с какого возраста можно давать воду новорожденному на грудном вскармливании комаровский
Чем, как и в каких количествах поить?
Здорового ребенка не имеет смысла заставлять пить воду. Т. е., если врач сказал вам, что малыш обязательно должен выпивать в день 100 мл воды, а он отказывается, то это совсем не трагедия — ваше дело предлагать, а пить или не пить — ребенок решит сам.
Общеприняты рекомендации относительно того, что ребенок должен пить кипяченую воду. Вы должны знать, что кипяченая вода не имеет ничего общего с биологическими потребностями человека, поскольку ни одно нормальное живое существо не пьет кипяченой воды.
Кипячение ставит своей целью уничтожение болезнетворных микроорганизмов, но при этом выпадают в осадок растворенные в воде соли, которые организму ребенка тоже нужны.
Количество необходимой ребенку жидкости определяется тем, сколько жидкости он теряет. Основные пути потери организмом воды — увлажнение вдыхаемого воздуха и потоотделение.
Чем теплее и суше в помещении и чем теплее одет ребенок, тем больше жидкости он теряет, тем актуальнее для него питье.
При температуре воздуха в комнате, не превышающей 20 °С, заставить младенца пить очень сложно. При 24 °С потребность в воде равна, ориентировочно, 30 мл на 1 кг веса в сутки, т. е. для новорожденного около 100 мл.
Само собой разумеется, что давать ребенку воду необходимо в промежутках между кормлениями, если проснулся, например, через час после еды. Поверьте, здоровый малыш, которому жидкости не хватает, спокойно спать от кормления до кормления не будет никогда. При нехватке жидкости кишечные соки становятся густыми и не справляются со своими обязанностями по переработке пищи. И у ребенка болит животик. Поэтому врачи придумали замечательный способ лечить боли в животе — назначают укропную воду. Ребенка не поили, и он плакал. Потом начали давать укропную воду и все прошло. Только укроп здесь ни при чем. С таким же успехом можно пить петрушечную, сельдерейную и салатную воду. Главное в другом: если избежать потерь жидкости не удается — очень жарко, — обеспечению ребенка водой помимо материнского молока должно уделяться первостепенное внимание.
В отличие от молочных смесей, температура которых должна быть 36—37 °С, вода может быть прохладнее — 26—30 °С в первые один-два месяца жизни и около 20 °С — детям более старшего возраста.
В любом случае проблема питья вторична. Ее просто не существует, если в помещении обеспечен режим должной температуры (18—19 °С) и влажности воздуха (50—70%). Именно поэтому желание или нежелание пить воду является исключительно удобным критерием, позволяющим ответить на вопрос: присутствует перегрев или его нет. Здоров, но жадно пьет, — значит, перегрели. Быстренько принимайте меры. Отказывается от питья — ну и ладно (напоминаю: наше дело предлагать).
С какого возраста можно давать воду новорожденному на грудном вскармливании комаровский
На сегодняшний день вопросы: «Надо ли поить малыша водой, если он находиться на грудном вскармливании?» и «Когда, сколько и как поить грудничка водой?» беспокоят молодых родителей больше, чем темы о кормлении грудью.
Озадаченность родителей этими вопросами связана с тем, что Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад приняла декларацию, где подробно описываются принципы успешного грудного вскармливания детей и дается рекомендация: «Не следует новорожденным детям давать никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, исключение составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями».
Основываясь на эту рекомендацию, многие педиатры неправильно трактуют ее и утверждают, что дети грудного вскармливания в дополнительном приеме воды не нуждаются. На самом деле новорожденным ребенок считается только до 4 недель, а затем он уже должен пить воду.
Поить ребенка водой необходимо при появлении первых признаков обезвоживания, таких как совершенно сухой подгузник после 6-8 часового сна, темный цвет и сильный запах мочи, отсутствие слез при плаче, сухость губ и ротовой полости. Причем поить в этих случаях детей надо как можно чаще, в количестве 1-2 чайной ложки воды через каждые 10 минут во время бодрствования после кормления. Если ребенок не пьет из ложки, то поить его нужно из пипетки или из специальной бутылочки. Обязательно таким образом подпаивать надо детей при повышении температуры, врожденной желтухе, рвоте и поносе.
Клетки и ткани детского организма содержат намного больше воды, а внепочечная потеря воды происходит у них в два раза быстрее, чем у взрослых. Учитывая, что воды в детском организме больше, а потеря ее происходит быстрее, можно сделать вывод, что дети нуждаются в постоянном восполнении организма жидкостью. Если же детский организм испытывает нехватку воды, то ткани и внутренние органы ребенка не справляются со своей работой, что и проявляется у грудных детей нарушением пищеварения и болью в животе.
При недостатке воды желудочный сок у ребенка становится густым и он не справляется с перевариванием грудного молока матери, особенно если молоко жирное. В результате этого у малыша начинаются колики и запоры. Вот почему предлагают малышам для профилактики газообразования в желудке пить укропную воду. После приема большого количества воды желудочный сок разбавляется, в результате чего ребенок перестает мучиться от болей в животике.
В первый год жизни ребенка нужно поить водой, специально подготовленной для новорожденных. Эта вода продается в магазинах и не имеет ничего общего с кипяченой водой, которой так старательно пытаются поить своих малышей многие мамы. Вода для маленьких детей не должна иметь никакого вкуса и газов. Детская вода специально набирается из артезианских скважин и не содержит никаких вредных примесей.
Ребенок грудного вскармливания не любит пить кипяченую воду из крана, так же, как и все животные. Поэтому нежелание грудного ребенка пить воду может быть связано не с тем, что он не хочет, а с наличием запаха хлора и других неприятных вкусов в предлагаемой ему воде.
Если ребенок пьет мало и неохотно, то попробуйте предложить ему воду, чуть подсластив его или заменив его настоем шиповника, морсом и соком. Яблочный сок можно предложить ребенку уже с 4-х месяцев, особенно полезно его пить детям, страдающим запорами. Содержащиеся в соках с мякотью пищевые волокна обеспечивают правильную работу желудочно-кишечного тракта и способствуют профилактике нарушений стула.
Чтобы ответить на вопрос, сколько воды нужно пить ребенку до 1 года, надо умножить его вес на 50, так как считается, что для поддержания водного баланса организма детей необходимо около 50 мл воды на каждый кг веса ребенка. Грудной ребенок вместе с 100 мл молока матери получает 75 мл воды.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Ребенок и уход за ним
Авторы: Спок Б.
* Купание *
209. Купать надо перед кормлением.
Обычно матери находят для себя удобным купать ребенка перед 10-часовым вечерним кормлением. Однако, можно купать перед любым кормлением (но не после него, так как после кормления ребенок обычно засыпает). Многие отцы с удовольствием купают своих детей перед 6-часовым или 10-часовым вечерним кормлением. Когда ребенок станет старше и будет ложиться спать не сразу после ужина, то можно будет купать его перед сном. Чтобы ребенок не чувствовал голода, пока его купают, давайте ему перед купанием сок. Купать ребенка нужно в теплом помещении, например в кухне.
210. Обмывания.
Согласно давно установившемуся обычаю, ребенка купают или обмывают целиком каждый день. Однако особой необходимости в таком частом купании нет. В прохладную погоду достаточно купать ребенка один или два раза в неделю при условии, что лицо и нижняя часть туловища содержатся в чистоте, т.е. обмываются в те дни, когда ребенка не купают. Многие неопытные матери вначале боятся купать ребенка. Ребенок кажется им таким беспомощным. Кроме того, он скользкий, особенно, когда намылен. Ребенку также неудобно и страшновато в ванночке, так как его трудно поддерживать, пока он такой маленький. Поэтому в первые несколько недель или даже месяцев вы можете обмывать его, пока и вы, и ребенок не почувствуете себя увереннее. Некоторые матери предпочитают обмывать ребенка, пока он не начнет сидеть, после чего они начинают купать его в ванночке. Обычно, пока у новорожденного не зажил пупок, его не купают. Обмывают ребенка либо на столе, либо держа его на коленях. Если вы моете его на столе, подстелите клеенку, а под клеенку подложите что-нибудь мягкое (большую подушку, сложенное одеяло и т. п.), чтобы маленький ребенок не перекатывался по столу, это может его испугать. Вымойте головку и лицо ватой или мягкой тряпочкой и чистой водой. С мылом головку моют один или два раза в неделю. Тельце слегка мылят рукой, тряпочкой или ватой. Затем минимум дважды обтирают его ватой или тряпочкой, намоченной в воде, обращая особое внимание на кожные складки.
211. Купание в ванночке.
Прежде чем начать купание, убедитесь, что вы приготовили все необходимое. Если вы забудете полотенце, вам придется идти за ним с мокрым ребенком на руках.
Не забудьте снять часы. Наденьте передник, чтобы не замочить платье. Приготовьте следующие предметы: мыло (любое нещелочное), тряпочку (или вату), полотенце, вату, чтобы чистить нос и уши ребенка, если есть необходимость, масло или пудру, если вы ими пользуетесь, распашонки, пеленки.
Купать ребенка можно в эмалированном тазу или в ванночке. Можно купать и в обычной большой ванне, но матери трудно так низко наклоняться. Для удобства можно поставить ванночку на стол, около которого вы будете сидеть, или на что-нибудь другое (выше стола), около чего вы будете стоять. Температура воды должна быть приблизительно такая же, как температура тела (32-38°). Вначале, пока вы не научитесь хорошо поддерживать ребенка в воде, наливайте в ванночку совсем немного воды. Если вы пользуетесь металлической ванночкой, постелите на дно пеленку, чтобы дно не было скользким. Сначала вымойте ребенку лицо ваткой без мыла, потом вымойте головку. Дважды смойте мыло мокрой ватой. Вата не должна быть слишком мокрой, чтобы мыльная вода не попала в глаза. Затем намыльте тельце ребенка рукой.
Вытирайте ребенка мягким полотенцем, но ни трите, а промокайте. Если вы купаете его, пока пупок еще не зажил, то после купания тщательно вытирайте пупок стерильной ватой.
Большинство детей через несколько недель начинают получать огромное удовольствие от купания. Не торопите ребенка и наслаждайтесь, купая его, как и он наслаждается купанием.
212. Уши, нос, глаза, рот, ногти.
Мойте только ушные раковины, но не слуховой проход. Сера образуется и скапливается в ушном канале, чтобы защищать и очищать его. Ушной канал покрыт крошечными, почти невидимыми волосками, которые медленно передвигают серу и скопившуюся грязь к выходу.
Глаза промываются слезами, которые образуются постоянно, а не только тогда, когда ребенок плачет. Поэтому здоровые глаза не нуждаются в промывании.
Как правило, рот тоже не нуждается в уходе.
Ногти новорожденного нужно обрезать, когда он спит. Удобнее пользоваться щипчиками для ногтей, а не ножницами.
Нос снабжен превосходной системой самоочищения. Крошечные волоски в носу двигают слизь и грязь к выходу, где они скапливаются на длинных волосках почти у выхода, что вызывает щекочущее ощущение в носу, и ребенок либо чихает, либо трет нос, освобождая его от скопившейся слизи и грязи.
Вытирая ребенка после купания, почистите его нос скатанной жгутиком влажной ваткой. Делайте это быстро.
213. Если нос забит засохшей слизью.
В этом случае ребенку трудно дышать. Дети более старшего возраста и взрослые в этом случае дышат ртом. Но новорожденным трудно дышать через рот. Если нос ребенка забит, почистите его описанным способом.
214. Масло или пудра (присыпка).
Многим матерям нравится пользоваться пудрой или маслом после купания. Но в действительности в этом нет необходимости (если бы такая необходимость была, то природа позаботилась бы об этом). Пудра помогает, если у ребенка чувствительная кожа, которая легко раздражается. Посыпьте немного пудры на руку, а затем тонким слоем нанесите ее на кожу ребенка, легко поглаживая его тельце. Можно пользоваться любой детской пудрой или даже простым тальком.
Если у ребенка сухая кожа, лучше пользоваться маслом.
* Пупок *
215. Заживление пупка.
216. Пупочная грыжа.
После того как кожа пупка заживет, внутри все еще остается полое пространство (пупочное кольцо), где прежде находились кровеносные сосуды. Когда ребенок плачет, часть его кишечника заполняет это полое пространство и выталкивает пупок. Это называется пупочной грыжей. Если пупочное кольцо невелико, то пупок выступает совсем немного (0,5 см). Маленькое пупочное кольцо закрывается через несколько недель (или месяцев). Если пупочное кольцо большое, то пупок будет выступать на 1 см и оно закроется только через несколько месяцев (или даже лет).
Раньше считали, что эластичные бинты помогают закрыть пупочное кольцо. Теперь известно, что эта мера ничего не дает. Не утруждайте себя бинтованием пупка.
Пупочная грыжа не опасна. Она редко беспокоит ребенка так, как другие виды грыжи (см. раздел 674).
Когда под кожей живота появляется жировая прослойка, пупок оказывается как бы втянутым в живот. Но это произойдет после 2-3 лет. А у маленького ребенка пупок (по виду напоминающий розовый бутон) выступает над поверхностью живота. Это не следует путать с грыжей. Грыжа прощупывается под кожей, как мягкий воздушный шарик. При грыже пупок выступает гораздо дальше.
* Половые органы *
* Одежда, свежий воздух и солнце *
219. Как одевать ребенка при комнатной температуре.
220. Не кутайте ребенка.
Изменения температуры воздуха способствуют тому, что организм учится приспосабливаться и к холоду, и к теплу. Банковский служащий скорее простудится в холодную погоду, чем бродяга, который привык к любой погоде. Прохладный и холодный воздух повышает аппетит, румянит щеки и бодрит людей любого возраста. Ребенок, постоянно находящийся в теплой комнате, обычно бледный и аппетит у него плохой.
Холодный воздух суше теплого. Поэтому, когда такой воздух нагревается центральным отоплением, он становится еще суше, особенно, если температура в комнате выше 22°. Сухой, горячий воздух сушит влагу в носу и способствует воспалению слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Это причиняет ребенку беспокойство и, по всей видимости, вообще снижает способность его организма сопротивляться инфекциям.
Каждому ребенку (и каждому взрослому) полезно бывать на свежем воздухе 2-3 часа в день, особенно тогда, когда в доме работает центральное отопление.
Во время сна необходимо открывать окно в комнате, чтобы температура
упала до 16°. Когда ребенок не спит, в комнате должно быть 20-22°. Вы должны
иметь дома термометр и смотреть на него несколько раз в день, пока не
научитесь чувствовать, когда температура превышает 22°.
Бывает, что неопытная мать, излишне беспокоясь о ребенке и стремясь
предупредить простуду, держит его в жаркой комнате, да еще тепло укрытым. В
результате у ребенка зимой появляется потница.
222. Когда и сколько надо гулять с ребенком.
223. Солнце и солнечные ванны.
224. Сколько ребенок должен спать.
Желательно приучить ребенка к мысли, что сразу же после еды он должен спать. Некоторые дети любят поиграть после еды. Я бы советовал постараться отучить их от этой привычки. Приучайте ребенка засыпать в своей кровати без чьего бы то ни было присутствия, по крайней мере после 3 месяцев, когда его перестанут беспокоить колики от газов.
Большинство детей привыкают как к тишине, так и к умеренному шуму. Поэтому не нужно ходить на цыпочках и шептать. Этим вы только приучите его к тишине и он будет легко просыпаться от неожиданных звуков. Если ребенок привык к обычным домашним звукам, то вы спокойно можете принимать гостей в соседней комнате, смотреть телевизор или слушать радио. Вы можете даже входить в комнату ребенка, не разбудив его.
226. На спине или на животе.
228. После 6 месяцев, если есть возможность, поместите ребенка в отдельную комнату.
Ребенок с самого рождения может спать в отдельной комнате, если это вам удобно и если вы достаточно близко, чтобы услышать его плач. Если же вначале его кроватка находится в комнате родителей, то в 6-месячном возрасте желательно переместить ребенка в другую комнату. Я бы не рекомендовал оставлять ребенка на ночь в комнате родителей после 9 месяцев. Ребенок привыкает спать с родителями и будет бояться спать в их отсутствие. Чем он старше, тем труднее перевести его в отдельную комнату.
Кроме того, ребенка может испугать половой акт родителей, он не поймет, что происходит, и испугается. Родителям покажется, что ребенок спит, но детские психиатры утверждают, что часто ребенок просыпается и лежит молча в страхе, а родители этого не замечают. Однако не подумайте, что риск испугать ребенка или сделать его слишком зависимым от родителей так уж велик. Если вам больше негде держать ребенка, кроме своей комнаты, отгородите его кровать занавеской или ширмой.
229. Не кладите ребенка в свою постель.
У маленьких детей бывают периоды, когда они просыпаются в испуге ночью и приходят в комнату родителей, отчаянно плача. Родители берут ребенка в свою постель. В такой момент это кажется им самой практичной мерой, но это ошибка. Даже, когда ребенок перестанет пугаться по ночам, он может продолжать приходить к родителям, полюбив спать в их теплой уютной кровати. Вам будет трудно отлучить его от этой привычки. Поэтому, если ребенок приходит к вам в комнату ночью, успокойте его, но будьте тверды и положите обратно в кровать. Я думаю, разумно ни под каким предлогом не брать ребенка в родительскую кровать.
* Когда ребенок не спит *
231. Дружелюбие без баловства.
Конечно, ребенку полезно находиться недалеко от матери (братьев и сестер, если они есть), когда он не спит, чтобы он мог видеть мать, лепетать, обращаясь к ней, слышать ее голос. Но неразумно постоянно носить ребенка на руках или развлекать его, не оставляя одного ни на минуту. Общество матери доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит ему пользу, но в то же время ребенок должен научиться занимать себя сам. Бывает, что мать настолько обожает своего первенца, что держит его на руках, играет с ним все время, пока он не спит. Ребенок может привыкнуть к постоянному вниманию матери и постепенно будет становиться все более требовательным (см. разделы 256, 257).
Чем старше становится ребенок, тем все больше увеличиваются периоды его бодрствования, особенно во второй половине дня. Пока дети не спят, они ищут чьего-либо общества и им хочется чем-то заняться. В 2, 3 и 4 месяца дети любят смотреть на яркие движущиеся предметы. На прогулке они с удовольствием наблюдают за движениями листьев, за игрой света и теней. Дома они изучают свои ручки, рисунок обоев. Вы можете подвесить яркие пластиковые игрушки на веревочке, протянутой между перилами кровати. Повесьте их достаточно высоко (а не у самого носа ребенка), но так, чтобы он смог достать их, когда начнет тянуться к предметам. Вы можете сами сделать вертушки из картона, оклеенного цветной бумагой, которые вращаются при малейшем ветерке. Подвесьте их к потолку или к люстре, чтобы ребенок не смог дотянуться до них, так как они слишком хрупки для игры и не подходят для жевания. Можно также подвешивать предметы домашнего обихода: ложки, пластиковые чашки и др. Помните, что в конце концов все попадает ребенку в рот. Около 6 месяцев главной радостью для него будет хватать, держать и брать в рот разнообразные предметы: погремушки, куклы, игрушечных животных, предметы домашнего обихода. Не разрешайте ребенку брать в рот и грызть предметы, покрашенные краской, содержащей свинец. Не позволяйте ему играть с целлулоидными игрушками, так как он сможет откусить маленькие острые кусочки. Не давайте ребенку бусы и другие мелкие предметы, которые он сможет проглотить и подавиться. Из резиновых игрушек удалите металлические пищалки.
Во второй половине дня, когда ребенку наскучит лежать в кроватке, кладите его в манеж, который вы поместите недалеко от того места, где вы работаете или просто сидите. Если вы вообще собираетесь пользоваться манежем, начинайте приучать к нему ребенка с 3-4 месяцев, прежде чем он научится сидеть и ползать и познает прелесть свободного передвижения. В противном случае ребенок воспримет манеж как клетку. Когда он научится сидеть и ползать, он будет развлекаться, передвигаясь от одного предмета к другому. Когда ребенку надоест находиться к манеже, посадите его за столик или в креслице-качалку. А когда ему и там надоест, спустите его на пол. Это ему и полезно, и приятно.
Оно может пригодиться, когда ребенок научится сидеть прямо, и до того, как он научится ходить. Если основание креслица недостаточно длинное, то ребенок может, сильно раскачавшись, перевернуться. Отец может исправить эту беду, удлинив полозья качалки или ограничив амплитуду качания.
Не следует слишком долго держать ребенка в креслице-качалке. Ребенку нужно время, чтобы ползать и учиться стоять.
В первые 2-3 дня стул новорожденного состоит из вещества, называемого меконием, черно-зеленого цвета, жидкого и вязкого. Затем его цвет становится желто-коричневым. Если в течение 2 дней после рождения у ребенка стула нет, следует посоветоваться с врачом.
236. Стул у ребенка при грудном вскармливании.
237. Стул у ребенка при искусственном вскармливании.
238. Изменения в стуле.
Вы убедились, что если ребенок хорошо прибавляет в весе и его стул всегда одинаков, то консистенция и цвет кала не имеют значения. Но, если стул резко меняется по качеству, необходимо посоветоваться с врачом. Если, например, как был вязким, а затем вдруг стал жиже с кусочками непереваренной пищи и участился, это может быть признаком расстройства пищеварения. Если кал стал очень жидким, частым, зеленоватым по цвету и имеет другой запах, то это почти наверняка означает кишечное заболевание (понос) в тяжелой или легкой форме. Если стула долго не было, а потом появился кал необычно жесткий и сухой, то иногда (но не обязательно) это означает начало простуды или другого заболевания. Дело в том, что инфекция не только уменьшает аппетит, но изменяет функцию кишечника. Вообще говоря, изменения цвета и частоты стула не так важны, как изменения консистенции и запаха.
В жидком стуле часто бывает слизь, наличие которой подтверждает заболевание кишечника. Слизь попадает в кал, если у ребенка насморк или бронхит. Часто у здоровых новорожденных в первые недели образуется много слизи.
Когда в питание ребенка вводят новый вид овощей, часть их может выйти в кале непереваренными. Если при этом кал становится жиже и в нем появляется слизь, в следующий раз давайте ему совсем немного этих овощей. В противном случае продолжайте давать то же количество или постепенно увеличивайте порции, пока ребенок не привыкнет к этому виду овощей. От свеклы кал может окраситься в красный цвет. На воздухе кал может стать коричневым или зеленым. Это ничего не означает.
Следы крови на поверхности кала говорят о том, что на стенках прямой кишки имеются царапины от слишком твердого кала. Хотя это не заболевание, но все-таки обратитесь к врачу, чтобы вовремя вылечить ребенка от запора. Запор оказывает вредное влияние не только на физическое, но и психическое состояние ребенка (см. раздел 362).
Если в кале много крови, что бывает крайне редко, то причиной может быть неправильное строение кишечника либо тяжелая форма поноса, либо инвагинация (см. раздел 671). Незамедлительно вызовите врача или доставьте ребенка в поликлинику.
О поносе см. раздел 275-277.
* Пеленки *
239. Как пользоваться пеленками.
Это зависит от размеров и ребенка, и пеленки. Главный принцип: самая толстая часть пеленки должна находиться там, куда попадает больше всего мочи, но не складывайте пеленку слишком много раз, иначе ребенку будет трудно сдвинуть ножки.
Большинство матерей меняют пеленку перед кормлением и после него. Но очень занятые матери находят, что достаточно менять пеленку либо до кормления, либо после, что экономит время и стирку.
Если ребенок много мочится, так, что вся кровать становится мокрой, можно использовать сразу две пеленки. Но вторую кладите не между ног, как первую, а оберните вокруг бедер.
После испражнения можно вытирать ягодицы ребенка детским кремом, глицерином либо простой водой и ватой. Если есть необходимость, можно помыть ягодицы с мылом (тщательно смывайте мыло). Меняя мокрую пеленку, не обязательно подмывать ребенка.
240. Стирка пеленок.
Если у вашего ребенка часто бывают опрелости, то необходимо либо кипятить пеленки, либо добавлять антисептик в воду при последнем полоскании. В моче могут быть бактерии, вырабатывающие аммоний, который вызывает опрелость кожи. При обычной стирке эти бактерии полностью не уничтожаются.