Тянь шань что означает

Тянь-Шань

Тянь шань что означает

Тянь шань что означает

Тянь шань что означает

Тянь шань что означает

Тянь Шань это китайское слово, означающее «Небесные горы». Это великая горная система, расположенная в основном в Киргизстане и Синьзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. Его северные и удалённые западные хребты находятся в Казахстане, тогда как юго-западная часть достигает границ Узбекистана и Таджикистана. Внутри территории экс-СССР горы Тянь Шаня протянулись аркой более чем на 1200 км в длину и 300 км в ширину. Они граничат на севере с долиной Или и Ферганской впадиной на юге, в то время как восточные окраины как бы пристыковываются к Алайскому хребту Гиссаро-Алайской горной системы.

У него несколько областей: Транс-Алай Алатау, Иныльчек, Киргиз, Кокшааль-тоо, Тенгри-Таг, Терский-Ала-тоо, Талас Ала-тоо, Фергана и др.

Не далеко от пика Победы возвышается пик Хан-Тенгри (6995 м), «Властелин небес», гигантская пирамида, впервые допустившая альпинистов в 1936 году. Обе эти вершины исключительно популярны среди российских и западных альпинистов.

Среди трех принципиально важных горных районов Тянь Шань является наиболее обширным. Более 900 классифицированных маршрутов. Самой высокой и наиболее интересной частью является Центральный Тянь Шань. Здесь расположено два высочайших пика. Другой интереснейшей природной жемчужиной является озеро Мерцбахера. Оно назван в честь немецкого профессора, исследовавшего Центральный Тянь Шань в 1903 году, включая Южный и Северный Иныльчекские ледники и озеро Иссык-Куль. Этот огромный резервуар слегка подсоленной воды расположен на высоте 1608 м и глубина его достигает 702 м.

История освоения

Первое изучние Тянь-Шаня было проведено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским в его знаменитых путешествиях 1856 и 1857 гг. Им был открыт бессточный характер озера Иссык-Куль, исследованы верховья Нарына и Сарыджаза, открыт пик Хан-Тенгри.

Туристско-альпинистское исследование «советской» части района начато в 30-е годы, достаточно большим количеством групп, и по большому счету не закончено и поныне. Правда, утверждать, что район «обживался» все эти годы нельзя – и дело не только в Великой Отечественной, во времена СССР район был ограничен для доступа (оформление пропусков в погранполосу занимало несколько месяцев), а иногда просто закрывался для доступа на 5-10 лет. Поэтому, если изучать отчеты, что туристские, что альпинистские, можно определить «окна», когда доступ в район открывался. Сегодня попасть туда – не проблема, оформиться можно и самостоятельно (регистрация, оформление пропусков), или опять же через любую турфирму.

За годы освоения в районе пройден не один десяток перевалов, сделаны восхождения на основные вершины, на многие из вершин проложено немало сложных маршрутов. Туристы перевалами охватили все хребты района, зона же альпинистских интересов в основном сосредоточена в хребтах Тенгритаг, Кокшаалтау, Меридиональном, редкие восхождения сегодня совершаются в хребты Сарыджаз, Иныльчекский. Попробую немного расписать эти хребты, давая оценку сложным перевалам, вершинам, двигаясь с севера на юг.

Подъезды, подходы, оформление

К сожалению, пока невозможно проводить «сквозные» походы – с началом в Киргизии и окончанием в Китае, или наоборот. Можно лишь немного запрыгивать в ту или другую сторону через пару-тройку перевалов. Поэтому пока эти части районов стоит рассматривать отдельно.

Со стороны Киргизии и Казахстана имеются две магистрали для заезда в район. Из Киргизии – через г. Каракол (бывший Пржевальск) по приличной дороге к ледникам Семенова, Мушкетова, Ю. Иныльчек (до заставы Майдаадыр), Каинды. Из Казахстана – через райцентр Нарынкол в верховья р. Баянкол (дорога заканчивается у шахты Жаркулак), откуда пешком 12-15 км до системы Баянкольских ледников. Горные походы в основном и начинаются-заканчиваются в этих точках. Но при отсутствии особых ограничений на средства можно воспользоваться вертолетом – для малых групп попутным (т. е. на подсадку), для больших – можно заказать и оплатить отдельный борт. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что район обслуживается только киргизскими вертолетами в количестве 2-х шт. (не удивлюсь, если в следующем году их будет один, т. к. в прошедшем сезоне один сгорел, но очень надеюсь, что и второй найдется). Залет осуществляется из двух пунктов – Каркара (Казахстан, через Казбека Валиева), застава Майдаадыр (р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Тревел», Владимир Бирюков). На Южном Иныльчеке работают еще несколько лагерей, обслуживающих клиентов, кроме Валиева и Бирюкова – еще три. Первые два плюс еще один расположены на слиянии Ю. Иныльчека с ледником Звездочка, еще два – с противоположной стороны, под склонами п. Горького. На Северном Иныльчеке сейчас работает только лагерь Казбека Валиева (раньше их было два). Но по информации В. Бирюкова, этим летом на Северном Иныльчеке начнет работать и Киргизский лагерь (фирма «Тянь-Шань-тревел»). Через любую из этих фирм можно заезжать в район, выбирая более подходящие цены. Я в разные годы пользовался услугами Казбека Валиева, фирмы «Достук-трекинг» (Бишкек, Щетников Н.). Последние годы пользуюсь услугами фирмы «Тянь-Шань-тревел» Владимира Бирюкова – в том числе и потому, что там у меня много друзей.

В зависимости от того, каким способом заезда вы воспользуетесь – через фирму или самостоятельно – цены на транспорт будут очень различаться. Смысла их тут расписывать я не вижу – через фирму посмотреть их расценки можно на их же сайтах, а расценки на самостоятельно нанятый транспорт я просто не знаю – слишком уж давно не пользовался. Что же касается вертолета – думаю, это более устойчивые цифры. На сегодня вертолетный час в Киргизии стоит 1800 долларов, а подлет с Каркары или Майдаадыра – 150 долларов с человека. При залете, например, с Майдаадыра, можно за полетный час разбросать заброски в 2-3 места и высадиться к началу маршрута (в 2001-м году, воспользовавшись вертолетом, мы завезли заброски на Южный и Северный Иныльчек, сами высадились в нижней части ледника Мушкетова, исключив таким образом из маршрута движение по долинам рек).

Если говорить о наиболее распространенном на сегодня способе заезда – это автотранспорт от Бишкека через Каракол до Майдаадыра, далее вертолетом на Южный или Северный Иныльчек, или пешком (тогда на машине можно подъехать еще чуть дальше, а можно нанять гужевой транспорт и с его помощью добраться почти до ледника Ю. Иныльчек). Второй вариант – от Алма-Аты до Каркары, откуда вертолетом туда же – т. е. на Ю. или С. Иныльчек. В другие места для начала маршрутов заезжают реже. А восхождения в основном осуществляются из перечисленных лагерей (редкое исключение, повторяющееся уже не раз в последние годы – это восхождения на Мраморную стену с Баянкольских ледников).

Вероятно, следует знать, что для посещения района через любое государство требуется оформить регистрацию (если заезд/выезд осуществляется через разные государства – то в каждой из них) и пропуска в погранзону (пока на сегодня ожидаемое усложнение оформления пропусков вылилось в дополнительную оплату). Оформляется все это в разных местах (регистрация в милиции, пропуска – у пограничников), поэтому я предпочитаю пользоваться услугами фирм.

С китайской стороны все несколько иначе. Для того чтобы попасть в район, необходимо получить военное разрешение (650 долларов на группу), разрешение на посещение национального парка «Томур» (еще 650 долларов) и страховку на всех участников (72 доллара/чел.). Пока на сегодня я знаю лишь одного туроператора, который берется все это оформлять. И естественно, сюда же добавится и оплата услуг оператора.

Для заезда в район первый раз мы использовали традиционный на тот момент путь заезда в Кашгарские горы – Москва-Бишкек-Ош (самолет) – пропускной пункт Иркештам (машина) – г. Кашгар (машина) – г. Аксу (поезд) – пос. Талак (машина). Такой путь занял 6 дней. Обратно выбирались точно также, но уложились в 4-5 дней. Во второй раз мы уже заезжали непосредственно в Китай, Москва-Урумчи-Аксу (самолет) – Талак (машина). Этот вариант занял у нас 2 дня, и на сегодня является оптимальным маршрутом заезда в район. Но если говорить о вылете из Москвы, прямого рейса на Урумчи сейчас нет, поэтому лететь приходится с пересадкой. Из ближайших городов самолеты в Урумчи летают из Новосибирска, Алма-Аты, Бишкека. Поэтому добираться самолетом можно из любого из этих городов. Вероятно, можно еще просчитать вариант с заездом в эти города поездом, а дальше на самолете. Маршрут же поездом полностью, вероятно, не имеет смысла, хотя теоретически возможен. Может быть этот вариант когда-то станет приемлемым – идут упорные разговоры о строительстве железнодорожного сообщения из Киргизии в Китай (Кашгар). Учитывая скорость, с которой строят китайцы, я не удивлюсь, если такая дорога появится через год-два после принятия решения. Пока же было бы хорошо, если бы дорогу через Иркештам построили – может быть, и заезд через Киргизию, особенно в Кашгарские горы (Конгур – Музтаг-Ата) стал бы вполне удобным.

Из поселка Талак, где находится погранзастава, можно еще подъехать на джипах в разные стороны – вероятно и к леднику Темирсу. Известный нам путь, использованный во всех экспедициях (и китайцами, и японцами, и нами), ведет в сторону перевала Кокярдаван н/к (почти до перевала можно доехать). Дальше организуется караван из лошадей (хотя возможен и старт уже пешком) и через 30-35 км по долине р. Чонтерексу можно выйти к языку ледника Чонтерен, где все экспедиции основывали базовый лагерь. Путь на лошадях можно пройти за 1.5-2 дня.

В соседней долине – Кичиктерексу – есть угледобывающий комбинат. Сама долина более обширнее, чем Чонтерексу, много мелких поселений. Спустившись по вполне приличной тропе к комбинату, дальше можно уехать на машине. Кстати, тропа здесь действительно хорошая, но ее легко потерять, что мы периодически и делали. В верховьях реки (на участке километров 10) она довольно часто разветвляется, а выбранный путь может просто оказаться тупиковым (например, к летовке). Основная тропа, при этом, идет в 300-400 метрах выше или ниже по склону, о чем догадаться достаточно сложно. Иногда вернуться на тропу нам помогали местные жители, для которых мы, похоже, выступали в роли заезжего зоопарка. В долину р. Кичиктерексу можно заезжать и на старте любого похода.

Другие варианты заезда мы не пробовали. Один из них – это по реке Музарт, по которой дорога поднимается довольно далеко, и можно доехать примерно на уровень ледника Тугбельчи. Вероятно, есть и другие варианты заезда, но с ними еще предстоит знакомиться другим экспедициям. Грунтовых дорог в этих местах очень много, достаточно хорошо их знают только местные жители (простой пример – об угледобывающем комбинате и дороге туда ничего не знал и наш туроператор – иначе мы сразу планировали бы там одно из мест окончания похода.

Источник

Тянь Шань

Великие «Небесные горы», легендарный Тянь Шань, с давних пор будоражил ум и воображение многих любознательных европейцев. Окутанный облаком из мифов и легенд, он очень долго не поддавался исследователям. Загадочный и труднодоступный он и сейчас не раскрыл всех своих тайн. Даже в наше время, когда транспорт и туристические технологии достигли небывалого уровня, далеко не каждый способен насладиться его красотами из-за отдалённости и довольно сурового климата.

Тянь шань что означает

Тянь Шань – одна из наиболее высоких горных систем планеты, расположена в Центральной Азии. Большая часть Тянь Шаня находится на территории Кыргызстана и Китая, но некоторые ответвления есть и в пределах других государств – в Узбекистане и Таджикистане находятся юго-западные, а своими северными и удалёнными западными территориями лежит в Казахстане. Хребет Тянь Шаня имеет разветвлённый вид и состоит из таких орфографических районов как Северный, Западный, Центральный, Внутренний и Восточный, каждый из которых, в свою очередь, имеет в составе горных цепей.

Все хребты отделены друг от друга межгорными котловинами с живописными долинами и озёрами. В основном хребты горной системы имеют расположение с запада на восток за исключением меридионального. Общая широтная протяжённость Тянь Шаня превышает две с половиной тысячи километров, а по меридиану не более четырёхсот километров.

Тянь шань что означает

Преобладающая у гор Тянь Шань высота – примерно четыре-пять тысяч метров, но немало гор, имеющих высоту свыше шести тысяч метров. Пики Тянь Шаня имеют высоту, которой не могут похвастать горные вершины Европы и Африки. Наивысшая точка в горной системе – Пик Победы, который находится близ границы Китая и Кыргызстана – достигает 7439 метров выше уровня моря и является наиболее северной вершиной с высотой, превышающей семь тысяч метров.

Климат Тянь Шань

По своим характеристикам климат предгорий резко континентальный – очень жаркое и засушливое лето, зимы суровые. В горах на средней высоте климат более умеренный. Годовые и особенно суточные температурные амплитуды очень велики и трудно переносятся европейцами.

Тянь шань что означает

Влажность воздуха чрезвычайно низкая, погода обычно солнечная. Большая часть облаков, а значит и вызванных ими осадков сосредоточены в высокогорных районах. Основная масса их выпадает на западных склонах гор, поскольку образуются они из насыщенных влагой воздушных масс, пришедших с Атлантического океана. И хотя основная доля осадков проливается в тёплый период, они нередки на западных склонах и зимой. По этой же причине на западных склонах, как и в котловинах, открытых для западного ветра, зимы многоснежные, а вот восточные склоны и закрытые долины часто совершенно лишены снегового покрова. Поэтому долины Внутреннего и Центрального Тянь Шаня успешно используются жителями в качестве удобных зимних пастбищ для скота. Снеговая линия в горах находится на значительной высоте, что обусловлено исключительно высокой сухостью воздуха. Из-за значительного скопления льда и снега эти районы лавиноопасны, особенно с наступлением тёплого сезона.

В целом же на климат Тянь Шаня влияет множество различных факторов – рельеф, высотная зональность, в некоторых местах значительное влияние оказывают большие высокогорные озёра, значительно повышающие зимнюю температуру воздуха.

Из-за сурового климата зимой в Тянь Шане мало гостей, основное время для путешествий в этом регионе – с апреля по ноябрь.

Географические особенности

Главной особенностью этого горного массива являются скалистые горные цепи, между которыми находятся обширные котловины. Это самые высокие горы из принадлежащих к Альпийской складчатости и их сейсмическая активность ещё не прекратилась, а происходящие время от времени довольно значительные землетрясения, например, землетрясение 1966 года в Ташкенте, свидетельствуют о том, что их формирование продолжается. На сегодняшний день регистрируется 30-40 незначительных сейсмических событий в год.

Горные цепи образованы вулканическими породами с примесями осадочных, а котловины – осадочными.

Тянь шань что означает

В высокогорной части кряжи Тянь Шаня имеют по большей части резкие чёткие гребни с острыми вершинами, типичные для так называемого альпийского ледникового рельефа, но довольно часто встречаются и плато, следы древнего выравнивания. У них небольшой наклон в одну сторону и расположены они в основном на территории Внутреннего и Центрального Тянь Шаня, а вот в Северном встречаются реже. Часто эти плато укрыты плотной растительностью и служат жителям пастбищами.

Склоны гор непрестанно подвергаются эрозии, нередки оползни и камнепады, а многие речные долины отличаются селевой активностью и опасны в дождливый сезон.

Оледенение

Общая площадь оледенения в горах Тянь Шаня – более 7300 квадратных километров, а количество ледников превышает 7700. Наибольшим оледенением затронут Центральный Тянь Шань, здесь находится Иныльчек – самый значительный ледник горной системы, его длина примерно60 километров. Это не единственный крупный ледник.

Тянь шань что означает

Известны также ледник Петрова, принадлежащий к массиву Акшийрак, а ещё крупные ледники находятся на хребтах цепи Какшаал-Тоо. Хребту Терскей-Ала-Тоо присущи ледники плоских вершин, которые расположены на наклонённых поверхностях выравнивания высоко в горах в форме небольших щитов.

Во многих районах горного Тянь Шаня, особенно во Внутреннем и Центральном, можно видеть следы древнего оледенения. Предполагается, что Тянь Шань был подвержен оледенению дважды, при этом он в первый раз был полностью укрыт ледниками, спускавшимися до самых подножий гор, которые, впрочем, в те времена находились значительно выше. Второе оледенение, хотя и превосходило современное, было значительно слабее первого.

В наше время в Тянь Шане встречаются ледники карового типа, а также долинные и висячие, представляющие большую опасность для альпинистов. И хотя формирование ледников не прекращается, за последние десятилетия площадь ледников Тянь Шаня уменьшилась и продолжает уменьшаться.

Водная система Тянь Шаня

Реки начинаются в ледниках и не впадают в море – вот главная особенность водной системы этой горной области. Часть рек впадает во внутренние озёра, многие заканчиваются в пустынях Центральной и Средней Азии, есть и реки, имеющие «сухие дельты». Это реки, воды которых были разобраны на нужды орошения или просто просочились в горную породу.

Тянь шань что означает

Реки Тянь Шаня питаются из ледников, но есть и такие, что наполняются талыми и дождевыми водами, небольшие речки, берущие начало на среднегорье питаются грунтовыми водами.

Реки здесь служат не только для орошения засушливых долин. Благодаря разветвлённой оросительной систему существуют немало оазисов, в их числе, например, Ферганский, Ташкентский, Таласский, Чуйский и другие. Многие реки, благодаря своему быстрому течению хороши для получения электроэнергии. На Нарыне – крупнейшей в Западном Тянь Шане – устроен каскад гидроэлектростанций, есть свои ГЭС и на других реках.

Тянь шань что означает

Тянь Шань – страна озёр. Самое большое – озеро Иссык-Куль – чрезвычайно живописно и образовано в тектонической впадине, наибольшая глубина его превышает 668 метров. Это озеро никогда не замерзает зимой и несомненно оказывает значительное влияние на климат своей местности. Так же как и другие бессточные озёра оно имеет небольшую солёность – чуть больше пяти промилле. Засолиться сильнее оно не успело из-за своего относительно недавнего образования и колоссального объёма содержащейся в нём воды. Благодаря необычайной живописности и благоприятной экологической обстановке озеро стало одним из самых посещаемых туристических мест Киргизии и доступно для посещения всё лето.

Другие высокогорные озёра, например, Чатыркель и Сонкель, расположенные на высоте более трёх тысяч метров, почти весь год скованы льдом. Много мелких озёр на сортовых (пастбищных) равнинах в верховьях реки Нарын и в других местностях.

Озеро Тяньчи в Восточном Тянь-Шане расположено на территории Китая и переводится как «Небесное озеро», а также много других достопримечательностей Китая. Форма в виде полумесяца и покрытые лесами и цветами горные склоны делают его очень живописным. С этим озером связано немало легенд о бессмертии. Также некоторые считают, что в его глубоких водах сохранились и обитают до наших дней первобытные чудовища.

Растительность и животный мир Тянь Шаня

Стоит заметить, что главная особенность природы Тянь Шаня – устройство её в соответствии с законами высотной зональности, поэтому о природе этой горной местности сложно говорить как о чём-то едином – она везде разная и изменяется с повышением высоты, так же как и климатические зоны.

Равнины, окаймляющие горы, являются глинистыми пустынями. В предгорьях их сменяют полупустыни и степи пустынного типа. Здесь, соответственно, можно встретить представителей степной и пустынной фауны – тушканчиков, зайцев-топаев, джейранов, сусликов и песчанок, разнообразных ящериц и змей. Из птиц распространены дрофы и жаворонки, куропатки, различные представители хищных птиц.

Затем злаки и луковичные травы сменяются кустарниками и лесами. Лиственные леса перемежаются с зарослями кустарников, среди которых нередки розарии – густые заросли шиповника.

Тянь шань что означает

Тянь шань что означает

В горно-степной и горнолуговой зонах расположены многочисленные пастбища.
В лесах живут всем известные лесные звери, такие как волки, медведи, кабаны, лисицы. В хвойных лесах живут рыси и косули. Множество птиц населяют леса, самые типичные представители –клёст, кедровка, арчовый дубонос.

В климатической зоне высокогорных лугов распространены сурки, полёвки, жаворонки, баран архар и тяньшанский медведь, горный козёл и снежный барс. Пышная растительность, настоящее альпийское разнотравье, позволяет выделить территории под пастбища.
Озёра населены рыбой местных видов, некоторые из которых имеют промысловое значение (сазан, чебак), а на склонах вокруг них гнездятся водоплавающие птицы – лебеди, гуси, утки.

Природа Тянь Шаня очень богата и разнообразна. Поскольку климат всех склонов и долин имеет различия, то и растения, произрастающие там, и животные поражают разнообразием. Во время весеннего цветения степь и пустыня становятся необычайно живописны.

Горный туризм

Горная страна Тянь Шань представляет огромный интерес для любителей горного туризма. Здесь разработано множество маршрутов как для новичков, так и для опытных альпинистов. Кроме многократно пройденных и хорошо известных маршрутов есть и совершенно новые, неизведанные, таящие в себе загадки и приключения. Кроме того, каждый может выбрать маршрут в соответствии со своими климатическими предпочтениями: снежные вершины, ледники, скалы, горные реки и озёра, обилие водопадов, прекрасные виды составляют неиссякаемый источник новых впечатлений.

Тянь шань что означает

На берегах крупных горных озёр основаны санатории и курорты. Для любителей горнолыжного спорта устроены трассы с подъёмниками на территории комфортабельных горнолыжных баз. Наиболее «обжитая» и посещаемая часть горного массива – Северный Тянь Шань, благодаря близости городов и развитой туристической инфраструктуре. Западный Тянь Шань чрезвычайно удобен для всех видов путешествий, ведь он находится одновременно на землях трёх стран – Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, здесь много подъездных путей к туристическим маршрутам, построены горные базы отдыха, есть разветвлённая сеть автомобильных дорог.

Источник

Тянь-Шань

Тянь шань что означает

Тянь шань что означает

Тянь Шань это китайское слово, означающее «Небесные горы». Это великая горная система, расположенная в основном в Киргизстане и Синьзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. Его северные и удалённые западные хребты находятся в Казахстане, тогда как юго-западная часть достигает границ Узбекистана и Таджикистана. Внутри территории экс-СССР горы Тянь Шаня протянулись аркой более чем на 1200 км в длину и 300 км в ширину. Они граничат на севере с долиной Или и Ферганской впадиной на юге, в то время как восточные окраины как бы пристыковываются к Алайскому хребту Гиссаро-Алайской горной системы.

У него несколько областей: Транс-Алай Алатау, Иныльчек, Киргиз, Кокшааль-тоо, Тенгри-Таг, Терский-Ала-тоо, Талас Ала-тоо, Фергана и др.

Не далеко от пика Победы возвышается пик Хан-Тенгри (6995 м), «Властелин небес», гигантская пирамида, впервые допустившая альпинистов в 1936 году. Обе эти вершины исключительно популярны среди российских и западных альпинистов.

Среди трех принципиально важных горных районов Тянь Шань является наиболее обширным. Более 900 классифицированных маршрутов. Самой высокой и наиболее интересной частью является Центральный Тянь Шань. Здесь расположено два высочайших пика. Другой интереснейшей природной жемчужиной является озеро Мерцбахера. Оно назван в честь немецкого профессора, исследовавшего Центральный Тянь Шань в 1903 году, включая Южный и Северный Иныльчекские ледники и озеро Иссык-Куль. Этот огромный резервуар слегка подсоленной воды расположен на высоте 1608 м и глубина его достигает 702 м.

История освоения

Первое изучние Тянь-Шаня было проведено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским в его знаменитых путешествиях 1856 и 1857 гг. Им был открыт бессточный характер озера Иссык-Куль, исследованы верховья Нарына и Сарыджаза, открыт пик Хан-Тенгри.

Туристско-альпинистское исследование «советской» части района начато в 30-е годы, достаточно большим количеством групп, и по большому счету не закончено и поныне. Правда, утверждать, что район «обживался» все эти годы нельзя – и дело не только в Великой Отечественной, во времена СССР район был ограничен для доступа (оформление пропусков в погранполосу занимало несколько месяцев), а иногда просто закрывался для доступа на 5-10 лет. Поэтому, если изучать отчеты, что туристские, что альпинистские, можно определить «окна», когда доступ в район открывался. Сегодня попасть туда – не проблема, оформиться можно и самостоятельно (регистрация, оформление пропусков), или опять же через любую турфирму.

За годы освоения в районе пройден не один десяток перевалов, сделаны восхождения на основные вершины, на многие из вершин проложено немало сложных маршрутов. Туристы перевалами охватили все хребты района, зона же альпинистских интересов в основном сосредоточена в хребтах Тенгритаг, Кокшаалтау, Меридиональном, редкие восхождения сегодня совершаются в хребты Сарыджаз, Иныльчекский. Попробую немного расписать эти хребты, давая оценку сложным перевалам, вершинам, двигаясь с севера на юг.

Подъезды, подходы, оформление

К сожалению, пока невозможно проводить «сквозные» походы – с началом в Киргизии и окончанием в Китае, или наоборот. Можно лишь немного запрыгивать в ту или другую сторону через пару-тройку перевалов. Поэтому пока эти части районов стоит рассматривать отдельно.

Со стороны Киргизии и Казахстана имеются две магистрали для заезда в район. Из Киргизии – через г. Каракол (бывший Пржевальск) по приличной дороге к ледникам Семенова, Мушкетова, Ю. Иныльчек (до заставы Майдаадыр), Каинды. Из Казахстана – через райцентр Нарынкол в верховья р. Баянкол (дорога заканчивается у шахты Жаркулак), откуда пешком 12-15 км до системы Баянкольских ледников. Горные походы в основном и начинаются-заканчиваются в этих точках. Но при отсутствии особых ограничений на средства можно воспользоваться вертолетом – для малых групп попутным (т. е. на подсадку), для больших – можно заказать и оплатить отдельный борт. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что район обслуживается только киргизскими вертолетами в количестве 2-х шт. (не удивлюсь, если в следующем году их будет один, т. к. в прошедшем сезоне один сгорел, но очень надеюсь, что и второй найдется). Залет осуществляется из двух пунктов – Каркара (Казахстан, через Казбека Валиева), застава Майдаадыр (р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Тревел», Владимир Бирюков). На Южном Иныльчеке работают еще несколько лагерей, обслуживающих клиентов, кроме Валиева и Бирюкова – еще три. Первые два плюс еще один расположены на слиянии Ю. Иныльчека с ледником Звездочка, еще два – с противоположной стороны, под склонами п. Горького. На Северном Иныльчеке сейчас работает только лагерь Казбека Валиева (раньше их было два). Но по информации В. Бирюкова, этим летом на Северном Иныльчеке начнет работать и Киргизский лагерь (фирма «Тянь-Шань-тревел»). Через любую из этих фирм можно заезжать в район, выбирая более подходящие цены. Я в разные годы пользовался услугами Казбека Валиева, фирмы «Достук-трекинг» (Бишкек, Щетников Н.). Последние годы пользуюсь услугами фирмы «Тянь-Шань-тревел» Владимира Бирюкова – в том числе и потому, что там у меня много друзей.

В зависимости от того, каким способом заезда вы воспользуетесь – через фирму или самостоятельно – цены на транспорт будут очень различаться. Смысла их тут расписывать я не вижу – через фирму посмотреть их расценки можно на их же сайтах, а расценки на самостоятельно нанятый транспорт я просто не знаю – слишком уж давно не пользовался. Что же касается вертолета – думаю, это более устойчивые цифры. На сегодня вертолетный час в Киргизии стоит 1800 долларов, а подлет с Каркары или Майдаадыра – 150 долларов с человека. При залете, например, с Майдаадыра, можно за полетный час разбросать заброски в 2-3 места и высадиться к началу маршрута (в 2001-м году, воспользовавшись вертолетом, мы завезли заброски на Южный и Северный Иныльчек, сами высадились в нижней части ледника Мушкетова, исключив таким образом из маршрута движение по долинам рек).

Если говорить о наиболее распространенном на сегодня способе заезда – это автотранспорт от Бишкека через Каракол до Майдаадыра, далее вертолетом на Южный или Северный Иныльчек, или пешком (тогда на машине можно подъехать еще чуть дальше, а можно нанять гужевой транспорт и с его помощью добраться почти до ледника Ю. Иныльчек). Второй вариант – от Алма-Аты до Каркары, откуда вертолетом туда же – т. е. на Ю. или С. Иныльчек. В другие места для начала маршрутов заезжают реже. А восхождения в основном осуществляются из перечисленных лагерей (редкое исключение, повторяющееся уже не раз в последние годы – это восхождения на Мраморную стену с Баянкольских ледников).

Вероятно, следует знать, что для посещения района через любое государство требуется оформить регистрацию (если заезд/выезд осуществляется через разные государства – то в каждой из них) и пропуска в погранзону (пока на сегодня ожидаемое усложнение оформления пропусков вылилось в дополнительную оплату). Оформляется все это в разных местах (регистрация в милиции, пропуска – у пограничников), поэтому я предпочитаю пользоваться услугами фирм.

С китайской стороны все несколько иначе. Для того чтобы попасть в район, необходимо получить военное разрешение (650 долларов на группу), разрешение на посещение национального парка «Томур» (еще 650 долларов) и страховку на всех участников (72 доллара/чел.). Пока на сегодня я знаю лишь одного туроператора, который берется все это оформлять. И естественно, сюда же добавится и оплата услуг оператора.

Для заезда в район первый раз мы использовали традиционный на тот момент путь заезда в Кашгарские горы – Москва-Бишкек-Ош (самолет) – пропускной пункт Иркештам (машина) – г. Кашгар (машина) – г. Аксу (поезд) – пос. Талак (машина). Такой путь занял 6 дней. Обратно выбирались точно также, но уложились в 4-5 дней. Во второй раз мы уже заезжали непосредственно в Китай, Москва-Урумчи-Аксу (самолет) – Талак (машина). Этот вариант занял у нас 2 дня, и на сегодня является оптимальным маршрутом заезда в район. Но если говорить о вылете из Москвы, прямого рейса на Урумчи сейчас нет, поэтому лететь приходится с пересадкой. Из ближайших городов самолеты в Урумчи летают из Новосибирска, Алма-Аты, Бишкека. Поэтому добираться самолетом можно из любого из этих городов. Вероятно, можно еще просчитать вариант с заездом в эти города поездом, а дальше на самолете. Маршрут же поездом полностью, вероятно, не имеет смысла, хотя теоретически возможен. Может быть этот вариант когда-то станет приемлемым – идут упорные разговоры о строительстве железнодорожного сообщения из Киргизии в Китай (Кашгар). Учитывая скорость, с которой строят китайцы, я не удивлюсь, если такая дорога появится через год-два после принятия решения. Пока же было бы хорошо, если бы дорогу через Иркештам построили – может быть, и заезд через Киргизию, особенно в Кашгарские горы (Конгур – Музтаг-Ата) стал бы вполне удобным.

Из поселка Талак, где находится погранзастава, можно еще подъехать на джипах в разные стороны – вероятно и к леднику Темирсу. Известный нам путь, использованный во всех экспедициях (и китайцами, и японцами, и нами), ведет в сторону перевала Кокярдаван н/к (почти до перевала можно доехать). Дальше организуется караван из лошадей (хотя возможен и старт уже пешком) и через 30-35 км по долине р. Чонтерексу можно выйти к языку ледника Чонтерен, где все экспедиции основывали базовый лагерь. Путь на лошадях можно пройти за 1.5-2 дня.

В соседней долине – Кичиктерексу – есть угледобывающий комбинат. Сама долина более обширнее, чем Чонтерексу, много мелких поселений. Спустившись по вполне приличной тропе к комбинату, дальше можно уехать на машине. Кстати, тропа здесь действительно хорошая, но ее легко потерять, что мы периодически и делали. В верховьях реки (на участке километров 10) она довольно часто разветвляется, а выбранный путь может просто оказаться тупиковым (например, к летовке). Основная тропа, при этом, идет в 300-400 метрах выше или ниже по склону, о чем догадаться достаточно сложно. Иногда вернуться на тропу нам помогали местные жители, для которых мы, похоже, выступали в роли заезжего зоопарка. В долину р. Кичиктерексу можно заезжать и на старте любого похода.

Другие варианты заезда мы не пробовали. Один из них – это по реке Музарт, по которой дорога поднимается довольно далеко, и можно доехать примерно на уровень ледника Тугбельчи. Вероятно, есть и другие варианты заезда, но с ними еще предстоит знакомиться другим экспедициям. Грунтовых дорог в этих местах очень много, достаточно хорошо их знают только местные жители (простой пример – об угледобывающем комбинате и дороге туда ничего не знал и наш туроператор – иначе мы сразу планировали бы там одно из мест окончания похода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *