самая лучшая садака это вода
Почему милостыня водой считается самой ценной?
Милостыня – это часть имущества, которую человек отдаёт безвозмездно нуждающемуся, не имея иных целей, кроме получения довольства Господа.
Если говорить о значимости милостыни в религии Ислам, о том, какое значение ей придают мусульмане, то следует упомянуть, что к этому благому деянию побуждают как аяты Священного Корана, так и изречения Пророка Мухаммада ﷺ.
Какую же из милостыни мусульмане считают самой ценной? Посланник Божий ﷺ упомянул, что самой лучшей милостыней является непрерывная милостыня. А поить водой живых существ (людей, животных или же птиц) является одним из видов непрерывной милостыни.
عن أبي هريرة قال النبي ليس صدقة أعظم أجراً من ماء. رواه البيهقي .
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ изрёк: «Нет милостыни более вознаграждаемой, чем вода (которой поят кого-либо)» (имам аль-Байхаки).
В другом изречении говорится:
أفْضَلُ الصَّدَقَةِ سَقْيُ المَاءِ
«Наилучшая милостыня — поение (людей) водой» (имамы Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа).
Также милостыня водой считается самой наилучшей и достойной за покойного, о чём свидетельствует следующий хадис:
عن سعد بن عبادة قال قلت يا رسول الله إن أمي ماتت أفأتصدق عنها؟ قال: نعم, قلت: فأي الصدقة أفضل؟ قال: سقي الماء
Саид бин Убадат рассказал, что однажды он спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, поистине моя мать скончалась, раздавать ли мне милостыню за неё?». На что Пророк ﷺ ответил: «Да». Тогда сподвижник спросил: «Какая милостыня самая ценная?» Он ﷺ ответил: «Напоить водой» (имамы ан-Насаи, ибн Хиббан и другие).
В другом хадисе говорится:
أتى سعد بن عبادة فقال : يا رسول الله : إن أمي توفيت ، و لم توص أفينفعها أن أتصدق عنها ؟ قال الرسول : « نعم ، و عليك بالماء« رواه الطبراني في الأوسط .
Однажды Саид бин Убадат спросил: «О Посланник Аллаха, поистине моя мать покинула этот мир, так и не сделав завещание, поможет ли ей, если я раздам за неё милостыню?» Пророк ﷺ промолвил: «Да, ты пожертвуй водой (т.е. напои людей водой)» (имам ат-Табарани).
Имам аль-Бухари приводит отдельный раздел в своём достоверном сборнике, в котором повествуется о достоинстве и награде за пожертвования водой. Приведём некоторые хадисы из них.
عن جابر رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال« من حفر ماء لم تشرب منه كبد حري من جن و لا إنس و لا طائر إلا آجره الله يوم القيامة « رواه البخاري
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Кто выроет (колодец) воды, то Всевышний воздаст благом в День Суда за каждую живую (достойную) плоть из джинов, людей, птиц, которая выпьет воду (из этого колодца)» (имам аль-Бухари).
Милостыня водой служит причиной прощения грехов, о чём свидетельствует достоверный хадис:
عن أبي هريرة قال :أنَّ رَسُول الله صلى الله عليه وسلم ، قَالَ : ((بَينَما رَجُلٌ يَمشي بِطَريقٍ اشْتَدَّ عَلَيهِ العَطَشُ ، فَوَجَدَ بِئراً فَنَزَلَ فِيهَا فَشربَ ، ثُمَّ خَرَجَ فإذَا كَلْبٌ يَلْهَثُ يأكُلُ الثَّرَى مِنَ العَطَشِ ، فَقَالَ الرَّجُلُ : لَقَدْ بَلَغَ هَذَا الكَلْبُ مِنَ العَطَشِ مِثلُ الَّذِي كَانَ قَدْ بَلَغَ مِنِّي فَنَزَلَ البِئْرَ فَمَلأَ خُفَّهُ مَاءً ثُمَّ أمْسَكَهُ بفيهِ حَتَّى رَقِيَ ، فَسَقَى الكَلْبَ ، فَشَكَرَ الله لَهُ ، فَغَفَرَ لَهُ )) قالوا : يَا رَسُول اللهِ ، إنَّ لَنَا في البَهَائِمِ أَجْراً ؟ فقَالَ : (( في كُلِّ كَبِدٍ رَطْبَةٍ أجْرٌ )) مُتَّفَقٌ عَلَيهِ .
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Как-то некоего путника стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку с высунувшимся языком, которая от жажды ела влажную землю. Увидев такую картину, человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит также, как мучила и меня». После чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. Поднявшись же на поверхность земли, он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ﷺ ответил: «Награда полагается за всё живое» (имам аль-Бухари).
Учёные-богословы говорят: «Если этот поступок в отношении собаки послужил причиной прощения грехов, то что сказать о тех, кто будет поить верующих людей».
Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) спросили: «Какая самая ценная милостыня?» На что он ответил: «Вода. Разве вы не видите, что, когда обитатели Ада обращаются за помощью к обитателям Рая, они просят следующее: «Дайте нам воды или что-нибудь из того, чем наделил вас Аллах из доброй пищи, одежды и других благ»».
Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Этот священный аят является доказательством того, что милостыня водой является одной из самых ценных милостынь. Тому, кто погряз в грехах, следует напоить (живых существ) водой».
Роль воды в жизни человека неоспоримо высока. Она служит основой для функционирования всего организма. Кто оказывает посильную помощь в обеспечении людей водой, тот предоставляет жизнь всему живому миру, а кто препятствует в этом, тот служит причиной гибели народа, поэтому религия предостерёг верующих от отказа предоставлять воду. В достоверном хадисе говорится, что Аллах не посмотрит на троих в День воскресенья и не очистит их, и уготовано им мучительное наказание. Одним из них является человек, имевший излишки воды у дороги и отказавший предоставить воду путнику.
Да убережёт нас Господь от алчности, скупости и других порицаемых душевных качеств, и да одарить нас благим нравом. Амин!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
6 лучших садака, которые может дать мусульманин
Пророк (мир ему ) говорил: «Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите к Господу вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше, чем большее, но не содержащее бараката», ангелы просят: «О Аллах, ускорь увеличение имущества отдающему милостыню, и ускорь порчу имущества – скупому» (Байхаки).
Одним из обязательств мусульманина является милостыня, которая заключается в любой помощи другому. Оказание благого, облегчение положения верующего и даже улыбка является милостыней в исламе. Милостыня – любимое Всевышним дело, которое распространяет мир и благое между мусульманами и приближает к Аллаху.
В другом хадисе сказано: «Скупой – далек от Аллаха и далек от Рая, от людей, и близок к Огню. Щедрый – близок к Аллаху и Раю, близок к людям и далёк от Огня» (Тирмизи).
Религия ислама милостива и милосердна для каждого верующему. Желающего сделать благое и дать милостыню не всегда нужны деньги. Лучшей милостыней является:
1. Садака своей семье.
«Лучшие динары — это динар, который человек расходует на свою семью, и динар, который человек расходует на свое верховое животное на пути Аллаха, и динар, который человек расходует на своего товарища на пути Великого и Всемогущего Аллаха» (Ахмад).
2. Садака родственникам.
«Наилучшая садака — садака, которая подается близкому родственнику, питающему вражду» (Ахмад).
3. Садака в здравии.
4. Садака малоимущего.
«Наилучшая садака та, что расходуется малоимущим, и начинай (расходовать) с тех, которого ты обязан содержать» (Ахмад).
«Наилучшая садака — напоить (людей) водой» (Ахмад).
«Наилучшей милостыней является та, после (пожертвования) которой (у владельца) остается достаток. Высшая рука (дающая) лучше руки низшей (берущей) и начинай расходовать с тех, кого ты (обязан) содержать» (Бухари).
Какая садака является наилучшей?
Ислам побуждает нас давать садака нуждающемуся с целью приблизиться к Всевышнему Аллаху. Давать садака следует скрытно – доводить её до нуждающегося таким образом, чтобы об этом не узнал никто.
Если садака даётся скрытно, это деяние остаётся между человеком и Всевышним, и целью такой милостыни может быть только довольство Всевышнего Аллаха. Если садака подаётся скрытно, то в этом деянии отсутствует рияъ – совершение поклонения напоказ.
Милостыня заключает в себе огромную пользу для человека и общества в целом. Садака воспитывает в обществе дух братства и взаимопомощи. Садака также принесёт человеку огромную пользу в Ахирате. Ведь Всевышний Аллах в Судный день укроет в тени тех, кто подаёт милостыню.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سبعة يظلهم الله في ظله يوم لا ظل إلا ظله: وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ
«Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша.
…кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». (Бухари, 660; Муслим 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал нас подавать садака, рассказывая о достоинствах милостыни.
От Абу Малика Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
والصَّلاةُ نُورٌ ، والصَّدقةُ بُرهَانٌ ، والصَّبْرُ ضِياءٌ
«Намаз – это свет, милостыня (садака) – это доказательство, а терпение – это сияние». (Муслим, 223)
Мы привыкли считать милостыней деньги или что-либо материальное, однако истинная садака – это принесённая польза, милосердие по отношение к другому. Садака не ограничивается раздачей милостыни, садака может быть приветствием, добрым словом, проявлением уважения к людям и прочими благодеяниями.
Это всё считается садака, за которую Всевышний Аллах вознаграждает своих уверовавших рабов. Следовательно, наше отношение, наша благодарность, наше поведение, доброе слово, добрый поступок, улыбка – также садака.
Что касается наилучшей садака, то для этого нет абсолютного общепринятого правила. Это является относительным понятием, которое часто меняется, учитывая разные обстоятельства.
Во-первых, учитывается положение того, кто подаёт милостыню. Следовательно, садака бедного, неимущего человека превосходит милостыню богатого человека. Садака здорового человека достойнее, чем милостыня больного человека, особенно когда он болен смертельной болезнью.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَيُّ الصَّدَقَةِ أَعْظَمُ أَجْرًا؟ قَالَ: أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ تَخْشَى الفَقْرَ، وَتَأْمُلُ الغِنَى، وَلاَ تُمْهِلُ حَتَّى إِذَا بَلَغَتِ الحُلْقُومَ، قُلْتَ لِفُلاَنٍ كَذَا، وَلِفُلاَنٍ كَذَا وَقَدْ كَانَ لِفُلاَنٍ
Во-вторых, учитывается положение того, кому подаётся милостыня. Следовательно, садака, которую человек подаёт своему родственнику, предпочтительнее, чем садака чужому человеку. Также подать милостыню нуждающемуся лучше, чем подать её другому человеку.
В-третьих, учитывается сущность, характер того, что даётся в качестве милостыни. Передаётся множество хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит о том, что лучше всего дать в качестве милостыни.
К таковым относятся следующие вещи:
1. обучение полезным знаниям;
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ يَتَعَلَّمَ الْمَرْءُ الْمُسْلِمُ عِلْمًا ثُمَّ يُعَلِّمَهُ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ
«Лучшим садака является обучение мусульманином человека полезным знаниям, которым он в дальнейшем обучит другого брата». (Ибн Маджа, 243)
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ تُشْبِعَ كَبِدًا جَائِعًا
«Лучшим садака является кормить досыта голодного». (Байхаки, «Шуаб аль-иман», 3093)
От Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды Са‘д (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «Какая садака нравится тебе больше всего?» Он ответил «Вода»». (Абу Давуд, 1679)
Наилучшей милостыней перед всевышним Аллахом является та садака, которую человек даёт искренне, от чистого сердца и только ради Всевышнего, садака, в которой нет ни малейшей примеси фальши (рияъ) и желания прославиться.
Если садака человека будет такой, Всевышний Аллах непременно примет её, ведь Он сказал в Священном Коране:
إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ
(смысл): «Поистине, дающие из своего имущества милостыню мужчины и дающие милостыню женщины ради довольства Аллаха давали средства нуждающимся, и для тех, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, будут увеличены эти благодеяния, им будет дана благородная награда – Рай». (сура Аль-Хадид: 18)
Нурмухамад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Какое садака считается в Исламе самым лучшим?
Посланник Аллаха (ﷺ) в достоверных хадисах часто указывал на ценность садака.
От Абу Малика Аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
الطهور شطر الإيمان ، والحمد لله تملأ الميزان ، وسبحان الله ، والحمد لله تملآن أو تملأ ما بين السماوات والأرض ، والصلاة نور ، والصدقة برهان ، والصبر ضياء ، والقرآن حجة لك أو عليك ، كل الناس يغدو ، فبائع نفسه ، فمعتقها أو موبقها
«Чистота — половина веры. «Аль-Хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) наполняет весы. А «Субхана Ллах» (Преславен Аллах) и «Аль-Хамду ли-Ллях» заполняют собой (пространство) между небесами и землёй. Намаз — свет, садака — доказательство, терпение — сияние, а Коран – довод за или против тебя». (Муслим)
Слова Пророка (ﷺ) «садака — доказательство» подразумевают, что расходование человеком своего имущества в качестве садака является доказательством истинности его веры, ибо имущество очень любимо для человека, а когда человек расстаётся со своим имуществом ради довольства Всевышнего Аллаха, то это, несомненно, является доказательством его крепкой веры.
Из всего вышеприведенного мы узнали, что садака является высоко вознаграждаемым деянием, а какое же садака считается в Исламе самым лучшим?
Отвечая на такой вопрос, невозможно однозначно утверждать, что какое-то садака является абсолютно лучшим, ибо это зависит от множества факторов, влияющих на его ценность. Ценность садака зависит:
— от положения того, кто даёт садака;
Например, садака, которое даётся бедным человеком, лучше, чем садака (в таком же размере) богатого человека, или садака здорового лучше, чем садака больного.
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
— от того, куда или кому даётся садака и положения человека, которому даётся садака;
Например, садака нуждающемуся человеку лучше, чем садака другому человеку, а садака близкому родственнику лучше, чем садака чужому человеку.
От Хакима бин Хизама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ) о том, какое садака является самым лучшим. На это он ответил:
«(Самым лучшим садака является то, которое дается) своему родственнику, даже если он является врагом». (Имам Ахмад)
— от того, что даётся в качестве садака;
Обучение полезным знаниям считается лучшим садака, ибо Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ يَتَعَلَّمَ الْمَرْءُ الْمُسْلِمُ عِلْمًا ثُمَّ يُعَلِّمَهُ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ
«Лучшим садака является обучение мусульманином человека полезным знаниям, которым он в дальнейшем обучит другого брата». (Ибн Маджа)
— от времени, когда даётся садака;
Например, садака в месяц Рамадан, в пятницу или в другое благоприятное время лучше, чем садака в обычное время.
Во всяком случае, садака является одним из лучших деяний человека. Если же человек объединит все факторы, от которых зависит увеличение награды за садака, тогда это садака, несомненно, будет считаться самым лучшим.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Четыре вида милостыни, для которых не нужны деньги
Милостыня является одним из лучших деяний человека. А больше всего награды человек получает за милостыню, которую он расходует в том направлении, в котором больше всего нуждаются в этом.
Поэтому щедрость считается одним из прекрасных качеств, которые восхваляет Ислам. Основной целью в жизни каждого мусульманина является довольство Всевышнего Аллаха. А довольство Аллаха достигается посредством выстраивания хороших отношений не только с Ним, но и с Его творениями.
Проявление благого нрава, доброта по отношению к людям также является поклонением. Точно так же всё, что способно разрушить человеческие отношения, противоречит духу Ислама, и за это записывается большой грех.
Мы привыкли считать, что щедрость неразрывно связана с деньгами и материальными благами. Следовательно, мы предполагаем, что милостыню можно творить только материально. Но это далеко не так.
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Аллаха) сказал:
يُصْبحُ عَلَى كُلِّ سُلامَى منْ أَحَدِكُمْ صَدَقةٌ : فَكُلُّ تَسبيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحمِيدةٍ صَدَقَة ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكبيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأمْرٌ بِالمعرُوفِ صَدَقةٌ ، ونَهيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقةٌ ، وَيُجزِىءُ مِنْ ذلِكَ رَكْعَتَانِ يَركَعُهُما مِنَ الضُّحَى
«Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует подавать милостыню (садака) столько раз, сколько есть в его теле суставов. Каждое произнесение слов «Субхана-Ллах» (пречист Аллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) есть садака, и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (нет бога, кроме Аллаха) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах велик) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два рак’ата зуха-намаза (добровольного дополнительного суннат-намаза)». (Имам Ахмад 5/167, Муслим 720, Абу Дауд 1286)
Как мы видим, Пророк ﷺ перечисляет множество простых вещей, которые он называет милостыней, и ни для одного из них не требуется наличие денег или других материальных благ.
Щедрость в Исламе – это широта души, желание помочь и поделиться, в то же время смиренность и проявление благодарности Аллаху. Совсем не нужно денег, чтобы проявить щедрость по отношению к другим людям. Это можно сделать совсем иными способами:
1. Искреннее приветствие
Добрые отношения между братьями по вере в большинстве случаев зависят от того, как они встречают друг друга. Улыбка на лице заменяет множество хороших слов и даже дел.
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
تَبَسُّمُك في وَجْه أَخِيك لك صدقة
«Улыбка в лицо твоего брата по вере является для тебя милостыней (садака)». (Тирмизи)
Также от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَالَ لي النَّبيّ صلى الله عليه وسلم لا تَحْقِرنَّ مِنَ المَعرُوفِ شَيئاً وَلَوْ أنْ تَلقَى أخَاكَ بِوَجْهٍ طَليقٍ
«Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что тебе следует встречать брата своего с приветливым лицом”». (Муслим 2626, Ибн Хиббан 523)
Каждый раз, когда мы встречаем брата по вере на своём пути, Всевышний Аллах дает нам возможность получить большую награду и прощение грехов.
2. Помощь и забота
Мы привыкли жить своими личными проблемами и не думать о том, как живётся окружающим нас людям. Но если быть повнимательнее, то можно увидеть, что у каждого человека имеются свои проблемы, каждый нуждается в помощи и понимании.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ سُلامَى مِنَ النَّاسِ عَلَيهِ صَدَقَةٌ ، كُلَّ يَومٍ تَطلُعُ فِيهِ الشَّمْسُ : تَعْدِلُ بَينَ الاثْنَينِ صَدَقةٌ ، وتُعِينُ الرَّجُلَ في دَابَّتِهِ ، فَتَحْمِلُهُ عَلَيْهَا أَوْ تَرفَعُ لَهُ عَلَيْهَا مَتَاعَهُ صَدَقَةٌ وَالكَلِمَةُ الطَيِّبَةُ صَدَقَةٌ ، وبكلِّ خَطْوَةٍ تَمشيهَا إِلَى الصَّلاةِ صَدَقَةٌ ، وتُميطُ الأذَى عَنِ الطَّريقِ صَدَقَةٌ
«Каждый день, когда восходит солнце, следует давать милостыню (садака) столько раз, сколько суставов имеется в теле человека: если ты справедливо рассудишь двоих, это будет милостыней (садака), и если ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или навьючишь животное его поклажей, это будет садака…» (Бухари 2989, Муслим 1009)
Поэтому мы не должны быть безразличными к проблемам наших братьев. Проявив сострадание, оказав даже незначительную помощь добрым словом, хорошим советом, возможно, мы облегчим кому-то жизнь и в то же время получим вознаграждение за это, как за милостыню.
3. Хорошее слово
Хорошее слово, сказанное к месту, может быть дороже любых земных богатств. Точно так же одно плохое слово может стать причиной больших бед.
Передают со слов ‘Ади бин Хатима (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
اتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَبِكَلِمَةٍ طَيِّبَةٍ
«Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика, а кто не найдёт и этого, то с помощью доброго слова!» (Бухари 1417, Муслим 1016)
Также в продолжении вышеприведённого хадиса Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится:
وَالكَلِمَةُ الطَيِّبَةُ صَدَقَةٌ
«И доброе слово является милостыней (садака)». (Бухари 2989, Муслим 1009)
4. Шаги, которые делает человек на пути в мечеть
Ислам побуждает нас совершать каждый обязательный намаз в мечети, ибо человек, совершивший намаз в мечети, получает и за каждый шаг, сделанный на пути в мечеть, награду, как за милостыню. Мусульмане, собравшиеся в мечети на коллективный намаз, всегда бывают в курсе радостей и проблем своих братьев.
Далее в том же хадисе Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится:
وبكلِّ خَطْوَةٍ تَمشيهَا إِلَى الصَّلاةِ صَدَقَةٌ
«И делая каждый шаг на пути к намазу, ты даёшь садака». (Бухари 2989, Муслим 1009)
За любое благое деяние мусульманин может получить награду, как за милостыню, если у него имеется искреннее намерение. И необязательно, чтобы этот поступок был связан с материальными затратами или денежными расходами.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха) сказал:
كُلُّ مَعْرُوفٍ صَدَقَةٌ
«Совершение каждого одобряемого шариатом дела есть милостыня (садака)». (Бухари, Муслим)
Из этого следует, что каждый человек вне зависимости от своего финансового положения может получить за свои благие деяния награду, как за милостыню. А если человек не делает ничего из того, что выше приведено, то пусть он хотя бы воздерживается от совершения плохих деяний, как об этом говорил Посланник Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах):
عَلَى كلّ مُسْلِمٍ صَدَقَةٌ قَالَ : أرأيتَ إنْ لَمْ يَجِدْ ؟ قَالَ : يَعْمَلُ بِيَدَيْهِ فَيَنْفَعُ نَفْسَهُ وَيَتَصَدَّقُ قَالَ : أرأيتَ إن لَمْ يَسْتَطِعْ ؟ قَالَ : يُعِينُ ذَا الحَاجَةِ المَلْهُوفَ قَالَ : أرأيتَ إنْ لَمْ يَسْتَطِعْ ، قَالَ : يَأمُرُ بِالمعْرُوفِ أوِ الخَيْرِ. قَالَ : أرَأيْتَ إنْ لَمْ يَفْعَلْ ؟ قَالَ : يُمْسِكُ عَنِ الشَّرِّ، فَإِنَّهَا صَدَقَةٌ
«Каждый мусульманин должен давать милостыню (садака)». Кто-то спросил: «Что вы скажете, если у него ничего не найдётся (для этого)?» Пророк ﷺ ответил: «Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садака». Он спросил: «О Посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?» Пророк ﷺ ответил на это: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в затруднительном положении». Тот опять спросил: «А если он не сможет сделать этого?» Пророк ﷺ сказал: «Тогда пусть побуждает к одобряемому или к благому». Тот человек опять спросил: «А если он не сумеет сделать и этого?» Пророк ﷺ сказал: «Тогда пусть воздерживается от совершения дурного, и это будет милостыней». (Бухари 6022, Муслим 1008)
Не судите, не осуждайте людей, проявляйте милосердие и сострадание. Будьте адвокатами для своих братьев, в этом будет проявление вашей щедрости. Ведь мы не знаем, что приходится испытывать другим людям, их переживания и трудности. Вместо этого окажите им помощь, просите Аллаха направить их и помочь им.
Постарайтесь почаще совершать вышеперечисленные поступки, ведь они не требуют материальных вложений и даже больших физических усилий. Если не получается, постарайтесь хотя бы отказаться от всего дурного, ин-шаа-Ллах, и это будет для вас милостыней.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.