Тяжело в деревне без нагана что значит
Жизнь Рубцова
Экспромты Николая Рубцова
Моментальные строки (экспромты) нашего замечательного поэта пока еще мало известны читателям. Большая часть экспромтов не знакома даже самым верным поклонникам поэзии Рубцова. Дело в том, что в сборники поэта попало лишь несколько его моментальных шедевров. Еще несколько экспромтов опубликовано в упоминаниях и заметках о Рубцове. Мне тоже довелось впервые опубликовать некоторые экспромты поэта. Сегодня продолжу эту тему и расширю ее.
Видимо, самая известная из моментальных миниатюр Николая Рубцова эта:
Мне поставят памятник
Стихотворение называется «Шутка», написано примерно в 1964 году, по всем приметам — экспромт. Шутка, острота, меткое слово — все это и должно быть моментальным. Иначе оно как бы теряет смысл. Долго должно писаться серьезное, мудрое стихотворение. Впрочем, иногда, на шлифовку экспромта уходит некоторое время. но сам замысел возникает мгновенно. В воспоминаниях Сергея Багрова есть эпизод о том, как родился у Рубцова экспромт «На реке». Дело было у реки Толшмы. Багров спросил: «Ты о Толшме чего-нибудь написал?» Рубцов задумался и через 20-30 минут выдал восемь шутливых строк. Экспромт, как правило, и создается на месте события, по какому-то поводу или «по заданию». Чаще всего автор как бы сам себе дает такое «задание» — для гимнастики ума, для поддержания веселого настроения.
Вот Рубцов, например, заглядывает в комнату к друзьям, смотрит, что у них там на столе, и говорит: «Плохая вам досталась доля — живете вы без алкоголя». Похоже, что экспромт воистину моментальный, благо Лермонтов помог. А вот более сложный экспромт, сочиненный приблизительно в 1969-м году. Мне сообщил его писатель Владимир Шириков. Публикуется впервые:
сквозь дно стакана.
Тяжело в деревне без нагана.
Здесь толчком или опорой послужило народное выражение — «тяжело в деревне без нагана». Но поэт его очень оригинально продолжил и связал с темой пьянства, увы, повального а наших краях. Возможно, был и другой толчок — довольно известная шутливая миниатюра поэта Николая Глазкова: «Я на мир взираю из-под столика. » Друзья Рубцова рассказывают, что он знал и любил эти строки своего тезки Глазкова. Впрочем, можно вспомнить и блоковское: «Я знаю — истина в вине. »
В основном меткие строки Рубцова жили (да и сейчас живут) в устной форме. Популярны, скажем, экспромты поэта студенческой еще поры. Начиная со знаменитого четверостишия:
Возможно, я для вас в гробу мерцаю.
Но говорю я вам в конце концов:
«Я, Николай Михайлович Рубцов,
Возможность трезвой жизни—отрицаю!»
Некоторые строки этого экспромта имеют у публикаторов варианты. Очевидцы, мемуаристы по-разному рассказывают и о том, как эта миниатюра была впервые обнародована — устно или письменно, в виде заявления ректору Литинститута Серегину.
Еще один экспромт той поры. Тоже черноватый юмор:
Когда я буду умирать,
А умирать, наверно, буду,
Ты загляни мне под кровать
И сдай порожнюю посуду.
Сравните первую строчку с одной из строк лермонтовской поэмы «Мцыри» — «Когда я стану умирать. » Уже не первый раз Рубцов для своего юмора «приспосабливает» стихи Лермонтова. Кстати, Рубцов связан с Лермонтовым теснее, чем это принято думать.
Тут есть парадокс — при всей своей внезапности экспромт рукотворен. Нередко он имеет какой-нибудь формальный изыск. Например, игру рифмой:
Я не буду себя влюблять,
Я не буду тебя оскорблять.
Историю этого экспромта рассказал мне журналист Александр Сушинов: «Собрались мы с Колей лететь в Тотьму. В аэропорту привязалась к нему какая-то девица легкого поведения. Тут он и выдал ей несколько строк с одинаковой рифмой. Кажется, она так и не поняла, что в этой рифме всё и дело. »
Другая история. Рубцов в бабаевском станционном буфете пьет бледное несвежее пиво. К нему подходит приятель и спрашивает: что ты тут делаешь? Поэт отвечает:
Я упиваюсь желтым пивом—
Густым, тягучим и хмельным!
Еще один экспромт, не слишком моментальный. Есть сведения, что Рубцов сочинил его не один, а вместе с журналистом Ю. Лещевым. Два-три слова здесь принадлежат Лещеву, и обыгрывается его фамилия:
После этой нелепой волынки
На толкучем купили рынке
И, конечно, искали не чая
За ларек подались вначале
Слаще меда, вкусней кефали
Мы, тобой закусив, сказали;
В качестве приложения к этим беглым заметкам — еще несколько миниатюр Рубцова. Сам поэт обозначил словом «экспромт» всего два-три из опубликованных своих стихотворений. «Я уплыву на пароходе. », «Не подберу сейчас такого слова. » Второе стихотворение по его размерам и содержанию трудно назвать экспромтом, но оно как раз подтверждает мою мысль о том, что экспромт — это не самое творчество, а как бы пред-творчество, подготовка, разминка и т. п.
. И пусть сейчас не подберу я слова.
Но я найду его в другой момент,
Чтоб рассказать про Кольку Белякова
И про его чудесный инструмент.
А стихотворение «Тост» («За Вологду, землю родную. ») — это явный экспромт. Мы знаем об этом и по мемуарам.
Итак, несколько неизвестных и малоизвестных экспромтов Николая Рубцова. Пока без комментариев.
Тяжело в деревне без нагана что значит
Откуда взялась фраза?
maggie: Откуда взялась фраза «тяжело в деревне без нагана»? Я слышала её очень давно, в 70-е, в основном от актёров разных театров моего родного города. Может, кто-нибудь знает, откуда она?
maggie: Спасибо, Penguin! Вот именно, что «тяжело», а не «хорошо». А «хорошо» не в деревне, но в «краю родном».
Башмак: Надо же! А я у Рубцова этого не читал.
Penguin: Вот тут много такого: ШУТОЧНЫЕ СТИХИ И СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Gapon: Спасибо, Псиса! Вот за это: ПРАЗДНИК В ПОСЕЛКЕ Сколько водки выпито! Сколько стекол выбито! Сколько средств закошено! Сколько женщин брошено! Где-то дети плакали. Где-то финки звякали. Эх, сивуха сивая. Жизнь была. красивая! ЭКСПРОМТ Что было в жизни, то прошло, Что не прошло, уже проходит, И все уже произошло, И ничего не происходит. ЭКСПРОМТ Люблю цветы герань! Все остальные дрянь!
sova12: Gapon пишет: Люблю цветы герань! Все остальные дрянь! Ага, от них мухи дохнут.
sova12: Gapon пишет: А птицы? Мы живучие. Нас хоть дустом.
Penguin: Мне кажется (без малейших на то оснований) что фразу «тяжело в деревне без нагана» Рубцов не сам придумал, а взял из народного языка (читай: фольклора). Так мне кажется.
Gapon: А кто такие Шириков со Белковым? Чтобы латинское in vino veritas отдать Блоку. И не знать нармуда «смотреть на мир сквозь пальцы». Полу-образованщина из нынешних!
Penguin: Gapon пишет: А кто такие Шириков со Белковым? Писатели, видимо.
Вы написали только начало этой присказки, а у неё есть ещё и продолжение, которое многое может объяснить.
«Тяжело в деревне без нагана, если у соседа пулемёт.»
Затем продолжение этой фразы про пулемёт. Все начинали смеяться или улыбаться, а Владимир Иванович наблюдал за произведённым им эффектом.
Получается, что это присказка не имеет абсолютно никакого отношения к современной деревне. А идет из очень далеких времен, когда наганы и пулемёты активно использовало человечество.
Деревня и село это особая форма общественного устройства, которая отличается от городского общества. Это малонаселенные жилые пункты где все всех знают. Собственно при решении проблем часто используют грубую силу для доказательства своей правоты.
Да везде тяжело без нагана.
Есть личности,которые и сами спокойно жить не могут и другим не дают.
Выгодно вообще иметь какой либо трактор, а если уж он у вас есть то с ним в деревне вы не пропадете да и работы всегда будет в достатке!),
Мини трактора обычно бывают без кабины с открытым верхом летом вам будет более менее комфортно если не учитывать пыль, дождь, ветер и прочие блага деревенской жизни,
Для примера будем брать трактора МТЗ, например Минитрактор Беларус (МТЗ) 132Н
Ну или немного мощней МТЗ 321 Беларус эти трактора достаточны для работы в личном хозяйстве вспахать огород, заготовить сено, перевести груз, почистить снег, и тп
Плюсы данных тракторов
+Простота в использование
+Вы всегда на свежем воздухе
+Меньше затрат на расходники (бензин, солярка, масло и тп)
+Не занимает много места, легко помещается в гараж или прочее подготовленное помещение!
+Маневренность (габариты) например если у вас маленький участок с множеством построек или насаждений!
-Хранение на открытом воздухе, например если у вас нет подходящего помещения
-Работа в зимнее время или дождь, будет холодно и сыро)
-Это мини трактор и он не может выполнять те задачи что обычный трактор
-Если у вас большой участок и много задач для работы (вспашка цилины, перевозка крупных грузов, и тп)
-Требуется передний ВОМ (не на всех мини тракторах он есть)
Есть конечно и такие мини трактора он имеет все те-же возможности что и предыдущие трактора но и некоторые от обычных, Если у вас средний участок и мини трактор слабоват для ваших задач а обычный не к чему то данный трактор для вас самое то!
А вот если вы купили обычный трактор например вот такой МТЗ 82.1 Беларус это самый универсальный и распространенный трактор!, то для вас практически нет невыполнимых задач,
Привести пару тонн картошки, расчистить дорогу по деревни обрадовав соседей, вытащить соседскую газелку из грязи ну или джип приехавших к вам гостей!), это все про вас,
С данным трактором не какая работа вам не страшна да и погода, зимой в комфорте и тепле попивая чай можно спокойно делать поставленную задачу,
+В нормальной деревне всегда найдется работа а значит и подработка! (Вспахать соседям огород, привести дров, вытащить застрявший автомобиль, расчистить дорогу, и тп)
+Большой ассортимент навесного оборудования
+Дополнительное место для помощника или пассажира
+Возможность установки кондиционера (ну или любая другая модель с кондиционером)
+Не требуется гараж так как двери закрываются на ключ и вы можете спокойно оставить трактор у дома!
-Стоимость обслуживания и содержания
Все выше написанное изложено исходя из моего опыта и личного мнения, Самое главное при покупки и выборе трактора на селе опирайтесь на 3 основных правила,
1 Площадь хозяйства
3 Ваши финансовые и физические возможности!
Следуя этим правилам вы некогда не ошибетесь в выборе!, желаю удачи!.
Не показывать вида, не дергаться. Вести себя так, словно ты чрезвычайно занятой, весь в своих мыслях и тебе ни до кого нет дела. А оно, собственно, так и есть. В городе нет своих, не надо с каждым здороваться, выискивать знакомые лица. Здесь все чужие. Не пялиться увидев что то необычное. Такого в городе полно. Постепенно привыкнешь. Да и до тебя никому нет дела.
Численностью населения они отличаются. В деревне меньше людей проживает чем в селе, соответственно, площадь меньше у деревни. Также в селах имеются церкви, а в деревнях церквей нет, максимум только часовенки.
Думаю, полстраны морально готовы. А если подумать, то нет.
Сидим мы перед монитором такие романтически настроенные на любовь, морковь и ромашки. Соловьи, курочки и свои яички. И никого, словно Робинзоны.
Неделька пролетела, яички надоели свежие, ромашки обгложены, Интернета нема.. Хорошо, хоть маме позвонить можно: я жива, скучаю, выезжаю.
Надо деревенскую, из такой же глуши, или загнанную в угол жизнью, когда всё опостылело и надо искать шалаш Робинзона. Это только первый шаг. А их будет море. Потому, что трудностей отмеряно немеряно.
Когда начинается с любви, двое бросаются безоглядно в любую дыру. А когда надо бросится в дыру, чтобы полюбить, сами понимаете.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Собрание стихотворений
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
(1962 г., машинописный сборник)
В этот сборник вошли стихи очень разные. Весёлые, грустные, злые. С непосредственным выражением и с формалистическим, как говорится, уклоном. Последние — не считаю экспериментальными и не отказываюсь от них, ибо, насколько чувствую, получились они — живыми. Главное — что в основе стиха. Любая ‘игра’ не во вред стихам, если она — от живого образа, а не от абстрактного желания ‘поиграть’. Если она — как органическое художественное средство. Это понятно каждому, кто хоть немножко ‘рубит’ в стихах.
Кое-что в сборнике (например, некоторые стихи из цикла (‘АХ, ЧТО Я ДЕЛАЮ?’) слишком субъективно. Это ‘кое-что’ интересно только для меня, как память о том, что у меня в жизни было. Это стихи момента.
Стихотворения ‘Берёзы’, ‘Утро утраты’, ‘Поэт перед смертью…’ не считаю характерными для себя в смысле формы, но душой остаюсь близок к ним.
Во всяком случае Бурыгиным, Крутецким и т. п. — тут не пахнет. И пусть не суются сюда со своими мнениями унылые и сытые ‘поэтические’ рыла, которыми кишат литературные дворы и задворки.
Без них во всём разберемся.
В жизни и поэзии — не переношу спокойно любую фальшь, если её почувствую.
Каждого искреннего поэта понимаю и принимаю в любом виде, даже в самом сумбурном.
По-настоящему люблю из поэтов-современников очень немногих.
Чёткость общественной позиции поэта считаю не обязательным, но важным и благотворным качеством. Этим качеством не обладает в полной мере, по-моему, ни один из современных молодых поэтов. Это — характерный знак времени.
Пока что чувствую этот знак и на себе.
Сборник ‘ВОЛНЫ И СКАЛЫ’ — начало. И, как любое начало, стихи сборника не нуждаются в серьёзной оценке. Хорошо и то, если у кого-то останется об этих стихах доброе воспоминание.
Николай РУБЦОВ
ЭЛЕГИЯ
Стукнул по карману — не звенит. Стукнул по другому — не слыхать. В коммунизм — безоблачный зенит — полетели мысли отдыхать. Но очнусь, и выйду за порог, и пойду на ветер, на откос — о печали пройденных дорог шелестеть остатками волос. Память отбивается от рук, молодость уходит из-под ног. Солнышко описывает круг — жизненный отсчитывает срок…
В ОКЕАНЕ
Забрызгана крупно и рубка, и рында, но румб отправления дан, — и тральщик тралфлота треста ‘Севрыба’ пошел промышлять в океан. Подумаешь, рыба!
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Путешествие Героя. Тяжело в деревне без нагана. Нечем и ореха расколоть
«Тяжело быть честным в обществе, в котором всё измеряется деньгами».
К этому убеждению вплотную привыкают высказывания: «Бедный, но честный», «Художник должен быть голодным» и тому подобное. Такие фразы могут быть хорошей поддержкой для человека, оказавшегося на мели. Вопрос в том, помогают ли они с этой мели сойти. В этих убеждениях очень чётко видно противопоставление духа и денег. Убеждения такого рода — это просто бетонная стена на пути к тому, чтобы стать состоятельным человеком. Это следует, например, из модели SCARF, которая говорит о том, что базовой потребностью человека является потребность в справедливости и честности. Очень трудно быть «не честным». Я не великий теолог, но у меня есть стойкое ощущение, что такое противопоставление — православное изобретение. У протестантов, к примеру, считается, что если ты усердно работаешь, праведно живёшь и усердно молишься, денег у тебя будет достаточно, ибо то, что делаешь, угодно Богу. Давайте присмотримся внимательно к этому убеждению. «Тяжело быть честным в обществе, где всё измеряется деньгами». Вы уже заметили? Оно просто наполнено скрытыми гипер-обобщениями. Давайте сделаем скрытое явным. «[Всем] тяжело [всегда] быть честным в [любом] обществе, где всё [всегда][всеми] измеряется деньгами«. Кроме того, в нём используются номинализации, то есть слова, которые не несут конкретной смысловой нагрузки. Это: «тяжело», «честный», «общество», «измеряется».
Хорошим способом исследования такого убеждения будет задать самому себе правильные вопросы:
Если вам тоже «тяжело быть честным в обществе, в котором всё измеряется деньгами», попробуйте задать себе эти вопросы. Очень может быть, что вам сильно полегчает.