Философские проблемы что это
Проблемы философии — Основные проблемы философии
Научная проблема — это наличие нескольких различных гипотез для решения одного вопроса, или вопрос, который не имеет четкого решения и требует дополнительных исследований. Думаю, понятно, что целью данной статьи не является обсуждение повсеместного злоупотребления термином «проблема».
Можно найти проблему любого вкуса для исследований в философии, на решение которой уйдет много времени, возможно, вся жизнь, но она останется открытой. Например, я кратко назову лишь примерный круг проблем философии, в него входят такие известные:
Проблема сознания является едва ли не самой актуальной в последние десятилетия; абстрагируясь от функционального, по общему признанию ограниченного — читай ложного — понимания сознания, можно забыть большинство достижений последнего полувека в этой области, поскольку они в практическом смысле приписываются искусственному интеллекту (сознанию). Приведение проблемы к вселенскому масштабу подчеркивается способностью сознания проявляться как внутри себя, так и вне себя;
Проблема знаемости или познаваемости — вытекает из ее определения, где необходимо соблюдать достоверность полученных знаний. Именно эта надежность, критерии которой подвергаются сомнению в отдельных случаях;
Проблема времени проста в выражении, но сложна в решении: Является ли время субъективным и относительным, или объективным и фундаментальным? На мой взгляд, время — это чисто субъективная мера протяженности процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Конечно, я буду отдельно рассматривать каждый вопрос, требующий пристального внимания;
Проблема истины возникает из вопроса о том, что ложно и что истинно, и приводит исследователя к уже упомянутой проблеме знания;
Проблема предмета и метода в философии заключается в различных подходах к проблеме и противоречивых взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные взгляды;
Проблема смысла жизни, хотя как на нее посмотреть, на мой взгляд, не существует, и жизнь вообще не имеет смысла;
Основные проблемы философии
Проблема личности в ее становлении, формировании, которое не следует путать с обучением. Критерии личности умозрительны, что приводит к искусственной стратификации и создает ряд уже социально-политических проблем. Первый и последний никак нельзя назвать успехами;
Проблема общества в философии схожа с проблемой личности, только здесь рассматриваются группы и их внутренние отношения; коллектив — это отнюдь не то же самое, что множество, а общество не является синонимом социума;
Проблема свободы известна каждому, но простое и эффективное рассмотрение может вызвать панику, ведь за кажущейся простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешним, так и внутренним;
Проблема веры и разума заключается не в религиозной вере, а в том, что и сколько разум знает, действительно знает, а не просто принимает на веру, о проблематичных критериях и аспектах знания, о соотношении веры и разума;
Проблема идеального в философии — порождается наличием взглядов, пришедших из естествознания, где зачастую отвергается теория идеи и самого идеального;
Здесь даже возникает проблема происхождения или генезиса самой философии.
Легко заметить, насколько разнообразен и важен, более того, почти вечно актуален приведенный список, и это еще не все. Решения этих проблем философии были предложены, часто не для всех из них, но дискуссия остается, и она актуальна.
Возможно, здесь кроется главная проблема философии? Да и нет; в самом большом типе объектов науки и человек, то есть разумное существо, и мир, и их отношения, читай один из главных объектов философии, можно назвать главной проблемой.
Последнее справедливо для любой проблемы; так, если мы называем человека главной проблемой, то он не так интересен без мира, отдельно мир теряет свою полезность для разумного существа, которому мир не интересен без самого исследователя. Тогда, возможно, главная проблема философии — это связь разумного существа и мира? Наверное, это спорный вопрос.
Специфика проблем философии
Специфика проблем философии может включать:
На самом деле, проблему философии можно сформулировать во многих терминах, поскольку каждый ответ или подход имеет противоположный взгляд на рассматриваемое им явление или процесс, конечно, не всегда, но часто. Верно и то, что проблема в науке не является чем-то плохим и говорит о тупике в исследованиях. Нет, проблема возникает в основном тогда, когда уже есть набор теорий и гипотез, которые необходимо связать и обобщить. Таким образом, философскую проблему можно рассматривать как промежуточный этап между теорией и выводом по теме, или между основополагающей теорией и ее окончательным доказательством.
Однако, в отличие от чистых наук, в философии, в силу ее специфических тем, подходов или вопросов, не так легко прийти к окончательному решению, как, например, в физике. Хотя в физике тоже достаточно теоретических моделей с косвенными эмпирическими доказательствами. В некоторых дисциплинах, таких как этика или эстетика, невозможно получить окончательные данные экспериментальным путем, поскольку предмет в значительной степени субъективен. В этом также заключается особенность философских проблем, которая, кстати, является одной из первых проблем, часто критикуемых апологетами естественных наук. Однако следует отметить, что эти люди просто не понимают вопроса, который они критикуют, иначе они не критиковали бы с такой позиции. Но это тема для другого разговора.
Философская антропология
Философия имеет свою структуру. В структуре философского знания принято выделять отдельные разделы:
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.
ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о научном познании.
АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение об обществе.
АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.
ЭТИКА – учение о морали и нравственности, добре и зле.
ЭСТЕТИКА — учение о том, что вызывает чувства, – о прекрасном и безобразном, о комическом и трагическом и т.д.
Праксиоло́гия (реже праксеоло́гия; от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) –учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Антропология
Антропология – раздел философии, изучающий человека. Проблема человека рассматривается многими науками. Философия пытается дать ценностное представление о человеке. Что же такое человек?
Древневосточная философия опиралась на мифологическое представление. Античная философия сформировала философский подход к пониманию человека – Сократ: «Познай самого себя», Протагор: «Человек есть мера всех вещей», Платон: «Человек включает в себя тело и душу», Аристотель: «Человек – политическое животное». Т.о., античная философия рассматривала человека как часть космоса, с позиции космоцентризма. Средневековая философия рассматривает человека с позиции теоцентризма (творение, образ и подобие бога). В философии Возрождения появляется новый взгляд на человека – антропоцентризм. Философия Нового времени дала рационалистический взгляд на человека (Коперник, Ньютон, механика). НКФ: Кант считал, что человек принадлежит двум мирам – природному и социальному, и рассматривал человека как цель, а не как средство. Марксистская философия человека рассматривает с позиции социоцентризма, т.е. человек как совокупность общественных отношений. Русская философия включала материальное (светское) и идеальное (религиозное) направления. Материалисты (Чернышевский, Белинский, Герцен) – освобождение народных масс. Идеалисты (Соловьев, Бердяев, Федоров) – человек рассматривался в неразрывной связи с Богом. В западной философии появляется направление философской антропологии.
Т.о., в истории философии существовало множество различных концепций существования человека.
Онтология
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной,социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) накосную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также небытию возможности в аристотелевской философии). В экзистенциализме XVIII века бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и задавать вопросы о бытии. В классической метафизике, однако, бытие понимается как Бог. Человек как существо обладает свободой и волей.
Гносеология (эпистемология)
Гносеология (эпистемология) — это философская наука, которая занимается проблемами природы знания и его возможностей. Гносеология исследует вопросы, имеющие огромное значение для человечества. Является ли мир познаваемым? В каких формах происходит познание? Как знания об окружающем нас мире связаны с этим миром? Что такое истина и что такое ошибка? Что является критерием достоверности знаний? Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на осмысление окружающего нас мира и себя в этом мире. Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо разобраться с содержанием понятий «субъект» и «объект» познания.
Аксиология
Аксиология (от греч. ценность) — это теория ценностей, отрасль философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой мира ценностей, то есть отношения различных ценностей друг к другу, к социальным и культурным факторам, а также к структуре личности.
Вопрос о ценностях впервые был поднят Сократом, который сделал его центральным пунктом своей философии и сформулировал как вопрос о благе. Благо — это реализованная ценность — полезность. Другими словами: Ценность и полезность — две стороны одной медали.
+В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: совершенство бытия понималось как абсолютная ценность для человека, выражающая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Благу и Прекрасному. Такой же онтологической и целостной интерпретации относительно природы ценностей придерживается вся платоническая ветвь философии вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология возникает как особая отрасль философского знания, когда понятие бытия распадается на два элемента: Реальность и ценность как возможность.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Фотограф Chris Wells
Проблемы философии
Научная проблема – это наличие нескольких различных гипотез на разрешение одного вопроса, или вопрос, не имеющий определённого решения и требующий дополнительных изысканий. Думаю понятно, что в этой статье речь пойдёт не об обывательском неверном употреблении понятия проблема.
Для исследования в философии можно найти проблему на любой вкус, которая потребует много времени, а возможно и всю жизнь, на своё разрешение, но останется открытой. Например, назову лишь примерный круг проблем философии кратко, в него входят такие известные:
Легко отметить разнообразие и важность, едва ли не извечную актуальность перечисленного списка, а это далеко не всё. На эти проблемы философии были предложены решения и, зачастую, не одно на каждую, но дискуссия остаётся и она актуальна.
Возможно есть главная проблема философии? И да, и нет; в наиболее крупном типе объектов науки главной проблемой может быть назван и человек, то есть разумное существо, и мир, и их связи, читай любой из основных объектов философии. Последнее справедливо к произвольной проблеме; так, если назвать главным человека, то он без мира не так интересен, отдельно мир теряет целесообразность для разумного существа, которому мир безынтересен без самого исследователя. Тогда возможно главная проблема философии это связь разумного существа и мира? Вероятно, вопрос дискуссионный.
Специфика проблем философии
К специфике проблем философии можно отнести:
• сложность определения критериев проблемы;
• способы определения характера истинности;
• экзистенциальность философского исследования;
• фундаментальность и предельность, универсальность и конкретика;
• антиномия и парадокс, априорность и апория – формы интенсивного развития;
• рамки проблематики: исторические, применимости и прочее (общие, частные, практические, локально-ситуативные и так далее).
По сути можно сформулировать проблему философии в многих концепциях, так как любой ответ или подход имеет противоположный взгляд на рассматриваемые им явление или процесс, безусловно не всегда, но зачастую. Так же верно и то, что проблема в науке это не что-то плохое и говорящее о тупике в исследовании. Нет, проблема в основном складывается когда уже есть ряд теорий и гипотез, которые необходимо соотнести и подвести итог, этом ключе философскую проблему можно рассматривать как промежуточный этап между теориями и выводом по вопросу, либо между теорией взятой за основу и окончательным её доказательством.
Однако в отличии от чисто естественных наук, философии из-за её специфичных предметов, подходов или задаваемых вопросов не так просто добиться окончательного решения, как, например, в физике. Хотя в физике также достаточно теоретических моделей с косвенными эмпирическими доказательствами. В определённых дисциплинах, таких как этика или эстетика, экспериментально установить окончательные данные невозможно, так как предмет по большей части субъективен, а выбор эталона осуществится такой же и изъят он будет из субъективной, во многом, среды. Это тоже специфика философских проблем, которая, кстати, является одной из первых часто критикуемых апологетами естествознания. Правда, нужно отметить, что эти лица просто не разбираются в вопросе, который критикуют, иначе с такой позиции они не выступали бы с критикой. Но это тема уже совсем другого разговора.
Проблемы философии
В философии, как и в любом познании, проблемы являются органической частью процесса исследования. Независимо от исторически изменяющихся представлений о том, какие проблемы решает философия, личностных пристрастий, она так или иначе всегда обращалась к определенному кругу наиболее общих и важных для любого мировоззрения вопросов. Основной вопрос философии предопределяет поиски решений таких проблем, как познаваемость окружающего мира, его единственность и множественность, конечность и бесконечность, дискретность и целостность, непрерывное изменение и неподвижность, его природа и сущность, а также человек и его место в мире, смысл жизни и смерти человека, добро и зло, красота и уродство, истина и ложь, справедливость и несправедливость и др.
В разные исторические эпохи многочисленные философские школы и направления по-разному формулировали эти проблемы. Но перечисленные нами вопросы обсуждаются не только в философии. Чем отличается их философское осмысление? Первое отличие заключается в уровне решения названных проблем. Философия стремится дать их осмысление на уровне всеобщности, предельных оснований культуры. Предметом интереса философии выступает всеобщность, предельность бытия, явлений и фактов.
Другая важная черта исследуемых философских проблем — устойчивость и вневременность. Мировоззренческие вопросы не имеют окончательных ответов. Философские проблем «вечны», они всегда сохраняют свое значение. При этом следует заметить, что в процессе развития философской мысли наблюдается прогресс в глубине и широте осмысления названных проблем. Так, понимание материи в эпоху античности отличается от понимания материи в настоящее время. То же самое справедливо и в отношении трактовки пространства и времени. Философия в своем содержании соотносит указанные проблемы с социокультурным контекстом того времени, когда она развивается и которое предопределяет особенности их решения.
Философское знание содержит и круг проблем, которые относят к прикладным, возникающим из необходимости решения задач, связанных с реальной практической деятельностью людей.
Но даже трактовка материального и идеального у материалистов и идеалистов давала основание для различных вариаций постановки основного вопроса. Так, Гегель называл первичной Абсолютную идею. Шопенгауэр считал первичной бессознательную космическую волю, а Мах — ощущения. Это привело к выделению объективного, провозглашающего независимость идеи, духа, божественного начала, идеализма (Платон, Августин Блаженный, Гегель и др.) и субъективного, утверждающего зависимость внешнего мира от сознания человека, идеализма (Беркли, Юм). Существуют и другие варианты идеалистической философии. Духовное первоначало могло пониматься как мировой разум (панлогизм), мировая воля (волюнтаризм), единая духовная субстанция (идеалистический монизм), множество духовных первоэлементов (например, монадология Лейбница, выражающая суть идеалистического плюрализма) и т. д.
В истории философии материализм также претерпевал различные изменения, принимая формы наивного материализма, метафизического материализма, механистического материализма, вульгарного материализма, диалектического материализма и др.
В зависимости от того, сколько начал принимается в основании бытия, все философские концепции можно разделить на монистические (единоначалие мира), дуалистические (равноправны два начала — материя и сознание) и плюралистические (у мира множество исходных оснований).
В любой философской системе обязательно затрагивается вопрос соотношения материи и сознания. Ответ на этот вопрос определяет подход ко всем остальным проблемам и способам их решения. Мировоззренческая ориентация человека в той или иной степени связана с формулировкой основного вопроса философии в части соотношения материи и сознания, материального и духовного, который касается лишь одной стороны основного вопроса философии.
Другая сторона основного вопроса философии касается возможности познания мира, соотношения наших мыслей об окружающем нас мире к самому этому миру. Так, представители агностицизма (например, Юм) считают, что вопрос об истинности познания окружающей человека действительности не может быть окончательно решен. Представители скептицизма (Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик) подвергают сомнению познание объективной действительности. Нельзя однозначно отнести агностицизм или скептицизм к материализму или идеализму, поскольку и те и другие были как среди материалистов, так и среди идеалистов.
Нельзя доказать, что та или иная трактовка основного вопроса в философии является истинной. Также нельзя доказать истинность или ложность материалистической и идеалистической позиции.
История философии долгое время рассматривалась как борьба двух противоположных направлений — материализма и идеализма. Но это противостояние нельзя абсолютизировать, так же, как нельзя однозначно отнести к материализму или идеализму ту или иную философскую концепцию.
Как бы ни была велика роль основного вопроса философии, ее нельзя преувеличивать, а тем более сводить всю проблематику философии только к его решению, выделяя учение о бытии или теорию познания.
Структура философского знания
Отношения между подсистемами «мир» — «человек» могут быть сведены к онтологическому, гносеологическому, аксиологическому и праксиологическому аспектам. Именно они и предопределяют структуру философского знания, которая раскрывается через следующие дисциплины.
Онтология — это учение о бытии, принципах его строения, законах и формах. Часто в истории философии онтологию называют «первой философией», или метафизикой, т. е. учением о бытии вообще, независимо от частных видов последнего. В классической философии XVIII–XIX вв. онтология сопоставлялась с гносеологией (теорией познания), логикой, антропологией и определялась через противопоставление последним. К середине XIX в. выявилась ограниченность подобного толкования онтологии, поскольку обозначилась ее связь с иными сферами развертывания человеческой жизни.
Гносеология — учение о познании — исследует «проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека». К числу основных проблем, над решением которых работает гносеология, относятся вопросы о месте познавательной деятельности в жизни общества и человека, о ее сущности, формах и видах. Большое место в исследовательской базе занимает вопрос об истине, ее критериях, путях и средствах достижения, а также перспективах познавательной деятельности человечества. Современная гносеология трактует познание как проблему человеческого бытия.
Логика изучает законы, формы, приемы и операции мышления, которые помогают человеку познавать окружающий его мир. Она относится к философским дисциплинам, поскольку не только рассматривает проблемы, связанные с познанием действительности, но и исследует всеобщие формы и законы рассудочной деятельности. В то же время логика представляет собой разветвленную систему знаний, включающую формальную, математическую, диалектическую, классическую, неклассическую логику и т. д.
Философской антропологией называют философию человека, которая призвана осмысливать проблемы его бытия и природы, его роли как уникального проявления жизни вообще, как творца культуры и истории. Философская антропология в качестве самостоятельного направления начала формироваться в философии Фейербаха и получила дальнейшее развитие в концепциях Шелера, Плеснера, Бубера и др.
Социальная философия исследует проблемы, связанные с изучением структуры общества, его природой, детерминантами существования, функционирования и развития, а также условиями, механизмами и формами его реального исторического бытия. Социальная философия исследует макросоциологические закономерности бытия общества, а также причинно-следственные связи, свойственные группам обществ, родственных в социокультурном, цивилизационном или ином отношении. Одна часть знаний составляет макросоциологию общества, а другая касается изучения социологических закономерностей развития общества и философских проблем самой истории как науки (историософия).
Возникшая в конце XIX — начале XX вв. в западной философии аксиология исследует природу различных систем ценностных ориентаций человека. Иногда в системе аксиологии рассматриваются этика, эстетика, философия религии (хотя они могут выступать и в качестве самостоятельных философских дисциплин). Все эти частные дисциплины затрагивают вопросы тех или иных ценностей человеческого бытия. Понятие «ценность» может толковаться как человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
Говоря о наполняющих аксиологию дисциплинах, следует рассмотреть их более подробно. Так, этика как философская дисциплина изучает мораль. В ней формируются представления о должном, добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Иногда в качестве этических рассматриваются проблемы о назначении и смысле жизни человека. В то же время некоторые авторы называют самостоятельной философской дисциплиной и экзистенциальную философию, раскрывающую ту же самую тематику.
Еще один частный раздел аксиологии — эстетика изучает закономерности эстетического освоения мира человеком, сущность и формы творчества в соответствии с законами красоты. В центре внимания эстетики находятся эстетическое отношение человека к действительности, сущность эстетического сознания и природа искусства.
Философия религии исследует сущностные свойства религии, ее элементы, структуру, функции и роль в культуре и обществе. Она связана также с изучением различных школ и направлений в философии религии, которая исследует также вопросы свободомыслия и атеизма как феноменов духовной культуры как определенный тип мировоззрения.
Кроме вышеперечисленных сформировались такие частные философские течения, как философия науки, политическая философия, философия собственности, философия культуры, философия техники, философия образования. Разрабатываются и другие направления, например, философия права или философия политики.
В структуре философского знания некоторые авторы выделяют так называемую прикладную философию, которая призвана решать отдельные проблемы конкретной жизненной практики. Также в структуру философского знания входит и история философии, которая призвана проанализировать историю становления философской мысли для понимания ее современного содержания, места и роли в жизни общества, остроты исторической полемики. Изучение всей истории философской мысли необходимо для постижения сути философской проблематики, логики развития философии как науки. Выдающиеся философские произведения, создававшиеся веками, живут за пределами своего времени насыщенной жизнью, обогащаются новыми значениями и смыслами, играя различными гранями в разных контекстах настоящих и будущих культур и эпох.
Поскольку философия является средством выражения мировоззрения людей, соответствующим определенной эпохе, ее важнейшей базовой функцией является формирование общей системы взглядов человека на мир. Мировоззренческая функция включает в себя ряд подфункций: гуманистическую, социально-аксиологическую, культурно-воспитательную и отражательно-информационную. Охарактеризуем названные подфункции.
Говоря о гуманистической подфункции философии, следует помнить о том, что все проблемы, решаемые в ней, различным образом объединяются с проблемой человека. Помня о том, что предмет философии ориентирует философское знание на значимость человеческой проблематики, подчеркнем, что философия пытается ответить на такие вопросы, как сущность и назначение человека, его место в мире, смысл жизни и смерти человека, открывая таким образом для каждой личности возможность мировоззренческого выбора. Предметом философского осмысления является и важная для человечества проблема смерти и бессмертия.
Социально-аксиологическая подфункция, представлена тремя аспектами: конструктивно-ценностным (связан с выделением в философском познании различных представлений о ценностях), интерпретационным (состоит в оценке социальной действительности с точки зрения присущих ей ценностных ориентации) и критическим (выясняет расхождение между должным и сущим в оценке социальной действительности).
В философии выделяются социально-целевые ценностные ориентации (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные ценностные ориентации (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные ценностные ориентации (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно-целевые и общечеловеческие ценностные ориентации. Ценностные ориентации касаются отдельной личности и общества в целом.
Среди подфункций философии как мировоззрения следует назвать культурно-воспитательную. Философия расширяет рамки обыденного сознания и заставляет человека взглянуть на мир и на себя иначе. Философия учит человека размышлять, задумываться над тем, что он иногда не замечает. Благодаря свои инструментам и методам философия развивает наиболее важные качества мышления человека, такие, как саморефлексия, критичность, сомнение, вследствие чего совершенствуется умение человека мыслить. Человеку для самоидентификации себя как личности необходимо постоянное общение с системами ценностных ориентаций. Делая человека образованнее, философия помогает ему лучше понять других, повышая способность к взаимопониманию, воздействует на душу человека.
Отражательно-информационная подфункция является методом философии в формировании общего представления о мире. Философия, как и наука, стремится получить информацию об окружающей нас действительности. Данную подфункцию философия выполняет, будучи наукой о всеобщем.
Таким образом, мировоззренческая функция философии может быть раскрыта благодаря гуманистической, социально-аксиологической, культурно-воспитательной и отражательно-информационной подфункциям.
Еще одной важнейшей функцией философии является методологическая. Методология является системой принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и кроме того представляет собой учение о данной системе. В связи с тем, что методологическую функцию выполняет не только философия, выделяют специальную, общую и всеобщую методологии. Но как теория метода и всеобщий метод познания и практики выступает именно философия. В качестве теории метода философия изучает наиболее общие закономерности теоретической и практической деятельности, устанавливает понятие «научный метод», выявляет соотношение всеобщих, общенаучных и специфических способов познания и т. д.
Будучи всеобщим методом, философия находит ответы на вопросы о предельном уровне бытия. Философия намечает для научных дисциплин круг проблем и перспектив, подводя к разработке частными науками новых тем. Кроме того философия, выступая в данной роли, разрабатывает различные методы, например, такие, как диалектический; выделяет принципы, в т. ч. системности, историзма и др.; формулирует понятия, среди которых «пространство», «время» и т. д. Частные науки на уровне предельных обобщений базируются на общефилософской методологии.
Как и базисная, мировоззренческая функция, методологическая функция философии может быть представлена в виде совокупности подфункций.
Выполняя эвристическую подфункцию, философия содействует приросту новых научных и других знаний. Пытаясь объяснить всеобщность причинно-следственных зависимостей мира, открывая универсальные законы общества, живой и неживой природы, философия выявляет общие закономерности познания, объясняет его динамику, выявляет предельные основания культуры. В состав научной теории входят ее философские основания — философские категории и принципы, необходимые для решения философских проблем конкретной теории.
Философии принадлежит огромная роль в соединении научного знания с господствующим мировоззрением, с категориями культуры той или иной эпохи. Философская база науки служит средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам, что имеет огромное значение для научного поиска вообще.
Другая подфункция философии как методологии — координирующая — заключается в том, чтобы согласовать между собой в процессе научного исследования различные методы. Зачастую отдельные методы исследования отходят на второй план, а роль других незаслуженно преувеличивается или преуменьшается из-за разобщенности в общенаучной методологии, связанной со специализацией наук. Отсюда важно найти интегральный подход к определению логической связи между отдельными группами методов. Данная подфункция тесно связана с логико-гносеологической.
Логико-гносеологическая роль философии в научном познании заключается не только в использовании логического аппарата и логического построения научной теории, но и в изучении проблем, связанных с познанием вообще.
Последняя в этой группе подфункция философии — интегрирующая — выполняет объединяющую роль философского знания. Только философия имеет возможность заложить основы системности и сформировать интегральный взгляд на гуманитарное знание в целом, служа связующими элементами для различных дисциплин. Через онтологию и гносеологию философия соединена с современными концепциями естествознания и философией науки, образуя комплекс онтолого-гносеологических дисциплин. С онтологией и гносеологией тесно связана антропология, позволяющая увидеть единство психологии, педагогики, логики и риторики. Этика, эстетика и философия религии представляют аксиологию, тесно связанную с антропологией и социальной философией. Далее выстраивается целостный комплекс из социологии, политологии, экономической теории, культурологии благодаря соответствующей философской конкретизации социальной философии, которая включает в себя и философию истории. На стыке социологии, политологии зарождается новый уровень осмысления — теория государства и права, который, совершенствуясь и обобщая, дает толчок философии права.
В центре внимания ученых, изучающих онтологию, стоят проблемы, связанные с философским изучением бытия — одной из основных категорий философии, которая выступает в качестве предпосылки последующих размышлений о мире. В философии параллельно категории «бытие» употребляются и другие понятия, являющиеся однопорядковыми с данным понятием, можно сказать синонимичные, среди них такие, как «действительность», «реальность» и пр.
Относительно определения категории «бытие» нет единого мнения, существуют различные трактовки. Наиболее популярное сводится к следующему, где признается только один признак — существование, а характерные особенности тех или иных конкретных вещей не учитываются: «…бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование».
Отметим, однако, что категория «бытие» в современной философской литературе может использоваться в двух смыслах: узком и широком. В первом случае ученые имеют ввиду все существующее, куда входят материя, сознание, чувства, переживания людей, а во втором — объективную реальность, которая, как известно, существует независимо от сознания.
Кроме того, давая характеристику категории «бытие», философия исходит из способов существования, вследствие чего бытие делят на три вида реальности: объективную (материальный, природный мир), субъективную (внутренний мир человека) и субъективно-объективную (пересечение двух первых миров в установленных группах явлений). Таким образом, говоря о бытии самого человека, можно заметить, что его бытие расположено и в объективном, и в субъективном мире.
Поскольку бытие относится к группе абстрактных понятий, оно является весьма бедным в содержательном плане как понятие, в связи с чем необходимо сказать о том, что оно может конкретизироваться в других понятиях, например, таком как, «материя».
Материя, являясь объективной реальностью, существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Известно несколько подходов к трактовке понятия «материя». Приведенное определение дает материи абстрактную характеристику, в то время как другие могут связывать ее с конкретно-чувственными вещами. Понимание «материи», ее толкование складывались долго, на протяжении нескольких этапов развития философии.
История философии хранит все попытки найти точное определение понятию «материя» еще со времен античности, когда философы понимали под материей наглядно-чувственные проявления (вода, воздух, огонь и т. д.). Французским материалистам XVIII в. принадлежит вещественно-субстратное представление о материи.
В определении материи как объективной реальности, независящей от сознания, присутствует ее противопоставление, с философско-гносеологической точки зрения, сознанию. Ряд авторов предпринимают попытку трактовать материю с субстанционально-аксиологической позиции, перечисляя ее атрибуты и свойства, подчеркивая отсутствие противоположности материи и сознания в онтологическом аспекте. Такой подход позволяет интерпретировать сознание как свойство высокоорганизованной материи, появляющееся на конкретных этапах ее исторического развития.
С философско-онтологической точки зрения материя выступает в качестве субстанции, как базис изменяющихся явлений. Таким образом, материю можно считать самодостаточной и причиной самой себя. Отсюда вытекают ее самодвижение, самопроизводящий характер, бесконечность в пространстве и во времени (вечность). Все, что существует в мире, является свойством или формой движения материи, которая существует в виде бесконечного разнообразия определенных формирований. Что касается материальных объектов, они наделены не только внутренней упорядоченностью, но и системной организацией.
Пространство и время, будучи всеобщими формами бытия материи, которые выражают конкретные формы координации материальных объектов, не могут существовать вне ее.
Материя, являясь субстанцией, не может быть сотворимой и уничтожимой. С точки зрения ее субстанциональности, она генетически связана с сознанием, которое является ее порождением. Не говоря о том, что сознание связано с материей благодаря вещественной основе индивидуального сознания, поскольку последнее неразделимо с мозгом — органом и его функциями.
Дать определение материи можно через отношение к сознанию, всеобщие признаки которого стремится выявить философия. А. Г. Спиркин дает следующее определение: «Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
Сознание отражает окружающий мир, формирует его определенный образ, что позволяет человеку получить представление об окружающем мире. Поэтому сознание зачастую предстает как «субъективный образ объективного мира». В тоже время, следует учитывать, что сознание является психической формой деятельности, цель которое состоит в том, чтобы отразить, преобразовать и оценить действительность.
Кроме категории «сознание» в научном аппарате часто используются такие понятия, как «дух» и «мышление». Исходя из этого меняется подход к формулировке основного вопроса философии (на место соотношения «материи и сознания» приходят соотношения «материи и духа», «материи и мышления»).
Отметим, что понятия «мышление» и «сознание» не являются тождественными, поскольку индивидуальное сознание человека не ограничивается выполнением мыслительных операций. Оно подразумевает наличие в себе чувственного отражения действительности, эмоций и переживаний.
Говоря о понятии «дух», можно привести следующее определение А. Лосева: «… совокупность и средоточение всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействий на нее и в конце концов для ее переделывания».
Выделим различия материи и сознания. С гносеологической точки зрения, образы мира не содержат материальности, или они не вещественны, самостоятельны от отражаемого мира и от нейродинамических кодов, содержащихся в структуре головного мозга. Кроме того, творческо-конструктивная функция сознания позволяет ему создавать образы без опоры на реальные прототипы и способные воплотиться материально. Таким образом, гносеология противопоставляет материю и сознание, что исключено в онтологическом смысле, где материя определена в качестве субстанции: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, то есть то, что представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться» (Б. Спиноза).
Оба подхода, гносеологический и субстанциональный, неразделимы друг с другом. Взаимодополняя друг друга, они позволяют получить целостное представление о сущности одной из основных философских категорий «материи».
Кроме понимания материи как субстанции, в философии существует и другой, не менее значимый принцип осмысления бытия, — детерминизм, который подчеркивает взаимную обусловленность явлений и выявляет ее характер. Детерминизм является учением о всеобщей обусловленности объективных явлений. Понятие детерминизма раскрывается через ряд положений, в т. ч. о всеобщей взаимосвязи материальных систем и процессов, о принципе причинности, о многообразии типов детерминации, о регулярности отношений обусловливания и о функциональных связях, или вероятностной детерминации. В то же время в основе философского детерминизма лежит учение о причинной обусловленности всех явлений, где в качестве базовых категорий детерминизма выступают «связи» (всеобщая взаимосвязь всех явлений) и «взаимодействия» (причина выступает в качестве взаимодействия, а следствие является его результатом).
В философии существуют различные концепции детерминизма. Но во всех концепциях главное место принадлежит понятиям «необходимость», которая выделяется как основная характеристика причинно-следственных связей, и «случайность». С точки зрения детерминизма, необходимость проистекает из сути конкретного материального явления, а случайность зарождается во внешнем явлении, в побочных связях. Возможность ее проявления равновелика — как в сторону того, что может произойти, а может и не произойти.
Г. Гегель в своих трудах раскрыл взаимосвязь необходимости и случайности, указав на то, что они не существуют друг без друга, что необходимость неизменно осуществляется через случайности, что в процессе эволюции необходимость и случайность взаимопревращаются.
Детерминизм уделяет много внимания взаимосвязи возможности и действительности. Поскольку действительность предстает в качестве объективно существующего мира, как актуальное бытие, она может быть сопоставлена с возможностью, которая «фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению» (Философский словарь Под ред. И. Т. Фролова).
Детерминизм считает, что возможность есть не что иное, как потенциальное бытие, безусловное будущее, присутствующее в настоящем. Следовательно, действительность может трактоваться как реализованная возможность. Отсюда можно говорить о существовании диалектической взаимосвязи возможности и действительности, содержащей в себе возможность своей дальнейшей эволюции, возникшей как результат реализации существовавших прежде возможностей.
Последний важный аспект детерминизма обнаруживается в соотношении свободы (способности «человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости» — П. В. Алексеев, А. В. Панин) и необходимости.
Характеризуя свободу, нельзя говорить о ней только с точки зрения гносеологического подхода, где она определяется как «осознанная необходимость». Свободу необходимо рассматривать и с онтологических позиций, где она предстает как деятельность людей не только относительно практического освоения необходимости, но и в овладении средствами жизни и в индивидуальном развитии.
Таким образом, с позиций детерминизма свобода невозможна без ответственности человека перед обществом и самим собой за содеянный поступок на основе собственного нравственного долга и правовых норм, принятых в обществе.
В противоположность детерминизму философское учение индетерминизм с методологических позиций отрицает как объективность причинной связи (так называемый онтологический индетерминизм), так и познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). С позиций индетерминизма, воля представляется в качестве автономной силы. По мнению сторонников индетерминизма, принципы причинности не могут объяснить человеческий выбор и поведение. Среди последователей идей детерминизма можно выделить баденскую школу неокантианства, ограничивавшую принцип детерминизма науками о природе (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Последовательно отрицали детерминизм неопозитивисты, прагматики и персоналисты, которые считали, что детерминизм ограничивается логической сферой.
Современная квантовая физика обострила противоречия между детерминизмом и индетерминизмом, установив непригодность принципов классического детерминизма для описания процессов, происходящих в микромире. Были предприняты попытки применить к толкованию основных законов квантовой физики методологические основы, принятых в индетерминизме и агностицизме.
Например, Б. Рассел, Х. Рейхенбах и Ф. Франк отрицали научную ценность детерминизма. По их мнению, бесспорность причинности не относится к области классической физики, поскольку результаты измерения распределяются вероятностно, а для объяснения единичных микроявлений были привлечены даже телеологические силы.
Движение и развитие, диалектика
Говоря о фундаментальных онтологических понятиях, следует особо выделить категорию «развитие», которая считается основным предметом изучения диалектики. Однако следует подчеркнуть, что и понятие «диалектика» сложилось не сразу. В процессе формирования философского знания его содержание многократно претерпевало изменения. Сократ понимал диалектику как учение об искусстве вести беседу или спорить. Платон, в развитие сократовского понимания, считал, что диалектика является техникой соединения и разбиения понятий, на основе чего можно прийти к их точному определению. Аристотель, говоря о субъективной диалектике, определял ее как субъективный метод исследования проблем.
Начиная с Гераклита, античная философия указывает на непрерывность процесса движения, выступающего базой всего сущего, где любая вещь или свойство превращаются в свою противоположность.
В результате диалектику стали соотносить с изучением развития бытия. В то же время Парменид, напротив, утверждал неподвижность бытия, отрицая конкретное становление.
Средневековая схоластика считала, что диалектикой, по сути, является формальная логика. Собственно учением о развитии диалектика стала в эпоху классической немецкой философии, когда И. Кант развил в учении об антиномиях свои диалектические идеи. Важные диалектические идеи были выдвинуты И. Г. Фихте.
Гегель первым представил целостную систему диалектики, разработав законы диалектики, создав диалектическую логику, раскрыв подвижность системы логических категорий. Благодаря идеям Гегеля диалектика сложилась как особая наука.
Марксистско-ленинская философия также внесла свою лепту в развитие понятия «диалектика», трактуя ее как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Критерием диалектики следует считать нацеленность на развитие. Следовательно, необходимо раскрыть понятие «развитие» в диалектике.
В философии развитие рассматривается как качественное изменение материальных и идеальных объектов. При этом оно носит направленный характер, неразрывно связано с изменениями, происходящими в объектах. Особого внимания заслуживает необратимость изменений при развитии, поскольку обратимые изменения свойственны процессам функционирования. Кроме того, изменения должны характеризоваться закономерностями, ибо отсутствие последних свидетельствует о случайных изменениях катастрофического типа. Таким образом, развитие приводит к новому качественному состоянию объекта. Наиболее часто, в обобщенном относительно понятия «развитие» виде, применяют понятие «изменение» как наиболее общую форму бытия объектов и явлений. Изменение является любым движением и взаимодействием, выступает как переход из одного состояния в другое, охватывая все процессы развития.
Философами было предложено несколько моделей развития, иначе называемых «моделями диалектики», среди которых нельзя не упомянуть «классическую» модель И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. В этой модели предлагалось две вариации моделей развития: рационалистическая и логико-гносеологическая.
Г. Спенсер предложил градуалистическую модель развития, основанную на положении о всеобщей постепенной эволюции всей природы. Он утверждал, что существует внешний источник изменения и развития материальных систем, при этом отрицая скачки взрывообразного типа.
Л. Морган, Р. В. Селларс, А. Бергсон и Г. Х. Льюис — представители «эмерджентизма» (концепция «творческой эволюции») — признавали взрывообразные скачки, принимая за их источник внутреннюю «творческую силу».
«Натуралистическая» модель развития, разработанная Ч. Дарвином, Дж. Хаксли, Дж. Симпсоном и Л. Берталанфи, называемая диалектикой естественнонаучных материалистов, обращалась к конкретным проявлениям природы и не включала изучение развития как феномена, охватывающего все сферы бытия. Антропологическая, экзистенциалистская, модель, противоположная «натуралистической», придерживалась мнения, что диалектика заключается в динамизме человеческого духа.
В равновесно-интеграционной модели Ф. Ле Дантека и Л. Уорда возводилась в абсолют равновесность как состояние системы. В соответствии с этим учением равновесие разрушается под воздействием внешних сил. Поэтому система должна стремиться к такому состоянию, при котором отсутствуют противоречия. Р. Дарендорф и Л. А. Козер сформулировали противоположную теорию, центральное место в которой принадлежит «конфликту », благодаря которому, или которым, система имеет возможность развиваться.
Под влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса сложилась диалектико-материалистическая модель, в основе которой лежит учение о развитии, которое происходит на основе закона отрицания отрицания. Имелось в виду, что пройденные в развитии ступени повторяются на более высоком уровне, развитие происходит скачкообразно, как бы по спирали. Данная модель основана также на идее о том, что количественные изменения рано или поздно переходят в качественные, имея внутренние импульсы к развитию, получаемые от противоречия.
Заслуживают внимания и другие модели развития, такие, как «негативная диалектика» (Т. В. Адорно) и «антиномическая диалектика» (П. А. Флоренский).
Таким образом, анализируя взгляды на теорию развития и подходы к его изучению, можно сказать, что философская категория «развитие» является многогранным феноменом. В диалектике выделяют ряд законов:
1) Закон «отрицания отрицания» (диалектического синтеза) утверждает преемственность развития, когда на высшей стадии развития повторяются некоторые свойства ряда низших стадий (Т. Адорно и др.).
2) Закон перехода количественных изменений в качественные. Его основная идея состоит в том, что качество — это система существенных и необходимых признаков предмета, делающих его внешне и внутренне определенным. В соответствии с этим законом кроме качественной определенности предметы обладают и количественной определенностью (величина, темп, объем, число, степень и др.). При этом количество и качество настолько взаимосвязаны, что сущность количества определяется путем сопоставления его с качеством. Таким образом, количество указывает на степень развития данного качества.
3) Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости). Движение выступает как самодвижение, т. е. в каждом объекте заключены противоположности, но при этом, находясь в единстве, они не всегда составляют противоречие, поскольку для этого необходимо взаимодействие (неразрывное единство, взаимоисключение и взаимное проникновение друг в друга).
Последнее, о чем следует сказать, рассматривая развитие, — это понятие «прогресс». В неорганической природе показателем прогресса служит степень усложнения структуры системы. Относительно систем органической природы определение прогресса требует использования комплекса показателей. Так, прогресс может быть охарактеризован не только степенью дифференциации и интеграции структуры, но и функциями живого, эффективностью и работоспособностью структур, повышением степени независимости от среды и т. д. Соответственно регресс будет характеризоваться понижением уровня системной организации, утратой способности выполнять те или иные функции. Исходя из предложенных характеристик прогресса и регресса можно предложить следующую формулировку понятия «прогресс» — это развитие системы от низшего к высшему, для определения которого необходима точка отсчета, анализ, определение общей тенденции развития, поскольку на некоторых этапах могут выявиться регресс, хаотичность или круговорот.
Научные, философские и религиозные картины мира
Основная, мировоззренческая функция философии состоит в том, чтобы способствовать формированию у человека целостности картины мира, представлений об его устройстве, его месте в этом мире, принципов взаимодействия с окружающим миром.
В истории известно немало попыток представить общие свойства и закономерности природы. Любое знание старается духовно воспроизвести мир в форме его картины. Выделяются три таких способа воспроизводства окружающего мира — научная, философская и религиозная картины мира. В отличие от других форм философская картина мира носит всеобщий характер.
Так, для научной картины мира характерна целостность системы представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая появляется на основе обобщенных и синтезированных базовых понятий и принципов естественных наук. В научной картине мира принято выделять два основных компонента: понятийный, или концептуальный (выражен философскими категориями «материя», «время», «пространство», «движение» и др.; принципами «всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений», «системное единство мира» и др. общенаучными понятиями и законами, например, «законом сохранения и превращения энергии») и чувственно-образный (совокупность наглядных представлений о природе, например, «планетарная модель атома», «образ Метагалактики» и др.).
Научная картина мира, в отличие от донаучной и ненаучной, основана на конкретной фундаментальной научной теории. Впервые научные (натурфилософские) картины мира были предложены еще античными философами. Действительно «научная» картина мира получает свое начало только в XVI–XVII вв., когда зарождается современное естествознание.
Научно-механические воззрения на мир в XVII–XIX вв. были основаны на рационально-критическом сознании формирующейся буржуазии (отсюда появление трудов Леонардо, работ Галилея, обусловленных требованиями времени). Необходимо было ответить на вопросы, касающиеся механического перемещения тел в пространстве, статики. Постепенно устройство мира стали объяснять исключительно через механику, астрономию и математику.
К концу XVII в. фундаментальные свойства мира объяснялись с помощью механико-математического естествознания. Окончательное и адекватное изложение этого дал Ньютон. Общая единица измерения массы была понята как характеристика всех тел, и земных и небесных, в их различных объемах. Сила определялась, исходя из ее воздействия на движение тела. Понятие величины тела привело к открытию простых качественных законов.
Учение И. Ньютона с его законом гравитации дало новый импульс развитию астрономии, физики и инженерии. В результате сформировался единый образ материального мира, после чего на лидирующие позиции вышло механистическое объяснение природных процессов, которое безапелляционно заняло место единственной парадигмы науки, а космос превратился в некую огромную машину, функционирующую в соответствии с вечными законами природы, своеобразный perpetuum mobile.
На смену механистической картине мира пришла другая, основанная на квантовой механике, а также теории относительности, так называемая квантово-релятивистская. Картина мира, основанная на механистических законах, не могла объяснить то, что происходило на уровне элементарных частиц и мегамира, равно как и возникновение новых, качественно отличающихся, систем.
Современная наука утверждает антропный принцип, который способен объяснить мир и предложить его современную картину, включающую объективность видения и ценностные оценки. Современные научные представления о строении мира основаны на идее сложной системной организации, что дает основание для объединения различных объектов в классы разнообразных систем.
Современные научные представления о мире дали толчок новому мироощущению, называемому космизмом, которое относится к человечеству как к закономерной, допущенной к постижению тайн Вселенной ступени космической эволюции. В истории человечества космические представления всегда служили стержнем духовной культуры (В. И. Вернадский, Т. де Шарден, К. Циолковский, Н. Федоров и др.). К плеяде сторонников космизма могут быть отнесены и Платон, средневековые мистики, а также Р. Декарт, А. Бергсон и Н. Н. Моисеев.
Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Объект мировоззрения — не мир в целом, но его предмет, т. е. то, что мировоззрение выделяет в объекте, — взаимоотношение мира природы и мира человека, или употребляя термин античной философии — макрокосмоса и микрокосмоса. Отсюда вытекает и круг ее проблем. Каково место человека в мире? Что собой представляет мир в целом? В чем заключается смысл человеческой жизни? Что такое время, пространство и движение?
Философия, познавая безграничный окружающий мир, не пытается понять многообразие его явлений, а пытается постичь единство его сущности. Поэтому философская картина мира может быть представлена как системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, в которую, безусловно, входит и человек.
Философская картина мира базируется на фундаментальном философском понятии «бытия», которое может содержать широкий диапазон подходов в его толкованию (в т. ч. неповторимость человеческого бытия).
Подходы к объяснению единства мира определяют направленность философской мысли. Так, философские учения, исходящие относительно картины мира из одной субстанции, относятся к монизму. Понимание субстанции как основы реального мира либо построения самим сознанием дает основание видеть в субстанции материю или дух, что делит монизм на материалистический и идеалистический.
В противоположность монизму дуалистическая трактовка мира исходит из идеи сосуществования двух субстанций: одна объединяет сферу предметно-телесной реальности, другая — сферу духа.
В учении Декарта выделены две субстанции: материальная и духовная. По мнению Р. Декарта, причиной смерти является тело, и уход души из него является только следствием. В учении философа есть безусловные противоречия.
Б. Спиноза попытался преодолеть противоречия дуалистической теории, используя пантеистический монизм, где мышление и протяженность являются двумя атрибутами единой субстанции.
Дж. Беркли отрицал материальную субстанцию. По его мнению, наше восприятие отдельной вещи разделяется без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений (вкуса, цвета, запаха и т. д.), т. е. человек есть, значит он есть в восприятии. И. Кант подчеркивал важность понятия «субстанция», необходимого для научно-теоретического объяснения явлений. По Канту, субстанция есть нечто внутренне изменчивое. Аналогичный подход развивал Г. В. Ф. Гегель, выделявший внутреннюю противоречивость субстанции, ее саморазвитие, но рассматривавший ее лишь как ступень развития идеи, а не бытия.
В первой половине ХХ в. западноевропейская философия скептически относилась к категории «субстанция», низко оценивая ее роль в познании. Следует отдать должное марксистской философии как продолжательнице марксистского монизма, которая отнеслась к субстанции как к универсальной характеристике материи, и, следовательно, как к причине собственных изменений и форме причинного объяснения объективного мира.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и
«СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
36. Проблемы устойчивости лесов в условиях антропогенных нагрузок. Специфические проблемы тропических лесов
36. Проблемы устойчивости лесов в условиях антропогенных нагрузок. Специфические проблемы тропических лесов Функция очистки среды, которую выполняют леса, ведет к их повреждению, снижению устойчивости и гибели. Гибель лесов от атмосферных загрязнений относится к числу
Предмет философии. Место и роль философии в культуре
Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВопрос «Что такое философия?» до сих пор остается открытым. В истории общественной мысли под философией подразумевалось:• научное знание, называемое протознанием, противостоящее мифологии в
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то
Проблемы философии
Проблемы философии Основной вопрос философии предопределяет поиски решений таких проблем, как познаваемость окружающего мира, его единственность и множественность, конечность и бесконечность, дискретность и целостность, непрерывное изменение и неподвижность, его
Предмет философии. Место и роль философии в культуре
Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВпервые термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон.Впоследствии историко-философское развитие понятия привело к изменению представления о нем. Изменилось также