У меня нет друзей что делать
Что делать, если у подростка нет друзей? Инструкция для родителей
© Коллаж Паулы Доменти
Помочь или не мешать
Для многих детей подростковый возраст становится периодом приобретения множества социальных связей. Часто бывает, что у подростков много друзей, свои тусовки, компании и вечеринки.
Но что делать, если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а шумной компании сверстников — или хотя бы пары-тройки близких друзей — у него так и не появилось? Разбираемся, почему у вашего подростка может не быть друзей, и как ему в этом помочь.
Если вы обеспокоены недостатком социальных связей у своего тинейджера — знайте, вы не одиноки. Эта проблема волнует многих родителей по всему миру — и не напрасно. Эволюционная задача подросткового возраста — научить подросших детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром и сепарировать их от родителей.
Социальные связи очень важны для психологического и эмоционального здоровья подростков — и если ваш ребенок стабильно предпочитает общению с друзьями вечера в компании книги или телевизора, то это повод обратить внимание на эту проблему.
Почему у подростка нет друзей?
Причин, по которым ваш подросший ребенок все еще не обзавелся приятелями, может быть несколько: от довольно безобидных (например, вы с ребенком недавно сменили школу или место жительства, и он еще не успел установить новые социальные связи) до серьезных (к таким относятся, например, депрессия или буллинг).
К самым распространенным причинам подросткового одиночества относят:
низкую самооценку;
недостаточно развитые социальные навыки;
стеснительность;
нереалистичные ожидания и слишком высокие требования;
антисоциальное поведение и агрессию.
Прежде чем попытаться помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, важно определить причины, по которым у него нет друзей. Например, если дело в отсутствии возможностей завести новые знакомства, вы можете ребенку с этим помочь самостоятельно. А вот если проблема в высокой тревожности, депрессии или низкой самооценке, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы для начала разобраться с причинами.
Надо ли помогать подростку искать друзей?
В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к своим родителям — им кажется, что с их проблемами проще справиться самостоятельно. Если ребенок не обращался к вам напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, то сперва стоит разобраться в том, насколько ему нужна ваша помощь, и как она должна выглядеть.
Соберите информацию
Поговорите с ребенком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите его оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти, где один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними, а десять — полную удовлетворенность таким положением дел.
Если ребенок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет его социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести, то, вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.
Отделите собственные эмоции
Если вы помните, что у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребенок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Здесь важно помнить о том, что на эмоциональном уровне ребенок может воспринимать ситуацию совсем не так как вы.
Например, родитель может быть экстравертом, который черпает свою жизненную энергию из общения с другими людьми, а ребенок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь своему подростку, узнайте, что он чувствует по этому поводу, вместо того, чтобы проецировать на него свои ожидания.
Определите потребности ребенка
Возможно, ваш подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребенок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего — так вы будете точно знать, как его поддержать.
Как помочь подростку завести друзей?
У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринужденно — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции и летнем лагере. Другим же это дается сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.
Мы не предлагаем вам самостоятельно находить детей, которые будут готовы познакомиться с вашим ребенком, а предлагаем дать ему все необходимые инструменты и уверенность, которая поможет ему самому отточить этот полезный навык. Вот, что могут сделать родители, чтобы помочь своему подростку в поиске новых друзей.
Запишите его в кружок по интересам
Если ваш подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно немного расширить круг своего общения — и лучше всего это сделать среди единомышленников. Используйте интересы и хобби своего ребенка, чтобы найти ему подходящие внешкольные занятия — это может быть спортивная секция (тут, кстати, лучше отдавать предпочтение командным видам спорта), творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где ребенок сможет общаться со сверстниками на общую интересующую их тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков — клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдет, если там вашему ребенку будет комфортно.
Поддержите комфортный формат социализации
Люди могут раскрываться в разных ситуациях — кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — например, в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат наиболее комфортен для вашего ребенка, и предложите ему двигаться в этом направлении.
Подтяните навыки коммуникации
Умение общаться — это навык, который можно развить. Если ваш подросток много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить“смол-токи» со сверстниками просто потому, что он не умеет это делать.
Чтобы решить проблему, предложите ребенку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук — обсуждайте самые различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринужденнее будут ваши разговоры, тем проще ребенку потом будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.
Научите ребенка быть собой
Эта рекомендация, увы, звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду — начинают носить прически и одежду, которую носят все, начинают увлекаться тем же, чем и большинство их сверстников — даже если им это не нравится.
Если вы заметили, что ваш подросток постоянно пытается меняться для того, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением — так ему будет проще найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким он пытается казаться.
Объясните ценность дружбы
Дружеские связи важны, однако их качество намного важнее их количества. В погоне за новыми друзьями хорошо бы, чтобы ребенок понимал, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать ребенку примеры здоровых дружеских отношений — на примере собственной дружбы или дружбы в фильмах, книгах или мультиках.
Обсудите с ребенком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие — нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей, однако не идеализируйте их.
Нередко подростковой дружбе мешают слишком завышенные ожидания и нереалистичные требования: дети пытаются найти себе идеального друга, который будет их во всем понимать и поддерживать, и забывают о том, что все люди разные, и что для того, чтобы отношения работали, вкладываться в них должны все участники, а не кто-то один.
Укрепите свои отношения с ребенком
Понятное дело, что подростки редко хотят дружить со своими родителями — да и задача родителей не в том, чтобы заменить своему ребенку общение со сверстниками. Однако если ваш подросток на данном этапе испытывает сложности в создании дружеских отношений, вы можете поддержать ему, напомнив, что вы всегда на его стороне, готовы выслушать его проблемы, обсудить с ним то, что его волнует, подсказать и помочь в трудной ситуации. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что он может прийти к вам с любыми проблемами и сомнения и получить понимание, сострадание, любовь и поддержку.
Не спешите с суждениями
Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения своих детей — непрошенными комментариями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья ваших детей будут вам нравиться — однако не забывайте, что намного важнее здесь не то, как они выглядят и себя ведут, а то, какие эмоции они приносят вашему ребенку, и какие отношения между ними складываются.
Подростковый возраст мало кому дается легко — в это время и родители, и дети сталкиваются с миллионом проблем, и поиск настоящих друзей — одна из них. Мы представляем, сколько тревоги и беспокойства может быть связано с социальной жизнью подростков и надеемся, что эта инструкция поможет структурировать ваше беспокойство и направить его в конструктивное русло. И помните — иногда достаточно просто отпустить ситуацию и немного подождать — не стоит превращать поиск друзей в навязчивую идею.
Что делать, если нет друзей
Близкое общение является неотъемлемым элементом здоровой психической жизни каждого человека. Поэтому когда отсутствует семья, интимное взаимодействие, всегда выручают друзья и вопрос что делать, если одиноко и нет друзей, становится более актуальным, чем отсутствие семейной жизни. При дружественном общении человек ощущает свою принадлежность к определённому обществу, группе лиц, что в итоге даёт ощущение социальной и биологической защищённости, что было закреплено всем ходом эволюции, поскольку человеческая особь является физически слабой, чтобы самостоятельно выжить.
Для любого возраста проблематика отсутствия дружеского взаимодействия является актуальной, несмотря на то, что факторами, провоцирующими отсутствие такого, являются совершенно различные ситуации. Положительных моментов дружбы достаточно много – эти люди помогают справляться с различными жизненными проблемами, разделяют общие ценности и интересы (этих людей можно выбирать по близости духа, а не по обязательству крови).
Уникальным является то, что дружеские отношения – это близкое взаимодействие без быта, что сравнимо практически с вечной любовью. Возможно, потому что друзья обычно редко проживают на одной территории, а если и живут, то чётко разделяют бытовые и ежедневные обязанности, предоставляя друг другу высокую степень свободы, такие отношения сохраняются значительно дольше любовных. Именно друзей мы можем выбирать, основываясь исключительно на своих душевных предпочтениях, и именно поэтому они становятся более близкими, чем родственники, а порой и ближе супруга, потому что отсутствуют требования и обязательства. В детском же возрасте наличие друзей крайне важно для формирования социальных навыков и поддержания личности. Её дальнейшего развития.
Причины отсутствия друзей
Если нет хороших друзей, что делать с этим, как их искать или варианты развития уже имеющихся отношений будут зависеть от индивидуальных причин отсутствия достаточного уровня дружбы.
Можно рассмотреть основные причины отсутствия друзей, причём они будут характерны как для возрастных кризисов смены собственного мировоззрения, так и для социальных ситуаций. Например, довольно часто бывают периоды отсутствия друзей в переломные жизненные моменты, возрастные кризисы. Это связано с тем, что меняется сама личность, её устремления, цели, приоритеты и смысловые нагрузки для каждого жизненного явления. Довольно редко при прохождении этапов взросления и развития личности меняются в одинаковом направлении, а те, кому так повезло, могут хвастаться историями дружбы с детского сада до пенсионного возраста.
К сожалению, изначально равные люди, проходя этапы собственного опыта и развития, извлекают различные уроки и расставляют иные приоритеты, в итоге то, что ранее объединяло двух людей, может их разъединить.
Изменение места работы или учёбы, переезд в другой город, женитьба и появление детей приводит к изменению социальной ситуации и чистит ситуативных друзей, т.е. тех, кого больше можно было отнести к товарищам или коллегам.
Немаловажную роль в отсутствии друзей играет возраст, ведь полученный опыт делает старшего человека менее чувствительным для искренних дружеских отношений. Дети более открыты и примерно равны между собой, их цели и желания часто совпадают, тогда, как взрослые судят по сфере деятельности и материальному уровню. К определённому возрасту накапливается багаж разочарования в друзьях и человек не может легко доверять новым знакомым или ищет постоянный подвох во взаимодействии с другими.
Общая социальная ситуация затрагивает и природные, эволюционные механизмы дружбы, которые становятся более не актуальными. Так, если раньше шансы выжить у человека напрямую зависели от размеров сообщества, к которому он принадлежит и его месте в этой иерархии, то теперь выживание вполне возможно в одиночку. Отпадает необходимость находить варианты дружеского взаимодействия ради выживания и можно открыто выражать свою неприязнь, обрывать связи, хоть как-то травмирующие психику или не совпадающие по интересам. Теперь дружба имеет совершенно иной смысл на социальном уровне – это более духовный процесс, исключающий любую корысть и необходимость соответствовать, а значит, найти истинно близких по духу сложно, и как следствие количество дружеских связей падает.
Семейная система также накладывает отпечаток на возможность завести друзей. Так, когда ребёнок воспитывается в сильной строгости, не имеет права на получение опыта путём собственных ошибок, а только посредством критики со стороны родителей, постоянно уберегающих от неприятностей, то способность к самостоятельности падает. Нельзя выбрать на кого учиться и в какую секцию ходить, но также и с кем взаимодействовать. Для окружающих детей такой ребёнок не интересен, поскольку постоянно в их детский мир будут вмешиваться его родители со своими защитами и наставлениями, а сам ребёнок не в состоянии себя презентовать.
Это важное качество для дальнейшего различения своих среди всей остальной толпы, но далеко не каждый, воспитанный строгими родителями обладает этой чертой и может преподнести себя, а особенно с интересной для сверстников стороны. Таких пытаются обходить стороной и не заводить близких отношений на простом основании безопасности, ведь не понятно кто окажется рядом. У таких детей возникают проблемы, что делать, если нет друзей в школе, ведь дома круг общения из детей таких же родителей, но в детском живом социуме отбор друзей происходит по совершенно иным законам, с которыми они не знакомы.
Замкнутый образ и любая зацикленность, будь то работа, личные отношения, хобби или собственное здоровье становятся очень популярными в эпоху социальных сетей и быстрого темпа жизни. В итоге в таком графике просто не остаётся времени для неспешного общения ни о чем, ведь человек постоянно занят решением каких-то вопросов. Выбор развлечений в кругу своего дома, ограничивающийся социальной лентой, просмотром фильмов и чтением книг приводит к тому, что теряется навык живого общения, и в целом коммуникации. Люди просто разучиваются общаться, и как следствие теряется дружба, основа которой есть живое общение.
Психологические причины также нельзя игнорировать, так уровень самооценки является определяющим при построении концепции взаимодействия. Если самооценка неадекватно завышена, то общаться с таким человеком не захотят окружающие, постоянно чувствуя с его стороны придирки, унижения и снисходительное отношение. При заниженном самомнении и закомплексованности личность не способна проявлять инициативу, поддерживать диалог и адекватно реагировать. Такая замкнутость и пугливость тоже надоедает другим людям, они не рады постоянно становиться инициаторами общения и времяпровождения.
Советы психологов, как приобрести друзей
Когда нет друзей вообще, что делать с этим могут подсказать психологи относительно коррекции и развития собственной личности, а также вариантов манипулятивных техник, воздействия на сознание личности и развитие собственных харизматических данных и коммуникативных навыков.
Прежде чем заниматься серьёзными мероприятиями по изменению собственной личности необходимо попробовать простые методы. Возможно, друзей нет, потому что было изменено место жительства и тогда нет смысла работать над повышением самооценки и проходить многочисленные тренинги, а лучше сосредоточиться на поиске мест, где собираются люди со сходными интересами. Подобные встречи можно найти, используя социальные сети, где не только вывешивают планируемые мероприятия, но также и можно их организовывать или примкнуть к готовой группе, где периодически будут проходить встречи, о которых не знает широкая общественность, потому что нет полномасштабного анонса.
Друзья находятся в местах, где вы ощущаете заинтересованность личную, поэтому записаться в несколько секций, удовлетворяющих ваши личные интересы, является наиболее правильным вариантом. Приятно проведённое время гарантировано, кроме этого само место и его специфика будут заранее проводить отбор людей, и там будут находиться уже те, кто имеет что-то общее с вами, как минимум интерес к йоге, танцам или кулинарии (все зависит от выбора курсов). Можно никуда не записываться, а больше проводить времени со своими домашними любимцами, только сменить одиночные прогулки на места, где собираются собачники или посещать собрания и совместные выгулки хорьков, крысят, кошек и прочих животных, возможно участие в выставках.
Займитесь тем, чтобы разнообразить свою жизнь путешествиями, потому что отсутствие друзей в своём регионе или районе может быть обосновано тем, что нет тех, кто будет поддерживать ваши интересы или иметь схожие взгляды на мир. Буддисту в душе будет тяжело сойтись с алкоголизированной публикой какой-то сельской глубинки постсоветского пространства, это будет вызывать ощущение собственной инаковости и изгнанности из социума. Но стоит такому человеку отправиться в путешествие в соответствующую страну, как всё вокруг становится ему родным и понятным, потому что соответствует внутренним ощущениям.
Если совсем нет друзей, что делать непонятно, и перечисленные методы перепробовано, то можно начать следить за собственным вкладом во взаимодействие. Проанализируйте свои отношения с товарищами или просто приятными людьми. Отметьте, как часто они звонят вам и предлагают встретиться и как часто инициатива исходит от вас, что предлагают вам (угощения, забрать, переночевать, посетить дачу), а что предлагаете вы (встретиться на бегу в обеденный перерыв, взять денег до зарплаты и излить свои трудности).
Следите за тем, что и в каких количествах вы даёте и получаете – обмен должен быть равным. Это не только когда вы не звоните человеку, ожидая от него чего-то, но также когда вы постоянно звоните людям, приходите без приглашения, заваливаете подарками и картинками в сообщениях – навязчивость порой может отпугнуть значительно серьёзнее, чем холодность.
Как родителям помочь ребёнку завести друзей
Часто родители не обращают внимания на общение ребенка, количество его друзей и частоту встреч, всё больше внимания, уделяя оценкам, развитию или культуре взаимодействия с взрослыми, хотя именно общение в среде сверстников является определяющим для развития личности.
Трудности в становлении дружеских связей приводят к тому, что личность становится изгоем и с трудом может преодолеть такую модель даже во взрослом возрасте. Чем тяжелее строится общение, чем меньше друзей, тем больше формируется различных комплексов и психологических травм, страдает социальная жизнь человека, а потом и профессиональная. Вторым сложным моментом является псевдодружба, когда ребёнка могут брать в компанию с корыстными целями, например, он имеет карманные деньги или обладает физической силой. Особенно это касается компаний, где все остальные чуть старше вашего ребёнка, поскольку вероятность присутствия какой-либо корысти увеличивается, ведь сходных интересов и мировоззрения значительно меньше.
Родители могут дать ребёнку начальные навыки общения, необходимые для самостоятельного установления дружбы. Такие простые действия, как правильное знакомство играют немаловажную роль, чтобы присоединиться к общей игре, используя навыки самопрезентации и вежливого обращения. Так, ребёнок часто не может присоединиться к остальным, потому что не видел родительского примера, когда называешь своё имя, говоришь что было бы интересно и просишь поучаствовать. Таких простых моментов бывает достаточно, чтобы завязать общение с другими детьми и быть принятым взрослыми.
Родителям необходимо помочь ребёнку формировать позитивный взгляд на окружающее пространство, ведь когда ребёнок видит в других людях врагов или опасность, ожидает издёвок и плохого отношения, то вместо природного интереса и активности он будет демонстрировать замкнутость. Родители должны показать, что мир интересен, многогранен и безопасен. Если чадо часто проявляет агрессию, то необходимо разобраться в причинах этого поведения, возможно, так проявляется претензия на лидерство или защитная реакция от обидчика. Формирование навыков вербального решения конфликта также является родительской задачей и помогает установлению тёплых и поддерживающих отношений. К такому ребёнку будут тянуться остальные, поскольку от него не исходит физической угрозы и существует возможность быть услышанным.
Всестороннее развитие ребёнка позволяет ему проявлять себя во всех областях и не отставать от сверстников, быть всегда в гуще событий. Важно развитие кругозора и посещение знаковых мест и событий – это даёт почву для совместного обсуждения и чувства причастности. Развитие интеллектуальной сферы делает ребёнка интересным собеседником, позволяет придумывать новые игры и поддерживать постоянный интерес. Также важно физическое развитие, ведь многие занятия детей происходят в активном взаимодействии. Тот, кто не будет лазить со всеми по деревьям или прыгать на скакалке становится изгоем не по своим личностным качествам, а только по количеству времени, проведённому в кругу сверстников, а значит, становится меньше общих воспоминаний.
Родители могут организовывать пространство для общения детей – это могут быть детские праздники или просто предоставление своей квартиры для их совместной подготовки к выступлению. Вы можете организовать их тайный штаб в своём гараже, а чтобы это всё было в приемлемом русле, то скооперировавшись с другими родителями можно обеспечивать детей едой, напитками и развивающими играми. И конечно нельзя забывать про личный пример, поэтому дома периодически должны собираться взрослые компании или мамины подружки могут сидеть на кухне за чаем, отлично, если по выходным устраивать прогулки или походы в гости с другими семьями. Так без всяких объяснений на примере, который является неотъемлемой частью жизни и традицией выходного дня, ребёнок будет понимать, что делать, если нет друзей и как организовывать дружбу, и по аналогии выстраивать свои отношения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»