Тягчимые очи что значит

Словари

366 Тягчимые очи что значиточи

Парный орган зрения человека и животного, расположенный в специальных впадинах лица или морды и прикрываемый веками; глаза [глаз I 1.].

сущ., кол-во синонимов: 7

глазищи, очеса, зеницы, вежды, глазоньки, глаза

или то же, что глаз

В пусты́нях, очеса́ к земле́ преклонены́, // Над пра́хом па́дшего оте́чества рыда́ют.

Хоть видит око, да зуб неймёт.

Он потупил грозны очи.

И Ангел грустными очами // На жертву бедную взглянул.

Вздыхала грудь, в очах не раз // Мелькали слёзы.

или о больших выразительных глазах

Потупил очи сын черкеса, // Не отвечая ничего.

Кичкене раскрыла очи от изумления, от любопытства.

И никто не сидел так степенно, никто не держал себя так чинно истово, ни на чьём лице не было видно такого смирения, как у Василия Борисыча: очи долу, главою поникши, сам недвижим и бесстрастен…

с опред.: какое? о способности человека воспринимать и каким-либо образом оценивать окружающий мир и самого себя

«Они [двойники, любящие существа] живут нераздельно в одной мысли, в одном чувстве: у них одно духовное око, один слух, один ум, одна душа…»

В настоящее время, когда умственное око России должно быть обращено, по преимуществу, внутрь её самой, наши добрые крутогорцы вполне доказали, что они стоят в уровень с обстоятельствами.

По прибытии я выполнил необходимые формальности, поставив себя под бдительное око местной полиции.

Нам, коротковолновикам, не мешает оглянуться назад, проверить наши ряды, пересмотреть всю проделанную работу, критическим оком окинуть свои успехи и выяснить недочёты.

с доп.: чего? то, что внешним видом или назначением напоминает глаз

— Я, конечно, не знаю всех тонкостей жульничества наездников, но полагаю, есть среди них виртуозы, способные обвести вокруг пальца самых строгих судей, зрителей и бдительное око видеокамер.

старая мера веса, приблизительно равная 1,2 кг

Виноград на базаре по три копейки за око.

бездонные (Городецкий, Кондратьев); вдохновенные (Никитин); вдумчивые (П.Я.); «Вспоенные небом» (Городецкий); жгучие (Фруг); задумчивые (Козлов, К.Р.); злобные (Башкин); кроткие (Льдов); кротко-лучистые (П.Я.); как звезды (Никитин); лазурные (Козлов, Надсон, Вл.Соловьев); лучезарные (Баратынский); лучистые (Ратгауз, П.Я.); мерцающие (Сологуб); «Незабудки голые» (Городецкий); немые (Бунин); орлиные (Баратынский); ослепительные (Городецкий); пасмурные (Лермонтов); пламенные (Льдов, Ратгауз); пленительные (Козлов, Пушкин); пытливые (Льдов); речистые (Мельн.-Печерский); сапфирные (Козлов); сверкающие (Фруг); светлые (Льдов, Надсон); скорбные (Коринфский, Серафимович); соколиные (Кольцов); трепетные (Рылеев); тусклые (Полонский, Фруг); умильные (Рылеев); «Цветы лесные» (Городецкий); ясные (Надсон, Некрасов)

Устар. поэт. В современном языке употр. при стилизации.

О цвете, блеске, характере взгляда.

Агатовые, бархатные, бездонные, блистательные, быстрые, голубые, горячие, жгучие, зеркальные, знойные, карие, лазурные, лучезарные, лучистые, огненные, ослепительные, пламенные, потухшие, пронзительные, сверкающие, светлые (нар.-поэт.), синие, темные, туманные, тусклые, черные, ясные (нар.-поэт.).

В сравнении с птицами.

Орлиные, соколиные, ястребиные.

О красоте, характере воздействия.

Ангельские, божественные, волшебные, восхитительные, дивные, пленительные, прелестные, роскошные, упоительные, холодные, чудесные, чудные, юные.

О выражении чувства, состояния, характера человека.

Бесстрастные, бесстрашные, бойкие, вдохновенные, вдумчивые, веселые, восторженные, гневные, горделивые, гордые, грустные, дерзостные, жадные, заветные, завистливые, задумчивые, зловещие, коварные, кроткие, ласковые, лукавые, любопытные, мрачные, мягкие, нежные, неистовые, немые, провидящие, пугливые, пытливые, скорбные, слезные (нар.-поэт.), смелые, строгие, суровые, тихие, томные, трепетные, удалые, умиленные. Всезрящие, гневно-огненные, дремучие, звездистые, молньеметательные, северные, сладостные, томно-голубые.

Источник

Евангелие по Матфею 6:22

Толкования:

Блж. Августин

Ст. 22-23 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 22-23 если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Гноящиеся глаза обыкновенно видят многочисленные светильники, глаз простой и чистый созерцает простое и чистое. Все это он будет переносить и к чувству. В самом деле, подобно тому, как тело совершенно погружается во тьму, если глаз не будет прост, и душа будет держать все чувства в непроглядной тьме, если она утратит свое первоначальное сияние. Итак, если находящийся в тебе свет есть тьма, то сколь велика будет самая тьма! Если чувство, которое есть свет, помрачается пороком души, то, подумай, какою тьмою будет окутан самый мрак!

Блж. Феофилакт Болгарский

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло

Евфимий Зигабен

Ст. 22-23 Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет

Светильник, т.е. осветитель. Сказав о недостойном рабстве ума, который есть глаз души, желает показать еще яснее, что такое рабство ума есть пагуба для души. Для примера берет глаз телесный и предоставляет заключать от этого к тому. Здесь нужно заметить, что простым Он называет здоровый глаз, а лукавым – больной. Итак, говорит: если глаз твой будет здоров, то все тело твое будет светло, заимствуя свет от собственного светильника; а если глаз твой будет болен, то все тело твое будет во мраке, не освещаясь им. Так и ум, глаз души, когда служит заботе о зарытом сокровище, болен, и болезнь есть эта именно забота; вследствие этого и душа потемнена.

Еп. Михаил (Лузин)

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло

Светильник для тела есть око. Наглядным общевразумительным примером Спаситель разъясняет и доказывает выраженное в предшествующих стихах учение о стяжании истинного сокровища на Небесах. Глаз – светильник для тела: если он здоров и чист, то и все тело через него светло, и все предметы видит он в их истинном виде. Но если глаз болен или нечист, он плохо видит и различает предметы и даже члены собственного тела. Тот, у кого око чистое, хорошо видя, может оценить и истинное достоинство предметов, а этот, с больными глазами, не может хорошо рассмотреть и узнать их. То же должно сказать и о душе в отношении ее к духовным предметам. Светильник души есть ум (ср.: Златоуст, Феофил.): если ум светел, ясно понимает предметы духовные, то он просвещает все душевные свойства и направляет их деятельность к приобретению истинно драгоценного для души.

Лопухин А.П.

Ст. 22-23 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Толкование этого места у древних церковных писателей отличалось простотой и буквальным пониманием. Златоуст принимает “чистый” (απλούς) в значении “здоровый” (ύγής) и толкует так: “ибо как глаз простой, т.е. здоровый, освещает тело, а если худ, т.е. болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы”. Иероним: “как все тело наше бывает во тьме, если глаз не прост (simplex), так, если и душа потеряла свой первоначальный свет, то все чувство (чувственная сторона души) остается во мраке”. Августин разумеет под глазом намерения человека, – если они будут чисты и правильны, то и все наши дела, исходящие из ваших намерений, хороши.

Прав. Иоанн Кронштадский

Светильник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет

Светильник телу есть око, то есть светильник душе или сердцу есть разум. Разум должен быть путеводною звездою для сердечных движений и проливать в сердце свет веры и естественных познаний; движения святые, добродетельные он должен поддерживать и питать размышлением, а движения греховные, страстные сейчас отсекать как гибельные для души и противные Богу – Законодателю. Потому-то и совесть называется практическим умом.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Прп. Антоний Великий

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло

Самоиспытание и благоразумие есть око и светильник для души, как глаз есть светильник для тела.

А если око светло, то и всё тело светло будет, если же око темно, то и всё тело темно будет, как сказал Сам Господь в Евангелии.

То есть посредством самоиспытания человек исследует и различает все свои желания, словá и действия и уклоняется всего, чтó может удалять нас от Бога.

Помощью же сего благоразумного различения человек отражает и совершенно уничтожает все ухищрения вражии и ясно отличает добро от зла.

Истина сего очевидна из Священного Писания.

Саул, царь израильский, поскольку не имел сего светильника, то ум его до того помрачился, что он даже не понимал, как исполнить то, что Бог повелевал ему через Самуила пророка, и что исполнение сего повеления было бы лучше принесения жертвы, а потому он раздражил Бога тем самым, чем думал угодить Ему, за что и лишен был царства (см.: 1Цар. 13, 7-15 ).

Прп. Макарий Великий

Ст. 22-23 «Светильник телу есть око: аще убо будет око твое» светло, «все тело твое» просветится: «аще же око твое лукаво, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми»

Как очи суть свет для тела; и когда очи здоровы, – все тело освещено; а когда попадет что в очи, и они омрачатся, тогда все тело бывает во тьме: так Апостолы были поставлены очами и светом для целого мира. Посему, Господь, заповедуя им, сказал: „если вы, будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено будет все тело мира. А если вы – свет мира – омрачитесь; «то тьма», то есть мир, «кольми»? Итак, Апостолы, став светом, послужили светом для веровавших, просветив сердца их тем небесным светом Духа, которым просвещены были сами.

Прп. Нил Синайский

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло

Письма на разные темы. Пресвитеру Серапиону.

Прп. Симеон Новый Богослов

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло

Какое другое разумеет Он здесь око, кроме ума? Сие око не может быть просто, если не видит простого (чистого) света. Свет же простый (чистый) есть Христос. Итак, кто имеет в себе свет Христов, который бы светил в уме его, о том говорится, что он имеет ум Христов. Когда око твое, то есть ум твой прост, то есть светел, тогда и бестелесное тело твое, то есть все части души твоей будут светлы; и наоборот, когда ум твой лукав, то есть омрачен и погашен, тогда и вся душа твоя будет темна. Итак, рассуди добре, не тьма ли и свет, который в тебе? Вникни также добре, не думается ли тебе, что имеешь то, чего еще не стяжал? Добре рассмотри это, чтоб не обмануться и не подумать, что в тебе свет, тогда как это не свет, а тьма.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 22-23 Светильник телу твоему есть око твое: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет

Троицкие листки

Ст. 22-23 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Спаситель хочет показать, какой вред происходит для человека, когда его сердце бывает порабощено земным попечением. Он приводит такое сравнение: Светильник для тела есть око: Итак, если око твое будет чисто, если глаз твой будет чист и здоров, то все тело твое будет светло, т.е. твой глаз будет видеть и тело твое таким, каково оно есть. «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души», – объясняет святитель Златоуст. если же око твое будет худо, если глаз твой болен или нечист, то он плохо видит, и тогда все тело твое будет темно: ты не будешь видеть даже собственных членов твоих. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Если ослепим ум, то чем смотреть будем? Заградив источник, иссушишь и реку; подобным же образом, если разум, просвещенный светом истинной веры, ты помрачишь пристрастием к земному, то какова же будет тогда эта непроглядная тьма, этот мрак страстей, который охватит со всех сторон твою душу? «Когда кормчий, – говорит Златоуст, – сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, – тогда какая надежда остается для подчиненных? Бог даровал нам ум для того, чтобы мы рассеивали мрак неведения, имели правильное понятие о вещах и, пользуясь им как светом, пребывали безопасны». Блаженный Августин так толкует слова Христовы: «Если око твое будет чисто, если твое намерение честно и богоугодно, то все дела твои, совершаемые с этим намерением, будут также чисты и праведны; они будут светлы. Если же око твое будет лукаво, если твое намерение осквернено и омрачено плотским похотением и пожеланием временных благ, то все твои действия, проистекающие из этого нечистого побуждения, будут причастны мраку».

Источник

Тягчимые очи что значит

Смотреть что такое «очи» в других словарях:

очи — (Гоголь), см. око … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

очи́стить — очищу, очистишь; прич. страд. прош. очищенный, щен, а, о; сов., перех. (несов. очищать). 1. (несов. также чистить). Сделать чистым, удалив с чего л. пыль, грязь и т. п. Очистить сапоги от грязи. □ Мы очистили от снега одежду, сложили ее в еще… … Малый академический словарь

очи́ститься — очищусь, очистишься; сов. (несов. очищаться). 1. Стать чистым по составу, освободиться от примесей чего л. чужеродного, загрязняющего. Спирт очистился. || Стать свежим или более свежим (о воздухе). Гроза разразилась одной молнией… воздух… … Малый академический словарь

очи́щенный — ая, ое. 1. прич. страд. прош. от очистить. 2. в знач. прил. Освобожденный от примесей. Очищенный спирт. 3. в знач. сущ. очищенная, ой, ж. разг. устар. Водка. Живновский остепенился и уже не употребляет очищенной; голова его побелела; смотрит… … Малый академический словарь

Очи́стка я́дов — этап судебно химического определения ядов, включающий их изолирование, удаление примесей и разделение … Медицинская энциклопедия

Очи́стка вы́бросов в атмосфе́ру — комплекс санитарно технических мероприятий, направленных на улавливание или уничтожение вредных примесей в составе газов, паров и аэрозолей, являющихся отходами производства и транспорта … Медицинская энциклопедия

Очи́стка населённых мест — см. Санитарная очистка … Медицинская энциклопедия

Очи́стка поле́й сраже́ния — (син. уборка полей сражения нрк) сбор и захоронение трупов людей и животных, а также удаление или обезвреживание опасных для людей предметов или материалов, производимые на местности, являющейся районом боевых действий … Медицинская энциклопедия

Очи́стка приро́дных вод — см. Очистка воды … Медицинская энциклопедия

Очи́стка сто́чных вод — комплекс санитарно технических мероприятий, направленных на устранение микробного и химического загрязнения сточных вод … Медицинская энциклопедия

очи́нивать — аю, аешь. разг. несов. к очинить … Малый академический словарь

Источник

Стихотворение и анализ «Подражания Корану»

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой,

Клянуся утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул я тебя.

Кого же в сень успокоенья

Я ввел, главу его любя,

И скрыл от зоркого гоненья?

Не я ль в день жажды напоил

Тебя пустынными водами?

Не я ль язык твой одарил

Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,

Стезею правды бодро следуй,

Люби сирот, и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

О, жены чистые пророка,

От всех вы жен отличены:

Страшна для вас и тень порока.

Под сладкой сенью тишины

Живите скромно: вам пристало

Безбрачной девы покрывало.

Храните верные сердца

Для нег законных и стыдливых,

Да взор лукавый нечестивых

Не узрит вашего лица!

А вы, о гости Магомета,

Стекаясь к вечери его,

Брегитесь суетами света

Смутить пророка моего.

В паренье дум благочестивых,

Не любит он велеречивых

И слов нескромных и пустых:

Почтите пир его смиреньем,

И целомудренным склоненьем

Его невольниц молодых.

Смутясь, нахмурился пророк,

Слепца послышав приближенье:

Бежит, да не дерзнет порок

Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан

Тебе, пророк, не для строптивых;

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?

За то ль, что наг на свет явился,

Что дышит он недолгий век,

Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит

И воскресит его — по воле?

Что с неба дни его хранит

И в радостях и в горькой доле?

За то ль, что дал ему плоды,

И хлеб, и финик, и оливу,

Благословив его труды,

И вертоград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;

На землю гром небесный грянет:

И брат от брата побежит,

И сын от матери отпрянет.

И все пред бога притекут,

И нечестивые падут,

Покрыты пламенем и прахом.

С тобою древле, о всесильный,

Могучий состязаться мнил,

Безумной гордостью обильный;

Но ты, господь, его смирил.

Ты рек: я миру жизнь дарую,

Я смертью землю наказую,

На всё подъята длань моя.

Я также, рек он, жизнь дарую,

И также смертью наказую:

С тобою, боже, равен я.

Но смолкла похвальба порока

От слова гнева твоего:

Подъемлю солнце я с востока;

С заката подыми его!

Земля недвижна — неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас собой.

Зажег ты солнце во вселенной,

Да светит небу и земле,

Как лен, елеем напоенный,

В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.

Он милосерд: он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету,

И да падет с очей туман.

Не даром вы приснились мне

В бою с обритыми главами,

С окровавленными мечами,

Во рвах, на башне, на стене.

Внемлите радостному кличу,

О дети пламенных пустынь!

Ведите в плен младых рабынь,

Делите бранную добычу!

Вы победили: слава вам,

А малодушным посмеянье!

Они на бранное призванье

Не шли, не веря дивным снам.

Прельстясь добычей боевою,

Теперь в раскаянье своем

Рекут: возьмите нас с собою;

Но вы скажите: не возьмем.

Блаженны падшие в сраженье:

Теперь они вошли в эдем

И потонули в наслажденьи,

Не отравляемом ничем.

Торгуя совестью пред бледной нищетою,

Не сыпь своих даров расчетливой рукою:

Щедрота полная угодна небесам.

В день грозного суда, подобно ниве тучной,

О сеятель благополучный!

Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если, пожалев трудов земных стяжанья,

Вручая нищему скупое подаянье,

Сжимаешь ты свою завистливую длань, —

Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,

Что с камня моет дождь обильный,

Исчезнут — господом отверженная дань.

И путник усталый на бога роптал:

Он жаждой томился и тени алкал.

В пустыне блуждая три дня и три ночи,

И зноем и пылью тягчимые очи

С тоской безнадежной водил он вокруг,

И кладез под пальмою видит он вдруг.

И к пальме пустынной он бег устремил,

И жадно холодной струей освежил

Горевшие тяжко язык и зеницы,

И лег, и заснул он близ верной ослицы —

И многие годы над ним протекли

По воле владыки небес и земли.

Настал пробужденья для путника час;

Встает он и слышит неведомый глас:

«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»

И он отвечает: уж солнце высоко

На утреннем небе сияло вчера;

С утра я глубоко проспал до утра.

Но голос: «О путник, ты долее спал;

Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;

Уж пальма истлела, а кладез холодный

Иссяк и засохнул в пустыне безводной,

Давно занесенный песками степей;

И кости белеют ослицы твоей».

И горем объятый мгновенный старик,

Рыдая, дрожащей главою поник…

И чудо в пустыне тогда совершилось:

Минувшее в новой красе оживилось;

Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,

И телом оделись, и рев издают;

И чувствует путник и силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с богом он дале пускается в путь.

Краткое содержание

Данный поэтический цикл включает в себя девять отдельных стихов. Каждое стихотворение – это либо перепев определённой суры (главы) Корана, либо эпизод из жизни Магомета. Все стихи связаны общими мотивами и темами. Краткое содержание каждого из девяти стихов:

Тягчимые очи что значит

Осман Х. Бей. Исламский богослов с Кораном. 1902

История создания

После завершения южной ссылки, Пушкин на протяжении двух лет обязан был находиться в родном имении Михайловское, вдалеке от шумной столицы. Домашнее заточение, во время которого за поэтом шпионил родной отец, вскрывая всю его почту, невероятно тяготило поэта.

Постоянно быть в заключении Пушкин не мог: его пытливый ум требовал интеллектуальной пищи. Выход из удручающего положения был найден: Пушкин стал вести длинные задушевные разговоры с умной и образованной соседкой по имению – помещицей Прасковьей Осиповой. Прасковья Александровна была женщиной религиозной, поэтому частенько затевала с поэтом жаркие споры на предмет веры.

В ссылке у Пушкина под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт настолько увлёкся изучением священных текстов, что решил написать произведение на тему религии. Таким образом появился поэтический цикл «Подражания Корану», датируемый 1824 годом. Эту работу автор посвятил своему основному оппоненту в период михайловской ссылки – Прасковье Осиповой.

Жанр, направление, размер

Стихотворный цикл написан в жанре философской лирики. Все стихи, за исключением седьмого и девятого, написаны шестистопным ямбом. Седьмой стих написан двухстопным амфибрахием, а девятый стих – четырёхстопным амфибрахием. Рифма представлена мужская/женская. Рифмовка отличается разнообразием: есть парная, кольцевая, перекрёстная. Строчки седьмого стиха не имеют рифмы: у читателей возникает впечатление, будто бы это настоящая молитва, взятая из Корана.

Композиция

С композиционной точки зрения, поэтический цикл включает в себя девять небольших стихов, объединённых между собой общей тематикой:

Образы и символы

Рассмотрим несколько смысловых образов, свойственных всем стихам данного цикла:

Темы и настроение

Сквозная тема, проходящая сквозь все девять стихов поэтического цикла – тема истинной веры и слепого послушания догматическим требованиям религии. Пушкин не ставил перед собой конкретной задачи раскритиковать исламскую религию или иную другую: он с большим уважением отнёсся к тексту Корана. Поэт пытается, находясь в образе лирического героя, наблюдать и анализировать мотивы и деяния Пророка.

Основная идея

Цикл стихов доносит до читателей одну из ключевых идей: пока истинно верующие люди неистово соблюдают все религиозные доктрины, находятся другие люди, которые грамотно используют верующих в своих личных корыстных целях.

Средства выразительности

Особого внимания заслуживают средства выразительности, использованные Пушкиным при создании данного поэтического цикла:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *