Тьютор и коуч в чем разница

Помогает, но не психолог, сопровождает, но не коуч: кто такой тьютор и зачем он нужен

Тьютор — как много в этом слове. И каких только определений на просторе Интернета не встретишь. Тьютор — явление в российском образовании пока непривычное и для многих новое. Так почему же не обсудить его в статье?

Друзья, тьютор — это человек, который курирует процесс обучения. Он лично ведет обучающегося по всем темам программы, помогает разбираться с заданиями и готовит к экзаменам. Кто-то считает, что тьюторство возникло одновременно с онлайн-образованием, но это вовсе не так.

Термин ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за дисциплиной и посещением занятий. Позже, примерно в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают до сих пор — советовать курсы для обучения, составлять план занятий, помогать готовиться к итоговым тестированиям.

И вроде бы деятельность тьютора прозрачна и ясна, но многие все-таки путаются, называя их то репетиторами или учителями, то психологами или коучами. Давайте разберемся, чем же они различаются.

Смотрите, задача преподавателя — обеспечить усвоение образовательной программы. Донести материал до студента так, чтобы он его запомнил и мог применить на практике. Он ответственный за составление программы обучения и за методы, которые он использует в преподавании.

А тьютор смотрит намного глубже, он помогает обучающемуся ответить на такие важные вопросы как:

Иначе говоря, тьютор работает со смыслом обучения. И это ни в коем случае не замена преподавателя: это деятельность на стыке педагогики и психологии.

Хотя в методах их работы можно найти что-то общее. Тьюторы активно пользуются психологическими тестами для проведения диагностики, могут общаться с помощью особых вопросов, которые помогают человеку самому прийти к ответам на волнующие вопросы. При этом тьютор не решает за ученика, а лишь направляет его.

Да, он, как и психолог, относится к подопечному без оценки. Но он всегда готов дать совет о том, как и чему можно поучиться, что происходит на рынке труда и т.д. Он может выслушать студента и на основе его интересов предложить попробовать себя в каком-то новом деле. Может помочь разрешить возможные конфликты с преподавателем.

Несмотря на то, что тьютор занимается сопровождением, назвать его коучем тоже не совсем правильно. Коучи работают с конкретной целью: развивают сильные стороны своих подопечных, ищут более эффективные и быстрые способы достижения конкретного результата.

Главная задача коуча – повысить КПД ученика и быстро привести его к успеху. Не просто же так слово «Coach» переводится как «повозка», т.е. способ передвижения от пункта к пункту: от цели до результата.

Да и по-русски коучей часто называют тренерами успеха. А вот задача тьютора — поддерживать интерес студента к процессу обучения, помогать ему сохранить мотивацию и концентрацию. Сформировать собственный осознанный запрос и объяснить, что каждое действие и бездействие имеет последствия.

Ответ простой: люди стали более осознанными.

Да, вы уже можете начинать писать гневные комментарии и искрометно шутить про то, как это слово вызывает у вас аллергическую реакцию. Но с каких пор знать, зачем ты совершаешь то или иное действие, стало позорным?

Идти учиться не из-за того, что родители заставили, а потому что четко знаете, где и как примените знания. Строить стратегию обучения, а не скупать курсы, которые после оплаты никогда не будут открыты. Не терять мотивацию в процессе образования, а плавно двигаться к намеченным целям.

Ну и не забываем, что от работы с тьютором студенты приобретают немало приятных бонусов. Например:

Развитие гибких навыков. Общение с компетентным и заинтересованным в вашем успехе человеком помогает развивать самоанализ, эмоциональный интеллект и даже тайм-менеджмент. А гибкие навыки, по результатам исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% успеха человека в его карьере.

Дисциплина. Конечно, тьютор не будет ругать вас за невыполненное задание. Но с помощью особых техник он всегда сможет помочь вам выявить настоящую причину прокрастинации и порекомендовать методы для избавления от нее. А еще научит вас правильно распределять учебную нагрузку так, чтобы всегда оставалось время и на отдых, и на выполнение домашней работы.

Адаптация. Сейчас почти вся страна познала прелести дистанционного обучения, при этом привыкнуть к такому формату смогли не все. Кто-то не может настроиться на образовательный процесс, кто-то потерял мотивацию, а кому-то просто не хватает взаимодействия с людьми. С этим всем прекрасно помогает тьютор.

Так что тьюторы — это прекрасные люди, которые помогают ученикам не сбиться с пути, сохранить ментальное здоровье в процесс образования и впитывать новые знания с удовольствием, а не как манную кашу с комочками.

Друзья, а вы уже сталкивались с тьюторами во время обучений? Как считаете, чем был бы такой человек полезен именно для вас?

Источник

Тьютор, коуч и ментор: кто все эти люди и почему мы называем их именно так?

Российская система образования развивается с опорой на зарубежный опыт. Поэтому вместе с образованием развивается и наш язык: словарный запас пополняется заимствованиями. Можем ли мы заменить новые слова на родные аналоги? И кто такие тьюторы, коучи и менторы? Тьюторы (англ. наставник) существуют в России уже более двадцати лет. Однако до сих пор не всем понятна его роль в образовательном процессе. Тьюторы не учат и не оказывают психологическую поддержку. Главная задача тьютора — сопровождение. Он помогает ребенку выстроить собственную образовательную программу, исходя из его личных целей. Тьюторы помогают детям адаптироваться к новой ситуации, будь то перемена школы или переход на новую ступень обучения. Они помогают сформировать собственный образовательный запрос у ребенка, его цель и методы её достижения. Задача тьютора – поддерживать интерес ребенка к развитию и обучению. Тьюторы на Западе работают не только в школах, к их услугам прибегают и взрослые люди. Они необходимы на пути профессионального роста в любой сфере и любом возрасте. Коучи (англ. тренер) также относятся к сопровождающей деятельности. В отличие от тьюторов, коучи не осуществляют поиск цели и интересов обучения ребенка или взрослого. Коучи работают с целью: развивают сильные стороны ученика, ищут более эффективные способы достижения цели. Поэтому часто по-русски их называют «тренерами успеха». Главная задача коуча – повысить КПД ученика, привести его к успеху в личной или профессиональной жизни. Менторы (англ. наставник, воспитатель) – это старшие и опытные профессионалы, которые помогают в карьере, дают полезные советы и смотрят на профессиональную деятельность «ученика» со стороны. Ментор – это источник ценных связей, он помогает с проблемами, которые возникают у учеников. В сфере образования менторство будет полезно для молодых учителей и школьников, переходящих на новую ступень обучения. Для них будет полезны связи и опыт старших товарищей. Чем-то менторство напоминает институт наставничества, существовавший в СССР. Исключение составляет менторство в бизнесе и стартапах.

Источник

Пути развития Коучинг и Тьюторство

Одна из характеристик современного мира — напряжение между индивидуальным и корпоративным. С одной стороны, корпоративное в самых разных форматах (форматах бизнес-корпораций, форматах государств) пытается «освоить» человека, сделать его частью, элементом, переварить без остатка. Например, любая современная компания хочет, чтобы человек отдавался ей полностью, работая без остатка, в полную силу.

И в то же время человек все время выделяется, индивидуализируется, пытается приватизировать собственную жизнь и сказать, что он несводим к корпоративному существованию, какие бы замечательные слова ни были написаны на знаменах этой корпорации. В этом сверхвысоком напряжении актуализируется тренд индивидуализации бизнес-образования. При этом расширяется спектр представлений об индивидуализации: от манипуляции корпоративного индивидуальным, от учета индивидуального для лучшего функционирования корпоративного до варианта индивидуализации как полноценного выбора человеком самого себя и самоопределения в пространстве жизненных траекторий.

Другим не менее важным трендом, при всей банальности такого заявления, является рост объема информационной нагрузки на человека, количество вариантов выбора, предлагаемых современной цивилизацией. Растет количество тех разбегающихся тропок (по Борхесу), в которых должен ориентироваться наш современник. Одно из проявлений этого стремления к ориентации — возрождение тьюторства. С одной стороны, традиция тьюторства, безусловно, восходит к университетской практике Средневековья. С другой стороны, сегодня происходит переопределение традиций.

Самоопределяя себя в разбегающемся мире, человек все же на что-то вынужден полагаться. И он живет, прикрепляясь к традициям, осколкам смыслов и следуя неясному зову будущего.

Современная культура развивается как столкновение разнонаправленных векторов. И как раз в этом столкновении индивидуального и корпоративного, нового и традиционного возникает та искра смысла, которая позволяет в этой точке рождаться новому. При этом увеличивается количество профессиональных позиций, связанных с развитием человека и человеческого.

Количество и названия этих позиций менялись на протяжении всей истории человечества и будут меняться в дальнейшем, так как тема развития человека неисчерпаема. Будут появляться более тонкие оттенки и грани смыслов в работе с человеком. Индивидуализация будет происходить и далее, по крайней мере в культурном коде западной цивилизации. В силу появления новых технологических средств, новых типов человеческих практик будет происходить умножение версий, вариантов и сценариев развития. При этом будут появляться как сами новые позиции, так и имена для этих позиций. И среди них можно выделить позиции коучей и тьюторов.

В чем принципиальные различия этих двух профессий и что их объединяет? Есть ряд продуктивных различий. Во-первых, коучинг появился, по крайней мере в современной версии, в контексте спорта, а потом уже бизнеса (Голви, Уитмор и другие отцы-основатели коучинга). То есть коучинг родом из культуры достижений, культуры рекордов. Из практик, где есть рекорды и есть травмы, где есть чемпионы и травмированные спортсмены-инвалиды. Тьюторство же больше двигалось из образовательной сферы. И мне кажется, что здесь, в силу исторических контекстов, разная наследственность.

Во-вторых, тьюторство, в силу того что оно родом из образования, работает на более длинном временном горизонте. Коучинг же зачастую — это короткая интенсивная техника. Например, классический контракт на коучинг ( бизнес-коучинг и даже life-коучинг) заключается на 6–10 сессий во временных рамках до полугода, в ходе которых человек должен достичь определенных результатов.

Коучинг уже сложился как индустрия услуг, и в нем проявляется технологизированность работы. На данном этапе технологизировано количество сессий, методики, инструменты, процесс контрактинга и реализации контракта коучем и клиентом. В тьюторстве же изначально этот горизонт достижения результатов более длинный и вариативный. Например, если тьютор сопровождает процесс обучения в течение 4–5 лет в вузе, то заранее сложно четко определить и описать в контракте результат тьюторского сопровождения. Эта сторона профессии тьютора связана с долгосрочным сотрудничеством с клиентом, с долгими пробами, разнообразными форматами взаимодействия.

Тьюторству как гуманитарной практике соприродна идеология пробы. Попытки, эксперименты, помогающие понять «мое — не мое» — важная составляющая деятельности в тьюторском сопровождении. Тьютор работает с пространством и в пространстве самоопределения. В коучинге эта составляющая представлена скромнее. Подразумевается, что клиент коучинга как минимум что-то знает про то, чего он хочет. Когда человек нанимает коуча, то он чаще всего заявляет цель сотрудничества с ним (или проблему, с которой он начинает работать). Если организация нанимает коуча, ее руководство поступает так же. Эта ситуация изначально целевым образом устроена.

Тьюторская же ситуация чаще устроена событийно, контекстуально, возможностно, но не всегда целево. В тьюторском сопровождении цель может появиться после того, как процесс начался. То есть в тьюторстве к цели еще надо прийти, а в коучинге она задана изначально. Это часто связано с тем, кто и к кому пришел. В коучинге клиент выбрал коуча и пришел к нему с «запросом». Хотя в современной ситуации моды на коучинг часто происходит ровно наоборот: клиент приглашает коуча и задает вопрос: «Что бы нам с Вами этакое непоправимо полезное поделать?». В тьюторстве педагог часто приходит к клиенту как ресурс развития, и для него отдельная задача — попасть вместе с клиентом (учеником) в ситуацию развития.

Третья разница между тьюторством и коучингом — это различный инструментарий и технологический парк. Конечно, они пересекаются, но различий все же много. Разнообразие объясняется в том числе наличием разных школ и версий коучинга, существующих внутри профессии.

К счастью, в философии коучинга, если говорить об Уитморе, Голви, заложена очень сильная составляющая осознавания. Для коучинга и коуча одна из координат, в которой клиент развивается всегда, — это осознанность. Данный вектор позволяет коучингу работать в глубину, а не только целеориентированно. И поэтому, надо признать, у коучинга и тьюторства много общего как раз в части осознания человеком самого себя, собственных оснований и возможных горизонтов развития. Но коучингу можно поучиться у тьюторства, например, искусству создания образовательной среды и тьюторской ситуации в тот момент, когда у человека происходит самоопределение, осознавание.

Коучинг редко работает в коллективных пространствах. Хотя есть представление о групповом коучинге, но в большей степени работа коуча с клиентом — это работа индивидуальная. У тьютора же есть, как правило, возможность и навык использовать ресурс коллективного пространства для появления синергии с индивидуальным.

В «соревновании» коуча и тьютора, если речь будет идти, например, о построении плана движения к цели и сопровождении этого плана, среднестатистический коуч, я уверен, выиграет. А вот если речь будет идти о создании пространства для осознавания, для построения собственной, индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, когда необходимо создать среду и ситуацию самоопределения, тьюторская практика окажется более интересной и результативной.

Есть еще одна интересная особенность. Коучу для того, чтобы организовать свою практику, совсем не много чего нужно. Пять квадратных метров площади, диван, кресло, два стула — все, коучинг состоялся. Тьютору же для того, чтобы организовать тьюторское сопровождение, нужна образовательная практика, на теле которой он будет это сопровождение организовывать. По крайней мере чаще всего так раньше было. А сейчас наметилась интересная тенденция в рамках тьюторства, которая связана как раз с преодолением институциональной рамки, выходом из образовательных учреждений и поиском новых форм работы. Появляется практика индивидуального тьюторского сопровождения, разворачиваемая в открытом образовательном пространстве. Но если брать некоторый генезис, то понятно, что исторически тьюторство развивалось в институциональной рамке. Это важно понимать.

Тьюторы российские вырастали из образовательных практик, в своем развитии во многом опирались на методологию, системно-мыследеятельностный подход, во многом их деятельность направлена на «суть дела», а современные коучи вырастали больше из терапевтической традиции (культуры процесса), из практики достижения целей своими клиентами в бизнесе (культуры результата). И в сотрудничестве двух этих культур возможно некоторое «оплодотворение» подходов и технологическое взаимоумощнение. Потенциальное сотрудничество сообщества коучей и тьюторов продуктивно. Объективная трудность может состоять в том, что коучи меньше мыслят себя как что-то целое, в отличие от тьюторов, движение которых организовано. В коучинге нет одной площадки. Есть как минимум пять-семь центров, которые между собой определенным образом конкурируют и объединяются лишь на площадке ICF (Международной федерации коучинга).

Абсолютно понятно, что в тьюторстве есть целый ряд дополнительных смыслов и разработанных оснований своей деятельности, которые привлекают интерес коучей.

Я думаю, что на данном этапе важно удержать площадку для обсуждений и дискуссий, с возможностью представить разные традиции и направления. Мне кажется, что это уже будет сильным ходом, хотя и трудным. С одной стороны, быть изнутри определенного подхода, традиции, и в то же время пробовать удерживать некоторую широту, которая заведомо не сводится к конкретной школе. Вот в этом трудность. Как, с одной стороны, открыть пространство, когда ты понимаешь, что ты часть этого, а с другой — дать возможность жизни чему-то большему. Мне кажется, очень важно удерживать такую разнопозиционность, разные взгляды и пространство дискуссий. Также мне кажется очень важной открытость к сопредельным практикам, скажем, индивидуальному психологическому консультированию. Существует многообразие антропопрактик, форм работы с человеческим. И здесь важная задача — найти продуктивные различения, которые позволят создавать новые комбинации такой работы. Одна из сверхзадач — попробовать самому тьюторству найти место в конфигурации и кооперации других позиций, работающих с человеком развивающимся. Еще одна очень важная вещь, без которой нельзя будет обойтись сегодня в разговоре о тьюторстве, — это обсуждение реальных кейсов. Первое, с чего начинали многие психологические школы, — просто стенограммы работы клиента и терапевта. И когда такие описания появляются — появляется предметность обсуждения. Давайте обсуждать конкретные истории. На мой взгляд, они, описанные на микроуровне, не менее (а возможно, и более) важны для становления профессии, чем общетеоретические разговоры. Показывая такие «живые» истории, вы сможете говорить, что это и есть тьюторство. А коучи скажут: «Да, это не коучинг. То, что вы делаете — мы не делаем». Вот тогда и возникнет реальный прецедентный разговор про границы профессий.

Вести образования №2 (131) от 24 января 2016 года

Источник

Тьютор

Сегодня мы рассмотрим как раз такую специальность: известную каждому, но с нюансами в методике работы — тьютор. Кто это? В чем заключаются его обязанности, и в каких случаях нужно прибегать к его услугам?

Тьютор и коуч в чем разница

Кто такой тьютор и тьюторство

С английского языка tutor переводится как наставник, опекун. Роль тьютора довольно глубокая, и чтобы раскрыть ее максимально полно, мы будем говорить об обязанностях тьютора с разных сторон, приводя примеры.

Главная задача, которую он помогает решить своим наставникам — определение своего места в жизни.

В лучшем случае тьютор ведет ребенка с первых лет и до завершения обучения. А может, и дольше. Ведь наставник — тот человек, который может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться — на помощь приходит тьютор.

Если весь период обучения ученика ведет один и тот же тьютор, специалист успевает изучить все интеллектуальные, физические и психологические особенности ребенка. На их основе он может составить идеальную учебную программу.

Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В истории еще неоднократно упоминалась помощь наставников на пути человека в обучении, в познании мира и достижении целей. В России тьюторство стали рассматривать как серьезную профессию всего около 8 лет назад. Но теперь необходимость в таком специалисте ощутима в каждом образовательном учреждении.

Профессию тьютор легко спутать с другими педагогическими направлениями. Его обязанности пересекаются с работой учителя, репетитора, психолога, ментора и коуча.

Мы разберем отличия тьютора от смежных профессий. Это поможет еще лучше разобраться в его обязанностях и методах работы.

Чем тьютор отличается от учителя

Учитель в государственном учреждении обязан выдать материал строго в соответствии с установленной программой. Он ограничен временем урока и может отслеживать успеваемость учеников только по общим меркам. Не успевает уделить достаточное время каждому.

Индивидуальный подход входит в задачи тьютора. Он призван, чтобы уделять каждому ученику достаточное время и внимание, помогать с обучением.

Специалист стремится выстроить доверительные отношения и найти особый подход к каждому ребенку. Его главное отличие от учителя: помощь в обучении происходит исходя из их индивидуальных способностей ученика.

Чем тьютор отличается от коуча

Задача коуча — подтолкнуть клиента к действиям. Чаще его нанимают во взрослом возрасте. Например, когда размышляют, как стать успешным бизнесменом, о чём мы делились с вами ранее. Коуч помогает перевести мысли в результат. Определяет шаги по реализации уже сформированной цели и контролирует, чтобы клиент их исполнял.

Часто коуч использует довольно жесткие методы, ставит человека в ограничивающие условия: выбора нет — нужно действовать. Это метод стимуляции для зрелых людей, которым нужен мощный толчок к материальным переменам.

В отличие от коуча, тьютор работает исключительно мягкими методами. Так как его первоначальная цель — полностью расположить к себе ученика, установить доверительный контакт и удерживать его на протяжении всего процесса обучения. Поэтому тьютор избегает воздействия на ученика агрессивными способами.

Но тьютор, обладая некоторыми коучинговыми техниками, может навести на правильные ответы. Из коучинга в тьюторство пришло умение задавать правильные вопросы. Они выстроены определенным образом, помогают запустить мыслительный процесс и дойти до ответа. При этом тьютор, как и коуч, не дает собственную оценку информации, которую рассказывает ученик. Он лишь продолжает развивать с ним мысли, важные для понимания его личности, как ниточку клубка.

Обязанность тьютора — помочь ребёнку с самоопределением.

Дойти до искренних ответов на эти вопросы можно только в состоянии полного доверия к собеседнику. Потому что зачастую мы не способны признаться в чем-то даже себе сами.

Когда тьютор получает от ученика полную картину об индивидуальных особенностях в обучении и стремлениях на будущее, он приступает к основной задаче.

Направляет ученика на размышление о новых возможностях, ситуациях и явлениях, формирование целей и их закрепление в сознании.

В ходе беседы тьютор показывает возможности работы с новой информацией, подводит к обдумыванию неизведанного ранее.

Это не похоже на обычный урок, где учитель выдает знания и каждый ученик берет из них столько, сколько захочет/услышит/сможет. Тьютор сеет зерно новых знаний и помогает научиться обдумывать их самостоятельно. Анализировать, подвергать сомнению, сравнивать, оценивать, делать выводы. Это важные умения.

Чем тьютор отличается от репетитора

Репетитор, как и учитель, обучает в рамках образовательной программы, но по одному предмету. Его задача — донести знания из учебника и объяснить их доступным языком для ученика.

Тьютор выходит за рамки программы. Он не раскрывает сложные учебные темы, но обучает самостоятельности. Поясняет, как за каждый выбором следует результат. Что нужно делать, чтобы получить знания и применить их для достижения своей цели.

Личные качества тьютора

Чтобы стать по-настоящему хорошим наставником, мало получить профильное образование, нужны определенные черты характера, которые помогают быть ценным специалистом.

К этим качествам относятся:

Этапы работы тьютора

Тьютор — это доверенное лицо, с которым можно поговорить на равных, но выйти из разговора более эрудированным.

В своей работе он использует инструменты педагога. Дополнительно может иметь диплом психолога.

В обычной школе дети могут обращаться к тьютору, чтобы побороть свою нерешительность, несобранность, неумение ставить образовательные цели. Общение помогает находить внутренние точки опоры, основываться на них и понимать, что можно сделать прямо сейчас.

Что делает тьютор по шагам:

В каких случаях ученику нужен тьютор

Тьютор упрощает процесс адаптации и помогает наладить индивидуальную систему в новом порядке обучения.

Он помогает подтянуть знания по предметам, используя свои методики. Это подходит детям, которые:

В последнем случае тьютор поясняет задание доступными ребёнку способами и находит возможный вариант его выполнения.

Например, детям дали задание сделать аппликацию слона из кругов и овалов. Ребенок не умеет вырезать круглые фигуры. Тогда они с тьютором решают заменить круги на квадраты, а овалы на прямоугольники.

При этом тьютор не находится рядом с ребенком все время. Он подходит только на несколько минут, чтобы, в первую очередь, помочь собраться с мыслями, не переживать и найти внутри себя силу.

Как только тьютор понимает, что ученик дальше справится сам, он отходит в сторону или начинает помогать другим детям. Тьютор — это не опора, на которую ребенок перекладывает свою ответственность и способность размышлять. Это проводник, мостик от непонимания к ясности через собственные силы ученика.

Одаренные дети. Еще один вариант, когда тьютор необходим. Стандартная программа обучения для детей с высоким уровнем интеллекта становится невыносимо скучной. Отсутствие возможности развиваться сказывается не только на раскрытии их талантов, но и может плохо отразиться на всей дальнейшей жизни. Чтобы создать маленькому гению нагрузку по силам, на помощь приходит тьютор.

Главная цель тьютора дать не только предметные знания, но и мотивацию получать их. Даже если ребенку легко дается учеба, знания, получаемые в школе, унифицированы. Но все дети разные. У них разные способности, цели, желания.

Одному ребенку лучше сделать уклон на образное получение информации, другому — на вербальное. Один может тяготеть к точным наукам, другой — к гуманитарным. Частая проблема: ученик хорошо понимает и запоминает информацию, но мало задумывается или вообще не представляет, зачем она ему нужна. Как можно использовать полученные знания в жизни?

Разобравшись, вполне вероятно, что его обучение выйдет на новый уровень. А если определить цели и желания, склонности и тяготения ребенка — тогда он сам захотел бы изучать дополнительную информацию на темы, которые ему точно помогут реализоваться.

Вместе с тьютором ребенок осознает свои сильные и слабые стороны и ищет решение, как применять свои достоинства и укрепить нестабильные позиции.

Зачем онлайн-школе тьютор и какие функции он выполняет

Тьюторство в онлайн-школе — важнейшая часть процесса обучения. Обычно общение наставника с учеником происходит во время созвона. По видеосвязи для учеников младших классов и через общение голосом — для подростков.

На онлайн-обучении основная трудность ребенка — недостаток персонализации. У него есть только компьютер. Ни коллектива, ни учителя рядом.

Конечно, он может найти инструкцию по обучению на сайте, но гораздо приятнее, когда есть «свой» человек, который может помочь разобраться с уроками, выстроит план постижения знаний и распишет его по этапам.

Мягкими способами тьютор приучает ребенка к самоконтролю, самостоятельному отслеживанию результатов и постановке следующих целей. Это очень важно при онлайн-образовании. Умение мыслить, воспринимать новую информацию, анализировать ее и делать вывод — пригодится не только во время обучения, но и во взрослой жизни.

Как взаимодействует тьютор с учеником:

Как стать тьютором

Мы разобрались, кто такой тьютор, насколько важно каждой школе иметь такого сотрудника. Поняли, что несмотря на популярность этой профессии во всем мире, в России она стала восприниматься всерьез совсем недавно. Но с каждым годом она будет все более востребована.

Теперь выясним, как обучиться на тьютора.

Должность тьютора закреплена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н, как самая высокая в квалификационном уровне — четвертая. Ее официальное название «Специалист в области воспитания» с трудовой функцией «Тьюторское сопровождение обучающихся».

Даже обучение на тьютора в России появилось совсем недавно, тогда как за рубежом оно входит в учебную педагогическую программу уже много лет.

Чтобы стать тьютором, нужно получить высшее педагогическое образование и дополнительное профессиональное образованиепо направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).

Затем нужно наработать стаж от 2 лет.

Степень бакалавра в направлении тьюторства в России можно получить в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.

Получить степень магистра можно в МГПУ, Государственном университете города Пермь, Дальневосточном федеральном университете и Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

Из-за того, что так мало университетов предлагают обучение по специальности тьютор, намного проще получить такое образование, пройдя курсы переквалификации. Они доступны, если вы уже получили высшее образование. Можно проходить переквалификацию очно и очно-заочно. Некоторые центры переподготовки предлагают пройти курсы дистанционно.

Переквалификация занимает довольно много времени — не меньше 200 часов. Точная длительность зависит от конкретно выбранной программы. Они могут различаться направленностью будущей работы: будет тьютор ли работать с детьми, которым требуется особая программа обучения. Например, детям с расстройством аутического спектра, детям-инвалидам или одаренным детям.

Некоторые курсы предлагают пройти только теоретическую подготовку, другие добавляют к ней аналитическую и лабораторную работу. Конечно, знания, отработанные на практике, всегда предпочтительнее и выше котируются при приеме на работу.

Сколько зарабатывает тьютор

Доход тьютора составляет на порядок больше, чем зарплата учителя. Он зависит от размера города и, конечно, выше всего заработок тьюторов в Москве. Но также зарплата складывается из статуса самого учебного заведения, его масштабов и формы собственности. Обычно она составляет до 100 000 рублей.

Профессия только набирает обороты, она становится все больше востребована, а хороших специалистов не хватает. Поэтому высокий спрос компенсируется повышенным доходом.

Выводы

Тьютор считается профессией будущего. Если сегодня необходимость в человеке данной специализации понимают еще не все, то совсем скоро это изменится. Тьюторы способны вывести процесс обучения и усвоения знаний ребенком на новый уровень. Когда ученик не просто будет зубрить уроки, потому что это нужно, а проявлять к знаниям искренний интерес и осознавать, в чем ему это поможет.

Это уникальная возможность сделать вклад в качественное обучение детей. В будущем они могут изменить мир к лучшему. Благодаря четкому понимаю себя, осознанию себя частью целого мира, пониманию своих целей и путей их достижения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *