Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Занятие тренинг:«КОНФЛИКТЫ: ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Методическая разработка: «кОНФЛИКТЫ: эффективные стратегии выхода из конфликтных ситуаций»

Вид методического проекта:

Занятие – тренинг с элементами беседы и практических заданий.

Московкина Елена Анатольевна

ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»

Студенты всех специальностей среднего профессионального образования

«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает»

Представленная методическая разработка создана для проведения внеклассных воспитательных занятий: классных часов, тренингов, факультативов и других видов организованной деятельности педагогов: кураторов, воспитателей во внеурочное время.

Мероприятие, с учётом самотестирования и практических заданий, идет в течение 1часа 20 минут. Предназначено для целевой аудитории обучающихся 16-22 лет, в том числе, для студентов и обучающихся всех специальностей среднего профессионального образования

Актуальность темы определяется тем, что конфликты – явление неизбежное в нашей жизни. Они являются нормой, а не отклонением, ведь именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений приводит к преобразованиям и развитию.

Важно осознавать, что конфликты могут иметь не только негативные последствия, но и изменить личность и жизнь к лучшему, обогатить отношения, способствовать укреплению доверия и взаимопонимания. Умение правильно, конструктивно, выходить из конфликтной ситуации, поможет подростку отстаивать свои интересы, не пренебрегая чужими целями, не разрушая своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Проблема – заключается в том, что человек в конфликтной ситуации, как правило, ведет себя привычным для него способом, чаще всего, неосознанно действуя, по заложенному в нем шаблону, в то время как гораздо эффективнее было бы выбирать тот или иной стиль поведения в зависимости от ситуации.

Особенностью данной разработки является сочетание разнообразных методов подачи материала с групповой практической работой учащихся, что даёт возможность использовать творческие задания, направленные на формирование навыков поведения и практических умений. Такая форма работы позволяет дать образцы неконфликтного поведения, познакомиться с искусством компромисса, способствует психологической разгрузке участников занятия, так как совместное обсуждение снимает ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяет подросткам взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения.

Форма проведения: занятие – тренинг с элементами беседы.

2.Формирование у учащихся образовательных компетенций (информационной, коммуникативной, рефлексивной) и поведенческих стереотипов на основе актуализации их социального опыта через отработку эффективной стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации.

· Дать характеристику понятия «конфликт», рассмотреть его природу, определить его положительные и отрицательные стороны;

· Развитие умений нравственного самопознания, навыков самоанализа и самооценки. Способствовать осознанию мотивов своей деятельности. Выявление стиля поведения в конфликтной ситуации;

· Способствовать воспитанию потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми;

· Совершенствование практических навыков адекватно выражать свои негативные чувства и эмоции;

· Ознакомление с методами и способами выхода из конфликтных ситуаций, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

· Повышение креативности мышления участников;

Основные понятия: «конфликт», «мотивы конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент», «противоборство», «барьеры общения», «конфликтогены». «Динамика конфликта», «латентный период», «эскалация», «виды конфликтов», «спор». Функции конфликта, «стресс», «компромисс», «стрессоустойчивость», «саморегуляция».

Правила предупреждения конфликтов, управление конфликтом, методы выхода из конфликта.

Ожидаемый результат: предполагается, что занятие создаст мотивацию для коррекции поведения, на основе получения и осмысления новых знаний о себе и своей роли в конфликтах. Выявление собственного стиля поведения в конфликтной ситуации должно способствовать совершенствованию навыка эмоционального контакта, развивать сострадание, умение понимать другого человека. Умение строить отношения с другими людьми сделает общение более свободным и непринужденным, будет способствовать повышению стрессоустойчивости, что должно положительно сказаться на результатах обучения и дальнейшего профессионального становления.

Место проведения: любая аудитория, оснащённая мультимедиа.

Под музыку учащиеся входят в аудиторию и занимают места за столами, которые расставлены полукругом.

Педагог: Добрый день! Я рада видеть вас на нашем занятии.

1.2.Знакомство. Предлагаю начать нашу встречу с упражнения «Цвет настроения».

Цели упражнения : определение эмоционального фона аудитории для более продуктивного общения, создание доброжелательной атмосферы, настрой на интерес и внимание друг к другу.

Упражнение «Цвет настроения»: «Я – имя – сегодня я выбираю…

( называем цвет). Проводится по кругу, быстро, не задумываясь.

1.3.Сообщение темы занятия (слайд № 3):

— Как вы думаете, к какой проблеме человечества хотел привлечь внимание великий драматург? Что зачастую мешает жить людям по-человечески?

Обобщая ответы, приходим к выводу, что речь, прежде всего, идёт о конфликтах между людьми.

Тема нашего занятия: «КОНФЛИКТЫ: ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

1.3.Формирование мотивации целеполагания (слайд № 4):

Педагог: Конфликты давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Человек не может жить обособленно. Китайская пословица гласит: «Если есть две ладони, этого достаточно для хлопка. Если есть хотя бы два человека – этого достаточно, что бы вспыхнула ссора».

Каждый из вас, ребята, я думаю, согласится с тем, что в нашей жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто.

-Поднимите руки те, кому приходилось быть участником/свидетелем конфликта?

-Какие ощущения возникают у вас при упоминании слова «конфликт»?

Обобщаем: Само упоминание (воспоминание) о конфликтах вызывает негативные эмоции. Конфликты омрачают нашу жизнь, мешают нам быть успешными и счастливыми.

Анализ большого числа конфликтов показал, что

· до 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.

· 70-80% участников конфликтов, как правило, не могут

сформулировать истинные причины конфликта.

1.4.Сообщение цели и задач занятия (слайд № 5):

Цель: научится адекватному поведению в конфликтах через выбор эффективной стратегии в конфликтной ситуации и формирование поведенческих стереотипов.

· Дать характеристику понятия «конфликт», рассмотреть его природу;

· Способствовать осознанию мотивов своих действий, своей роли в конфликте через развитие навыка самоанализа;

· Помочь осознать выгоду совместной деятельности и искать пути сотрудничества (конструктивное взаимодействие), видеть «плюсы» среди «минусов»;

· Развивать способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их (стратегия и тактика), разрешению конфликта справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

· Развивать коммуникативную культуру (совершенствование практических навыков адекватно выражать свои негативные чувства и эмоции);

· Овладение техниками и приемами снижения конфликтности (формирование стрессоустойчивости).

. Поэтому сегодня я предлагаю разделить наше занятие на два блока:

Блок 1. Глоссарий. «Конфликт и его природа».

Педагог обозначает основные понятия темы занятия (слайд 6). Чтобы понять закономерности и сущность – разберемся с понятием «конфликт».

Упражнение «Смысловое поле конфликта».

Цель: работа с понятием «конфликт».

Участники получают раздаточный материал. (Приложение1. Бланк – задание «К. –это…»).

Задание: из предложенных слов понятий выбрать и записать три самых близких по смыслу к понятию «конфликт», опираясь на свой жизненный опыт.

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Список понятий к упражнению :

Ссора, общение, противостояние, давление, разрыв отношений, выяснение отношений, упрямство, непонимание, агрессия, противоречие, драка, оскорбление, изменения, страх, потребности, унижение, ненависть, гнев, стресс, ущерб и т.д.

участники называют по кругу три наиболее близких и по три наиболее далеких от слова «конфликт» понятия. Все сказанное участниками ведущий фиксирует на доске.

-Какие понятия оказались ближе к понятию «конфликт» и как можно охарактеризовать смысловое поле конфликта?

-Чем обусловлена ситуация, что конфликт чаще всего воспринимается нами как нечто отрицательное, нежелательное?

Конфликт (от лат. сопflictus — столкновение) – это

1.трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

2. противостояние конкретных людей или социальных групп, стремящихся обладать тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Причины конфликтов можно понять, только познав их сущность.

Цель: дать характеристику конфликта как явления.

Столкновения между людьми существуют с глубокой древности. Причины, вызывающие конфликты, настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. Почему источники конфликтов неиссякаемы?

Тест на уникальность:

Цель: наглядно продемонстрировать различия между людьми.

Процедура проведения: Участники берут чистый лист бумаги, который лежит перед ними на столе. По команде педагога-ведущего осуществляют с ним действия.

— Свернуть лист пополам, еще раз пополам. Оторвать левый угол, теперь правый. Развернуть.

— Похожи ли наши произведения? (Ответы участников: нет).

Упражнение: «Оттенки восприятия» (работа со слайдом № 8).

Задани е: Опираясь на изображение слайда (Колесо Роберта Плутчека «Психология цвета-противоречия цвета»), приведите пример перехода эмоционального состояния от позитивного к напряженному и негативному.

Например, оттенки оранжевого и желтого (оптимизм-радость-восторг-напряжение). Красный, алый (энергия, торжество, бодрость, воля к победе – любовь, страсть-досада, злость-гнев-ненависть).

Вывод: не только действия, но и наше восприятие противоречиво. «От любви до ненависти один шаг!».

Мораль упражнений в том, что в процессе общения, одна и та же информация воспринимается разными людьми по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Это главное противоречие было подмечено еще в глубокой древности.

Недаром ему посвящено множество притч, пословиц и поговорок у разных народов мира.

-Назовите притчи или пословицы, поговорки о разных взглядах людей (подсказывает, если затрудняются)

Обобщение: Вопросы истины и заблуждения нашли отражение в притчах («Коробочка», «Мудрецы и слон» и т.д.). Закрепляем наглядной иллюстрацией древнеиндийской притчи о слоне и слепых мудрецах или спор слепых о слоне(Слайд № 9).

Примечание: содержание притч изложено в приложении 2.

Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия.

— Психологи выделяют три основных барьера общения. Какие?

(барьер непонимания, барьер отношений, барьер социально-культурного развития).

Вывод: главной причиной конфликтов являются противоречия между людьми.

Противоречия – это рассогласования. В жизни возникают в силу того, что люди имеют РАЗНЫЕ взгляды, потребности, условия.

Признаки конфликта (слайд № 10):

l Всегда возникает на основе противоположных мотивов и суждений. «Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона». Уильям Линкольн.

l Характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического).

Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии.

Конфликты бывают различными. Отличаются, прежде всего, масштабами (количеством участников, территорией, охваченной конфликтом, последствиями). Например, по субъектам (участникам) конфликта, по объектам конфликта и т.д.

Разновидностью конфликта является спор (Слайд № 6).

-Можно ли спор отнести к конфликтам? Назовите хотя бы один признак. (Это, в некотором смысле, уже конфликт, где существуют противоречия во мнениях и точках зрения).

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Различают следующие стадии развития конфликта (Слайд № 12)?

назревание конфликта (появление противоречия: объект +субъект конфликта). Латентный период.

Характеризуется скрытым или явным противоборством сторон. В конфликтной ситуации стороны предвзято воспринимают реальность и видят только факты, подтверждающие их интерпретацию конфликта.

Развитие (эскалация) конфликта (Слайд №13)

— Как определить, что К.С. переросла в конфликт?

Это резкое обострение противоречий (действие, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними).

Конфликтное поведение (скандал, драка, интрига, сплетни, жалобы и т.п.). Бурное проявление эмоций.

1.5.Провокаторы конфликтов –конфликтогены.

Педагог: В современной науке, среди причин и поводов к «баталиям», принято выделять такой важный фактор как конфликтогены (Слайд №14).

— Приходилось ли вам сталкиваться с таким явлением? Можете привести примеры? Например, в подростковой, молодёжной среде?:

Задание для групповой работы: обсудить и записать две-три, на ваш взгляд, важнейшие причины конфликтов в колледже, общежитии колледжа, в общении вне стен учебного заведения. Выслушиваем ответы.

Работа со с лайдом № 15:

Причинами конфликтов в подростковой среде являются…

(борьба за лидерство, антипатия, примитивный тип общения, ущемление достоинства, нарушение личного пространства и прав (покушение на собственность), неумение контролировать эмоции, неподтвержденные ролевые ожидания, амбиции, другое…).

Педагог: только что мы с вами убедились, что провокаторами конфликтов выступают сарказм, ирония, передача ложной или запретной информации (сплетни), игнорирование личности, её интересов, эгоизм, нарушение дисциплины, стремление к превосходству и т.д.

Вывод : источником возникновения конфликтов являемся … мы сами. Порождают конфликты:

· неумение или нежелание контролировать своё эмоциональное состояние;

· негативные качества личности: предвзятость, скрытность, недопонимание, поверхностность или поспешность суждений, агрессивность;

· различие целей, интересов и т. д.

Нужно учиться разрешать конфликты.

«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (пословица).

Цель: релаксация, переключение внимания на внутренний настрой.

— какие возникали трудности при выполнении упражнений?(недопоимание)

2.2. Самоанализ (самотестирование: задание + анализ результатов).

Педагог: Что бы понять, какие роли мы играем в конфликте, давайте разберемся в себе. «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу…!»

Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением? Умеете ли Вы контролировать свои эмоции? Способны ли Вы признавать свои ошибки и извлекать пользу из критики?

Тест № 1: «Конфликтный ли Вы человек?» Слайд № 16.

Участники получают лист – задание с распечатанным тестом (опросник К. Томаса) Приложение № 3.

К. Томас исходил из того что, людям не следует избегать конфликтов, или разрешать их любой ценой. Требуется уметь грамотно ими управлять.

Тест нацелен на определение трёх уровней конфликтности личности.

Задание : В каждом вопросе отметьте наиболее приемлемые для вас варианты ответа.

1.Я обычно спокойно переношу самодовольных людей

в) затрудняюсь ответить

2. Я подозреваю людей, которые проявляют чрезмерное дружелюбие, в коварстве

в) затрудняюсь ответить

а) постараюсь успокоиться

в) затрудняюсь ответить

4. Я считаю, что нет совсем плохих людей, нужно постараться каждого понять, и он ответит тебе добром:

в) затрудняюсь ответить

5. Когда мною командуют, я нарочно поступаю наоборот:

6. Если руководство или члены моей семьи меня в чём-то упрекают, то, как правило, только за дело:

в) затрудняюсь ответить

7. Иногда я выдаю шутку (даже глупость), чтобы удивить людей и посмотреть, как они будут реагировать:

в) затрудняюсь ответить

8. Я тщательно продумываю, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли достигнуть моей цели:

в) затрудняюсь ответить

9. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, я:

б) повторю его снова

в) затрудняюсь ответить

10. Меня огорчает, если обо мне говорят дурно без всяких оснований:

в) затрудняюсь ответить

2 балла присуждается в вопросах

 2, 5, 7, 8, 10 за ответ «а»

 и за ответы «б» в вопросах 1, 3, 4, 6, 9

От 20 баллов и выше Негативный уровень конфликтности (слайд № 17). Бурно реагирует на критику, критикуя других, теряет чувство меры. Человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни.

От 6 до 12 балловГибкий уровень (слайд № 19). Человек достаточно гибок: деловое отношение к критике, достаточно спокойное её принятие, признание ошибок. Хорошее знание своего дела (например, успехи в учёбе), уверенность в том, что находится «на своем месте», позволяет особо не заботиться о личном авторитете. В то же время, меняет отношение с трудом (принципиален), скорее в лучшую сторону. Иногда испытывает досаду. Открыт для компромиссов, но прежде, чем установить дружеские отношения, изучает партнёра.

Подводим итог (Слайд № 20) : Человек с высоким уровнем терпимости к окружающим конфликты успешно предотвращает. «Плохой мир лучше доброй ссоры» (пословица).

Педагог: Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других». Поэтому,

· Человек с высоким уровнем терпимости к окружающим конфликты успешно предотвращает. «Плохой мир лучше доброй ссоры» (пословица).

Однако, конфликты не всегда удаётся предотвратить.

Я предлагаю вам экспресс-диагностику поведенческого стиля в конфликтной ситуации.

Тест № 2: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» Слайд № 21

Определяет Ваш стиль поведения в конфликте или споре (Приложение № 4).

Участники получают распечатанные бланки ответов.

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните Задание: постарайтесь ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения:

Заметка для педагога: в целях экономии времени, следует раздавать не тексты тестов, а бланки ответов. Анализ результатов:

Вопрос теста: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

1. Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю и стремлюсь, во что бы то ни стало, добиться своих целей.

8. Иду на компромисс.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Анализ результатов теста (слайд № 22):

Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тактика поведения в конфликте (слайды № 23-27):

Педагог: психологи выделяют пять основных стилей поведения в конфликте.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

Вы ориентированы на «сглаживание углов». Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны

Задание для закрепления ( работа со слайдом 28):Соотнесите стили поведения с названием животного/млекопитающего.

Акула – соперничество, сова – сотрудничество, лиса –компромисс, медвежонок –уступка, черепаха –избегание (уход под панцирь).

-Какая тактика поведения, на ваш взгляд, наименее выгодна? (Избегание, уступка).

-Можно ли использовать стиль «Акула», не «уронив лица» в коллективе, оставаясь хорошим, порядочным человеком? (Да, в исключительных случаях).

— В чем опасность такого поведения? ( риск проигрыша – теряешь всё или многое)

-Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, задействованных в конфликте? (Стиль сотрудничества)

Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте и можете его корректировать.

Блок 3. Управление конфликтом. (Слайд № 29).

Педагог: Почему необходимо учиться управлять конфликтом?

Не контролируемые конфликты опасны! Что бы это понять, разберём вопрос о последствиях конфликтов.

3.1. Исход и функции конфликта.

Цель: мотивация изучения стратегий управления конфликтом.

Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) (Слайд 30).

Две модели поведения:

Конструктивная модель поведения – к примирению (развитие отношений).

Деструктивная – конфликт не решён справедливо (удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д.).

Следует избегать не только деструктивного исхода, но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Методика: групповая работа.

Первая группа обсуждает и называет негативные последствия:

· Унижение достоинства, понижает самооценку;

· Вызывает отрицательные эмоции: враждебность, страх, ненависть, чувство стыда; (представление о побеждённых группах как о врагах);

· Сложное восстановление отношений (шлейф конфликта);

· Отрицательно сказывается на результатах и качестве учёбы, труда.

· Помогает выявить проблемы

· Даёт разрядку напряжённости

· Даёт возможность узнать разные точки зрения

· Повышает самооценку, авторитет

· Возможность узнать свои собственные качества

· Стимулирует изменения и развитие. Улучшается качество и результативность труда.

Вывод : Прежде всего, последствия негативные. Но есть и позитивные. Единство и борьба противоположностей –признак прогресса (движение вперёд)

Педагог: Внимание! Неразрешённый конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний: поражается нервная система, сосуды, сердце.

Конфликт порождает стресс (Слайд № 31)

Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Симптомы внутреннего стресса:

3.Нежелание общаться с людьми

5. Расстройство сна

7.Раздражительность, вспыльчивость, плаксивость

8.Переедание, курение, употребление алкоголя

9.Боязнь тишины или громких звуков

— Какие внешние проявления стресса вам известны? Называют (работа/учёба не ладится, всё валится из рук, апатия и т.д.)

ЗАДУМАЙТЕСЬ: на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.

3.3. Ситуативный практикум: Стратегия поведения в конфликте (Слайд № 32)

Цель: практика выбора и применения стратегии поведения в конфликте.

Участники делятся на две группы. Каждая группа получает описание конфликтных ситуаций. (Приложение 5.)

Задание: найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы конфликтующих сторон(8 минут).

Варианты содержат описание конфликтных ситуаций:

Ситуация № 1. 5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его час, а он не пришел. Как Вы поступите?

Ситуация № 2. На одной из перемен к тебе подошел однокурсник. Попросив посмотреть твой мобильный телефон, без разрешения начал с него звонить. Ваша реакция?

Ситуация № 3. Ты любишь слушать громкую музыку, а педагоги утверждают, что в общежитии этого делать не стоит, должна соблюдаться тишина, по этому поводу у тебя часто возникают конфликты.

Ситуация № 4. Соседка/сосед по комнате обвиняет тебя в том, что ты разбросал(а) мусор. Тебе неприятно, что тебя выставляют неряшливым(ой). Как быть?

Ситуация № 5. Общаясь в компании, подруга/друг неожиданно перебивают тебя и начинает разговор на другую тему. Как ты поступишь?

Ситуация № 6. Однокурсник попросил у тебя учебник и не возвращает, а тебе он сейчас очень нужен. Твои действия?

Ситуация № 7. Преподаватель делает тебе замечания чаще других и, по твоему мнению, занижает оценки. Что делать?

Ситуация № 8. Родители часто заставляют тебя убирать в комнате за младшим братом. Возник конфликт.

Обсуждение: Чей ответ вам больше всего понравился? Почему?

Педагог подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса. Далее дается определение компромисса.

Компромисс это соглашение на основе взаимных уступок.

Возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём, в противном случае, можно прийти к разрыву отношений, к ссоре.

3.4. Правила разрешения конфликта (Слайд № 33)

Есть немало рекомендаций по правильному поведению в зоне конфликта.

«Совет психолога «Беспроигрышные методы решения конфликтов» (Слайд 34):

1. Важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны.

2. Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт.

3. Следите за тем, что говорите. Иногда бывает лучше и промолчать.

4. Говорите о проблеме, а не о человеке.

5. Будьте искренни с собой и собеседником.

6. Управляйте своими эмоциями.

7. Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции.

Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Есть и такие правила, которые строго запрещено нарушать. Это правила – табу. Их нарушение чревато втягиванием в конфликт помимо вашей воли.

Я предлагаю вам «Правило десяти «НЕ»: (Слайд № 34)

НЕ применяйте сарказм и иронию;

НЕ используйте слова и жесты – конфликтогены;

НЕ бойтесь извиняться и пересмотреть свою позицию, если не правы.

НЕ выдавайте собственный промах за ошибку оппонента;

НЕ скрывайте истинных интересов;

НЕ угрожайте и не унижайте других;

НЕ отвечайте агрессией на агрессию;

НЕ сводите личные счёты, пользуясь ситуацией; «Кто прошлое помянет…»

НЕ действуйте опрометчиво – обдумайте;

НЕ проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

«Памятка: «Краткий курс доброжелательных отношений» (Слайд № 35 ):

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь? »

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

Педагог: Никогда не стоит перекладывать ответственность за свои проблемы на других людей или жизненные обстоятельства!

САМОВОСПИТАНИЕ – есть обязательная черта и обязанность всякого цивилизованного человека. Этот этап длится всю оставшуюся жизнь и является обязательным элементом вашего духовного становления и развития, истинного взросления и возмужания. Этап постепенного перехода от юности беспечной к МУДРОСТИ.

III . Заключительная часть:

Рефлексия (Слайд № 37)

Наше занятие подошло к завершению. Давайте проверим, как вы усвоили одно из главных правил бесконфликтного существования – «сохранять спокойствие в любой ситуации»?

Цель: релаксация и бережное отношение друг к другу.

Выскажите, пожалуйста, своё мнение о занятии.

-Что нового Вы узнали сегодня о конфликтах?

-Что Вас заинтересовало больше всего?

И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов.

· Не жалейте сил для создания вокруг себя атмосферы психологического комфорта и общности людей!

· Развивайте в себе Доброту и Сердечность!

Спасибо за работу. Успехов в познании собственного «Я»!

Использованная литература и источники:

— Т.А.Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова: Подростки XXI века.

Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях, Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты», Москва, «Вако», 2007 г., стр.53-55;

_-Классные часы, авторы-составители А.М. Байбаков, Е.В. Байбакова, В.В.Гордеева, Т.Г. Данилов, О.В.Свиридова, Л.П. Насонова, Н.А. Касаткина, А.А. Литвинова, издание 2-ое, стереотипное, издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г., стр. 4-25, «Классные часы по профилактике конфликтов»;

Психологические тесты, Тест «Как вы оцениваете собственное поведение в конфликте?»;

Психологические тесты. Тест «Познай себя и окружающих»;

Тест «Конфликтный ли вы человек? К. Томаса, Лекция и презентация «Психология конфликта», подготовила: к. п. н. Мария Викторовна Косцова;

— Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.
Мн., 1997, с. 11-70.

— Васильев Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2003.

— Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними // Школьный психолог.2004. №

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Список понятий к упражнению:

НЕ ОТНОСЯТСЯ К ПОНЯТИЮ «КОНФЛИКТ» (указать наиболее удалённые ):

1. Дайте три примера конструктивных конфликтов, три примера деструктивных конфликтов. Затем укажите три больших, три маленьких конфликта, о которых вы знаете. В заключение впишите три наиболее типичных для в ас конфликта дома, на учебе ( работе).

2. Отметьте, что для вас более важно.

А. Получить то, что вы хотите?

Б. С охранить хорошие отношения с другим человеком

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть чем вы это объясните

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *