сколько времени максимально можно работать за персональным компьютером без перерыва охрана труда

Работаю за компьютером. Какие перерывы могу делать по закону?

Согласно ТК РФ и санпину, все, кто работает за компьютером, имеют право на отдых: 10—15 минут каждый час в зависимости от условий.

У меня есть вопросы:

Государство обязывает работодателей предоставлять работникам перерывы и дает рекомендации, как сохранить их здоровье. Расскажу, сколько положено отдыхать по закону.

Какие есть виды отдыха

В трудовом кодексе есть понятие отдыха на рабочем месте и описаны некоторые нюансы. Но подробно вопрос перерывов при работе за компьютером не рассмотрен.

Больше информации содержится в санпине и типовой инструкции по охране труда. В основном в них прописаны рекомендации по которым работодатель создает правила внутреннего трудового распорядка. Важно: это только рекомендации, заставить работодателя работать строго по ним нельзя, оштрафовать — проблематично.

Закон устанавливает пять видов отдыха. Кроме ежедневного отдыха, выходных, праздников и отпуска есть еще перерывы в течение рабочего дня или смены — время, когда можно перекусить, выпить кофе или посидеть в комнате отдыха.

Отдыхом считается только время, когда работник занимается личными делами, а не переключается на другую работу. Отнести бумаги в другое подразделение — это не отдых.

Если перерывов нет — это нарушение законодательства.

Что говорит закон о перерывах

Закон обязывает работодателей создавать безопасные условия труда и в том числе предусмотреть перерывы на отдых, чтобы снизить вред от компьютера.

Сколько нужно отдыхать на работе — зависит от деятельности, которой сотрудник занимается. Закон разделяет работу за компьютером на три группы в зависимости от того, что человек делает чаще: читает с монитора, печатает на клавиатуре или занимается творчеством, например рисует с помощью программ. Но часто невозможно в работе отделить время печатания от времени чтения, поэтому за основной вид деятельности принимают тот, что занимает больше половины рабочего времени.

В среднем суммарная длительность перерывов при смене в 8 часов не может быть меньше 50 минут. Например, если работать административным помощником и не только печатать на компьютере, но и отвечать на звонки и встречать клиентов. Максимальная длительность перерывов — 90 минут, например у сисадминов, которые работают с компьютером все время.

Ночной смене — с 22:00 до 6:00 — отдыхать нужно на 30% больше. Перерывы длительность работы не увеличивают.

Подобную ситуацию рассматривал суд в случае, когда работники подали иск на компанию «Вымпелком». В числе других требований они хотели получить компенсацию за то, что им не предоставляли перерывы для отдыха, который предусмотрен для пользователей ПК.

Суд, прокуратура и ГИТ установили, что перерывов не было. В результате компания получила предупреждение.

Когда делать перерывы в рамках закона

Закон рекомендует при непрерывной работе с компьютером чередовать работу с ним и без него. Если работа без компьютера невозможна, нужно делать перерывы каждые 45—60 минут на 10—15 минут.

Сотрудник должен сам следить за перерывами, а при желании может не отдыхать вообще. Это его право, и привлечь за это работодателя к ответственности не получится. Иногда компании этим пользуются и создают условия, при которых работник не хочет отдыхать. Например, загружают работой, которую реально выполнить, только если работать без перерывов.

Что делать, если не дают отдыхать

Если работаете за компьютером и работодатель запрещает отдыхать, попробуйте поговорить с ним. Скажите, что отсутствие перерывов плохо влияет на эффективность работы и, если разрешить вам отлучаться на чашку кофе, работать хуже вы не станете. Пообещайте не опаздывать с перерывов. Возможно, это поможет.

Если разговор не заладится, ссылайтесь на законодательство. Часто работодатели говорят сотрудникам, что в законах прописаны только рекомендации, а пользоваться ими или нет — решение компании. Это не так: кроме рекомендаций там много требований, которые должны быть прописаны в правилах внутреннего распорядка и действовать в жизни.

ли работодатель нарушает ваши права, есть ли свидетели нарушения порядка и, главное, как вы будете работать в этой организации дальше. Если работодатель перегружал вас работой, сообщите об этом тоже.

Не подавайте заявление анонимно: такие не рассматривают и не регистрируют. Если не уверены, что ваши права нарушены, и боитесь зря поднять шум, можно проконсультироваться о ситуации с инспекцией. Когда подаете заявление на сайте, вам дают выбор: организовать проверку или проконсультироваться. Выбираете второй пункт и заполняете заявление.

Если подаете заявление, чтобы инспекция провела проверку, выбирайте первый пункт. Работодателя проверят и — если выявят нарушения — в первый раз сделают предупреждение. Если нарушение повторится, оштрафуют на 10 000—20 000 рублей. В некоторых случаях по усмотрению инспекции могут приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Где находится трудовая инспекция в вашем городе, можно посмотреть на сайте Роструда.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Охрана труда при работе с офисным оборудованием

С 20 мая 2021 г. вступает в силу Типовая инструкция N 25, касающаяся работы с офисным оборудованием. Одновременно утрачивает силу Типовая инструкция о работе с ПЭВМ. Рассмотрим основные изменения в требованиях по охране труда для работников, использующих в работе офисное оборудование.

Понятие «офисное оборудование»

Действующая Типовая инструкция инструкция о работе с ПЭВМ содержит требования по охране труда работников, которые используют в своей работе ПЭВМ, проще говоря, компьютеры, ноутбуки и т.п. Новая Типовая инструкция N 25 распространяет требования по охране труда на использование в работе не только ПЭВМ, но и другого офисного оборудования.

В понятие «офисное оборудование» входят, кроме ПЭВМ, копировально-множительная техника и сканирующие устройства. Под сканирующими устройствами понимается такое оборудование, которое позволяет путем анализа какого-либо объекта (изображения, текста) создать цифровую копию изображения данного объекта (ч. 2 п. 1 Типовой инструкции N 25).

Соответственно, в категорию офисного оборудования согласно Типовой инструкция N 25 входят, в частности, персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства типа принтер-сканер-копир.

Типовая инструкция N 25 не распространяет свое действие на работу с другим офисным оборудованием (техникой), таким как чайник, кулер, кофемашина, микроволновая печь и т.п. Вместе с тем организациям целесообразно включить требования безопасности при работе с данными электроприборами в свои инструкции по охране труда. Это позволит избежать травматизма и несчастных случаев на производстве у работников.

Основные изменения в требованиях по охране труда

Типовая инструкция N 25 по структуре такая же, как и действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ. В обеих инструкциях требования по охране труда сгруппированы в следующие разделы: общие, перед началом работы, при выполнении работы, по окончании работы и в аварийных ситуациях.

Типовая инструкция N 25 во многом повторяет положения действующей Типовой инструкция о работе с ПЭВМ. Некоторые положения претерпели лишь незначительные изменения либо были уточнены. На наш взгляд, наиболее значимые изменения в требованиях по охране труда коснулись следующих вопросов.

1. Проведение инструктажа по охране труда для допуска к работе с ПЭВМ.

Типовая инструкция N 25 прямо уточняет, что к работе с офисным оборудованием допускаются работники, которые прошли в установленном порядке инструктаж по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте и повторный) (п. 2).

Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ указывает также на прохождение инструктажа по охране труда до выполнения работы на ПЭВМ, однако с оговоркой «в установленных законодательством случаях». В связи с этим возникала масса вопросов о необходимости проведения инструктажа по охране труда для работы с ПЭВМ (п. 2).

2. Время работы беременных женщин (кормящих матерей) с ПЭВМ.

Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ предусматривает ограничение времени работы беременных женщин (кормящих матерей) с компьютером не более трех часов за рабочий день (смену). Это позволяет женщинам требовать у нанимателя сократить количество часов работы за компьютером с момента установления беременности или в период кормления ребенка грудью. Если из-за особенностей технологического процесса организовать работу для работницы указанным образом невозможно, то наниматель должен перевести ее на работу без использования ПЭВМ (п. 3).

Типовая инструкция N 25 не содержит ограничений по времени работы беременных женщин (кормящих матерей) с ПЭВМ и другим офисным оборудованием.

3. Обязательные регламентированные перерывы при работе за компьютером.

Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ содержит наряду с перерывом для отдыха и питания специальные регламентированные перерывы при работе с ПЭВМ в течение рабочего дня, которые включаются в рабочее время (ст. 135 ТК, п. 15 — 19 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

Время таких перерывов устанавливается работникам в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности работника (п. 15 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

В Типовой инструкция N 25 регламентированные перерывы перестают быть обязательными. Право работников на регламентированные перерывы при работе с ПЭВМ зависит от того, были ли они установлены нанимателем (п. 12 Типовой инструкции N 25, ст. 29 Закона об охране труда).

Обратите внимание!
Требования об уменьшении рабочего времени за компьютером до трех часов в рабочий день (смену) для беременных (кормящих) женщин, а также об обязательных перерывах при работе с ПЭВМ остались в санитарных нормах и правилах (п. 98, 105 — 110 СанПиН N 59).

СанПиН N 59 считались обязательными для применения всеми субъектами хозяйствования (п. 5). Однако с началом действия Декрета N 7 данные санитарные нормы и правила стали носить рекомендательный характер, т.е. их можно применять по усмотрению субъектов хозяйствования. При этом неприменение субъектами хозяйствования СанПиН возможно лишь при обеспечении в процессе их деятельности (подп. 3.5 п. 3 Декрета N 7):

— безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;

— нормальных условий для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 ТК, в том числе здоровых и безопасных условий труда.

На наш взгляд, право на неприменение субъектом хозяйствования СанПиН N 59 в случае привлечения беременной женщины (кормящей матери) к работе с ПЭВМ более трех часов отсутствует. Ведь в этом случае вряд ли будут соблюдены здоровые и безопасные условия труда по ст. 89 ТК для данной категории работников.

Допускаем возможность неприменения СанПиН N 59 в части установления регламентированных перерывов. Однако и здесь важно учитывать состояние здоровья работника. Если окажется, что работнику данные перерывы были необходимы и из-за их отсутствия при работе с ПЭВМ здоровью работника нанесен вред, скорее всего, нанимателю придется нести ответственность.

4. Право работника отказаться от выполнения работы на ПЭВМ.

Как и сейчас, Типовая инструкция N 25 предоставляет работнику право отказаться от выполнения порученной работы с использованием офисного оборудования при угрозе жизни и здоровью его и окружающих до устранения данной угрозы (п. 6 Типовой инструкции N 25, п. 7 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

Однако в Типовой инструкции N 25 уточнены действия работника при отказе от порученной работы по данному основанию. Работник в такой ситуации должен (п. 6):

— незамедлительно письменно сообщить нанимателю (уполномоченному должностному лицу нанимателя) о мотивах отказа от работы;

— подчиняться ПВТР, за исключением выполнения указанной работы.

Обратите внимание!
В действующей Типовой инструкции о работе с ПЭВМ установлена периодичность выполнения некоторых обязанностей работника. В частности, проветривания помещения при выполнении работы на офисном оборудовании, а также протирания периферийных устройств с целью их очистки: после каждого часа работы с ПЭВМ и не реже одного раза в неделю соответственно. В Типовой инструкции N 25 периодичность данных действий не установлена (абз. 8 п. 11, абз. 5 п. 15 Типовой инструкции N 25, абз. 7 п. 12, п. 24 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

Принятие Типовой инструкции N 25: действия нанимателя

Типовые инструкции по охране труда являются основой для разработки работодателем своих инструкций по охране труда с учетом местных условий и специфики деятельности (абз. 21 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда).

Обратите внимание!
Работодатель может не разрабатывать свои инструкции по охране труда, а руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда при условии отсутствия различий специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) (ч. 2 п. 4 Инструкции N 176).

С учетом вступления в силу Типовой инструкция N 25 организациям нужно пересмотреть свои инструкции по охране труда и внести в них изменения при необходимости. Кроме того, надо будет проактуализировать перечень инструкций по охране труда, утвержденный в организации (п. 11, абз. 2 п. 51 Инструкции N 176).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Режим работы за компьютером: как сохранить зрение

Длительная работа за компьютером может причинить вред здоровью. Как избежать негативных последствий?

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Но знать о своих правах необходимо и работникам. Впрочем, главное – эти права реализовывать.

Мониторинг рабочего времени

Для начала выясните, сколько времени вы реально проводите за компьютером. Нормальная продолжительность рабочего времени устанавливается в расчете на неделю (ст. 91 ТК РФ), поэтому мониторинг вашей занятости за этот период будет доказательным. Если окажется, что на протяжении 40 часов вы используете ПЭВМ более 20 часов, то у вас имеются основания принять меры к сохранению своего здоровья.

С 01.01.2014 в вашем трудовом договоре должны быть оговорены условия труда на рабочем месте (ст. 57 ТК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Под условиями труда понимают совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (ст. 220 ТК РФ). Продолжительность работы за компьютером является существенным условием труда бухгалтера. Если она превышает 50 процентов вашего рабочего времени, сообщите руководителю компании. А лучше зафиксируйте данный факт в докладной записке. Он подлежит отражению в вашем трудовом договоре.

Не пренебрегайте своими правами. Имейте в виду: работодатель обязан обеспечить информирование работника об условиях труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, о предоставляемых ему гарантиях (ст. 212 ТК РФ).

Режим работы за компьютером

Помимо общей продолжительности, важен еще и режим работы за компьютером. Это разъяснено в приложении 7 к Санитарным правилам «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», введенным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.

С 01.01.2014 обязательными для включения в трудовой договор являются условия труда на рабочем месте (ст. 57 ТК РФ).

Трудовую деятельность подразделяют на три группы (А, Б и В). При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 процентов времени в течение рабочей смены. Данная классификация используется для регламентации тяжести и напряженности трудового процесса. Подробности – в таблице 1.

Внимание! Продолжительность непрерывной работы с видеотерминалом без регламентированного перерыва не должна превышать 1 часа (п. 1.5 Санитарных правил).

Лица, работающие с ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени, рассматриваются как профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ (п.13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием ПЭВМ и без него. Если такой возможности не имеется – делайте перерывы на 10-15 минут через каждые 45-60 минут работы.

Упражнения для разгрузки

Во время регламентированных перерывов целесообразно выполнять комплексы упражнений для снижения нервно-эмоционального напряжения и утомления зрения, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии. Варианты комплексов приведены в приложениях 8-11 к Санитарным правилам. Воспроизводим один из комплексов упражнений для глаз в таблице 2.

Курение в перерывах психологической разгрузке не способствует (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

А если вы «самоотверженно» работали на персональном компьютере без отдыха? Увы, компенсация за неиспользованные регламентированные перерывы законодательством не предусмотрена (апелляционное определение Саратовского областного суда от 27.07.2013 по делу № 33-3661).

Медицинский осмотр

Дополнительные медицинские противопоказания для работы за компьютером (примечание 6 к Перечню, утв. Приказом № 302н):

Вне зависимости от показаний к медосмотру работник проходит комплексное обследование. Его осматривает множество специалистов (примечания 3 и 5 к Перечню, утв. Приказом № 302н). Возможно, это для вас тоже актуально.

Особенности труда беременных

На основании пункта 13.2 Санитарных правил женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, либо для них ограничивается время работы с ПЭВМ. Оно не должно составлять более трех часов за рабочую смену при условии соблюдения гигиенических требований, предусмотренных Санитарными правилами.

Между тем в силу пункта 48 Порядка, утвержденного Приказом № 302н, беременность (а также лактация) является медицинским противопоказанием для допуска к работам с вредными условиями труда. Однако данное ограничение касается работ в контакте с вредными производственными факторами. Электромагнитное поле ПЭВМ неосязаемо, поэтому о контакте с ним говорить не приходится.

Остается добавить, что трудовые «подвиги» во время беременности, которыми гордятся некоторые бухгалтеры, – не достижение. Ведь вы ущемляете право будущего ребенка на здоровье. Ему не могут быть противопоставлены интересы работодателя (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Прием на работу

Как сказано выше, условия (в том числе продолжительность) работы за компьютером должны быть оговорены в трудовом договоре. Но если вам предстоит использовать ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени, то при поступлении на работу необходимо пройти еще и предварительный медицинский осмотр. Таково требование пункта 13.1 Санитарных правил.

Этот осмотр тоже производится за счет средств работодателя. Впрочем, лицо, поступающее на работу, может пройти медосмотр за собственный счет, а организация обязана возместить ему данные расходы (апелляционное определение Архангельского областного суда от 18.03.2013 № 33-1399/13). На практике работодатели стремятся сократить расходы. Приступив к работе, вы сможете исследовать свою «компьютерную занятость» самостоятельно и принять должные меры к охране своего труда.

Елена Диркова, для журнала «Практическая Бухгалтерия»

сколько времени максимально можно работать за персональным компьютером без перерыва охрана труда

Помощь в решении практических ситуаций

В журнале «Практическая бухгалтерия» с 2001 года публикуются статьи с конкретными решениями и рекомендациями. Теперь издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>

Читайте также по теме:

сколько времени максимально можно работать за персональным компьютером без перерыва охрана труда

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Суховское сельское поселение

МО Суховское сельское поселение Кировского муниципального района

по охране труда для работы на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ)

I . Общие требования безопасности

При эксплуатации персонального компьютера на работника на работника могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:

повышенный уровень электромагнитных излучений;

повышение уровень статического электричества;

пониженная ионизация воздуха;

статические физические перегрузки;

перенапряжение зрительных анализаторов.

выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией;

содержать в чистоте рабочее место

соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

соблюдать меры пожарной безопасности.

3.Рабочие места с компьютерами должны размещаться таким образом, чтобы расстояние от экрана одного видеомонитора до тыла другого было не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2.

4 Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы мониторы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

Рабочая мебель для пользователей компьютерной техники должна отвечать следующим требованиям:

высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680-800; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;

рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм;

рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также – расстоянию спинки от переднего края сиденья;

рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300мм, глубину не менее 400мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до20˚; поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10мм;

рабочее место с персональным компьютером должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.

5. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

6. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

7. Работник обязан соблюдать режим труда и отдыха при работе с ПК в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности:

— группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом,

— группа Б — работа по вводу информации,

— группа В — творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к различным видам трудовой деятельности, за основную работу с компьютером следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с компьютером, которые определяются: для группы А – по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену (не более 60000 знаков за смену); для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену (не более 40000 знаков за смену); для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с компьютером за рабочую смену ( не более 6 часов за смену)

При 8- часовом рабочей смене и работе на компьютере регламентируемые перерывы следует устанавливать:

Для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин каждый;

Для III категории работ через 1,5 – 2,0 часа от начала рабочей смены и через 1,5 – 2,0 час после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин через каждый час работы.

При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а течение последних 4 час работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 мин.

Категория работы с ВДТ или ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ВДТ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *