на суммы доходов будущих периодов, признанных в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.

Контроль за чистыми активами

Стоимость чистых активов на конец финансового года необходимо контролировать начиная со второго финансового года (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Если два года подряд стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев обязано принять одно из следующих решений:

Такие решения относятся к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (подп. 2, 11 п. 2 ст. 33).

Решение об уменьшении уставного капитала принимается в ситуации, когда участники не полностью оплатили уставный капитал. Но такая ситуация встречается не слишком часто.

Решение о ликвидации общества должно быть принято единогласно (п. 8 ст. 37 Закона № 14-ФЗ).

Отметим, что с иском о ликвидации может обратиться учредитель (участник) ООО в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Суд может удовлетворить такое требование, если иные учредители (участники) ООО уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума (п. 29 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

А вот государственные органы или органы местного самоуправления не наделены правом на ликвидацию ООО в судебном порядке (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Поэтому «внешней» угрозы существованию ООО с недостаточной величиной чистых активов (в т. ч. при отрицательном значении этого показателя) не возникает.

Уменьшение стоимости чистых активов, включая их отрицательное значение, не означает, что общество является неплатежеспособным. Многолетняя практика функционирования хозяйственных обществ в России показывает, что предприятие может в течение нескольких лет иметь отрицательные активы и при этом оставаться работающим, платежеспособным и приносящим реальную пользу экономике страны. Следовательно, сама по себе недостаточная величина чистых активов «фатального» значения для бизнеса не имеет.

Участники ООО ждут прибыли в расчете на дивиденды. А если таковых не получают, вправе ставить вопрос о переизбрании директора. Это основание для увольнения руководителя должно быть предусмотрено трудовым договором (п. 13 ст. 81, ст. 278 ТК РФ).

В итоге убыточность ООО можно считать его «имиджевым» дефектом, создающим ООО проблемы в отношениях с контрагентами. Например, такое ООО в глазах банка является ненадежным заемщиком, а у покупателей может порождать сомнения в способности исполнять гарантийные обязательства.

Итак, в настоящее время никто, кроме самих участников ООО, не вправе ликвидировать общество на основании недостаточности его чистых активов. Отметим, что в прошлые годы с исками о ликвидации ООО в суд нередко выходили налоговые инспекции. Однако теперь – в связи с изменением законодательства – такая опасность миновала.

Очевидно, увеличение уставного капитала не приведет к превышению величины чистых активов над уставным капиталом. Для преодоления проблемы нужно наращивать другие статьи капитала – «Переоценка основных средств» и «Добавочный капитал (без переоценки)».

Напомним, что годовой отчет ООО должен содержать раздел о состоянии чистых активов, в котором указываются:

А если участники игнорируют требования закона о ликвидации? В перспективе такое ООО ждет банкротство. Конкурсное производство завершится ликвидацией несостоятельного должника (ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Правда, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 000 рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Борьба с убытками

Главный «враг» чистых актив – убыток отчетного года.

Между тем снижению убытков способствуют и некоторые решения учетной политики. С этой целью следует «притормозить» списание активов – например, посредством уменьшения амортизационных отчислений по объектам основных средств и нематериальных активов. Устанавливайте максимально возможные сроки полезного использования.

Следует избегать и упрощенных способов бухгалтерского учета, допускающих преждевременное списание активов с баланса (введенных приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н).

Отметим, что признание оценочных обязательств также ухудшит финансовое положение общества (п. 8 ПБУ 8/2010). А вот списание обязательств по истечении срока исковой давности (п. 78 ПВБУ) благоприятно скажется на финансовом результате. Впрочем, это обязательная процедура, не «подвластная» учетной политике. Также не стоит завышать резервы сомнительных долгов (п. 77 ПВБУ).

Наращивание чистых активов

Улучшить соотношение между чистыми активами и уставным капиталом можно за счет безвозмездной помощи участников общества. При этом возможны два варианта.

Первый вариант – когда уставом предусмотрены вклады в имущество общества (ст. 27 Закона № 14-ФЗ). Такие поступления отражаются по счету 83 «Добавочный капитал» (письма Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45463, от 29.01.2008 № 07-05-06/18, от 13.04.2005 № 07-05-06/107).

Второй вариант – договор дарения между обществом и его участником – физическим лицом (п. 1 ст. 572, подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Денежное финансирование – самый простой, но наименее желательный для участников способ улучшения структуры баланса. Изыскать неденежные формы помощи не составляет труда. Собственники бизнеса могут передавать объекты основных средств, товары и материалы, нематериальные активы, права требования к другим лицам. На основании пункта 7 ПБУ 9/99 активы, полученные обществом безвозмездно, следует учитывать как прочие доходы – по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Правда, в соответствии с пунктом 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) поступление основных средств по договору дарения надлежит отражать по счету 98 «Доходы будущих периодов». Однако ПБУ, признанные федеральными стандартами, имеют приоритет перед методическими указаниями Минфина России, зарегистрированными в Минюсте России (ч. 1, 1.1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). В случае противоречия между ними применению подлежат правила, установленные в ПБУ. На этом основании полагаем, что от применения счета 98 в данном случае нужно отказаться.

К нематериальным активам можно отнести бизнес-план, представленный участниками общества. Поскольку расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования такого НМА не может считаться надежным, размер амортизационных отчислений по нему определяют линейным способом (п. 3, 28 ПБУ 14/2007). В качестве срока полезного использования бизнес-плана целесообразно принять срок его воплощения в жизнь. Отметим, что статья 30 (п. 3 ч. 3 Закона № 14-ФЗ) обязывает общество определить перечень мер по приведению стоимости чистых активов в соответствие с размером его уставного капи­тала. Такой перечень может вытекать из бизнес-плана.

В ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 использован специальный (бухгалтерский) термин «переоценка». В законодательстве об оценочной деятельности применяется иной термин – «оценка». Поэтому отождествлять переоценку и оценку не следует.

Возможно, у вас имеются объекты внеоборотных активов (основные средства, нематериальные активы), которые можно до­оценить. Дооценку производят по состоянию на 31 декабря отчетного года. Суммы дооценки относят на счет 83 «Добавочный капитал».

Вправе ли общество произвести переоценку самостоятельно? На этот вопрос нужно ответить утвердительно. Такой вывод основан на формулировках, примененных в федеральных стандартах:

Как видим, регулятор (Минфин России) употребил термин «переоценка». Между тем Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также принятые в соответствии с данным законом федеральные стандарты оценки (ФСО) оперируют иным понятием – «оценка». Понятие «переоценка» в этих нормативных источниках не применяется. На основании статьи 4 Закона № 135-ФЗ оценку вправе производить только оценщики – физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность. Для «переоценочной» деятельности подобного ограничения не установлено.

Кроме того, в вышеприведенных выдержках из ПБУ не оговорено, каким способом коммерческая организация осуществляет переоценку – собственными силами или с привлечением сторонних лиц. Организационные подходы к переоценке ОС, представленные в пунктах 43, 45 и 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, также подтверждают, что дооценку вправе произвести работники ООО. Как правило, такое задание дают бухгалтеру, и тогда результаты переоценки оформляют бухгалтерской справкой.

«Нулевые» отчеты

Существуют компании, не имеющие банковских счетов, годами не ведущие деятельности и имеющие нулевой итог баланса. Предположим, у такого ООО имеется единственный участник, он же является его директором и общество зарегистрировано по его месту жительства. Ликвидировать подобные компании участники не спешат и исправно сдают по ним «нулевую» отчетность. Но представление отчетности сопряжено с издержками. Например, подготовку «нулевой» отчетности можно заказать по договору на оказание бухгалтерских услуг. Но в любом случае расходуется бумага, используется оргтехника, возникают почтовые расходы и затраты труда. Подлежат ли такие операции отражению в учете ООО?

По мнению автора, в данном случае руководитель не состоит в трудовых отношениях с обществом. В его действиях не возникают признаки трудового договора, перечисленные в статье 56 Трудового кодекса РФ. Ведь трудовой функцией директора в интересах работодателя – коммерческой организации нужно считать получение прибыли, но директор бездействует. В этой ситуации не усматриваются и гражданско-правовые отношения по оказанию услуг (ст. 779 ГК РФ). Дело в том, что совпадение должника и кредитора в одном лице прекращает обязательство (ст. 413 ГК РФ). А в данной ситуации разделить должника и кредитора практически невозможно.

Тем не менее, существует норма, в которую действия такого физического лица органично вписываются. Это статья 210 Гражданского кодекса РФ, в силу которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Доля в ООО является имущественным правом и относится к имуществу (ст. 128 ГК РФ). Если же собственник перестанет представлять отчетность в налоговую инспекцию, то общество подлежит ликвидации как недействующее юридическое лицо (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В итоге оснований производить затраты, связанные с представлением «нулевой» отчетности, за счет общества не имеется. Значит, у ООО не будут накапливаться и убытки.

А если вам все же вздумается оформлять на понесенные расходы авансовые отчеты, то эти документы могут быть расценены как доказательство трудовых отношений с обществом. Ибо подотчетным лицом признается работник (п. 6.3 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»). Соответственно возникнет вопрос об оплате его труда.

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник

Порядок списания убытков прошлых лет: важные нюансы

Убыток в балансе чем грозит

Списание убытков прошлых лет производится на основании решения учредителей или акционеров и регламентировано нормами бухгалтерского и налогового законодательства. Рассмотрим пошаговый алгоритм действий для корректного списания понесенных в прошлом потерь.

Определяем сумму для переноса убытков

Любая компания создается с целью получения прибыли. Но в современных рыночных условиях некоторые из них получают убытки по итогам года. Убыток — минусовая разница между доходами и расходами предприятия за определенный период.

Убыток в бухгалтерском учете и налогообложении формируется по разным правилам, поэтому, вероятнее всего, сумма убытка в бухгалтерском и налоговом учете будет различаться.

В бухгалтерском учете такие потери покрываются за счет нераспределенной между участниками (акционерами) прибыли или резервных и добавочных фондов.

В налоговом учете если убытки превышают доходы, то отрицательный остаток можно перенести на более поздние периоды. Но для 2017–2021 годов действует ограничение: налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытков, которые получены в предыдущих периодах, более чем на 50% (пп. 2, 2.1 ст. 283 НК РФ)

Учитываем особенности погашения прошлогодних потерь

Убытки необходимо подтвердить первичной документацией (письмо Минфина РФ от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2598). Хранить такие бумаги нужно в течение всего периода погашения понесенных потерь (п. 4 ст. 283 НК РФ).

Если же первичка была утеряна, но сумма потерь подтверждена актом налоговой проверки, то перенести ее на будущее вряд ли получится (письмо Минфина от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278, постановления Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12 по делу № А40-9620/11-140-41, АС Центрального округа от 22.05.2013 по делу № А14-10046/2012 (определением ВАС РФ от 09.08.2013 № ВАС-10478/13 отказано в передаче дела № А14-10046/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления)).

Если налогоплательщик понес убытки, применяя УСН или ЕСХН, а после перешел на ОСНО, то учитывать потери на новом режиме он не имеет права (п. 5 ст. 346.6, п. 7 ст. 346.18 НК РФ, письмо Минфина России от 25.09.2009 № 03-03-06/1/617).

Если в отчетном периоде получен отрицательный итог, то база для расчета прибыли равна 0 (п. 8 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налог отсутствует.

Если фирма применяет УСНО 15%, то при получении убытка она должна рассчитать и уплатить минимальный налог, который составляет 1% от полученного дохода. При этом полученный убыток можно учесть в расходах в последующие 10 лет (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

При применении ЕСХН полученный убыток также можно учесть в расходах в последующие 10 лет (п. 5 ст. 346.6 НК РФ).

Фиксируем списание убытков предыдущих лет в учете

В бухгалтерском учете все доходы и расходы, полученные в текущем периоде, аккумулируются на счете 99. По итогам года он закрывается на счет 84 (82, 83).

Пример

ООО «Альфа» по итогам 2020 года получило убытки в размере 373 580 руб. На собрании 06.04.2021 учредители приняли решение закрыть убытки за счет добавочного и резервного капитала. На 01.01.2021 их сумма равна 140

330 руб. и 175 830 руб. соответственно. А разницу в 57 420 руб. (373 580 — 140 330 — 175 830) решили списать за счет прибыли следующих лет.

— Дт 84 Кт 99 — 373 580 руб. — сформирован непокрытый убыток 2019 года

— Дт 83 Кт 84 — 175 830 руб. — часть потерь погашена из добавочного капитала;

— Дт 82 Кт 84 — 140 330 руб. — компенсация убытков из резервного фонда.

В декларации по налогу на прибыль для отражения убытков прошлых лет есть специальное Приложение № 4 к Листу 02. Заполняют его только за 1 квартал и за год.

Итоги

Полученные в итоге хозяйственной деятельности убытки предыдущих периодов списываются за счет текущей или последующей прибыли.

При ОСНО в налоговом учете такие потери отражаются в декларации по налогу на прибыль.

Источник

Как простым языком объяснить, почему в декларации прибыль, а в балансе убыток?

Убыток в балансе чем грозит

Бухгалтеру нужно объяснить собственнику бизнеса, почему баланс и декларация различаются — в декларации прибыль, а в балансе убыток. Простым понятным языком без обилия терминов.

«Если у кого есть заготовка буду признательна. Как на совсем простом челов языке (не использовать бухгалтерские термины) объяснить человеку, почему в декларации прибыль, а в балансе убыток. Вот надо совсем просто без НУ, БУ и т.д.».

В комментариях уточнили, для чего это нужно:

«Если это собственник, который любит тратить денежки предприятия на всякие сомнительные покупки — то так и сказать: все ваши хотелки к расходам не относятся, деньги потрачены (убыток), трата бесполезна для бизнеса. Ну это если об этом речь».

Автор подтверждает что именно об этом и идет речь.

Еще советуют вот так объяснить:

«Объясните, что средства предприятия станут его личными после уплаты НДФЛ с дивидендов. А пока нецелевое расходование приводит к финансовым убыткам при наличии налоговой прибыли».

А кто-то вспоминает, как было более 20 лет назад:

«Ещё в 90х годах начальник стройуправления все допытывался: ты вот прибыль насчитала и мы ее заплатили, а почему тогда денег на счёте нет? То есть, в его понимании: прибыль = деньги на счёте:-) Я была в ступоре».

Еще дают вариант объяснения «на пальцах»:

Следом немного поправили:

«Поправка: „А в балансе НУЖНО учитывать все, даже прошлогодний снег, если УБРАН“ 🙂»

И еще пишут, какие бывают расходы:

«При формировании декларации по прибыли используется налоговый учёт, а в него включаются не все затраты. В бухгалтерский учёт включаются почти все затраты. То, что в затраты не включается — это ваши хотелки».

А самый оригинальный вариант вот какой:

«Человек какого пола? Если мужчина: не все твои частные мужские расходы будут благосклонно восприниматься семьей, поэтому ты их не учитываешь в финансах семьи».

Коллеги, а вам часто подобные вопросы задают?

Источник

Как на ОСНО правильно списывать убытки прошлых лет

Убыток в балансе чем грозит

Один из способов уменьшить налог на прибыль — списать убытки прошлых лет. Всё было бы замечательно, но есть много подводных камней: списать можно не любой убыток, а сумма, которую можно учесть, ограничена. Разбираем все нюансы на конкретных примерах.

Как переносить убытки: базовые правила

Если компания по итогам прошлых периодов получила убыток, в будущем она может уменьшить на эти суммы налоговую базу отчетных периодов (ст. 283 НК РФ).

Суммы убытка в налоговом и бухгалтерском учете чаще всего не совпадают из-за того, что финансовый результат формируется по-разному. Есть ряд расходов, которые отражаются в бухгалтерском учете полностью, а в налоговом — в пределах лимитов. Например, при расчете налога на прибыль установлены ограничения для расходов на рекламу, компенсации сотрудникам за использование личного автотранспорта, представительских расходов, убытков от уступки права требования (п. 2 ст. 264 НК РФ, п. 4 ст. 264 НК РФ). А в бухгалтерском учете понесенные затраты отражаются полностью.

Чтобы покрыть потери, в бухучете используют резервные и добавочные фонды или нераспределенную прибыль прошлых лет. В налоговом учете убыток от деятельности переносят на будущее, уменьшая за счет него налогооблагаемую базу следующих периодов.

Списать убыток можно будет в налоговом (отчетном) периоде, когда компания получила прибыль.

Переносить убыток прошлых лет на будущие периоды — право, а не обязанность. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно на общем собрании учредителей или акционеров решить, включаете ли вы ранее полученные убытки в расчет налога текущего года. Это решение учредителей будет основанием для проводок в бухгалтерском учете. Если учредитель один, он выносит решение единолично.

Но есть и еще ряд правил.

Какую сумму убытка можно списать

Если расходы компании превышают доходы, возникает убыток (п. 8 ст. 274 НК РФ). В периоде, когда компания получила прибыль, убыток можно вычесть из налогооблагаемой базы. Но есть несколько ограничений:

Пример расчета суммы убытка, который можно списать

В отчетности по итогам 2012 года компания отразила убыток 78 000 рублей, по итогам 2014 года — 8 000 рублей. При расчете налога за 2012-2020 годы компания полученные убытки не учитывала. В 2021 году компания получила прибыль 165 000 рублей.

Рассчитаем максимальную сумму убытка, которую может списать организация по итогам 2021 года (с учетом ограничения 50 %).

165 000 × 50 % = 82 500 рублей.

Налоговая база по налогу на прибыль в 2021 году с учетом перенесенного убытка составит 82 500 рублей.

Таким образом, в 2021 году организация учла убытки прошлых периодов в следующем размере:

Остаток убытка за 2014 года в сумме 3 500 рублей (8 000 — 4 500 = 3 500 рублей) организация может перенести на 2022 год, если получит прибыль.

Когда убытки учесть нельзя

Нельзя учесть убытки, которые были получены при использовании других налоговых режимов. Уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли могут только убытки, рассчитанные по правилам главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 283 НК РФ).

Если компания на УСН в 2020 году получила убыток, а в 2021 году перешла на ОСНО и по итогам года зафиксирована прибыль, она не может списать убытки 2020 года (письмо Минфина РФ от 25.09.2009 № 03-03-06/1/617).

Нельзя учесть убытки от продажи акций, облигаций, инвестиционных паев или долей в уставном капитале компании (п. 1 ст. 283 НК РФ, письмо Минфина России от 24.11.2017 № 03-03-06/2/77738).

Нельзя учесть убыток от участия в инвестиционном товариществе, если он был получен в год присоединения налогоплательщика к другим участникам инвестиционного договора (п. 1 ст. 283 НК РФ).

Нельзя учесть убыток, если компания использует ставку налога на прибыль 0 % и при этом является медицинской или образовательной организацией, сельхозпроизводителем или рыболовецким хозяйством, региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, занимается социальным обслуживанием граждан (письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03-03-06/1/320).

Как подтвердить свое право на перенос убытков

Списать убытки прошлых лет за счет текущей прибыли можно только в том случае, если сохранились все первичные бухгалтерские документы, которые подтверждают факт и размер полученного убытка (п. 4 ст. 283 НК РФ, ст. 313 НК РФ, письмо Минфина РФ от 03.04.2007 № 03-03-06/1/206).

Пока убыток не перенесен полностью, необходимо хранить всю «первичку». Если нет первичных документов, учитывать расходы прошлых лет в налогооблагаемой базе нельзя, даже если они отражены в актах выездных налоговых проверок (п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 49 ст. 270 НК РФ).

Период, в течение которого разрешено уменьшать налоговую базу на суммы ранее полученных убытков, значительно больше сроков хранения бухгалтерских документов. Зная это, инспекторы ФНС нередко запрашивают подтверждающие документы в рамках камеральных проверок деклараций на прибыль, где налоговая база уменьшена за счет убытков прошлых лет.

Как отразить убытки прошлых лет в декларации

Уменьшать налоговую базу по прибыли на ранее полученные убытки можно не только при расчете налога за год, но и при определении авансовых платежей.

Для этого в декларации предусмотрено приложение № 4 к листу 02. Его нужно заполнять только в декларациях за год и за I квартал. Далее убыток, который уменьшает прибыль текущего периода, переносят в строку 110 листа 02. Аналогично показывают прошлый убыток в декларациях за 6 и 9 месяцев.

Например, по итогам 2018 года получен убыток 700 000 рублей. В 2021 году зафиксирована прибыль 1 200 000 рублей. Убыток 2018 года превышает 50 % налогооблагаемой базы 2021 года. Поэтому списать можно только 600 000 рублей. Остаток убытка 100 000 рублей остается не учтенным.

В приложении № 4 к листу 02 декларации делаем следующие записи:

Вот как это выглядит в самой декларации:

Убыток в балансе чем грозитОтражаем убытки прошлых лет в декларации по налогу на прибыль

Как учесть убытки прошлых лет, которые выявлены в текущем периоде

Иногда убытки (расходы) прошлых лет выявляют в текущем периоде. Такое может случиться, если документы, которые подтверждают расходы, «дошли» до бухгалтерии уже после окончания налогового периода. Или другая распространенная ситуация: в прошлом году компания поставила покупателям некачественный товар, и деньги пришлось вернуть (письмо Минфина РФ от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372).

При расчете текущего налога на прибыль такие суммы можно включить в состав внереализационных расходов (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Но сделать это можно только в течение трех лет. Минфин и ФНС считают, что учет таких расходов (убытков) тесно связан с положениями о возврате и зачете переплаты по налогам, а значит, не может превышать 3 года.

Например, в III квартале 2021 года компания перечислила покупателю 10 000 рублей за некачественные двери, поставленные во II квартале 2020 года. Если в 2021 году не было иных внереализационных расходов, а по итогам года получена прибыль, то в декларации по налогу на прибыль нужно будет записать:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *