русский музей можно ли фотографировать
Туристический бизнес Санкт-Петербурга
В Русском музее обновлены правила посещения постоянных экспозиций и выставок.
В Русском музее обновлены правила посещения постоянных экспозиций и выставок. Некоторые пункты этого серьезного официального документа выглядят анекдотичными. Но только для тех, кто редко посещает музеи.
Как сообщила нашей газете Анна Цветкова, заместитель директора Русского музея по развитию и связям с общественностью, дополнительные полторы страницы запретов не надуманная прихоть злых музейщиков, а следствие ежедневной практики работы с посетителями. Раз они считают, что разрешено все, что прямо не запрещено, то приходится ставить барьеры.
Итак, нельзя ходить в Русский музей с любыми дикими и домашними животными и птицами. Приходилось останавливать публику с морскими свинками, голубями и прочей живностью. Аргументы посетителей просты: они же тихие-мирные, посидят на руках.
Теперь о вещах более серьезных. Музей внес запрет на прием еды и воды, не говоря уже про другие напитки, в музейных залах. Для этого существуют кафе. Исключение сделано для вестибюлей, где, например, люди собираются на экскурсию.
В музейных залах нельзя говорить по телефону и слушать музыку с помощью мобильных устройств. Сначала была формулировка нельзя «громко разговаривать», но в итоге от нее отказались, чтобы не порождать дискуссии о допустимом уровне звука.
Запрещено расклеивать объявления, петь, танцевать (кроме специальных праздников), курить электронные сигареты, устраивать фейерверки. Последние два пункта относятся в большей степени к садам Русского музея. Но были случаи попыток закурить «электрокальян» в залах с обоснованием «нет открытого огня».
Но и среди профессионалов есть противники популяризации музеев с помощью селфи и прочей компактной электроники. Недавно Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, предложил публике задуматься о добровольном отказе от использования гаджетов в те два-три часа, пока она находится в музее. Это место, где лучше забыть о виртуальном мире и обязанности быть «в доступе».
Изменение в правилах посещения Русского музея.
На основании приказа Министерства культуры РФ № 1737 от 26 октября 2021 года “О функционировании федеральных организаций культуры, находящихся в ведении Министерства культуры РФ, в период нерабочих дней с 30 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г., а также после завершения нерабочих дней», постановления Губернатора Санкт-Петербурга №78 – пг от 23 октября 2021 г., постановления Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.2020 г., в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 г. №595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года» информируем Вас:
1. С 30 октября 2021 года для посещения Русского музея необходимо предъявить двухмерные штриховые коды (QR-коды) , подтверждающие факт вакцинации от новой коронавирусной инфекции или факт перенесенного заболевания.
2. Граждане старше 60 лет могут предъявить сертификат о прохождении вакцинации или перенесенном заболевании с подписью и печатью врача или медицинской организации в бумажном виде.
3. Граждане, имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, при наличии подлежащего учету документа, подтверждающего факт установления медицинских противопоказаний и заверенного в установленном порядке лечащим врачом и руководителем медицинской организации (заместителем руководителя организации, наделенным такими полномочиями), должны предъявить:
— соответствующий документ в бумажной форме;
— а также отрицательный результат ПЦР-исследования на выявление новой коронавирусной инфекции, выполненного за сутки до посещения музея.
4. Граждане младше 18 лет допускаются в музей при наличии средств индивидуальной защиты.
5. Посетителям до 18 лет нет необходимости в предъявлении QR-кода. Посещение музея детьми до 12 лет обязательно в сопровождении взрослого, предъявившего QR-код или другие документы, необходимые при посещении музея в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции. С 30 октября 2021 года вводятся ограничения на прием организованных групп детей школьного и дошкольного возраста.
6. Вход для военнослужащих и лиц, приравненных к ним, в случае отсутствия у них двухмерного штрихового кода (QR-кода), осуществляется при предъявлении медицинского документа по установленному образцу, подтверждающего перенесенное заболевание новой коронавирусной инфекцией или факт вакцинации, а также документа, удостоверяющего личность.
7. Лица, не имеющие гражданства РФ, допускаются в музей при наличии справки, подтверждающей вакцинацию сертифицированной в РФ вакциной или при предъявлении выданного на бумажной основе результата отрицательного ПЦР-исследования на выявление коронавирусной инфекции, выполненного за сутки до посещения.
8. В случае отсутствия необходимых документов, Вы можете вернуть ранее купленные билеты, следуя инструкции.
Обращаем Ваше внимание, что п олитика возврата билетов изменилась и вернется к прежней с 15 ноября 2021 года. Билеты, купленные до этой даты подлежат возврату в любое время до момента их активации при проходе в музей.
Как про йдет проверка документов перед посещением музея
1. Для того, чтобы ускорить проверку документов, пожалуйста, заранее распечатайте QR-код, сохраните его в галерее смартфона или откройте/загрузите через специализированные приложения Вашего мобильного телефона/планшета.
2. Необходимые для посещения музея документы будут проверяться во входных зонах музейных комплексов. QR-код можно предъявить как в печатном, так и электронном виде. Сотрудник Службы безопасности музея отсканирует QR-код и удостоверится в его подлинности.
3. Сотрудник Службы безопасности музея может попросить вас предъявить документы, удостоверяющие личность. Просим относиться к подобным просьбам с пониманием.
Можно ли бесплатно фотографировать в музеях?
Мы с женой живем в Москве и часто ходим в музеи, галереи и на выставки.
Обычно я фотографирую экспонаты на телефон без вспышки, чтобы отправить посмотреть моей маме. Мама живет на Кубани и редко приезжает в Москву. Довольно часто мне запрещают фотографировать в музеях. Якобы это запрещено. А иногда разрешают снимать, но только за дополнительную плату.
Законны ли такие требования?
У каждого музея есть свои правила, и посетители обязаны их соблюдать.
Большинство посетителей вообще не поднимают вопрос о законности платы, так как не хотят тратить время из-за 50 рублей. Некоторые начинают спорить с кассиром, но это бесполезно. Музейные работники обязаны выполнить указания начальства. Пока музейные тарифы не оспорены, их надо исполнять.
Но если вы считаете, что эти правила незаконны, то их можно обжаловать в Роспотребнадзоре, прокуратуре или местном департаменте культуры.
Нет закона, запрещающего съемку в музеях
Музеи работают по закону о музеях и закону о культуре. В них нет запрета на фотосъемку экспонатов посетителями.
Ранее в РФ действовала инструкция 1998 года по охране объектов, хранящих культурные ценности. Один из пунктов этой инструкции запрещал проносить на территорию музея съемочную аппаратуру. Если вдруг сотрудники музея ссылаются на эту инструкцию скажите, что ее отменили в 2009 году.
В СССР существовали другие документы, регламентирующие поведение в музеях, в том числе съемку. Согласно правилам 1974 года фотографы должны перемещаться по музею в сопровождении музейных служащих. Эти правила официально никто не отменял, но фактически их уже давно никто не выполняет. Тем более никто не запрещает хранителям музея присутствовать при фотографировании экспонатов.
Еще в РФ все еще действует инструкция хранения музейных ценностей 1985 года. В ней указано, что на кино- и фотосъемку нужно получать согласие главного хранителя музея. Но из смысла этой инструкции следует, что речь идет о профессиональной съемке, — для них действительно фотографам обычно нужно получать специальное разрешение — аккредитацию.
В 2013 году министерство культуры приняло приказ, запрещающий посетителям архивов самостоятельно фотографировать документы. Из-за этого запрета людям приходилось платить архивам за изготовление копий интересующих страниц. Но Верховный суд отменил этот запрет, посчитав, что он нарушает право свободно искать и получать информацию. Ссылаясь на это решение, можно попытаться оспорить и другие необоснованные запреты на фотосъемку.
Запреты музеев должны быть обоснованными
Многие музеи боятся съемки своих экспонатов: считают, что это может отвлекать других посетителей и ускорить старение экспонатов. Музей может прописать это в своих правилах. Я изучил, что думают о фотосъемке крупные российские музеи и галереи.
В Третьяковской галерее нельзя снимать со вспышкой, с использованием монопода и палки для селфи. В Эрмитаже запрещено делать костюмированную или свадебную фотосъемку, если не купить для этого специальный билет.
Пушкинский музей, наоборот, разрешает сделать несколько снимков в день свадьбы или иного торжественного события. Еще Пушкинский музей разрешает посетителям фотографироваться на фоне экспонатов, но просит соблюдать простое правило: «уважать желание других посетителей смотреть на произведения искусства, а не на тех, кто их фотографирует».
Сложнее фотографировать в Музее нумизматики Москвы. В нем надо заранее заполнить анкету и согласовать съемку со службой безопасности. Фотографировать можно в согласованное время и только с определенных ракурсов.
Но музей не может произвольно ограничивать своих посетителей. Если съемка со вспышкой разрушает древние рукописи, то музей может ее запретить. А если селфи-палки просто не нравятся директору мемориала, то это уже его личные проблемы.
Некоторые музеи соседствуют с органами власти. В таком случае съемка может быть запрещена приказом федеральной службы охраны, федеральной службы безопасности, органами внутренних дел или армией. Например, раньше съемку на территории Кремля надо было согласовывать с его комендантом. Это ограничение регулярно послабляли. Сейчас получать согласие на любительскую съемку надо только в период проведения официальных мероприятий.
Если музейный работник говорит, что съемка запрещена особым режимом работы музея, то можно попросить его назвать дату принятия и номер приказа о введении такого режима. Скорее всего, вы сможете найти текст этого документа в интернете и проверить, не ошибается ли сотрудник.
Любительская съемка должна быть бесплатной
Музей может взимать плату за использование фотографий своих экспонатов: для рекламы, изготовления сувениров, дизайна одежды, публикации календарей или книг. Но это правило неприменимо к обычным посетителям музея. Ведь они делают съемки для себя, а не для коммерческого использования. Фотографировать картины для изготовления открыток без согласия музея действительно нельзя.
Иногда музейные работники говорят, что бесплатная съемка нарушает авторские права. Но закон разрешает бесплатно и без согласия автора снимать произведения искусства, находящиеся в «месте, открытом для свободного посещения».
Что такое «место, открытое для свободного посещения», закон не расшифровывает, но по мнению судов, это место, где может находиться любой человек, то есть не какие-то специальные режимные объекты. Выставки, парки, улицы и музеи подходят под это определение.
Некоторые музеи называют разрешение на съемку услугой. Иногда посетители возмущаются: «А почему бы не продавать право смотреть на экспонаты правым глазом или стоя на двух ногах?» В этом замечании есть своя логика. Купив билет, посетитель получает право знакомиться с коллекцией музея удобным для него образом. Иногда надзорные органы соглашаются с таким аргументом.
Например, один известный блогер написал жалобу в Роспотребнадзор Вологодской области о навязывании услуги платной фотосъемки на выставке картин Верещагина. Роспотребнадзор согласился с жалобой: посетитель сам фотографирует, а значит, музей не предоставляет ему какую-либо услугу. Сейчас музей взимает плату только за коммерческую съемку.
Что в следующий раз делать вам в музее
Для начала попробуйте поговорить с администрацией музея, может быть, для вас сделают исключение и разрешат свободно все фотографировать.
Но скорее всего, вас даже не пустят к директору музея или предложат записаться на прием в последний четверг месяца. В этом случае попросите ознакомить вас с правилами музея, запрещающими фотосъемку, или тарифами, которые устанавливают плату за любительскую съемку.
Эти правила могут быть на сайте музея или висеть около кассы. Сфотографируйте правила и напишите жалобу в прокуратуру, Роспотребнадзор или местный департамент культуры.
Возможно, это все слишком сложно и не стоит одной бесплатной фотографии. Но, пока принятые музеем правила не оспорены, их надо исполнять.
Даже если вам удастся добиться права на съемку, не злоупотребляйте им. Старайтесь не мешать другим посетителям музея наслаждаться культурными ценностями.
Мы разбирали и другие вопросы, связанные с авторским правом:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Эрмитаж и Русский музей начали принимать посетителей по новым правилам
Пересекаются маршруты в Галерее 1812 года. Ожидается, что на маршруте посетители будут находиться два часа, именно столько времени действителен билет. Чтобы граждане не заблудились, маршруты обозначены шнурами. Заступать за них нельзя. Специальной разметки в Зимнем дворце делать не стали, чтобы не портить паркет, но по рисунку на полу вполне можно отсчитать социальную дистанцию.
Движение возможно только в одном направлении, но при этом на маршрутах доступно порядка 75 процентов залов.
В Главном штабе маршрут один, здесь открыты практически все залы.
Другие корпуса Эрмитажа, например, Фарфоровый завод или Меньшиковский дворец, можно будет осмотреть ориентировочно с 1 августа.
Важный момент: билеты в Эрмитаж продаются сейчас только онлайн, льготы для студентов, пенсионеров и музейных работников временно отменяются.
В Русском музее для Михайловского дворца и Корпуса Бенуа разработано по одному маршруту, они позволяют осмотреть практически все залы. Здесь требования такие же: посетители должны двигаться в одном направлении, соблюдать социальную дистанцию, билеты продаются по сеансам.
В Русском музее сохранили некоторые льготы, например, для музейных работников. Но при этом льготники также должны оформить билет на определенный сеанс. Важно: если льготники опаздывают более чем на 10 минут, то их могут и не пустить. Примечательно, что не будут пускать опоздавших и с билетами, купленными за полную стоимость.
В ближайшее время Русский музей планирует обзавестись тепловизором, чтобы осуществлять проверку температуры посетителей без очередей. Также появятся специальные сканеры для билетов. Идея в том, чтобы свести к минимуму контакт посетителей и работников музея.
В Русском музее также будут проводиться сеансы. Каждые двадцать минут планируется пускать по десять посетителей. Правда, находиться в музее можно сколько угодно. В Русском музее констатируют: отследить время нахождения в залах музея практически невозможно. Расчет числа посетителей построен на том, чтобы в музее одновременно находилось не более 200-300 человек, в допандемические времена в залах нередко бывало и три тысячи человек.
Из-за того, что музей разграничивает потоки посетителей, при просмотре экспозиции немного сбивается хронология. Так, вначале посетители могут ознакомиться с произведениями русского искусства второй половины XIX века, а затем поднимаются на второй этаж в залы древнерусского искусства и искусства XVII века.
Несмотря на ограничения, пользователи уже раскупили свыше 1800 билетов в залы Русского музея.
И в Эрмитаже, и в Русском музее, планируют сохранить онлайн-мероприятия. Пожалуй, это единственный плюс пандемии. За все месяцы самоизоляции трансляции Русского музея и Эрмитажа посмотрели десятки миллионов человек. Причем, среди зрителей много тех, кто живет в других городах и странах. После пандемии оба музея планируют сохранить онлайн-мероприятия.
Что же касается ограничений, то в Эрмитаже и в Русском музее выражают надежду, что это все ненадолго и в перспективе посетители смогут и раньше свободно гулять по залам, любуясь бессмертными произведениями искусства.
Малевич вне квадрата
Казимир Малевич написал этот автопортрет, будучи уже смертельно больным. Нет, своим убеждениям он не изменил: похоронили его в супрематическом крестообразном гробу, придуманном им самим. Однако перед смертью ему казалось важным не отталкиваться от мировой культуры, а, напротив, запечатлеть себя в качестве полноправного ее героя. Точно так же его друзья-обериуты Введенский и Хармс в последние свои годы писали вполне классические стихи, почти лишенные привычной зауми.
Есть теория, согласно которой автопортреты в изобилии пишут художники, влюбленные в себя. С нею спорит другая: автопортреты пишут, чтобы сэкономить на натурщиках. Натурщикам надо платить, а самому себе в зеркале можно даром позировать часами.
Помню, когда мне изменил любимый человек, я рыдала не переставая несколько недель, лицо превратилось в заплывшую подушку. А самым ужасным было выражение, которое словно приклеилось к нему (я поймала однажды его, взглянув в зеркало): злые сощуренные глазки, поджатый рот как у склочной тетки из трамвая.
Говорят, художники, стремящиеся завоевать арт-рынок, автопортретов сегодня не пишут. В самом деле, кому охота, чтобы в его родном интерьере висело чье-то чужое лицо? На продажу выгоднее писать пейзажи да цветочные натюрморты.
Но, по-моему, если художник ни разу в жизни не написал автопортрета, он не может считаться настоящим живописцем. Чтобы сказать что-то важное людям, нужно отыскать это в себе. Сформулировать. Вытащить наружу. А это, согласитесь, требует и абсолютного бесстрашия, и честной прямоты.
Кстати, заметила: если в золотом пушкинском веке живописцы изображали на автопортретах свои лица, то век спустя уже писали себя как знак чего-то большего, чем свое «я». Символ идеи, или своего дела, или верности строю.