самая лучшая студия мультипликации в мире
10 мультстудий, которые конкурировали с Disney, пока не разорились
Компании, которые производили отличные мультфильмы, но не выдержали конкуренции 🥀
Disney — пожалуй, самый популярный в мире производитель мультфильмов. Главной фишкой студии стали полнометражные картины по мотивам известных сказок и легенд. Однако Disney не были единственными, кто пытался претворить их в жизнь.
За более чем столетнюю историю мультипликации существовали десятки студий, которые оказались менее успешными. Кто-то разорился, кто-то закрылся, кого-то выкупили другие гиганты. Мы решили вспомнить, какие еще компании снимали мультики не хуже Disney 🤍✨
Estela Films
Что сделали: испанскую версию «Золушки»
Одним из самых амбициозных проектов испанской компании стал анимационный мюзикл 1950 года по мотивам сказки «Золушка». Действие мультфильма под названием Erase Una Vez («Однажды в сказке») разворачивалось в средневековой Испании.
Мультфильм сочетал различные техники анимации и обещал стать прорывом, если бы не одно неприятное совпадение. В том же году вышла диснеевская экранизация «Золушки», и поговаривают, что из-за неравной конкуренции студия не могла дать то же имя своему мультфильму. Estela Films все еще существует как кинокомпания, но с тех пор не производит мультфильмы.
Sullivan Bluth Studios
Что сделали: «Анастасия» и «Все псы попадают в рай»
Ирландско-американская анимационная студия известна работами, которые постоянно принимали за диснеевские: «Американский хвост», «Дюймовочка», «Титан: После гибели Земли», «Земля до начала времен». Главные хиты студии — картины «Анастасия» и «Все псы попадают в рай». Компания также предлагала услуги другим компаниям — например, помогала с добавочными визуальными эффектами.
Студия планировала выпустить экранизации «Рапунцель» и «Красавица и чудовище» задолго до того, как об этом задумался Disney, однако закрылась и была куплена компанией Fox Animation Studios/
Crest Animation Productions
Что сделали: «Принцесса Лебедь»
Крупнейшими проектами индийско-американской анимационной студии стали циклы «Принцесса Лебедь» и «Альфа и Омега». Также компания стала известна благодаря историческим и религиозным мультсериалам для детей.
Интересно, что основатель студии Ричард Рич когда-то работал на Disney: ходят слухи, что главный хит студии, «Принцесса Лебедь», изначально разрабатывалась именно в этой компании. Студия закрылась в 2013 году, но некоторые проекты продолжают жить отдельной жизнью.
Cosgrove Hall
Что сделали: «Летучий корабль»
Британская анимационная студия известна работами, выполненными в жанре «стоп-моушн», или покадровой анимации: «Летучий корабль» и «Ветер в ивах» и мультсериал «Опасный мышонок». Студия прекратила существование в 2009, а ее контент был передан в собственность другим компаниям.
Fleischer Studios
Что сделали: «Бетти Буп» и «Моряк Попай»
В 1930-х компания была главным конкурентом Disney и гигантом своей отрасли. Нью-йоркская студия фактически создала образ классической американской мультипликации эры пин-ап: вспомнить хотя бы «Бетти Буп», «Моряка Попая» и мультсериал о Супермене. Компания также выпустила два анимационных фильма: «Путешествие Гулливера» и «Хоппити вернулся».
Компания стала известна тем, что снимала мультфильмы скорее для взрослой аудитории — с черным юмором, эротикой и сатирой на политику. Сейчас Fleischer Studios не производят новые мультфильмы, но держат права на старые.
Richard Williams Productions
Что сделали: «Вор и сапожник»
Самая известная работа канадской студии — «Вор и сапожник». Работа находилась в производстве аж 29 лет: основатель Ричард Уильямс был перфекционистом и отрисовывал каждый кадр вручную, пока тот не станет идеальным. Также компания известна работой над рисовкой и монтажом титров — например, в «Розовой пантере» и «Кто подставил кролика Роджера?».
Topcraft
Что сделали: «Навсикая из Долины ветров»
Компания произвела «Навсикаю из Долины ветров», «Волшебника страны Оз», а также космическую оперу «Макросс: Помнишь ли нашу любовь?».
Японскую аниме-студию часто путают даже не с Disney, а с компанией Ghibli Хаяо Миядзаки, и неспроста. Студия объявила о банкротстве в 1985 году, и ее купили уже упомянутый Хаяо Миядзаки, Тосио Судзуки и Исао Такахата. Партнеры сократили часть сотрудников и на основе Topcraft образовали Ghibli.
Pannónia Film Stúdió
Что сделали: «Венгерские народные сказки»
Венгерская студия прославилась благодаря мультсериалу «Венгерские народные сказки». Компания также занималась производством анимационных фильмов, основанных на венгерском эпосе. Одним из последних проектов студии была работа над «Принцессой на горошине», после чего компания закрылась в 2015 году.
Yoram Gross Films
Что сделали: «Волшебная загадка»
Польский аниматор Йорам Гросс основал анимационную студию в Австралии в 1960-х годах. Контент был в основном для австралийцев — например, мультсериал «Точка и кенгуру» и полнометражная «Волшебная загадка», которая сочетала в себе элементы всех классических диснеевских сказок. После смерти основателя студия считается закрытой.
Filmation
Что сделали: мультфильмы по комиксам вселенной Арчи
Студия известна работами «Хи-Мен и властелины вселенной», кадры из которой стали интернет-мемами, а также анимационными версиями «Сабрины — маленькой ведьмы» и комиксов про Арчи. Студия также выпускала анимационные сиквелы историй, которые стали популярны благодаря Disney: «Пиноккио и Император nmvs», «Белоснежное рождество» и «Жили долго и счастливо». Это привело к юридическим проблемам с самим Disney, и компания прекратила существование в 1989 году.
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
10 лучших анимационных студий мира
Когда речь идет об анимации, что вы представляете? Ваша мама, наверное, вспомнит длинные очереди в кинотеатры, когда показывали новую серию «Ну, погоди!». Вы подумаете о таком шедевре, как «Король Лев», а если мы ошибаемся, то о мультсериале «Симпсоны». Дети расскажут о «Смешариках», приключениях «Маши и медведя» или Лунтике. Попробуйте поговорить на эту тему с жителями разных стран и ваше представление об анимации значительно преобразится.
В ходе своего развития анимация претерпела существенные изменения. Одно осталось непоколебимым – любовь зрителя. Мультфильмы неизменно ассоциируются с детством, словами «Мам, ну включи мультик», задорным смехом, безграничной верой в добро и лучшее, что есть в человеке. Именно потому мы решили рассказать о тех студиях, которые проделывают громадную работу, чтобы подарить нам удивительные мгновения наедине с волшебными рисованными мирами.
Да, мы начнем с крупнейшей анимационной студии СССР, которая была основана в 1936 году под названием «Союздетмульфильм», всего на 2 года позже Walt Disney. Первой работой студии стал черно-белый мультфильм «В Африке жарко», выпущенный в 1937 году. С течением времени «Союзмультфильм» (а именно такое название студия получила после переименования) освоил цветные и кукольные картины. История студии была достаточно непростой, с судебными тяжбами и бесконечными спорами, однако ее наследие бесценно.
Среди наиболее популярных работ студии «Союзмультфильм»: «Конек-Горбунок», «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Винни Пух», «Крокодил Гена», «Жил-был пес» и многие другие. И, конечно, не стоит забывать о работе Юрия Норштейна «Ежик в тумане», которая получила более 35 международных премий, а в 2003 году была признана лучшим мультфильмом всех времени и народов.
Walt Disney Animation Studious была основана в 1934 году и ее первой работой стал мультфильм «Белоснежка». «Невероятно, – подумаете вы, – пока другие осваивали черно-белое производство, здесь царили краски». Именно Walt Disney Animation Studious стала первопроходцем в использовании технологии «Technicolor» и это далеко не последнее достижение компании. В 1986 году студия стала частью огромной корпорации The Walt Disney Company.
Работа с многоплановой камерой, внедрение ксерокопирования, цифровые технологии – Walt Disney Animation Studious удалось обогнать всех конкурентов. Что и говорить, если «Красавица и чудовище» стала первой анимационной лентой, номинированной на «Лучший фильм года», а «Король Лев» до сих пор удерживает первенство как наиболее кассовый рисованный мультипликационный фильм. Вы тоже плакали, когда его смотрели?
Говоря о Warner Bros. Cartoons, невозможно обойти стороной Looney Tunes, потому что именно этот анимационный сериал не только стал пародией на творения Walt Disney, но и подарил Багза Банни, Даффи Дака, Уилл И. Койта, канарейку Твитти и не только. Удивительные, веселые и порой раздражающие персонажи были созданы талантливым Леоном Шлезингером в 1930 году.
А в целом история Warner Bros. Cartoons началась с мультсериала «Веселые мелодии» (Merrie Melodies). Серия под названием It’s Got Me Again! впервые была номинирована на Оскар как «Лучший анимационный фильм». Looney Tunes, как и Merrie Melodies транслировались до 1969 года. В 1980 году Warner Bros. Animation стала приемником Warner Bros. Cartoons и подарила нам неугомонные «Приключения Тома и Джерри» (2006 год).
Студия PIXAR основана в 1979 году Джорджем Лукасом как часть его корпорации. В 1986 году компания была куплена Стивом Джобсом за смешную цену (по современным меркам) – 5 млн. долларов, однако в 2006 году Walt Disney Pictures перекупили PIXAR уже за 7,4 млрд.
Учитывая кассовые сборы от наиболее известных работ студии, таких как «История игрушек», «В поисках Немо», «Корпорация монстров», это самая успешная компания с коммерческой точки зрения в истории кинематографа. Кроме того, PIXAR занимается выпуском программного обеспечения, которое успешно реализовано в фильмах «Титаник», «Властелин колец», «Матрица».
Поклонники японской анимации, безусловно, хорошо знакомы с великолепными работами Studio Ghibli. Она основана в 1983 году Хаяо Миядзаки, сценаристом и режиссером. Первой работой была полнометражная картина «Навсикая из Долины Ветров», вдохновленная Антуаном де Сент-Экзюпери. Миядзаки стремился создать студию, которая будет выпускать качественную японскую анимацию.
Несмотря на огромный риск, Studio Ghibli ждал огромный успех. Среди наиболее известных работ: «Принцесса Мононокэ», «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками». В последние годы Хаяо Миядзаке все чаще упоминал об уходе из профессии. Его финальной работой стала картина «Ветер крепчает» (2013 год), посвященная самолетам, главной страсти самого Миядзаки.
DreamWorks Animation SKG основана в 1994 году. Первые работы студии были исполненные драматизма рисованные картины «Принц Египта», «Дорога на Эльдорадо», «Спирит: душа прерий». Это отличительная черта студии, которую сегодня называют «классикой».
Однако затем философия анимационных картин несколько изменилась, и сценаристы сделали ставку на юмор. Так появились «Шрек», «Кунг-фу панда», «Мегамозг», «Мадагаскар», «Как приручить дракона» и другие популярные картины.
Английская студия Aardman Animations создана в Бристоле в 1972 году. Наиболее примечательными работами, безусловно, являются сериал Ника Парке о приключениях Уоллеса и Громита и «Побег из курятника». Репутация студии строилась годами. Aardman Animations работает в узнаваемом жанре, который невозможно перепутать.
С 2007 по 2014 года студия выпускала занимательный сериал «Барашек Шон». В 2015 году выйдет полнометражная версия, на которую мы советуем обратить пристальное внимание.
Итальянская студия Rainbow S.r.l. основана в 1995 году. Наибольшую популярность завоевала, благодаря таким мультипликационным сериалам, как «Волшебные Поппикси» и «Winx Club». В России «Клуб Винкс – школа волшебниц» пользуется огромным спросом у девочек младшего возраста, а известность студии Rainbow S.r.l. растет с каждым днем.
«Мельница» расположена в Санкт-Петербурге. В 1999 году студия была создана Сергеем Сельяновым и Александром Боярским. Первой работой компании стал сериал «Волшебник Изумрудного города», однако наибольшего успеха удалось достичь с выходом мультфильма «Карлик Нос» в 2002 году.
Анимационная лента заработала более 700 000 долларов в российском прокате, что на тот момент было настоящим рекордом. В 2003 году выпущена картина «Алеша Попович и Тугарин Змей», за которой последовали «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Истории о богатырях, пересказанные на современный лад, не только окупились в прокате, но и снискали любовь российского зрителя любого возраста.
Blue Sky Studios является дочерней компанией 20 th Century Fox. Основанная в 1987 году, студия занималась производством рекламных роликов и спецэффектов для кино. Однако в 1997 году ее выкупила компания 20 th Century Fox и Blue Sky Studios сосредоточилась на создании анимационных картин. Среди наиболее известных стоит отметить «Ледниковый период», «Рио», «Роботы» и «Хортон».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Статистика
5 Мировых Анимационных Студий
Walt Disney Feature Animation
Где находится: Бербэнк, Калифорния, США
Что сняли:
«Белоснежка и семь гномов» (Snow White and the Seven Dwarfs, 1937) — первый англоязычный полнометражный мультфильм в «Техниколоре»
«Спящая красавица» (Sleeping Beauty, 1959) — первый в мире широкоформатный (70 мм) мультфильм
«Спасатели в Австралии» (The Rescuers Down Under, 1990) — первый мультфильм, целиком изготовленный на компьютере (использовалась аутентичная студийная компьютерная система производства анимации CAPS)
«Красавица и чудовище» (Beauty and the Beast, 1991) — первый анимационный фильм, номинированный на «Оскара» как «лучший фильм» (его конкурентами были игровые картины)
«Король-Лев» (The Lion King, 1994) — самый прибыльный мультфильм всех времен
Одно из трех анимационных подразделений компании Disney, занимающееся только оригинальными полнометражными анимационными фильмами (два других — Walt Disney Television Animation и DisneyToon Studios — снимают мультики для ТВ и сиквелы диснеевских хитов соответственно). Сегодня студия ассоциируется с безнадежно коммерческими, даже реакционными мультфильмами, однако при жизни своего создателя Уолта Диснея Walt Disney была в авангарде анимационного мира и без колебаний снимала некоммерческие, даже убыточные картины. Так, «Фантазия» или «Спящая красавица» окупились только спустя десятилетия.
В 1966 году, после смерти Уолта Диснея, компания оказалась в творческом кризисе, из которого вышла только в середине 70-х, когда Эрик Ларсен, ведущий аниматор Disney, организовал программу по поиску молодых талантов. В 1989 году натасканные в студийных мастерских рекруты сняли «Русалочку» — и дела у Disney пошли гораздо лучше. Студия открыла филиалы по всей Америке и даже в Европе, штат разросся до 2400 человек, а зарплаты сотрудников поднялись до небес (впрочем, это было скорее следствием жесткой конкуренции за мастеров, чем баснословных доходов). В результате производство диснеевских мультиков стало обходиться в суммы, сопоставимые с расходами на постройку космических ракет. Так что в 2000 году по студии прошла волна увольнений. А позже было решено вообще закрыть отдел рисованной анимации и заняться съемками исключительно 3D-мультфильмов (последним традиционным мультфильмом Disney стал «Дом в прерии», 2004). В 2006 году компания Disney купила студию Pixar и начала ее постепенное слияние с остатками Walt Disney Feature Animation. Впрочем, по достоверной информации, Disney опять намерена вернуться к съемкам традиционных, двумерных мультфильмов (правда, теперь они будут выходить раз в три-четыре года, а не два раза в год, как раньше). Ближайший релиз — «Царевналягушка», режиссерами будут ветераны Рон Клементс и Джон Маскер (именно они возрождали Disney в 80-х).
Как работает: Когда-то компания Disney была пионером всех нововведений в анимации. Именно в ее мультфильмах впервые использовалась комбинация разных планов, как в «настоящем» кино, именно в Disney первыми начали снимать реалистические мультфильмы и именно здесь впервые совместили в кадре рисованных и живых персонажей — не говоря уже о том, что все традиционные технологии анимационной индустрии были созданы в мастерских Disney. В 80–90-х студия, напротив, превратилась в крепость консерватизма, впрочем все равно востребованного зрителями. В 1995 году премьера до невозможности традиционного мультика «Покахонтас» поставила рекорд посещаемости кинотеатров: на первый сеанс в залы явился миллион зрителей.
Pixar
Где находится: Эмеривиль, Калифорния, США
Что сняли:
«История игрушек» (Toy Story, 1995) — премия «Оскар»
«Корпорация монстров» (Monsters, Inc., 2001) — премия «Оскар»
«В поисках Немо» (Finding Nemo, 2003) — премия «Оскар»
«Суперсемейка» (The Incredibles, 2004) — премия «Оскар»
Кроме съемок полнометражных 3D-мультфильмов Pixar также разрабатывает и продает технологии создания 3D-образов (например, популярную программу RenderMan). Сейчас Pixar принадлежит Disney, а когда-то она была всего лишь одной из мастерских студии Lucasfilm (той самой, что снимала «Звездные войны»), в течение семи лет растрачивавшей деньги Лукаса на разработку графических программ. В 1986 году Pixar купил Стив Джобс, один из отцов-основателей Apple.
Поначалу студия выпускала не анимационные фильмы, а графические станции для аниматоров (правда, первое время их покупали медицинские и военные организации). Какое-то количество станций приобрела Disney, но, в общем, фирменный компьютер Pixar продавался довольно плохо, да и работал не лучше — достаточно сказать, что все знаменитые пиксаровские короткометражки были созданы без участия их патентованной машины.
Тогда же отдел анимации Pixar, возглавляемый Джоном Лассетером, начал снимать рекламные 3D-ролики для сторонних заказчиков. Одни из самых известных — для сока Tropicana и зубного эликсира Listerine. Вскоре студия начала тесно сотрудничать с Disney — главным образом в разработке фирменного диснеевского софта CAPS. В 1991 году Pixar заключила с Disney 26-миллионный контракт на создание пяти трехмерных мультфильмов. Первым стала знаменитая «История игрушек», с которой, собственно, и началась большая история 3D-анимации. Всего этот квинтет собрал в прокате 2,5 млрд долл. (в пересчете на каждый мультфильм это равносильно пяти самым прибыльным мультблокбастерам в истории кино). А в мае 2006 года Pixar слилась наконец с Disney.
Как работает: Самая модная и интеллектуальная из всех крупных анимационных студий. Снимает фильмы с двойным, а то и с тройным дном. Замечательна не только колоритными и остроумными персонажами, но и великолепными сценариями, полными киноманских цитат и аллюзий. Правда, в последнее время Pixar сворачивает в сторону скучного и пошловатого мейнстрима – что, разумеется, связано с влиянием диснеевского менеджмента.
DreamWorks SKG
Где находится: Редвуд-Сити, Калифорния, США
Что сняли:
«Муравей Антц» (Antz, 1998)
«Шрек» (Shrek, 2001) — премия «Оскар»
«Шрек-2» (Shrek-2, 2004)
«Подводная братва» (Shark Tale, 2004)
«Мадагаскар» (Madagascar, 2005)
«Лесная братва» (Over the Hedge, 2006)
Созданная Стивеном Спилбергом, Джеффри Катценбергом (он долгое время возглавлял киностудию Disney, пока не был со скандалом оттуда уволен) и Дэвидом Геффеном компания DreamWorks занимается не только изготовлением трехмерных цифровых мультфильмов, но и производством и распространением игровых картин (например, «Красоту по-американски» сняли именно тут), а также видеоигр и телепрограмм. А собственно анимацию делают на DreamWorks Animation SKG, формально независимом подразделении компании. В феврале этого года DreamWorks была продана компании Viacom, ей же принадлежит киностудия Paramount. Прокатом фильмов DreamWorks Animation занимается Paramount.
В анимационном бизнесе DreamWorks работает с 1996 года — именно тогда компания заключила со студией анимации и спецэффектов Pacific Data Images (PDI) договор о совместном производстве мультфильмов, причем не только трехмерных, но и вполне традиционных (например, «Принц Египта», 1998). В 2000 году DreamWorks выделила свое анимационное производство в подразделение DreamWorks Animation. В 2004-м студия формально отделилась от материнской компании и теперь называется DreamWorks Animation SKG, Inc. Все мультфильмы по-прежнему снимаются в копродукции с PDI, а порой и с другими студиями. Но DreamWorks Animation никогда не участвует в совместных проектах с Disney, что понятно, учитывая прошлое Джеффри Катценберга. Кроме того, главным конкурентом DreamWorks Animation считается студия Pixar, принадлежащая как раз компании Disney.
Как работает: Cнимает трехмерные анимационные аналоги «семейных» голливудских картин. Эксперименту предпочитает ставку на проверенные шутки и эффекты. Короче, трехмерный аналог «Диснея» 80-х годов.
Aardman Animations, Ltd.
Где находится: Бристоль, Великобритания
Что сняли:
Animated Conversations, 1977
Creature Comforts, 1989 — премия «Оскар»
«Неправильные штаны» (The Wrong Trousers, 1993) — премия «Оскар»
«Побег из курятника» (Chicken Run, 2000)
«Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (Wallace & Gromit: The Curse of the Were-Rabbit, 2005)
Студия Aardman была организована в середине 70-х двумя аниматорами-энтузиастами — Питером Лордом и Дэвидом Спрокстоном — буквально на заднем дворе жилого дома. Первыми заметными работами дуэта стали пластилиновые заставки к прогрессивной детской передаче Vision On (программа была рассчитана не только на обычных, но и на глухих или слабослышащих детей) и взрослые сюжеты Animated Conversations, cнятые по заказу BBC (темой для каждого мультфильма были реальные разговоры, записанные на улицах). Чуть позже Aardman развила эту идею в похожих короткометражках для Channel 4. Пять мультфильмов даже назывались примерно так же — Conversation Pieces. В это же время Лорд и Спрокстон начинают приглашать на работу режиссеров со стороны — Барри Первиса, Ричарда Голезовски и, наконец, Ника Парка.
Парк пришел на студию стажером, имея в чемоданчике незаконченную студенческую работу — мультфильм о комической пластилиновой парочке Уоллесе и Громите. Доделывая фильм на студийном оборудовании, он между делом снял короткометражку Creature Comforts (тут Парк развивал старое аардмановское ноухау — пластилиновые персонажи, озвученные реальными разговорами). Creatures получил «Оскара», а молчаливый пес Громит и его хозяин, обожающий сыр изобретатель Уоллес, стали, пожалуй, самыми известными персонажами Aardman. В 2000 году Парк снял первый полнометражный мультфильм студии «Побег из курятника» (картина делалась совместно с DreamWorks и стала большим хитом). Через пять лет Уоллес и Громит также получили свой полный метр — «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (снова копродукция с DreamWorks). В том же 2005-м на складе студии случился пожар, в котором сгорели все архивы, в том числе и все материалы с участием Аардмана — первого персонажа мультфильмов Лорда и Спрокстона, именем которого, собственно, и была названа студия.
Как работает: Руками — тут персонажей по-прежнему лепят из пластилина. Aardman всегда гордилась тем, что в ее мультфильмах буквально видны отпечатки пальцев аниматоров. Правда, все хорошее портится — сотрудничество с DreamWorks закончилось тем, что Aardman согласилась бросить пластилин и перейти на 3D-моделирование (по крайней мере, в совместных проектах, например в недавно вышедшем в российский прокат мультфильме «Смывайся!»). Впрочем, знаменитый британский юмор студии пока никуда не делся, так что все вроде бы в относительном порядке. Во всяком случае, Ник Парк клянется головой, что самого страшного никогда не случится: славный своей выразительной мимикой пес Громит ни за что не заговорит.
Studio Ghibli Inc.
Где находится: Токио, Япония
Что сняли:
«Могила светлячков» (Grave of the Fireflies, 1988)
«Мой сосед Тоторо» (My Neighbor Totoro, 1988)
«Принцесса Мононоке» (Princess Mononoke, 1997)
«Унесенная призраками» (Spirited Away, 2001)
«Шагающий замок» (Howl’s Moving Castle, 2004)
Самая известная на Западе японская анимационная студия. Название позаимствовано из сленга итальянских военных летчиков (один из отцов-основателей Ghibli Хаяо Миядзаки в детстве помогал отцу, владельцу мастерской по изготовлению спортивных самолетов) и означает ветер сирокко. Компания Ghibli возникла в 1985 году, когда Миядзаки и его старший коллега Исао Такахата обособились от крупной аниме-студии Tokuma Shoten (та отказалась финансировать фильм «Наусика из страны ветров», который Миядзаки с Такахатой успешно сняли на другой студии — Topcraft). Tokuma попрежнему остается родительской компанией Ghibli: именно она устроила студии контракт с Disney, по которому американцы получили права на видеорелизы восьми мультфильмов Ghibli, а также права на международный прокат двух шедевров Миядзаки — «Принцессы Мононоке» и «Унесенной призраками» (благодаря продвижению на американский рынок картина собрала в общей сложности 10 млн долл. и считается самым успешным фильмом в истории аниме). Студия Ghibli известна своим тесным сотрудничеством с журналом Animage (он тоже принадлежит Tokuma), где есть даже специальная колонка «Новости Ghibli». Ghibli в свою очередь предоставляет журналу права на публикацию рисунков своих художников.
Как работает: Cтарательно. Художники Ghibli по-прежнему вырисовывают все мультфильмы вручную, а Хаяо Миядзаки тщательно следит за тем, чтобы иностранные прокатчики и пальцем не прикасались к фильмам — после того, как американцы варварски перемонтировали и безграмотно перевели «Наусику». Поговаривают, что, готовясь к американскому релизу «Принцессы Мононоке», мэтр прислал прокатчикам самурайскую катану с запиской: «Не резать».