У ребенка нет концентрации внимания что делать

У ребенка нет концентрации внимания что делать

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

ВремяДействие
07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Источник

Волевые нарушения у детей (неумение концентрироваться). Взгляд психолога

В этой статье мы поговорим про особенности внимания и волевые нарушения у учеников, а также про то, что может сделать с этим педагог в пространстве школы.

Согласно отечественной психологической школе, внимание – это одна из высших психических функций. Развитие внимания – это большой процесс, условно в нем можно выделить три этапа:

Сначала внимание осуществляется с помощью нервных механизмов, и оно ситуативно и непродолжительно.

Далее внимание ребенка развивается в отношениях со взрослым, с помощью внешних средств: карточек, записей, напоминаний и т. д. Используются различные культурные средства для формирования произвольного внимания.

Ребенок интегрирует эти внешние средства, и они становятся частью его внимания. По сути, ребенок использует те же средства, только они уже не нужны ему как внешние инструменты – он научился ими пользоваться самостоятельно.

Этот алгоритм подходит ко многим ситуациям, в том числе взаимодействию на уроках. Внимание, так же как и мышление, память и другие высшие психические функции, можно формировать по этому сценарию. Ниже мы обсудим возможные варианты действий.

Из чего складывается концентрация внимания на уроке?

Мотивация на обучение.

Навыки работы в классе.

Ниже мы подробнее остановимся на данных пунктах.

1. Во-первых, это возможности организма, а именно: состояние здоровья, особенности обменных процессов, нейродинамические свойства мозга. Сюда же относится возраст человека, и относительно этого пункта есть некоторые нормы: в частности, никто не ожидает, что ребенок трех лет может усидеть на одном месте больше 20 минут. Все дети обладают разными типами темперамента и особенностей нервной системы: кто-то быстрее «схватывает» материал и сразу может решить сложные задачи, но быстро утомляется, кто-то, наоборот, дольше врабатывается, зато потом может эффективно работать продолжительное время. В классе обычно есть и те и другие, и задача педагога – дать ученикам возможность проявить свои способности.

Коррекция. Оптимальные возможности появляются тогда, когда человек здоров, выспался, сыт и в целом хорошо себя чувствует. Утомление, например, под конец интенсивной недели может существенно влиять на способность к концентрации.

Если дело в индивидуальных особенностях ребенка, которые не связаны с утомлением и другими временными состояниями. Компенсаторные возможности мозга очень большие, особенно у детей. Если есть сложности с индивидуальными особенностями конкретного ребенка, нужно специально заниматься с коррекционным психологом или педагогом. Перед этим необходима диагностика «слабых» мест и план коррекции. В идеале – педагог рассказывает о плане и результатах своей работы, дает рекомендации родителям и школьным педагогам. В случае системной поддержки данных занятий эффективность будет в несколько раз выше. Системная поддержка – это значит, что и родители, и педагоги, и взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, придерживаются рекомендаций.

Чего не стоит делать: педагогу в любом случае не стоит ставить диагноз. Если есть подозрение, что может быть какое-то нарушение или особенности, которые мешают конкретному ребенку концентрироваться на занятии, лучше напрямую связаться с родителями и специалистами в этом вопросе.

2. Мотивация. Это большой фактор, который существенно влияет на возможности концентрации на уроке. В классе, как и в любой другой группе, есть более усидчивые дети и менее усидчивые. Ошибкой было бы подозревать всех тех, кто менее усидчив, в волевых нарушениях.

Вот что может влиять на мотивацию:

различные факторы, не связанные со школой. Это могут быть отношения в семье, в секции, в группе друзей вне школы и т. д. Например, у ребенка разводятся родители. Этот фактор существенно влияет на концентрацию внимания. Поддержать здесь может персональный интерес и участие педагога, временное снижение требований;

различные факторы, связанные со школой. Например, если в классе за последнее время происходили какие-либо из следующих событий:

от класса отказался или ушел классный руководитель. Если это повторяющаяся ситуация, эффект увеличивается;

особые, возможно трагические, ситуации с кем-то из учеников или педагогов школы;

изменился состав класса: пришли или ушли новые ученики. Если несколько человек, эффект также увеличивается;

и другие особые случаи.
В подобных ситуациях умение концентрироваться ситуативно снижается, наиболее эффективно в данном случае поддержать ребят;

отношения в классе. Это очень большой блок ситуаций, например в классе детям может быть небезопасно, может быть конкуренция за ресурс, слишком большая дистанция между учениками, конфликтная ситуация и т. д. Для того чтобы понять, как эти ситуации влияют на обучение и концентрацию, необходимо перестроиться на немного другую, «детскую» логику. Для детей отношения в коллективе зачастую гораздо более важны, чем для взрослых. Детям труднее абстрагироваться от группы сверстников и от сложностей, которые есть в данный момент в группе. Представьте себя, например, пятиклассником, которому нужно завершить важную работу, при том, что за вами сидит другой ученик, который незаметно для учителя пуляет в вас бумажные шарики через трубочку? С концентрацией могут быть сложности. Когда отношения между учениками начинают негативно влиять на внимание, педагог может взять ситуацию в свои руки. В некоторых ситуациях могут помочь простые игры на взаимодействие, неформальное общение во время классных часов и т. д. Но бывают ситуации, когда этого недостаточно. Тогда стоит обратиться к психологу школы или позвать внешних специалистов.

Случай из недавней практики

Мы с коллегой проводили тренинг для детей из 6-го класса. На класс жалуются все учителя, что очень шумно и работать невозможно. Оказалось, что несколько детей, которые пришли новенькими в класс около года назад, до сих пор не смогли в него встроиться. Они ведут себя довольно вызывающе и отвлекают «стареньких» от учебы. Оказывается, что ребята мало знакомы друг с другом – за год у них не было такой возможности! На тренинге дети смогли поиграть и повзаимодействовать друг с другом, по сути – познакомиться. То есть в течение года ребята напрямую друг с другом взаимодействовали мало, отсюда и множество конфликтных ситуаций и других сложностей, в том числе с концентрацией внимания. Если взрослые в такой картине могут существовать (взрослые умеют договариваться сами с собой: «здесь я учусь/работаю, а вот общаться буду в другом месте» и т. д.), то для детей такое практически невозможно. Уже по ходу тренинга ребята стали более внимательны к словам ведущих, и под конец тренинга мы произносили инструкции к упражнениям в полной тишине, чего в начале тренинга невозможно было представить.

Что может сделать педагог: заинтересовать детей своим предметом. Возможностью что-то новое понять и получить хорошую оценку. Хвалить за достижения. По моему опыту, школьников чаще всего волнует вопрос: как данный предмет им потом поможет в реальной жизни? Приготовьте примеры, как людям это пригодилось в жизни (с этим может быть непросто, но зато полезно всему классу). Если у вас есть возможности, можно подготовить тематический квест или провести викторину (вопросы для викторины по вашему предмету можно попросить сделать самих ребят).

Чего не стоит делать: ругать за невнимательность. Это снижает мотивацию и интерес учеников. Лучше обозначить четкие последствия и их придерживаться.

личные отношения с педагогом. Бывает, что дети не любят каких-то педагогов. Тогда они могут прекрасно себя контролировать на многих остальных уроках, а на вашем быть в «разобранном» состоянии. Если вы попали в число таких педагогов, то все в ваших руках! Нет речи о том, чтобы каким-то специальным образом стать для детей «лучшим» или любимым учителем, но важно помнить про некоторые моменты:

предсказуемость последствий (все знают, что будет, если опоздать на урок);

справедливость (для всех одинаковые последствия, нет «любимчиков», которым все сходит с рук);

признание достижений детей (если у ребенка стало получаться то, что не получалось раньше, – каким-либо образом это признать);

участие в жизни детей (побеспокоиться, если что-то случилось у ребенка). Можем ли мы сделать ссылку здесь на мою статью Как выстраивать отношения с детьми?

3. Навыки работы в классе. Часто можно услышать, что ребенок не умеет концентрироваться. На самом деле концентрация внимания на задаче требует большого количества различных навыков, например:

работать в группе (то есть в присутствии других людей), не отвлекаться на других учеников и учителя;

определять последовательность действий (например, при самостоятельной работе);

замечать собственную усталость и снижение работоспособности;

делать перерыв при необходимости;

просить о помощи, если не можешь справиться с задачей;

концентрироваться на одной конкретной задаче и т. д.

Для того чтобы освоить удобное учителям «умение концентрироваться», необходимо обучиться большому количеству различных навыков. Если присмотреться внимательно, окажется, что у каждого ученика свои сложности, даже в рамках одной темы «Концентрация». Переформулируйте для себя проблему «не умеет то и то» в задачу «Васе хорошо бы научиться в начале самостоятельно работы просматривать все примеры и распределять их по времени». Обсудите это с ребенком: интересно ли ему учиться такому навыку? Возможно, он его как-то может по-другому назвать? Где этот навык еще может пригодиться? Как его надо поддерживать на пути обучения навыку? Эти и другие вопросы есть в методике «Навыки ребенка», которая очень полезна при обучении детей новым навыкам.

Источник

У ребенка нет концентрации внимания что делать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

У ребенка нет концентрации внимания что делать

Аннотация: У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения.

Статья:

В современном мире дети буквально рождаются с планшетом в руках, и это одна из причин, почему проблемы с концентрацией внимания стали скорее правилом, чем исключением.
Неусидчивость, рассеянность, неисполнительность, чрезвычайная лень и невозможность сосредоточиться на одном объекте – с такими жалобами молодые родители все чаще приходят к психологам и нейропсихологам в специализированные центры развития.

Возможные психические причины возникновения проблем с концентрацией у детей

Первые признакипроблем с концентрацией внимания у ребенка могут проявляться в виде
нарушения социальной активности. Ребенок становится либо довольно замкнутым, либо, напротив, излишне гиперактивным.
Чаще всего первая симптоматика, на которую стоит обратить внимание родителям, появляется в возрасте от четырех до девяти лет, но может возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность и нарушение фокусировки внимания.

У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения:

1) Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.

2) Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие. Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм. Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.

4) Отсутствие мотивации. Очень важно внедрять мотивацию в жизнь ребенка и максимально применять ее в разных обстоятельствах, но не прибегать к денежным эквивалентам награждения. Иначе получится, что Вы «торгуетесь» с ребенком. В качестве мотиватора можно использовать объект (например, игрушку).

Как развить концентрацию у ребенка?

1. Понаблюдайте за поведением ребенка.
Как он играет, что входит в его интересы. Это сугубо индивидуальный вопрос, и у каждого ребенка могут быть свои «самые любимые» развлечения. Сделайте упор на том, что ему нравится и где он успешен, и развивайте ребенка в этом направлении.
2. Важно сохранять терпение, внимательно выслушивать и не повышать тон. Выстраивайте конструктивные диалоги с ребенком.
3. Грамотно планируйте тайм-менеджмент. В течение дня у ребенка должно быть время как для отдыха/развлечений, так и для полезных занятий.
4. Постарайтесь ограничить отвлекающие факторы. Например, на рабочем месте не должно быть электронных гаджетов, если они не нужны для выполнения задания. На рабочем месте должен быть четкий порядок.
5. Уменьшите экранное времяпрепровождение ребенка. В дошкольном возрасте ребенок может проводить за «голубым» экраном не более 60 минут в день.

6. Мотивируйте и завлекайте, используйте интерактивные, игровые подходы к решению различных задач. Сделайте «полезное» интересным для ребенка.

7. Введите полезные привычки (утренняя гимнастика, наличие витаминов и минеральных веществ в рационе ребенка, прогулки на свежем воздухе и т.п.)
8. Обратитесь к детскому нейропсихологу, который проведет диагностику и составит индивидуальную программу по развитию функций внимания, в частности, концентрации.

Источник

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.

3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.

4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.

5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.

Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.

Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.

Шизофрения. Отличительные признаки:

1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.

3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.

4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.

5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.

6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.

7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.

8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.

Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?

Ребенок с СДВГ. Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости

1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.

2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.

3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.

5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.

Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *