Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Геометрические фигуры на плоскости

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Геометрическая фигура называется плоской, если все тонки фигу­ры принадлежат одной плоскости.

Примером плоских геометрических фигур являются: прямая, от­резок, круг, различные многоугольники и др. Не являются плоски­ми такие фигуры, как шар, куб, цилиндр, пирамида и др.

На плоскости различают выпуклые и невыпуклые фигуры.

Геометрическая фигура называется выпуклой, если она целиком со­держит отрезок, концами которого служат любые две точки, принад­лежащие фигуре (рис. 54).

Примерами выпуклых фигур являются: круг, различные треу­гольники, квадрат. Точку, прямую, луч, отрезок, плоскость также считают выпуклыми фигурами.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая. Эти термины часто применяются даже в работе с дошкольниками. Необходимо своевременно научить детей узнавать эти фигуры, изображать их, понимать и правильно выполнять зада­ния.

Основные свойства точек и прямых раскрываются в аксиомах:

1. Существуют точки, принадлежащие и не принадлежащие пря­мой.

2. Через две различные точки можно провести единственную прямую.

3. Две различные прямые либо не пересекаются, либо пере­секаются в одной точке.

Дети, например, в процессе игр или рисования знакомятся с точкой, отрезком, различными линиями, выделяя из них прямую, кривую, ломаную, учатся распознавать некоторые их свойства.

1. «Какая дорога от леса до дома короче?» (рис. 55).

2. «Поросята живут в домиках, расположенных на берегах реки. Они не умеют плавать. Кто из поросят может пойти в гости друг к другу?» (рис. 56).

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Замкнутая линия делит плоскость на внешнюю и внутреннюю об­ласти. Дети рано усваивают, что значит «внутри» и «вне». Напри­мер, это происходит при выполнении задания на закрашивание фи­гуры, то есть ее внутренней области.

Геометрические фигуры, с которыми рано знакомятся дети (круг, квадрат, треугольник и др.), представляют собой замкнутые линии (границы фигур) с их внутренней областью. Границей круга

является окружность. Границей многоугольников является ломаная линия, которая состоит из отрезков. В геометрии все эти понятия имеют определения.

Отрезок — часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными точками, называемых кон­цами отрезка.

Луч (полупрямая) — это часть прямой, состоящая из всех ее то­чек, лежащих по одну сторону от заданной на ней точки (начала луча).

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими чтоФигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Круг можно определить как фигуру, состоящую из окружности и ее внутренней области.

Окружность — это множество точек плоскости, равноудаленных от заданной точки. Данная точка О называется центром окружнос­ти, а заданное расстояние R — ее радиусом (рис. 64).

В детском саду дети также знакомятся с овалом («фигурой, похо­жей на круг тем, что у нее нет углов и сторон, но отличающейся от круга своей вытянутостью»). В геометрии такой термин не рассмат­ривается, но изучается эллипс. Его нецелесообразно предлагать де­тям из-за сложности построения. Так как в быту часто используют слова «овал», «предмет овальной формы», знания об овале необхо­димы детям как элемент сенсорного воспитания и речевого раз­вития.

Многоугольники

Многоугольник — часть плоскости, ограниченная простой за­мкнутой ломаной. Звенья ломаной называются сторонами много­угольника, а вершины — вершинами многоугольника. Границу много­угольника (простую замкнутую ломаную) также называют многоу­гольником.

В работе с дошкольниками обычно рассматриваются модели фигур из картона, пластмассы или дерева, предлагаются задания по рисованию многоугольников при помощи трафаретов и обводок, за­крашиванию фигур. В процессе этой деятельности дети знакомятся с названиями фигур, их структурой и некоторыми свойствами, ис­пользуют такие термины, как: граница фигуры, внутренняя область фигуры и др.

Выпуклый многоугольник лежит в одной полуплоскости от­носительно любой прямой, содержащей его сторону (рис. 65).

Источник

Основные геометрические фигуры

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Основные понятия

Основные геометрические фигуры на плоскости — это точка и прямая линия. А простейшие фигуры — это луч, отрезок и ломаная линия.

Минимальный объект в геометрии — точка. Ее особенность в том, что она не имеет размеров: у нее нет высоты, длины, радиуса. У точки можно определить только ее расположение, которое принято обозначать одной заглавной буквой латинского алфавита.

Из множества точек может получится линия, а из нескольких соединенных между собой линий — геометрические фигуры.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Обучение на курсах по математике поможет быстрее разобраться в видах и свойствах геометрических фигур.

Каждая математическая фигура имеет собственную величину, которую можно измерить при помощи формул и внимательности.

Площадь — это одна из характеристик замкнутой геометрической фигуры, которая дает нам информацию о ее размере. S (square) — знак площади.

Периметром принято называть сумму длин всех сторон многоугольника. Периметр обозначается заглавной латинской P.

Если параметры переданы в разных единицах измерения длины, нужно перевести все данные к одной единице измерения.

Популярные единицы измерения площади:

Геометрические тела — часть пространства, которая ограничена замкнутой поверхностью своей наружной границы.

Если все точки фигуры принадлежат одной плоскости, значит она является плоской.

Объемная фигура — геометрическая фигура, у которой все точки не находятся на одной плоскости.

Примеры объемных геометрических фигур:

Рассмотрим подробнее некоторые фигуры, разберем их определения и свойства.

Прямоугольник

Прямоугольник — параллелограмм, у которого все углы прямые.

Узнать площадь прямоугольника помогут следующие формулы:

Диагональ — это отрезок, который соединяет противоположные вершины фигуры. Он есть во всех фигурах, число вершин которых больше трех.

Периметр прямоугольника — сумма длины и ширины, умноженная на два.

P = 2 × (a + b), где a — ширина, b — высота.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Квадрат

Квадрат — это тот же прямоугольник, у которого все стороны равны.

Найти площадь квадрата легко:

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Периметр квадрата — это длина стороны, умноженная на четыре.

P = 4 × a, где a — длина стороны.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Трапеция

Трапеция — это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две не параллельны.

Основное свойство: в трапецию можно вписать окружность, если сумма ее оснований равна сумме боковых сторон.

Как найти площадь трапеции:

S = (a + b) : 2 × h, где a, b — два разных основания, h — высота трапеции.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Построить высоту трапеции можно, начертив отрезок так, чтобы он соединил параллельные стороны и был расположен перпендикулярно к этим основаниям.

Формула периметра для равнобедренной трапеции отличается от прямоугольника тем, что у равнобедренной трапеции есть две равные стороны.

P = a + b + 2 × c, где a, b — параллельные стороны, c — две длины одинаковых сторон.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Параллелограмм и ромб

Параллелограмм — четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны

Ромб — это параллелограмм с равными сторонами.

Общие формулы расчета площади фигур:

Периметр ромба — это произведение длины стороны на четыре.

P = 4 × a, где a — длина стороны.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Периметр параллелограмма — сумма длины и ширины, умноженная на два.

P = 2 × (a + b), где a — ширина, b — высота.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Треугольник

Треугольник — это такая фигура, которая образуется, когда три отрезка соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Эти три точки принято называть вершинами, а отрезки — сторонами.

Рассчитать площадь треугольника можно несколькими способами по исходным данным, давайте их рассмотрим.

S = 0,5 × a × h, где a — длина основания, h — высота, проведенная к основанию.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Основание может быть расположено иначе, например так:

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

При тупом угле высоту можно отразить на продолжение основания:

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

При прямом угле основанием и высотой будут его катеты:

S = 0,5 × a × b × sinα, где a и b — две стороны, sinα — синус угла между ними.

S = (a × b × с) : 4 × R, где a, b и с — стороны треугольника, а R — радиус описанной окружности.

S = p × r, где р — полупериметр треугольника, r — радиус вписанной окружности.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Периметр треугольника — это сумма длин трех его сторон.

P = a + b + c, где a, b, c — длина стороны.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Формула измерения периметра для равностороннего треугольника — это длины стороны, умноженная на три.

P = 3 × a, где a — длина стороны.

Фигуру ограниченную частью плоскости являющуюся такими что

Круг — это это часть плоскости, которая лежит внутри окружности.

Окружность — это граница круга.

Радиус окружности — это расстояние от центра окружности до любой точки на ней.

Диаметр круга — это отрезок, который соединяет две точки на окружности и проходящий через ее центр. Диаметр круга равен двум его радиусам.

Формулы площади круга:

Периметр круга или длина окружности — это произведение радиуса на два Пи или произведение диаметра на Пи.

L = d × π = 2 × r × π, где d — диаметр, r — радиус, π — это константа, которая выражает отношение длины окружности к диаметру, она всегда равна 3,14.

Источник

История развития геометрии

Тема: Основы геометрии

Цель: Систематизация знаний по теме «Основы геометрии»

1. Теоретический блок

Добрый день, уважаемые студенты!

Ознакомьтесь с материалами лекции.

На основе материалов темы «Основные геометрические формы.
Понятие геометрической фигуры» (пункт №2 лекции) создайте презентацию (дополнив текстовый лекционный материал соответствующими изображениями, схемами, рисунками). Данную работу можно выполнять, объединившись в подгруппы 2-4 человека.

Презентация обязательно должна иметь титульный лист с указанием названия темы, ФИО авторов

Ссылка для размещения выполненных работ

История развития геометрии

Что­бы ор­га­низо­вать ус­пешную де­ятельность де­тей по ов­ла­дению ге­омет­ри­чес­ким ма­тери­алом, воспитателю нуж­ны со­от­ветс­тву­ющие зна­ния и уме­ния: он дол­жен знать ис­то­рию воз­никно­вения и раз­ви­тия ге­омет­рии, ос­новные свойства ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, изу­ча­емых в на­чальном кур­се ма­тема­тики, уметь их пос­тро­ить.

Ге­омет­рия за­роди­лась в Древ­нем Егип­те как на­бор пра­вил ре­шения прак­ти­чес­ких за­дач, воз­ни­кав­ших в строи­тельстве, при рас­пре­деле­нии зе­мельных учас­тков, из­ме­рении пло­щадей, объемов и т. д. Сви­де­тельством это­му слу­жат еги­пет­ские пи­рами­ды, пос­тро­ен­ные око­ло 4800 лет на­зад с вы­пол­не­ни­ем слож­ных и точ­ных ге­омет­ри­чес­ких рас­че­тов. Но осо­бен­но важ­ной бы­ла за­дача рас­пре­деле­ния зе­мельных на­делов. Этим за­нима­лись спе­ци­альные лю­ди — зем­ле­меры, ко­торых гре­ки на­зыва­ли гар­пе­донап­та­ми, т. е. на­тяги­вате­лями ве­ревок, так как при рас­пре­деле­нии зем­ли ис­пользо­вались ве­рев­ки. Но что­бы знать, где и как их на­тяги­вать, на­до бы­ло иметь план по­лей. Так прак­ти­чес­кая за­дача рас­пре­деле­ния зе­мельных учас­тков при­вела к воз­никно­вению на­уки ге­омет­рии.

Об­ширные све­дения о свойствах фи­гур, на­коп­ленные егип­тя­нами, бы­ли за­имс­тво­ваны гре­ками. Про­изош­ло это в VII–V вв. до н. э. А так как осо­бен­но важ­ной за­дачей бы­ло зем­ле­мерие, то гре­ки наз­ва­ли на­уку о фи­гурах ге­омет­ри­ей (от греч. ге­ос — зем­ля и мет­рио — из­ме­ряю).

Мно­гие ге­омет­ри­чес­кие по­нятия воз­никли в ре­зульта­те мно­гок­ратных наб­лю­дений ре­альных пред­ме­тов той или иной фор­мы, т. е. в про­цес­се поз­на­ния ок­ру­жа­юще­го ми­ра лю­ди зна­коми­лись и с прос­тейши­ми ге­омет­ри­чес­ки­ми фор­ма­ми. Ов­ла­дению этим зна­ни­ем спо­собс­тво­вали сле­ду­ющие фак­то­ры: про­из­водс­тво ору­дий тру­да, име­ющих срав­ни­тельно пра­вильную ге­омет­ри­чес­кую фор­му, строи­тельство жилья, шитье одеж­ды, из­го­тов­ле­ние по­суды, ук­ра­шений.

Ог­ромное вли­яние на раз­ви­тие ге­омет­ри­чес­ких пред­став­ле­ний ока­зали сис­те­мати­чес­кие ас­тро­номи­чес­кие наб­лю­дения, что при­вело к воз­никно­вению по­нятий ша­ра, ок­ружнос­ти, уг­ла, уг­ло­вой ме­ры.

Раз­ви­тие зем­ле­мерия, обоб­ще­ние на­коп­ленно­го опы­та наб­лю­дений при­вело к соз­да­нию прак­ти­чес­ких пра­вил из­ме­рения зе­мельных учас­тков, на­хож­де­ния пло­щадей и объемов прос­тейших фи­гур, стро­ительных норм и др. Так, фор­му­лы для вы­чис­ле­ния пло­щадей зе­мельных учас­тков, име­ющих фор­му тре­угольни­ка, тра­пеции, встре­ча­ют­ся у древ­них егип­тян, ва­вило­нян. К XVII–XVI вв. до н. э. бы­ли ус­та­нов­ле­ны та­кие фак­ты, как те­оре­ма Пи­фаго­ра, вы­раже­ние для под­сче­та объема ша­ра и мно­гие дру­гие. Но выс­ту­пали они не как ло­гичес­ки до­казан­ные ут­вер­жде­ния, а как вы­воды из опы­та.

Та­ким об­ра­зом, ге­омет­рия воз­никла как прик­ладная на­ука, как соб­ра­ние пра­вил, не­об­хо­димых для ре­шения прак­ти­чес­ких за­дач, та­ких как срав­не­ние фи­гур, на­хож­де­ние ге­омет­ри­чес­ких ве­личин, а так­же для прос­тейших ге­омет­ри­чес­ких пос­тро­ений.

Прак­ти­чес­кие пра­вила пос­те­пен­но при­води­лись в сис­те­му. Кро­ме то­го, од­ни пра­вила ста­ли вы­водиться из дру­гих и обос­но­вываться пос­редс­твом рас­сужде­ний. Воз­никло до­каза­тельство, пра­вила ста­ли прев­ра­щаться в те­оре­мы, ко­торые до­казы­вались без пря­мых ссы­лок на опыт. Во­об­ще, со­вер­шенс­тво­вание ге­омет­ри­чес­ких зна­ний шло по пу­ти их от­де­ления от опы­та — в ре­зульта­те пред­ме­том ге­омет­рии ста­ли не ре­альные, а иде­альные фи­гуры, т. е. фи­гуры, яв­ля­ющи­еся об­ра­зами пред­ме­тов, в ко­торых абс­тра­гиру­ют­ся от все­го, кро­ме фор­мы. Бо­лее то­го, эти фи­гуры ста­ли до­пол­няться свойства­ми, ко­торы­ми ре­альные пред­ме­ты не об­ла­да­ют. Нап­ри­мер, по­нятие пря­мой, воз­никшее как от­ра­жение та­кого свойства ре­альных пред­ме­тов, как про­тяжен­ность, бы­ло до­пол­не­но пред­став­ле­ни­ем о ее бес­ко­неч­ности.

По­луче­ние но­вых ге­омет­ри­чес­ких ут­вер­жде­ний с по­мощью рас­сужде­ний от­но­сит­ся к VI в. до н. э. и свя­зано с име­нем древ­негре­чес­ко­го ма­тема­тика Фа­леса Ми­лет­ско­го. Счи­та­ют, что им до­каза­ны свойства рав­но­бед­ренно­го тре­угольни­ка, ра­венс­тво вер­ти­кальных уг­лов и ряд дру­гих фак­тов.

К III в. до н. э. ге­омет­рия ста­новит­ся де­дук­тивной на­укой, од­новре­мен­но ре­шая мно­гие прак­ти­чес­кие за­дачи: да­ет точ­но обос­но­ван­ные пра­вила для пос­тро­ения фи­гур с за­дан­ны­ми свойства­ми, поз­во­ля­ет раз­личны­ми спо­соба­ми срав­ни­вать фи­гуры, по од­ним свойствам фи­гуры де­лать вы­воды о дру­гих ее свойствах и т. д.

Ос­новные дос­ти­жения в об­ласти ма­тема­тики бы­ли сис­те­мати­зиро­ваны око­ло 300 лет до н. э. гре­чес­ким уче­ным Ев­кли­дом и из­ло­жены в его зна­мени­том тру­де «На­чала», сос­то­ящем из 13 книг. Это со­чине­ние яв­ля­ет­ся пер­вым до­шед­шим до нас стро­гим ло­гичес­ким пос­тро­ени­ем ге­омет­рии. «На­чала» Ев­кли­да ос­та­вили глу­бокий след в ис­то­рии и в те­чение мно­гих ве­ков слу­жили об­разцом на­уч­но­го из­ло­жения ма­тема­тики.

