У общественного транспорта нет будущего потому что путешествовать на автомобиле намного удобнее
На машине или на транспорте? Как лучше путешествовать? Сравниваю по личному опыту
Табло на железнодорожном вокзале Венеции Санта-Лючия.
Безусловно, в России зачастую дешевле передвигаться на общественном транспорте, если ты один или вас двое. Однако на компанию удобнее снимать автомобиль или ездить на своём. В Европе здесь все зависит такое от страны. Если в Германии и Швейцарии действительно дешевле будет кататься на машине, чем на дорогом поезде, то в Италии региональные электрички стоят копейки. Не стоит забывать и о дешевых европейских автобусах, а также о парковке для автомобиля, которая в ЕС зачастую стоит баснословных денег.
Opel Grandland X, который мы арендовали для поездки по Германии (из Берлина в Мюнхен). Фото: авторское
С одной стороны, на поезде ты видишь больше, ведь, в отличие от машины или автобуса, дорога проходит не по глухому автобану, а по открытой местности сквозь деревни и города, через тоннели и мосты. Однако машина позволяет заехать незапланировано в любое понравившееся место, что является огромным плюсом в ущерб поездам и автобусам.
Окрестности Лугано (Швейцария) из поезда. Фото: авторское
Обычная стоянка на автобане в Германии. Фото: авторское
В данном пункте, напротив, выигрывают автобусы и поезда, поскольку, сев в них, можно отдохнуть, подремать, почитать книгу или посмотреть спокойно фильм. Езда на автомобиле утомляет, а остановки для отдыха отнимать время (пункт 1).
Если понравилась статья или вы посчитали ее полезной, ставьте палец вверх, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал!
Другие статьи автора:
5 причин, почему по России путешествовать лучше, чем в Европе
Просто 2 причины, почему нужно прямо сейчас встать с дивана и начать путешествовать
Опровергаю 5 распространённых отговорок, которыми люди пользуются, чтобы оправдать то, что они не путешествуют
#путешествие на машине #путешествия по европе #путешествия по россии #путешествия на поезде #путешествие
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Мини сочинение на тему транспорт будущего
Автомобиль – это транспорт, без которого жизнь людей в современном мире просто невозможна.
На сегодняшний момент времени очень актуальна проблема пробок на дорогах, особенно в крупных городах, поэтому автомобиль будущего будет точно летающим и плавающим.
Автомобиль будущего будет беспилотным, который сможет перевозить людей без остановок и постороннего вмешательства. Он обязательно будет экологически-чистым электромобилем и не загрязнять окружающий воздух едким топливом. Электричество он будет получать от солнечных компактных электростанций, которые будут находиться у него на корпусе.
Летающая машина будущего сможет трансформироваться в корабль и также плавать. Она будет очень миниатюрна, у нее будет красивый серебряный дизайн корпуса и яркие голубые фары, как небо и вода.
Салон автомобиля будет очень комфортный, обшит настоящей кожей и мехом. В салоне будут встроены мониторы для просмотра фильмов, мини бар и биотуалет.
В настоящее время в мире ведутся научные разработки по созданию летающих беспилотных автомобилей – пассажирских дронов. Не так давно в России организовали конкурс на создание таких автомобилей будущего.
Телевидение, фантастические рассказы и фильмы подготовили нас к тому, что ученые создадут такой транспорт, и мы им будем пользоваться. Сейчас люди считают простой выдумкой из научной фантастики такие машины, но на самом деле время таких пассажирских дронов может настать совсем быстро.
Возможно, мы не увидим тех летающих автомобилей, которые были описаны в фантастических книгах, зато возможно в реальной жизни мы получим нечто лучшее.
Летающие высокоскоростные беспилотные автомобили особо пригодятся службам скорой помощи, пожарным и полиции. Трудно представить, сколько человеческих жизней они могут спасти. Если человечество позволит развиваться этому научному направлению, то совсем скоро мы поменяем свое представление о пассажирском транспорте полностью.
Перевод рассказа на русский
Знаменитые двухэтажные автобусы Лондона — знаковые двухэтажные автобусы Лондона — быстрый, удобный и дешевый способ путешествовать по городу, с множеством экскурсионных возможностей на этом пути.
Стоимость одной поездки в автобусе 1,50 фунта стерлингов. Вы можете оплатить этот тариф, используя карту Oyster. Чтобы оплатить проезд в автобусе, просто приложите свою карту Oyster к жёлтому картридеру, когда вы садитесь в автобус.
Если у вас недостаточно средств на карте Oyster, вы сможете совершить одну поездку в автобусе. Затем вы должны пополнить свой кредит, прежде чем сможете снова использовать свою карту. Дети до 11 лет бесплатно ездят на автобусах и трамваях.
Когда вы увидите, что идет автобус, не забудьте махнуть ему рукой!
Когда вы садитесь на место, постарайтесь не занимать места для пожилых людей и инвалидов. Если вы едете на двухэтажном автобусе, забирайтесь наверх. Это отличный опыт, а инвалиды и пожилые люди не могут подняться по ступенькам также легко, как вы.
Автобусы останавливаются только на назначенных автобусных остановках. Они не останавливаются по запросу между автобусными остановками.
Если ваша остановка будет следующей, нажмите одну из красных кнопок, которые можно найти на стойках в автобусе. Вероятно, вы услышите звонок и увидите, как на передней стороне автобуса появляется индикатор «остановка автобуса». Когда автобус остановится, выходите в заднюю дверь. Водитель откроет эту дверь.
Все 8 500 лондонских автобусов — низкопольные транспортные средства. Автобусное путешествие бесплатно для пользователей инвалидных колясок. Автобусы с низким полом позволяют всем клиентам, в том числе людям, пользующимся инвалидными колясками, людям с детскими колясками, людям с собаками-ассистентами и людям с другими нарушениями подвижности легко и быстро попасть в автобус. На каждом автобусе также есть убирающаяся рампа, которая должна быть в полном рабочем состоянии в любое время.
Роль слова в жизни людей. Слово как средство общения
… звания. Кандидатскую диссертацию могло заменять сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений. Роль слова в жизни общества Не секрет, что … society, and are constantly among people: at work, at home, in transport, on the street, in places of rest. In dealing with people it is very important …
На всех автобусах есть место для одного человека, использующего инвалидное кресло. Пользователи инвалидных колясок имеют приоритет перед всеми остальными для использования пространства для инвалидных колясок.
Ничто так не сближает людей как транспорт. Особенно общественный. И хотя, теперь, когда люди перестают любить друг друга, предпочитая проводить пару часов в одиночестве в своих клетках на колёсах, нежели полчаса в автобусной давке, именно транспорт, являясь одним из движущих сил глобализации, стирает расстояния между странами и народами за считаные часы. Если бы это также быстро стирало и все разногласия. Жить, возможно, было бы легче и дружнее, как дружно все выходят на конечной остановке. What kind of transport is your favourite?
Essay on Future transport
There is no doubt, that transport plays a significant role in our everyday life. In the 17th and 18th centuries, the majority of people have never dared to think and dream about traveling farther than a few miles. A great bulk of humans, wherever they would like to go, had to reach their destinations on horseback or by carriage. Nowadays, nobody is able to imagine our modern world without different means of transport. Hundreds and thousands of people travel every day either on business or simply for pleasure. These humans have a possibility to travel by air, rails, road or by sea. Unfortunately, if supplies of oil run out in the nearest future, it will be pretty much impossible to do.
So, what will transport be like then? In any case, this topic is utterly disputable though curious. To my mind, human beings will have to tackle this obstacle by using an electric engine, for instance, and by implementing sophisticated technology, which is based on alternative energy sources. It includes wind, ocean, solar, geothermal and bio energy. It gives an opportunity to evolve compact vehicles that don»t damage the ecology of the planet. Anyway, there is no point to use vestiges of the past and rely on that old transportation forms, because they don»t meet the requirements of humanity in general.
Frankly speaking, in conclusion, I could admit, there is probably no clear-cut answer to this question, «cause there is a variety of choices and options. Nonetheless, everyone could agree, those future ways of transportation depend on many factors like government, the welfare of one particular nation, development level etc. So many men, so many minds. Our future is a great mystery and nobody knows what will be tomorrow.
Общественный транспорт
На мой взгляд, лучший способ путешествовать по городу — это ходить пешком. Когда вы ходите пешком, вы не зависите ни от какого вида транспорта. Вы можете любоваться красотой зданий и пейзажей; идя вдоль улиц, вы можете пойти, куда вам нравится. Это все преимущества. Но, конечно, неудобство пешеходных прогулок — это время, которое вы на них тратите.
Эссе мой любимый вид транспорта для путешествия
… time as you like. Путешествия. Виды транспорта … transport. With trams, trolley-buses and buses, there are lots of things that may interfere with their normal operations. But all years I have been travelling by underground … вид транспорта. Что касается трамваев, троллейбусов и автобусов, есть много факторов, которые могут помешать их нормальному функционированию. За все годы моих поездок в метро, … для …
Если вам не хватает времени, и вы спешите, лучше воспользоваться любым видом общественного транспорта. Если вы живете недалеко от метро, я советую вам пользоваться этим видом транспорта. Прежде всего, он является самым быстрым. Электрички ездят каждые 3-5 минут, Это также самый надежный вид транспорта.
Что касается трамваев, троллейбусов и автобусов, есть много факторов, которые могут помешать их нормальному функционированию. За все годы моих поездок в метро, оно никогда меня не подводило.
Что касается платы за проезд, то она немного дороже, чем в трамвае и троллейбусе, но более дешевая, чем в большинстве автобусов и микроавтобусов (маршруток).
Единственный недостаток метро — это то, что его линии не покрывают весь город. Но возле каждой станции метро есть троллейбусы, автобусы и микроавтобусы.
Вы можете также путешествовать по городу на машине, если она у вас имеется. Но передвигаться по городу очень тяжело, особенно в дневное время. На дорогах много пробок, поэтому более удобно ездить на метро.
Если вы хотите прибыть на место назначения без каких-нибудь проблем и за короткое время, вы можете заказать такси по телефону. Но примите во внимание то, что это может быть довольно дорого. Я желаю вам хорошо провести время и получить хорошие впечатления от города.
People began to travel ages ago. The very first travellers were explorers who went on trips to find wealth, fame or something else. Their journeys were very dangerous but still people keep on going to the unknown lands.
Nowadays it is not as dangerous and much more convenient. Do you want to go somewhere? Hundreds of companies are there to help you. They will take care about your tickets and make all the reservations needed. You don»t speak the language of the country you go to? There are interpreters that will help you. With modern services you can go around the world. You can choose the means of transport you like: plane, train, shi p, bicycle or you can travel hiking.
Of course, travelling by air is the fastest and the most convenient way, but it is the most expensive too.
Travelling by train is slower than by plane, but it has its advantages. You can see much more interesting places of the country you are travelling through. Modern trains have very comfortable seats. There are also sleeping cars and dining cars which make even the longest journey enjoyable. Speed, comfort and safety are the main advantages of trains and planes. That is why many people prefer them to all other means.
Travelling by sea is very popular. Large ships and small river boats can visit foreign countries and different places of interest within their own country.
As for me, I prefer travelling by car. I think it»s very convenient. You needn»t reserve tour tickets. You needn»t carry heavy suitcases. You can stop wherever you wish, and spend at any place as much time as you like.
Технология передачи данных Hyper Transport
… везде информационные технологии прямо либо косвенно находят свое применение. Скорость передачи информации растет … специализированные поиски (Знакомства, Товары, Новости, Рефераты, MP3 и др.) дают пользователям дополнительные … документов, содержащихся в письмах. По данным comScore Media Metrix на июль … части Интернет. В настоящее время существует 3 основных международных поисковых системы – Google, …
Изучаем новую Транспортную стратегию России 2030. Электромобили — для богатых, остальных — в общественный транспорт?
Как вы возможно уже знаете, 27 ноября в России правительством принята разработанная Минтрансом Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. В стратегии есть инновационный (базовый) и консервативный сценарии, здесь и далее мы поговорим про базовый вариант, на реализацию которого планируется потратить 60 триллионов рублей бюджетных денег.
По словам мудрых новаторов (на персональных авто с мигалками, сидящих в уютных кабинетах) в стратегии учтены все важнейшие мировые тренды, включая декарбонизацию, зеленый транспорт, переход на новые источники энергии и вот это все. В результате ее успешной реализации, россияне станут более мобильными, перемещение пассажиров и грузов станет более быстрым и удобным, регионы обретут долгожданную транспортную доступность, по трассе М11 уже через пару лет будут ездить беспилотные фуры — сказка, а не жизнь.
Но где сказка, а где быль. Даже в документе все не совсем так прекрасно, как говорят чиновники. Если открыть текст Стратегии, то, прежде всего, можно найти в нем не только декларации о неминуемом развитии транспортной сети и обновлении парка подвижного состава различных видов общественного транспорта.
В документе есть сразу несколько подтверждений витающей в воздухе довольно жестокой идее: добровольно-принудительно и повсеместно пересадить людей с личного транспорта на общественный под благовидным предлогом экологической чистоты и, якобы, комфорта и скорости передвижения.
То есть, развитие общественного транспорта в ущерб личному, при увеличении темпа роста городских агломераций (читай, строительство новых районов-человейников) — это, по сути, и есть стратегия.
Логика тут очень простая, я буду приводить далее просто цитаты из документа, чтобы меня не обвинили в искажении слов.
Сначала упоминается зарубежный опыт, в том, что нам нужно: “в городском транспорте — приоритизация общественных пространств и пешеходных зон (в населенных пунктах с подходящими климатическими условиями — выделенных полос для велодвижения и средств индивидуальной мобильности) в ущерб улично-дорожной сети для личного транспорта”
Далее идут результаты исследований:
«Личный автомобиль является главным источником загрязнения воздуха в крупнейших агломерациях, на который приходится более чем 30 процентов общего объема выбросов в атмосферу, в г. Москве — более 90 процентов.
Основными вредными веществами, создаваемыми движением автомобильного транспорта являются взвешенные частицы (PM2.5-10), оксиды азота (NOx) и серы (SO2) и др. Использование более экологичных автомобилей позволяет решить проблемы с выбросами некоторых вредных веществ, например, существенно сократить выбросы оксидов азота.
Тем не менее полностью проблему загрязнения путем обновления автопарка решить невозможно, в том числе потому, что до 82 процентов выбросов взвешенных частиц происходит не из выхлопных газов, а за счет стирания дорожного покрытия и составных частей автомобиля. Таким образом, развитие общественного транспорта в крупных городах (в первую очередь для обслуживания маршрутов «периферия — центр») с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду является безальтернативным».
Это именно тот фрагмент, который сейчас Минтранс опровергает по всем каналам, мол, никаких ограничений на использование личных автомобилей не вводится, это просто стратегия развития, нечего тут смотреть, расходитесь по домам.
Конечно, ограничения не вводятся — просто потому, что Стратегия это не КоАП — но именно в ней “безальтернативно” утверждаются предпосылки для их появления. Судите сами — в документе утверждается что все загрязнение идет от личных автомобилей, и при этом 82% вредных частиц вообще никак не связаны с типом силовой установки — бензин, дизель, электромобиль, к черту подробности, ведь почти все эти частицы от износа шин и дорожного полотна.
Как планируется реализовать это счастье новой мобильности и экологической чистоты, в применении к автомобильному транспорту?
Вот предлагаемые авторами документа способы (снова цитата) очищения воздуха:
«- уменьшение «углеродного следа» от эксплуатации общественного транспорта в крупных и крупнейших агломерациях на 70 процентов;
— доведение доли электротранспорта и транспортных средств на альтернативных видах топлива в общем объеме грузоперевозок до 30 процентов;
— сокращение выбросов соединений азота и мелких частиц от транспорта в 20 крупнейших агломерациях на 20 процентов к уровню 2019 года;»
В документе отражена статистика, согласно которой, как минимум 55 процентов автопарка Российской Федерации не соответствуют стандарту выбросов Евро-3, то есть это формальные кандидаты на принудительное «списание». Да-да!
Радикальному сокращению парка личных авто может способствовать и и введение строгих ограничений по въезду автомобилей с низким экологическим классом, например, в города. Авторы документа также пишут об этом как об одной из проблем: «В городах не внедрены зоны для движения транспортных средств высоких экологических классов, при том, что механизм внедрения указанных зон установлен на федеральном уровне.»
Поэтому этот шаг очевиден: «поэтапное установление ограничений на использование транспортных средств низких экологических классов;». Не можешь себе позволить автомобиль с высоким экологическим классом или модный сверкающих электрокар — или прочь с дороги, или сиди в своем «Кукуево» и не отсвечивай, как говорится.
Разумеется, в городах будет все еще более затейливо:
«Сокращение негативного воздействия транспорта на человека и окружающую среду в агломерациях» будет достигнуто при помощи, в том числе, «нормативно-правовой дифференциации условий использования личного автомобильного транспорта в центральных частях крупных городов при одновременном развитии пассажирского транспорта общего пользования, а также инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности;». Как вы понимаете, речь идет уже не про каршеринг, а про карпулинг — например, появление выделенных полос для автомобилей с несколькими пассажирами. По таким полосам нельзя будет ездить в одиночку. Ну, с СИМ, думаю, все понятно — велосипеды и самокаты для всех!
И да, не забывайте, загрязнение бывает не только фактическим, но и шумовым — для того, чтобы отличать нарушителей от правильных граждан, будут использоваться «цифровые методы контроля уровня шума«.
Одной из главных своих задач, создатели стратегии видят сокращение количества транспортных средств, работающих на традиционных видах топлива, и увеличение доли ТС, использующих альтернативные виды топлива. Так и написано: «приоритетное использование электротранспорта и транспортных средств на альтернативных видах топлива»
Автомобили предлагается заправлять «сжиженным природным газом, энергией аккумуляторных батарей, водородных топливных элементов». В этом, собственно, и есть весь запас по увеличению экологичности транспорта.
Как сказано в документе, «в перспективе до 2035 года в мире доля транспорта, работающего на альтернативных видах топлива, может составить:
до 20 процентов в парке автомобилей;
до 20 процентов для тепловозов;
до 2 процентов в авиационной отрасли;
до 10 процентов на водном транспорте.»
При этом практически весь закупаемый транспорт общего назначения будет в России электрическим: «Доля электротранспорта в закупках подвижного состава для транспорта общего пользования может составить до 80 процентов к 2035 году.»
Пути развития транспорта очень простые, стандартные для международной обстановки:
«- Повышение класса экологичности транспортных средств за счет оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания и связанного с этим снижения удельного расхода топлива на транспорте на 13 — 15 процентов;
— электрификация автомобильных платформ и моделей, работающих от двигателей внутреннего сгорания;
— внедрение систем автоматизации управления транспортными средствами.»
Ключевым шагом к экологической чистоте станет не только ужесточение экологических требований к автомобилям, но и создание зарядной инфраструктуры.
И тут у создателей документа есть «маааленькая нестыковка». Как они пишут, «Исходя из опыта стран с развитой инфраструктурой электрических заправочных станций требуется 300 — 350 электрических разъемов на 100 тыс. человек населения (около 250 тыс. разъемов для достаточного покрытия Европейской части Российской Федерации, или 125 тыс. зарядных станций с двумя разъемами)».
В чем тут нестыковка? Да просто в том, что ранее глава Минпромторга Михаил Иванов заявлял, что к 2025 году в России будет построено 11 тысяч зарядок для электромобилей, а к 2030 году — 70 тысяч, и даже эта цифра была воспринята экспертами как чрезмерно оптимистичная. И, в любом случае, между 70 и 250 тысячами станций — настоящая пропасть. И почему авторы Стратегии говорят только про Европейскую часть России? Они чего-то знают, почему можно не учитывать Сибирь и Дальний Восток? К слову, в настоящий момент рассуждать о покупке электромобиля в России можно лишь при наличии собственной зарядки дома или на работе — в остальных случаях это превращается в нелепый и неудобный квест. Получается, в будущем ситуация станет еще хуже? А ведь электромобили, судя по всему, станут «безальтернативной» привилегией для богатых частников.
Конечно, спасибо специалистам из Минтранса, за то что предусмотрели развитие и Единой опорной сети (заправочных станций, станций техобслуживания, производств по утилизации аккумуляторных батарей), и не забыли про строительство газовых заправок — «2100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и 200 криогенных автозаправочных станций»… Капля в море, говорящая о том, что перспективы у газомоторного топлива почти нет.
Учитывая подобные приведенным выше существенные нестыковки, и, главное, стремительное падение фактического уровня жизни в России, складывается что инновационный сценарий развития, указанный в стратегии как базовый, может оказаться нереализуемым. Впрочем, сторонники Стратегии могут легко парировать, что это лишь рамочный документ, определяющий векторы устойчивого развития страны, поэтому какие-то цифры могут не сойтись и это не очень важно на данном этапе.
При этом у меня нет никаких сомнений, что пользоваться личным автотранспортом в будущем действительно будет более дорого и еще менее удобно, чем сейчас, особенно, в городах. И рисование выделенных полос для ОТ, безумная стоимость парковок и установление приоритета транспорта высоких экологических классов — лишь первые шаги к созданию иллюзии решения экологических проблем, «внезапно» ставших более важными, чем любые другие. Возможно, я испорчен девяностыми и нулевыми, но у меня почему-то возникают в голове глупые вопросы, например, кому все это выгодно? Чисты ли помыслы авторов, и правда ли они делают все ради нас, а не чьей-нибудь выгоды?
А вы что думаете на тему Транспортной стратегии 2030? Делитесь мнениями в комментариях! Если материал был полезным, буду признателен за репост!
Почему мы никогда не пересядем на общественный транспорт
Тренд последнего десятилетия – скепсис по отношению к автомобилю и многоумные прогнозы о том, что человечество вскоре, наконец, откажется от такой непрогрессивной штуки, как личная машина, и пересядет массово на общественный транспорт. Перспектива эта кажется авторам прогнозов и их поклонникам во всех отношениях радужной. Однако на самом деле отказ от личного транспорта в пользу общественного суть не что иное, как деградация. Попробую объяснить, почему я так думаю.
Что бы ни говорили пессимисты, но с каждым веком мы живем все лучше и лучше. Мы перестали убивать друг друга за каждый кусок мяса, перебрались из пещер в дома, придумали водопровод с канализацией, освоили письменность и товарно-денежные отношения, перестали умирать от эпидемий чумы и оспы. В конце концов, в начале XXI века мы обнаружили себя в теплом комфортном жилье, со свободным доступом к любой интересующей информации через Интернет и возможностью быстро перемещаться по земле, воде и воздуху.
Одно из важнейших завоеваний человека – это право на личное пространство. Так уж сложилось, что нам это нравится. Мы хотим жить в отдельной квартире, иметь там собственную комнату, а еще лучше – несколько комнат, плюс загородный дом и далее по списку.
Автомобиль – чего греха таить, штука имиджевая. Это такая надстройка над нашим эго, продолжение костюма. Садясь за руль, мы каждый раз становимся немножко Железным человеком, обретая возможность мчаться вперед, грозно рыча. Но если быстрая езда и демонстрация собственной крутизны нужны не каждому, то кусок личного пространства, оборудованный с комфортом и умеющий перемещаться вместе с владельцем – это универсальная ценность. И это то, что объединяет ржавую насквозь «шестерку» 1986 года выпуска за 10 тысяч рублей и новый Rolls-Royce Wraith за 25 миллионов.
Да, они возят воздух. Причем в «шестерке» этот воздух пропитан не ароматом нежной кожи, а миазмами горелого масла и старых тряпок, но этот воздух – свой собственный! Внутри нет людей, которые нам неприятны. Можно слушать музыку, включить аудиокнигу или практиковаться в пении. Можно закурить сигарету или просто ехать в относительной тишине. Без всего этого можно прожить, но это такое излишество, которое стоит потраченных денег.
Если задуматься, то личные квартиры, к тому же еще и многокомнатные – это не меньшее расточительство. Допустим, у вас есть жена и ребенок, и вы живете в трехкомнатной квартире. Всю первую половину дня, пока вы на работе, а ребенок в школе, квартира стоит пустая! В ванную вы ходите обычно не чаще трех раз в день, а ночью совершенно спокойно умещаетесь в одной постели с женой, оставляя ребенка в детской, а гостиную – без людей. Вам еще не стыдно, что вы занимаете столько жилплощади и используете ее неэффективно?
Безусловно, намного эффективнее будет вернуться к социалистической модели, расселиться обратно по общежитиям с утренними очередями в туалет, готовкой на общей кухне по записи и ранним бронированием душа для помывки. Ну и что, что среди соседей обязательно найдутся алкоголик, сварливая бабушка и пяток нелегальных мигрантов, спящих на двух койках посменно… Зато каждый квадратный метр дефицитного городского пространства будет освоен!
Безусловно, общественный транспорт – не коммунальная квартира. Там как минимум не нужно спать и времени там проводишь меньше. Но суть та же: нежелательные соседи, нехватка личного пространства и неудобства. Если автобус или вагон метро – новенький, чистый и приходит вовремя, то, условно, из советской коммуналки он всего лишь превратится в европейский хостел. Где на стенах веселенькие обои, есть wi-fi, но душ по-прежнему один на восемь номеров. Вы променяете отдельную квартиру на хостел? То-то же.
Тут мы, конечно же, подбираемся к проблеме пробок. Все, наверное, видели знаменитую социальную рекламу из города Мюнстер в Вестфалии, где показано, как много места занимают машины на улице, и как мало – люди, которые на этих машинах едут. А даже если и не видели, то суть понятна: в городе места мало. И чтобы не забивать улицы своими металлическими коробками, нужно ходить пешком или компактно утрамбовываться в общественный транспорт.
Логика кажется безупречной, но проблема не в машинах, а в несовершенстве городской инфраструктуры. И наши предки, которые застраивали город без расчета на автомобили, тут совершенно не при чем. В исторической части города обычно прекрасно помещаются все местные жители со своими машинами.
Проблемы исходят из районов, застроенных XX-XXI вв. В СССР увлекались социалистической «эффективностью», компактно трамбуя вчерашних крестьян в барские квартиры, а затем – панельные хрущобы. На Западе проблемы создавали безответственные предприниматели, монетизирующие каждый клочок купленной земли на полную катушку, строя гигантские многоэтажки. В пост-перестроечной России опыт акул капитала переняли с энтузиазмом, понастроив по всей стране «муравейников» на 1 000 квартир с 100 парковочными местами.
Проблема – именно в этом. В нецивилизованном бизнесе, в смотрящих на это сквозь пальцы надзорных органах, в коррупции. В гиперцентрализованной экономике, где финансовые потоки стекаются в столицу, лишая возможности хорошего заработка в регионах. Городской общественный транспорт – это таблетки от горла, которые решают локальную проблему воспаления гланд, но если все время пить холодное пиво на морозе, то болеть меньше не станешь.
Позвольте мне не расписывать подробно в этой колонке способы «примирения» мегаполиса с автомобилями. Если коротко, то нужно остановить застройку спальных районов и пригородов многоэтажками, а также диверсифицировать транспортные потоки, убрав из исторического центра точки притяжения.
Кстати, эти тезисы я озвучивал одному из главных американских урбанистов Вукану Вучику, у которого брал интервью несколько лет назад. Он парировал, что если центр освободить от правительств и избытка бизнес-центров, оставив туристические зоны и жилье, то это будет «убитый центр», потому что в нем не будет бурной жизни. Знаете, мистер Вучик, я недавно переехал в ту часть центра, где мало чиновничьих ведомств и бизнес-центров (на Петроградскую сторону). Тут нет суеты и это лучшее место в Санкт-Петербурге, пусть и «убитое», по вашей логике.
Найдутся люди, которые скажут, что в тесноте мегаполиса есть своя романтика. Но человеческая психика устроена так, что она в любых дискомфортных условиях находит что-то романтичное. Есть армейская романтика, есть и лагерная, хотя если честно, то ни на войне, ни в тюрьме нет ничего хорошего.
Вот только не нужно кивать на западных чиновников! Да, нынешний экстравагантный министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон в свою бытность мэром Лондона вовсю позировал на велосипеде. Только не говорите, что вы поверили, будто он так и ездит на нем. Вынужден вас огорчить: мистер Джонсон предпочитает BMW с шофером, причем с номерным знаком MAY10R (стилизованное «mayor», т. е. «мэр») – на этом его подловила газета Daily Mail.
Как видите, с этим англичанином не все потеряно, он не сошел с ума. Просто политикам нужно иногда показывать себя «своим парнем» для недалекого и небогатого электората, особенно когда они лоббируют законы, ограничивающие права автомобилистов.
Любой человек, будь то Борис Джонсон или ваш сосед дядя Степа, стремится к лучшей жизни. А «лучшая жизнь» невозможна без права перемещаться в пространстве по собственному расписанию, в комфортной обстановке и без нежелательных соседей. То есть она невозможна без личного автомобиля.
Естественно, машина будущего будет другой: с экологичным силовым агрегатом, всевозможными системами «защиты от дурака» и автопилотом. Как бы ни менялась начинка, две вещи останутся неизменными: машины останутся привлекательными и они будут давать нам личное пространство. В этом плане какая-нибудь BMW 7 series 12-го поколения из 2035 года будет мало отличаться от все той же ржавой «шестерки» (которая по меркам 70-х была очень даже ничего).
Безусловно, без общественного транспорта существовать невозможно, особенно если речь идет о дальних путешествиях – глупо ехать на машине два дня, когда можно преодолеть это расстояние за шесть часов на самолете или высокоскоростном поезде. Еще более глупо выкатывать с паркинга машину, когда от дома до офиса можно за 15 минут дойти пешком, и на улице отличная погода.
Деградация – не в использовании общественного транспорта как такового. Деградация – в признании общественного транспорта правильным способом повседневного передвижения и отказ от своего дальнейшего развития, чтобы пересесть на автомобиль. Потому что опыт подсказывает: по-настоящему экономика развивается только тогда, когда она работает на человеческие удовольствия. Когда она работает на что-то еще, обычно получаются только танки и ракеты.