У меня глупый ребенок что делать

Как принять, что ребёнок туповат?

У меня глупый ребенок что делать

У меня глупый ребенок что делать

У меня глупый ребенок что делать

У меня глупый ребенок что делать

У меня глупый ребенок что делать

И всю жизнь плакать по этому поводу?

У меня глупый ребенок что делать

Вот такие ещё истории бывают. :acute:
МОЖНО Я ВЫСКАЖУСЬ ОТ ЛИЦА ТУПЫХ ДЕТЕЙ?

«Ребенок, 5 лет. 2 проклятых часа учим букву «Б», переходим к «В», а через полчаса он уже «Б» ЗАБЫЛ. Это что, тупость такая? Или к врачу?»

Такие посты я вижу в соцсетях/слышу на площадке регулярно. И не могу молчать. Не потому что я детский психолог. Не потому что педагог со стажем. Да я даже не мать со стажем – моему ребенку и двух лет нет! Все проще. Я сама этот тупой ребенок.

Да-да. В 7 лет я читала 32 слова в минуту по слогам. В конце первого класса мою маму вызвали в школу на «разговор». У нас накануне был читательский сейшн для всей параллели: каждый ребенок должен был принести свою любимую книжку и пропиарить ее. Одна девочка принесла «Маленького принца». Главный отличник принес, конечно, Жюля Верна. А я принесла раскраску. С феями. Текст там тоже был, между прочим! Ну что-то типа «Это фея Флора». Или «Раскрась фею Фауну и фею Флору. Какие красивые у них платья». Учительница не заценила почему-то.

Моей маме вообще было нелегко. Пришлось расставаться с уверенностью в своих фантастических способностях к материнству. А что еще делать, когда сначала у тебя рождается ребенок, который в 8 месяцев шахматные фигуры расставляет по клеткам, в 1,5 цитирует Мандельштама с табуреточки, а в 2 читает его самостоятельно… но следующий твой ребенок начинает ходить в 2, а в 5 играет шахматами и книжками в куклы?

С математикой у второго ребенка было еще хуже: когда папа в конце третьего класса пытался мне все-таки объяснить, что при переносе из одной части уравнения в другую знак меняется, то через 3 часа карниз понял, и рухнул. Видно, решил на деле показать, что при его переносе с потолка на пол получается минус карниз. Но я выстояла. Мой мозг не поддался этим до противного логичным объяснениям.

Меня водили к психологам, они показывали мне карточки. Еще давали горошки. Я же не просто была тупой, я еще сосала палец до 7 лет и дергала пупок. Это мое ноу-хау, кстати. Очень успокаивает и провоцирует пупочную грыжу, попробуйте. Психологи и врачи не впечатлялись и прописывали лекарства пачками. Дедушка-врач увидел один из этих списков, и сказал, что это прекрасный рецепт овоща под слюнями по-психиатрически. Но в куклы шахматами, говорит, играть перестанет, конечно.

Это я все к чему? К тому, что у меня два красных диплома – экономического и филологического факультетов СПбГУ. В третьем классе я читала лучше всех в параллели. В шестом заняла третье место на математической олимпиаде самой крутой физмат-школы Петербурга. Не иначе как помогли горошки, которые я регулярно высыпала в мусор. Или психологические сессии, на которых я изучала лепнину на потолке. В шахматы, правда, так и не научилась играть, но палец не сосу. Честно.

Как это все получилось? Само. Просто, когда пришло время. Ладно-ладно, с чтением не само. Но без крика и ремня уж точно. После вызова по раскраскам мама плюнула на психологов, и все лето я была обязана ежедневно читать по странице «Приключений Гвоздика». Вслух.

Как же я ненавидела этого шурупа. Вместе с его чугунными приключениями. Но мама решила, что она не тряпка, так что гулять я выходила, только исполнив всему дому еще одну славную песнь из жизни этого плавкого андроида. Мне кажется, учитывая мои способности к самовнушению, я читала это каким-то отдельным отсеком мозга, чтобы случайно не научиться нормально читать.

А потом наступила осень, «гулять» стало слабой мотивацией, да и мамины кремневые свойства послабели. Так что она опять стала читать мне на ночь всякие книжки сама. Александру Бруштейн, Памелу Трэверс, Джеймса Крюса. Но по вечерам у нее кроме чтения было еще много неважных дел – ужин там приготовить, убрать что-то, подготовиться к завтрашней лекции. И она стала не успевать на вечерние чтения. То на полчаса позже придет. То вообще никак не успеет.

Безобразие, а? Но, знаете, сложно лечь спать, оставив Сашеньку Яновскую в подвешенном состоянии (ведь накануне она только сдала экзамен в гимназию, а поступила или нет – это мама бессовестно на завтра оставила). А как бросить Тима Талера, сидящего в кукольном театре прямо посередине представления, когда у него только-только забрезжила надежда получить смех обратно? Никак, приходилось тайком дочитывать самой.

Потом было не очень круто слушать по второму разу, но не признаваться же маме, что я научилась читать? В какой-то момент она все-таки застала меня за этим постыдным занятием, но читать вслух не прекратила, лишь продолжала теперь с другого места.

А с математикой получилось еще проще: в восьмом классе я каким-то чудом попала в самый сильный математический класс школы. И там был нереально крутой преподаватель, Гольдич Владимир Анатольевич. Который не просто хорошо объяснял, не только был интересным и разносторонним человеком, но и создал моду на пятерки по математике. Ну а если модно – кто уж тут устоит? Сначала доделывала классную работу дома по три часа. Потом как-то незаметно поняла, что математика – единственный предмет, в знании которого я уверена на 100%, если среди ночи разбудить.

Так что, если вы родитель тупого ребенка, который назло вам не хочет включать свой мозг, я прошу. Очень прошу. Не трогайте его. Дайте ему время. Много времени. Узнайте его мотивацию. Найдите хорошего учителя. Не того, кто все соки выжмет, не плюс десяти баллов за ЕГЭ добьется, а ХОРОШЕГО. Который заинтересует. Да так, что ребенок сам найдет нужную олимпиаду и поступит по ней.

Верю, что силы на исходе, верю, что вы в этом возрасте щелкали все эти «у Маши было три яблока, а Петя дал ей еще одно». Но, если ваш ребенок их не щелкает – может, он просто задается другими вопросами? Про какую Машу речь – про ту, которая с дачи, или ту, которая из садика? Если из садика – то зачем ей яблоки, она же их не ест? Почему Петя ни с того ни с сего дал ей еще? А банальные «сколько у кого стало» начнут волновать его позже, когда придет время. Или не начнут – без них ведь тоже можно быть счастливым, а?

Источник

Почему дети стали «глупее»

Наталья Березина

19 марта 2020 • 14:31

«Современные дети совсем не те, что раньше,- частенько приходится слышать от учителей. — Успевают намного меньше, ничего не понимают на уроке, надо новую тему изучать, а они еще той не поняли. А еще подготовка к ВПРам, ОГЭ и ЕГЭ отнимает время». Учителя эмоционально и физически выматываются сильно, а КПД не очень высокий. Как следствие, дети приходят домой с заданиями, выполнять которые не знают как, родители вынуждены вспоминать школьные годы. Учителя недовольны детьми, родители учителями. А дети учатся лавировать в этом пространстве.

Что же делать учителям, особенно с опытом советской школы, в это изменившееся время?

У меня глупый ребенок что делать

Часто в школе мне дети говорили: «Вы очень хорошо объясняете». Я никак не могла понять, что я такое говорю или делаю, что ученикам становится понятно. Один случай из практики последних лет, кажется, приоткрыл занавес секрета.

Неожиданно во время учебного года у меня пропал голос. Совсем. Говорить могла только шепотом, но шепотом нельзя, чтобы не напрягать связки — для скорейшего процесса восстановления. Врач не дала больничный и посоветовала не напрягать голос, который находился в точке «0». Каково же было мое удивление, когда, отработав четыре дня в таком режиме, я поняла, что материал усвоен (и это в очень слабых классах). Все четыре дня махала руками, постукивала мелком по доске или чирикала схемы, чтобы привлечь или акцентировать внимание, тыкала пальцем в нужные места учебника некоторым ученикам, чтобы они озвучили нужное задание. Так я поняла, что слуховое восприятие у современных детей фактически отсутствует, оно нужно только для связки действий. Зато зрительные, схематические и телесно-эмоциональные варианты объяснения работают отлично.

Наши дети, родившиеся с гаджетами в руках, прекрасно чувствуют и видят, но часто абсолютно не слышат нас.

Я — кинестетик с образно-схематическим мышлением на 80 процентов (это мой собственный диагноз) и очень плохо воспринимаю информацию на слух. Самым страшным вариантом контрольной работы в школе для меня всегда было изложение. Старалась записать все, что успевала, и потом выстраивала, как по кирпичикам, из этого текст. Чтобы понять услышанное, мне нужно перевести на мой язык: в телесные ощущения, схемы. Например, экскурсовод в любом путешествии — это фактически ненужное платное приложение для меня, если он говорит достаточно быстро, безэмоционально, давая много пространной информации. В мозгах остается полный ноль от словесной информации. Зато я наслаждаюсь видами и своими ощущениями.

Когда я пришла работать в школу, то, естественно, при объяснении темы опиралась на свое восприятие и получалось, что в процессе были задействованы все каналы: визуальный (с помощью зрения), аудиальный (за счёт органов слуха), кинестетический (задействованы органы чувств) и дигитальный (используется мышление). Я легко придумывала варианты объяснений, так как они для меня самой были родными.

Дело в том, что учителей-кинестетиков не так много. Взрослые люди обычно визуалы и аудиалы. Они не работают на тех, для кого слуховой канал является фактически нулевым источником информации. При этом они совершенно не понимают, почему ученики не понимают каких-то элементарных вещей. Причем не по злобе, а потому что таких, как они, подавляющее большинство взрослых людей. И дети попадают в разряд «современного поколения, которое теперь поглупело и не в состоянии понять элементарных вещей».
Я часто испытываю сложности, когда меня информируют о чем- либо новом. Но я научилась в этом жить и задавать вопросы, которые будут являться переводчиками для меня на мой язык. А дети этого делать пока не научились.

Говорите на одном языке

Было бы неплохо, если бы психологическая служба школ помогала в определении ведущих каналов восприятия. Это облегчило бы задачу нахождения общего языка с учениками. Но даже если таковой вариант невозможен, то учитель может вычислить это сам при объяснении нового материала. Задача учителя — держать руку на пульсе и видеть реакцию каждого ребенка на каждом минимальном этапе объяснения. Обратная связь очень важна. Но она возможна только в случае, когда на вопрос после объяснения материала ученик не получит ответ: «Надо было внимательно слушать». Учеников надо приучить не бояться задавать вопросы, если они что-то не поняли. Обычно объяснение строится в визуально-аудиальном формате. Второй раз объяснять по той же схеме бессмысленно. Они уже не поняли раз, не поймут и второй. Ищите варианты объяснения. Представьте, например, что перед вами глухой. Как бы вы объяснили ему эту тему?

Используйте эмоции

Часто даже после того, как материал был понят на уроке, на следующем возникает ощущение, что работал в пустоту. Дома ничего не учили, домашнее задание не сделано, руки чешутся поставить двойку. Но лучше усмирить свой гнев, ведь наша задача научить, а не наказать. Поддержите ребят даже в этой ситуации. Сделайте так, чтобы возник образ, дающий возможность запомнить вопреки всему. Подключите, например, эмоции. Помню, ученики никак не могли запомнить, что обращение не является никаким членом предложения. После того, как три урока подряд изо дня в день я задавала один и тот же вопрос и видела очумелые глаза, как будто они впервые слышат, что такое обращение в принципе, не то, что еще каким-то членом предложения является, я сделала следующее. Встав перед ними, я сказала: «Посмотрите на меня. Запомните, обращение не является НИ-КА-КИМ, НИ-КА-КИМ, НИ-КА-КИМ (при этом я мелко но быстро прыгала на одном месте и отчаянно крутила головой из стороны в сторону) членом предложения». Ребята при этой сцене начинали хохотать, я с ними. Но больше не было ни разу ни одного человека, который бы не ответил мне после на вопрос: «Каким членом предложения является обращение?»

Интерес — двигатель прогресса

Домашние задания на 5-10 минут

Не задавайте большие домашние задания. Лучше каждый следующий урок начинайте с очень быстрой, схематичной, фронтальной или любого другого варианта проверки связи: повторяйте не тему, а системную цепочку тем. Пять минут от урока не проблема, зато вы можете быть уверены, что на пятом-восьмом уроке каждый сидящий в классе будет понимать, что и как. Помню счастливый возглас нового ученика, который выше «трех» не имел никогда по русскому языку в других школах: «У меня первая пятерка в жизни по русскому!». И далее фактически лезгинка в его исполнении.

Все эти принципы, взятые за основу, приводили к тому, что ребята с удовольствием шли на урок, принимали активное участие на всех его этапах, получали хорошие, но именно заслуженные оценки, а в результате прекрасно сдали экзамены. Один из очень слабых учеников до сих пор в ВКонтакте мне пишет: «Скучаю по ВАС» — и смеется, что запомнил это после того, как я сказала с хитрющей улыбкой, что до экзаменов не допущу, если будет говорить неправильно.

Источник

У меня глупый ребенок что делать

Вам три года, вы ели малину. Как всякий уважающий себя трёхлетний, весь перемазались в ягодном соке. Ваша мать требует, чтобы вы подошли к ней, и она вытерла ваш подбородок. Но вы заняты важным делом, вы мотаетесь по двору, как безумец. К тому же, салфетка влажная и противная, умываться совсем не хочется, а вот сладкий липкий сок на лице совсем и не мешает. Что делать? А что, если просто не смотреть на мать? Не реагировать на её просьбы и не отвечать на зов, а вместо этого продолжать носиться, как угорелый, туда и сюда? Сделать вид, будто вы не понимаете, что обращаются к вам, не слышите и не желаете слышать?

В результате, маме надоедает кричать, она либо машет рукой и оставляет вас бегать всего липкого, либо начинает ловить. Поймав, она пытается вытереть вам лицо, но вы изо всех вил выкручиваетесь, кричите, сучите ногами. Ну, как она не понимает, что вы круглый идиот, и вас надо оставить в покое!

Проходит время, и вот вы уже относительно взрослый пятиклассник. Ваша отец учит с вами математику, вы решаете примеры. Но примеры такие скучные, а на улице такая прекрасная погода, и другие мальчишки уже вышли гулять в мяч. Эх, жаль, что вы не придурок, ведь придуркам не нужна математика, какой с них спрос? Никто не заставляет придурка решать примеры, вот бы… Минуточку!

У меня глупый ребенок что делать

И вот, вы уже смотрите в тетрадь, как баран, на вопросы отца и его попытки помочь вам решить задачу, отвечаете глухим молчанием, на элементарные вопросы начинаете отвечать, как идиот, называете тройку семёркой, а про плюс говорите, что это знак вычитания. Недоумевая, отец разводит руками: видно, ты переучился, сынок, иди отдохни. Прекрасно! Сработало!

Вы и в следующий раз начнёте играть дурачка, как только вам не захочется чего-нибудь делать, и в тот, что последует за ним. И, конечно, родители начнут понимать, что вы это всё специально, но вы слишком малы, чтобы понять, когда нужно остановиться, и как грамотно маскировать свою игру. Вместо этого, вы будете как можно усерднее строить из себя дурака, глупо хихикая, корча идиотские рожи, отказываясь реагировать на любые требования родителей.

Так что, избавить ребёнка от привычки косить под дурачка нужно не только ради того, чтобы наладить эффективное общение с ним, и добиться от него выполнения ваших требований, но и ради его будущего, ради того, чтобы эта привычка не прицепилась к нему настолько серьёзно, чтобы перекочевать с ним во взрослую жизнь.

Но это всё попытки укусить себя за локоть, так что сосредоточимся на том, что имеем. Вне зависимости от запущенности конкретно вашей ситуации, линия поведения будет во всех случаях одна и та же, нужно будет выработать у ребёнка строгое понимание того факта, что прикидываться дурачком более не помогает спастись от взрослого, что требования мамы и папы всегда должны выполняться, как они того желают.

У меня глупый ребенок что делать

Зато обсуждается вопрос наказания. Если ребёнок отказывается сделать что-либо, и начинает косить под дурака, вы предупреждаете его о том, какое последует наказание, если он не изменит свою линию поведения. И это наказание должно быть исполнено до последнего слова, в противном случае ваши угрозы будут постоянно девальвироваться в глазах ребёнка.

Запущенность же ситуации лишь указывает, насколько простыми или сложными должны быть задания. Если проблема придурковатого поведения уже серьёзным образом захватила вашего ребёнка, то придётся начинать с «тренировочных» заданий, простых, которые вы придумываете для него, только для того, чтобы натренировать и закрепить понимание ваших с ним взаимоотношений. Постарайтесь для начала просить его о таком, что ему нравится, что он выполнит беспрекословно безо всяких уговоров. «Я хочу, чтобы ты из кубиков построил замок вот на том журнальном столе. Он будет стоять там, как украшение». Для начала пойдёт и такое задание. За выполнение его нужно будет ребёнка похвалить, наградить родительской лаской.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Что, если ребенок говорит о себе негативно?

Советы родителям о том, как правильно реагировать на негативные высказывания ребенка о себе

У меня глупый ребенок что делать

Представим ситуацию: ребенок выполняет задание по письму, ему трудно и ничего не получается, его огорчение нарастает. Ластик то и дело скользит по тетрадному листу, вот уже и ручка зачеркивает все с нарастающей силой. «Я такой тупой», – наконец бормочет он. Он стучит по столу кулаком и теряет остатки терпения. «Ты не тупой, дорогой мой», – говорите вы успокаивающе. Он комкает бумагу и кричит: «Нет, я тупой! Я тупой! Я хуже всех!». Вы хватаетесь за голову. Может, он просто драматизирует все? Неужели он действительно считает себя глупым?

Как реагировать на негативное представление ребенка о самом себе

Когда негативное высказывание о самом себе слетает с уст ребенка, ваша рефлекторная реакция, как правило, заключается в том, чтобы остановить его, успокоить и убедить в ошибочности и несправедливости его вывода, да и направлении мыслей в целом.

К сожалению, слова ребенка могут соответствовать тому, что он действительно чувствует по отношению к себе. Он не считает себя «привлекательным» и «замечательным» (каким считаете его вы); он думает, что он «тупой», «глупый» и «худший ребенок в мире».

Вместо того чтобы пытаться одним махом «исправить» такую удручающую ситуацию, попробуйте использовать предлагаемые приемы и методы, которые заключаются в реакции на чувства ребенка, лежащие в основе его высказываний, и на его внутреннюю борьбу.

Чем еще можно помочь ребенку?

Создайте атмосферу поддержки и воодушевления, используя советы о толерантности (устойчивости) к фрустрации.

А теперь представим новую ситуацию: вы встречаетесь глазами с взглядом вашего ребенка, видите его озадаченность и с сочувствием произносите: «Это задание – одно расстройство». «Да», – отвечает он. «Я могу тебе помочь?», – спрашиваете вы. Пожав плечами, он говорит: «Сделай его вместо меня». Вы оба смеетесь. Это, конечно, не делает задание проще, но по крайней мере вы можете поговорить о нем, не слыша слово «тупой».

Источник

Почему подросток делает глупости?

Современные дети — это люди нового мира, и нам, родителям, ничего не остается, как учиться взаимодействовать с ними по-новому, руководствуясь не размытыми «нормами», а индивидуальным подходом.

У Нины трое детей, старшему Денису уже пятнадцать. В пубертат он вошел рано и стремительно. Последние несколько лет семья живет как на вулкане. Парень стал хуже учиться, грубит, срывается на младших, комната похожа на поле боя, войти страшно. Никакие просьбы и убеждения не действуют.

Родителей регулярно вызывают в школу на разбор полетов. Мелочи? Шалости? Закономерность? С каждым разом родители беспокоятся все больше. Растет ребенок, растут и шалости.

Нина с мужем — хорошие люди, приятные, образованные, любят друг друга, не ссорятся, детей не наказывают. Нормальная семья, нормальная школа, нормальная жизнь. В чем же дело?

Что вообще нормально, а что нет? Относительно кого и чего: ребенка, семьи, общества?

Норма — некое правило или предписание, требующее выполнения. Определенный образец, диапазон, среднестатистическая величина. В медицине — равновесие био-психо-социальных параметров человека и окружающего мира.

Одним словом, величина эта относительная. Особенно если речь идет о детях.

Взрослые оценивают детей, ориентируясь на общепринятые каноны поведения, часто не принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада. Кроме того, мерилом нормы нередко становятся личные ожидания и надежды самих родителей.

Ребенок растет, меняется его поведение, совершенствуются умения и навыки, соответственно трансформируются и чаяния родителей. Умилительно, когда малыш ест руками, но от подростка уже ожидают владения ножом и вилкой.

Важно помнить, что дети не только развиваются в индивидуальном темпе, но и изначально имеют разные свойства психики, которые определяют характер и темперамент ребенка, его желания и потребности, реакции и поведение.

Чтобы понять подростка и решить проблему, нужно разобраться в причинах. Когда родители знают, что происходит с ребенком в переходном возрасте, осознают его психологические особенности, им легче сориентироваться в происходящем, предугадать и скорректировать многие конфликтные и другие критические ситуации.

Эмоции

Переходный возраст — это участок пути между детством и взрослостью, опасный, как горный перевал. Стремительно преображается тело, меняется восприятие подростком самого себя и мира вокруг, усложняются биохимические процессы в мозге, развиваются заложенные природой свойства и качества.

У меня глупый ребенок что делать

Во время пубертатата у руля стоят эмоции. Значительные изменения происходят в первую очередь в лимбической системе и стволовой части головного мозга подростка. Эти структуры отвечают за физиологическую и гормональную регуляцию, бессознательные реакции, чувства и эмоции, влияют на принятие решений.

Поэтому настроение в этом возрасте меняется ежесекундно. Безудержная радость, раздражение, агрессия, полная безучастность, истерики и депрессии — привычные спутники подростков. Безобидные на первый взгляд замечания взрослых легко могут ранить, вывести из себя, спровоцировать бурную реакцию или действия протеста.

В зависимости от индивидуальных психологических особенностей реакции будут различными. Например, подростки со зрительным вектором самые чувствительные, более других нуждаются во внимании и заботе. И даже когда они хотят казаться взрослыми и независимыми, их больно ранит холодность, безразличие и едкие замечания.

Невозможность открыто проживать свои эмоции, отвергнутая или осмеянная любовь, запреты на самовыражение во внешности и одежде они воспринимают особенно болезненно. Либо замыкаются в себе, либо идут на открытую конфронтацию, делают все назло, отвоевывая свою точку зрения истериками и эксцентричными выходками.

Вместо того чтобы пугаться подростковой эмоциональности, лучше взять ее в союзники. Никакие нравоучения не пробьются к сердцу подростка так, как душевный разговор. Быть искренним, вспомнить свои метания в этом возрасте, не заигрывать — дети чувствуют малейшую фальшь.

Нельзя ограничивать проявление эмоций. Родитель, который знает психологические особенности своего ребенка, может адекватно реагировать на любые чувственные всплески. Выслушать, поддержать, вместе поплакать или переключить внимание, чтобы предотвратить истерику.

Ребенок должен знать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Чувствовать, что быть собой безопасно, что его эмоциональная нестабильность — явление временное и естественное, что рядом есть близкие, которые всегда подставят плечо.

Правильно развить чувственную сферу помогает чтение классической литературы. Проживая судьбы героев, сопереживая им, подросток учится понимать себя и других людей, адекватно реагировать.

Для зрительных подростков отличной возможностью направить эмоции в мирное русло может стать театральный кружок. Примерить на себя разные роли, вжиться, прочувствовать и проявить себя без боязни быть непонятым или осмеянным — это очень вдохновляет и уравновешивает общее состояние.

Притягательность риска

Следом происходят преобразования и в коре головного мозга, которая отвечает за развитие рационального и аналитического мышления, воображения и речи, регулирует условные рефлексы и социальное поведение. Формируется система регуляции и контроля, позволяющая добиваться поставленных целей, прогнозировать результаты действий, просчитывать последствия.

Но эмоции на пару с «системой вознаграждения» мозга пока перевешивают. Этой системой руководит дофамин. Он вызывает и «запоминает» приятные ощущения, связанные с положительным опытом, и таким образом мотивирует подростка повторять действия, доставляющие удовольствия.

У меня глупый ребенок что делать

У подростков средний уровень дофамина ниже, чем в любом другом возрасте, поэтому они часто жалуются, что им скучно, их тяготит привычный образ жизни, рутина в семье и в школе.

Но когда дофамин вбрасывается в кровь, его концентрация кратковременно становится выше, чем у детей или взрослых. Одним из спусковых крючков для выработки дофамина является новизна. Поэтому подростков привлекает все неизведанное. Они видят только приятные и заманчивые стороны очередной авантюры. Грядущее удовольствие перевешивает сознание, затмевает опасность, искушает идти на риск: затянуться марихуаной, нарушить правила, превысить скорость, взять чужое.

Эти этапы развития проходят все подростки. Но интенсивность проявления реакций индивидуальна.

Риск, скорость, доминирование в группе сверстников особенно привлекают подростков с кожным вектором. Их желания соответствуют свойствам, заложенным природой.

Энергичные, подвижные, шустрые — они везде успевают, спешат все попробовать, во всем быть первыми. Умеют придерживаться правил, организовывать себя и других, ценить время, ставить и достигать цели. Но в процессе развития часто можно наблюдать как бы обратную сторону врожденных свойств.

Именно подростки с кожным вектором чаще других совершают рискованные «глупости»: преступают границы дозволенного, снимают стресс мелкой покражей, первыми пробуют алкоголь и табак, игнорируют средства контрацепции.

Совсем другие мотивы для неоправданного риска у подростков со звуковым вектором. Их «необдуманные поступки» весьма обдуманны. Звуковики с самого детства заняты поисками смысла всего происходящего. Как устроен мир? где конец Вселенной? для чего я живу? — вопросы, которые не дают им спокойно спать.

К подростковому возрасту жажда познания достигает апогея, а ответов как не было, так и нет. Все кажется пустым, бессмысленным, иллюзорным. В попытках как-то «оживить» себя звуковики могут рождать идеи на грани разумного: лечь под скоростной поезд, пешком пересечь автостраду, сделать селфи на небоскребе. Но самым привлекательным для них представляется — сбежать в параллельную реальность компьютерной игры или изменить само восприятие жизни, «приняв дозу».

Естественным образом уровень дофамина поднимают занятия спортом. Особенно командные игры, соревнования, возможность получить настоящую награду, добиться успеха, быть лидером. Для подростков с кожным вектором спорт — идеальная возможность проявить и развить свои природные таланты.

Для всех мальчишек и девчонок справедливо: хобби по интересам — наполнение, вдохновение, азарт от занятий любимым делом — повышает базовый уровень дофамина, уравновешивает, дает ощущение удовлетворения и радости.

А вот развитие абстрактного мышления способствует совершенствованию системы контроля, учит просчитывать шаги, предвидеть опасности, избегать риски. И здесь на помощь приходит математика. Казалось бы, абстрактная наука, но с огромным практическим эффектом.

Математика способна даже вытащить некоторых звуковиков из плохих состояний, увлечь магией цифр и стройностью законов, дать надежду найти ответы, как устроено мироздание и какую роль мы играем в нем.

Влияние окружения

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!

Человек способен выжить только в обществе. Пока ребенок мал, о нем заботятся родители. Они обеспечивают безопасность, удовлетворяют все потребности, кормят, окружают любовью и вниманием. Постепенно малыш начинает воспринимать самого и себя и мир вокруг, учится взаимодействовать с другими людьми.

В переходном возрасте фокус резко смещается. То, что раньше ребенку давала семья, он пытается найти в сверстниках. Их внимание, признание, оценка становятся важнее.

У меня глупый ребенок что делать

Пубертат — тренировочный полигон перед выходом в большое плавание. Дети отрабатывают свою природную программу, шлифуют навыки, набирают опыт. Мальчики ранжируются, отстаивают свое место в коллективе равных, встраиваются в общую систему взаимодействия. Девочки присматриваются к мальчикам, испытывают на них свою привлекательность.

Мозг подростков продолжает штормить. Повышается возбудимость участков, которые реагируют на оценку окружающих. Особенно на мнение и реакции сверстников на поведение, статус, внешний вид подростка. Все действия и принятие решений теперь преломляются сквозь призму того, что подумают другие. «Стадность» в этом возрасте обусловлена физиологией. То, что ребенок никогда бы не сделал, будучи один, в группе кажется привлекательным.

Чтобы понравиться друзьям или, наоборот, не выделяться, быть как все, подростки порою совершают всякие глупости: действуют опрометчиво, забывают о здравом смысле, игнорируют потенциальную опасность.

Девочка-скромница вдруг покрывается боевым раскрасом и требует «прикид, как у подруги». Вежливый сын в присутствии одноклассников начинает грубить родителям. Еще вчера открытая ребятня во дворе превращается в злобную группировку, третирующую соседских детей. А на дискотеке, в кругу сверстников, даже самые разумные однажды напиваются до коматозного состояния.

Особенно подвержены влиянию чужого мнения подростки с анальным вектором. Они всегда прислушиваются к советам более авторитетных людей. А так как родители в этом возрасте теряют свое влияние, такие ребята порой слепо следуют за группой сверстников, берут с них пример, часто не самый хороший.

Родители обычно очень болезненно переживают отдаление ребенка от семьи. Но этот процесс неизбежен. Птенец тренирует крылья, чтобы однажды выпорхнуть из гнезда во взрослую жизнь. Нельзя ограничивать подростка в общении со сверстниками, но стоит позаботиться о правильном окружении.

Развитие в противоположность

Еще одна особенность детского возраста — злорадство.

Эта древняя эмоция была присуща еще первобытному человеку. Развиваясь от уравновешенного, безэмоционального животного, наши предки сначала испытывали лютую неприязнь друг к другу. Желания завладеть добром ближнего, урвать лакомый кусок ограничивались законами стаи, так как грозили самоистреблением вида. Не имея возможности открыто нажиться за счет другого, древний человек научился зло-радоваться непроизвольным убыткам соплеменников. Постепенно развиваясь, человечество прошло длинный путь от вытесненной неприязни и злорадства до любви и искренней радости за ближнего.

В своем развитии дети проходят тот же путь в сжатые сроки. Малышам смешно, когда неуклюжий клоун сделал себе «больно», подросткам весело, если сверстник «облажался» на глазах у всех. Это естественный этап взросления. Не естественно, если человек застревает на этом этапе, и взрослый дяденька снимает стресс, хохоча над роликами, где люди попадают в неприглядные ситуации.

Поэтому так важно с детства учить ребенка сопереживать другим, читать добрые сказки, проговаривать правильные смыслы. С подростком можно и нужно открыто говорить о чувствах людей, объяснять, что в неприятной ситуации мог оказаться он сам.

Хорошо, если удастся увлечь его заботой о ком-то: регулярно звонить бабушке, помогать пожилой соседке с покупками, делать уроки с младшими. Хорошие дела развивают душу. Человеку становятся дороги те, в кого он вкладывается всем сердцем. Когда любишь людей, не можешь причинить им вред или радоваться их неудачам.

Новое время — новое взаимодействие

Подросток максимально открыт навстречу миру, любопытство зашкаливает, наступающая взрослость манит и искушает. Хочется все попробовать, испытать свои силы, примерить разные роли, проверить реакции окружающих.

Но в то же время он как никогда раним, чувствителен, психологически и эмоционально нестабилен. Шквал гормонов, новые желания, неожиданный опыт, требования дальних и ожидания близких — давят со всех сторон.

Как бы ни хотелось казаться самостоятельным, подростку необходимо чувствовать тыл, страховку со стороны родителей.

Часто переходный возраст детей становится испытанием и для родителей. Непонимание, хамство и грубость, их «глупые выходки» доводят до отчаяния. Кажется, что подростки просто не слышат, все делают назло, нарываются на скандалы, всеми силами пытаются уличить нас в родительской некомпетентности.

Важно помнить, что наше собственное состояние, обстановка в семье и в мире, проблемы на работе напрямую влияют на детей.

Всем сердцем желая «причинить добро», мы действуем, руководствуясь своими желаниями и ожиданиями, исходя из своих особенностей, опираясь на собственный опыт.

Современные дети — это люди нового мира, и нам, родителям, ничего не остается, как учиться взаимодействовать с ними по-новому, руководствуясь не размытыми «нормами», а индивидуальным подходом.

Раскрыть тайны бессознательного и понять причины и мотивы подростковых «глупостей» можно на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Осознание — это процесс, который меняет восприятие. Без этого все советы и методики воспитания кажутся абстрактными и неэффективными. Полноценно помочь и поддержать можно, только понимая природу ребенка и самого себя.

Правильно взаимодействуя, мы помогаем детям пройти нелегкий путь становления личности, разобраться в себе, избежать множества ошибок.

Знание психологических особенностей позволяет за всем антуражем переходного возраста увидеть ребенка, а не «глупость». И тогда многие проблемы решаются сами собой. На сегодняшний день глупо этого не знать!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *