рок опера топ 10
9 шедевральных рок-опер
The Pretty Things — «S. F. Sorrow» (1968)
Изначально четвертый студийный альбом является концептуальным: песни описывают жизнь и страдания выдуманного персонажа под именем Себастьян Ф. Печаль (Sebastian F. Sorrow). Однако, несмотря на концептуальность, альбом является также и рок-оперой, написанной, составленной и записанной до релиза рок-оперы «Tommy» группы The Who. Именно Pretty Things были в числе пионеров — тех, кому пришла в голову идея записать альбом с сквозным сюжетом идущим через все песни. То есть их можно косвенно обвинить в появлении в семидесятые множества занудных и претенциозных записей. Это не означает что их собственный альбом был таким, первые блин далеко не всегда выходит комом.
The Who — «Tommy» (1969)
Сюжет альбома был сочинён гитаристом Питом Таунсендом. Пластинка повествует о жизненном пути слепого и глухонемого мальчика по имени Томми. Лонгплей был издан на двух дисках, впервые в истории на обложке альбома значилось название жанра «рок-опера».
Слушайте Tommy — The Who на Яндекс.Музыке
«Jesus Christ Superstar» (1970)
Эта рок-опера была написана Эндрю Ллойдой Уэббером и Тимом Райсой и поставлена на Бродвее спустя год после создания. В альбоме «Jesus Christ Superstar», вышедшем в 1970 году, заглавную партию исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. В записи приняли участие другие известные исполнители: Мюррей Хэд, Майк Д’Або (экс-Manfred Mann), блюзмен Виктор Брокс, а также Пол Рэйвен (он же Гари Глиттер) и Ивонн Эллиман, ставшие известными впоследствии.
David Bowie — «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» (1972)
Пятый студийный и первый концептуальный альбом британского музыканта Дэвида Боуи был изданн в 1972 году. Диск достиг пятого места в хит-параде Великобритании и 75-го — в американском чарте журнала Billboard. Одноимённый фильм был срежиссирован документалистом Донном Аланом Пеннибэйкером в 1973 году, позже фильм был переиздан к 30-летнему юбилею альбома. Альбом занимает 35-е место в списке Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времён».
The Who — «Quadrophenia» (1973)
Шестой студийный альбом английской рок-группы The Who вышел 19 октября 1973 года. Альбом, состоящий из двух LP, стал второй полноценной рок-оперой группы. Концепция альбома — социальные, музыкальные и психологические изменения английской молодежи Лондона и Брайтона, произошедшие в 1964–1965 годах.
Слушайте Quadrophenia — The Who на Яндекс.Музыке
Genesis — «The Lamb Lies Down on Broadway» (1974)
Двойной концептуальный альбом британской группы Genesis записан и выпущен в 1974 году. Это шестой студийный альбом — последний, записанный с участием основного вокалиста Питера Гэбриэла. Главный герой альбома — Раэль — попадает на нью-йоркское «дно», где подвергается всевозможным соблазнам. Существует легенда о значительном участии в альбоме Брайана Ино. Однако на самом деле Ино по просьбе Гэбриэла поучаствовал в искажении вокала для композиции «The Grand Parade of Lifeless Packaging», а также в обработке пары других вокальных партий. По словам Тони Бэнкса, Ино также наигрывал вступление для «In the Cage», но в финальную версию трека от него практически ничего не вошло. Альбом занял 37-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.
Рок-опера британского композитора Джеффа Уэйна 1978 года в стиле прогрессивный рок написана по мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса. Альбом, как и книга разделен на две части: «Прибытие марсиан» (в пяти композициях) и «Земля под властью марсиан» (в семи). В целом он построен на ряде периодически возвращающихся музыкальных тем и состоит из длинных инструментальных проигрышей, нескольких песен и диалогов. В дополнение ко всему этому — набор различных звуковых эффектов и ужасных потусторонних звуков, имитирующих крики марсиан.
Pink Floyd — «The Wall» (1979)
Одиннадцатый студийный альбом британской группы Pink Floyd увидел свет 30 ноября 1979 года на двух дисках. Это последний релиз группы, записанный в классическом составе: Дэвид Гилмор (гитара), Роджер Уотерс (бас), Ник Мейсон (ударные) и Ричард Райт (клавишные). В поддержку альбома был организован помпезный гастрольный тур со сложными театрализованными постановками. В 1982 году вышла киноадаптация записи — художественный фильм «Стена». Как и три предыдущих диска Pink Floyd, «The Wall» является концептуальным альбомом, исследующим тему отчуждения и самоизоляции. По своей структуре это — рок-опера, сюжет которой повествует о Пинке (главный герой сочетает в себе черты самого Уотерса и первого лидера группы — Сида Барретта).
Слушайте The Wall — Pink Floyd на Яндекс.Музыке
David Bowie — «1.Outside» (1995)
Девятнадцатый студийный и третий концептуальный альбом Дэвида Боуи выпущен 26 сентября 1995 года в сотрудничестве с Брайаном Ино. Предполагалось, что он будет первым в серии из пяти альбомов-рассказов об искусстве и убийстве. Боуи планировал выпустить по одному альбому в год в период с 1995 по 1999. Однако идея не осуществилась, и «1.Outside» так и остался первым и единственным альбомом серии. Альбом содержит подзаголовок: «Ритуальное Арт-Убийство Малышки Грэйс Блю: Нелинейный Готический Драматический Гипер-цикл» («the Ritual Art-Murder of Baby Grace Blue: A non-linear Gothic Drama Hyper-Cycle»). Сюжет произведения концентрируется вокруг персонажей мрачного апокалиптического мира, действия происходят накануне XXI-века. «1.Outside» вернул Боуи обратно на волну мейнстримового рока, поддерживаемый хит-синглами «The Hearts Filthy Lesson», «Strangers When We Meet» и «Hallo Spaceboy».
7 знаменитых рок-опер
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником стал Пит Таунсенд, который вместе со своей группой The Who выпустил альбом «Tommy». Хотя некоторые критики считают, что первой была команда The Pretty Things со своей концептуальной пластинкой «S.F. Sorrow». Наиболее известным в СССР и РФ представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников. Предлагаем вашему вниманию подборку самых известных рок-опер.
«Tommy»
Культовый альбом The Who о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми долгое время не сходил с театральных подмостков. Первая адаптация концептуальной пластинки появилась в виде хореографической постановки. А к оперной версии привлекли актрису Бетт Мидлер. В течение 1972 и 1973 годов «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. В 1975 году пластинка была успешно экранизирована режиссёром Кеном Расселлом. В 2003 году альбом попал на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а песни «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me» были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Таунсенда и его легендарной команды.
«Юнона» и «Авось»
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением написать либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал. Но предложил взамен свою поэму «Авось», посвящённую путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию, где он встретился с юной Кончитой Аргуэльо. Словосочетание «рок-опера» в те времена было запрещено, поэтому публике представили ее как «современную оперу». Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно со спектаклем в 1980 году записали и ее аудиоверсию, но уже с другими исполнителями. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена во многих странах.
«Иисус Христос – суперзвезда»
В своей третьей совместной работе Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили рассказать историю Иисуса Христа через рок-песни. Роль главного героя была отдана Иуде, который изображается рациональной личностью, в отличие от слишком эмоционального и не вполне понимающего цель собственной жертвы Иисуса. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила его жена Йоко Оно — предложение отозвали. В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, а на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году произведение экранизировали, что очень не понравилось религиозным организациям. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version». Российский ремейк классического творения записан в 1992 году со звездным составом. Место нашлось и рокерам: например, Сергей Минаев исполнил роль Иуды. Христоса доверили петь Михаилу Серышеву из группы Мастер, которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. На записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил.
«Мастер и Маргарита»
Творение Александра Градского 2009 года примечательно тем, что его мало кто слышал. Работа над оперой велась с 1985 года. Был собран звездный состав: Андрей Макаревич, Иосиф Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян. Но Градский решил отказаться не только от самой идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Сначала проблемы возникли из-за авторских прав на роман. Когда вопрос решили, Александр издал рок-оперу подарочным, тиражом. Те, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.
«Эльфийская рукопись»
Метал-опера и концептуальный альбом пауэр-метал-группы «Эпидемия» увидел свет 13 февраля 2004 года. Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная гитаристом Юрием Мелисовым. Сначала постановка должна была основываться на книжной серии Dragonlance, но в итоге получился самостоятельный сюжет. Продюсировал все гитарист Арии Владимир Холстинин. Роли исполняли сами участники группы Эпидемия, Артур Беркут, Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, Кирилл Немоляев из Бони НЕМ, Александра Чеботарёва и Алексей «Lexx» Кравченко из Мастера. Показы каждый раз проходят с аншлагом. По просьбам поклонников группа играла оперу и на выступлениях в турах по России, правда получалось не в таком масштабе, как в столице.
«TODD»
Рок-мюзикл «TODD» (она же зонг-опера ужасов) переживает уже 7 театральный сезон. В 2010 году Михаил Горшенёв увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка-парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TODD», в который постепенно влились все музыканты группы Король и Шут. Театральная премьера состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактёра. Ее предварил выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт, а повествовательный текст прочитал актер театра и кино Вениамин Смехов. После смерти в июле 2013 года исполнителя главной роли и идейного вдохновителя Михаила Горшенева на главную роль был приглашён Роберт Остролуцкий.
От «Томми» до «Юноны и Авось»: 7 знаменитых рок-опер
Илья Маршак
«Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку классических рок-опер, ставших визитными карточками жанра.
1. «Tommy» (1969)
После того, как капитан Уокер не возвращается после одного из сражений Первой мировой войны, его жене Норе приходит «похоронка». Через четыре года капитан возвращается домой и, обнаружив, что жена нашла себе любовника, убивает его. Свидетелем преступления становится маленький Томми, которого мать с отцом убеждают в том, что он ничего не видел, не слышал, и никому ничего не скажет. Очень быстро ребёнок действительно становится глухим, немым и слепым. В своём подсознании он учится интерпретировать все физические ощущения как музыку. Спустя ещё несколько лет Томми обнаруживает в себе талант игры в пинбол, становится международной знаменитостью и освобождает своё измученное сознание.
Культовый альбом The Who долгое время не сходил с театральных подмостков, а в 1975 году был успешно экранизирован Кеном Расселлом. Роли в картине исполнили сами участники группы, а также Элтон Джон, Тина Тёрнер, Эрик Клэптон и Джек Николсон.
В 2003 году пластинка попала на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а такие песни, как «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me», были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Тауншенда и его легендарной команды.
2. «Jesus Christ Superstar» (1970)
Самой популярной книгой в истории человечества была и остаётся Библия, самой популярной музыкой в 1970 году был хард-рок. В своём третьем по счёту совместном мюзикле Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили заново рассказать историю Иисуса Христа – посредством рок-песен, каждая из которых звучала как радиохит.
В своём либретто Райс в основном следовал евангельским текстам, однако при этом по-своему трактовал многие ключевые моменты Нового Завета. В частности, роль ведущего персонажа была отдана Иуде, представленном рациональной и последовательной личностью в противовес чересчур эмоциональному и не вполне понимающему цель собственной жертвы Иисусу. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила Йоко Оно, и Уэббер отказался от своего предложения.
В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, в этом же году на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году режиссёр Норман Джуисон осуществил экранизацию постановки, подвергшуюся нападкам со стороны различных религиозных организаций, однако снискавшую успех у зрителей и критиков. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version».
Переведённый на многие языки мира, «Иисус Христос Суперзвезда» по сей день пользуется фантастической популярностью у любителей театра и рок-музыки. В Москве спектакль идёт в театре имени Моссовета и Московском театре музыки и драмы Стаса Намина.
[OBJ Ария Иуды «Heaven On Their Minds» (фрагмент из фильма «Jesus Christ Superstar» 1973, в роли Иуды – Карл Андерсон)]
3. «Quadrophenia» (1973)
В основу второй полноценной рок-оперы The Who была положена история двадцатилетнего лондонского мода Джима, сталкивающегося с социальными, музыкальными и психологическими изменениями в молодёжной среде Лондона образца 1965 года.
В 1979 году режиссёр Фрэнк Роддэм снял по мотивам сюжета пластинки картину, которую журнал Total Film в 2004 году внёс в список величайших британских фильмов всех времён.
[OBJ The Who – The Real Me (фрагмент из фильма «Quadrophenia» 1979)]
5. «The Lamb Lies Down On Broadway» (1974)
Последний альбом Genesis с Питером Гэбриэлом, «The Lamb Lies Down On Broadway» до сих пор вызывает множество ожесточённых споров в среде меломанов, причём как на родине музыкантов, так и во всем мире. Некоторые считают пластинку вершиной творчества группы, другие путаются в хитросплетениях сюжета и музыкальных «наворотах».
В первой половине семидесятых музыкальный театр Genesis «гремел» на весь мир – мало кто мог устоять перед невероятной харизмой солиста, делающего из прог-шедевров мини-спектакли. Многие критики относят последний выход Гэбриэла в составе коллектива к жанру рок-оперы, однако партии всех персонажей были исполнены им в одиночку.
[OBJ Genesis – The Lamb Lies Down On Broadway/Fly on a Windshield/Cuckoo Cuckoon (отрывки из шоу «The Lamb Lies Down On Broadway») 1974]
6. «The Wall» (1979)
Основным автором одиннадцатого студийного альбома легендарных Pink Floyd, стал басист и вокалист Роджер Уотерс, написавший материал на основе собственных переживаний.
Маленький Пинк Флойд растёт без отца под параноидальной опекой матери и сталкивается с жестоким миром в лице подавляющих личность учителей, что не может не отразиться на его дальнейшей истории. Так и не сумев со временем привыкнуть к суровым реалиям мира, Пинк оказывается на грани жизни и смерти и понимает, что справиться с ситуацией можно только разбив стену отчуждения между людьми.
Несмотря на то, что концепция диска близка к рок-опере, в нём почти отсутствует выраженное повествования от лица героев (за исключением композиции «The Trial»).
[OBJ Отрывок из берлинского шоу Роджера Уотерса «The Wall» (1990)]
7. «Юнона и Авось» (1980)
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением о написании либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал, предложив свою поэму «Авось» (1970). Сюжет произведения был посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию и его встрече с юной дочерью коменданта Сан-Франциско Кончитой Аргуэльо.
Поскольку словосочетание «рок-опера» в то время было запрещено, авторы представили произведение как «современную оперу». В главных ролях были задействованы Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно с работой над спектаклем в 1980 году была записана аудиоверсия оперы с другими исполнителями.
Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 года, через некоторое время (благодаря Пьеру Кардену) состоялись гастроли во Франции, США, Германии, Нидерландах и других странах. За 30 с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее и Украине.
[OBJ «Ангел, стань человеком» из рок-оперы «Юнона и Авось» (1983, в роли Резанова – Николай Караченцов, Кончита – Елена Шанина)]
5 самых известных рок-опер
Интересный жанр рок-оперы… Тут вам вроде мюзикл – сюжет и песни на сцене, но с классическим уклоном смысла и масштаба, к тому же все переиграно на рок-исполнение – барабаны и гитары… Это синтетический жанр, содержащий в себе много казалось бы несовместимых черт: академизм и консерватизм оперы и протестный характер рок-музыки. Это серия песен, музыкальные фрагменты, соединенные сюжетом.
В России на этом жанре специализируется только один театр – Санкт-Петербургский театр «Рок-опера», основанный в 1989 году на базе ВИА «Поющие гитары». Что парадоксально, он с момента основания и до сих пор не имеет собственной сценической площадки.
Считается, что направление образовалось в конце 1960-х годов в США. Первой рок-оперой стало творение британской группы The Who «Томми». История слепоглухонемого мальчика, впоследствии вылечившегося и ставшего новым мессией, получила хорошие оценки критиков и стала родоначальницей нового жанра. К самым знаменитым и выдающимся рок-операм относятся:
3. «Юнона и Авось» – российская опера – мистерия, премьера состоялась 31 декабря 1985 года. Это не первый опыт подобного жанра в Советском Союзе (до нее была зонг-опера «Орфей и Эвридика»), но она считается одной из лучших и самых узнаваемых отечественных рок-опер. Отличается тем, что содержит много поясняющего непесенного текста, но иначе и нельзя, слишком сложна тема: путешествие графа Резанова в Америку для налаживания дипломатических и торговых отношений, взаимное вспыхнувшее чувство с девушкой Кончитой, обручение, гибель графа по пути домой.
Рок опера топ 10
ПРОРОК:МЕТАЛ:ОГОНЬ! запись закреплена
#Rock_Opera@rocktop9 | ( ЧАСТЬ 1)
Рок-о́пера (англ. rock opera) — опера в жанре рок-музыки. Возникла в конце 1960-х годов в США, является разновидностью мюзикла.
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.