российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Востребованность у работодателей

Для оценки этого критерия Forbes Education провел опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 годах.

Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.

Наиболее востребованными у работодателей оказались вузы технической направленности. В числе университетов, чьих выпускников стремятся нанимать в первую очередь чаще всего упоминались ВШЭ (вуз упомянули 54% опрошенных работодателей), МГУ им. М.В.Ломоносова (49%), МГТУ им. Н.Э. Баумана (40%), МФТИ (37%), МИФИ (31%) и УрФУ им. Б.Н. Ельцина (31%). При этом рекордсменом по числу успешно трудоустроившихся выпускников оказалась Российская экономическая школа: в вузе обучается всего 413 студентов (для сравнения, в МГУ им. М.В. Ломоносова – 35 080), однако выпускники РЭШ оказались в штате значительного числа лучших компаний России.

20 самых востребованных вузов у работодателей:

Нетворкинг

5 самых востребованных российских вузов среди детей миллиардеров:

20 вузов с лучшим нетворкингом (по сумме баллов)

Качество образования

Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.

20 вузов с лучшим качеством образования

Международное признание

Существует три наиболее авторитетных мировых рейтинга вузов: шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU), британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Присутствие вуза в рейтингах говорит о его узнаваемости за пределами России. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трем рейтингам и перевел результат в 10-балльную систему.

Источник

Университеты для будущей элиты. 100 лучших вузов России по версии Forbes

В 2018 году, решив составить рейтинг высших учебных заведений, Forbes поставил перед собой задачу не только оценить качество российского образования, но еще и выяснить, какие вузы выпускают специалистов с предпринимательской жилкой, способных в дальнейшем войти в список Forbes или стать частью российской политической элиты. Первое и второе места в прошлом году заняли Российская экономическая школа и РАНХиГС соответственно. В первой двадцатке оказались еще три вуза экономической направленности: Высшая школа экономики, Финансовый университет при Правительстве РФ и Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Но гораздо более многочисленной оказалась группа вузов технического и естественно-научного профиля — в топ-20 их было девять. В этом году таких университетов уже десять, и сразу два из них в первой тройке — МИСиС (№1) и МФТИ (№3).

Современная экономика неразрывно связана с новыми технологиями, и кому, как не выпускникам технических вузов, суждено быть элитой страны. Николай Сторонский, создатель популярного финтех-стартапа Revolut, сам имеет диплом Физтеха и нанимать предпочитает людей с похожим образованием. «Потому что если что-то надо сделать, то технари гораздо быстрее могут справиться», — объяснял он в интервью Forbes. Сторонский из тех, кто уверен, что для создания успешной технологической компании обязательно нужно техническое образование: «У основателя должно быть структурное мышление, чтобы понимать, как все работает. Если его нет, то тот же самый процесс займет очень долгое время. Взгляд формируется еще с детства и с университета». Техническое образование и у создателей EdTech-стартапов — Skyeng и «Учи.ру».

Методика рейтинга по сравнению с 2018-м не поменялась. За основу были взяты данные мониторинга эффективности деятельности более 1000 учреждений высшего образования, подготовленного Министерством образования. Методика учитывает не только качество образования, но и статистические данные о трудоустройстве выпускников, их востребованности в регионах, количестве предпринимателей среди них. Также Forbes изучил биографии более 1600 представителей российской элиты — участников списка Forbes и их детей, руководителей частных и государственных компаний, чиновников и депутатов. Таким образом, вузы проанализированы по десяти метрикам, сгруппированным на три составляющие: качество образования (максимум 50 баллов), качество выпускников (максимум 30 баллов) и фактор Forbes, учитывающий «элитность» учебного заведения и долю предпринимателей в общем числе выпускников (максимум 20 баллов). В рейтинг не вошли вузы, находящиеся в ведении силовых ведомств, поскольку они не отчитываются перед Министерством образования и мониторинга их деятельности нет. Но мы не исключали из списка творческие и спортивные вузы. В финальном списке вузов остались узкоспециализированные университеты с одной или двумя специальностями.

Источник

Лучшие технические вузы России

Когда поступаешь в вуз, хочется выбрать лучший из доступных. Советы знакомых и отзывы в Интернете не помогут составить объективную оценку качества универа, а вот рейтинговые агентства могут! Есть огромное множество рейтингов технических вузов России. Мы отобрали три хороших рейтинга, а теперь расскажем, куда лучше всего поступать технарям.

Лучшие технические вузы России

Чем хороший рейтинг отличается от плохого?

Для начала давайте определим, чем хороший рейтинг отлчиается от плохого. Хороший рейтинг — это целое исследование:

1) Сначала надо определить методику оценки технического вуза, и тут сказать проще, чем сделать. Что действительно важно для хорошего универа:>

Придется немало подумать, прежде чем сформируется нужный список критериев для выбора технического вуза.

2) Следующий важный аспект – определение коэффициента значимости для каждого параметра. Например, что сильнее влияет на качество универа: квалификация преподавательского состава или количество студентов? Над этими вопросами размышляют специально отобранные эксперты, которые и присваивают каждому параметру коэффициент значимости или вес.

3) Теперь самый очевидный этап: посчитать. И тут могут быть трудности. Если количество научных публикаций подсчитать относительно просто, то как оценить мнение студентов? Тут намечается целое отдельное социологическое исследование.

Теперь понимаете, почему оценка универа на IRecommend необъективна? Хотя и такие сайты полезно почитать.

В итоге мы отобрали 3 рейтинга. Они немного отличаются, потому что оценивают разные параметры универа. Но оно и хорошо, ведь не каждый идет в технический вузза карьерой ученого, кто-то хочет быстро найти работу и много зарабатывать!

Технические направления подготовки в вузах

В перечне Министерства образования и науки выделены следующие технические направления обучения в вузах:

И это лишь 10 наиболее интересных. Все специальности можно посмотреть в перечне Минобра.

Преимущественно данные специальности готовят студентам к профессиям, связанным с техническим оснащением предприятий, инженерным и строительным делом. Вы научитесь управлять машинами и различными техническими приборами, а также проектировать их. Техническая часть есть в любой сфере, что позволяет говорить о широком спектре профессий в этой области.

Топ-10 технических вузов России по рейтингу Forbes

Рейтинг Forbes выделяет следующие вузы:

Топ-10 технических вузов России по рейтингу RAEX

Топ-10 технических вузов России по рейтингу SuperJob

Рейтинг SuperJob выделяет следующие вузы:

Рейтинги могу стать хорошим подспорьем в выборе университета. Мы рассказали далеко не о всех, но зато теперь вы знаете, как найти хороший рейтинг и выбрать подходящий под ваши требования технический вуз.

Источник

Лучшие технические вузы России

Техническое образование стало наиболее популярным, благодаря глобализации экономики и резкому скачку в развитии робототехники, аэрокосмической инженерии и широкой автоматизации процессов. Спектр технических специализаций крайне разнообразен, а количество вузов в одной только России насчитывает более двухсот пятидесяти. И для определения лучшего вуза из всех доступных применяются данные об учебных заведениях, такие как эффективность образовательной программы, квалификация преподавателей, количество научных грантов и прочее. Так формируется список лучших российских технических институтов, академий, университетов.

На рейтинг также влияет количество абитуриентов на место. Вузы очень внимательно относятся к отбору студентов и принимают только самых талантливых. Будущие технари должны иметь высокий балл по физике, математике, химии.

При выборе учебного заведения стоит узнать, является ли оно приоритетным у работодателей и сколько процентов выпускников смогли устроиться на высокооплачиваемые должности. Ниже представлены ТОП-10 учебных заведений 2020 года, в которых можно получить первоклассное техническое образование и стать востребованным специалистом на рынке труда.

Рейтинг ТОП-10 лучших технических вузов России

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

МГУ проводит обучение по физико-математическим специальностям. В рамках подготовки студенты изучают дисциплины инженерного и инновационного блока, а также учатся совмещать знания из технических и естественных наук (физика, математика и химия) и использовать эти знания для решения задач. Вуз внедряет современные технологии обучения, позволяющие превращать студентов из обычных слушателей в участников научной деятельности.

Есть бюджетные и платные места.
Стоимость от 435 970 рублей.
Вступительные испытания: 335 баллов.
ЕГЭ (средний): 85 баллов.

Адрес: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ, Главное здание, сектор А.
Телефон: +7 (495) 939-37-39
Сайт: https://www.msu.ru/

Санкт-Петербургский государственный университет

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Математико-механический факультет – это один из самых сильных центров страны. Его студенты получают фундаментальное математическое, инженерное, астрономическое образование. На базе факультета основано Математическое Санкт-Петербургское сообщество, членами которого являются выдающиеся математики России и других стран. Также действует юношеская математическая школа, которая занимается просвещением учеников, проводя кружки, семинары и олимпиады.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 267 400 рублей.
Вступительные испытания: 288 баллов.
ЕГЭ(средний): 75,00 баллов.

Адрес: 198504, Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский пр., дом 28.
Телефон: (812) 428-42-10
Сайт: https://spbu.ru/

Московский физико-технический институт (Государственный университет)

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Это ведущий технический вуз России. Студенты изучают прикладную математику, информатику, физику, химию и другие точные и естественные науки. Здесь работают ученые с мировой известностью, которые занимаются нанооптикой, фотоникой и квантовыми вычислениями. Основатели вуза – нобелевские лауреаты Капица, Семенов и Ландау. Они заложили уникальную систему образования – отбирать самых талантливых учеников и вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность.

Есть бюджетные и платные места
Стоимость от 270 000 рублей.
Вступительное испытание: 392 балла.
ЕГЭ (средний): 95 баллов.

Адрес 141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9
Телефон: (495) 408-45-54
Сайт: https://mipt.ru/

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Основа деятельности вуза – эмпирические исследования и распространение научных знаний. Преподаватели, ученые и студенты поддерживают высокие академические результаты деятельности, и вносят огромный вклад в формирование научного российского общества. Преподавательский состав создает благоприятные условия для развития каждого студента. В этом вузе изучают прикладную механику, математику, информатику и физику.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 350 000 рублей.
Вступительное испытание: 275 баллов.
ЕГЭ (средний): 94 балла.

Адрес: 101000, г. Москва, Мясницкая ул., 20
Телефон: 8 (495) 771-32-32
Сайт: https://www.hse.ru/

МГТУ имени Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Это один из ведущих технических вузов страны. В нем подготавливают инженеров для предприятий ракетостроения и машиностроения. На данный момент ведется подготовка по множеству направлений, совмещая теоретические и практические знания. Выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда. Помимо образовательной программы, ведется и научно-исследовательская деятельность.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 270 119 рублей.
Вступительные испытания: 270 баллов.
ЕГЭ (среднее): 46,3 баллов.

Адрес: 105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д.5, стр.1,
Телефон: +7(499)263-6391
Сайт: https://bmstu.ru/

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

НИЯУ МИФИ — не только основной вуз атомной промышленности, но и альма-матер многих физиков-ядерщиков. Университет владеет высокотехнологичными установками, а также ядерным реактором. МИФИ находится на лидирующей позиции по обучению специалистов национальной безопасности. Для реализации учебной программы университет владеет электронными учебниками, лабораториями, тренажерами. Многие выпускники проходили стажировки в лучших ядерных центрах мира.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 258 000 рублей.
Вступительный испытание: 269 баллов.
ЕГЭ (средний): 85,3 балла.

Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
Телефон: +7 495 788 5699
Сайт: https://mephi.ru/

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

ТПУ внедряет современные технологии образования, у него собственный образовательный стандарт. Выпуски этого вуза – высококвалифицированные инженеры. Качество обучения студентов обеспечивается уникальной учебной и материальной базой. ТПУ владеет действующим ядерным реактором, а также современным Научным парком. Ученые вуза создали первый космический спутник на 3D-принтере и первый 3D-принтер для работы в невесомости.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 51 080 рублей.
Вступительные испытания: 212 баллов.
ЕГЭ (средний): 75 баллов.

Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
Телефон: +7 (3822) 60-63-33
Сайт: https://tpu.ru/

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Институт готовит научную и производственную элиту. Фундаментальное техническое образование позволяет выпускникам легко адаптироваться к потребностям рынка труда. ННИГУ включает в себя физико-математическую школу, колледж информатики, а также научные центры. В преподавательский состав входят кандидаты и доктора наук – члены РАН.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 160 000 рублей.
Вступительные испытания: 270 баллов.
ЕГЭ (средний): 77,0 баллов.

Адрес: 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Телефон: +7 (383) 363-40-37
Сайт: https://www.nsu.ru/

Национальный исследовательский Томский государственный университет

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

ТГУ – это классический исследовательский вуз, центр науки и инноваций. Подготавливает специалистов и магистров в области физики, радиофизики и химии. Здесь учатся более 15 тысяч студентов и работают 4 тысячи преподавателей. При университете функционирует военный центр, в котором готовят офицеров запаса.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 142 800 рублей.
Вступительные испытания: 216 б.
ЕГЭ (средний): 52 б.

Адрес: Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36.
Телефон: (3822) 529-772
Сайт: http://www.tsu.ru/

Казанский (Приволжский) федеральный университет

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

КФУ готовит специалистов, как для Приволжского региона, так и для иностранных государств. Развитая международная программа позволяет студентам проходить языковые стажировки. Обучение проводится по физическим, химическим, компьютерным и инженерным направлениям. Также КФУ оснащает научные лаборатории оборудованием, соответствующим мировым стандартам качества.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 114 970 рублей.
Вступительные испытания: 234 балла.
ЕГЭ (средний): 56,0 баллов.

Источник

Топ-100 вузов России

Деcятый, юбилейный рейтинг

Наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты.

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.

российский технологический университет рейтинг среди вузов россии

Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского государственного университета

Рейтинги – хороший инструмент для анализа развития университета. Они отражают текущее положение вуза, демонстрируют области, в которых есть перспективы развития. Мы очень рады, что Южно-Уральский государственный университет входит в топ лучших университетов России по версии рейтингового агентства RAEX. Ежегодное нахождение ЮУрГУ в топе говорит о стабильности развития университета в целом. Хотя рейтинги и позволяют университету двигаться вперед, они не являются самоцелью образовательной организации. Приоритеты ЮУрГУ — развитие науки, качественное образование и влияние на социально-экономическое развитие региона. Университет уделяет большое внимание развития личности, предоставляя каждому возможности для формирования навыков и раскрытия способностей.

Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

Рост доступности

За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8%. Что же касается платного обучения, то впервые за всё время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах-участниках рейтинга не выросла.

Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга RAEX, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах из рейтинга RAEX доля бюджетного приема за год выросла с 67,0% до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7% до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться очень высоким. Это наглядно иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического университета.

Социальный вектор

Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.

Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.

Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».

Публикации превыше всего

Данные рейтингов RAEX последних лет свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. За пять лет количество публикаций на одного научно-педагогического работника в среднем по топ-100 вузов России выросло в 3,5 раза. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР по топ-100 за последние пять лет выросло примерно в семь раз. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.

Международная интеграция сбавила обороты

Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы, – доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть – с 8,1% до 11,7%, при том что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем, год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло – сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. Так, Северо-Кавказский федеральный университет дистанционно привлек 130 иностранных преподавателей и экспертов для чтения лекций, проведения летних/зимних школ, мастер-классов и семинаров для сотрудников и студентов, реализации совместных образовательных программ, участия в конференциях, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат. «Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тысячи участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых», – сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков. А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в оффлайн-формате. В это же время, отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечаются интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая», – говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.

Что в минусе: болевые точки

Главная проблема в развитии высшей школы в России – кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами – в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) в расчете на 100 студентов – длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год – период, сопряженный со стартом проекта 5-100, – то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель участников рейтинга RAEX ежегодно ухудшался, и к 2020 году данное соотношение снизилось до 6,94.

Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские указы», требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.
Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. В частности, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно считает, что оптимизация кадрового состава продолжится: «С учетом использования IT-технологий, которое было резко стимулировано пандемией COVID-19, российские вузы постепенно увеличивают соотношение числа студентов и преподавателей, соответственно, сокращая обратное соотношение – число преподавателей на одного студента. Это естественный процесс, который будет продолжаться еще несколько лет».

Еще одна негативная тенденция – на этот раз краткосрочная – снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. Этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 до 130,7 млн рублей. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов – один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн рублей, тогда средняя цифра для технических вузов составляет всего около 100 млн рублей.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами.

«Основные заказчики ДПО – это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников», – говорит Рудской. Второй фактор – ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 г. многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн. Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года», – заключает Рудской.
Сейчас рынок ДПО постепенно восстанавливается, в целом ожидания от 2021 года находятся примерно на уровне 2019 года, отмечает Дмитрий Штыхно. Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом мы никогда не вернёмся к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».

Государство меняет приоритеты

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.

Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *