с какого возраста можно читать ребенку книжки на ночь
Когда начинать читать книги ребенку? Что и как читать?
В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.
Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения
Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:
Что и как читать?
Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:
Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».
Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.
Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.
Какие картинки рассматривать с малышом?
Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии « Школа семи гномов » — « Мои любимые игрушки », « Что как звучит? », « Цветные картинки ». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.
Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги « Кто что делает? », « Моя первая книжка » (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.
По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.
Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.
Книга о малыше
Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.
Немного из нашего опыта чтения книг до года
Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.
Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.
Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).
На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:
Чтение для ребенка перед сном
Любите ли Вы почитать на сон грядущий? Не проверить сообщения или почту в телефоне, не узнать последние новости из интернета, а пошелестеть страницами старой доброй бумажной книги? Наверняка да, но многие сейчас воспринимают такое времяпровождение как роскошь, доступную в редкие вечера, свободные от суеты и повседневных забот. Или как способ скоротать время в долгой поездке.
Зато с появлением новорожденного у мам и пап появляется отличный шанс «легально» вернуться к ежевечернему погружению в книжный мир. Этот милый и знакомый нам с детства ритуал, предшествующий сну, не утратил своей актуальности и сейчас.
Для чего детям чтение перед сном?
Думаю, никто не сомневается в пользе книжек для детей. Действительно, помимо того, что это просто большое удовольствие, оно благотворно влияет на многие сферы жизни ребенка:
Укрепление эмоциональных связей
Книжки перед сном, как и любое другое позитивное совместное занятие, укрепляет эмоциональную связь между малышом и его взрослым.
В результате исследователи пришли к выводу о том, что содержание ритуала не так важно для качества детского сна, как эмоциональная доступность мамы в этот момент. Именно она позволяет детям чувствовать себя в безопасности в «разумно предсказуемой, контролируемой и свободной от потенциальных угроз» среде, и тем самым способствует сну.
Когда родители с выражением и удовольствием читают на ночь детям добрые истории, а дети, примостившись рядышком, внимательно слушают, близость и доверительная атмосфера возникают как бы сами собой.
Здоровый сон, снижение тревожности
Чтение книги перед сном способствует улучшению его качества. Чтобы не быть голословной, приведу некоторые научные данные:
Об этом свидетельствуют результаты долговременного исследования, проведенного в 2011 году. В нем изучались данные о 4 274 детях из 20 городов США в период от рождения до 5 лет.
Ученые выяснили, что в тех семьях, где родители регулярно уделяют вечернее время книгам, разговорам и другим рутинам, основанным на речи, рассказывают сказки, поют колыбельные, у детей отмечается увеличение продолжительности сна, а также более спокойный сон. Также в отчете приведены статистически значимые связи между продолжительностью сна и снижением тревожности, замкнутости, подавленности и агрессивного поведения у детей. А значит, включать в вечерний ритуал знакомство с литературой – хорошая идея, подходящая для детей любого возраста, от новорожденных до школьников. Младенцев успокаивает само звучание голоса близкого взрослого, деткам постарше с отрицательными эмоциями помогут справиться терапевтические сказки.
Расширение словарного запаса, развитие речи, памяти
В этом же исследовании ученые делают вывод о том, что чтение перед сном, наряду с другими видами общения, способствует когнитивному развитию. И дело не только в том, что дети, которые спят достаточно, имеют больший потенциал для развития и обучения. Чтение детям перед сном вслух напрямую стимулируют грамотность. Оно, конечно, не отменяет других методов обучения, но хорошо их дополняет.
Грамотность
Почему мы говорим сейчас только о книгах? Ведь в исследовании рассматриваются наравне с ними разговоры по душам, колыбельные и даже молитвы. Дело в том, что, когда мы используем разговорную речь, рассказываем по памяти сказки или импровизируем, сочиняя собственные истории для любимых чад, мы не всегда используем классический язык. Мы можем сбиваться, повторяться. В речи могут присутствовать логические нестыковки, просторечия, устаревшие слова и т.д.
Слушая качественные детские произведения, малыши получают пример чистой литературной речи. Именно восприятие на слух такого языка способствует формированию грамотности. Кроме того, не каждый из нас обладает даром рассказчика, а тем более, сочинителя. И далеко не у всех родителей к вечеру остается энергия для того, чтобы им воспользоваться. А детская литература предлагает нам разнообразие готовых решений на любой вкус и возраст.
Общее развитие
Книжка – объект материальный. Ее можно трогать, слушать шелест страниц, рассматривать буквы и иллюстрации, даже попробовать на вкус;). Для маленького исследователя все это – источники информации об окружающем мире, при том задействующие разные органы чувств. Сюжеты книжных историй помогают деткам постарше познакомиться с различными ситуациями и явлениями, приобрести новые знания, а значит, необходимый жизненный опыт.
Любовь к чтению
Увлечение книгами не появляется на пустом месте. Читающие родители подают деткам пример того, какой это приятный и увлекательный процесс, открывают им удивительный и разнообразный мир литературы. Книжка перед сном для ребенка начинает ассоциироваться с уютом, спокойствием, радостным семейным общением. С возрастом деток начинает интересовать сюжет, заставляя с нетерпением ожидать новых волшебных историй или продолжения недочитанной сказки. Часто именно это стремление приводит к тому, что дети учатся читать самостоятельно.
Несомненно, нужно, чтобы форма и содержание того, что мы читаем, соответствовали возрасту крохи.
Когда начинать читать детям и как выбирать книги по возрасту?
Новорожденные и младенцы
Еще находясь в материнской утробе, дитя способно различать звуки, доносящиеся из внешнего мира. Поэтому начинать читать крохе можно даже до его появления на свет. Содержание пока абсолютно не имеет значения. Будущая мама может в это время выбирать литературу по своему вкусу. Главное, чтобы она вызывала положительные эмоции, а голос чтеца имел спокойную, ласковую интонацию и размеренный ритм. Тогда уже после рождения малыша, привычное звучание маминой (или папиной) речи будет действовать на него успокаивающе, и поможет убаюкать кроху.
По мере взросления рекомендуется сопровождать все действия – игры, переодевание, массаж, купание, укладывание и т.д. словами, обращенными к малышу. Книга, как объект, его еще не интересует, но поможет маме расширить репертуар и подобрать подходящие к случаю потешки, песенки и колыбельные.
От 6 месяцев до года
Кроха начинает активно двигаться и интересоваться окружением, манипулировать предметами. А значит, приходит время первых детских книжек, которые предназначены для «чтения» самим малышом. Они должны отвечать ряду условий:
Общаясь с такой книжкой, дитя получает удовольствие от самого процесса переворачивания страниц и разглядывания картинок. Если в ней есть текст, ее можно использовать и в сонном ритуале. Но это не обязательно, вполне достаточно описывать то, что изображено на картинках. Или продолжать читать то, что нравится вам, но делать это с выражением, не забывая об интонациях и ритме, давая крохе возможность наслаждаться вашей близостью, эмоциями и звучанием родного голоса.
От года до трех
Для прочтения на грядущий сон можно выбирать короткие стишки с сюжетом, так как ритмически организованная речь лучше воспринимается на слух. Четверостишия про животных, явления природы, окружающий мир – такой объем информации займет все внимание крохи. Иллюстрации по-прежнему очень важны, так как именно они помогают малышу связать слово с предметом, который оно обозначает, и познакомиться с еще неизвестными понятиями.
Со временем вы поймете, что малыш готов воспринимать более длинные тексты. Приходит время народных сказок. «Колобок», «Репка», «Теремок» и подобные сказки с их простым сюжетом и гипнотическими повторами отлично подходят для вечернего чтения. Чтобы еще больше сфокусировать детское внимание, сюжет можно обыграть: показывать жестами, как тянут репку, катится Колобок, изображать жителей теремка. Пусть кроха повторяет ваши действия.
Деткам, уже понимающим речь, можно читать на ночь специальные «сонные» сказки. Их сейчас великое множество – в стихах и прозе, в них действуют самые разные персонажи – от сказочных зверушек до строительной техники. Все подобные истории объединяет сюжетная линия: наступает вечер, и герои постепенно погружаются в сон. Это настраивает на сонный лад, подсказывает, что пришло время отправляться в кроватку.
Дошкольники
В дошкольном возрасте при выборе книжки перед сном для ребенка уже важно опираться на его собственные предпочтения.
Сборники сказок или отдельные произведения, детские энциклопедии, приключения принцесс, рассказы о животных, альбомы или комиксы по мотивам любимых мультфильмов – скорее всего у вашего дошкольника уже есть свои фавориты. Конечно, важно, чтобы книга на ночь не содержала сцен и картинок, пугающих и тревожащих ребенка. Маленьким любителям пощекотать свои нервы предложите перенести такие забавы на утро. Во всем остальном идите навстречу своему книголюбу, поощряйте любой интерес.
Здесь иногда нужно запастись терпением – возможно, полюбившиеся малышу странички вам придется перечитывать каждый вечер на протяжении недель или даже месяцев. В таком случае можно ввести в ритуал такую игру: начать фразу и предложить ребенку самому ее продолжить. Наверняка вскоре выяснится, что он знает содержание книги наизусть.
Когда начинать читать книги ребенку
Как можно раньше. Если верить психологам из разных стран, чем скорее вы начнете приучать своего малыша к литературе, тем легче ему впоследствии будет не только освоить речь, но и контактировать с окружающим миром. Так что не бойтесь, что ваши старания окажутся тщетными, если вы познакомите своего ребенка с парочкой сказок еще до того, как он научится правильно воспринимать их.
Когда читать
Не зря наши предки проводили бессонные ночи возле младенцев, рассказывая им народные сказки. Не руководствуясь указаниями именитых психологов (ввиду их отсутствия), прапрабабушки знали наверняка: человек, даже если он совсем маленький, способен воспринимать увлекательные истории.
Приучая ребенка к книгам с малых лет, вы выполняете сразу несколько важных функций. Во-первых, чтение расширяет пассивный словарный запас: маленький слушатель не сразу начнет понимать, о чем именно идет речь, однако услышанные слова будут откладываться в его памяти, чтобы в недалеком будущем трансформироваться в полноценную речь. Во-вторых, как и любые другие занятия, чтение научит малыша концентрации и поможет развить воображение еще в самом юном возрасте.
С последним, к слову, помочь могут исключительно книги: мультфильмы, вопреки чаяниям занятых родителей, напротив, сужают восприятие, а быстрая смена кадров буквально не дает ни секунды на то, чтобы осмыслить увиденное. Поэтому, несмотря на то что качественный видеоконтент может существенно облегчить жизнь мамам и папам, малышу он скорее навредит, чем принесет пользу.
И наконец, пожалуй, самое весомое достоинство семейного чтения — возможность юного члена семьи пообщаться с самыми близкими родственниками. Ни для кого не секрет, что контакт ребенка с родителями идет ему на пользу, но не стоит ограничиваться одними разговорами. Сказки, стихи, а также совместное изучение картинок еще больше обогатят внутренний мир вашего чада, а у вас появится возможность продемонстрировать свою любовь не только на словах, но и на деле.
Что читать
Если вы решили начать погружение в мир литературы до того, как возраст вашего малыша достиг одного года, обратите особое внимание на книги с картинками. Иллюстрации должны быть яркими и понятными, без замысловатых сюжетов и, конечно, дарить ребенку только положительные эмоции. Не стремитесь злоупотреблять книжками-игрушками со множеством спецэффектов, ведь ваша задача состоит не только в том, чтобы развлечь своего слушателя, но и научить его самым полезным вещам. Прекрасно для первых шагов в мире литературы подойдут и детские энциклопедии.
Позже, а именно с трех лет, можно переходить на небольшие сказки, стихи и рассказы. Прекрасно развивают и виммельбухи — эти красочные издания специально созданы для того, чтобы в игровой манере научить ребенка концентрировать свое внимание и даже самостоятельно придумывать истории.
Как читать
Чтобы чтение не носило исключительно увеселительный характер, заведите несколько полезных привычек. Так, например, не стоит сосредотачивать свое внимание только на тексте — показывайте ребенку все картинки, комментируйте изображения, а если ваше чадо уже умеет говорить, попросите и его рассказать об увиденном как можно подробнее. Постарайтесь превратить чтение в интерактивную игру: позвольте малышу самостоятельно переворачивать страницы (это тренирует мелкую моторику), не забывайте задавать ему уточняющие вопросы, а кроме того, не бойтесь высказывать собственное мнение.
Не лишним будет вспомнить и школьные уроки литературы: произносите текст с выражением, имитируйте голоса персонажей. Иными словами, делайте все, чтобы знакомство с книгой превратилось для ребенка в маленький спектакль, захватывающее приключение.
К слову, нередко мальчики и девочки заставляют родителей по нескольку раз перечитывать одно и то же произведение. Не пугайтесь такой привязанности: дети любят многочисленные повторения, и касается это не только чтения, но и других занятий. Оказывается, именно таким образом происходит процесс обучения на самых ранних этапах. Поэтому лучше еще раз закрепить пройденный материал, чем отказаться от него вовсе.
Когда начинать читать книги ребенку?
Так когда же, когда начинать читать ребенку книги? При всем уважении к психологам, едва ли стоит нападать с книжкой на новорожденного младенца. Что не отменяет необходимости и пользы общения. Говорите с ребенком, чтобы и ребенок поскорее заговорил с вами, рассказывайте стихи и сказки, пойте песенки. Но, будем честны, много ли вы их помните? Стихов и сказок?
Если вы – кладезь народной мудрости, то, безусловно, можно обойтись пока без книжки. В ином же случае книги станут вам прекрасным подспорьем. Сказки, стихи, побасенки, истории, считалки, потешки – в книжках найдется все. Дети очень восприимчивы к рифме, стихи придутся по вкусу почти всякому малышу. Но можете читать ему хоть романы, детям не просто нравится слышать голос близких, любящих людей, им это необходимо.
Намереваясь же подружить ребенка с книгой всерьез, следует учитывать как общие этапы развития детей, так и индивидуальные особенности вашего малыша. Чтобы помочь разобраться, с какого возраста начинать читать книжки, мы предлагаем небольшую шпаргалку по возрастам.
Малыш начинает ползать, изучать предметы, лепетать. Читать ему или рассказывать, вот в чем вопрос? Рассказывайте! На этом этапе лучшая книга для него – это вы. Рассказывайте то, что помните наизусть, знакомые с детства сказки, любимые стихи. Выучите новые: потешки, песенки, докучные сказки (хит на все времена – сказка про белого бычка, но их, на самом деле, много).
Дети любят повторения (в этом у вас еще будет время убедиться). И, на будущее, если малыш просит, не отказывайтесь в пятисотый раз прочитать сказку о курочке Рябе, не сердитесь на него. Повторы помогают детям усвоить не только новые слова, но и речевые обороты, построение фразы.
Что же касается взаимодействия с книгой, то, будем честны: в этом возрасте дети больше всего любят их грызть. Поэтому лучше купите деточке погремушку или прорезыватель для зубок, а вот себе – хороший сборник малышовых стишков, он вам здорово пригодится.
Возраст 6 – 9 месяцев
Малыш делает первые шаги, играет с другими детьми, активно взаимодействует с предметами, повторяет за взрослыми слоги и простые слова. Самое время познакомить его с книжкой! Но надо понимать, что на первых порах книга будет больше игрушкой. Не надо этого бояться, это полезно и правильно.
Разглядывая иллюстрации, повторяя вслед за вами слова, трогая фактурные вставки, ваша детка развивает мелкую моторику, координацию, сенсорные способности и навыки общения. И, конечно, учится любить книгу, ведь она приносит столько радости!
Возраст 9 – 12 месяцев
Этот возраст можно охарактеризовать двумя словами – все сам! Малыш пытается ходить без поддержки, сидеть, самостоятельно есть, произносит первые слова, выступает инициатором общения с родителями, с удовольствием слушает, как мама (или папа) ему читает, рассматривает картинки.Именно с разглядывания картинок начинается осмысленное взаимодействие ребенка с книгой. Книга – не просто предмет, но источник информации о реальном мире и мире воображения, и он учится открывать для себя эти миры.
Устройтесь с малышом в обнимку так, чтобы вам удобно было держать и читать книжку, а ему – смотреть. Картинки лучше выбирать яркие, но максимально простые, с изображением одного-двух персонажей или предметов. Подойдут красочно оформленные сказки, иллюстрированные словари первых слов. Родителям тоже придется постараться: заученными стишками уже не обойтись, пришло время импровизировать. Выбирайте книжку с иллюстрациями, по которым сами сможете рассказать историю, для начала совсем несложную – кто изображен на картинке? Во что одет? Что делает? Что говорит?
Будьте готовы читать выразительно, в лицах, изображая персонажей, квакать и мяукать, пищать и рычать – это поможет малышу различать и лучше запоминать героев, и, конечно же, ему понравится! Попробуйте, это понравится и вам. Иногда серьезным, взрослым людям тоже бывает полезно подурачиться. Но, конечно, для чтения перед сном лучше выбрать что-нибудь ритмичное, читать или напевать в спокойной манере.
Возраст от года до двух
Малыш к полутора годам обычно уже произносит короткие фразы, танцует, подпевает, начинает рисовать (прощайте, обои!), узнает изображения на картинках, понимает короткий рассказ или сказку. Картинки все еще очень важны, они помогают совсем маленьким детям выстраивать для себя последовательность сюжета, но это уже начало всамделишного, настоящего чтения. Сажайте ребенка к себе на колени (так ему будет проще сосредоточиться), и начинайте читать!
Это важный этап развития, ваш маленький слушатель потихоньку становится и собеседником. Но, если ему трудно пока усидеть на месте, не заставляйте. В этом возрасте у детей очень много дел: они осваивают новые движения, учатся прыгать, любят лепить, собирать конструктор (кстати, развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием речи).
У детей от года начинает формироваться и собственный вкус. Возможно, вашему малышу просто не нравится определенная книжка. В таком случае, предоставьте ему возможность выбрать самому (для этого полка с детскими книгами должна быть в доступном для ребенка месте).
Возраст от двух до трех лет
Теремок, Колобок, Курочка Ряба – прекрасный выбор для этого возраста. Можно так же начинать читать детские энциклопедии, истории про животных, длинные стихи. Показывая малышу картинки, попросите рассказать, что там нарисовано, это способствует развитию речи и воображения. Обсуждайте героев сказки, их действия (например, куда пошел Медведь, хороший он или плохой). А, если читаете сказку не впервые, предложите с какого-то момента ее продолжить для тренировки памяти и внимания.
С чего начинать читать?
Возрастная рекомендация 1+.
Серия книг бельгийского автора Гвидо Ван Генехтена о приключениях маленькой белой рыбки и ее друзей: красного краба, синего кита, зеленой черепахи и многих других. Иллюстрации яркие, разноцветных героев проще узнать и запомнить. Бумага достаточно плотная, ее трудно порвать или измять, так что книги подойдут и детям помладше. Простые, но увлекательные истории наверняка понравятся и вашему малышу, и вам.
Возрастная рекомендация 2+.
Прекрасная серия обучающих книжек-помощников от Эндриана Хеймена. Иллюстрации большие и красочные, книга удобного формата, на плотном картоне. Текст поможет весело и доходчиво объяснить ребенку, как одеваться, пользоваться горшком, ходить к врачу. Книги серии будут полезны и детям постарше, а малыши, которым еще рановато на горшок, наверняка полюбят картинки с милейшим зайчиком Степой.
Возрастная рекомендация 3+.
Скульптурная живопись
Все мы знаем, что живопись – это создание картины с помощью красок, покрывающих холст. А скульптура – создание объемного или рельефного изображения. Профессиональный художник-колорист Евгения Ермилова соединила эти два искусства, заменив краски на декоративную штукатурку, а кисти – на мастихины, и совершила настоящее открытие в сфере творчества и дизайна, положив начало новой авторской технике – скульптурная живопись.
Поиграем с детьми в индейцев?
Плетение индейских мандал – модное, медитативное занятие, которое придется по душе не только взрослым, но и детям.
Издательство «Хоббитека» — это книги для детей и их родителей.
Хоббитека © 2021 все права защищены
105082, Москва,
Переведеновский пер., д. 13, стр. 4
Получай первый самые свежие новости, акции, скидки и ещё что-то интересное…