Пос­ле III в. до н.э. ге­омет­рия раз­ви­валась мед­ленно — тре­бова­лись но­вые идеи и ме­тоды, не­об­хо­димо бы­ло раз­ви­тие по­нятия чис­ла и ал­гебры. Пер­вые ша­ги в этом нап­равле­нии бы­ли сде­ланы в Древ­ней Гре­ции, а за­тем в Ин­дии, где бы­ла от­кры­та де­сятич­ная сис­те­ма счис­ле­ния. В ге­омет­рии но­вые идеи и ме­тоды по­яви­лись в XVII в. При­над­ле­жали они фран­цуз­ско­му фи­лосо­фу и ма­тема­тику Ре­не Де­кар­ту. В сво­ем со­чине­нии «Ге­омет­рия» он впер­вые опи­сал ме­тод ко­ор­ди­нат на пря­мой и на плос­кости, ус­та­новив тем са­мым вза­имос­вязь ге­омет­рии с ал­геброй.

Важ­ным нап­равле­ни­ем в раз­ви­тии ге­омет­рии был по­иск ло­гичес­ки бе­зуп­речно­го пос­тро­ения ге­омет­рии. Эти по­ис­ки при­вели не только к от­кры­тию но­вых свойств ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, но и от­кры­тию ге­омет­рии, от­личной от ге­омет­рии, опи­сан­ной Ев­кли­дом. Пер­вым, кто пос­тро­ил но­вую ге­омет­рию, был Н. И. Лоба­чев­ский, про­фес­сор Ка­зан­ско­го уни­вер­си­тета.

В кон­це XIX в. не­мец­кий ма­тема­тик Д. Гильберт под­вел итог ис­сле­дова­ни­ям в об­ласти ло­гичес­ки стро­гого пос­тро­ения ев­кли­довой ге­омет­рии.

В ев­кли­довой ге­омет­рии изу­ча­ют свойства фи­гур, свя­зан­ные с по­няти­ями дли­ны, ве­личи­ны уг­ла, пло­щади и объема. Та­кие свойства фи­гур на­зыва­ют­ся мет­ри­чес­ки­ми. В сов­ре­мен­ной ге­омет­рии изу­ча­ют и дру­гие свойства фи­гур. Так, в ХХ в. на­чалось сис­те­мати­чес­кое изу­чение то­поло­гичес­ких свойств ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, т. е. та­ких свойств, ко­торые сох­ра­ня­ют­ся при лю­бых де­фор­ма­ци­ях (сжа­тии, рас­ши­рении, ис­ка­жении раз­ме­ров и фор­мы фи­гуры), про­из­во­димых без раз­ры­вов и скле­ива­ний.

Крат­кий эк­скурс в ис­то­рию воз­никно­вения и раз­ви­тия ге­омет­рии по­казал, что ге­омет­рия — это раз­дел ма­тема­тики, изу­ча­ющий прос­транс­твен­ные фор­мы и их от­но­шения.

2. Основные геометрические формы.
Понятие геометрической фигуры

Важ­нейшей прос­транс­твен­ной фор­мой яв­ля­ет­ся ге­омет­ри­чес­кое те­ло, а од­ним из ви­дов прос­транс­твен­ных от­но­шений — вза­им­ное рас­по­ложе­ние ге­омет­ри­чес­ких тел.

В ок­ру­жа­ющем нас ми­ре встре­ча­ют­ся раз­личные те­ла: до­ма, де­ревья, мос­ты и т. д. Ког­да го­ворят о ге­омет­ри­чес­ком те­ле, то тем са­мым под­черки­ва­ют, что нас не ин­те­ресу­ют фи­зичес­кие свойства ок­ру­жа­ющих тел (мас­са, цвет, ма­тери­ал и др.), в ге­омет­рии рас­смат­ри­ва­ют лишь их фор­му и раз­ме­ры. Дру­гими сло­вами, в ге­омет­рии рас­смат­ри­ва­ют ту часть прос­транс­тва, ко­торую со­от­ветс­тву­ющее те­ло за­нима­ет.

Ге­омет­ри­чес­кое те­ло име­ет три из­ме­рения.Ус­ловно их на­зыва­ют дли­на, ши­рина и вы­сота (или тол­щи­на). Кста­ти, прос­транс­тво, в ко­тором мы жи­вем, так­же име­ет три из­ме­рения, и его на­зыва­ют трех­мерным.

Вся­кое ге­омет­ри­чес­кое те­ло име­ет по­вер­хность. Она пред­став­ля­ет со­бой гра­ницу (обо­лоч­ку) это­го те­ла, и тог­да о ге­омет­ри­чес­ком те­ле мож­но ска­зать, что это часть прос­транс­тва, ог­ра­ничен­ная по­вер­хностью.

По­вер­хность ге­омет­ри­чес­ко­го те­ла де­лит все прос­транс­тво на две час­ти: внут­реннюю и внеш­нюю по от­но­шению к это­му те­лу. Что­бы по­пасть из лю­бой точ­ки, на­ходя­щейся внут­ри те­ла, во внеш­нюю об­ласть, не­об­хо­димо пе­ресечь по­вер­хность те­ла.

По­вер­хность, ог­ра­ничи­ва­ющая шар, на­зыва­ет­ся сфе­рой. У всех дру­гих из­вес­тных из школьно­го кур­са ге­омет­ри­чес­ких тел по­вер­хнос­ти спе­ци­альных наз­ва­ний не име­ют: го­ворят о по­вер­хнос­ти ку­ба, бо­ковой и пол­ной по­вер­хнос­ти пи­рами­ды, ци­лин­дра и т. д.

По­вер­хность име­ет только два из­ме­рения: дли­ну и ши­рину. И по­это­му по­нятие по­вер­хнос­ти яв­ля­ет­ся ма­тема­тичес­кой абс­трак­ци­ей, пос­кольку в ре­альнос­ти нет пред­ме­тов, не име­ющих тол­щи­ны. И го­воря, что лист бу­маги или мыльная плен­ка яв­ля­ют­ся по­вер­хнос­тя­ми, име­ют в ви­ду, что их тол­щи­на нич­тожно ма­ла по срав­не­нию с дру­гими раз­ме­рами пред­ме­та.

По­вер­хнос­ти, ко­торые изу­ча­ют в ге­омет­рии, мно­го­об­разны: ци­лин­дри­чес­кие, ко­ничес­кие, сфе­ричес­кие и др. Но осо­бое вни­мание уде­ля­ют по­вер­хнос­ти, ко­торую на­зыва­ют плос­костью и свойства ко­торой изу­ча­ют. В ге­омет­рии плос­кость пред­став­ля­ют бес­ко­неч­ной во всех нап­равле­ни­ях. Плос­кость яв­ля­ет­ся иде­али­заци­ей ров­ной по­вер­хнос­ти во­ды, по­вер­хнос­ти сто­ла, по­ла, окон­но­го стек­ла.

При пе­ресе­чении двух по­вер­хнос­тей по­луча­ет­ся ли­ния. Она не име­ет тол­щи­ны и ши­рины, у нее лишь од­но из­ме­рение — дли­на. Та­ким об­ра­зом, ли­ния — по­нятие абс­трак­тное.

Раз­ли­ча­ют кри­вые и пря­мые ли­нии. Пря­мые ли­нии об­ра­зу­ют­ся при пе­ресе­чении двух плос­костей. Кри­вая ли­ния мо­жет по­лучиться при пе­ресе­чении плос­кости и ци­лин­дри­чес­кой по­вер­хнос­ти.

Пря­мая яв­ля­ет­ся иде­али­заци­ей тон­кой на­тяну­той ни­ти, края сто­ла пря­мо­угольной фор­мы. По пря­мой рас­простра­ня­ет­ся луч све­та. Пря­мые про­водят­ся на лис­те бу­маги или дос­ке с по­мощью ли­нейки. Хо­тя изоб­ра­жения пря­мых ог­ра­ниче­ны, их сле­ду­ет пред­став­лять се­бе не­ог­ра­ничен­но про­дол­женны­ми в обе сто­роны.

При пе­ресе­чении двух ли­ний об­ра­зу­ет­ся точ­ка. Она мо­жет быть и не од­на.

Точ­ка яв­ля­ет­ся иде­али­заци­ей та­ких объек­тов, раз­ме­рами ко­торых в оп­ре­делен­ной си­ту­ации мож­но пре­неб­речь. Ге­омет­ри­чес­кая точ­ка раз­ме­ров не име­ет.

Точ­ка мо­жет ле­жать на дан­ной пря­мой, в этом слу­чае го­ворят так­же, что точ­ка при­над­ле­жит пря­мой или что пря­мая про­ходит че­рез точ­ку; а мо­жет и не ле­жать на ней, в этом слу­чае го­ворят, что точ­ка не при­над­ле­жит пря­мой или что пря­мая не про­ходит че­рез точ­ку.

Ес­ли точ­ка А ле­жит на пря­мой а, то это мож­но за­писать так: Аа. Ес­ли точ­ка В не ле­жит на пря­мой а, то это мож­но за­писать так: Ва.

Ес­ли две пря­мые име­ют од­ну об­щую точ­ку, то го­ворят, что пря­мые пе­ресе­ка­ют­ся в этой точ­ке.

Итак, да­но опи­сание ос­новных форм, ко­торые изу­ча­ют­ся в ге­омет­рии — это ге­омет­ри­чес­кое те­ло, по­вер­хность, ли­ния и точ­ка. Смысл этих по­нятий мож­но рас­крыть ина­че, ес­ли из­ме­нить по­рядок их рас­смот­ре­ния и на­чать с точ­ки.

Мож­но счи­тать, что точ­ка — это не­кое мес­то в прос­транс­тве, неч­то, не име­ющее раз­ме­ров. При дви­жении точ­ка бу­дет опи­сывать ли­нию — тра­ек­то­рию дви­жения точ­ки. Нап­ри­мер, ок­ружность по­луча­ет­ся в ре­зульта­те дви­жения точ­ки — ос­трия ка­ран­да­ша, ес­ли при ее пос­тро­ении ис­пользу­ет­ся цир­куль.

Ес­ли ли­нию це­ликом пе­реме­щать в прос­транс­тве, то об­ласть, об­ра­зу­емая при этом, бу­дет по­вер­хностью.

Все точ­ки ге­омет­ри­чес­ко­го те­ла мож­но по­лучить, пе­реме­щая в прос­транс­тве по­вер­хность.

Та­ким об­ра­зом, при дан­ном по­ряд­ке рас­смот­ре­ния ос­новных ге­омет­ри­чес­ких форм по­луча­ем, что:

· Точ­ка — это то, что не име­ет час­тей и раз­ме­ров;

· Ли­ния по­луча­ет­ся при дви­жении точ­ки и име­ет од­но из­ме­рение — дли­ну;

· По­вер­хность об­ра­зу­ет­ся при дви­жении ли­нии и име­ет два из­ме­рения — дли­ну и ши­рину;

· Ге­омет­ри­чес­кое те­ло за­пол­ня­ет­ся по­вер­хнос­тя­ми и име­ет три из­ме­рения — дли­ну, ши­рину и вы­соту.

На­ряду с ос­новны­ми ге­омет­ри­чес­ки­ми фор­ма­ми в ге­омет­рии ис­пользу­ет­ся по­нятие ге­омет­ри­чес­кой фи­гуры.

Ге­омет­ри­чес­кая фи­гура — это часть по­вер­хнос­ти, ог­ра­ничен­ная ли­ни­ей.

Как часть по­вер­хнос­ти ге­омет­ри­чес­кая фи­гура име­ет два из­ме­рения. Она мо­жет быть плос­кой, а мо­жет и не быть плос­кой. При­мером ге­омет­ри­чес­кой фи­гуры, ко­торая не яв­ля­ет­ся плос­кой, мо­жет слу­жить часть по­вер­хнос­ти на сфе­ре. Плос­ки­ми фи­гура­ми яв­ля­ют­ся пря­мая, от­ре­зок, луч, тре­угольник, пря­мо­угольник и др.

В ге­омет­рии счи­та­ют, что лю­бое ге­омет­ри­чес­кое те­ло, по­вер­хность, ли­ния, лю­бая ге­омет­ри­чес­кая фи­гура сос­то­ит из то­чек, или пред­став­ля­ет со­бой мно­жес­тво то­чек.

Так как лю­бая ге­омет­ри­чес­кая фи­гура есть мно­жес­тво то­чек, то мож­но го­ворить о том, что од­на фи­гура вклю­чена в дру­гую (или со­дер­жится в дру­гой), мож­но рас­смат­ри­вать объеди­нение, пе­ресе­чение и раз­ность фи­гур.

Раз­ли­ча­ют вы­пук­лые и не­выпук­лые фи­гуры. Фи­гура на­зыва­ет­ся вы­пук­лой, ес­ли она вмес­те с лю­быми дву­мя сво­ими точ­ка­ми со­дер­жит так­же со­еди­ня­ющий их от­ре­зок.

Вы­пук­лы­ми фи­гура­ми яв­ля­ют­ся, нап­ри­мер, плос­кость, пря­мая, луч, от­ре­зок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *