У девочек развитие быстрее чем у мальчиков

Подростковый кризис

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Источник

Половое созревание у юношей – гормональные, физические и психологические изменения

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://i0.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2021/08/Половое-созревание-у-юношей.jpg?fit=450%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/medcentr-diana-spb.ru/wp-content/uploads/2021/08/Половое-созревание-у-юношей.jpg?fit=825%2C550&ssl=1″ />

Половое созревание у юношей – это период фундаментальных биологических и социальных изменений в общем развитии. Происходят изменения в распределении жировой и мышечной ткани, развитие сосудистой и дыхательной систем, увеличение силы и выносливости.

У юношей меняются физические и психические характеристики.За все несут ответственность генетические факторы и факторы окружающей среды, взаимодействующие с работой гормонов.

Половое созревание у юношей – продолжительность

Возраст наступления половой зрелости для юношей – 9 лет. В это время у них в организме происходят первые внешние изменения. Но гормональные изменения, приводящие к этим внешним изменениям, начинаются несколько раньше.

Половое созревание длится от 4 до 6 лет и представляет собой начало подросткового возраста. Юноши должны знать, как справляться с процессом взаимодействия между изменениями в физическом росте, эмоциях, умственном росте и половом созревании.

Половое созревание у юношей – гормональные изменения

Гормоны – это узкоспециализированные химические вещества, транспортируемые кровью по всему телу. Они передают определенные сообщения клеткам, тканям и органам.

Эндокринная система, отвечающая за выработку и регулирование гормонов, присутствующих в организме с рождения, активизирует железы, участвующие в процессе полового развития у юношей:

У юношей секреция тестостерона и сперматогенез наблюдаются только в период полового созревания. Этого не происходит до полового созревания.

Первоначальное повышение уровня гормонов у юношей наблюдается в возрасте от 6 до 9 лет, и это называется адренархе. Два года спустя гонадные гормоны начинают более интенсивно секретироваться. Это у юношей происходит несколько позже, чем у девочек.

Кроме того, у юношей развиваются первичные и вторичные половые признаки, и это происходит в возрасте от 9 до 15 лет (в среднем около 12 лет).

Половое созревание у юношей – физические изменения

Рост юношей в период полового созревания связан с рядом телесных изменений. Половое созревание приносит с собой одно из самых быстрых и значительных ускорений в физическом росте юношей с младенчества.

У юношей быстрое увеличение роста и веса происходит в 11 лет, достигает пика в 13 с половиной лет и заканчивается в 17 лет.

Изменения, происходящие с юношами при половом созревании

В среднем на 28 см (10 см в год), а в конце роста в среднем выше девочек

В среднем они набирают 9 кг за год в 14 лет, а к концу полового созревания весят в среднем больше девочек

Соотношение жира и мышц

Уменьшается жир на руках и ногах, они набирают мышечную массу. В конце полового созревания у них в 1,5 раза больше мышечной и костной ткани, чем у девочек. Соотношение жира и мышечной ткани в конце подросткового возраста составляет 3 : 1

Сначала ускоряется рост рук, ног и ступней, а затем туловище, плечи расширяются по отношению к бедрам

Половое созревание у юношей

Половое созревание у юношей контролируется андрогенами – мужскими половыми гормонами.

Тестостерон, секретируемый семенниками, играет важную роль в половом созревании мужчин. Он способствует ряду физических изменений у юношей: развитие мышц, рост волос на теле и лице, изменение голоса и появление других мужских половых признаков.

У юношей сперматогенез (производство зрелой спермы) происходит, когда в организме достигаются уровни андрогенов и уровни выброса гонадотропинов, как и у взрослых мужчин.

Со временем развиваются первичные и вторичные половые признаки.

Первичные половые признаки включают репродуктивные органы, то есть половой член, мошонку и яички. Вторичные половые признаки – видимые физические признаки, служащие дополнительными показателями половой зрелости (мышцы, соски, подбородок, физический рост и т. д.).

Порядок полового созревания у юношей обычно сопровождается следующими изменениями:

Половое созревание у юношей – первое семяизвержение

Важно отметить, что спермария у юношей не является аналогом менархе у девочек. Считается, что сперма так же важна для юноши, как и менархе для девочек, но очень мало известно о значении этого события для юношей, а также о реакции юношей на сперму.

Хотя большинство юношей не готовы к этому событию, похоже, оно не вызывает у них страха, стресса или дискомфорта. И все же юноши не склонны рассказывать о своем первом опыте родителям или друзьям.

Нормальный возрастной диапазон пубертатных изменений таков, что один из двух юношей одного хронологического возраста уже прошел все описанные изменения, а у другого они еще даже не начались.

Преждевременное половое созревание у юношей – симптомы и особенности

Преждевременное половое созревание чаще встречается у девочек, чем у юношей. Но не исключено, что из-за взаимодействия среды и генов некоторые юноши начинают развиваться раньше. Если у юношей в более раннем возрасте происходит внезапное увеличение роста, веса и мышечной массы, весьма вероятно, что это преждевременное половое созревание.

Взрослые и сверстники воспринимают таких людей как независимых, уверенных в себе и физически привлекательных. Поэтому они пользуются большой популярностью среди сверстников. Кроме того, у юношей до 9 лет можно заметить увеличение яичек и полового члена и общий физический рост.

Что касается преждевременного полового созревания у юношей, то также возможно появление бородавок, растут волосы на руках, ногах и гениталиях. Все эти явления приносят с собой различные психологические и эмоциональные изменения. Поэтому и родители, и дети сталкиваются с множеством проблем.

Преждевременно созревшие юноши чаще раньше вступают в половые отношения. Взрослые ожидают от них более зрелого поведения и большей ответственности. Иногда это может вызвать конфликты и неподобающее поведение. Кроме того, раннее созревание юношей связано с проблемами адаптации в более позднем возрасте.

Позднее половое созревание у юношей – симптомы и особенности

У юношей также может наблюдаться позднее половое созревание. Наиболее частые причины – хронические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, занятия спортом в детстве или подростковом возрасте, а также недостаточное потребление пищи для нормального функционирования организма.

Позднее половое созревание может иметь наследственную предрасположенность. У таких юношей, вероятно, были родители или некоторые другие близкие члены семьи, столкнувшиеся с той же проблемой.

Эти люди находятся в худшем положении, чем те, кто рано взрослеют. Юноши, позже достигшие половой зрелости, имеют меньший рост и вес. Поэтому они стесняются своей внешности, у них развиваются психологические комплексы.

В отношениях со сверстниками чувствуют себя отвергнутыми, ведут вызывающе и назойливо, чтобы привлечь их внимание.

Половое созревание у юношей – поведение и умственное развитие

Психологические изменения при половом созревании – необходимый процесс взросления, и они происходят в разных сферах жизни.

Все гормональные, сексуальные и физические изменения, происходящие в период полового созревания, делают подростков более чувствительными к стрессу, поэтому подростковый период считается периодом уязвимости или периодом, особенно чувствительным к возникновению психологических изменений.

Половое созревание у юношей наступает незаметно. Однако по мере того как его признаки становятся более заметными, окружение иногда склоняется к некорректным комментариям. В целом юноши, как правило, меньше говорят о различных аспектах полового созревания, чем девочки. И когда они это делают, то обычно на более поздней стадии развития.

У юношей в поведении можно заметить появление импульсивности и агрессии. Эксперты считают, что это больше вызвано деятельностью, которой занимаются юноши, чем какими-то биологическими или гормональными изменениями в период полового созревания.

Юноши положительно реагируют на свой физический рост и развитие. Обычно в худшем положении находятся те из них, у кого этот процесс задерживается. Из-за того, что сверстники их высмеивают.

Одно из объяснений состоит в том, что любая культура отдает предпочтение мужчинам, выглядящим сильными и крупными. Это соответствует пропорциям тела, которые получают юноши при нормальном половом созревании.

Половое созревание у юношей – отношения с родителями

Юноши часто любят бунтовать, поэтому впадают в рискованное поведение. Их отношения с родителями бывают сложными, потому что они считают, что те не могут их понять. Родители также могут возлагать большие надежды на юношей, потому что ошибочно по внешности думают, что они уже взрослые.

Затем возникает проблема чувства давления и чрезмерного контроля. Из-за неспособности справиться с родительскими требованиями и ожиданиями, юноши уходят в себя, замыкаются. Поэтому они меньше говорят о происходящих с ними изменениях, боятся рассказать о плохих вещах, которые делают, потому что знают, что потеряют родительское доверие.

Родители должны понимать, что хотя юношА растет и выглядит так, как будто он уже вошел в мир взрослых, но социально-эмоциональное развитие не обязательно соответствует внешности.

Известно, что юноши эмоционально созревают позже девочек. Поэтому было бы хорошо, если родители дадут им время и пространство, чтобы почувствовать себя свободными и учиться контролировать собственное поведение.

Добавить комментарий Отменить ответ

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Источник

У девочек развитие быстрее чем у мальчиков

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

У девочек развитие быстрее чем у мальчиков

Аннотация: Учёные уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков.

Статья:

С юных лет ребёнок начинает познавать мир и учиться жить в нем. В этом плане смело можно утверждать, что любопытство – главный двигатель прогресса. Родители привыкли к вечной любознательности маленьких почемучек: почему небо синее, почему идет дождь, почему люди видят сны? Все это нормально и свидетельствует о закономерном развитии ребёнка. Мальчики и девочки задаются тысячей вопросов и непременно хотят получить исчерпывающие ответы. Но как только ребёнок начинает учиться в школе, родители отмечают новую тенденцию. Девочки не теряют интереса к знаниям, прилежно учатся и высоко ценят собственную успеваемость. В то же время мальчики вдруг оказываются увлечены куда более животрепещущими вопросами: что это за птица села на забор или что будет, если бросить камень в окно? О чем свидетельствует такая закономерность?

У девочек развитие быстрее чем у мальчиков

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одно из объяснений высокой успешности девочек – у них более развито левое полушарие мозга, которое отвечает именно за логику и рациональное мышление. Неожиданные новости, не правда ли? У мальчиков доминирует правое полушарие, поэтому в целом они более творческие, но зато менее усидчивые.

Сама по себе разница в развитии полушарий не столь принципиальна. Гораздо большее значение имеет тот факт, что у девочек лучше сформировано мозолистое тело – оно на 20 % больше, чем у мальчиков. А это тело, представляющее собой ветвистый пучок нервов, соединяет полушария головного мозга.

Проще говоря, женский мозг с ранних лет работает в более слаженном режиме – полушария активно «контактируют» между собой. Кстати, именно этим объясняется то, что маленькие девочки способны удерживать в голове несколько идей одновременно и, что самое важное, это практически не сказывается на их концентрации внимания. А вот мальчики способны полноценно сосредоточиться только на одной идее или предмете. Если они отвлекутся от темы, вернуться к ней будет гораздо сложнее.

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Учёные уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков. Причина – в мозге, причем в буквальном смысле. Согласно исследованиям, женский мозг достигает зрелости гораздо раньше, чем мужской. Для девочек вообще характерно более быстрое созревание – как умственное, так и физическое. В 12-13 лет многие девочки уже выглядят вполне сформировавшимися девушками и довольно серьёзно смотрят на мир, в то время как их сверстники-мальчики все еще остаются детьми. Они игривые, гиперактивные и не настроены на решение взрослых вопросов.

Кроме того, учёные установили, что при решении определенной задачи у девочек активизируются различные участки головного мозга. У мальчишек же, как правило, максимально задействованным оказывается один.

Выводы очевидны: девочкам гораздо легче схватывать новую информацию и сразу приступать к ее обработке и использованию. Добавьте к этому большую усидчивость, любовь к чтению и прилежность – и вы поймёте, почему в основном девочки лучше учатся и получают более высокие оценки.

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В старшей школе парни обычно вырываются вперед, стараются учиться лучше. Всё потому, что теперь их развитые качества (скорость реакции, развитое пространственное мышление) становятся востребованными в алгебре, физике, геометрии.

В целом, существующие условия школьного обучения более удобны именно для девочек. Их не стесняют стены, они не отвлекаются на баталии, разворачивающиеся прямо за школьным окном, им гораздо проще запоминать учебный материал. Тем не менее, в старшей школе парни полностью догоняют, а то и перегоняют девушек в развитии.

Невозможно точно сказать, кто умнее: мальчики или девочки. Конечно же, уровень успеваемости много в чем зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть мальчики, которым настолько интересно учиться, что никакие птицы за окном не заставят их оторваться от учебника, и девочки, которым не очень нравится зубрить школьную программу.

Многие родители и педагоги понимают эту закономерность на интуитивном уровне. Тем не менее, в нашем обществе распространены всевозможные мифы, согласно которым одни предметы легче даются девочкам, а другие – мальчикам. Некоторые из них соответствуют реальному положению вещей, другие же очень далеки от правды. Ниже приведен разбор самых распространенных мнений о гендерных различиях в склонности к обучению и успеваемости. Проверьте себя, может, вы до сих пор верите в давно разоблаченные факты и думаете, почему девочки умнее мальчиков.

ДЕВОЧКИ VS МАЛЬЧИКИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Совсем нет. Согласно исследованиям, мужчины тяготеют к дедукции, а женщины – к индукции. Проще говоря, мальчик усваивает некий общий принцип и на его основании анализирует частные случаи, а девочка лучше понимает конкретные примеры, которые потом применяет к общим случаям. Тесты и задачи с ограниченным временем для решения относятся как раз к дедуктивному методу познания. Видя множество вариантов, мальчик быстро делает выбор, исходя из усвоенного общего принципа. Девочка же немного теряется, ведь ей недостает тех самых конкретных примеров.

Поначалу в это сложно поверить, но нет. Как мы помним, именно у девочек лучше развито левое полушарие. Но это еще не всё – женщинам нужны не только конкретные, но и наглядные примеры. Другими словами, чтобы оперировать тем или иным предметом, им нужно его увидеть, потрогать и изучить. А мужчины отлично справляются с умозрительными задачами – им легче представить предмет, его характеристики и реакции на определённые воздействия.

Опять мимо. В большинстве случаев девочки используют простую обиходную речь. А вот мальчики придумывают собственные словесные шифры или даже секретные языки.

Далеко не всегда. Мы же помним: левое полушарие – логика, рациональное мышление. К слову, согласно недавнему исследованию американских ученых, девочки знают математику на 70 % лучше, чем мальчики. Впрочем, как и большинство других школьных предметов.

К сожалению, нет. Девочки более внимательно слушают учителя и запоминают то, что он рассказал на уроке. Никто не винит мальчиков в глупости – просто они чаще отвлекаются и большинство информации вылетает из левого уха, не успев задержаться в правом.

Тут не поспоришь. Мужчины лучше воспринимают символы, да и графический материал вообще. Может, поэтому среди инженеров и программистов больше представителей сильного пола?

И снова да. Девочки вполне хорошо чувствуют себя в замкнутом пространстве – недостаток свободной площади практически не сказывается на их внимании и концентрации. Мальчики же вскоре ощущают скуку и уныние – им гораздо меньше нравится сидеть в школьном классе.

Так почему же среди учёных женщин меньше, чем мужчин? Здесь нужно принимать в расчет гендерные стереотипы и шаблоны поведения, активно поддерживающиеся в нашем обществе. Большинство женщин выбирают семью вместо карьеры и поддержание домашнего уюта вместо научной деятельности. Тем не менее, особенности женского мозга дают массу преимуществ в плане социального продвижения. И счастливы те женщины, которые сумели гармонично соединить свои умственные способности, личные интересы и привычные установки.

Источник

Девять месяцев внутриутробного развития: девочки и мальчики

У девочек развитие быстрее чем у мальчиков

Беременность, роды и детство — это три кита, определяющие будущее здоровье взрослого человека. Если кто-то верит в понятие «судьбы», то должен знать, что именно жизнь в утробе матери, сам процесс рождения на свет и детство больше всего влияют на дальнейшую жизнь человека. Внутри этих трех китов спрятан еще один практически невидимый «кит» — геном (генотип) зачатого ребенка. Современные науки позволяют изучать его на молекулярном уровне.

Набор генов, размещенных в хромосомах, человек получает от двух родителей — папы и мамы. Казалось бы, такой набор должен быть неизменным, но в реальной жизни генотип — это динамическая система, которая меняется постоянно. Эти изменения происходят от момента зачатия до конца жизни человека, как и любого живого существа, имеющего в своем составе закодированную информацию в виде РНК и ДНК. Благодаря таким изменениям произошла эволюция растительного и животного мира, возникли тысячи различных представителей флоры и фауны как прошлого, так и настоящего. И этот процесс изменений в генах никогда не останавливается. Фактически это постоянное приспособление (адаптация) живого организма к изменениям внутренней и внешней сред.

В последние годы особенно бурно начала развиваться эпигенетика — наука, которая, собственно, является симбиозом нескольких отраслей знаний о живом — медицины, генетики, биохимии, биологии, экологии и др. Она изучает процессы изменений в генах в зависимости от изменений внутренней и внешней окружающей среды живых организмов — генотипическую активность, как принято говорить среди ученых. Интерес к изменениям в геноме возник в процессе изучения причин болезней и влияния раннего развития (в том числе в период беременности) на их появление у взрослых людей.

На получение здорового потомства и исход беременности влияют очень многие факторы, и в первую очередь — состояние женского организма. Гены, которые ребенок получает от родителей, определяют строение клеток, тканей, органов. Состояние матери, ее питание, протекание беременности — это еще одна большая группа факторов, влияющих на здоровье будущего ребенка. Сюда добавляются факторы внешней среды, в которой живет мать, — их влияние на организм беременной женщины тоже предопределяет здоровье потомства. Причем к этим факторам относятся не только экологические (загрязнение производственными отходами, высокие или низкие температуры, шумы и т. д.), но и политические, общественные (война, экономический кризис, разруха). Влияют на будущего ребенка доминирующее отношение окружающих к беременным женщинам и детям (агрессия, равнодушие, уважение к семье и материнству и т. д.) и непосредственно отношения между этой женщиной, ее мужчиной и другими членами семьи. Даже при отличном здоровье женщины проявления жестокости и насилия в отношениях между будущими отцом и матерью может привести к серьезным осложнениям беременности, родов и заболеваниям новорожденного.

Отличается ли внутриутробное развитие и здоровье девочек от мальчиков? Если говорить о закладке и развитии половых органов, то в этом будет самое большое различие, хотя этапы закладки и формирования половых органов у девочек и мальчиков очень похожи. А как насчет здоровья в целом?

Между реакциями плода-девочки и плода-мальчика на внутренние и внешние факторы заметна определенная разница. Первые исследования, изучавшие влияние этих факторов на внутриутробное развитие и выживаемость девочек и мальчиков, а также состояние новорожденных, проводились в 1980-х.

Оказывается, более вероятен негативный исход беременности тогда, когда плод — это мальчик, и наоборот — беременности девочками протекают более спокойно. Такой феномен наблюдали и в процессе исследований, проходивших в начале этого столетия.

Девочки растут медленнее, чем мальчики, начиная с доимплантационного периода плодного яйца. Эмбрионы-мальчики и плоды-мальчики более чувствительны к нарушениям питания, которые могут возникнуть как в результате дисфункции плаценты, так и вследствие неправильного питания самой матери. Внутриутробная задержка роста встречается чаще у мальчиков, также в случаях беременности мальчиком чаще бывают отклонения со стороны строения и функции плаценты (детского места). К сожалению, плодов-мальчиков гибнет до рождения больше, чем девочек. Поэтому беременность мальчиком повышает риск осложнений.

Как объяснить такую разницу во внутриутробном развитии девочек и мальчиков и в исходе беременности? Ученые и врачи считают, что это можно объяснить отличиями в потреблении питательных веществ плодами-мальчиками. Питание матери и способность плаценты использовать питательные вещества женского организма для нужд растущего плода являются предпосылками того, какие у него будут размеры. Напомню читателям, что детское место развивается из плодного яйца, то есть имеет генетическую и хромосомную идентичность с плодом. Образно говоря, плацента — порождение плода, хотя формирование детского места и эмбриона идут разными путями с первых недель беременности. Поэтому при здоровом зачатии вариант развития здоровой плаценты и здорового плода наиболее закономерен. И наоборот: при дефектном зачатии нарушения будут наблюдаться как со стороны плода, так и со стороны плаценты, которая не может выполнять свою функцию полноценно. Такие беременности чаще всего прерываются.

Когда ученые сравнили данные измерений плацент и плодов, было обнаружено, что между ними существует пропорциональное соотношение. Иными словами: меньшие дети имеют меньшие детские места. Размеры плаценты и размеры плода обычно одинаковы и для девочек, и для мальчиков. Однако в процессе сравнения выяснилось, что у девочек и мальчиков значительно отличаются пропорции тела, а также соотношение веса плаценты к весу плода. У девочек это соотношение больше, хотя сама плацента меньшего размера.

Независимо от размеров плаценты плоды-мальчики обычно длиннее плодов-девочек. Это натолкнуло на мысль, что плацента мальчиков работает эффективнее, позволяя плоду больше вырасти, однако ее резервная способность (или объем) меньше, чем у плаценты девочек. Это обуславливает большую чувствительность мальчиков к нехватке питательных веществ, а также быстрее вызывает у них нарушения в развитии.

Другими словами, плоды-девочки имеют больший резерв выживания за счет резерва плаценты, поэтому их реакция на стресс и нарушения питания со стороны организма матери меньшая, чем у мальчиков. И действительно, если оценивать продолжительность жизни современных людей, то в преимущественном большинстве стран женщины живут дольше и отличаются более крепким здоровьем.

Ближе к рождению девочки имеют меньшую окружность головы по сравнению с мальчиками, но их тело «круглее», в то время как мальчики длиннее и тоньше. Предполагается, что в развитие мозга у мальчиков вкладывается больше питательных веществ, чем в их тело. Но это лишь догадки, и ученые не учитывают факт, что на рост и формирование тела влияют также половые гормоны, эстрогены и тестостерон. Даже если принять во внимание, что в половом отношении плоды неактивны, все же развитие яичек и яичников приводит к совершенно разному балансу половых гормонов у мальчиков и девочек. А это тоже влияет на усвоение питательных веществ.

То, что у плодов-мальчиков чаще наблюдается нехватка питания («недоедание»), подтверждается тем, что мальчики чаще рождаются с низким весом, особенно по отношению к их росту. Такие мальчики в будущем больше рискуют обзавестись сердечно-сосудистыми заболеваниями. Точно такой же риск имеют и женщины, родившиеся с низким весом.

Интересно, что многие заболевания могут быть «запрограммированы» у плода при нарушении усвоения питательных веществ или их нехватке, а также при наличии ряда осложнений беременности. Хронический стресс (переживания, страхи, негативные эмоции) тоже влияет на «программирование» болезней будущего ребенка. Основная причина такой закономерности кроется в энергетическом дефиците, который может быть при дефиците питательных веществ. Организм плода старается выжить, поэтому программа самосохранения приводит к тому, что кровью с кислородом и питательными веществами (особенно глюкозой) в первую очередь обеспечиваются органы, выполняющие чрезвычайно важную роль в функционировании плода, — мозг и сердце. В другие же внутренние органы доставка крови, наоборот, уменьшается. Это приводит к тому, что рост и развитие этих органов нарушается, обуславливая в будущем появление многих заболеваний определенных органов и систем органов у взрослого человека (например, повышенное давление развивается из-за кислородного голодания почек в определенные периоды внутриутробного развития).

Эксперименты на животных подтвердили, что стресс и питание матери значительно влияют на формирование здоровья будущего потомства. Плоды-самки также оказались устойчивее к стрессу и нехватке питательных веществ по сравнению с плодами-самцами, что подтвердило аналогичные наблюдения у людей.

Однако при родах в срок мальчики появляются на свет сильнее и здоровее девочек, к тому же девочки рождаются обычно чуть позже мальчиков. Данная тенденция, скорее всего, объясняется следующим: так как девочки обычно весят меньше мальчиков, если сравнивать один и тот же срок беременности, то получается, что девочки «добирают» вес и поэтому появляются на свет чуть позже. Особенно заметной разница в сроке родов оказалась у девочек и мальчиков с весом, меньшим нормы. Причем наибольшая разница в весе разнополых плодов наблюдается в конце второго триместра (в районе 26–28 недель), но дальше природа делает все, чтобы увеличить вес девочек ближе к сроку родов.

Естественно, это далеко не все особенности и различия в развитии девочек и мальчиков во внутриутробном периоде. Только в последние несколько лет исследователи начали выяснять влияние половой принадлежности на развитие плода, а также на возникновение ряда заболеваний у новорожденного и в дальнейшем у взрослого человека. Параллельно тщательно изучаются осложнения беременности и влияние их на развитие плодов-девочек и плодов-мальчиков, а также исход подобных осложненных беременностей.

Итак, беременности девочками проходят с меньшим количеством осложнений, девочки рождаются более слабыми, с меньшим весом и чуть позже мальчиков.

Смотрите видео по теме: Здоровье девочек в первый год жизни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *