розы гелиогабала в хорошем качестве

Розы Гелиогабала

розы гелиогабала в хорошем качестве

Описание картины «Розы Гелиогабала»

«Розы Гелиогабала» (The Roses of Heliogabalus) — картина английского художника Лоуренса Альма-Тадемы, написанная в 1888 году. Эталон композиционного золотого сечения (соотношение сторон полотна 132х213 см.), это полотно наполнено, по мнению одних, духом человеческого страдания, а по мнению других – является историко-литературной фальшивкой.

Enfant terrible
Продолжатель дела Нерона и Калигулы, 23-й Римский император Гелиогабал был испорчен с детства. Его имя стало синонимом извращенности нрава, жестокости и слепого следования похоти. Строго говоря, он был испорчен, еще не родившись – поскольку зачинался, воспитывался и рос в общественной парадигме, от которой передергивает современника.

Культурологический бекграунд истории древнего Рима описывает периоды расцвета и упадка Империи. Немного отвлекаясь от темы, следует сказать, что периоды расцвета и упадка где-либо и когда-либо культурологи особо наловчились иллюстрировать именно на примерах из истории Древнего Рима, поскольку ничто, кроме нее, столь ярко не показывает, что есть упадок и чем он характерен. Упадок равно извращенность, вседозволенность, главенство похоти, промискуитет как самоцель. Для упадка также характерно крайнее пренебрежение к человеческой жизни, включая собственную – но пренебрегали там, в первую очередь, разумеется, чужой. В период упадка главенствовало наслаждение, построенное на насилии. Высокопоставленные римские «шишки» упадка оставили в истории оргии с резким трупным запахом, некрофилию и зоофилию, реки крови – в мирное, вроде бы, время.

Как хороши, как свежи были розы
По словам историков, художник писал картину зимой, и в течение четырех месяцев каждую неделю заказывал во французской Ривьере свежие розы, контролируя живость каждого лепестка. При том, что одной из задач мастера было привнести в полотно дух гниения и разложения – как роз, как и погибших от них людей.
В правой части картины мы видим женское лицо, похожее на лицо второй супруги художника Лауры, и весьма вероятно, что именно она ему и позировала. При жизни Тадемы критики не могли взять в толк, почему автор решил использовать лик жены для столь мрачного произведения.
Что еще вызывает недоумение аналитиков? Во-первых, общепризнанный факт аккуратности и точности Тадемы в подаче исторических тонкостей любой картины в данном случае вызывает много вопросов. Воплощенный им рассказ «Истории Августов» имеет, с точки зрения специалистов, довольно сомнительную историческую ценность. Второй вопрос, возникавший у критиков – нравственный: сюжет картины поистине ужасен, зачем было браться за него вообще?

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

При жизни картины художника пользовались огромной популярностью, о чём свидетельствует и его возведение в 1899 году в рыцарское достоинство. Во многом это было вызвано тем, что картины Альма-Тадемы заставляли викторианцев отождествлять себя с римлянами периода расцвета империи.

«Она напоминала тех древнеримских дам с идеально правильными чертами лица, которых писал Альма Тадема и в которых вопреки их античным одеждам сразу можно узнать англичанок».Уильям Сомерсет Моэм.

Однако после отношение к творчеству Альма-Тадемы изменилось кардинально.

розы гелиогабала в хорошем качестве

«Золотой мальчик» Рима, Гелиогабал — продолжатель дела Калигулы и Нерона, имя которого стало синонимом испорченности и жестокости.

Он всегда был довольно экстравагантен: переодевался в женскую одежду, любил публично обнажаться, обожал эпатировать окружающих (сексуальными связями с мужчинами–рабами или женитьбой на весталках например). Образ жизни его был следующий: обычными делами он занимался ночью, а ночными — днем, считая это признаком роскошного образа жизни.

Широко известны лотереи Гелиогабала, доведенные до абсурда, в которых можно было выиграть, например, десять верблюдов или десять мух, десять фунтов золота или десять фунтов свинца. Своим друзьям он каждый день что–нибудь дарил, оставляя без подарка только честных людей, которых считал пропащими.

