Ты станешь настоящим человеком лишь тогда когда познаешь что такое трудно

ТЫ СТАНЕШЬ НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПОЗНАЕШЬ, ЧТО ТАКОЕ ТРУДНО

Каждый человек периодически встречает на своём пути какие-либо испытания, препятствия, невзгоды. Возникает вопрос: почему трудности являются неотъемлемой составляющей жизни? Для чего они вообще существуют? И стоит ли их избегать?

Большинство людей трудности не любит. Кто-то даже их боится как огня и всячески стремится выстроить свой путь так, чтобы ненароком не наткнуться на неприятности. Казалось бы, жизнь без затруднений – это рай, о котором должен мечтать каждый нормальный человек.

Но так ли это? К сожалению, нет. В действительности трудности – это то, без чего нашу жизнь невозможно представить. И вовсе не потому, что земной шар так несовершенен. Это большая удача и свидетельство того, что человек движется вперед, совершенствуется. Это задача, с которой нам необходимо справиться, чтобы перейти на новый уровень. Фридрих Ницше писал: «Все препятствия и трудности – это ступени, по которым мы растем ввысь…».

Задумайтесь, благодаря чему мы приобретаем новый опыт? Конечно же, благодаря познанию неизведанных ситуаций и решению неизвестных вопросов. Проблемы помогают становиться мудрее. Они являются жизненными уроками, о которых не стоит жалеть, а необходимо извлекать пользу и учиться на собственных ошибках.

Примером человека, повидавшего большое количество трудностей, пережившего глубокие страдания, но при этом стремящегося найти выход из сложных ситуаций является Ван Гог. Его жизненный путь весьма нелегок. Он наполнен болью. Тем не менее, это не мешало художнику видеть истинную красоту. В картинах живописца преобладают светлые оттенки: золотой и желтый символизируют свет; а голубой и синий соотносятся с мудростью и познанием. И Борис Пастернак, судьба которого была наполнена трагизмом и горестью. Поэт пережил революцию, три войны, развод с двумя женами и эмиграцию. Тем не менее, все эти тяготы не стали помехой для написания величайших произведений. Каждое испытание делало Бориса Пастернака сильнее и мудрее.

Не стоит забывать и о культовом советском поэте Евгении Евтушенко, пользовавшимся огромной популярностью при жизни. Его именем даже назвали планету, но такое признание далось ему нелегко. Евтушенко пережил Вторую Мировую Войну. После этого у поэта началась любовь к цветной одежде: он насмотрелся на заключенных в серых формах в Сибири.

Евтушенко учился в институте имени Горького, однако поэта исключили за «неправильные высказывания». Несмотря на народную любовь, критики не понимали его творчества. Более того, Евгений Александрович часто становился фигурантом скандалов из-за неоднозначных произведений.

Таким образом, не стоит забывать, что понятие «трудности» произошло от слова «труд». Только лишь работа над своими ошибками позволяет нам получить ценный опыт и необходимые знания, являющимися вознаграждением за приложенные усилия.

Источник

Комплексный анализ текста по теме»Готовимся к ЕГЭ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Комплексный анализ текста на уроке русского языка

как средство подготовки к ЕГЭ 4

Варианты заданий к комплексному анализу текста 6

Список литературы 29

Комплексный анализ текста на уроке русского языка

как средство подготовки к ЕГЭ

При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы, о богатстве языка, о глубине слова. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения. В любом случае, выбирая текст для работы, нужно помнить о том, что в условиях классно-урочной системы он, с одной стороны, должен содержать смысловую информацию и стать стимулом для обсуждения различных проблем, обеспечивающего воспитание общечеловеческих ценностей, а с другой стороны, должен предоставлять необходимые факты и языковой материал для реализации практической направленности обучения и создания собственного речевого высказывания.

Выразительное чтение произведения помогает приблизиться к разгадке авторского замысла, глубже понять содержание, испытать эстетические чувства – всё это и создает на уроке ту речевую среду, которая должна стать естественной для учащихся.

В начале комплексного анализа текста необходимо проводить работу, направленную на проверку адекватности его восприятия в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями, а затем переходить к анализу лингвистических особенностей текста.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом, которая постепенно приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Как уже было сказано выше, важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, то есть в тексте, так как каждый текст является конкретным проявлением речевой деятельности. В процессе работы с текстами ученики узнают особенности наиболее распространённых стилей: публицистического, художественного и научно-популярного. Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных, межуровневых связей. Основные умения текстовосприятия, которым следует обучать школьников в первую очередь, организуются в форме учебных лингвистических задач. Такие задачи включаются в разделы курса, где усваиваются новые знания и совершенствуются имеющиеся умения и навыки.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка создаёт оптимальные условия для подготовки к ЕГЭ и для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представлений о языковой системе; реализации внутрипредметных (межуровневых) связей, а также межпредметных связей курсов русского языка, литературы, истории и др.; для личностно ориентированного преподавания русского языка; для формирования языковой личности. Методика комплексной работы с текстом представляет собой многоаспектную деятельность, включающую элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого (филологического) анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению, в ряде случаев – к пересказу, к изложению.

Сфера использования комплексного анализа текста – уроки повторения и обобщения пройденного материала, подготовки к ГИА и ЕГЭ, диагностики и контроля знаний, умений и навыков. Задания к тексту выполняются на уроке, за исключением тех, которые требуют времени и дополнительных источников информации. В разработке имеются краткие ответы на задания.

В данном сборнике представлены тексты разной стилистической принадлежности и примерные задания к ним. Учителя, которые воспользуются сборником, безусловно, могут корректировать задания, исключать некоторые из них, включать другие задания в зависимости от своих целей и уровня подготовленности класса.

Варианты заданий к комплексному анализу текста:

— Изменил ли текст ваше настроение?

— Какой интонацией следует читать текст и почему?

— С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста?

— Попробуйте заменить заглавие текста. Обоснуйте свой выбор.

— Укажите ключевые слова.

— Составьте план текста.

— Используя словари, объясните значение слова/слов.

— Исследуйте в тексте роль звукописи (эпитетов, метафор, сравнений, приёма параллелизма и т.д.).

— Объясните роль многоточия (других знаков препинания) в тексте.

— Какие языковые средства (лексические, грамматические) помогают автору передать своё отношение к высказываемому, дать ему оценку.

— С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

— Какое значение вносят в слово/слова приставка или суффикс?

— Используя словари, объясните значение фразеологиизма/фразеологизмов.

— Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

— Составьте схему предложения.

— Выпишите предложение, в котором сказуемое выражено наречием. В чём причина возникновения трудностей при выполнении этого задания?

— Выберите из текста материал для словарного диктанта.

— Выписать слова, интересные с точки зрения:

(1) Рядом с нашим домом лежит старое , трухлявое бревно.

(2) После обеда вышел я посидеть на бревне , а на нём – бабочка.

(3) Я остановился в стороне , а бабочка вдруг перелетела на край – дескать , присаживайся, на нас- то двоих места хватит.

(4) Я осторожно присел с нею рядом.

(5) Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их , прижимаясь к бревну , нагретому солнцем.

(6) – Тут неплохо, – ответил ей я, – тепло.

(7) Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

(8) – Вдвоем веселей, – согласился я.

(9) Говорить было вроде больше не о чем.

(10) Был тёплый осенний день. (11) Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

(12) Так мы и сидели рядом до самого заката.

1. Какое настроение вызывает миниатюра?

2. Какие средства выразительности помогают этому?

3. Используя разные источники информации, подготовьте сообщение об авторе текста.

4. Определите тему и идею миниатюры.

5. Почему она так озаглавлена?

6. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.

8. Чем осложнено 5-е предложение?

9. Выпишите из текста слова, морфемный состав которых соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание.

10. Выпишите предлоги из 1-го, 2-го и 11-го предложений; частицы из 3-го, 7-го и 12-го предложений; из 11-го предложения выпишите все местоимения, определите их разряды.

11. Дайте морфологическую характеристику слову веселей (8-е предложение). Можно ли без контекста определить, какая это часть речи?

12. Выпишите из 12-го предложения два словосочетания с подчинительной связью примыкание.

13. Дайте синтаксическую характеристику 9-го предложения.

(1)Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. (2)Если в детстве, отрочестве, ранней юности тебе даётся всё легко, ты можешь стать тряпкой… (3)Преодоление трудностей возвышает человека. (4)Тот, кому нестерпимо трудно и кто одолел трудности, похож на альпиниста, достигшего высочайшей вершины.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.

3. Определите тему и идею. Какая проблема поставлена в тексте?

4. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свой ответ.

5. К кому обращается автор? Интернет-ресурсы помогут вам найти ответ.

6. Какова роль глаголов 2 лица, единственного числа в тексте?

7. Какой смысл вкладывает автор в понятие «настоящий человек»?

9. Какова роль сравнений в тексте?

10. Дайте морфологическую характеристику слов: тогда, когда, лишь, что, такое (1 предложение); всё (2 предложение); высочайшей (4 предложение). Последнее слово разберите по составу.

12. Можно ли без контекста определить морфологическую принадлежность слов: нестерпимо, трудно (4 предложение)?

13. Составьте схему 1 предложения.

14. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания Ь после шипящих.

15. Объясните пунктуацию в 4 предложении.

(1)Владеете ли вы русским языком?

(2)Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. (3)Всё зави­сит от того, что понимать под «владением» языком.

(4)Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. (5)Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. (6)Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. (7)Например, А.С. Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов.

(8)Дело даже не в этом. (9)Владеть языком — значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём; уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить; уметь понять сказанное так, как оно было сказано. (10)Всё это не так просто.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему и идею.

3. Каков стиль текста – научный или научно-популярный? Обоснуйте свой выбор.

4. Попробуйте определить уровень своего словоупотребления. Подумайте, как вы будете это делать.

5. Составьте план текста.

6. Какова композиционная роль 1-го предложения?

7. Определите средства связи между двумя последними предложениями текста.

8. Найдите пример иронии в тексте.

9. Дайте морфологическую характеристику слова что в 3-м и 4-м предложениях.

10. Выпишите частицы из 1-го и 8-го предложений.

11. Выпишите из 9-го предложения примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи, назовите виды связи.

12. Объясните пунктуацию в 6-м предложении.

13. Объясните правописание слов сказанное и сказано (9 предложение).

(1)Гроза утихала над нашим кровом, но дождь ещё долго кропил Бобришный угор. (2) В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённою зеленью. (3) Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. (4) Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. (5) Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и гармоничное, счастливое созерцание мира. (6) И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то сделать для людей и для времени в этом непостижимом мире.

1. Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2. Прокомментируйте эту проблему.

3. Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4. Выразите собственную позицию по отношению к проблеме и приведите литературные аргументы.

5. Из 3, 5, 6-го предложений выпишите частицы.

6. Дайте морфологическую характеристику слову как и похожая из 4-го предложения; оттого из 6-го предложения.

7. Из предложений 3, 6-го выпишите предлоги.

8. Дайте синтаксическую характеристику 4-го и 6-го предложений.

9. Выпишите грамматическую основу 1-й части 5-го предложения; 1-й части 6-го предложения.

11. В каком предложении есть уточняющее распространённое определение?

12. Определите способ словообразования слов: зеленью, отблески, разряды, поддержка, послевоенный.

13. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания приставок.

14. В каких предложениях есть олицетворение, звукопись, развёрнутая метафора, метонимия?

(1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3)Россия велика. (4)На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. (6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

1. Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2. Прокомментируйте эту проблему.

3. Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4. Выразите собственную позицию по отношению к проблеме и приведите литературные аргументы.

5. Дайте морфологическую характеристику словам: (с) чего из 1-го предложения; русскому и большое – из 2-го; почти – из 4-го; насквозь и это из 7-го предложения.

6. Объясните постановку двоеточия во 2-м и 5-м предложениях.

7. Объясните дефисное написание слов города-миллионеры.

8. Выпишите грамматическую основу 4-го предложения.

10. Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях: на её территории, тридцать Франций.

11. В каком предложении есть уточняющее распространённое дополнение?

12. Определите способ словообразования слов: тишь, разговор, Забайкалья.

13. Назовите синтаксическое средство выразительности, использованное в 7-м предложении.

(1) Зацвела ива. (2) Каждый ивовый барашек как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. (3) Пальцем тронешь – пожелтеет палец. (4) Щёлкнешь – золотой дымок запарит. (5) Понюхаешь – мёд!

1. Что вы видите и чувствуете после прослушивания текста?

2. Какую иллюстрацию вы могли бы нарисовать к этому тексту?

3. Озаглавьте текст.

4. Найдите средства выразительности в тексте и определите их функции.

5. Выпишите номер(а) нераспространённого(ых) предложения(й).

6. Выпишите местоимение и союзы из 2-го предложения. Укажите разряд местоимения.

9. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания глагольных окончаний.

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте? (5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

1. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к данному тексту?

1) Красота не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

2) …чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить…

3) Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

4) Из тяжести недоброй

2. С помощью какого языкового средства связаны 6-е и 7-е предложения текста?

1) лексический повтор

2) противительный союз

3) личное местоимение

3. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

2) ряды однородных членов

3) ряд вопросительных предложений

4. Сколько имён существительных во 2-м предложении?

5. Выпишите из 5-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью согласование.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2)Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4)Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.

(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.

(7)В жизни как раз не всё совпадает. (8)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к данному тексту?

1) Не место красит человека, а человек место.

2) Мал золотник, да дорог.

3) Не всё золото, что блестит.

4) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?

3) личное местоимение и лексический повтор

3. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?

1) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза

2) метафора, антонимы, синонимы

3) эпитеты, фразеологизм, антонимы

4) разговорные выражения, эпитеты, гипербола

4. Выпишите из 3-го предложения местоимение(я).

5. Выпишите из 3-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью управление.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! (2)И у каждого из них есть своё лицо, своя история. (3)Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. (4)Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этой местности. (5)И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. (6)Что мы там ищем? (7)Свою родословную? (8)Истоки народного характера? (9)Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

1) в 1-м 2) во 2-м 3) в 5-м 4) в 9-м

2. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

1) наречие и частица;

2) лексический повтор и местоимение;

3) синоним и частица;

4) указательное местоимение и контекстный синоним

3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) вопросительные предложения;

2) однородные члены;

4. Выпишите из 9-го предложения частицу(ы).

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях. (2)Путешественник – первооткрыватель, если пользоваться терминологией Стругацких, – ещё и своеобразный «сталкер». (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5) Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. (6)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (7)А ещё – целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

1. Почему автор текста называет путешественников первооткрывателями? Укажите номер предложения, где содержится ответ на этот вопрос.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 5, 6

2. С помощью каких языковых средств связаны 6-е и 7-е предложения?

3) союз и лексический повтор;

3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) ряды однородных членов;

4) контекстные антонимы

4. Выпишите из 5-го предложения союз(ы).

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(По Г. Троепольскому)

1. Какова основная тема этого текста?

1) взаимоотношения человека и природы;

2) пробуждение природы;

3) лучшие нравственные качества человека;

4) первые весенние цветы

2. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

1) указательное местоимение;

2) лексический повтор;

3. С помощью какого языкового средства в 1-м предложении автор показывает, что описываемые события происходят одновременно?

1) несовершенный вид глаголов, повтор слова когда ;

2) одно и то же время всех глаголов;

4) употребление частицы не

4. Сколько имён существительных в 5-м предложении?

5. Выпишите из 7-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью согласование.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)Человек без Родины – что цветок сорванный. (2)Внешне, быть может, ещё и красив, но в сущности уже мёртвый. (3)Очень хочу, чтобы вы услышали, чтобы научились достойно трудиться и жить на родной земле. (5)Полюбите землю. (6)Ту самую, что лежит у вашего порога. (7)Ведь с неё начинается Родина.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Определите стиль и тип речи.

7. Укажите номер(а) предложения(ий), где встречается развёрнутая метафора.

8. Какие предложения или части предложений являются определённо-личными?

9. Какими частями речи являются слова: ещё, и, красив, уже (2 предложение); ту, самую, что (6 предложение).

10. Объясните пунктуацию во 2 и 3 предложениях.

11. Определите виды придаточных в 3 и 6 предложениях.

12. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

Определите способ словообразования слов: услышали, достойно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *