с чего лучше начать учить анатомию

Учи анатомию и застегивай халат. 10 советов тем, кто поступает в медицинский вуз

с чего лучше начать учить анатомию

Несмотря на то, что я уже почти дипломированный специалист, я очень хорошо помню лето перед поступлением в медицинский: от страха тряслись колени, все кому не лень пророчили мне несчастное студенчество за книгами без сна, будущее представлялось одной сплошной чёрной полосой. Но всё оказалось куда лучше! Вот 10 советов, которые пригодятся первокурснику меда.

1. Готовься: будет непросто, но ты справишься

Поначалу будет просто кошмар: новый коллектив, новые преподаватели (не как в школе), новые здания, между которыми надо бегать с занятия на занятие, пары по 2,5 часа с десятиминутным перерывом, лекции по 100 слайдов десятым шрифтом, которые надо записать от начала до слова конец, для приезжих из провинции — вообще новый город.

Глаза первокурсников лезут из орбит. Но! Через неделю ты понимаешь, что запомнил, где какая кафедра находится, ещё через неделю у вас в группе уже появились локальные, понятные только вам шутки, а ещё через неделю ты сдал первый зачёт по анатомии и гордо звонишь маме: «Я уже почти врач, я сдал кости!». Через полгода ты уже не представляешь своей жизни без белого халата.

с чего лучше начать учить анатомию

2. Ничего не бойся

Глаза боятся, а руки делают. Никого не слушай: впереди прекрасные шесть лет студенческой жизни, о которых ты будешь вспоминать с гордостью и теплотой.

3. Приобрети два белых халата, медицинскую шапочку и анатомический пинцет

Халаты желательно должны быть до колена (или чуть выше) и с длинными рукавами. Хотя я все шесть лет проходила с рукавами ¾, и никто мне и слова не сказал.

Запомни: в университете ты обязан ходить в застёгнутом халате, как бы ни хотелось покрасоваться новым свитером с надписью «ЮНОСТЬ»

Покрасуешься после занятий. Расстёгнутый халат выглядит крайне неопрятно и небрежно. Сразу говорит о тебе как о человеке несерьёзном и инфантильном (особенно, если халат грязный и надет поверх спортивного костюма). К тому же, белый халат — очень значимый символ чистоты и надежды. Не стоит об этом забывать.

4. Анатомия — это твоё все

У древнеримского хирурга и философа Галена есть такой афоризм: «Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасать их от публичного позора». Анатомию нужно знать (и не только будущим хирургам) и постоянно повторять. Врач, который не знает анатомию, — не врач. Учи её с первых занятий, пойми её и полюби. Найди для себя наиболее подходящий способ запоминания и ни в коем случае не откладывай на потом: перед экзаменом у тебя будет от трёх до семи дней на подготовку и поверь мне, этого времени не хватит.

5. Есть возможность поспать — спи

Тут, конечно, правду говорят. Занятия у первокурсников начинаются в 8.00 и заканчиваются примерно в 17.00, надо доехать до дома, поесть, отдохнуть и снова готовиться к завтрашним парам. Часов в сутках просто не хватает. Поэтому если ты закончил подготовку пораньше или у тебя есть двухчасовой перерыв между парами — ложись спать.

Не понаслышке знаю, что медицинский — это лучшее средство от бессоннницы! В школе я могла валяться в постели до трёх часов ночи без сна, сейчас моя голова ещё не успела коснуться подушки — а я уже в царстве Морфея.

с чего лучше начать учить анатомию

6. Если тебе нужна помощь — попроси

Мне никто никогда не отказывал в помощи, особенно старшекурсники. Во-первых, почти все они, как и я, охотно делятся своими впечатлениями и эмоциями от учёбы. Рассказывают про преподавателей, кафедры, дисциплины, на что лучше сделать упор, а где можно и схалтурить. У старших всегда есть множество необходимых материалов за предыдущие курсы: от методичек до ответов на тест. Не стесняйся просить, вероятность, что тебе откажут, стремится к нулю.

