У виновника нет страховки что делать пострадавшему
Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?
Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.
Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.
В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.
Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?
Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.
Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.
Как подать в суд на виновника ДТП
В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.
Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.
До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:
При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.
В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.
Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.
После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.
У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае
Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.
Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.
По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.
До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.
Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.
В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.
Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.
Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.
«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.
Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».
Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».
Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.
«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.
На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».
Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.
Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.
Мужчина попал в аварию без ОСАГО, но страховая все равно за него заплатила
Один мужчина в Санкт-Петербурге ехал на Хонде и врезался в Киа. От сильного удара сзади Киа в свою очередь въехала в стоящий впереди ГАЗ. В результате аварии у Киа были сильно повреждены оба бампера, задняя дверь, номерные знаки, парктроники, капот, радиатор — всего повреждений набралось на 300 тысяч рублей.
Водитель Хонды предъявил полис ОСАГО, выданный одной крупной страховой компанией. Удивительно, но действовать он начинал как раз в день ДТП, с 00:00. Владелица Киа написала в эту компанию заявление о выплате. Но страховщик отказался оплачивать ремонт ее автомобиля, заявив, что водитель Хонды купил этот полис уже после аварии.
Тогда женщина прибавила к стоимости ремонта компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя — и пошла в суд. Иск она подала к страховой компании водителя Хонды.
Аргументы сторон
Владелица Киа. Автогражданская ответственность всех водителей должна быть застрахована. Закон обязывает водителей делать эту страховку, чтобы пострадавшие не бегали за виновниками аварий и не ждали годами денег на ремонт автомобиля. Каждый водитель покупает полис, а страховая компания гарантирует, что оплатит ремонт пострадавшей стороне.
Я — та самая пострадавшая сторона, мой автомобиль поврежден. Этот мужчина, водитель Хонды, принес полис ОСАГО. В полисе написано, что он действует с нуля часов того дня, когда произошло ДТП. Я не знаю, когда он его оформил, до или после аварии, и не хочу знать. Раз там написано, что он действует, значит, заплатите мне за ремонт и не морочьте голову.
Страховая компания. В момент аварии автогражданская ответственность виновника еще не была застрахована. По документам столкновение произошло в 10 утра, а полис был выдан не раньше 11:40 — то есть через полтора часа после ДТП. С этого времени полис и начал действовать.
Страховой риск — это случайное событие, которое может наступить, а может не наступить. В этом и заключается смысл страховки: защищать от предполагаемых опасностей. Если неблагоприятное событие произошло до заключения договора страхования и пострадавший хочет компенсировать убытки за счет страховой компании, это уже не страхование, а мошенничество. Поэтому страхование распространяется только на случаи, которые произошли после заключения договора страхования и вступления его в силу.
Виновник аварии попал в аварию без страховки, а потом быстренько съездил в ближайшую страховую, оформил ОСАГО и хочет, чтобы мы за него все выплатили. Хорошо придумал! Это недобросовестное поведение и злоупотребление правами. Пусть сам компенсирует убытки этой женщине.
Водитель Хонды. Кажется, я оформил страховку за день или два до аварии, точно не помню. На полисе написано, что он действовал во время ДТП, поэтому пусть платит страховая, а я никому ничего не должен.
Что сказали суды
Страховой агент, который выписывал этот полис, подтвердил, что оформил его после 11 утра в день столкновения. Чтобы оформить полис, необходимо сделать запрос в электронную базу РСА. Этот запрос был направлен в 11:42. Раньше этого времени выдать полис было невозможно.
Страховой полис ОСАГО подтверждает факт заключения договора страхования. В законе сказано, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии. Но можно договориться и о других условиях.
У мужчины на руках был подлинник страхового полиса с печатью и подписью представителя страховщика. На полисе указано, что он действует с 00:00 этого же дня, то есть до того, как его оформили в офисе. Так тоже можно. Получается, что страховой агент от имени компании и этот мужчина так договорились.
Если страховая компания считает, что агент поступил недобросовестно и нарушил права компании, она может предъявить иск к этому агенту. Но это уже будет дело для другого суда.
Страховая компания не согласилась с таким решением суда и подала апелляцию.
Городской суд (апелляция): 🧔👈
Коллеги из районного суда все перепутали. На момент ДТП гражданская ответственность мужчины застрахована не была. Это подтверждают документы и свидетели.
Страховой полис был изготовлен и выдан уже после того, как имуществу истца был причинен ущерб. Это значит, что столкновение не является случайным и поэтому не может быть признано страховым случаем.
Взыскивать ущерб со страховой компании нельзя. Решение отменяем, в иске этой женщине отказываем. Страховая ничего никому платить не должна.
С таким решением не согласилась пострадавшая. Она подала жалобу в вышестоящую инстанцию — президиум городского суда.
Городской суд (кассация): 👉👉🏢
Апелляционная инстанция ошиблась, а вот первоначальное решение районного суда было правильным. Страхование может распространяться и на случаи, произошедшие до заключения договора страхования, если об этом прямо сказано в договоре.
В спорном полисе ОСАГО прямо написано, что он начал действовать раньше, чем был оформлен. Это абсолютно законно.
Решение апелляционной инстанции отменяем, решение районного суда оставляем в силе. Страховая компания должна компенсировать ущерб потерпевшей.
Страховую компанию такое решение не устроило. Так дело дошло до Верховного суда.
Цель страхования гражданской ответственности автовладельцев — защита потерпевших и возмещение причиненного вреда. Потерпевшая в этой истории защищена меньше всего, потому что не может влиять на условия договора страхования ответственности виновника аварии. Владелица Киа не знает и не должна знать, при каких условиях виновник аварии купил свой полис ОСАГО, поэтому может полагаться на сведения, указанные в полисе страхования.
По закону страховая компания обязана за счет собственных средств возместить причиненный вред. Исключение — хищение бланков полисов, да и то только если страховая компания обратилась в полицию до наступления страхового случая. Во всех остальных ситуациях страховщик несет ответственность перед потерпевшим, в том числе когда бланк полиса использовали несанкционированно, нарушили порядок его выдачи или исказили указанные в нем данные.
Страховая компания могла заявить, что агент этот бланк полиса использовал несанкционированно — например украл или ранее списал как испорченный. Но она никаких таких заявлений не сделала.
Полис ОСАГО, который предъявил мужчина, — подлинный, оформлен как полагается, на бланке с печатью. Все остальное неважно: надо было смотреть, какие полисы выписываете.
Получается, страховая компания отказалась выплатить истцу возмещение по подлинному полису ОСАГО. Это нарушает принцип гарантированного возмещения вреда потерпевшему. Женщина вообще не участвовала в отношениях между виновником и ответчиком и не должна отвечать за их договоренности. А суд чуть не оставил ее без денег.
Президиум городского суда правильно отменил решение апелляционной инстанции.
Это что же теперь, без ОСАГО ездить можно?
Мы не можем точно узнать, что на самом деле произошло в страховой: ввели ли страхового агента в заблуждение, или он просто ошибся. По его показаниям в суде, в день ДТП ему позвонил знакомый и попросил срочно оформить полис на своего друга, а документы прислал в «Вотсапе». Агент сделал расчет, оформил полис, а срок начала действия из-за сбоя в системе остался с 00:00 того же дня.
Для владелицы Киа эта история закончилась благополучно, а вот для водителя Хонды и страховой компании она еще вообще не закончилась. Возможно, страховая решит взыскать ущерб со страхового агента, а может, дело дойдет и до виновника аварии. Будем следить и расскажем вам, чем все закончилось.
Рекомендации юристов: что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО
Дорожно-транспортное проишествие всегда является неприятной ситуацией для его участников. Иногда ситуация усугубляется еще и тем, что у виновника нет действующей страховки, из-за чего у потерпевшей стороны могут возникнуть трудности с получением компенсации. Власти РФ уже давно ведут борьбу с водителями, которые нарушают закон, эксплуатируя свое ТС без действующего полиса автогражданской ответственности. Однако борьба с нарушителями идет с попеременным успехом.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
На данную борьбу влияют сразу несколько факторов:
И учитывая все имеющиеся факторы найти золотую середину нашим властям очень непросто. Что же делать, если вы попали в ДТП, а у виновного нет полиса обязательного страхования? Что следует делать в данном случае виновнику, а что потерпевшему об этом мы расскажем в нашей статье.
Что делать при дорожно-транспортном происшествии, если нет оформленной страховки?
На сегодняшний день вероятность попасть в ситуацию когда и у виновного в аварии нет полиса автогражданской ответственности достаточно высока. По оценке специалистов примерно каждый седьмой водитель не имеет действующей автогражданки, ездит по фальшивому полису или не вписан в него.
Но три-четыре года назад данное соотношение выглядело еще более печально, тогда каждый пятый водитель эксплуатировал свое авто не имея полиса ОСАГО. Пока наши власти решают проблемы страхования, автолюбители должны знать, что делать, если у виновника ДТП нет страховки.
На месте ДТП вы как пострадавшая сторона должны проконтролировать чтобы инспектор ГИБДД внес в протокол информацию о том, что у виновного нет полиса. Далее следует произвести оценку причиненного вашему имуществу ущерба. На основании результатов оценки ущерба следует составить и направить виновнику досудебную претензию. Если виновник не согласен с суммой ущерба и отказывается платить, то следует обратиться с исковым заявлением в суд.
Подробнее о том, что делать, если случилось ДТП, а виновник не вписан в полис ОСАГО, читайте тут.
Как быть виновному лицу?
В том случае, если вы стали виновником ДТП, а у вас нет полиса автогражданской ответственности, то приготовьтесь оплачивать не только штраф за езду без автогражданки, но и ущерб причиненный потерпевшему. Инспектор ГИБДД прибывший на место аварии в первую очередь выясняет в порядке ли документы у участников аварии. В случае если у одного участника отсутствует страховка, ему положен штраф. Штраф за эксплуатацию ТС без действующего полиса автогражданской ответственности составляет 800 рублей.
Дальнейшая же схема урегулирования спора между виновником аварии и потерпевшим зависит от воспитания и порядочности обеих сторон. Некоторым удается договориться на месте и тогда водители ограничиваются лишь бумагой с указанием паспортных данных виновного лица, признанием одной из сторон своей виновности и обязательством возместить потерпевшему причиненный ущерб. Если водители договариваются, то делать это нужно не на словах, а на бумаге.
Потерпевшему лучше взять расписку со своего оппонента, а не полагаться на его честность. Чаще всего водители договариваются о денежной компенсации ущерба, однако если у виновника есть возможность самостоятельно или через знакомых провести восстановительные ремонтные работы, то водители могут осуществить и данный вариант компенсации ущерба.
Однако как показывает практика чаще всего договориться сторонам не удается, тогда у потерпевшего остается один вариант обращаться за восстановлением справедливости в суд.
А виновнику следует подготовиться оспаривать сумму ущерба в суде (если он не согласен с данной суммой). А также следует подготовиться к тому, что рано или поздно, а оплатить нанесенный потерпевшему ущерб вам все же придется.
Что предпринять пострадавшему?
Нужно обязательно зафиксировать всю информацию о виновнике:
Далее вам следует собрать весь перечень документов, который необходим для подачи претензии:
Не забудьте пригласить на экспертизу виновное лицо. Для этого следует отправить по почте приглашение с уведомлением о вручении.
На основании собранных документов составляется досудебная претензия. В своей претензии не забудьте указать все обстоятельства произошедшего ДТП. Свои собственные утверждения следует подкрепить выдержками из действующего законодательства. Также в своей претензии пропишите сумму положенной вам компенсации.
Итоговая сумма ущерба может быть выше суммы указанной в документах полученных от независимого эксперта. В сумму причитаемой вам компенсации вы можете включить расходы на проведения экспертизы, эвакуатор, адвоката и т.д.
К своей претензии потерпевший должен прикрепить следующие документы:
Чаще всего после получения досудебной претензии виновники ДТП соглашаются оплатить причиненный ущерб в добровольном порядке. Ведь виновник прекрасно осознает, что если дело дойдет до суда, то ему придется оплатить еще и судебные издержки.
Если у виновного лица нет официально дохода и имущества, то это не может стать причиной отказа оплаты нанесенного потерпевшему ущерба.
Также читайте о том, что делать, если вы пострадавший, но у вас нет ОСАГО, в этой статье.
Если у виновного нет полиса, можно ли обратиться в свою страховую компанию?
Что делать, если виновный в ДТП не застрахован по ОСАГО? Если у виновного нет ОСАГО, то страховая ущерб не оплачивает, т.к. прямое возмещение убытков предусматривает компенсацию затрат понесенных вашей СК, страховой компанией виновного лица. А в данном случае получается, что у виновного лица нет страховой организации, которая несет за него ответственность.
В последствии СК виновного может выставить ему регрессные требования если на то будут основания.
Но в случае когда у виновника нет страховой организации несущей за него ответственность, затраты страховой компании потерпевшего компенсировать некому, а взыскание понесенных при прямом урегулировании убытков расходов СК с виновного лица законом не предусмотрено. Получается, что при отсутствии страховки виновник аварии оплачивает ущерб самостоятельно.
Экспертиза
После того как закончиться оформление ДТП на месте, необходимо как можно быстрее провести независимую оценку причиненного вреда. Сделать это потерпевший может в любой организации имеющей государственный сертификат на оказание таких услуг. Не забудьте пригласить заказным письмом виновника на место проведение экспертизы.
Досудебное решение
В качестве попытки досудебного урегулирования вопроса о компенсации ущерба следует направить виновнику досудебную претензию (далее ДП). ДП является юридически значимым документом, в котором потерпевший предлагает оплатить причиненный ему ущерб. Чаще всего ответчик соглашается на досудебное урегулирование вопроса, если видит грамотно оформленный пакет досудебной претензии. Как показывает практика в 70% случаев ДП заканчивается для потерпевшего полным или частичным возмещением причиненного ему ущерба.
Досудебную претензию вы можете составить в произвольной форме, для этого не требуется типовой бланк. Однако лучше поручить это дело грамотному специалисту. В своей претензии помимо информации о произошедшем ДТП, потерпевший должен указать сумму прямых и косвенных расходов по делу. Естественно, что все расходы следует подкрепить документально.
Свою досудебную претензию потерпевший должен отправить на адрес виновника. Сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о вручении и описью содержимого конверта. Почтовые квитанции потерпевшему следует сохранить, так как они могут потребоваться в дальнейшем для суда.
Судебные споры
В том случае, если предложение о досудебном урегулировании вопроса было отвергнуто потерпевшим, то следует написать исковое заявление в суд. Для суда вам понадобиться тот же перечень документов, что и для составления претензии. Для ведения дела в суде лучше нанять грамотного специалиста. Но юристу, который будет вести ваше дело в суде придется заплатить сразу, а не по окончанию дела как это практикуется при тяжбах с юридическими лицами.
Обращаться следует в суд по месту регистрации виновника ДТП, об этом говориться в ст.28 ГПК РФ. В том случае, если сумма ущерба менее 50000 рублей, то дело рассматривается мировым судьей, а сели выше данной суммы, то согласно ст.23 и 24 ГПК РФ дело должно рассматриваться районным судом.
Полезное видео
Смотрите видео по теме: