рейтинги программ первого канала
Итоги 2018: Самые популярные телепрограммы года
Первый канал — лидер рейтинга ТОП-100 программ.
Рейтинг года: ЧМ по футболу Россия — Хорватия на Первом
Ток-шоу года: «Пусть говорят»
Информационная программа года: «Время»
Формат года: «Голос»
В уходящем году Первый канал вновь был лидером зрительских предпочтений, именно его проекты устанавливали самые впечатляющие рейтинговые рекорды и выиграли конкуренцию на протяжении большинства эфирных недель:
Самый высокий рейтинг среди всех телепрограмм в уходящем году показал исторический для страны матч, четвертьфинал домашнего ЧМ по футболу Россия—Хорватия 7 июля 2018. Игра прошла в прямом эфире Первого канала с рейтингом 20.2% и фантастической долей в 63.6%! (здесь и ниже — данные Mediascope, TV Index, Россия 100+, аудитория «все 4+», полные сутки, 01.01.2018—16.12.2018)
Самой популярной регулярной программой года стало ток-шоу «Пусть говорят». Проект лидировал в рейтинге ТОП-100 на протяжении 12 недель, а 29 недель входил в тройку самых популярных программ. Примечательно, что это первый полный год, который программу ведет Дмитрий Борисов.
«Пусть говорят» с Борисовым уверенно выиграло конкуренцию в линейке ежедневных ток-шоу остро социальной тематики (ближайший конкурент в этом жанре — «Прямой эфир»):
Среди федеральных информационных программ в России больше всего зрителей в уходящем году собирала программа «Время». В этом году не только за кадром, но и в кадре команду программы возглавил Кирилл Клейменов. «Время» на протяжении 21 недели входила в тройку лидеров российского телеэфира. И по среднему рейтингу года «Время» опережает конкурентов (ближайший конкурент в этом жанре — «Вести в 20:00»).
Самым популярным развлекательным форматом года стал «Голос». Девять недель выпуски проекта «Голос», «Голос. Дети» и «Голос 60+» входили в тройку самых популярных программ страны, а два их них возглавляли ТОП-100. Интересно, что до вершины зрительского хит-парада дважды добрался именно дебютант — «Голос 60+» — проект, состоявший всего из четырех выпусков. Еще до премеры «Голос 60+» обвиняли в политической ангажированности и снижении планки, однако сразу после выхода в эфир проект собрал не только высокие рейтинги, но и самые теплые и восторженные отзывы зрителей в соцсетях.
Digital-рекорд года возвращает к теме спорта — свыше 40 млн. уникальных пользователей более 173 млн. раз посмотрели контент ЧМ-2018 на всех digital-площадках Первого канала.
ТОП-10 телепередач в 2018:
№ | Дата | Rtg% | Share% | Телекомпания |
---|---|---|---|---|
1 | : Россия — Хорватия | 20.17 | 63.65 | Первый |
2 | : Испания — Россия | 18.6 | 57.71 | Россия 1 |
3 | : Франция — Хорватия | 16.22 | 53.92 | Россия 1 |
4 | : Россия — Египет | 15.78 | 47.41 | Россия 1 |
5 | : Россия — Сауд. Аравия | 14.05 | 48.26 | Первый |
6 | Хоккей Олимпиада: Россия — Германия | 12.79 | 52.27 | Первый |
7 | Последний богатырь | 11.8 | 32.24 | Россия 1 |
8 | Футбол: — Россия | 11.76 | 48.39 | Первый |
9 | Военный парад 9 мая | 11.68 | 39.44 | Первый |
10 | Вести Спецвыпуск | 11.39 | 36.1 | Россия 1 |
Mediascope, TV-index, Россия 100+, аудитория «все 4+», полные сутки, — 16.12.2018, Топ по уникальным выходам, программы длительностью более 5 минут.
Кирилл Клейменов, ведущий программы «Время», заместитель генерального директора Первого канала:
В современном мире новости перестали быть тем, что ты узнаешь только из телевизора. Новости доступны 24 часа в сутки. В какой-то момент стало понятно, что мы должны искать новый информационный формат, который не просто предлагает зрителю набор событий, но и помогает в нем сориентироваться и разобраться. Предложить точку зрения, с которой зритель вправе согласиться или нет.
Юрий Аксюта, главный режиссер развлекательных программ Первого канала, продюсер проекта «Голос»:
Искренность, глубина чувств и судьба — вот что такое «Голос 60+». Наверно, сейчас это мой самый любимый проект. Все, кто его делал, относились к участникам невероятно трепетно, а те проживали на сцене сильные и неподдельные эмоции! «Голос» старается не фальшивить. Мы уважаем зрителя, и зритель отвечает нам взаимностью.
Дмитрий Борисов, ведущий ток-шоу «Пусть говорят»:
Здорово, что зрители оценили перемены, случившиеся с программой за эти полтора года. А зрительский успех облегчает задачу и нашим героям, когда они решают, куда именно им идти и где наиболее интересно, объективно и полно расскажут их историю. И да, они идут именно к нам, на «Пусть говорят», на самую популярную программу.
«Первый канал» в пятый раз уступит «России 1» звание самого популярного
РБК подводит предварительные итоги 2020 года на основе телеизмерений за январь—ноябрь. Практика всех последних лет показывает, что декабрь не может изменить уже сложившийся за 11 месяцев расклад сил и по итогам всего года цифры кардинально уже не изменятся.
Этот год с точки зрения телеизмерений особенный — впервые для вещателей и рекламодателей базовыми стали данные о телевизионных предпочтениях абсолютно всех жителей России. До этого измерения были ограничены только крупными городами — теми, в которых проживают от 100 тыс. человек. Расширению измерений способствовал переход с аналогового на цифровой формат вещания — к концу 2019 года практически всему населению страны стали доступны 20 основных телеканалов.
Но в открытых источниках данных по телевизионным предпочтениям жителей всей страны нет. Уполномоченный Роскомнадзором измеритель российской телеаудитории, компания Mediascope, по согласованию с телеканалами, как и раньше, предоставляет СМИ данные лишь о телесмотрении в крупных городах. Поэтому РБК обратился за информацией в российский офис ECI Media Management, одного из клиентов Mediascope.
Основные выводы — в обзоре РБК.
Что важно знать
Доля аудитории — соотношение зрителей конкретной передачи или всего канала ко всем, у кого в данный момент времени был включен телевизор. Учитывается просмотр телевизора дома и на дачах. Приведенные данные округлены.
Самый популярный в стране телеканал
По итогам 2016 года «Россия 1», флагманский канал ВГТРК, впервые по среднесуточной доле аудитории среди всех жителей крупных городов старше четырех лет обогнала, пусть и с минимальным отрывом, своего главного конкурента и многолетнего лидера — «Первый канал». Тогда это были 12,9 и 12,7% соответственно. В следующие три года «Россия 1» опять была на первом месте, причем разрыв увеличился. В 2019 году среднесуточная доля аудитории «России 1» равнялась 11,8%, «Первого» — 10,4%.
По всей стране с учетом малых городов и сел по итогам января—ноября 2020 года у флагманского канала ВГТРК «Россия 1» среднесуточная доля аудитории среди всех зрителей старше четырех лет равнялась, согласно измерениям Mediascope, 11,7%, у «Первого» — 10,1%, у НТВ — 9,7%.
Но в целом с увеличением географии измерений у «России 1» и «Первого канала» стало меньше зрителей, чем в отдельно взятых крупных городах. Только в мегаполисах среднесуточные доли этих вещателей в январе—ноябре за тот же самый период были 12,5 и 10,6% соответственно. Зато от новой системы измерений выиграло НТВ: в крупных городах его среднесуточная доля аудитории достигала лишь 9,5%.
Пресс-служба ВГТРК не ответила на запрос РБК. Представитель НТВ обратил внимание на то, что, по данным Mediascope, среднесуточная доля аудитории канала среди жителей крупных городов была в январе—ноябре 9,4%, цифры по всей стране собеседник не уточнил.
Что говорит Константин Эрнст о результатах Mediascope
РБК приводит полностью мнение гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста о результатах Mediascope: «В 2020 году со всеми его стримами, платформами и интернет-вещанием, со всем многообразием медиапотребления странно само по себе существование измерений, проводимых с помощью железных коробочек. В широком кругу мало кто знает, а в узком мало кто задумывается, что обладатель коробочки, так называемый панелист, должен при каждом включении телевизора регистрироваться на специальном пульте, жать на кнопку, выходя покурить, снова жать, вернувшись обратно. Должен регистрировать всех членов семьи, приходящих и уходящих от телевизора, и так ежедневно, годами и с абсолютно неясной для себя целью (мы, конечно, понимаем, где именно обладатели коробочек видели все эти требования). И уж точно мало кто представляет, что доли и рейтинги больших каналов, например в Москве (городе с 13-миллионным населением), часто распределяются на основании данных порядка 30 таких коробочек, так что победу того или иного канала явно определяет бабушка, в чью-то пользу заснувшая у телевизора. К сожалению, большую часть производителей телевизионного контента эти данные вынуждают ориентироваться на пожилых, не выходящих из дома женщин, отгоняя все другие возрастные и социальные группы от классического телевидения. Анализировать аудиторию на основании этих данных так же опасно, как летчику пилотировать самолет по сломанным приборам. В 2020 году, когда телевидение потребляется в значительной степени не через телевизор, обсуждение среднесуточной доли по железным коробочкам может увлекать только тех, кто своим годовым бонусом интересуется больше, чем зрителями».
Лидеры в своих целевых аудиториях
Приведенные данные по всем зрителям старше четырех лет отражают лишь общую расстановку сил и не имеет коммерческой ценности — каждый вещатель работает в своей целевой аудитории, по которой в том числе продается реклама, основной источник доходов телевещателей. «Россия 1» и НТВ ориентируются на всех зрителей старше 18 лет, у «Первого канала» более узкая целевая аудитория — зрители 14–59 лет.
И «Россия 1», и «Первый» остаются, как и раньше, лидерами в своей целевой аудитории. Среди всех зрителей старше 18 лет среднесуточная доля флагманского канала ВГТРК в январе—ноябре по всей стране равнялась 12,5%, «Первого» — 10,7%, НТВ — 10,3%. Как и в самой общей аудитории, первые два вещателя потеряли от расширения географии, НТВ, наоборот, выиграло. Если рассматривать, как и раньше, только крупные города, то показатели будут соответственно 13,2, 11 и 10%.
В целевой аудитории «Первого канала» — зрители 14–59 лет — по всей стране «Россия 1» занимает только третье место, пропуская вперед НТВ. Среднесуточная доля «Первого» — 8,7%, НТВ — 7,9%, «России 1» — только 7,7%. Это означает, что за пределами крупных городов программы флагманского канала ВГТРК пользуются у молодой аудитории меньшим успехом.
Как на ТВ продается реклама
Популярность телеканала напрямую влияет на его доходы. Реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, которые отражают количество зрителей, увидевших стандартный рекламный ролик (раньше за основу брался 30-секундный ролик, с 2020-го — уже 20-секундный). Поэтому чем больше зрителей смотрят канал и, соответственно, рекламные блоки, тем больше продажи в натуральном выражении.
Пока доступны данные о реализации рекламных пунктов рейтинга только за десять месяцев года.
По подсчетам российского офиса Publicis Media на основе измерений Mediascope, в январе—октябре 2020 года «Первый канал» предложил рекламодателям 135,3 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 1% меньше, чем годом ранее (при этом сейчас при продаже рекламы учитываются зрители по всей стране, тогда как раньше — только крупных городов). У ТНТ это падение составляет 4%, до 139,9 тыс. пунктов рейтинга.
У «России 1» за десять месяцев предложенный рекламодателям инвентарь вырос на 2%, до 215,2 тыс. пунктов рейтинга в целевой аудитории вещателя. У НТВ — на 15%, до 245,7 тыс. пунктов рейтинга, у СТС — на 11%, до 167,8 тыс. пунктов рейтинга.
Стоимость пункта рейтинга на каждом канале отличается. Мало того, разные группы рекламодателей покупают эти пункты рейтинга на разных условиях.
Самый популярный развлекательный канал
На молодую аудиторию ориентируются прежде всего развлекательные каналы, и среди них самым популярным в 2020 году будет СТС, следует из данных измерений за январь—ноябрь. Причем СТС будет лидером как в своей целевой аудитории — зрители 10–45 лет, — так и в той, в которой работает его главный конкурент ТНТ (зрители 14–44 лет).
В своей целевой аудитории среднесуточная доля СТС по всей стане за одиннадцать месяцев достигла 10,4%, ТНТ — лишь 8,1%. Примерно такой же разрыв наблюдается, если сравнивать показатели по целевой аудитории ТНТ: 10,3 против 8,5%.
ТНТ утратил звание самого популярного у молодых зрителей канала еще по итогам 2019 года, хотя до этого с 2011-го был лидером, отмечали год назад «Ведомости». Но тогда это были данные на основе телевизионных предпочтений жителей только крупных городов.
В 2020 году от новой географии измерений СТС, как и НТВ, выиграл. По всей стране у него более высокая среднесуточная доля, чем только в крупных городах. ТНТ, наоборот, от изменившейся системы измерений проиграл: в малых городах и селах программы этого вещателя менее востребованы.
Гендиректор «СТС Медиа» Вячеслав Муругов через пресс-службу подтвердил, что СТС в 2020 году «упрочил лидерство в сегменте развлекательного ТВ» во всех ключевых аудиториях. Представитель ТНТ обратил внимание на то, что канал «в отличие от конкурентов» продолжает производить и показывать «собственные уникальные форматы, которые пользуются неизменным успехом у аудитории». Поэтому, по версии представителя ТНТ, в своей целевой аудитории вещатель остается лидером в прайм-тайм будних дней.
Самые популярные телепередачи и фильмы 2020 года выходили на Первом канале
Читайте нас в Google Новости
Наиболее популярные передачи, собиравшие у телеэкранов самую большую зрительскую аудиторию, в 2020 году выходили в эфире Первого канала. При этом самыми популярными программами в большинстве случаев были те, что вышли в эфир в праздничные дни. Об этом свидетельствуют данные медиарейтинга, составленного исследовательской компанией Mediascope.
В топ-100 наиболее рейтинговых эфиров года на отечественном ТВ телеканал занял половину позиций. В первой десятке — их семь.
Больше всего зрителей у телеэкранов собрало новогоднее обращение президента Владимира Путина, которое многие смотрели именно по Первому каналу. Рейтинг этого эфира составил 13,4% от общего количества телезрителей в стране, а доля — 29,8% от числа тех, кто включил телевизор перед боем курантов.
На втором месте — военный парад, посвященный 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, состоявшийся 24 июня. Большинство зрителей смотрели его по Первому каналу (рейтинг составил 12,4%, а доля 43,4%). На третьей строке рейтинга — «Новогодняя ночь на Первом», вышедшая в эфир 31 декабря (10,5% и 26,4%).
В топ-10 попали также авиапарад в честь 75-й годовщины Победы, состоявшийся 9 мая (Первый канал — 9,6 и 38,3%), финал вокального шоу «Маска», показанный 26 апреля (НТВ — 9,6% и 28,2%), выпуск новостей в День Победы (Первый канал — 9,5% и 36,6%), праздничный канал «Парад Победы» от 24 июня (Первый канал — 9,4% и 37,7%), новогоднее обращение президента («Россия 1» — 8,8% и 19,6%), сериал «Диверсант. Крым», показанный в телеэфире 9 мая (Первый канал — 8,5% и 29,2%) и комедия по мотивам произведений Михаила Жванецкого «Одесский пароход», которую телезрители увидели в первый день 2020 года («Россия 1» — 8,4% и 25,7%).
В Новый год зрители отдали предпочтение Первому каналу, который в честь 25-летнего юбилея показал коллекцию самых ярких новогодних эфиров разных лет. Этот ретроэфир расположился на втором месте (10,5% и 26,4%) — между поздравлением президента, которое зрители больше всего смотрели на Первым канале (первая строка рейтинга, 13,4% и 29,8%) и на «России 1» (третья строка, 8,8% и 19,6%). Обращение главы государства, показанное на НТВ, заняло пятое место новогоднего рейтинга (6,9% и 15,4%).
В десятке самых популярных фильмов 31 декабря оказалась комедия «Иван Васильевич меняет профессию» («Россия 1» — 7,7% и 21%), его аналитики поместили на четвёртую строку. С шестой по восьмую позиции — тоже за советским кинематографом. Зрители не отказали себе в удовольствии посмотреть «Любовь и голуби» (Первый канал — 6,7% и 21,1%), «Кавказскую пленницу» («Россия 1» — 6,7% и 19,2%) и «Иронию судьбы, или С лёгким паром» (Первый канал — 6,5% и 18,2%). Замыкают топ-10 «Новогодний маскарад» с участием звёзд российской эстрады (Первый канал — 6,4% и 16,6%) и новогодний спецвыпуск вокального шоу «Маска» (НТВ — 6,3% и 15,8%).
Что касается рейтинга самих телеканалов у россиян, то у зрителей до 60 лет в 2020 году самым востребованными, как следует из отчёта аналитиков, оказались Первый канал (8,5%), «Россия 1» (7,9%), НТВ (6,9%), СТС (6,8%) и ТНТ (5,8%). В рейтинг также попали Пятый канал и РЕН ТВ (по 5,5%). А вот старшее поколение предпочитает смотреть «Россию 1» (19,6%). Первый канал — только на втором месте (13,7%), а на третьем НТВ (13,2%). Любят пенсионеры включать Пятый канал (7,8%) и РЕН ТВ (3,7%). При этом популярные у более молодого поколения ТНТ (1,4%) и СТС (1,3%), судя по данным исследователей, смотрят крайне редко.
Как уточняют авторы исследования, измерение проводилось в городах, население которых составляет выше 100 тысяч человек. При этом учитывались интересы зрителей старше четырёх лет.
Ранее NEWS.ru писал, что украинский телеканал «Iнтер» выиграл суд у Национального совета по телевидению и радиовещанию. Ведомство после эфира в честь Дня Победы организовало внезапную проверку канала, после чего оштрафовало его на сумму более 4 млн гривен. Однако судьи не усмотрели ничего противозаконного в праздничном телеэфире.
Как изменился топ-5 популярных каналов по итогам года
Используя данные исследовательской компании Mediascope, предоставленные одним из ее клиентов — ECI Media Management, РБК проанализировал телевизионные предпочтения россиян, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, за прошедший 2018 год. Главные выводы — в обзоре РБК.
Каналы теряют зрителей
«Россия 1» третий год подряд удерживает лидерские позиции, оставаясь самым популярным у всех зрителей старше четырех лет телеканалом. В этой аудитории в 2018 году среднесуточная доля этого вещателя, флагманского для ВГТРК, составила, по данным Mediascope, 12,87%. У «Первого канала» аналогичный показатель за указанный период приблизился к 11,78%. На третьем месте — принадлежащий «Газпром-Медиа» канал НТВ: его среднесуточная доля по итогам прошедшего года составила 9,25%.
Что нужно знать про телеизмерения
Измерения Mediascope отражают телевизионные предпочтения жителей городов России, население которых превышает 100 тыс. жителей.
Измеритель при помощи специальных приборов (пиплметры) фиксирует, какие программы, когда и сколько времени смотрят 13,5 тыс. человек, проживающих в 5,4 тыс. домохозяйств по всей стране. Эти данные затем экстраполируются на всех жителей крупных городов.
Доля аудитории — выраженное в процентах соотношение зрителей, которые смотрели конкретную программу или канал, ко всем, у кого в данный момент был включен телевизор.
Рейтинг — выраженное в процентах соотношение зрителей конкретной программы или канала ко всем жителям крупных городов.
У всех трех крупнейших вещателей по итогам прошлого года среднесуточные доли самой общей аудитории (все зрители старше четырех лет) снизились. У «России 1» — на 0,29 п.п., у «Первого» — на 0,32 п.п., у НТВ — на 0,1 п.п. Это общерыночный тренд, в прошлом году отрицательную динамику продемонстрировали большинство крупных российских каналов, указывает директор Института современных медиа Кирилл Танаев.
Двум вещателям — «Пятому каналу» и РЕН ТВ — по итогам 2018 года удалось, наоборот, нарастить свою среднесуточную долю. «Пятый» увеличил этот показатель на 0,16 п.п., до 6,25%. Тем самым канал подтвердил свое четвертое место среди самых популярных каналов, которое он занял по итогам 2017 года.
Среднесуточная доля РЕН ТВ превысила 5,34%, увеличившись на 0,14 п.п. в сравнении с 2017 годом. Средний рейтинг, однако, немного снизился — до 0,83% против 0,85% годом ранее. То есть в целом общая аудитория канала все-таки немного уменьшилась.
Тем не менее по итогам 2018 года РЕН ТВ стал пятым по популярности каналом среди всех зрителей старше четырех лет. Ранее на этом месте был флагманский канал субхолдинга «Газпром-Медиа Развлекательное ТВ» — ТНТ. Его среднесуточная доля в самой общей аудитории снизилась на 0,29 п.п., до 4,93%. Среднесуточный рейтинг ТНТ упал на 0,09 п.п., до 0,76%. Потеряв в очередной раз зрителей, ТНТ выбыл из топ-5 самых популярных каналов.
Пресс-службы ВГТРК, «Первого» и «Пятого канала» не ответили на запросы РБК. Представитель субхолдинга «Газпром-Медиа Развлекательное ТВ» Екатерина Трофимова, комментируя показатели ТНТ, отметила, что рейтинги большинства каналов снизились «на фоне общего снижения телесмотрения».
Гендиректор РЕН ТВ Владимир Тюлин связал успех своего канала «с управленческими и программными решениями». «В 2018 году мы уточнили позиционирование, сделали упор на популярное кассовое кино и познавательные публицистические проекты, которые мы превращаем в «блокбастеры», — пояснил Тюлин. По его словам, все программы РЕН ТВ независимо от жанра — это «остросюжетный контент, который привлекает зрителей и рекламодателей».
Мимо цели
Изменение позиций каналов в общей аудитории «все зрители старше четырех лет» — важный показатель, который отражает реальные тренды рынка, констатирует Тюлин. При этом каждый вещатель работает в своей целевой аудитории, которую он монетизирует.
Реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, которые отражают число зрителей, увидевших 30-секундный рекламный ролик. Чем выше показатели канала в его целевой аудитории, тем больше он может предложить рекламодателям инвентаря (возможностей для размещения рекламы).
В своих целевых аудиториях показатели трех крупнейших телеканалов также снизились. У «России 1», которая с 2018 года ориентируется на зрителей старше 18 (раньше это были все россияне старше 25 лет), среднесуточная доля целевой аудитории снизилась на 0,65 п.п., до 13,61%. У «Первого канала» среднесуточная доля целевой аудитории (все зрители 14–59 лет) упала на 0,56 п.п., до 10,28%.
Минимальное падение зафиксировано у НТВ, который, как и «Россия 1», работает для зрителей старше 18 лет, — всего на 0,09 п.п., до 9,79%. «Три года назад НТВ приостановил падение медиапоказателей, длившееся с 2012 года, и с того момента демонстрирует стабильные цифры в своей целевой аудитории», — уверяет генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн.
«Пятый канал» и РЕН ТВ улучшили в 2018 году показатели в своих целевых аудиториях. Среди всех зрителей 25–54 лет среднесуточная доля «Пятого» увеличилась на 0,13 п.п., до 6,33%. У РЕН ТВ, чьи программы адресованы зрителям 25–54 лет, среднесуточная доля в этой аудитории выросла на 0,24 п.п., до 6,37%.
Как это отражается на продажах рекламы
Снижение показателей вещателей в их целевых аудиториях привело к сокращению реализованного рекламного инвентаря, следует из подсчетов Publicis Media Russia на основе телеизмерений Mediascope за 11 месяцев 2018 года (за весь год данных пока нет).
«Россия 1» в январе—ноябре предложила рекламодателям 169,8 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 12% меньше, чем годом ранее. Такое же — на 12% — падение продемонстрировал и «Первый канал», его рекламный инвентарь снизился до 118,9 тыс. пунктов рейтинга. У НТВ падение составило 3%, до 171 тыс.
У РЕН ТВ рекламный инвентарь, несмотря на увеличение среднесуточной доли в своей целевой аудитории, в январе—ноябре 2018 года уменьшился на 1%, до 82,3 тыс. пунктов рейтинга. «Пятый канал» продемонстрировал положительную динамику — он предложил рекламодателям 95,2 тыс. пунктов рейтинга, что на 1% больше, чем годом ранее.
Компенсировать падение рекламных продаж в натуральном выражении вещатели могут только повышением расценок на рекламу.
Демография не помогает
ТНТ — «единственный канал, который удерживает лидерство все эти годы в своей целевой аудитории (зрители 14–44 лет)», настаивает Екатерина Трофимова из «Газпром-Медиа Развлекательное ТВ». Но по итогам 2018 года среднесуточная доля канала в этой аудитории в очередной раз снизилась — на 0,57 п.п., до 10,05%. Рекламодателям ТНТ предложил в январе—ноябре прошлого года 107,7 тыс. пунктов рейтинга в своей целевой аудитории, что на 11% меньше, чем годом ранее.
В прошлом октябре «Газпром-Медиа» объявил о реорганизации своего развлекательного субхолдинга. Управлять им стала головная компания всего «Газпром-Медиа», а гендиректор субхолдинга Артур Джанибекян был освобожден от занимаемой должности. После пятилетнего перерыва ТНТ вновь возглавил Роман Петренко, руководивший каналом с 2002 по 2013 год. Именно в этот период ТНТ активно наращивал свою аудиторию. По итогам 2012 года, последнего полного года работы Петренко, среднесуточная доля ТНТ в своей целевой аудитории достигала 13,4%.
Аудиторные показатели ТНТ — это лакмусовая бумага смотрения российского ТВ молодежью, считает Кирилл Танаев из Института современных медиа. По мнению эксперта, у ТНТ, «конечно, есть проблемы с контентом»: «Аудитория того ТНТ, когда он был на пике популярности, выросла и уже ушла от контента, который канал на протяжении последних лет предлагает своим зрителям. А новая молодая аудитория воспринимает его, как показывают цифры, хуже».
Не в пользу ТНТ, отмечает Танаев, и демографическая ситуация: по сравнению с 2002 годом молодых людей (15–29 лет) в России в 2017 году, согласно данным Росстата, было на 8,5 млн меньше, одновременно стало больше на 9,5 млн россиян старше 55 лет.
Кроме того, изменилась модель потребления контента, нынешний молодой зритель, как правило, смотрит тот же телевизионный продукт в интернете, продолжает Танаев.
ТНТ — лидер не только на телеэкранах, но и на всех других экранах страны, канал одинаково хорошо смотрят как по ТВ, так и онлайн, уверяет Трофимова. У ТНТ действительно самая большая аудитория на десктопах, свидетельствуют измерения Mediascope, которые приводит Publicis Media Russia. В январе—ноябре 2018 года просмотр программ ТНТ на стационарных компьютерах и ноутбуках принес этому вещателю 3% дополнительного инвентаря к телевизионному, тогда как у других каналов «Газпром-Медиа» этот показатель не превышает 1,5%.