самая лучшая политическая система
Какая система власти нужна России сегодня? Ред
В какой системе власти нуждается Россия?
Какая система власти подходит для России
Благородный муж заботится об общих, а не партийных интересах, а низкий, наоборот, заботится о партийных, а не общих интересах.
Изречение великого китайского мудреца Конфуция, жившего в 551-479 годах до н.э.
Благородный муж – достойный, уважаемый человек, занимающий высокое положение в обществе.
Поскольку в те времена партии не существовали, по всей вероятности, Конфуций под партиями подразумевал элиты, кланы или сословия. В России также существуют элиты, сословия и кланы, приближённые к власти на разных уровнях и территориях, которые нередко по решениям, попустительстве или бездействии власти пользуются необоснованными привилегиями.
В предыдущих главах о власти в России я указывал, что не являюсь дипломированным специалистом по государственному устройству. Однако, мне не безразлично состояние страны: застойные явления в экономике, отставание во внедрении высоких технологий в гражданских отраслях промышленности, казнокрадство и коррупция, сильное социальное расслоение – немыслимое богатство меньшинства и бедность значительной части населения богатейшего в мире по природным ресурсам государства. И основная доля ответственности ложится на органы власти. Я не вхожу ни в какую политическую партию и движение, не участвую в политических акциях, а высказываемые соображения отражают моё личное мнение.
Чтобы попытаться сформулировать ответ на очень непростой вопрос заголовка, необходимо уточнить, какие формы организации государственной власти существуют в странах мира. Я подробно рассматривал этот вопрос в предыдущей главе, но, поскольку некоторые читатели этой главы с ними не знакомились, вкратце повторю основные положения.
Формы власти включают в себя форму правления, территориальное устройство и политический режим.
Территориальное устройство определяет внутреннюю структуру страны, составляющие её части и взаимоотношения между ними и центром, и может быть построено по унитарному или федеративному типу.
Политический режим правления – это совокупность методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть: демократический, авторитарный, тоталитарный, деспотический, теократический режимы.
В настоящее время в мире насчитывается 251 страна. Подавляющему большинству из них присуща одна из перечисленных форм организации государственной власти. По всей видимости, существует некоторое количество малых государств, организация власти в которых не укладываются в перечисленные, но они не представляют для нас интереса.
Переходим к самому главному исходному моменту. Наша страна с её тысячелетней историей является самой уникальной в мире, в которой, по моему мнению, затруднительно, а может быть и невозможно использовать традиционные решения по организации власти без опасности её разрушения.
В чём же заключается уникальность России? Разумеется, в её огромных размерах и природных богатствах, сложном территориальном устройстве, многонациональном составе населения. Площадь России превышает 117 миллионов квадратных километров, в состав страны входит 85 разных субъектов: 22 национальные республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и один автономный округ. В стране с численностью населения в 146,8 миллионов человек, согласно переписи 2010 года, проживают граждане 194 национальностей, в том числе русские – 115 млн чел., татары – 5,5 млн. чел., украинцы – 2,9 млн. чел., башкиры – 1,67 млн. чел., чуваши – 1, 63 млн. чел. Численность граждан каждой из остальных национальностей – от 1 чел. до 1%.
Проблема власти в нашей стране в разной степени существовала в течение многих лет. Не будем касаться дореволюционных периодов, в которых было немало драматических и трагических событий, которые влияли не только на судьбы правящих кругов, но и ставили под угрозу само существования России, как независимого государства.
После февральской революции были созданы предпосылки внедрения аналога западных демократий. Однако, разброд и междоусобная борьба среди влиятельных элит и партий, продолжение войны с Германией, тяжёлое положение в экономике страны позволили большевикам в октябре 1917 года революционным путём взять власть.
По моему мнению, самой важной проблемой во все времена в истории России была процедура законной передачи высшей власти от предшествующей к новому правящему клану. Её сбои крайне болезненно сказывались на развитии страны.
В советский период эта проблема решалась узким кругом лиц, входивших в высшие органы правящей партии, вследствие чего граждане страны были практически отстранены от участия в этом процессе. Однако в этот период руководители, входившие в правящие структуры, в процессе продвижения по карьерной лестнице приобретали серьёзный опыт руководящей государственной или партийной работы, при этом каждый партийный руководитель обычно занимался и организацией хозяйственной деятельности. Отрасли промышленности и сельского хозяйства как правило, возглавляли талантливые специалисты. Вспомним А.И.Микояна, А.Н.Косыгина, В.В.Бахирева и других. Во главе Академии наук и её институтов стояли крупные учёные с мировым именем. Не случайно в советское время страна динамично развивалась, были получены выдающиеся достижения в науке, искусстве, развитии экономики.
Вместе с тем, кулуарная система управления и передачи власти порождала застойные явления в экономике, политической жизни страны и привела к ухудшению материального положения граждан, разочарованию народных масс. Приход к власти слабого, велеречивого лидера Михаила Горбачёва, предательская политика ряда высокопоставленных руководителей из его окружения, захват центральных средств массовой информации сторонниками западной модели управления привели к сильному ослаблению власти и нестабильности в стране. В результате власть перешла к амбициозному Борису Ельцину и либеральной оппозиции, которые антиконституционным путём развалили СССР. Далее начался грабёж национального достояния внутри страны, сдача позиций на международной арене, потеря обороноспособности государства. Возникла реальная угроза распада теперь уже России. Потребовались решительные действия, чтобы остановить этот процесс, которые были осуществлены после ухода Ельцина.
В большинстве западных стран, у кого раньше, у кого позже к этому времени были созданы и апробированы конституции, в которых жёстко прописывались правила, на основании которых формировались высшие органы власти, состоящие из независимых законодательных, судебных и исполнительных органов. Важное значение имело функционирование политических партий с многолетним опытом работы. Формирование высших органов власти производилось по результатам выборов, при этом партия или блок партий, получившие большинство голосов, получали мандат на управление страной на период до следующих выборов. В большинстве случаев победа той или иной партии не вызывала потрясений в государстве. Правящая команда по результатам своей деятельности или продолжала руководить страной или передавала власть другой победившей партии. Этим достигается конкуренция властных структур, развитие и стабильность страны.
Так что же? Какая система власти нам нужна?
1. Рассмотрим сначала форму правления: монархия или республика. Монархия – устаревшая форма правления, постепенно уходящая из употребления. Даже там, где она сохранилась, суверены, например, Елизавета Вторая, практически лишены реальной власти. Исключение составляют некоторые арабские страны, например, Саудовская Аравия, Оман, в которых власть главы не ограничена. Впрочем, при некоторых режимах правления власти лидера позавидует иной король. Значит, выбираем республиканскую форму правления.
2. Территориальное устройство. Унитарное государство или федерация. Здесь выбор ещё проще. При наших размерах, многонациональном составе населения Россия может быть только федеративным государством, иначе спокойствия в стране не достигнуть.
Однако, моё мнение таково, что для России не подходит западная модель государственного устройства и демократических институтов, если мы хотим сохранить страну в существующих границах. Печальный пример развала СССР именно по причине попытки внедрить в наших условиях западные модели показали всю опасность уже для России подобных экспериментов. К настоящему моменту распались не только ранее существовавшие могущественные многонациональные империи, в том числе Британская Империя, Австро-Венгрия, но и небольшие государства, населённые даже близкими нациями: Югославия, Чехословакия и другие. Некоторые государства распались по религиозным противоречиям: Индия мирным путём была разделена англичанами на два государства, затем от мусульманского Пакистана через кровопролитную войну отделилась Бангладеш, разделился после многолетней жестокой междоусобной войны на два государства Судан. А последние потрясения, связанные с попытками отделения Шотландии от Великобритании и Каталонии от Испании ярко подтверждают опасность далеко не мирного распада России при ослаблении сильной централизованной власти.
Такая реальная опасность существовала и после февральской революции 1917 года, и только благодаря Октябрьской революции удалось сохранить почти в неизменных границах Российскую империю, за исключением Польши и Финляндии. Зато в 1945 году в состав СССР, а значит и России, вошли Калининградская область, Южный Сахалин и Курилы.
Авторитарный режим правления с жёсткой вертикалью власти создаёт больше гарантий сохранения России, как самостоятельного государства в существующих границах. В течение многих веков Россия с её необъятными просторами и природными богатствами являлась объектом алчных устремлений могущественных государств. Драматический распад СССР создал для его народов, в том числе и русских, оказавшихся за рубежом, множество трудных проблем, которые не закончились и поныне. Не допустить повторения подобных катастроф может только государство, имеющее сильную государственную власть, надёжную оборону, динамично развивающуюся экономику, в котором обеспечена социальная справедливость, благосостояние граждан.
Так что же? Выбираем авторитарный режим? Не совсем так. При авторитарном режиме слишком много власти сосредотачивается у лидера, а он не всегда правильно распоряжается ею, неизбежны ошибки и просчёты в разных сферах, что наносит значительный ущерб государственным интересам. Некоторые из них рассмотрены в главе 6 цикла статей «О власти в России». По моему мнению, необходим симбиоз авторитарного и демократического режимов правления, где власть лидера была бы ограничена разумными пределами за счёт усиления самостоятельности законодательной и судебной властей, учёта мнений конструктивной оппозиции. Стабильность и развитие государства не должны полностью зависеть от единственного конкретного лица.
Нынешняя система власти препятствует появлению таких лидеров, а высшие лица в законодательных и судебных структурах власти, призванных по Конституции создавать баланс ветвей власти, поставили себя в подчинённое положение по отношению к исполнительной власти. Во многих случаях они автоматически одобряют любые её предложения, что создаёт опасность принятия ошибочных решений, наносящих ущерб долгосрочным интересам страны в международном и внутреннем плане, а также жизненным интересам её граждан.
Вместе с тем, нельзя допускать и ослабления системы власти, которое неминуемо приведёт к внутренним межнациональным конфликтам, чреватым большими бедами для страны и её граждан.
Надо найти правильное, взвешенное решение, оно необходимо в целях обеспечения стабильности в стране и её успешного динамичного развития.
17 самых популярных форм правления в человеческой истории
Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.
Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.
1. Анархия
Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.
Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.
2. Аристократия
Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.
В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.
Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.
3. Бюрократия
В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.
Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.
Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).
4. Демократия
Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.
При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.
Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]
5. Диктатура
Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.
Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.
Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.
6. Капитализм
Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.
Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.
В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.
7. Клептократия
Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.
Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.
8. Колониализм
Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).
При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.
Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.
9. Коммунизм
В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.
В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.
Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.
10. Меритократия
Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.
Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.
Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.
11. Монархия
Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.
В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.
Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.
На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.
12. Олигархия
Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.
Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.
13. Плутократия
Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.
Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.
Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.
14. Социализм
Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.
Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.
Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.
Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.
15. Теократия
Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.
В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.
Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.
16. Тоталитаризм
Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.
Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.
Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.
17. Феодализм
Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.
Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».
Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.