7. Займись ещё чем-то, помимо учёбы

Неважно чем: фитнесом, шахматами или рисованием. Отдых, как известно, это — смена деятельности.

Если все шесть лет всё время просидеть за книгами, то не факт, что ты выйдешь из вуза с красным дипломом, а вот неврозы и испорченное зрение тебе точно обеспечены

Я, помимо учёбы, занимаюсь пластическим театром в театральной студии своего вуза. Успела объездить с выступлениями множество городов: Москва, Тула, Казань, Саратов, Владивосток, Ставрополь, Самара. Театр — это прекрасные эмоции, которые меня вдохновляют и дают мне силы, в том числе и на учёбу. Найди что-то, что поможет тебе отвлечься и будет стимулировать, но не забывай, что абсолютное первенство в твоей жизни сейчас за учёбой.

8. Не торопись стать профессионалом

Если ты поступил в медицинский с твёрдым намерением стать первоклассным хирургом — это похвально, но это не значит, что со второго сентября ты должен учиться накладывать швы. Всему своё время! Для начала сдай анатомию. Потом иди на хирургический кружок, такой есть в каждом вузе, бери научные работы. После третьего курса ходи на дежурства, приклейся к врачу и просись на операции, смотри, читай. Всё будет, но постепенно.

9. Обязательно выдели себе один выходной

Возьми за правило, вечер субботы — это никаких учебников! Давай себе разгрузочное время, чтобы посмотреть сериал, погулять, встретиться с друзьями, или, опять же, поспать лишних часа три. Если не будешь отдыхать, хронический стресс очень быстро обеспечит тебе головные боли, дёргающийся глаз и трясущиеся руки.

10. Получай удовольствие!

Медицина — это наикрутейшая наука, где всё непросто, но очень интересно. Постигай её и цени эти знания, потому что это не только твоя будущая профессия, но и здоровье — твоё, близких, будущих пациентов. Кайфуй от новых знаний, которые не каждому дано постичь, и от умных людей вокруг, которые с тобой на одной волне.

Учись хорошо! И помни: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.» © Гиппократ.

Источник

Как прокачать знания и навыки для медфака

Что сделать сегодня, чтобы поступить в медвуз и облегчить себе студенческую жизнь

с чего лучше начать учить анатомию

с чего лучше начать учить анатомию

Врач — одна из немногих профессий, где от работы специалиста зависит жизнь человека. Именно поэтому на медицинских факультетах так долго учатся и к студентам предъявляют высокие требования. Часто у доктора нет времени загуглить нужные показатели, необходимо знать строение органов и нормы содержания веществ наизусть, чтобы мгновенно принимать решения. Студентам приходится изучать большое количество дисциплин одинаково глубоко, параллельно приобретая практические навыки.

Почему в медвузе сложно учиться

Даже если вы прекрасно подготовились к ЕГЭ по биологии и химии, этих знаний недостаточно для учёбы на первых курсах. Разница между уровнем подготовки школьников и сложностью материала на первых двух курсах превращает жизнь студентов в страдание. Микробиология, с которой в школе знакомятся весьма поверхностно, теперь изучается подробно. Химия подразделяется на физическую и биохимию, где на каждой лекции дают огромный объём материала. Домашние задания задают регулярно: выучить тему, решить задачи, подготовиться к тестам.

Как готовят будущих врачей

Студенты-медики постоянно, особенно на последних трёх курсах, изучают одно и то же, углубляясь в разные темы. Таким образом даже самый ленивый студент к шестому курсу запоминает основную часть материала. Возможно поэтому среди выпускников хорошего меда вряд ли встретишь совсем уж безграмотного доктора. После окончания университета можно пойти работать врачом в поликлинику. Чтобы стать кардиологом или, например, гастроэнтерологом, придётся окончить ординатуру.

В ординатуре будущие врачи специализируются в выбранной области и проходят практику в больницах. Они носят белые халаты и бейджи с надписью «врач-ординатор», а пациенты относятся к ним как к обычным докторам. Сложных пациентов ведут опытные специалисты, а в типичных ситуациях за ординатором закрепляют палату больных. Молодые врачи собирают анамнез и назначают лечение, а наставник контролирует их работу.

Чтобы стать квалифицированным практикующим врачом в России, придётся учиться минимум восемь лет: сначала шесть лет на медицинском факультете, затем два года в ординатуре. Можно было бы сократить период обучения за счёт непрофильных предметов, например правоведения или экономики, но в целом всё оправданно. Для сравнения: в США будущий доктор сначала оканчивает четырёхлетний бакалавриат, потом ещё четыре года учится в медицинской школе и только после этого приступает к специализации и практике под руководством опытных коллег. В зависимости от выбранной специальности американские врачи учатся от десяти до четырнадцати лет.

с чего лучше начать учить анатомию

Пример расписания занятий студентов 2-го курса медуниверситета

Как избежать разочарования на первых курсах

Мои родители — медики, так что я выросла в этой среде и довольно хорошо представляла учёбу в медуниверситете. Многие термины мне были знакомы, и я всегда могла задать вопросы родителям. Для других студентов выбор специальности не всегда бывает осознанным, ведь разница между терапией и педиатрией для выпускника школы не очевидна.

Часто ребята, которым легко даются биология и химия, сдают ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим предметам. Без глубоких знаний математики остаётся поступать только в медицинский. С высокими баллами по профильной математике вариантов больше: например, можно поступить на биологический, химический факультет, а в МФТИ — на «Молекулярные технологии» или «Биомедицинскую инженерию».

Не каждый абитуриент медвуза понимает, на каком факультете он хотел бы учиться. Довольно трудно выбрать между стоматологией, педиатрией и лечебным делом. А ведь ещё существуют факультеты клинической психологии и фармакологии — чтобы сориентироваться и принять оптимальное решение, нужно собрать информацию о каждой специальности.

Чтобы познакомить школьников с медициной и дать представление о врачебных профессиях, я придумала курс «Хочу быть врачом». За 15 занятий ученики 7–9-х классов узнают об основных органах и системах человека с точки зрения медицины. Мы разбираем распространённые заболевания, способы их диагностики и лечения.

с чего лучше начать учить анатомию

Например, я рассказываю, как распознать инфаркт — это важно, потому что помогает спасти жизнь. В результате школьники будут понимать, на чём специализируется хирург, чем интересна стоматология, как работают кардиолог, педиатр и гастроэнтеролог.

Всем, кто хочет самостоятельно разобраться в специфике медицинских профессий, я советую читать статьи о болезнях и врачах в «Википедии». Ещё полезно расспрашивать знакомых медиков об их работе, а студентов медвузов — об учёбе и практике.

Что изучать в средней и старшей школе, чтобы легче пройти первые курсы в меде

Биологию и химию

Я училась в сильной школе, в биолого-химическом классе. Занятия по химии вёл прекрасный учитель, и мне это очень помогло на первом курсе. Многое я знала и понимала, мне не приходилось штудировать учебник. Если бы я глубже знала анатомию, учиться было бы ещё легче, я бы более успешно сдала экзамены. Полезно углубиться в микробиологию, которую очень подробно изучают в университете. Важно узнавать как можно больше материала, который встретится на лекциях.

Современные иностранные языки

Как и большинство взрослых людей, я поздно поняла, как много свободного времени у меня было в 8–10-м классах. Его следовало тратить не на сериалы, а на занятия английским и другими языками. Я владею английским и испанским, но мой уровень мог быть выше. От знания языка зависит участие студента в зарубежных стажировках.

Латынь

Отличный способ помочь себе будущему — заранее освоить латинский язык. Именно поэтому мы придумали курс медицинской латыни. Всего за 13 занятий старшеклассники усвоят необходимый минимум: запомнят основные термины, разберутся с грамматикой, образованием слов и окончаниями.

с чего лучше начать учить анатомию

На первом курсе приходится учить наизусть огромные списки слов к диктантам по латыни. Тот, кто заранее познакомился с этим языком, сэкономит кучу времени и сил.

Мнемонические техники и приёмы конспектирования

Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки.

В старших классах я очень любила стихи, и это здорово развило мою память. Способность запоминать большие объёмы информации пригодилась в университете: я учила материал в два раза быстрее одногруппников.

Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки. Если у вас сильная моторная и зрительная память, пишите себе шпаргалки по разным предметам. На экзамене вы вспомните, как выглядит термин, записанный вашей рукой. Используйте для запоминания перечней не только известные фразы вроде «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для цветов радуги, но и собственные.

Кислоты в цикле Кребса можно запомнить так: «Целый Ананас И Кусочек Суфле — Сегодня Фактически Мой Обед»: цитрат, цис-аконитат, изоцитрат, альфа-кетоглутарат, сукцинил-CoA, сукцинат, фумарат, малат, оксалоацетат. Придумайте своё мнемоническое правило, возможно, оно получится более удачным. А навык создания подобных правил пригодится, когда готовых решений не будет.

Советы старшеклассникам

Не смотреть сериалы

Смотреть сериалы про врачей — совет неоднозначный. Порой они подогревают интерес и мотивируют узнавать новое. В то же время содержание этих сериалов далеко от реальности. Зарубежные сериалы вообще не соответствуют происходящему в российской медицине. Пожалуй, стоит посмотреть «Доктор Хаус»: там рассказывают о необычных заболеваниях, а главный герой демонстрирует потрясающее клиническое мышление.

Читать книги врачей, о врачах и не только

Когда я была в школьном возрасте, мне было интересно, как развиваются смертельные болезни. Я штудировала «Википедию»: читала про аутоиммунные и хромосомные заболевания. Позднее я прочитала несколько книг, которые меня впечатлили, например, «Когда дыхание растворяется в воздухе» Пола Каланити. Это автобиография нейрохирурга, который умер от рака, но до последнего работал и писал книгу.

Коллега П. Каланити нейрохирург Генри Марш тоже рассуждает о жизни и профессии врача в своей книге «Не навреди». Автор посчитал важным поделиться историей своих сомнений, успехов и ошибок, чтобы молодые специалисты могли их избежать.

Серия книг «Сенсация в медицине» без заумных терминов рассказывает о работе отдельных органов, тканей и систем. Мне особенно понравились «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» и «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами».

Если говорить о художественной литературе, то стоит обратить внимание на канадского автора Артура Хейли и его «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». А ещё я рекомендую прочитать «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза. Эта книга продолжает логику книги «Эгоистичный ген», где автор излагает остроумный взгляд на эволюцию.

Учиться онлайн

Я бы с удовольствием посоветовала разные очные и онлайн-курсы, а также погружения и образовательные лагеря о медицине для школьников, но их, к сожалению, нет. При этом с приходом пандемии основным образовательным каналом для будущих медиков становится онлайн-обучение.

Подписывайтесь на околомедицинских и медицинских блогеров, смотрите интересное на ютьюбе, например про эпидемии чумы или холеры. Это не поможет успешно сдать ЕГЭ, но даст понимание, ради чего врачи проходят свой долгий образовательный путь.

Источник

С чего начать учить анатомию? И как?

с чего лучше начать учить анатомию

Загорелся желанием учить анатомию, уверен, что это ненадолго, но надо, не хочу продолжать дальше рисовать поломанных людей.

Но не понимаю, как её учить. Вот просто не понимаю и всё. Да, надо смотреть всякие видео, читать что-то, рисовать.

И вообще, как проще её выучить, ибо зная себя, опять найду самый медленный и сложный путь изучения.

Поделиться с

Лайки (2)

Комментарии (4)

с чего лучше начать учить анатомию

За тем брала самые лёгкие позы и рисовала их, обязательно по референсам.

Лучше всего в начале рисовать по урокам, найдите парочку на Ютубе, сначала просмотрите, отметьте себе основные моменты, а после вместе с преподом нарисуйте при повторном просмотре, отмечая себе важные правила, делая записи.

с чего лучше начать учить анатомию

Вау, спасибо большое, я обязательно учту это все и воспользуюсь вашими советами:з :sparkles:

с чего лучше начать учить анатомию

!Я сама только изучаю анатомию!

Я начинаю с набросок в 3 мин ( для меня это идеальное время) с ручкой чтобы небыло соблазна исправлять ошибки.(Стараюсь каждый день рисовать 10 фигур ) Потом смотрю как например рисовать ноги в книжке или туториаеле повторяю, потом беру фотографию и сама по схеме рисую, анализирую ошибки, и после этого рисую без схем ( по памяти) с фото ( с натуры, конечно лучше), опять анализ. И так несколько раз. Такие анализы занимают у меня много времени (3 час примерно), поэтому я их делаю не каждый день, ведь это должно помочь понять как и что. Это мой способ не считаю самым быстрым, но зато когда делаю наброски есть понимание почему там так. Ещё лучше взять какую-нибудь основу/ список/ план что учить, чтобы была структура, но не сидеть до смерти на одном пункте.

Это мой способ но я понимаю что он может не подойти. Надеюсь что хоть чем-то могла помочь. :blush:

с чего лучше начать учить анатомию

Ответить Eira Nouril

Благодарю, что потратили время и ответили на мой вопрос, я обязательно попробую, думаю, в вашем способе я тоже найду что-то для себя :blush: :herb:

Источник

Как выучить анатомию человека для художников?

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела.

Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей. Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме.

Анатомия и структура человека для художников. Мышцы и кости

с чего лучше начать учить анатомию

Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими.

Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа.

Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза.

Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

с чего лучше начать учить анатомию

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

с чего лучше начать учить анатомию

Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья.

Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться.

Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

с чего лучше начать учить анатомию

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

Анатомия человека для художников. Мышцы и движения тела

Представленные здесь принципы зарекомендовали себя как простые и эффективные в построении человеческой фигуры.

При взгляде на любой рисунок мы видим линии, плоскости или формы. В процессе рисования они могут стать движущимися линиями, движущимися плоскостями или движущимися формами.

Линия в построении идет первой, но поскольку мысленное представление должно предшествовать физическому воплощению, сначала нам нужно создать в воображении форму, потом — плоскость, и только потом приступать к рисованию линии.

Думайте в категориях форм и затем проявляйте их в линиях.

Формы примерно одного размера или пропорций воспринимаются как одна, а не как несколько. Те из них, которые имеют разные размеры, в плане движения можно представить как вклинивающиеся друг в друга, как соединенные между собой или как взаимоблокирующие.

Самая эффективная концепция для понимания этого — вклинивание.

с чего лучше начать учить анатомию

Общая анатомия

Кости представляют собой систему рычагов тела. С точки зрения архитектуры их можно представить как купол головы, арки стоп, столбы ног и так далее, а с точки зрения механики — как шарниры локтей и рычаги конечностей.

Связки представляют собой систему сжатия или растяжения и также подчиняются законам механики.

Мышечная система — это совокупность мышечных волокон человека, позволяющая двигаться через их сжатие или сокращение. В сжатии мышцы напрягаются и увеличиваются, а в расслабленном состоянии становятся дряблыми и мягкими. Мускулы, прикрепленные к костям и связкам, представляют систему движения. В них выражаются, соответственно, законы динамики и силы.

Для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, должна быть соответствующая мышца, тянущая в противоположном направлении. Таким образом мускулы соединяются по всему телу. Каждая мышца с правой стороны должна быть соединена с другой слева, для каждой сгибающей мышцы спереди должна быть соответствующая разгибающая мышца сзади.

Мышцы также представляют собой систему рычагов. Они прямо пропорциональны по отношению к длине рычага, который они двигают. Мышцы отдельных пальцев маленькие и расположены между костями руки. Они становятся больше по мере продвижения вверх по руке. Мышцы предплечья больше, чем мышцы пальцев, а мускулы плеча, соответственно, еще больше.

с чего лучше начать учить анатомию

Мышцы и движения тела

Формы головы, грудной клетки и таза неизменны. Любые мышцы, как бы они не назывались и какой бы ни была их форма, следует понимать как мышечные группы.

Построение фигуры должно начинаться с размышления об этих группах и об их соотношениях между собой. О них следует думать подобно тому, как мы представляем себе тело осы, части тела которой соединены между собой одной вертикальной линией, то есть без учета взаимодействия этих частей между собой.

В идеале, в силу гравитации, эти мышечные группы будут симметрично сбалансированы друг с другом. Но по факту так происходит очень редко, и, тем более, никогда не бывает в движении.

В соотношении между собой мышцы ограничены тремя возможными плоскостями движения: они могут быть согнуты вперед или назад в сагиттальной, или срединной плоскости, скручены в горизонтальной плоскости или наклонены в фронтальной плоскости.

Практически все три движения присутствуют в разной степени в любой момент времени.

с чего лучше начать учить анатомиюГоризонтальная, сагиттальная и фронтальная плоскости. Наклоны и скрутки

В этих различных движениях пределом является позвоночник. Позвоночник — это структура, которая соединяет одну часть тела с другой.

Это опорная колонна, занимающая почти центр или вертикальную ось тела и представляющая собой чередующиеся позвоночные диски и очень эластичные хрящи. Каждый сегмент — это шарнир, рычаг которого обращен к длинной бороздке в спине.

Позвоночник является естественным ограничителем для движущихся мышц, создавая в конечном счете линии фактического контура.

Рисунок головы человека

с чего лучше начать учить анатомию

Самым сложным и совершенным по форме и конструкции является человек. Потому в профессиональном художественном обучении так много внимания уделялось раньше и уделяется теперь изучению строения человека.

Все материальные ценности должны создаваться для человека. С древнейших времен архитектура стояла ближе всех других видов искусств к человеку. Люди, причастные к этому виду творчества, особенно хорошо должны знать сложнейший по физическому устройству, психическим особенностям и внешнему облику организм человека.

Начальным этапом изучения для художника обычно является голова человека. Для серьезного овладения основными принципами построения реалистического рисунка всей фигуры человека и ее отдельных деталей необходимо хорошо знать пластическую анатомию.

Изучение закономерностей строения внутренний структуры фигуры или головы человека вынуждает ученика отказаться от поверхностно-копировального срисовывания наружных контуров.

Лишь увидев в натуре за внешними очертаниями пластику формы и основы возникновения ее на базе твердых анатомо-конструктивных знаний, можно выполнить грамотно, правдиво и выразительно рисунок головы человека.

В связи с этим очень важно в первую очередь установить для себя пропорции двух основных частей головы: крупного по объему мозгового раздела и сравнительно небольшого лицевого.

Для выработки профессиональных навыков реалистического изображения головы человека особое внимание необходимо уделить изучению основных анатомических пунктов и опорных точек.

При сравнительном анализе формы головы человека и черепа можно заметить, что пластическая характеристика головы (выступы, углубления, изгибы и др.) не всегда совпадает с шовными черепными сочленениями. Мышцы головы часто скрыты жировыми слоями.

В силу уникальности характеристики каждого человека общая пластическая форма головы определяется индивидуальными расположениями основных костных выступов, опорных точек и анатомических пунктов.

Выявляя расхождения анатомических основ конкретной головы и канонической, рисующий добивается неповторимости и индивидуальности характеристик формы в рисунке, т. е., как часто говорят, — сходства. Из 20 основных костных выступов на голове человека только семь приходится на лицевую часть.

Кроме костных выступов на рельеф головы оказывают влияние жесткие грани носовых хрящей, височные, жевательные, мимические и другие мышцы (Рис.2).

с чего лучше начать учить анатомию

Мышцы головы и шеи. Пластическая анатомия для художника

1 — височные мышцы;
2 — жевательные мышцы;
3 — лобные мышцы;
4 — круговые мышцы глаз;
5 — мышцы — сморщиватель бровей;
6 — круговая мышца рта;
7 — скуловые мышцы;
8 — носовые мышцы;
9 — квадратная мышца верхней губы;
10 — мышца смеха;
11 — щечная мышца;
12 — треугольная мышца рта;
13 — квадратная мышца нижней губы;
14 — подбородочная мышца;
15 — грудинно-ключично-сосцевидная мышца;
16 — трапециевидная мышца;
17 — двубрюшная мышца;
18 — щитовидный хрящ;
19 — яремная ямка.

с чего лучше начать учить анатомию

Рисунок головы человека. Пластическая анатомия для художника

Глаз:
1 — глазное яблоко;
2 — слезник;
3 — радужная оболочка;
4 — нижнее веко;
5 — верхнее веко;
6 — наружный угол;
7 — зрачок.
Ухо:
1 — завиток;
2 — противозавиток;
3 — козелок;
4 — противокозелок;
5 — раковина;
6 — мочка.
Губы:
1 — желобок верхней губы;
2 — бугорок верхней губы;
3 — угол рта.
Нос:
1 — носовые кости;
2 — хрящевая перегородка носа;
3 — боковые хрящи.

Поверхности лба, темени и затылка определяют костные основы, потому что мозговая часть покрыта плоскими тонкими мышцами. Пластическая форма лицевой части значительно сложнее.

Группа мышцНазваниеПрикреплениеДействие
началоконец
12345
Мимические1. Лобные мышцы (парные)Кожный покров бровей (с изнанки)Сращены с черепным апоневрозомПоднимают брови
2. Пирамидальный мускулНосовая частьВнутренний конец бровиСближает внутренние концы бровей
3. Мускул, сморщивающий брови (парный)НадпереносьеСередина бровиТянет внутренний конец брови внутрь и вверх
4. Круговая мышца глаза (парная):
а) вековая часть
б) глазничная часть
Внутренний угол глазницы от лобной кости. Широким кольцом окружает глазницу, лежит на ее костных краях и переходит на векиСближает края век, закрывая глаз (прищуривание, зажмуривание), двигает брови (выпрямляет, слегка опускает)
5. Большая скуловаяСкуловая костьУгол ртаДвигает углами рта (при смехе)
6. Квадратная мышца верхней губыКрай глазницыВерхняя губа, наружные пучки, крыло носа, внутренние пучкиПоднимает середину верхней губы, изгибает носогубную складку, расширяет ноздри
7. Мышца, опускающая перегородку носа (парная)Ячеечный отросток верхней челюсти под средним резцомПерегородка носаОттягивает вниз перегородку носа, суживает ноздрю, опускает середину верхней губы
8. Носовая мышца (парная)Общее плоское сухожилие (седло) на спинке носаВплетается в кожу боковой поверхности носа и ближайшей части щекиСморщивает нос, поднимает крыло носа, растягивает ноздри
9. Круговая мышца ртаЗалегает вокруг ртаСуживает, сжимает рот
10. Треугольная мышца рта (парная)Боковая поверхность нижней челюстиВплетается в угол ртаОпускает угол рта и носогубную складку
11. Квадратная мышца нижней губыПередняя часть тела нижней челюстиНижняя губаВыворачивает и растягивает нижнюю губу
12. Подбородочная мышца (парная)Нижняя челюсть у основания передних зубовВплетается в кожу подбородкаДвигает кожу подбородка
13. Щечная, или ланитная, мышца (парная)Снизу и сверху прикрепляется к челюстямСпереди сплетается в круговую мышцу ртаПрижимает и надувает щеки, тянет угол рта
Жевательные1. Собственно жевательная мышца (парная)Скуловая дугаУгол нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней
2. Височная мышца (парная)Височная впадинаВенечный отросток нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть
3. Крыловидные мышцыЛежат в глубинеДвижение нижней челюсти вперед, назад и в стороны
4. Двубрюшная мышца:Располагается в области шеиОпускает нижнечелюстную кость
переднее брюшкоНижнечелюстная костьПодъязычная кость
заднее брюшкоСосцевидный отросток височной костиПодъязычная кость

Примечание. При физических усилиях и при душевных переживаниях, требующих волевого напряжения, челюсти невольно стискиваются — мышца, напрягаясь, становится рельефной.

Если человек разгневан, угрожает, готов к решительным действиям, челюсти крепко сжаты — это происходит за счет напряжения жевательных мышц, т.е. жевательные мышцы можно считать также мимическими.

Определенное выражение лица очень редко возникает в результате действия какой-нибудь одной мышцы.

Большое значение в рисунке головы придается правильному изображению шеи, являющейся соединительным звеном между туловищем и головой. Внешнюю пластическую форму шеи образуют следующие мышцы.

Заднюю поверхность — капюшонная мышца с треугольной мышцей головы и шеи.

Переднюю поверхность — грудино-ключично-сосцевидная мышца, начало которой прикрепляется к рукоятке грудины (грудинная головка) и ключице (ключичная головка), затем ключичная и грудинная головки сплетаются и образуют мощный мышечный тяж, который прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости и затылочной.

Нижнюю границу перед — сбоку на рельеф шеи влияют лестничные мышцы, которые расположены позади грудино-ключично-сосцевидной, начинаясь от поперечных отростков верхних шейных позвонков и заканчиваясь у первого и второго ребра. Хорошо видна и надключичная ямка.

Рядом с четко выделяющейся спереди гортанью можно увидеть грудино-подъязычную и лопаточно-подъязычную мышцы. Рисуя голову в ракурсе снизу, необходимо хорошо представить дно ротовой полости. На внешнюю пластическую форму дна ротовой полости влияют двубрюшная и челюстно-подъязычная мышцы, а также подъязычная кость.

Знание пластической анатомии, конечно, оказывает существенную помощь при овладении рисунком головы человека, но оно не может заменить практической работы непосредственно с натуры.

Изучив анатомическое строение черепа, учащиеся переходят к рисунку частей головы.

Приступая к рисунку анатомической головы, необходимо определить ее наклон и пропорции общей массы. Затем определить поворот головы, сравнить пропорциональные соотношения лицевой части с общей массой, выяснить перспективные изменения и определить направление света.

Этот предварительный анализ необходим, чтобы начать длительную работу и вести ее осмысленно, чтобы каждый этап сообщал листу бумаги исчерпывающую информацию о натуре. Излагая основные этапы работы над рисунком анатомической головы, остановимся лишь на основных задачах, не претендуя на полноту изложения.

Тем более что каждый ученик в силу своих индивидуальных особенностей и степени подготовленности вправе сам выбирать удобный для себя путь работы над рисунком.

Прежде чем сделать первые линии на бумаге, необходимо рассмотреть гипсовую голову со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы головы и ее положение в пространстве.

На композицию рисунка в плоскости листа влияет наклон головы и даже освещение. Ученик должен научиться красиво заполнять всю изобразительную плоскость, чтобы изображение смотрелось монументально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *