какое слово отсутствует в стихотворной строке б л пастернака никого не будет в доме кроме

Борис Пастернак — Никого не будет в доме: Стих

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

Творчество Б. Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с З. Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.

Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» — присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.

Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.

Появление героини совершенно преображает действительность. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии. Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам. Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.

Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.

Источник

Борис Пастернак. Никого не будет в доме

Никого не будет в доме,
кроме сумерек.
Один
зимний день в сквозном проёме
не задёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
быстрый промельк моховой,
только крыши, снег, и, кроме
крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
и опять завертит мной
прошлогоднее унынье
и дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
не отпущенной виной,
и окно по крестовине
сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
пробежит сомненья дрожь,-
тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Ты появишься из двери
в чём-то белом, без причуд,
в чём-то, впрямь из тех материй,
из которых хлопья шьют.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

💔 Никого не будет в доме

Ничто так не побуждает поэта к написанию красивых строк, как рождение новых чувств, когда Муза присаживается рядом с письменным столом и помогает передать на бумагу бессмертные строфы. Так, стихотворение «Никого не будет в доме» Борис Пастернак пишет в 1931 году после начала близких отношений с Зинаидой Нейгауз, пытаясь передать в нём эмоции влюблённого человека.

Пастернак и Зинаида Нейгауз

Чувства между Зинаидой и Борисом вспыхнули, как папиросная бумага от поцелуя огня, несмотря на то, что оба на момент их зарождения находились в законном браке. Более того, над Пастернаком тяготело чувство вины перед женой, но новая любовь оказалась сильнее, ей просто нельзя было противостоять.

Пара встретилась в Москве в 1927 году, а в конце лета 1931 года в Аджарии они были вместе, куда банально сбежали от московской суеты. «Медовый» месяц прошёл в санатории «Грузия» в Кобулети, где Зинаида и Борис проводили время в окружении вековых сосен и своих грузинских друзей.

Тема и сюжет

Стих «Никого не будет в доме» яркий образец любовной лирики, в которой проглядываются нотки философии, что свойственно Пастернаку. Автор сумел соединить вместе темы встречи с любимой и одиночества, которое помогает подчеркнуть важность любовного свидания.

По сюжету лирический герой находится один в воображаемом зимнем доме, покрытом в вечерние сумерки вуалью ожидания любимой женщины.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один.

Чтобы в полной мере вкусить радость от встречи герою необходимо побыть в одиночестве, ему надо остаться наедине с тишиной, между крышами и снегом.

Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

В это время героя посещают воспоминания о былом, где есть место и «не отпущенной вине» перед бывшей женой, место которой заняло новая возлюбленная. Он оценивает прошлое и отпускает его, чтобы открыть дорогу к будущему.

Пребывание в одиночестве не будет долгим, неожиданно колыхнётся портьера и из-за неё появится его женщина, предмет его ожидания и обожания.

Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Свою возлюбленную герой воспринимает настолько всерьез, что называет её будущностью, при этом свидание имеет не только банальный сексуальный мотив – это встреча не только двух тел, но и двух близких душ. Белый наряд возлюбленной тому подтверждение, хотя конечно, отношения и не предполагались чисто в платонической области.

Краткий тех анализ

Стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой (доме – один – проеме – гардин) и состоит из двух частей. В первой герой находится один в ожидании возлюбленной, томится в одиночестве и вспоминает возможные ошибки прошлого. Во второй любимая приходит и падает занавес таинства встречи.

Пастернак использует в стихе большое количество метафор (например, «по портьере пробежит сомненья дрожь»), а эпитеты (белые… комья, зимний день) помогают автору передать настроение стихотворения. Имеется пример сравнения (ты, как будущность войдешь), которое возвеличивает женщину в глазах читателя и оправдывает свидание с ней.

Текст

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Романс на стихи

Источник

Тест по литературе Никого не будет в доме 7 класс

Тест по литературе Никого не будет в доме (Б.Л. Пастернак) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,
— Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется изобразительное средство?

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой

2. Укажите средство иносказательной выразительности:

И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

3. Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых звуков?

Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

4. Укажите прием:

Только крыши, cнeг, и, кроме
Крыш и cнeгa, никого.

5. Определите способ рифмовки.

Задания с развернутым ответом

1. Как меняется настроение лирического героя?

2. В чем особенность зимнего пейзажа в данном стихотворении?

3. Сопоставьте стихотворения Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме…» и А.С. Пушкина «И.И. Пущину», Чем различается во­площение темы одиночества в этих стихотворениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется изобразительное средство?

Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин…

2. Укажите средство иносказательной выразительности:

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь…

3. Назовите прием:

Ты, как будущность, войдешь.

4. Укажите прием:

Никого не будет в доме…
…кроме
Крыш и снега, никого.

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задания с развернутым ответом

1. Как меняется настроение лирического героя?

2. В чем особенность зимнего пейзажа в данном стихотворении?

3. Сопоставьте стихотворения Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме…» и А.С. Пушкина «И.И. Пущину», Чем различается во­площение темы одиночества в этих стихотворениях?

Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Ответы на тест по литературе Никого не будет в доме (Б.Л. Пастернак)
1 вариант
1. эпитет
2. метафора
3. аллитерация (звукопись)
4. повтор
5. перекрестная
2 вариант
1. эпитет
2. метафора
3. мравнение
4. анафора (повтор)
5. хорей

Источник

533. Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома 7 класс. Русский язык, литература

Анализ стихотворения — Никого не будет дома. Русский язык и литература

Борис Пастернак не считал, что хорошо умеет передавать чувства и эмоции. Ему казалось, что у него нет лирического таланта, но поэт всегда хотел его развить. Большая часть его произведений посвящена философским проблемам. Однако, в его творчестве большое место занимают стихотворения о чувствах, в том числе и о любви. Примером такого стихотворения является произведение «Никого не будет в доме…».

Оно тесно связано с личной жизнью поэта. Борис Пастернак посвятил стихотворение своей второй супруге, Зинаиде Нейгауз. Их отношения были окружены сплетнями, поэтому сейчас можно найти много недостоверной информации про их роман. Одно известно точно, что Пастернак встретил любимую, когда уже был женат на Евгение Лурье. Стоит сказать, что Зинаида Нейгауз тоже была не свободна. Влюбленным было необходимо через многое пройти, чтобы быть вместе.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» описывает знакомство Пастернака и Нейгауз, а также содержит чувства, эмоции и переживания. Это своего рода биография их отношений.

Первая часть стихотворения посвящена переживаниям, связанным с уходом автора из семьи. Лирический герой вспоминает о делах минувшей зимы. В то время Борис Пастернак находился на распутье, ему было необходимо сделать нравственный выбор: семья или любовь. Он как поэт знал, куда могут довести чувства, однако выбрал любимую женщину. Это далось ему непросто. Он чувствует вину, что оставил жену и ребенка. Однако, обманывать супругу он не мог. Поэт поступил по-честному, хотя и причинил боль своей жене.

Вторая часть стихотворения посвящена образу Зинаиды Нейгауз. В описании ее наряда автор сравнивает его с хлопьями снега. Поэт подчеркивает белоснежность ее облика, что подтверждает непорочность, чистоту, искренность их чувств. Также это оттеняет воздушность, невесомость, легкость облика избранницы автора.

Стихотворение написано кристально чистым языком. Оно не содержит сложных стилистических приемов, не изобилует метафорами, эпитетами, сравнениями. Однако, именно таким языком автору удается максимально понятно и ясно описать свои чувства, сделать смысл понятным каждому читателю так, чтобы все могли найти в этом произведении что-то свое, отражение чувств и переживаний.

Отношения с Зинаидой Нейгауз стали началом нового этапа в жизни поэта. Любовь вдохнула в него новые силы, дала почву для раздумий.

Вариант 2

Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

В первую часть входят четыре строфы, в которой возникает лирический герой, проводящий этот зимний вечер в одиночестве. В стихотворении очень много повторов, которые вводятся словами «только» и «кроме», они подчеркивают, что вокруг лирического героя нет ни души, только «сумерки», «крыши» и «снег». Они словно проступают сквозь стены и окружают героя, подчеркивая его душевное состояние: грусть, чувство вины и уныния. В первой части автор использует интересные синтаксические приемы ярче расставить смысловые акценты в стихотворении.

Например, предложение первого четверостишья заканчивается посредине второй строчки, тем самым смысловая нагрузка на следующее слово увеличена, оно выделяется, и относится и к лирическому герою, и к зимнему дню:

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один…

В третей строфе с помощью повтора «и опять завертит» и звукописи (повторения звуков м-н-т) создается образ метели.

Вторая часть противопоставлена первой: «нежданно» появляется лирическая героиня, которая ассоциируется с чем-то новым, светлым, это «будущность» героя. Образ девушки очень нежен и воздушен, она облачена в белый наряд, похожий на белые хлопья. Образ такой светлой лирической героини является сквозным для любовной лирики Пастернака. Изменяется и настроение стихотворения восхищение и благоговение, восторг перед любимой девушкой сменяют уныние и грусть. И через обычную обстановку словно проглядывает, высвечивается самое важное для человека. Тем самым Пастернак Б. подводит читателей к мысли о том, что любовь — одно из важнейших чувств в жизни человека, оно помогает переживать неприятности, верить в лучшее и никогда не терять надежду.

Анализ 3

Удивительная тишина зимних вечеров, плавность легкого движения снежинок за окном, ожидание чуда, счастья – эти тончайшие ощущения, оттенки чувств стремится передать Борис Пастернак в своем произведении. Как равноправные собеседники, участники лирического действа входят в наш мир сумерки, тишина, зимний день. Они словно бы обретают свою волю, свое лицо.

В начале произведения лирический герой одинок. С этого чувства одиночества начинается произведение: «никого не будет», но в то же время он наедине с этим зимним днем, он весь обращен туда, где в раму окна смотрит на него синий зимний вечер. Неподвижность героя внутри контрастирует с быстрым скольжением снежинок снаружи. И кажется, что это движение вот-вот нарушит уединение лирического героя, ворвется и в комнату. Первое слово стихотворения повторяется и в конце второй строфы, создавая кольцо одиночества, отсутствия живой души. И даже сам лирический герой становится словно менее заметным, неподвижным, погруженным в сумерки.

Появление возлюбленной выглядит давно ожидаемым и одновременно внезапным, не случайно следующая строфа начинается противительным союзом «но». Синеватый сумеречный свет, одиночество в тесной комнате вдруг сменяется ярким светом, желанной встречей.

Ее приход ощутим для всего в этом устойчивом мире: кажется, даже неодушевленные предметы вдруг почувствовали дыхание чего-то нового, неожиданного. Она входит «как будущность» — судьбоносно, неотвратимо, словно исполнение давнего предсказания. И вначале кажется, что она возникает в темной комнате прямо из этого снежного мира за окном, появляясь из белизны заснеженных крыш, из морозного воздуха.

Обратим внимание, что в первой части стихотворения, изображающей одиночество, ожидание, практически отсутствуют глаголы, исключение составляет глагол «будет» в первой строке, а с появлением любимой жизнь обретает движение, что подчеркнуто глаголами в форме будущего времени и деепричастием: пробежит, войдёшь, появишься, меря. Свет, бодрость, ясность, надежду привносит она в сумеречный уют дома.

Образ возлюбленной удивительно сообразен этому снежному миру за окном, их роднят естественность и прекрасная простота, гармония, не зависящая от людских мнений. Говоря о ней, поэт не описывает ее внешние черты: они не важны, не существенны. Ее образ сплетается из удивительных, необычных метафор и сравнений: «тишину шагами меря», войдешь «как будущность», она одета в ткани, из которых «хлопья шьют». Земное и небесное, природное и человеческое соединяются в ее облике.

И хотя поэт не говорит об отношениях любящих, об эмоциях, сопровождающих момент встречи, у читателя возникает чувство, что встреча эта самая важная в жизни, судьбоносная, давно желанная. Возможно, она изменит навсегда всё течение жизни, как изменяет ее нежданно пришедшая любовь.

В своем произведении Борис Пастернак сумел так тонко и талантливо передать чувства, переживания, что порой кажется будто он писал о каждом из нас, заглянув в самые потаенные уголки души и увидев в них прекрасное.

Анализ стихотворения Никого не будет дома по плану

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *