самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Компания развивается и растёт, если ставит правильные цели и вовремя их достигает. Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и сфокусирует компанию на определенных задачах? Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART. В статье разберем, что такое SMART-цели и как с их помощью улучшать показатели в бизнесе.

Что такое SMART-цели

SMART — метод постановки целей. Фреймворк SMART позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения.

SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с дедлайном. Пример личной цели по SMART — повысить свой уровень английского языка до C1 к ноябрю.

Критерии SMART

SMART-цель должна быть:

Давайте рассмотрим каждый критерий SMART более детально.

Спасибо! Мы уже отправили всё на почту

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Specific: Конкретная цель

Specific: цель по SMART— конкретна и однозначна, её нельзя интерпретировать по-разному. Цель должна фокусировать и задавать направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, вероятность, что при выполнении задач, все побегут в разные стороны, увеличивается в разы. SMART-цель одинаково понимается и трактуется сотрудниками компании.

Не конкретноКонкретно
Зарабатывать большеПовысить продажи

Что нужно помнить:

Приоритеты компании на ближайший год — выйти на зарубежный рынок и повысить узнаваемость бренда. SMART-цель для первого направления — открыть 30 новых точек продаж в Турции, для второго — увеличить охваты в социальных сетях до 100 000 просмотров в месяц за счет рекламных интеграций с блогерами.

Вопросы для постановки конкретной SMART-цели:

Measurable: Измеримая цель

Measurable: SMART-цель измеряется в количественных показателях, по которым мы определяем, насколько компания приблизилась к результату. Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно. У SMART-целей есть конкретные критерии оценки.

Цель компании — увеличение продаж. Если продажи вырастут на 1%, будет ли топ-менеджмент доволен результатом?

Не измеримоИзмеримо
Повысить продажиПовысить продажи на 30%

Что нужно помнить:

SMART-цель измеряется в количественных показателях — увеличить трафик на сайт на 10%, открыть 2 новые точки продаж, увеличить количество новых пользователей до 100 000 в день.

Вопросы для постановки измеримой SMART-цели:

Achievable or Attainable: Достижимая цель

Achievable or Attainable означает, что SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками. При постановке цели необходимо опираться на прошлый опыт и ресурсы компании: данных о росте за прошлые месяцы, уровне скиллов в команде, объемах будущих инвестиций. Если цель слишком амбициозна, а ресурсов для ее достижения нет, она может демотивировать команду и причинить вред бизнесу.

Не достижимоДостижимо
Увеличить продажи на 300% к концу годаПовысить продажи на 30% к концу квартала

Что нужно помнить:

Вопросы для постановки достижимой SMART-цели:

Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.

Relevant: Значимая цель

Цель по фреймворку SMART должна соответствовать актуальным тенденциям на рынке и потребностям компании. Значимая цель приближает нас к достижению глобальных стратегических задач.

Одно из направлений стратегии компании — выйти на зарубежный рынок. Цель — «открыть 30 новых точек продаж в России» не вписывается в рамки стратегии компании.

Не значимоЗначимо
Открыть 30 новых точек продаж в РоссииОткрыть 30 новых точек продаж в Турции

Что нужно помнить:

Вопросы для постановки значимой SMART-цели:

Когда вы ставите значимые цели, за их достижением следует реальная выгода для компании.

Time bound: Ограниченная во времени цель

Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Более длительные сроки могут расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, существует большая вероятность, что часть сотрудников забудет о ней, другая часть уже уволится из компании, а сама цель потеряет актуальность.

Не ограничено во времениОграничено во времени
Увеличить продажи на 30%Повысить продажи на 30% к 30.09.2021

Что нужно помнить:

Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:

Цель с конкретной датой окончания помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.

Как SMART-цели помогут вашему бизнесу

В теории любые цели помогают развиваться и выходить на новый уровень, но на практике так происходит не всегда. Если цель абстрактна, нереалистична и бессрочна, то непонятно, как действовать дальше и отслеживать прогресс. SMART-подход помогает фокусироваться на конкретных целях, которые приближают к выполнению стратегических планов.

Примеры и антипримеры SMART-целей

На конкретных примерах разберем, как нужно и как не нужно ставить SMART-цели.

Не SMARTКомментарийSMART
За три месяца увеличить трафик на сайт.Что хорошо?
Цель конкретна: увеличить трафик на сайт.
Достижима: в прошлом квартале трафик увеличился на 5%.
Значима: увеличение трафика повышает количество собранных лидов.
Ограничена во времени: три месяца.
Что не так?

Цель не измерима. Непонятно, насколько должен вырасти показатель.
Как исправить: добавить критерий измерения: «Увеличить трафик на сайт на 8%»

За три месяца увеличить трафик на сайт на 8%.
Заработать на 30% больше к концу квартала.Что хорошо?
Цель достижима: за прошлый отчетный период продажи компании увеличились на 25%.
Измерима: увеличение дохода на 30%.
Значима: цель соответствует стратегии развития — масштабированию.
Ограничена во времени: конец квартала.

Что не так?
Цель не конкретна. Непонятно, что именно нужно делать. Какую задачу нужно решить и каким должен быть итоговый результат?
Как исправить: определить, что поможет компании зарабатывать больше. Например, увеличение продаж.

Увеличить продажи на 30% к концу квартала.
За шесть месяцев увеличить просмотры роликов на YouTube на 75%.Что хорошо?
Цель конкретна: увеличение просмотров.
Измерима: увеличение просмотров на 75%.
Значима: увеличение просмотров повысит охваты и приведет новых клиентов.
Ограничена во времени: 6 месяцев.

Что не так?
Цель не достижима. За прошлый год количество просмотров выросло на 5%.
Как исправить: увеличение среднего числа просмотров на 10% реалистичнее.

За шесть месяцев увеличить просмотры на YouTube на 10%.
За месяц увеличить регистрации на курс на 20%.Что хорошо?
Цель конкретна: увеличение регистраций
Измерима: увеличение регистраци на 20%.
Достижима: прирост регистраций на прошлом курсе был на 10%
Ограничена по времени: месяц.

Что не так?
Цель не значима: компании не выгодно вкладывать свои силы в развитие курса, так как лиды с курса плохо конвертируются в платящих клиентов.
Как исправить: определить приоритетное направление развития компании. Статистика показывает, что 20% пользователей, которые подписываются на рассылку, становятся клиентами компании.

Увеличить количество подписок на рассылку на 15% за полгода.
Увеличение количества активных пользователей приложения на 15%.Что хорошо?
Цель конкретна: увеличение количества активных пользователей.
Измерима: увеличение активных пользователей на 15%.
Достижима: В прошлом был стабильный рост на 10%.
Значима: от роста активных пользователей зависят будущие продажи.

Что не так?
Цель не ограничена во времени. Не определен временной промежуток, за который нужно достигнуть цели.
Как исправить: добавить дедлайн — шесть месяцев.

Увеличение количества активных пользователей приложения на 15% за шесть месяцев.

На что обратить внимание при постановке SMART-целей

От правильной постановки целей зависит будущее развитие компании — как быстро мы вырастем, выйдем на новые рынки и обойдем конкурентов. С первого раза сформулировать идеальные цели невозможно, важно делать работу над ошибками и ставить новые цели с учетом предыдущего опыта компании.

Самые распространенные ошибки при постановки SMART-целей:

Завышенные ожидания

Цель должна соответствовать возможностям компании. Стремиться к улучшению показателей — хорошо, но это не значит, что нужно ставить перед командой невыполнимые цели. Проблема завышенных ожиданий кроется не в формулировке цели, а в том, насколько компания правильно оценивает свои ресурсы. Если у бренда только три швеи, цель — «увеличить прибыль компании до 100 миллионов рублей за год» сильно завышена.

Нерелевантные цели

Цель должна вести компанию вперед и соответствовать стратегии компании. Если основной доход компании от выпуска ежемесячных коллекций, именно в это направление нужно вкладывать основные силы.

Отсутствие гибкости

В процессе достижения цели многое может измениться: непредвиденные обстоятельства, конкуренты запустили новый продукт или случился кризис. Важно вовремя проанализировать ситуацию и подстроиться под изменившиеся обстоятельства. SMART-цель — не заповедь, от неё можно отказаться, если это необходимо.

Отсутствие мотивации

Над достижением целей работают конкретные люди, поэтому важно принимать во внимание человеческий фактор. Чтобы сотрудники достигали результатов, нужны конкретные и выполнимые задачи, а также благоприятная атмосфера внутри компании.

Спасибо! Мы уже отправили всё на почту

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Чек-лист постановки SMART-цели

Составили план по постановке SMART-целей, чтобы процесс целеполагания не превратился в хаос:

Вы изучили отзывы клиентов на разных площадках и обнаружили, что многие не довольны услугами. Оказалось, что сотрудники поддержки долго обрабатывают заявки, некоторые запросы так и остаются нерешенными. Ваши конкуренты решили эту проблему, внедрив чат-бота на сайте.

Цель компании — повысить уровень удовлетворенности клиентов до 70% в текущем году. Вы разбиваете цель на несколько задач: запустить чат-бота, запустить форму оценки операторов, разгрузить команду поддержки и нанять новых сотрудников.

Чтобы запустить чат-бота и форму оценки, необходимо закрепить ответственных сотрудников за эти задачи и определить сроки выполнения. Чтобы нанять новых специалистов — выделить дополнительные средства.

Определите, сколько времени уйдет на запуск чат-бота, форму оценки, найм и обучение новых сотрудников.

Устраивайте встречи по трекингу задач с командой раз в одну или две недели. Отслеживайте и анализируйте результат в специальной таблице по трекингу достижения целей. В библиотеке Carrot quest вы можете скачать универсальный шаблон для трекинга целей и задач и другие практические материалы.

Технология SMART позволяет формулировать конкретные и достижимые цели, которые соответствуют миссии и стратегии компании. Она помогает улучшать показатели в бизнесе, упрощает коммуникации в команде и исключает вариант, когда исполнитель неправильно понял задачу. Используйте SMART-метод, чтобы с большей вероятностью достигать нужных результатов и развивать собственные проекты.

Что еще почитать по теме

SMART — метод, который позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить необходимые ресурсы и сроки её достижения.

SMART-цель — реалистичная, конкретная и измеримая цель с дедлайном, которая соответствует стратегии компании.

SMART-цель должна соответствовать 5 критериям:

S — Specific — конкретность;
M — Measurable — измеримость;
A — Achievable — достижимость;
R — Relevant — значимость;
T —Time bound — ограниченность во времени.

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Екатерина Дешина
Копирайтер

Александра Каменских
Знакомлю читателей блога Carrot quest с лучшими зарубежными материалами.

Источник

Правильная постановка цели

О том, зачем вообще нужно ставить цели, мы говорили с вами в предыдущей статье. Сегодня мы расскажем вам, как поставить цель правильно.

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Цель. Что это?

Цель — это конечный результат, к к оторому вы стремитесь. Чаще всего цель проистекает из мечты или вдохновенного желания. Но одного вдохновения мало, нужен еще и труд.

Поставив цель, определите задачи, с помощью которых придете к задуманному.

Цель отвечает на вопрос «ЧТО нужно сделать?», задачи подсказывают, КАК добиться нужного результата.

Например, вы захотели выучить английский язык. Сформулируйте цель (овладеть базовым уровнем языка через 1 год), примите решение и запишитесь на языковые курсы.

Цель обязательно нужно записать. Как правильно это сделать — смотрите в нашем видеоролике:

Как правильно ставить цели

Проверьте цель по критериям SMART

Для достижения необходимого результата можно использовать разные методы. Самый универсальный — технология SMART. Это акроним и он переводится как “умный”. Более 60 лет люди добиваются успеха с помощью технологии SMART. Она включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Конкретность (S)

Формулируйте цель понятно и максимально четко.

Никаких “похудеть” или “научиться”. Конкретизируйте: “ Мой вес равен 65 кг”, “Победа как минимум в 10 шахматных партиях”. Благодаря конкретизации вы увидите свои промежуточные успехи. Например, снижение веса с 80 кг до 71 будет вас мотивировать работать дальше, ведь до цели осталось меньше половины пути.

Насколько высокую планку вы ставите себе? На каком уровне хотите овладеть навыком или усвоить информацию? Например, Михаилу достаточно научиться играть на гитаре простые дворовые песни в три аккорда, а Оксана стремится к участию в международных конкурсах.

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Три уровня владения информацией, навыками

Уровень 1. Базовый. Джош Кауфман, автор книги “Первые 20 часов. Как научиться чему угодно” говорит о принципе достаточности. Принцип подразумевает овладение навыком на уровне, достаточном для того, чтобы занятие всего лишь принесло вам удовлетворение.

Уровень 2. Средний. Вы оперируете основными понятиями, не нуждаетесь в готовых шаблонах, можете даже консультировать других.

Уровень 3. Высокий. Вы знаете обо всех тонкостях, хитростях изучаемого предмета. Другие люди ссылаются на вас как на авторитетный источник и берут с вас пример.

Не важно, совершенствуетесь ли вы в области игры на гитаре или осваиваете создание сайтов — везде есть разграничения уровней владения навыками. До постановки цели определите, какой именно результат вас устроит.

« Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным »

Измеримость (M)

Формулируйте цель с цифрами:

сроками, объемом, процентами, соотношением, временем

Любая работа подразумевает наличие результата. На SmartProgress есть параметр «Критерий завершения». Заполняя эту строку, вы сформулируете для себя, к чему нужно прийти. Как определить, что цель достигнута? Выучено 100 английских слов, прочитано 60 книг, заработано 800 тысяч рублей.

Достижимость (A)

Задумайтесь, реально ли достижима ваша цель

Иногда достаточно просто включить логику — вряд ли вы отдохнете в Таиланде, если у вас патологическая боязнь самолетов.

Проверяя цель по этому критерию, проведите учет ресурсов. Это время, знания, навыки, деньги, полезная информация, знакомства, опыт. Часть из этого у вас уже есть, а кое-что еще надо раздобыть. На SmartProgress есть поле “Личные ресурсы”, где вы еще раз задумаетесь, что поможет вам достичь цели.

Релевантность (R)

Цель должна соотноситься с другими целями и не противоречить им

Этот критерий еще называют экологичностью цели в значении «бережно для уже существующего».

Насколько новая цель помогает или хотя бы не мешает уже имеющимся?

Экологичность бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя относится к вашим стремлениям, ценностям, убеждениям. Внешняя экологичность — взаимосвязь новых и старых целей.

Например, вы хотите стать начальником отдела, но для этого нужно часто ездить в командировки. А одна из ваших целей — проводить больше времени с семьей. Здесь две цели вступают в противоречие и не могут считаться экологичными.

Вопросы, которые следует задать себе:

Определенная по времени (Т)

Поставьте конечный срок достижения цели

Четко поставленные сроки мотивируют работать активнее. Легко оглянуться назад, чтобы проверить, сколько пути пройдено, и сколько еще нужно преодолеть. Закон Паркинсона гласит: “Любая работа увеличивается в объеме, чтобы заполнить все отпущенное на нее время”. Поэтому, если у цели нет срока, вряд ли у вас дойдут до нее руки.

Боитесь разочароваться и не достичь цели в отведенное время? Тогда поставьте дедлайн чуть дальше, чем требуется.

Пример цели по SMART

S (конкретная) — Играть на акустической гитаре: правильно ставить основные аккорды, в игре использовать переборы и разные виды боя.

M (измеримая) — играть 10 песен групп Сплин, Баста, Градусы.

A (достижимая) — есть гитара, самоучители в интернете, время, деньги на занятия в студии или с репетитором.

R (релевантная) — хочу выступить на конкурсе бардовской песни, а также пользоваться успехом у девушек.

T (ограниченная по времени) — июль 2017 года.

Почему эта технология работает?

Бывает, что руки опускаются и эмоции говорят: “Ой, все. Не получается у меня”. Не поддавайтесь чувствам, включайте логику: у вас есть все необходимое, чтобы дойти до конца. А если каких-то ресурсов нет, то вы знаете, где их взять.

Если бы биатлонисты не видели свою цель, то как бы тогда стреляли? Конкретно сформулированная цель помогает понять, в ту ли сторону вы идете, и насколько приблизились к цели.

Зная, что, где и когда вы хотите получить, легче достичь желаемого. Вы оценили свои ресурсы, проверили релевантность цели — теперь можно продолжить путь.

Чтобы двигаться быстро и эффективно, нужно тщательно планировать свои действия.

Планируйте и трудитесь

Дополняйте основную цель полезными привычками

Привычка — это автоматизированное действие, в выполнении которого мы испытываем постоянную потребность. На автомате делаем зарядку, пьем кофе по утрам, проверяем почту, приходя на работу. А если что-то нарушает ход событий, начинаем нервничать.

Привычки помогают экономить внутреннюю энергию на решение более важных и сложных задач. Уже не надо тратить время и силы на размышление, сделать ли сейчас зарядку. Вы просто идете и делаете необходимое, не задумываясь. Поэтому важно формировать полезные привычки. Они облегчают нашу жизнь и положительно сказываются на работе.

Следи за своими мыслями — они становятся словами.

Следи за своими словами — они становятся поступками.

Следи за своими поступками — они становятся привычками.

Следи за своими привычками — они становятся характером.

Следи за своим характером — он определяет твою судьбу.

SmartProgress помогает формировать полезные привычки

На сервисе SmartProgress вы можете поставить не только обычную цель, но и цель-привычку. Это поможет формировать и закреплять ежедневные повторяющиеся действия: пробежка по утрам, чтение книг, прогулки, ранние подъемы. Если решили от чего-то отказаться, то и в этом случае цель-привычка сработает. При формировании привычки важна регулярность. Поэтому у цели-привычки не бывает отпуска. Бегая по утрам через день или отдыхая от спорта в праздники, вы не добьетесь нужного результата.

Например, в своем профиле на SmartProgress вы ставите цель-привычку «рано вставать». Ваша задача отмечаться в своей цели после выполнения ежедневного действия.

самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута

Пять дней вы добросовестно отмечали достижения, а вот шестой день пропустили. В цели-привычке появляется красный крестик (провал) и начинать свое путешествие приходится заново.

После того, как вы поставите последнюю отметку в своей цели, она автоматически завершится. Напишите вывод, отметьте трудности и успехи формирования этой цели. И приступайте к новой! Как говорил Лао-Цзы «Путь в 1000 ли начинается с первого шага».

Прямо сейчас

Иногда люди ставят цели неправильно. Из-за этого они разочаровываются и считают себя неспособными достигать больших высот. Но ставить цели и добиваться желаемого может КАЖДЫЙ. Мы, члены команды SmartProgress, поддерживаем ваc и желаем успехов в достижении цели!

Вам понравилась статья?

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новые статьи на email.
Периодичность: 1 письмо в неделю. Обещаем спамить не будем 🙂

Источник

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

I.2.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП

На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», что ранее делалось в структуре ПООП начального и основного общего образования, появляются еще две группы результатов: результаты базового и углубленного уровней.

Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень» – определяется следующей методологией.

Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся.

Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;

– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.

Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:

– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;

– умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.

Примерные программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Русский язык

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне научится:

– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– оценивать стилистические ресурсы языка;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

выделять и описывать социальные функции русского языка;

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;

анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;

проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;

проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;

выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;

проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

Литература

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Выпускник на углубленном уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

– в устной и письменной форме анализировать:

• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

– ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

Иностранный язык

В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *