какое требование к проведению мониторинга качества электроэнергии указано неверно

Какое требование к проведению мониторинга качества электроэнергии указано неверно

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2014 г. N 1948-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33073-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2019 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче ЭЭ.

Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества ЭЭ (КЭ), применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний ЭЭ, рассмотрении претензий к КЭ, инспекционного контроля за сертифицированной ЭЭ, а также при осуществлении государственного надзора.

Настоящий стандарт устанавливает также основные положения по организации и проведению мониторинга КЭ в электрических сетях сетевых организаций и потребителей ЭЭ в целях обследования (наблюдений) для оценки и управления КЭ.

Положения настоящего стандарта, относящиеся к мониторингу КЭ, применяют при проведении периодических испытаний ЭЭ по планам сетевых организаций и потребителей ЭЭ, в том числе испытаний при определении технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети, подготовке электрических сетей к сертификации ЭЭ, допуске к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей, ухудшающих КЭ, разработке мероприятий по улучшению КЭ и др.

Основные положения по организации и проведению контроля и мониторинга КЭ установлены в отношении следующих показателей качества электрической энергии:

— положительное и отрицательное отклонения напряжения;

— суммарный коэффициент гармонических составляющих напряжения;

— коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения;

— коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности;

— коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности;

— кратковременная и длительная дозы фликера.

Положения настоящего стандарта применяют также при организации и проведении мониторинга интергармоник напряжения и случайных событий в электрических сетях (прерываний, провалов напряжения и перенапряжений).

В настоящем стандарте установлен порядок выбора пунктов контроля и мониторинга КЭ, детализированы требования к применяемым средствам измерений (СИ) и продолжительности и периодичности измерений при контроле и мониторинге КЭ, а также к порядку обработки и оформления результатов измерений.

В настоящем стандарте приведены рекомендации по учету влияния трансформаторов напряжения при проведении измерений, а также по проведению измерений в условиях, отличающихся от нормальных.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.2-75 Система стандартов безопасности труда. Трансформаторы силовые и реакторы электрические. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.3-75 Система стандартов безопасности труда. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.4-75 Система стандартов безопасности труда. Шкафы комплектных распределительных устройств и комплектных трансформаторных подстанций, камеры сборные одностороннего обслуживания, ячейки герметизированных элегазовых распределительных устройств

Действует только в Российской Федерации.

ГОСТ 12.3.019-80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 1983-2015 Трансформаторы напряжения. Общие технические условия

ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Стандартные напряжения

ГОСТ 30804.4.7-2013 (IEC 61000-4-7:2009) Совместимость технических средств электромагнитная. Общее руководство по средствам измерений и измерениям гармоник и интергармоник для систем электроснабжения и подключаемых к ним технических средств

ГОСТ 30804.4.30-2013 (IEC 61000-4-30:2008) Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии

ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32144, ГОСТ 30804.4.30, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 установленные требования: Требования, установленные в технических регламентах, стандартах, договорах энергоснабжения, заключаемых субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии, а также в иных документах.

3.2 технические условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети: Документ, устанавливающий объем технических мероприятий, выполнение которых обеспечит техническую возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрической сети сетевой организации.

качество электрической энергии: Степень соответствия характеристик электрической энергии в данной точке электрической системы совокупности нормированных показателей качества электрической энергии.

3.4 показатель качества электрической энергии; ПКЭ: величина, характеризующая КЭ по одному или нескольким параметрам.

3.5 контроль КЭ: Процедуры проверки соответствия значений ПКЭ установленным требованиям.

3.6 мониторинг КЭ: Процедуры одиночных, периодических и непрерывных обследований КЭ и наблюдений за ПКЭ в установленных интервалах времени, проводимых в целях оценки существующего уровня КЭ, анализа, прогноза и принятия, при необходимости, соответствующих мер по результатам мониторинга.

3.7 пункт контроля/мониторинга КЭ: Пункт электрической сети, в котором выполняют измерения ПКЭ при контроле/мониторинге КЭ.

3.8 центр питания: Распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения (6000 В и более) трансформаторной подстанции сетевой организации, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей ЭЭ/пользователей сети.

Как правило, трансформаторные подстанции 35-110/6-10 кВ.

1 ЦП и присоединенная к нему сеть могут принадлежать разным сетевым организациям.

2 Две секции сборных шин одного распределительного устройства, получающие питание от разных силовых трансформаторов, рассматриваются как разные ЦП.

3.9 согласованное напряжение электропитания: Напряжение, отличающееся от стандартного номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 29322, согласованное для конкретного пользователя электрической сети при технологическом присоединении в качестве напряжения электропитания.

3.10 точка общего присоединения: Электрически ближайшая к конкретной нагрузке пользователя сети точка, к которой присоединены нагрузки других пользователей сети.

3.11 искажающий потребитель ЭЭ: Потребитель, имеющий энергопринимающие устройства с нелинейными электрическими характеристиками или с несимметричным или колебательным режимом работы, подключение которых к сети приводит или может привести к несинусоидальности, колебаниям напряжения или несимметрии трехфазной системы напряжений в электрической сети.

3.12 низкое напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратичное значение которого не превышает 1 кВ.

3.13 среднее напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратичное значение которого превышает 1 кВ, но не превышает 35 кВ.

3.14 высокое напряжение: Напряжение, номинальное среднеквадратичное значение которого превышает 35 кВ.

3.15 сертификационные испытания ЭЭ: испытания ЭЭ, проводимые аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями (центрами) в целях сертификации электрической энергии.

3.16 испытания при инспекционном контроле за сертифицированной ЭЭ: испытания ЭЭ, проводимые аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораториями (центрами) с целью подтверждения, что ЭЭ соответствует требованиям, которые были установлены при сертификации.

Источник

Какое требование к проведению мониторинга качества электроэнергии указано неверно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ И АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Часть 1. Контроль качества электрической энергии*

* Основные исполнители: В.Н.Никифорова (руководитель Научно-методического центра ООО «НЦ ЛИНВИТ»); В.Н.Ярославский (начальник отдела ВНИИМС); B.C.Штиллерман (ведущий инженер ВНИИМС); B.C.Кармашев (председатель Технического комитета 30 Госстандарта России); P.P.Мамошин (профессор МИИТ).

Методические указания предназначены для персонала энергоснабжающих и энергопотребляющих организаций, аккредитованных испытательных лабораторий, органов государственного энергетического надзора и органов государственного надзора за соблюдением требований государственных стандартов.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

установившееся отклонение напряжения;

коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения;

коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения;

коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности;

коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности;

длительность провала напряжения.

периодический контроль КЭ;

контроль КЭ при допуске к эксплуатации электроустановок потребителей, ухудшающих КЭ;

контроль КЭ при рассмотрении претензий к качеству электрической энергии.

1.4. Указания могут быть также использованы энергоснабжающими и энергопотребляющими организациями для проведения технологического контроля или иных видов контроля КЭ при отсутствии соответствующих нормативных документов.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 13109-97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения;

ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений;

ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определения;

ГОСТ 16504-81 СГИП. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения;

ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия;

ГОСТ Р 50397-92. Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих указаниях применяют следующие термины и определения:

В качестве пункта контроля КЭ может быть использована точка общего присоединения, граница раздела балансовой принадлежности, выводы приемников электрической энергии, а также другие точки электрической сети, в том числе выбранные по согласованию между энергоснабжающей организацией и потребителем.

ЦП и присоединенная к нему электрическая сеть могут принадлежать разным энергоснабжающим организациям.

4. НОРМЫ КЭ, УСЛОВИЯ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАМ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ

4.1. Нормы качества электроэнергии

4.1.1. В соответствии с ГОСТ 13109-97 для ПКЭ установлены нормально допускаемые и (или) предельно допускаемые значения.

В зависимости от вида пункта контроля КЭ (выводы приемника электрической энергии, ТОП электрических сетей различных классов напряжения и др.) численные значения норм КЭ в общем случае различны и должны устанавливаться в договорах энергоснабжения с учетом необходимости выполнения норм ГОСТ 13109-97 в пунктах (точках) электрических сетей, установленных этим стандартом.

Для ПКЭ, указанных в п.1.1, нормы КЭ в пунктах контроля определяются в соответствии с приложением А.

4.2. Условия соответствия КЭ установленным нормам

4.2.1. Качество электрической энергии по отклонению частоты и установившемуся отклонению напряжения в пункте контроля считают соответствующим установленным требованиям, если одновременно выполняются следующие условия:

а) все измеренные в течение 24 ч значения контролируемого ПКЭ принадлежат интервалу, ограниченному предельно допускаемыми значениями ПКЭ;

б) 95% измеренных в течение 24 ч значений ПКЭ принадлежат интервалу, ограниченному нормально допускаемыми значениями ПКЭ.

4.2.2 Качество электрической энергии по коэффициентам искажения кривой синусоидальности и n-й гармонической составляющей напряжения, а также коэффициентам несимметрии напряжений по обратной и нулевой последовательностям в пункте контроля считают соответствующим установленным требованиям, если одновременно выполняются следующие условия:

а) наибольшее из всех измеренных в течение 24 ч значений контролируемого ПКЭ не превышает предельно допускаемого значения ПКЭ;

б) 95% измеренных в течение 24 ч значений контролируемого ПКЭ не превышают нормально допускаемого значения ПКЭ.

4.3. Формы представления результатов контроля

4.3.1. Результаты контроля отклонений частоты должны быть представлены в виде:

наибольшего и наименьшего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего и нижнего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений.

4.3.2. Результаты измерений установившегося отклонения напряжения в пункте контроля должны быть представлены в виде:

наибольшего и наименьшего значений (с учетом знака) установившегося отклонения напряжения отдельно в режимах наибольших и наименьших нагрузок ЦП за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего и нижнего значений (с учетом знака) установившегося отклонения напряжения отдельно в режимах наибольших и наименьших нагрузок ЦП.

Примечание. Верхнее и нижнее значения установившегося отклонения напряжения являются границами отрезка, которому принадлежат 95% значений, измеренных за интервал времени суток, соответствующий режимам наибольших (наименьших) нагрузок ЦП.

4.3.3. По согласованию между энергоснабжающей организацией и потребителем допускается результаты измерений установившегося отклонения напряжения представлять в виде:

наибольшего и наименьшего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего и нижнего значений (с учетом знака) за каждые 24 часа общей длительности измерений.

4.3.4. Результаты измерений коэффициентов искажения кривой синусоидальности и n-й гармонической составляющей напряжения, а также коэффициентов несимметрии напряжений по обратной и нулевой последовательностям должны быть представлены в виде:

наибольшего значения контролируемого ПКЭ за каждые 24 часа общей длительности измерений, а также верхнего значения контролируемого ПКЭ за каждые 24 часа общей длительности измерений.

Примечание. Верхнее значение контролируемого ПКЭ является границей, ниже которой находятся 95% измеренных за 24 часа значений.

4.3.5. Форма представления результатов контроля КЭ, указанная в пп.4.3.1-4.3.4, является обязательной при всех видах испытаний КЭ в сферах, подлежащих обязательному государственному контролю и надзору (сертификационные, арбитражные испытания, инспекционный контроль КЭ, государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, измерения, используемые для установления скидок и надбавок при расчетах за электрическую энергию и т.п.).

4.3.6. При проведении периодического или технологического контроля допускается использовать условия соответствия КЭ установленным требованиям, основанные на измерении относительного времени выхода контролируемого показателя за нормально и предельно допускаемые значения.

В этих случаях качество электрической энергии в пункте контроля считают соответствующим установленным требованиям, если одновременно выполняются идентичные приведенным в пп.4.2.1 и 4.2.2 условия:

а) относительное время выхода значений ПКЭ, измеренных в течение 24 часов, за нормально допускаемые значения (значение) не превышает 5%;

б) относительное время выхода значений ПКЭ, измеренных в течение 24 часов, за предельно допускаемые значения (значение) равно 0%.

4.3.7. Качество электрической энергии по длительности провала напряжения считают соответствующим требованиям НД, если наибольшая из всех измеренных за продолжительный период наблюдения (например, в течение года) длительностей провалов напряжения не превышает предельно допускаемого значения.

Выполнение установленных требований к указанному ПКЭ при отсутствии измерений допускается проверять расчетом суммарной длительности выдержек времени срабатывания коммутационных аппаратов и уставок релейной защиты и автоматики.

5. ВЫБОР ПУНКТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

5.1. Пункты контроля при периодическом контроле КЭ в электрических сетях энергоснабжающей организации

Источник

Касательно наличия у cетевой организации получения сертификата качества (соответствия) электрической энергии (риски, последствия, рекомендации)

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии (пункт 7 Основных положений).

При исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 15 Правил недискриминационного доступа).

Перечень ГОСТ, устанавливающих требования к показателям качества электрической энергии:

Исходя из условий оказания услуг по передаче электрической энергии на Сетевую организацию возложены соответствующие обязанности:

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).

В целях анализа возможных рисков, связанных с наличием обязанности по оформлению сертификата качества электрической энергии необходимо ответить на следующие вопросы:

НАЛИЧИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

— Действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность Сетевой организации на получение Сертификата соответствия.

Вместе с тем, имеются риски привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности (как в случае выявления несоответствия электрической энергии установленным параметрам качества, так и выявления отсутствия соответствующего Сертификата качества электрической энергии).

Указанный подход может быть применен по аналогии в соответствии с толкованием пунктов 8.1 и 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования утрачивают силу
с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии.

Правовое обоснование.

В соответствии с требованиями статьи 7 Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 утвержден единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций
о соответствии.

Согласно разделу 0110 указанного Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (статья 23 Закона о техническом регулировании).

Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (пункт 120 Основных положений).

Заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технического регламента (пункт 2 статьи 28 Закона о техническом регулировании).

NB! Под заявителем понимается изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия (пункт 1.13 Правил по проведению сертификации).

Заявка на проведение сертификации электроэнергии подается организацией, являющейся владельцем электросетевого оборудования и имеющей непосредственную техническую возможность регулирования качества электрической энергии в распределительных сетях.

NB! Ввиду особенностей электрической энергии как продукции (производится и потребляется одномоментно, не является предметом, имеющим стабильные физические характеристики; параметры напряжения зависят от характеристик сети), влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей.

Под безопасностью продукции понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Введение обязательной сертификации электрической энергии направлено на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, предотвращения вреда имуществу потребителя (ст. ст. 6, 7 Закона о техническом регулировании).

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (ст. ст. 4 и 7 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

NB! Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Таким образом, исходя из системного толкования норм ст. ст. 2, 3 и 38 Закона об электроэнергетики, пункты 8.1, 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования, подпункта «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа следует, что лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики (в том числе сетевые организации), обязаны соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии и иметь сертификат такого качества.

NB! Правила проведения сертификации электрооборудования (пост. Госстандарта №36), Правила проведения сертификации в РФ (пост. Госстандарта №26) утрачивают силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.01.2020 №65.

Вместе с тем, сохраняют силу иные обязательные к применению нормативные правовые акты, согласно которым предусмотрена возможность обязательной сертификации электрической энергии (например, единый перечень продукций, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982).

Так, согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по делу №А40-24706/2017 (в удовлетворении требований об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (в связи с отсутствием сертификата электрической энергии) отказано):

Качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электроэнергии, следовательно, проведение сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям истца, в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством является обязательным.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Порядок выдачи сертификатов урегулирован Положением о Департаменте государственного энергетического надзора, утв. Минэнерго РФ от 25.12.2000 (пункты 5.3.3, 5.3.4 Положения).

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества.

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Поставка электрической энергии в отсутствие Сертификата соответствия электрической энергии может послужить основанием для привлечения Общества к административной и (или) гражданско-правовой ответственности.

Правовое обоснование (в части административной ответственности).

В случае нарушения требований национальных стандартов и технических регламентов принимаются меры, предусмотренные ст. ст. 14.43 – 14.46 КоАП РФ и ст. ст. 37 – 40 Закона о техническом регулировании (пункт 118 Административного регламента по осуществлению государственного контроля).

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Закона о техническом регулировании).

Субъект ответственности – профессиональный субъект розничного рынка электрической энергии, осуществляющий поставку электрической энергии на основании заключенного Договора.

Так, согласно позиции, отраженной в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу №А60-40919/2019:

Общество, являясь профессиональным участником деятельности в сфере электроэнергетики в качестве сетевой организации, обязано соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии, и проводить в предусмотренных законодательством случаях ее сертификацию в отношении всех своих объектов электроэнергетики.

Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 16.01.2018 №305-АД17-20505 по делу №А40-24706/2017, согласно которому было отказано в передаче кассационной жалобы Сетевой организации в Судебную коллегию Верховного Суда РФ.

Результат: предписание оставлено в силе.

Таким образом, на Сетевой организации (как на профессиональном субъекте розничного рынка электрической энергии) лежит обязанность соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии, вместе с тем, норма действующего законодательства, в соответствии с которой Сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, отсутствует.

Несоблюдение Сетевой организацией обязанности по соблюдению параметров качества поставляемой электрической энергии может привести к административным и (или) гражданско-правовым рискам для Общества (подробнее – см. раздел 3.2 настоящего Заключения).

Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, – лица, участвующие в электроснабжении потребителей (в том числе сетевые организации, оказывающие услуги по передаче энергоресурса).

Так, согласно позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2020
по делу №А21-12953/2018 отмечено следующее:

… тот факт, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Как отмечено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с актом разграничения между Сетевой организацией и СНТ балансовой принадлежности электросетей ТП265-25 (прим. – в отношении которой Ответчику вменялось неисполнение требований по получению Сертификата соответствия) расположен в зоне эксплуатационной ответственности Сетевой организации».

Рекомендации для субъектов розничного рынка для минимизации рисков в части административной ответственности.

Правовое обоснование (в части гражданско-правовой ответственности).

Гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 Основных положений).

Согласно пункту 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, а, что установлено пунктом 2 статьи 1083 ГК РФ, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается даже при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со статьей 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними
в договорных отношениях или нет.

Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (статья 1098 ГК РФ).

В соответствии с позицией, отраженной в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.06.2017 по делу №33-10423/2017:

… ни ответчик, ни третье лицо не представили ни сертификатов качества электрической энергии, о которых было заявлено в подтверждение надлежащего качества электрической энергии, ни доказательств проведения замеров
по обращению жителей
.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части гражданско-правовой ответственности.

Обратить внимание на границы балансовой принадлежности, о которой указывалось в суде первой инстанции и указывается в апелляционных жалобах, имеет существенное значение для вменения ответственности между поставщиками энергии и потребителями.

СПОСОБЫ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

— Экономически обоснованные расходы Сетевой организации могут быть включены при представлении полного анализа экономической обоснованности расходов
по данной статье.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, например, приказ ФАС России
от 13.08.2019 №1087/19 «Об отмене приказа службы по тарифам Иркутской области
по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год».

Правовое обоснование.

В соответствии с положением статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.

К полномочиям Правительства РФ относится утверждение основ ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (статья 24 Закона
об электроэнергетике
).

Указанные основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) определяют:

Расходы Общества на Сертификацию электрической энергии могут быть включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Вместе с тем, имеются антимонопольные риски, связанные с исключением указанных расходов из НВВ.

Так, ФАС России отменила приказ об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии и исключила расходы на «Сертификацию электрической энергии» (приказ ФАС России от 13.08.2019 №1087/19):

Расходы по «Сертификации электрической энергии» учтены Службой в размере 967 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объеме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.

… законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, постановления Верховного суда РФ от 13.05.2016 №305-АД15-19783 и от 13.05.2016 №305-АД17-20505 не содержат положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии.

В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия) сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.

Затраты по статье «Сертификация электрической энергии», принятые Службой на 2019 год, подлежат исключению как принятые с нарушением Основ ценообразования.

Рекомендации для субъектов розничного рынка в части включения расходов в тариф.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *