с какого поколения можно жениться родственникам
Брак между родственниками второго и третьего колена: разрешено ли это в России
На сегодняшний день в Интернете можно обнаружить достаточное количество информации по поводу брачной связи между близкими родственниками второго и третьего колена. В России нет закона, который разрешает вступать в брачные отношения с родственниками первого поколения. Если брать во внимание второе поколение, то закон разрешает заключать союз.
Согласно законодательству заключить брачный союз с родственниками второго и третьего колена можно, но есть случаи, когда брат и сестра не имеют права узаконить свои отношения. Запрет заключается в том, что могут родиться дети с отклонениями или с генетическими заболеваниями.
В странах Востока все гораздо проще и там можно спокойно вступить в брак со своим близким родственником из второго и третьего колена. Там ситуация обусловлена тем, что бюджет семьи ограничен.
В Америке подобные союзы между родственниками не одобряют. Очень многие медики утверждают, что есть большой риск рождения детей, которые будут уродливыми и болезненными. В России заключать брачные отношения такого формата разрешено.
Согласно статистике, в браке между близкими родственниками рождается тридцать четыре процента слабых деток, которые умирают рано, а также сорок восемь процентов детей уродливых.
Топ интересных фактов:
Как представители церкви относятся к таким союзам?
А как вы относитесь к браку между двоюродными и троюродными родственниками?
Отношение современного общества и закона к родственным бракам
Религия и наука не одобряют браки между родственниками. Все потому, что слишком высок риск появления больного потомства.
Между тем, в истории известно немало фактов родственных браков. Не всегда они заключались по любви. Были на то финансовые и геополитические причины.
Что говорит закон?
В медицинской энциклопедии родственными (иначе — инбредными) называют союз между мужчиной и женщиной, имеющих хотя бы одного общего предка.
Библия и Коран порицают кровосмешение. В истории упоминаются племена, в которых в стремлении сохранить чистоту рода, было принято жениться или выходить замуж за родственников. Практически все они вымерли или находятся на грани вырождения.
До сих пор в большинстве цивилизованных стран мира браки между кровными родственниками до определенной степени родства не просто осуждаются общественностью, а:
Вето объясняется не только физиологическими, но и моральными соображениями.
В России ст. 14 Семейного кодекса не допускает заключение брака между состоящими в родстве по прямой восходящей/нисходящей линии гражданами:
Эта же статья запрещает свадьбы между:
В последнем случае запрет однозначен, но допускается создание семьи между родственником усыновителя и усыновленным.
Между тем, закон в нашей стране не препятствует созданию семьи между:
Хотя это принято, порицается обществом, но формально не запрещено, а потому возможно.
Условия и причины для скрепления уз между родственниками
Семейный кодекс РФ также не допускает вступление в семейный союз кровных родственников ни при каких обстоятельствам. В данном случае не является основанием для официальной регистрации отношений даже возможная беременность женщины.
Фактически браки между родственниками могут быть зарегистрированы. При подаче заявления в ЗАГС законом не установлена обязанность молодоженов подтверждать или опровергать имеющееся родство. Если они умолчат о наличии родственных уз, брак будет зарегистрирован, но впоследствии он может быть признан недействительным.
Официальная регистрация супружеских отношений между усыновителем и усыновленным возможно только при условии отмены усыновления.
Особенности заключения брака
В России юридическое значение придается лишь официально зарегистрированному браку.
Закон запрещает сотрудникам ЗАГСа официально регистрировать отношения между родными братьями и сестрами, родителями, бабушками, дедушкамии детьми. При этом не запрещены браки, например, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Процесс подачи будущими супругами заявления и узаконивание отношений в такой ситуации ничем не отличаются от традиционных действий при регистрации брака.
В нашей стране существует еще одна неофициальная форма брака — гражданский. Она не запрещена законом, альтернативна и приемлема среди пар, состоящих в близких родственных связях.
Почему брак между родственниками считается нежелательным?
Мнение о том, что чем ближе в кровном родстве состоят родители, тем психически и физически слабее их потомство, существует ни одно десятилетие. Данный факт объясняется тем, что слишком высока вероятность встречи одних и тех же патологических генов.
Речь идет об очень серьезных пороках: гемофилия, синдром Дауна, слабоумие и прочие патологии со стороны нервной системы.
Если при обычном браке вероятность рождения ребенка с серьезными отклонениями:
составляет не более 4%, то в близкородственном браке риск возрастает в 5 раз.
По данным генетика И.Гершковича, в таком браке увеличивается по сравнению с неродственным:
Еще один генетик — Владимир Павлович Эфроимсон, выявил стабильную закономерность в частоте болезней, врожденных уродств, умственных и физических отклонений у появившихся в результате родственных браков детей. Стоит отметить, что его точку зрения на этот вопрос разделяют специалисты во многих странах.
При изучении наследственных заболеваний огромное значение уделяется родственным бракам, когда родители имеют хотя бы одного общего предка. Роль кровосмешения особенно значительна при изучении редких наследственных заболеваний.
Одним из обязательных условий заключения брачного договора является уплата государственной пошлины.
Развесь можно, даже проживая в разных городах. Как происходит процедура прекращения брака в этом случае, читайте здесь.
Из нашей подробной статьи вы сможете узнать, как разделить автомобиль при разводе.
Интересные факты о родственных браках в различных странах и культурах
Наукой доказано, что супружеские отношения между родственниками ведут к:
Наши предки знали об этом, запрещая браки между родными братьями и сестрами, беря в жены девушек издалека, из других населенных пунктов. У живущих в изолированном пространстве народов Африки или Севера не зря существовал обычай: пришлый мужчина обязан зачать ребенка избранной женщине.
Между тем, в истории есть масса примеров родственных браков:
По данным исследований американского генетика Курта Штерна, невысока и составляет всего до 0,05% частота браков между братьями и сестрами в США, Бразилии, Швеции, Нидерландах.
Проблема заключения браков между двоюродными родственниками назревает в Узбекистане и Азербайджане.
Если ранее это явление было характерно для небольших населенных пунктов, то теперь оно наблюдается и в городах. Родители часто стремятся выдать дочь за родственника, чтобы уберечь ее от жестокого обращения. Как следствие, в Азербайджане проживают тысячи больных гемофилией.
Создание семьи — один из важных этапов в жизни человека. Во всех цивилизованных странах брак между родственниками считается вне закона. Не исключение и Россия. Прямой запрет на регистрацию брака между состоящими в близком родстве людьми обозначен в ст. 14 Семейного кодекса РФ. Между тем, отсутствуют юридические препятствия для создания семей братьями и сестрами, не имеющими общих родителей: двоюродными, троюродными.
Кровосмешение. Когда невозможно заключение брака
Оглавление
1. Степени родства
2. Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?
3. Почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом
4. Духовное родство. Когда запрещены браки духовных родственников
Кровосмешение – это один из грехов любодеяния, плотская связь между ближайшими родственниками и свойственниками. Это смертный грех, относящийся к содомским грехам.
Есть определенная степень родства, которую преступать нельзя во избежание смертного греха кровосмешения. Эти степени родства указаны ещё в Ветхом Завете (Лев. 18, 8-16). 67-е Правило святителя Василия Великого отлучало согрешивших кровосмешением от Святых Таин на 20 лет. Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского (Пято-Шестого) Собора окончательно определило, какие браки не являются допустимыми, наложило на согрешивших 7-летнюю епитимью и обязало расторгать это «беззаконное супружество».
Правило 19 Святых Апостолов
Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быти в клире.
Священноисповедник Никодим (Милаш) поясняет:
«Это правило основывается на предписаниях Св. Писания (Лев. 18, 7-14; 20, 11—21; Мф. 14, 4; 22, 24; Марк. 12, 19), и потому проистекает из божественного права. Изъясняя предписания Св. Писания, оно в форме закона запрещает принимать в клир того, кто, имея прежде женою одну сестру, после ее смерти взял другую сестру, или того, кто женился на дочери своего брата или своей сестры. Как мы увидим в толковании 54-го правила Трулльского Собора и 5-го правила Феофила Александрийского, подобные браки и сами по себе считались незаконными, и вообще воспрещались и мирянам, тем менее подобные браки могли быть терпимы среди духовных лиц. Принимая во внимание время издания этого правила, нужно полагать, что оно, как и многие другие Ап. правила, имело в виду новокрещенных из язычников, которые, вступив как язычники в подобные браки, оставались в таких незаконных браках и некоторое время после крещения; но если бы кто, приняв крещение, оставил заключенный в язычестве незаконный брак, то таковой мог свободно вступать в клир, потому что грех языческой жизни изглаживается святым крещением».
Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Божественное Писание ясно научает нас: «да не приступиши ко всякому ближнему плоти своея открыти срамоты его» (Лев. 18, 6). Богоносный Василий, в правилах своих, некоторые из запрещенных браков исчислил, а весьма многие прешел молчанием, и чрез то и другое устроил нам полезное. Ибо, избегая множества постыдных именований, дабы таковыми названиями не осквернити слова, он означил нечистоты общими наименованиями, чрез кои показал нам беззаконные браки в общем виде. Но понеже, чрез таковое и неразличительное запрещение беззаконных браков, естество само себя смешивало; то мы признали нужным открытее изложити сие, и определяем отныне: аще кто совокупляется в общение брака со дщерью брата своего, или аще отец и сын с материю и дщерию, или с двумя девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества.
Священноисповедник Никодим (Милаш) объясняет это правило:
«…Св. Писание называет гнусностью и срамом, сквернящими самую природу, когда не хранится чистота родственных связей, когда допускается противоестественное смешение крови между лицами, связанными между собою узами родства. Это учение Св. Писания есть выражение законов самой природы, определяющей взаимные нравственные отношения между лицами, в жилах которых течет одна кровь, или же соединившими в себе кровь нескольких семейств чрез брачный союз мужа и жены, составляющих в браке одну плоть (Быт. 2, 24). Плотские сношения между лицами, происходящими от одного родоначальника (родство в строгом смысле слова), или же от двух родоначальников чрез брак их потомков (свойство), извратили бы и уничтожили бы нравственные отношения, и род человеческий сравнялся бы с животными, у которых существует только разность пола и связь между полами, но нет никаких разумных, нравственных отношений; люди же возвышаются над животными, между прочим, и тем, что кровные узы между родственниками не суть только узы плотские, а и моральные. …
В виду этого, родственные связи между определенными лицами имеют особенное значение в брачных вопросах, в которых родство является, с одной стороны, естественным последствием брака, а с другой — препятствием к браку в известных случаях. По закону Моисея, кроме родства по прямой линии, брак воспрещался (как в родстве по крови, так и по свойству) и в боковых линиях до третьей степени включительно (Лев. 18 и след.; 20 и след.). Однако, упомянув об этой степени родства, Моисей не ограничил этой степенью воспрещение брака, так как он высказывает общее правило, когда говорит, что никто не должен приближаться к родственнице своей по плоти, чтобы открыть наготу ее (Лев. 18, 6; 20, 20). Из этого видно, что Моисей упомянул только те степени родства, в которых брак должен быть безусловно воспрещён, браки же в прочих степенях предоставил регулировать согласно общим природным законам; подлежащие власти, согласно обстоятельствам места и времени, решают — воспретить ли или допустить тот и другой брак. Если, таким образом, Моисей и не воспретил браки в дальнейших степенях после третьей, то категорически и не допустил их, но высказался, следовательно, ни за, ни против таких браков (ср. 87-е правило Василия Великого).
В христианской церкви, с самого начала, запрещен был брак в 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский, в одном из своих писем, на вопрос: может ли отец женить своего сына на внучке своей дочери, только от разных матерей, — отвечает, что в первые века брак был воспрещен не только между родственниками по прямой линии, а и между родственниками боковой линии, что по церковным, равно и по гражданским законам, воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и наконец, что при браках всегда обращалось внимание на то, чтобы не происходило смешение имен, т. e., чтобы вследствие брака не перепутались названия и естественные родственные отношения между двумя лицами, чтобы старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие не явились бы обладателями прав, которые им по родству не принадлежат, — словом, не заняли бы места старших. Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. В этом (87) правиле Василий Великий говорит нам, каким образом утвердились в церкви понятия о родстве и как появились относящиеся сюда правила о нем: «Итак, первое, и при том в делах сего рода весьма важное, что имеем предложити, есть соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому что сии постановления преданы нам от святых мужей» — и, приведя далее пример об этом, присовокупляет: «аще бы и не можно было рещи ничего другаго, довольно было бы и сего обычая для преграды злу». Согласно этому, правила о родстве и в частности в отношении к браку, утвердились в церкви сначала по преданию, перешедшему в обычай, и путем продолжительной практики получили, сами собой, силу закона. Из других правил Василия Великого, в которых говорится о недозволенных вследствие родства браках, видно, что в его время (в IV веке) круг родства был довольно определен по отношению к бракам, что брак в запрещенной степени родства рассматриваем был как прелюбодеяние и расторгался. …
Относительно свойства … мы находим правила, определяющие, в каких степенях свойства в боковой линии браки должны быть запрещены (Ап. 19; Неокес. 2; Василия Вел. 87). …
Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству, до VII века. … Трулльскому Собору… вследствие трудностей разобраться в неправильных браках… трулльские отцы сочли нужным издать специальное правило об этом, определив, в каких именно степенях родства должны быть запрещены браки, притом под угрозой семилетней епитимии для каждого ослушника, и конечно, сверх того, под угрозой уничтожения такого брака. Относительно кровного родства, правило воспрещает браки в 3-ей степени, а именно, чтобы никто не смел жениться на дочери брата своего. О браке между племянниками и племянницами правило ничего не говорит, из чего можно вывести заключение, что такой брак (в 4 степени), по суду церкви, не разрешался, однако и не расторгался, если был заключен. Относительно свойства, правило запрещает браки: отца и сына с матерью и дочерью (2-я степ.); отца и сына с двумя сестрами (3-я степ.); матери и дочери с двумя братьями (3-я степ.) и двух братьев с двумя сестрами (4 степ.). Следовательно, 4-я степень свойства есть грань запрещенных браков, согласно этому (54) трулльскому правилу. В виду же того, что после Трулльского Собора больше не было издано каких-либо общецерковных предписаний по данному вопросу, нужно признать, что строго канонически запрещенными являются браки в свойстве до 4-й степени включительно.
С течением времени в свойстве запрещен был брак до 6-й степени включительно, а именно определением константинопольского синода от 21 февраля 997 года при патриархе Сисинии II, в кровном же родстве до 7-й степени включительно определением константинопольского синода от 11 апр. 1166 г. при патриархе Луке».
2. Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?
Протоиерей Георгий Осипов пишет об этом:
«Нет не могут. с Церковной точки зрения. У православных, между прочим, запрещаются браки между дядей и племянницей; теткой и племянником; между двоюродными братом и сестрой; запрещается жениться на жене, оставшейся после брата, и вступать в супружество с мужем умершей сестры; воспрещается женитьба на своячинице, т.е. на сестре покойной жены, и вступление в брак с братом покойного мужа; два родные брата, за редкими исключениями, не могут жениться на двух родных сестрах из чужой семьи, или брат и сестра из одной семьи не могут быть повенчаны с сестрою и братом из другой семьи.»
Вопрос: «о. Георгий а не могли бы вы объяснить почему. У меня один племянник женат (трое детей), теперь другой племянник (его родной брат) собирается жениться на родной сестре жены брата. Получили родительское благословение, кровосмешения нет, в чём преграда?»
«Все верно Николай, инцеста нет, но это с точки зрения генетики.
А с духовной точки зрения есть, ведь в браке «двое стали в плоть едину», следовательно родители жены для мужа становятся родителями, и наоборот. При таком раскладе выходит, что родной брат женится на родной сестре. »
3. Почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом
Священник Анатолий Коньков отвечает на этот вопрос:
«В книге Левит (18 гл.) как раз говорится о грехе кровосмешения, т. е. близостью между родственниками по плоти. Кроме этого в той же главе указывается на грех мужеложства, скотоложства и прелюбодеяния. Господь говорит: Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив (Лев. 18, 5); если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего (Лев. 18. 29).
Установление Господне дано не случайно: до того времени, когда давалось такое предписание, совокупление между близкими родственниками не считалось грехом: иначе не могли бы расселиться люди, произошедшие от Адама и Евы. С этого момента Господь запретил подобные отношения, чтобы избежать разврата, который имел место у язычников, среди которых жил израильский народ. Совместное проживание родственников, видимо, становилось соблазном для многих людей, от чего Господь и решил оградить, дав такую заповедь».
4. Духовное родство. Когда запрещены браки духовных родственников
Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели крещения. Между ребенком и восприемником возникает особое отношение – отношение духовного родства. Духовное родство основывается на понятии о новом рождении крещеного младенца и на отношениях, в какие он вступает с своим духовным отцом, с восприемником, который посредствует при его новом рождении.
Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 53-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка.
Не могут быть восприемниками родители для своих детей, так как в этом случае между ними возникнет духовное родство, что уничтожит брачный союз. Трулльский (VI Вселенский) Собор в своём 53-ем правиле поставил родство по духу важнее плотского.
Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора):
Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.
Епископ Никодим (Милош) поясняет:
«…мысль о родстве духовном, которое, по словам этого правила, важнее, чем родство по крови. Мысль эта выражена была в церкви с древнейших времен. На основании этой мысли возникло и брачное препятствие между восприемником и его духовной дочерью и препятствие постольку большее, поскольку духовное родство, как мы уже видели, важнее родства по крови… Трулльский Собор этим правилом предписывает, под угрозой наказания, чтобы восприемник не смел вступать в брак и с вдовой матерью крещеного ребенка; этим положено каноническое основание духовному родству, как препятствию к браку. Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещеных детей (вторая степень)».
Протоиерей Владислав Цыпин пишет в книге «Церковное право»:
«Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. После того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это». Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Базилике» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3 степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.), наличие духовного родства до 7 степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в первой степени — мать воспринятого и восприемника. Однако в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым. Между тем, по законам Греческой Церкви, не только «духовные брат и сестра», т. е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7 степени духовного родства не могут вступать в брак».
О допустимых степенях родства при вступлении в брак
Не допускаются браки для находящихся в недозволенном родстве, плотском и духовном [1]. Еще в древности люди на опыте убедились, что если ближайшие родственники вступают в брачные отношения, то дети после этого часто рождались больными, с телесными и психическими нарушениями, были неспособны к нормальному деторождению [2].
Другой важной причиной запрета близкородственной связи является необходимость сохранения нормальных семейно-родственных отношений. «Связь между кровными родственниками (кровосмешение) нарушает прочность семьи. Если члены семьи будут свободно вступать друг с другом в связь, семья просто перестанет существовать» [3].
Запрещение браков между близкими родственниками вынуждает людей не замыкаться в своей родне, а породняться с другими, прежде чуждыми людьми. Это увеличивает родственную любовь в человечестве.
Запрет близкородственных браков в Священном Писании и Предании Церкви
Господь в непосредственном откровении подтверждает запрет близкородственных браков: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу, чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Лев. 18:6-28).
В Законе Моисея, в книге Левит, прямым обращением Бога к людям через пророка и боговидца Моисея воспрещаются браки в первых трех степенях родства (Лев. 18: 1-30) [4].
Воспрещался брак по прямому родству: с матерью, мачехой, матерью жены, с дочерью и женой сына (1-я степень), внучкой, дочерью приемного сына или дочери (2-я степень), а также в боковых линиях родства: с сестрой родной и сводной, сестрой жены, женой брата (2-я степень), теткой, женой дяди (3-я степень родства) [5].
Подобные преступления были преданы торжественному общенародному проклятию (Втор. 27:20-23). Именно за несоблюдение этих правил Иоанн Креститель обличал царя Ирода, говоря ему, что «недостоит ти имети Иродиаду, жену брата своего» (Мф. 14:3-4) [6].
Эти правила были полностью восприняты и христианской Церковью. Более того, христианские запреты родственных браков стали более строгими [7]. В дополнение к запретам книги Левит было запрещено после смерти жены жениться на её сестре (2-я степень), о чем не упоминалось в ветхозаветном законе, и вступать в брак с племянницей (3-я степень родства). Это утверждалось Правилами Апостольскими, поместными Соборами, правилами Святых Отцов [8].
«В христианской церкви с самого начала запрещен был брак 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский в одном из своих писем отвечает, что воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и всегда обращалось внимание на то, чтобы вследствие брака старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие не заняли бы места старших.
Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству» [9].
Трулльский (Пято-Шестой Собор), бывший в 691-692 гг., подтвердив ранее принятые запреты для родственных браков, установил новые. Причиной стало то, что свт. Василий Великий «в правилах своих, некоторые из запрещённых браков исчислил, а весьма многое прешел молчанием, дабы таковыми названиями не осквернить слова. Но, поскольку через таковое молчание естество само себя смешивало, мы признали нужным открыто изложить сие», — писали Отцы Собора.
Запрещался брак с дочерью брата своего (3 степень), отца и сына с матерью и дочерью (2 степень), отца и сына с двумя сестрами, так же как матери и дочери с двумя братьями (3 степень), двух братьев с двумя сестрами (4 степень). Также возбранялись браки по духовному родству, между восприемниками от крещения и родителями крестников.
Впоследствии в 997 году при патриархе Сисинии II были запрещены браки до 6-й степени включительно, а в 1166 г. при патриархе Луке запрещены в кровном родстве до 7-й степени включительно [10].
В двухродном родстве браки были запрещены до 6-й, а в трехродном родстве до 4-й степени. Не допускалось, чтобы после браков младшие родственники становились старшими [11].
За непозволительные браки посылаются бедствия
Следует помнить, что Слово Божие предостерегает от беззаконных браков: «кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего», а если эти беззакония будут творить народы, то за это их «свергнет земля», которую они осквернили, то есть они со временем погибнут, вымрут, не оставят после себя потомства (Лев. 18:27-29).
Патриарх Сисиний писал, что за эти беззакония посылаются на людей землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии: «Гнев Божии поселяется в дому их и в конец погубляет их» [12].
Трудности выполнения правил о брачном родстве
В реальной жизни выполнение правил о допустимом брачном родстве и в древности, и теперь сталкивается с трудностями. Речь идёт не просто о схемах родственных отношений, за ними стоят живые люди, их судьбы и судьбы их детей, человеческое счастье и несчастье, а главное, вечная участь их душ. Враг спасения, играя на человеческих страстях, соблазняет людей желать браков в недозволенных степенях родства.
В России после реформ патриарха Никона общины староверов оказались в чуждом им «никонианском» окружении и могли заключать браки только в среде своих единоверцев. В условиях гонений венчание браков совершалось украдкой, нередко в отдаленном приходе, священнику которого было некогда выяснять, состоят ли брачующиеся в допустимом родстве или нет.
Ситуация стала ещё более сложной в советское время, когда немногие православные верующие семьи, в которых были женихи и невесты, оказались в окружении огромной массы атеистического населения. Брак с иноверным или атеистом запрещён правилами и зачастую окончился бы полным отпадением от веры. В этих стесненных обстоятельствах гонительного времени многие священники руководствовались подходом «по нужде и правилу бывает пременение». Строго выдерживать все правила о степенях родства удавалось не всегда, тем более что нередко венчались уже зрелые люди, фактически состоящие в браке и имеющие детей.
В наше время гонения остались позади. Однако осталась проблема породнения жителей традиционно старообрядческих сёл России, Украины, Молдавии или потомственных прихожан храмов в крупных городах. Теперь в большинстве случаев выбор спутника жизни совершается не по воле родителей, а по личному желанию, «по красоте». Даже в традиционно старообрядческих местах и приходах молодёжь малоцерковна, часто живёт «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» (Колос. 2:8). Если их отказываются венчать из-за недопустимого родства, они нередко вступают или угрожают вступить в невенчанное сожительство, и священник оказывается перед нелегким выбором.
Ситуация осложняется тем, что в наше время церковный брак не имеет юридической силы, а гражданское законодательство не возбраняет близкородственные браки, запрещённые Церковью [13]. Как никогда справедливо звучат слова свт. Василия Великого: «Аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная. Аще же желание его управляется страстью, тем паче да воспретится ему брак, да научится сосуд свой содержати в святости, а не в страсти похоти» [14].
Стеснённые обстоятельства, возможно, и могут позволить в каких-то случаях браки в более близких степенях, чем это требуют правила. Однако не следует забывать, что исключения не могут стать всеобщим правилом. Господь установил запреты на близкородственные браки из любви к людям, чтобы не допустить вырождения рода человеческого.
В одном старообрядческом селе на юге бывшего СССР авторитетные старики уговорили священника обвенчать брак недопустимо близкой степени родства, поскольку другие женихи были неверующими или никонианами. Священник поддался этим уговорам. Молодым людям, вступившим в этот брак, пришлось нести тяжелый крест, так как все рождающиеся у них дети были психически нездоровы.
«Землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии» посылаются не только как наказание, но и как спасение, поскольку исторические потрясения и бедствия зачастую приводят к переселению людей на новые места жительства, перемешивают население, предотвращая тем самым близкородственные браки.
Старообрядцам стоит подумать о том, что попытка уютно жить, замкнувшись в связанные родственными узами общины, есть путь тупиковый. Через несколько поколений в таких общинах все породнятся и уже не смогут дальше вступать в браки. Даже по этой причине невозможно уклониться от выполнения заповеди Господа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:20).
Выяснение возможности вступления в брак
Священник, согласно Кормчей, должен познакомиться с брачующимися («кто и каковы суть»), узнать перед браком, нет ли между желающими брачиться препятствия, возбраненного правилами: духовного или плотского родства, позволяет ли им возраст вступать в брак. Если священник, к которому обратились для венчания брака, узнает о его незаконности, в том числе о недопустимо близком родстве брачующихся, то «браку беззаконному причетнику не венчати», чтобы «к чужим грехом себе да не приобщати» [15].
Если же «приключится подозрение или ина какова важная вина», то вопрос рассматривается епископом («рассуждению епископову сия да подлежит»), чтобы брак не был расстроен из-за клеветы («яко от зависти и лукавства неких лиц препято быти может супружество»). Если не выявилось препятствий к браку или епископ признал их несостоятельными, «иерей да обручит, или и венчает их невозбранно» [16].
«Венчание и благословение супружества» не должно быть тайным, на дому, а должно совершаться «в церкви перед людьми», при свидетелях [17].
Запрет на венчание незнакомых людей
Запрещено венчать незнакомых, не принадлежащих к данному приходу людей: «бегунов и пришельцев, и не имущих своея си оседлости» [18]. О том, те ли они люди, за которых себя выдают, и позволительно ли им вступать в брак, можно судить только на основании их собственных слов, проверить которые сразу невозможно. В таких случаях лишь проведя тщательное расследование всех обстоятельств и получив благословение епископа, священник может венчать брак[19].
Ответственность священника за совершение незаконного брака
В Номоканоне сказано: «Священник аще в ведении благословит возбраненный брак от сродства, или кумовства, или четвероженства, или неимущь возраста, да извержется, а брак да не будет тверд» [20], то есть подлежит расторжению.
Расторжение незаконных браков
Свт. Арсений Уральский пишет, что недостаток в кровном и других сродствах в единой степени исправляется двухлетней епитимией неядения мяса. Но если незаконность брака будет больше одной степени, то он в Церкви не принимается, а вступившие в него люди после того, как разойдутся, должны выполнить епитемию кровосмесников [21].
Согласно правилам свт. Василия Великого, «совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для онаго родстве, аще усмотрено будет случившееся, яко грех человеческий, подлежит епитимии прелюбодеев». Им «да не будет позволено входити в дом молитвенный, доколе не отступят от беззаконнаго и гнуснаго действия» [22].
Матфей Властарь пишет, что «божественные правила определяют незаконные браки расторгать» [23].
Мужчина и женщина, пребывающие в противозаконном браке, могут и должны «свободити себя от спряжения оного». Они, если в дальнейшем пожелают, могут невозбранно вступить в другие браки, если к тому не будет иных законных препятствий [24].
Общие понятия брачного родства
Близость родства определяется линиями и степенями. Степень (по-славянски «ступень») — связь одного лица с другим посредством рождений. Например, отец состоит с сыном в первой степени родства, с внуком — во второй и т. д.
Между супругами устанавливается нулевая степень родства, при подсчетах степеней родства муж и жена считаются как один человек, согласно словам Евангелия о супругах: «неста два, но плоть едина» (Матф.19:5-6).
Колено — то же, что и слово «поколение». В этом же смысле иногда используется в славянском языке и слово «род». Например, слова заупокойной молитвы «память их от рода и в род» означают «память из поколения в поколение».
Линия — это связь непрерывно продолжающихся степеней родства между поколениями, например, от отца к дочери и внуку.
Допустимые и недопустимые степени родства одинаково исчисляются как для мужчин, так и для женщин. Например, как дядя не может жениться на своей племяннице (третья степень родства), так и тётя не может выйти замуж за племянника.
При церковно-канонических определениях степеней родства между людьми обычно подразумеваются семейно-родственные отношения, возникающие в результате законных христианских браков. Однако, согласно церковным каноническим правилам, таким же образом, на основании факта рождения, считаются степени родства и между людьми, рожденными вне христианского венчанного брака, как в случае государственной регистрации супружества, так и при явном блудном сожительстве. Возникающие при этом близкородственные связи так же являются препятствием для христианского брака, как и родство в венчанном браке [25].
По мнению некоторых современных знатоков церковных правил, это остаётся в силе и в том случае, если блудное сожительство имело место до крещения человека. Хотя в Таинстве Крещения и происходит полное оставление совершенных ранее грехов, но кровные родственные связи по плоти не упраздняются [26].
Родство однородное (кровное)
Существуют различные виды родства между людьми. Родство однородное или кровное (единокровное) связывает всех людей мужского и женского пола, происходящих от одного родоначальника, даже если не все они носят одну фамилию.
Родство по восходящей линии идет от человека к его предкам — отцу (матери), дедушке (бабушке), прадедушке (прабабушке) и т.д.
Родство по нисходящей линии идет от человека к его потомкам: детям, внукам, правнукам и т.д. независимо от пола.
В родстве однородном (кровном) браки по прямым нисходящим и восходящим линиям полностью запрещаются в любых степенях. То есть, запрещены браки между родителями и детьми, дедом и бабкой и внуками и т.д. во всех поколениях.
Побочное кровное родство или родство по боковой линии возникает между людьми, имеющими общих родоначальников, но не связанных между собой по прямой линии. В таком родстве находятся братья и сестры родные, двоюродные и троюродные, дяди и тёти с племянниками и племянницами, внучатые племянники, то есть внуки родных братьев или сестер и т.д.
В родстве однородном (кровном) побочном (боковом) браки воспрещаются до седьмой степени родства и разрешаются начиная с восьмой степени и далее [27]. То есть браки запрещены между родными, двоюродными и троюродными братьями и сестрами, но разрешены для четвероюродных братьев и сестер [28].
Также в однородном (кровном) родстве запрещены все браки между дядями (тетями) и племянниками (племянницами) всех степеней родства, меньших восьмой. Например, родной дядя не может жениться на родной племяннице (дочери брата), потому что они в третьей степени родства [29]. Малый (двоюродный) дядя не женится на малой (двоюродной) племяннице, дочери двоюродного брата своего, потому что они в пятой степени родства [30].
Родство по усыновлению (удочерению)
В 24-й новелле императора Льва Мудрого (конец IX — начало X вв.) предписывается совершать усыновление с совершением особого церковного чина. Этот чин «бываемый, в чадотворении» включен в славянский старопечатный большой Потребник (глава 36). Он совершается священником, состоит из особой малой ектеньи и трех молитв. После совершения этого чина усыновители становились для усыновленных вместо родителей, а приемные дети вместо родных детей [31].
В отношении запрещённых и разрешённых браков родство по усыновлению должно соблюдаться так же, как и кровное родство. Усыновитель (усыновительница) и усыновленный (удочеренная) не могли вступать в общение брака друг с другом (первая степень родства). Усыновитель не мог жениться на усыновленной так же, как на родной дочери [32]. Усыновленный сын не может жениться на жене своего названного отца после его смерти как на матери. Усыновитель не может взять в жены после смерти усыновленного сына его жену [33]. Приемный сын не может жениться на матери жены названного отца (она вместо бабки, вторая степень), ни на сестре её матери (она вместо великой тетки, четвертая степень).
Совершение браков между усыновленными и естественными (и сводными) детьми усыновителя воспрещалось так же, как и между родными братьями и сестрами (вторая степень родства). Усыновленный не может жениться ни на дочери, ни на падчерице своего названного отца, так как он приходится им вместо родного брата (вторая степень родства) [34].
Приемный сын не может жениться на дочери сына своего названного отца (он ей дядя, третья степень родства), ни на внучке (четвертая степень родства).
Родство двухродное (свойство)
Двухродное родство (свойство) объединяет посредством брака два рода. Оно создает родственные связи между единокровными родственниками мужа и единокровными родственниками его жены.
Свойственниками называются родственники по мужу, по жене. Свояченица — сестра жены, свояк — её муж. Свояки — женатые на двух сестрах. Иногда свояками называют вообще всех родных по свойству. Сват и сватья — родители молодых супругов и их родственники, породнившиеся через брак (сватовство).
Степени двухродного родства считаются так же, как и в кровном родстве, при этом степени кровного родства между родными мужа и родными жены складываются.
В двухродном родстве, в котором сочетаются два рода, браки разрешаются в шестой степени родства, если при этом не смешиваются родственные имена (поколения), то есть младшие родственники через брак не становятся старшими родственниками [35].
Например, мой брат находится со мной во второй степени родства, сестра моей жены по отношению к ней также во второй степени. При этом два родных брата не женятся на двух родных сестрах, так как между ними четыре степени и смешиваются имена (братья становятся свояками) [36].
Родной дядя и племянник не женятся на матери и дочери, так как между ними четвертая степень родства [37].
Племянник мужа может жениться на племяннице жены, так как между ними шестая степень родства и родственные имена не смешиваются (не роднятся со старшими родственниками) [38].
Если в двухродном родстве происходит смешение родственных имен, то такие браки запрещаются и в шестой, и в седьмой степени родства. Например, два родных брата не женятся на тетке и племяннице, так как пятая степень родства и племянница становится невесткой [39].
Два родных брата не женятся на двух двоюродных сестрах, так как, хотя между ними и шесть степеней, но двоюродные сестры становятся соневестками [40].
Таким же образом запрещаются и другие подобные браки. Причем в некоторых случаях отдаленного родства седьмой степени у древних авторитетных канонистов существуют разногласия по поводу их допустимости.
Второй брак
Церковные правила не одобряют второй брак, но допускают его в случае смерти одного из супругов или церковного расторжения брака для невиновной в этом стороны [41].
После смерти жены муж не может жениться на её сестре так же, как и на своей родной сестре (2-я степень родства) [42]. Не может он жениться ни на племяннице покойной жены (3-я степень) [43], ни на дочери племянницы (4-я степень) [44], ни на внучке её (5-я степень) [45]. Не может он жениться на двоюродной сестре своей жены (4-я степень) [46], на дочери двоюродной сестры (5-я степень) [47], ни на троюродной сестре (6-я степень) [48].
Родство двухродное через второй брак
Второбрачные супруги так же, как и первобрачные, находятся в нулевой степени родства. При вступлении во второй брак людей с детьми в случае рождения ими после этого совместных детей в одной семье могут оказаться полнородные, неполнородные и сводные дети.
Полнородные братья и сестры имеют двух общих родителей.
Отчим — второй муж матери (неродной отец). Мачеха — вторая жена отца (неродная мать). Неполнородные братья и сестры имеют одного общего родителя: единокровные дети — от одного отца, но разных матерей, единоутробные дети — от одной матери, но от разных отцов.
Пасынок — сын мужа от 1-й его жены или сын жены от 1-го её мужа. Падчерица — дочь мужа от 1-й жены или дочь жены от 1-го мужа.
Сводные братья и сестры — пасынки и падчерицы между собою. Они имеют разных родителей и породняются в результате вступления родителей во второй брак.
По церковным правилам, степени в сводном родстве исчисляются так же, как и в кровном родстве. Все их дети: полнородные, неполнородные и сводные состоят между собою в том же родстве, что и родные, то есть являются братьями и сестрами.
Сводный брат не может жениться на своей сводной сестре (вторая степень родства), ни на её дочери, сводной племяннице (третья степень родства) [49].
Если продолжать эту линию родства, то он не может жениться ни на внучке своей сводной сестры (четвертая степень), ни на её правнучке (пятая степень). Разрешен будет брак только на внучке в четвертом колене, праправнучке своей сводной сестры (шестая степень родства и роды не смешиваются) [50]. Однако на практике в таком браке будет слишком большая разница в возрасте между брачующимися.
Пасынок состоит в отношении с мачехой в первой степени родства, как с родной матерью [51].
Поэтому пасынок не может жениться на родной сестре мачехи, как на своей сводной тетке (третья степень), ни на её дочери, своей сводной двоюродной сестре (четвертая степень) [52].
Если продолжать эту линию родства, то пасынок не может жениться на дочери своей сводной двоюродной сестры (пятая степень родства), но может жениться на её внучке (шестая степень родства и роды не смешиваются) [53].
Сын пасынка может жениться на внучке сестры мачехи, своей сводной тетки (шестая степень и имена не смешиваются) [54].
Возможны и многие другие схемы родственных отношений, при которых браки допустимы и недопустимы. Они приведены в специальной литературе.
Родство трехродное
Трехродное родство образуется тогда, когда три чужих ранее рода роднятся при помощи браков. Родство также считается по линиям, и количество степеней слагается в общую сумму. Вначале рассмотрим случаи, когда два брака, создающие трехродное родство, существуют одновременно.
Сестра Анна и брат Фома относятся к первому роду. Муж Анны, Петр, относится ко второму роду, а жена Фомы, Марфа, — к третьему. Между Петром и Марфой вторая степень родства [55].
Из трех родов Анна и Фома называются средним родом, а Петр и Марфа называются крайними родами. Чем больше крайние роды удаляются от среднего, тем больше становится возможностей для вступления в брак, и наоборот.
В трехродном родстве (свойстве), благодаря присоединению третьего рода, браки разрешаются начиная от четвертой степени.
Шурин (брат жены) одного из братьев может жениться на своячнице (сестре жены) другого брата, между ними шестая степень родства [56].
Родство трехродное через второй брак
Я не могу жениться, после смерти моей сестры и её мужа, на его второй жене (вторая степень родства) [57].
Я не могу жениться на матери второй жены моего брата, его свекрови (третья степень родства) [58].
Я могу взять в жены, по смерти её первого мужа, жену шурина моего брата (четвертая степень родства) [59].
Однако я не могу жениться на жене умершего двоюродного брата моей покойной жены. Мы фактически вошли в кровное родство, поскольку с нашими бывшими супругами стали единой плотью, и такой брак в четвертой степени недопустим [60].
Отец (после смерти жены) женится на своячнице (сестре жены) шурина (брата жены) своего сына, между ними пять степеней [61].
Препятствием для таких браков также становится возможность смешения родов (поколений), когда младшие родственники посредством брака могут стать старшими родственниками, что недопустимо.
Я не могу жениться на падчерице дочери жены двоюродного брата моей первой жены. Хотя мы с ней в пятой степени родства, что допустимо, однако после такого брака будет смешение родов (поколений), и дочь станет двоюродной невесткой своей матери [62].
Отношения родства между разведёнными супругами
Родственники разведённых супругов продолжают оставаться в отношениях так называемого фиктивного свойства. Кормчая в связи с этим упоминает только о запрете брака между одним из разведённых супругов и сыном (дочерью) другого супруга от другого брака (свойство первой степени) [63].
Например, Петр состоял в браке с Анной, потом они развелись. Анна вышла второй раз в брак за Андрея, у них родилась дочь Наталья. После совершеннолетия Натальи Петр не может на ней жениться.
В византийскую эпоху разводы супругов случались редко, и, возможно, поэтому этот вопрос канонистами не был подробно разработан. В наше время разводы стали массовым явлением. Поэтому вопрос о возможности браков между потомками разведённых супругов приобретает большое значение.
Считаем, что, поскольку даже блудная связь создает в происшедшем от него потомстве такое же родство по плоти, как и в законном браке, то представляется обоснованным по образу этого исчислять родство между потомством разведённых супругов.
В этом случае дети, родившиеся у разведённых супругов в разных браках, считаются сводными братьями и сестрами, и степени допустимого родства для заключения браков между ними такие же, как в однородном (кровном) родстве (то есть до восьмой степени).
Родство духовное
Духовное родство возникает при восприятии младенца во время совершения Таинства Крещения [64].
Восприемник и (или) восприемница должны заботиться о духовном воспитании своего крестника или крестницы, и поэтому, по благодати, становятся вторыми родителями новокрещённого.
Должен быть один или два восприемника? На этот счет есть разные указания. Кормчая упоминает одного восприемника [65]. Стоглавый собор даёт четкое правило об одном крестном [66]. При этом с древности существует и стал узаконенным обычай иметь обязательно при крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу. Номоканон при Большом Потребнике упоминает крестных отца и матери одного ребёнка [67].
В первой половине XIX века на Рогожском «исполнялся издревле существующий и церковью узаконенный уже обычай — иметь обязательно при святом крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу, как для мальчика, а равно и для девочки» [68].
Восприемниками признаются только бывшие при крещении, совершаемом священником (а не мирянином) [69]. Нельзя в крестные записывать заочно людей, на крещении не присутствующих.
Крестными не могут быть ближайшие родственники по плоти.
«При крещении не могут воспринимать:
Не могут быть восприемниками одного младенца:
При этом смешивается родство плотское и духовное [70].
Степени духовного родства исчисляются иначе, чем при родстве плотском.
Родной отец ко всем своим детям по плоти состоит в первой степени родства.
Восприемник в первой степени родства состоит только к своему крестнику, с его отцом (кумом) состоит во второй степени, как с братом.
С родным братом крестника, если он его не крестил, восприемник стоит в третьей степени родства, как с племянником [71].
Духовное родство накладывает брачные ограничения между крестными и их крестниками.
В 53-ем правиле Шестого Вселенского Собора (Трулльского) сказано, что «сродство по духу есть важнее союза по телу». Исходя из этого некоторые канонисты считали, что родство по крещению должно считаться так же, как и кровное, и браки в нём запрещены до седьмой степени включительно.
Однако большинством древних канонистов это мнение не было поддержано. Причина была в том, что всякое постоянно проживающее в одной местности население через несколько поколений начинает породняться до такой степени, что это начинает создавать трудности для дальнейших браков. Если и по духовному родству в тех же степенях запрещать браки, то они станут совсем невозможными. Поэтому браки при духовном родстве запрещаются лишь в нескольких оговоренных случаях.
Крестный отец и крестная мать одного крестника (крестницы) не могут вступать между собою в плотской брак [72].
В двести девятой статье Номоканона при Большом Требнике сказано: «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются».
Из этого же правила следует, что супруги не могут стать крестными родителями одного крестника, так как после этого они должны прекратить супружеское сожительство.
В Кормчей на листе 551 сказано, что человек, ставший восприемником своему родному сыну, разлучается со своей женой, так как сделал её себе духовной сестрой [73].
Запрещён брак между восприемником и крестницей, как между отцом и дочерью [74].
Не может он жениться и на дочери крестницы [75].
А также запрещён брак восприемника с родной матерью восприемницы, кумой, как с сестрой [76].
В духовном родстве запрещены браки в боковых линиях до 3-й степени включительно.
Сын восприемника не может жениться на своей сестре по крещению, ни на её матери, ни на её дочери [77].
Иногда брак запрещается и в 4-й степени духовного родства. Дети крестного и родные братья и сестры крестника (другие дети кума) не могут вступать между собой в брак, хотя между ними четвертая степень родства.
Но уже в пятой степени браки разрешаются, то есть сын крестника может жениться на внучке кумы.
Тем более разрешен брак между внуками крестника и кума (шестая степень) [78].
По нисходящей линии духовное родство между крестным (крестной) и крестником (крестницей) является препятствием к браку до седьмой степени включительно, подобно кровному родству. То есть брак между родными детьми крестного (крестной) и крестника (крестницы) разрешается только в восьмой степени [79].
Крестовые брат и сестра, имеющие одного крестного, не могут вступать в брак.
Если один человек в разное время был крестным детей мужского и женского пола от разных родителей, то все они, хотя и не имеющие плотского родства, становятся крестовыми братьями и сестрами и не могут вступать между собою в брак (вторая степень родства) [80].
Во многих храмах крестными бывают одни и те же люди, например, сотрудники храма, пономарь и свечница. В этом случае все крещенные ими дети в будущем не должны вступать между собой в браки. Чтобы избежать такой ситуации, надо в храме среди сотрудников иметь одну пару особых восприемников для мальчиков, и другую пару особых восприемников для девочек. Возможно, в соответствии с 17-ой главой Стоглавого собора, вернуться к практике одного восприемника для мальчиков и одной восприемницы для девочек.
Если муж был восприемником одного младенца, а его жена другого, то эти дети не могут вступать в брак между собою так, как будто их крестил один восприемник (муж и жена считаются одной плотью) [81].
Но в детях крестовых братьев и сестер родства не имеется (согласно Кормчей, лист 551, где последующее нисходящее родство не указано).
Свт. Арсений Уральский писал, что, хотя «Номоканон же и здесь простирает сродство до 8 степени, но за невозможностью сего высчитывать, сего нигде ни наблюдается» [82].