Учитель начальных классов что должен знать и уметь
Главное о работе учителя начальных классов: информация для тех, кто хочет им стать
Можно ли стать педагогом, если вы уже получили другую специальность и не хотите снова тратить несколько лет на учебу? Достаточно ли будет дистанционного* образования и как его получить? Сколько вы сможете зарабатывать и в чем будут заключаться ваши обязанности? Чем учитель начальных классов отличается от других педагогов?
Ответы на эти и многие другие вопросы — в нашей статье.
Обязанности учителя начальных классов
Полный список можно посмотреть в должностной инструкции и в профессиональном стандарте педагога. Обратите внимание: руководство школ имеет право менять перечень обязанностей учителей по своему усмотрению. Но в список наверняка войдут:
Также в списке обязанностей — строгое соблюдение локальных нормативных актов, утвержденных руководством школы.
Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать
Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр. Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой.
У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым. Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил.
Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.
Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны. Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке. Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.
Зарплата учителя начальных классов в России
Размер окладов и премий зависит от нескольких факторов, включая регион и конкретную школу (в гимназиях и частных заведениях обычно платят больше, чем в общеобразовательных государственных школах), стаж педагога, его квалификационную категорию, ставку, дополнительную работу (например, классное руководство, ведение кружков и секций и пр.) Поэтому нельзя ответить однозначно, сколько получает учитель начальных классов — мы можем указать лишь средние зарплаты.
В Москве педагоги зарабатывают около 50-80 тыс. рублей. Вдобавок учитель начальных классов может работать репетитором и получать дополнительно около 15-20 тыс. рублей в месяц.
В Санкт-Петербурге учителя получают в среднем 35-80 тыс. руб., в Новосибирске — 18-25 тыс, в Казани — 17-30 тыс., в Омске — 16-25 тыс., в Самаре — 15-30 тыс., в Екатеринбурге — 17-35 тыс. За репетиторство в регионах в среднем платят от 250 до 750 рублей в час.
Где получить образование учителя начальных классов?
Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:
Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.
Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.
Если вам понадобится помощь в выборе программы или возникнут вопросы по поступлению на программу обучения для учителей младших классов, пожалуйста, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Должностная инструкция учителя начальных классов.
Председатель профкома Директор МОУ Котелинская школа
____________Г. В. Романова ____________/Е. В. Лагуткина
« 29 » августа 2018г. « 29 » августа 2018г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.4. Учитель начальной школы должен знать :
Федеральный закон AP-273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Конституцию Российской Федерации;
законы РФ, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцию о правах ребенка;
основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, методических и организационно-управленческих задач на ступени начального общего образования общеобразовательного учреждения, школьную педагогику и психологию, возрастную физиологию и школьную гигиену;
требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
методики преподавания и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
основные направления и перспективы развития современного образования и педагогической науки;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации развивающего обучения;
методы подачи материала, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), членами педагогического коллектива;
технологии разрешения конфликтных ситуаций;
основы экологии, экономики, социологии, а также трудовое законодательство РФ;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов согласно действующих СанПиН;
средства обучения и их дидактические возможности, в том числе средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
основы права, проектные технологии и эффективные средства делового общения;
Устав и Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
1.5. Учитель должен знать правила, нормы и требования охраны труда, данную должностную инструкцию учителя начальных классов по ФГОС, технику безопасности в кабинете. требования пожарной безопасности в общеобразовательном учебном учреждении.
1.6. Учитель начальных классов должен уметь:
оценивать текущее положение, ресурс и потенциал развития ученика, находить и использовать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности каждого обучающихся в образовательном процессе;
выбирать и использовать в обучении современные образовательные технологии и технологии оценивания, адекватные поставленным целям и задачам, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса в школе;
эффективно использовать современные технологии проектирования образовательной среды, деловые и интерактивные игры, активные приемы обучения.
применять при обучении дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы учащихся в информационно-образовательной среде;
организовывать как совместную, так и индивидуальную деятельность учащихся;
использовать в планировании и реализации своей педагогической деятельности результаты психологического, социального и медицинского мониторинга;
использовать на уроках современные способы оценочной деятельности, корректно применять в оценивании работы ребенка разнообразные оценочные шкалы, формировать оценочную самостоятельность школьников;
реализовывать программы воспитания и социализации учащихся;
использовать в образовательном и воспитательном процессе современные ресурсы на различных видах информационных носителей;
содействовать формированию позитивных межличностных отношений среди учащихся, психологического климата и организационной культуры в классе.
II. Функции учителя начальных классов
Основными функциями деятельности учителя начальной школы являются:
2.1. Обучение и воспитание детей с учетом их возрастных особенностей.
2.2. Формирование умений и навыков согласно образовательной программе отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, развитие способностей ребенка, в том числе творческих.
2.3. Обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности во время занятий, на переменах, внеклассных и воспитательных мероприятиях, обеспечение должного контроля за выполнением учащимися инструкций по охране труда и правил поведения в школе.
III. Должностные обязанности учителя начальных классов
Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности :
3.4. Планирует учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу для начального класса на основе примерных общеобразовательных программ отвечающих требованиям (ФГОС) и обеспечивает ее выполнение. Составляет тематические планы работы по учебной и внеурочной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.
3.5. Организует и осуществляет разнообразные виды деятельности учащихся, ориентируясь на личность и индивидуальность ребенка, развивает его мотивацию, познавательные интересы, способности, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую и творческую.
3.6. Выявляет образовательные запросы и потребности обучающихся, помогает в решении индивидуальных проблем, связанных с трудностями в освоении образовательных программ.
3.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся детей во время образовательного процесса, внеклассных и воспитательных мероприятий, экскурсий и поездок.
3.8. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе локальным актом порядка их оформления, ведения и соблюдение единого орфографического режима.
3.9. В 1-4-х классах соблюдает следующий временной режим проверки рабочих тетрадей:
ежедневно все классные и домашние работы обучающихся;
к следующему уроку контрольные диктанты и контрольные работы по математике с обязательным проведением работы над ошибками.
3.13. Организовывает совместно с библиотекарем школы, родителями внеклассное чтение учащихся.
3.14. Задействует школьников в различных формах внеурочной деятельности.
3.15. По возможности заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
3.16. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные педагогические приёмы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных и воспитательных целей.
3.17. Постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методического объединения учителей начальной школы и других формах методической работы, готовит доклады и анализирует свою работу.
3.18. Согласно годовому плану работы образовательного учреждения принимает участие в педагогических советах, рабочих совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, конференциях, внеклассных мероприятиях начальной школы, методических объединениях учителей начальных классов и классных руководителей, а также в методических объединениях, проводимых вышестоящей организацией.
3.19. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.
3.20. В обязательном порядке сообщает дежурному администратору школы о каждом произошедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.
3.21. Готовит и использует в обучении различный дидактический и наглядный материал.
3.22. Организует участие учащихся в различных конкурсах, фестивалях, концертах, ярмарках, соревнованиях, конференциях по защите исследовательских работ, в оформлении стенгазет и т.п.
3.23. Строго выполняет Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию учителя начальных классов школы, Трудовой договор с работником, а также локальные акты образовательного учреждения, приказы директора школы.
3.24. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребёнка, этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении и общественных местах, является примером для учащихся и воспитанников.
3.25. Проводит изучение и инструктажи с учащимися по охране труда, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, антитеррористической безопасности и правилам поведения в школе и общественных местах с обязательной регистрацией в журнале инструктажа.
IV. Права учителя начальных классов
4.1. Учитель начальных классов пользуется правами, предусмотренными ТК РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.212года, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
4.2. Учитель начальной школы имеет право :
На принятие адекватных решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Давать ученикам во время уроков, занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации учебных занятий и соблюдению ученической дисциплины.
На повышение квалификации с прохождением курсов в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения.
Информировать с приведением аргументов директора школы о необходимости приобретении для учебной деятельности технических, электронных обучающих средств, о проведении ремонтных работ оборудования и кабинета.
Вносить аргументированные предложения по улучшению условий учебного процесса в классном кабинете, доводить до директора школы обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих работоспособность учащихся на уроках и повышающих усталость.
Участвовать в управлении учебным заведением в порядке, который определен Уставом общеобразовательного учреждения.
Выбирать для своей педагогической деятельности образовательные программы, методики обучения и воспитания учащихся, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний и умений учащихся, рекомендуемые Министерством образования РФ или разработанные педагогом начальной школы и прошедшие необходимую экспертизу, исходя из возможностей школы.
На ознакомление с жалобами и докладными, а также с другими документами в которых присутствует оценка работы учителя, давать по ним письменные объяснения.
На поощрения по результатам образовательной и воспитательной деятельности.
Определять и предлагать учащимся для использования в учебе полезные и интересные ресурсы Интернет.
На защиту профессиональной чести, достоинства и своих интересов как самостоятельно, так и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования в общеобразовательном заведении, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
На конфиденциальность служебного расследования, кроме тех случаев, которые предусмотрены законодательством РФ.
V. Ответственность учителя начальных классов
5.1. В установленном в законодательстве Российской Федерации порядке учитель начальных классов несёт ответственность:
за выполнение не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, расписанием и графиком учебного процесса.
за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, внеклассных воспитательных мероприятий, проводимых учителем, экскурсий и поездок согласно приказа;
за нарушение прав и свобод учащихся, определённых в законодательстве Российской Федерации, в Уставе и локальных актах школы;
за нарушение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса;
за несвоевременное принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, скрытие от администрации школы несчастного случая;
за нарушение установленного порядка и сроков проведение инструктажа учащихся по охране труда для учебных занятий, воспитательных мероприятий, экскурсий и поездок с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа обучающихся по охране труда;
за организацию изучения детьми инструкций по охране труда и технике безопасности, дорожного движения, пожарной безопасности, антитеррористической безопасности, правил поведения с электроприборами и т.д., согласно разработанным и утвержденным в школе инструкциям и правилам;
за недостаточный контроль или его отсутствие за соблюдением правил и инструкций по охране труда.
VI. Взаимоотношения. Связи по должности
С должностной инструкцией ознакомлен(а)
«___»_____________20___г. __________ (______________________)
Должностная инструкция учителя начальных классов
Для правильного построения режима работы преподавателей требуется документальное сопровождение. Должностная инструкция учителя начальных классов является документом, необходимым для верного направления трудовой деятельности и помощи специалисту, особенно на первых этапах поступления на должность. В инструкции указываются основные критерии эффективной работы, обязанности и права педагога.
Образец должностной инструкции начальных классов
1. Общие положения
1.1. Назначение на должность и освобождение от нее специалиста осуществляется директором учебного заведения.
1.2. Лицо на занимаемой должности является подчиненным директора учреждения и выполняет представленные обязанности под руководством его заместителей.
1.3. При ведении трудовой деятельности учитель должен подчиняться Конституции РФ, действующим законам и нормативным актам, отвечающим на вопросы системы образования, а также Уставу и дисциплинарным правилам заведения.
1.4. Специалист (кандидат) должен иметь среднее или высшее профессиональное образование по соответствующему направлению. При отсутствии последнего (в области ведения педагогической деятельности) преподаватель (кандидат) может иметь среднее или высшее, соответствующее преподаваемым дисциплинам, и пройти профессиональную подготовку по образовательному направлению.
1.5. Специалист на занимаемой должности должен владеть:
1.6. Учитель обязан знать собственную должностную инструкцию, правила и нормы охраны труда, гигиенические стандарты и нормы, правила противопожарной безопасности.
1.7. Специалист на занимаемой должности должен обладать навыками и знаниями в области оказания первой медицинской помощи, а также уметь своевременно применить их.
2. Функции
В число основных функций педагога входят:
2.1. Осуществление обучения, воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.
2.2. Организация и содействие в осуществлении внеурочной деятельности, направленной на получение дополнительного образования, исследовательских навыков, знаний в области проектирования.
2.3. Закрепление знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей обучающихся, которые, в свою очередь, должны соответствовать заявленным стандартам.
2.4. Обеспечение гигиенических и санитарных норм во время проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий. Отслеживание соблюдения правил безопасности.
3. Обязанности
Базовые функциональные обязанности включают в себя пункты:
3.1. Обеспечение должного уровня подготовки учеников. Результат должен соответствовать закрепленным на государственном уровне стандартам образования.
3.2. Разработка учебных программ, составление образовательных планов и обеспечение их реализации. Составление тематических планов для каждого учебного занятия с учетом образовательных стандартов и уровня подготовки учеников.
3.3. Организация образовательной и внеурочной деятельности разнообразных видов с учетом подготовки, индивидуальных особенностей, творческих способностей и задатков учеников.
3.4. Проведение учебных занятий строго в общепринятых стандартах, но с применениями разнообразных методов подачи материала и мониторинга знаний учащихся.
3.5. Контроль за ведением тетрадей и дневников обучающихся, ведение установленного орфографического режима.
3.6. Обеспечение охраны жизни и здоровья учеников во время проведения образовательных занятий, выездных и локальных мероприятий.
3.7. Выявление вероятных индивидуальных проблем и сложностей у обучающихся, сложностей в освоении учебной программы и оказание помощи в их преодолении.
3.8. Проведение контрольных работ в рамках требований образовательной программы о ведении отчетности об освоении учебного материала.
3.9. Своевременная передача данных дежурному учебного заведения о совершившихся несчастных случаях и оказание первой помощи при необходимости.
3.10. Хранение тетрадей для проведения проверочных работ в учебном кабинете на протяжении всего учебного года.
3.11. Участие во всех педагогических советах и совещаниях, конференциях и внеклассных мероприятиях.
3.12. Регулярное (ежегодное) прохождение медицинских осмотров.
3.13. Организация участия обучающихся в разнообразных конкурсных мероприятиях и фестивалях.
3.14. Подготовка учебного кабинета к приемке перед началом каждого учебного года.
3.15. Учителю запрещено:
4. Права
4.1. Учителю обеспечены права:
5. Ответственность
5.1. Специалист на занимаемой должности несет ответственность:
5.2. При несоблюдении правил и документов, неисполнение служебных обязанностей учитель подвергается дисциплинарным взысканиям.
5.3. За причинение материального ущерба учреждению или его обучающимся без уважительных причин учитель привлекается к ответственности в рамках Законодательства.
5.4. Принудительное освобождение от должности возможно в случаях применения методов физического или психического насилия в отношении обучающихся.
Пояснения
Должностная инструкция – документ, основывающийся на действующем законе «Об образовании» и раскрывающий права учителя начальных классов, его функциональные обязанности и требования к уровню подготовки. Документ является основным инструментом на всех этапах ведения профессиональной деятельности, опорой для реализации функций и прав.
Важно! Инструкция формируется в рамках нормативно-правовых актов, Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и не может противоречить перечисленным документам.
Пункт «Общие положения» включает в себя основные требования к специалисту, занимающему должность учителя начальных классов. Блок раскрывает в себе сведения о ведении профессиональной деятельности, необходимого образования кандидата на должность или специалиста на занимаемой должности и правил внутреннего распорядка. Также в «Общих положениях» указываются требования к знаниям законодательства, умениям и навыкам, которыми должен обладать педагог начальных классов.
Блоки «Функции» и «Обязанности» включают в себя основную информацию о том, в какой области педагог должен реализовывать собственные знания, умения и навыки, а также правила их реализации. Пункты блоков обязательны к исполнению, поэтому не терпят исключений без уважительной причины. От выполнения перечисленных правил напрямую зависит уровень подготовки учеников и качество образовательного процесса.
Раздел «Права» включает в себя пункты, гарантирующие возможности карьерного и профессионального роста, стабилизации взаимоотношений преподавателя с обучающимися, администрацией и коллективом. В блоке «Ответственность» закреплены возможные последствия, связанные с несоблюдением настоящей должностной инструкции, Законодательства РФ, Устава и других документов, регулирующих права и обязанности.