Вошли в историю и его обеды — его любимыми блюдами были пятки верблюдов, гребни, срезанные у живых петухов, языки павлинов и соловьев. Его дворцовой охране подавали миски, доверху наполненные мозгами фламинго и дроздов, яйцами куропаток, печенью и сердцами краснобородок.

Понятно, что при таком образе жизни у Гелиогабала оставалось совсем мало времени на государственные дела. Поэтому за него правила его бабка Юлия Меза и мать Юлия Соэмия. Гелиогабал даже впервые в истории разрешил им присутствовать на заседаниях сената и дал право голоса при принятии решений.

Юный император без стеснения продавал почетные должности, звания, набирая людей в сенат, не считаясь ни с их социальным происхождением, ни с возрастом, ни с цензом.

Все это вызывало недовольство в римском обществе. Последней каплей, переполнившей чашу терпения народа, был приказ об убийстве Александра Севера, своего двоюродного брата: солдаты подняли мятеж против императора, убили его самого в отхожем месте, где он пытался спрятаться, а также его мать и его любовников. Их тела протащили через весь город, изуродовали и сбросили в сточную канаву, идущую в Тибр.

Альма-Тадема взял за основу картины сомнительный по достоверности рассказ «Истории августов» о том, что во время пира римский император Гелиогабал приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что приглашенные на пир его недруги задохнулись.

На первом плане картины изображены гости, накрытые лепестками роз. На заднем плане видны сам Гелиогабал в золотой диадеме и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на двойной флейте, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, который хранится в музеях Ватикана.

Соотношение сторон полотна составляет 132/213, что практически равно золотому сечению.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

розы гелиогабала в хорошем качестве

Художник взял за основу картины рассказ из «Истории Августов» о том, что во время пира римский император Гелиогабал приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что приглашенные на пир его недруги задохнулись.

На первом плане картины изображены гости, накрытые лепестками роз. На заднем плане видны сам Гелиогабал в золотой диадеме и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, который хранится в музеях Ватикана.

розы гелиогабала в хорошем качестве

Антонин Гелиогабал по отцу принадлежал к сирийскому аристократическому роду Вариев и от рождения именовался Бассианом Варием Авитом. Его прадед, дед и отец, сенатор Секст Варий Марцелл, были жрецами финикийского бога солнца Элагабала, считавшегося покровителем города Эмесы. С материнской же стороны Бассиан состоял в родстве с императорской фамилией: его бабка, Юлия Меса, была родной сестрой Юлии Домны, супруги императора Септимия Севера и матери императора Каракаллы.

Личная жизнь императора была наполнена развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он. Из любовников Гелиогабала римские историки особо отмечают оказывавших на него сильное влияние Гиерокла и Зотика.

Безумства юного императора заставили Юлию Месу задуматься о передаче престола второму внуку, Алексиану Бассиану, сыну её второй дочери Юлии Мамеи, который благодаря греко-римскому воспитанию и высокому уровню образованности был полной противоположностью Гелиогабалу.

Усилиями Юлии Месы Бассиан стал цезарем и соправителем под именем Александр Север. Когда Гелиогабал попытался уничтожить двоюродного брата, солдаты подняли мятеж против императора и убили его вместе с его матерью. Труп Гелиогабала выбросили в Тибр (один источник добавляет, что перед этим его кидали в Большую Клоаку), запретив кому-либо ещё принимать имя Антонин, которое он обесчестил. Его религиозные декреты были отменены, а чёрный камень бога Элагабала возвращён в Эмесу.

Как всегда в случаях официального осуждения, дошедшие до нас источники пестрят разнообразными обвинениями в адрес Гелиогабала. Есть основания считать, что многие из них преувеличены, особенно содержащиеся в «Истории Августов» (Historia Augusta).

В XIX и XX веках Гелиогабал вызывал большой интерес у деятелей искусства. Русский художник Павел Александрович Сведомский (1849-1904) написал картну на тот же сюжет, что и Лоуренс Альма-Тадема под названием «Погребение в цветах».

розы гелиогабала в хорошем качестве

И в XXI веке интерес к теме императора Гелиогабала тоже не угас. Молодой российский композитор Андрей Рубцов (родился в 1986 году) написал инструментальный концерт под названием «Розы Гелиогабала», в котором присутствуют восточные мотивы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Новости

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Сообщества

Статистика

Лоуренс Альма-Тадем и его картина «Розы Гелиогабала».

Лоуренс Альма-Тадем и его картина «Розы Гелиогабала».

розы гелиогабала в хорошем качествеВ 1883 году Лоурен с Альма-Тадем совершает длительную поездку в Италию. Его очень интересовали новые находки в Помпеях. С того самого момента, когда в 1592 году архитектор Доменико Фонтана, прокладывавший канал от реки Сарно, обнаружил участок древней городской стены, а в 1689 г. были найдены руины здания с надписью «Помпеи» судьба этого города и его жителей волновала многих. Лоуренс Альма-Тадем стал одним из этих людей.

Сэр Ло́уренс А́льма-Таде́ма (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema [ˈælmə ˈtædɪmə]; 1836—1912) — британский художник нидерландского происхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи.То, что он интересовался античностью, служат его кратины. За всю свою жизнь создал 408 полотен, из которых более 300 были изображениями античности.

На раскопки он наведывался ежедневно в течение нескольких месяцев, что стало источником почти досконального знания жизни обитателей Древнего Рима. Его работы включали такое количество точных деталей, что некоторые критики обвиняли его в том, что жанровые картины более всего напоминали музейные каталоги.

розы гелиогабала в хорошем качестве

В 1888 году была создана одна из самых известных его картин — «Розы Гелиогабала».

Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Картина писалась в течение четырёх месяцев зимой, причём в течение всего этого времени художнику еженедельно присылали свежие розы с французской Ривьеры и даже из Африки.

розы гелиогабала в хорошем качестве

На первом плане картины изображены гости, накрытые лепестками роз. На заднем плане видны сам Гелиогабал в золотой диадеме и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, который хранится в музеях Ватикана.

На этой картине изображается очень жестокий момент: Гелиогабал приглашал к себе на великолепный пир и когда гости насыщались, потолок сдвигался и лепестки цветов сыпались на гостей, покрывая их с головой так, что люди задыхались и умирали. А он сам с избранными гостями с усмешкой наблюдал за этим ужасным зрелищем.

В картине поражает контраст между нежными лепестками роз, красивыми молодыми людьми и жуткой сущностью происходящего.

Сам Гелиогабал был очень красивым юношей, но его из-за жестокости убили в 18 лет и сбросили в Тибр.

Чтобы глубже понять картину, нужно знать кто же он Гелиогабал? ГЕЛИОГАБАЛ, Марк Аврелий Антонин Бассиан Римский император в 218—222 гг. Род. в 204 г. † 11 марта 222 г.

Свое правление он начал с убийства родного брата, чтобы самому царствовать и всем владеть.

Ему было всего четырнадцать лет, когда он стал императором Рима в 218 году нашей эры. Его возмутительное поведение и пренебрежение к конвенции привело к его смерти только спустя четыре года.

Став императором, он предавался всяким неистовствам: с упоением плясал около статуи бога, не признавал римские одежды, облачаясь по своему обыкновению в пышные варварские наряды, украшал себя золочеными пурпурными тканями, ожерельями и браслетами, а также румянился и красил глаза. Каждое утро он закалывал и возлагал на алтари гекатомбы быков и огромное число мелкого скота, нагромождая различные благовония и изливая перед алтарями много амфор очень старого превосходного вина. Затем он пускался в бурный танец под звуки кимвалов и тимпанов, вместе с ним плясали женщины, его соплеменницы, а всадники и сенат стояли кругом как зрители (Геродиан: 5; 5, 8).

Не гнушался он и человеческими жертвами, заклав в честь Эль-Габала нескольких знатных и красивых мальчиков. Многих он принуждал участвовать в своих оргиях, возбуждавших в римлянах чувство омерзения и негодования: специальные рассыльные разыскивали для императора в общественные банях людей с большими половыми органами и приводили их к нему во дворец для того, чтобы он мог насладиться связью с ними. Своих любовников, людей самого низкого звания, он делал потом консулами, префектами, наместниками и военачальниками. Префектом претория при нем был плясун Эвтихиан, префектом охраны — возница Кордий, префектом снабжения — цирюльник Клавдий.

Роскошь и мотовство императора доходили до таких пределов, что он ни разу в жизни не одел дважды одну и ту же одежду и даже одни и те же драгоценности. А некоторые утверждают, что он ни разу не помылся дважды в одной и той же бане, приказывая после мытья ломать их и строить новые. Испражнялся он только в золотые сосуды, купался исключительно в водоемах, заполненных душистыми мазями или эссенцией шафрана, а для согревания своих апартаментов распорядился жечь индийские благовония без угольев. Роскошью пиров Гелиогабал превзошел даже Вителлия. Не раз горох у него подавали с золотыми шариками, бобы — с янтарем, рис — с белым жемчугом, а рыб вместо перца посыпали жемчугом и трюфелями. Собак он приказывал кормить гусиными печенками, а в ясли лошадям сыпать анамейский виноград (Лампридий: «Антонин Гелиогабал»; 10, 29—33).

Широко известны лотереи Гелиогабала, доведенные до абсурда, в которых можно было выиграть, например, десять верблюдов или десять мух, десять фунтов золота или десять фунтов свинца. Своим друзьям он каждый день что–нибудь дарил, оставляя без подарка только честных людей, которых считал пропащими.

Не самым страшным аспектом правления Гелиогабала были человеческие жертвы, которые приносили по всей Италии.

Гелиогабал, сириец, ставший римским императором, — один из центральных образов эпохи декаданса. В 1892 г. немецкий поэт ГЕОРГЕ Стефан(Бюдесхейм, 1868 — Минусио, близ Локарно, 1933) избрал этот персонаж (стихотворный цикл «Альгабал»), чтобы создать из него символ горделивой и одинокой души, символ победительной и чистой воли, скрытой под этой «кладовой сокровищ» (о которой уже грезилось Бодлеру) и подземным дворцом с садами, в которых всегда стоит весна.

Современники называли его «воплощением римской культуры на рейнской почве» и «Наполеоном при дворе муз».

Источник

Смерть под розами. Как император Гелиогабал расправился со своими недругами

Автор: Картины рассказывают.

В 1888 году английский художник Лоуренс Альма-Тадема написал картину «Розы Гелиогабала».

Картина была заказана сэром Джоном Эйрдом, известным английским строительным подрядчиком конца 19-го и начала 20-го веков и восторженным коллекционером британского искусства, за 4000 фунтов.

Альма-Тадема взял за основу картины сомнительный по достоверности рассказ из «Истории августов», сборника биографий римских императоров, охватывающий период со 117 по 285 годы.

Но его быстро остановили. Императором он пробыл четыре года. С 218 по 222 год. Убили его вместе с матерью в возрасте неполных девятнадцати лет.

Так что жизнь у Гелиогабала была совсем короткой. Впрочем, за свою короткую жизнь он успел поиметь три официальные жены. Да еще он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он. И женщин, и мужчин.

А как он разбирался со своими недругами и рассказывает картина, о которой мы говорим.

Однажды император Гелиогабал пригласил в свой дворец тех, кого считал недругами. И во время пира приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что приглашенные на пир его недруги задохнулись.

На картине Альма-Тадема как раз и изображен момент, когда розы засыпают гостей. А сам император с матерью и особо приближенными к нему людьми наблюдает за смертью.

Но надо заметить, что источник ( «Истории августов») сомнителен. И было все так на самом деле, никто не знает и уже никогда не узнает.

Не смотря на это, Лоуренс Альма-Тадема подошёл к работе серьезно. Поскольку в то время, когда художник писал картину, розы в Соединенном Королевстве были не по сезону, то ему отправляли лепестки роз с юга Франции каждую неделю в течение четырех месяцев. Пока картина была не написана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *