рейтинг цифровизации регионов россии 2020
Вышла полная версия рейтинга регионов по уровню развития цифровизации «Цифровая Россия»
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» представил полную версию рейтинга «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за первое полугодие 2018 года, рассказали в понедельник D-Russia.ru в пресс-службе Центра.
Индекс, по словам авторов исследования, отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, а именно уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ, с точки зрения официальных открытых источников (сайты муниципалитетов, официальные документы и пр.), а также наиболее популярных СМИ.
Ранее в октябре были опубликованы основные результаты, теперь рейтинг представлен полностью.
По 100-бальной шкале интервал показателей индекса «Цифровая Россия» в первом полугодии 2018 сузился и находится в интервале от 37,2 до 75,14 баллов (в 2017 этот интервал составлял 26,06–70,01). Данный результат говорит о снижении разрыва между лидирующими и замыкающими рейтинг субъектами РФ.
В десятку регионов-лидеров вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-мансийская АО – Югра, Тюменская область, ЯНАО, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область.
Рейтинг замыкают Севастополь, Псковская область, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Северная Осетия — Алания, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область.
Лидерство Москвы, сказано в исследовании, базируется на непрерывном совершенствовании региональной программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Помимо этого, Москва активно работает с федеральным центром, её представители входят в экспертные группы, созданные при АНО «Цифровая экономика». Ряд технологических направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на практике.
Среднее медианное значение индекса в первом полугодии 2018 составило 56,22 балла (в 2017 – 45,57 балла).
Авторы рейтинга особо выделили Республику Дагестан, Костромскую область, Чеченскую Республику, Чукотский автономный округ, Рязанскую, Тверскую, Брянскую и Орловскую области. Темпы их роста за первое полугодие 2018 года составили 61,1%, при том, что средний темп роста по стране равен 26,4%.
Авторы рейтинга создали авторскую методологию, учитывающую количественные показатели и экспертную оценку, основанную, по их словам, на анализе метаданных, отражающих процессы цифровизации регионов.
Индекс «Цифровая Россия», по словам авторов исследования, отражает наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. Если та или иная инициатива имеет конкретные действия (например, по созданию инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес эффекты, она получает 100 баллов. Индекс основан на событиях, которые имеют отношение к процессу цифровизации регионов, отраженных в открытых источниках.
Процесс цифровизации оценивается не только с точки зрения достижения целей, но и с точки зрения его публичности. Индекс «Цифровая Россия» оценивает этот процесс на основе публичных упоминаний в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий.
Каждое событие отнесено в один из семи ключевых субиндексов:
Субиндексы в свою очередь оцениваются через субфакторы, которыми в настоящем исследовании выступают события, факты и иная информация, полученная из открытых источников. Экспертная оценка для каждого факта выставляется исходя из формализованных критериев, которые можно агрегировать в три ключевых блока:
Результаты остальных регионов с динамикой относительно второго полугодия 2017 года:
С 11 по 40 место. С 41 по 75 место. С 76 по 85 место.
Результаты исследования на уровне федеральных округов показывают ту же тенденцию, что и на уровне субъектов РФ. При этом на уровне федеральных округов данный процесс идёт динамичнее, а разрыв значений индекса «Цифровая Россия» между лидерами и замыкающими меньше, чем по субъектам РФ. Снижение стандартного отклонения индекса в разрезе по федеральным округам составило 3,4% соответственно.
Лидером по итогам первого полугодия 2018 года, с отрывом от второго места почти в 6 баллов, стал Уральский федеральный округ (УФО).
Четыре из шести субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, набрали более 70 баллов и входят в десятку лучших в общем индексе, что и обеспечивает ему первое место (Челябинская (70.75) и Тюменская (74.01) области, ХМАО – Югра (74.24) и ЯНАО (72,43)). Второе и третье место заняли Центральный и Приволжский федеральные округа.
Индекс «Цифровая Россия» в разрезе федеральных округов за первое полугодие 2018. Таблица по округам с динамикой.
Тренды в информационном освещении процессов цифровизации субъектов РФ
Исследование позволило выделить две группы трендов отражения развития цифровой экономики России для субъектов РФ: на уровне государства и бизнеса.
К выявленным «государственным» тенденциям авторы отнесли особый интерес к цифровизации государственных услуг. Лидерство по публикациям здесь имеет федеральный портал госуслуг и региональные порталы госуслуг субъектов РФ.
Вторым важным трендом стала мотивация частного бизнеса развивать инновационные технологии, считают авторы исследования.
Значительное возрос объём данных о создании «Умных городов» (smart-городов).
Исследование позволило выделить особый интерес к этой теме у городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Уфа, Сочи, Пермь и Ростов-на-Дону. Социально-экономический эффект от применения и развития цифровых технологий при создании «Умного города» заключается, по данным открытых источников, в основном, в увеличении спектра электронных государственных услуг и в снижении уровня цифрового неравенства. Жители активно вовлекаются в управление развитием городов через порталы по взаимодействию населения с властью (например, «Активный гражданин», «Добродел», «Решаем вместе» и др.).
Внедрение цифровизации для «Умных городов» планируется реализовать с помощью крупных компаний из информационных и телекоммуникационных отраслей экономики в регионах.
Существенно увеличилось число нормативных правовых актов, посвященных цифровизации, которые носят практический характер с запланированными финансовыми и технологическими результатами. Прежде всего, речь идет о создании и работе профильных центров компетенций, территорий опережающего развития (ТОСЭР), технопарков, в том числе детских.
В бюджетах всех субъектов РФ запланировано финансирование развития цифровизации, и оно ежегодно увеличивается. Например, в субъектах-лидерах — это масштабные программы по информатизации и цифровизации городов и регионов («Умный город» в Москве, «Программа информатизации» в Республике Татарстан и т.п.), в уступающих субъектах РФ, как правило, — это региональные акты о создании рабочих групп по развитию цифровизации, указы глав регионов о создании технопарков, о сокращении разрывов в предоставлении цифровых услуг населению, в том числе госуслуг в электронном виде. В целом, в замыкающих рейтинг субъектах РФ взят курс на устранение цифрового неравенства.
К «информационным бизнес-трендам» авторы отнесли внимание к вопросам кибербезопасности, созданию объединенных платформ для трансграничного сотрудничества, создание маркетплейсов для бизнесов и работе институтов поддержки и развития.
Работа с информацией оценивается как один из главных ресурсов бизнес-успеха, констатировано, что в 2017 году Россия потратила 55 миллиардов рублей на защиту цифровых данных. Исследование показало, что особо заинтересованы в инвестировании в IT-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы. Например, от внешних атак в 2017 году российская банковская сфера понесла ущерб в размере около 2,5 миллиарда рублей. В исследовании выявлено, что по направлению «Информационная безопасность» во всех субъектах РФ больше всего внимания уделяется криптографической защите информации и использованию электронной подписи.
Дополнительным фактором развития цифровизации стало наличие и успешная работа ТОСЭР, особых экономических зон (что странно – ред.), индустриальных парков и технопарков, индустриальных парков, а также активность институттов развития России.
Факторы, влияющие на темпы развития цифровизации в субъектах РФ
По данным из открытых источников, основными факторами, влияющими на неравномерное развитие цифровизации в регионах, являются:
1. Недостаток квалифицированных кадров и необходимость корректировок в образовательных программах.
2. Недостаток финансирования. Особенно сложно выделять средства на цифровизацию тем субъектам РФ, которым не хватает средств на решение текущих экономических задач.
3. Наличие цифрового неравенства. Без доступа к Интернету невозможно пользоваться ни госуслугами, ни услугами «Умных городов». Только треть базовых станций сотовой связи поддерживают современный стандарт мобильного интернета — 4G и LTE. Внедрение стандарта 5G отложено до 2022 года.
4. Постепенное формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития цифровых технологий. Этот процесс еще не закончился в большинстве регионов.
Российские регионы планируют увеличить ИТ-расходы на треть
CNews Analytics представляет очередной, ставший уже традиционным, рейтинг ИТ–расходов российских регионов. В 2020 г., согласно данным на март 2020 г., они намерены потратить на цифровизацию и внедрение ИТ около ₽212 млрд, что на 31% больше, чем в прошлом году. Драйвером роста региональных ИТ-бюджетов остается внедрение Единой государственной информационной системы здравоохранения. Однако изменение экономической ситуации может внести в эти планы существенные изменения.
Методика рейтинга
В текущем году основой рейтинга ИКТ-расходов российских регионов стали опубликованные в официальных источниках данные о региональных ИТ-бюджетах на 2020–2022 годы по состоянию на 20 марта 2020 года. Не секрет, что в течение года в этот документ будут вноситься изменения. На дату проведения исследования большая часть региональных ИТ-бюджетов еще находилась в том состоянии, в котором они были утверждены в конце 2019 года. Однако в некоторые из них уже были внесены коррективы, и они нашли отражение в рейтинге.
В целом, методика подсчета суммарного показателя ИКТ-расходов не изменилась. Он формируется как сумма бюджетов профильных министерств или департаментов, отвечающих за вопросы информатизации и цифровизации региона, затрат всех остальных региональных ведомств по статье «Связь и информатика», а также расходов на реализацию мероприятий в сфере ИКТ, таких как создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», «Безопасного города», подключение публичных библиотек к сети интернет, модернизация и сопровождение государственной информационной системы управления общественными финансами, перевод ведомств на использование единой системы бухгалтерского учета и т.д.
Суммарные ИКТ-расходы регионов России
Источник: CNews Analytics, 2020
Надо отметить, что во многих российских регионах появились профильные подразделения, отвечающие не просто за информатизацию и связь, а за цифровизацию органов государственной власти. В большинстве из них расходы на внедрение информационных технологий за все время составления рейтинга стали прописываться более четко, что заставляет предположить, что власти стали уделять этому вопросу больше внимания и осознали важность и эффективность использования технологических инноваций.
Амбициозные планы
Планы по информатизации российских регионов в 2020 году можно без преувеличения назвать амбициозными. По сравнению с 2019 годом суммарные затраты на ИКТ должны увеличиться на 31,6% и достигнуть ₽212,4 млрд. Основная причина та же, что и в прошлом году — финансирование создания цифрового контура здравоохранения на базе ЕГИСЗ. Именно на 2020 год, согласно паспорту национального проекта «Здравоохранение», в состав которого входит федеральный проект (ФП) «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ», приходится пик финансирования системы.
CNews: Рейтинг ИКТ-затрат регионов 2020
№ в 2020 г. | № в 2019 г. | Регион | Расходы региона на ИКТ, ₽млн | Динамика суммарных расходов на ИКТ 2020/2019, % | Численность населения на 01.01.2020 г., млн человек | Суммарные ИКТ-расходы на душу населения в 2020 г., ₽ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 2019 | ||||||
1 | 1 | Москва | 82 468 | 74 300,6 | 11,0% | 12,4 | 6 650,6 |
2 | 2 | Санкт-Петербург | 19 277 | 14 877,2 | 29,6% | 5,3 | 3 637,2 |
3 | 3 | Московская область | 9 988,3 | 9 096,1 | 9,8% | 7,4 | 1 349,8 |
4 | 16 | Краснодарский край | 5 360,7 | 1 555,4 | 244,7% | 5,6 | 957,3 |
5 | 4 | Пермский край | 4 410,8 | 3 620,9 | 21,8% | 2,6 | 1 696,5 |
6 | 6 | Новосибирская область | 3 473,9 | 2 740,3 | 26,8% | 2,8 | 1 240,7 |
7 | 8 | Тюменская область | 3 381,1 | 2 475,8 | 36,6% | 1,5 | 2 254,1 |
8 | 5 | Самарская область | 3 290,1 | 2 961,2 | 11,1% | 3,2 | 1 028,2 |
9 | 7 | Свердловская область | 3 184,7 | 2 738,7 | 16,3% | 4,3 | 740,6 |
10 | 9 | Республика Саха (Якутия) | 2 717,8 | 2 359,9 | 15,2% | 1 | 2 717,8 |
Источник: CNews Analytics, 2020
Это не могло не найти отражения в суммарных показателях ИКТ-расходов регионов. Вообще, стремительное движение некоторых регионов вверх по ступеням рейтинга связано в основном с головокружительным ростом финансирования информатизации здравоохранения, а точнее, уже упомянутого цифрового контура ЕГИСЗ.
На долю десяти находящихся в начале рейтинга регионов приходится 64,7% всех региональных ИТ-расходов — меньше, чем в 2019 году (72,8%). Тройка лидеров остается незыблемой — это Москва (₽82,5 млрд), Санкт-Петербург (₽19,3 млрд) и Московская область (₽10 млрд). В 2020 году на 4 место с 16 в 2019 году взлетел Краснодарский край. Он вытеснил на 5 место Пермский край (₽4,4 млрд). На долю этих 5 субъектов РФ приходится ₽121,5 млрд или 57,2% всех региональных ИКТ-расходов.
Львиная доля ИКТ-бюджета Москвы сосредоточена в руках Департамента информационных технологий (ДИТ) — его бюджет на 2020 г. составляет ₽80,006 млрд. Большая часть этой суммы пойдет на реализацию госпрограммы «Развитие цифровой среды и инноваций» («Умный город») — 72,2 млрд руб. На втором месте госпрограмма «Безопасный город» — 6,5 млрд руб. На третьем месте госпрограмма «Развитие здравоохранения Москвы» — 0,4 млрд руб.
Бюджет Санкт-Петербургского Комитета по информатизации и связи (17 948,8 млрд) также является основным в региональных ИКТ-расходах. Кроме этого, значительные средства планируется выделить на внедрение ЕГИСЗ (₽767,9 млн) и Единой карты Петербуржца (₽291,2 млн) — за эти проекты отвечают другие региональные ведомства.
Доля расходов на создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ в ИКТ-бюджетах регионов
№ | Регион | Расходы региона на ИКТ в 2020 г., ₽млн | Расходы на создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ в 2020 г., ₽млн | Доля расходов на ЕГИСЗ в ИКТ-расходах 2020 г., % |
---|---|---|---|---|
1 | Иркутская область | 876,7 | 784,1 | 89,0% |
2 | Брянская область | 586,4 | 518,0 | 88,0% |
Саратовская область | 929,7 | 815,1 | 88,0% | |
3 | Ставропольский край | 1 107,8 | 953,5 | 86,0% |
4 | Республика Чувашия | 723,3 | 569,1 | 79,0% |
5 | Тверская область | 650,2 | 481,2 | 74,0% |
6 | Омская область | 1 031,1 | 741,5 | 72,0% |
7 | Республика Удмуртия | 837,8 | 539,4 | 64,0% |
Республика Башкортостан | 2 483,9 | 1 594,1 | 64,0% | |
8 | Республика Дагестан | 1 991,5 | 1 249,5 | 63,0% |
9 | Ростовская область | 1 638,4 | 1 014,7 | 62,0% |
10 | Оренбургская область | 1 436,6 | 767,6 | 53,0% |
11 | Кемеровская область | 1 801,4 | 854,3 | 47,0% |
Республика Крым | 1 545,0 | 720,4 | 47,0% | |
12 | Рязанская область | 923,5 | 417,7 | 45,0% |
Алтайский край | 1 359,2 | 608,9 | 45,0% |
Источник: CNews Analytics, 2020
Московская область намерена направить значительные средства на программу «Цифровое Подмосковье» — ₽1650,8 млн. Также ₽2881,4 млн будет выделено на создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
В Краснодарском крае в 2020 году на реализацию проекта ЕГИСЗ планируется выделить ₽1528,2 млн — примерно столько же, сколько в 2019 году на все ИТ-проекты. Еще ₽1776,9 млн будет израсходовано на создание системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Топ-10 регионов по размеру ИКТ-бюджетов
№ в 2020 г. | № в 2019 г. | Регион | Расходы региона на ИКТ, ₽млн | Динамика суммарных расходов на ИКТ 2020/2019, % | |
---|---|---|---|---|---|
2020 | 2019 | ||||
1 | 1 | Москва | 82 468,0 | 74 300,6 | 11,0% |
2 | 2 | Санкт-Петербург | 19 277,0 | 14 877,2 | 29,6% |
3 | 3 | Московская область | 9 988,3 | 9 096,1 | 9,8% |
4 | 16 | Краснодарский край | 5 360,7 | 1 555,4 | 244,7% |
5 | 4 | Пермский край | 4 410,8 | 3 620,9 | 21,8% |
6 | 6 | Новосибирская область | 3 473,9 | 2 740,3 | 26,8% |
7 | 8 | Тюменская область | 3 381,1 | 2 475,8 | 36,6% |
8 | 5 | Самарская область | 3 290,1 | 2 961,2 | 11,1% |
9 | 7 | Свердловская область | 3 184,7 | 2 738,7 | 16,0% |
10 | 9 | Республика Саха (Якутия) | 2 717,8 | 2 359,9 | 15,2% |
Источник: CNews Analytics, 2020
«Сегодня наиболее емкие статьи расходов приходятся на 13 отраслей. Среди них цифровизация здравоохранения и образования, транспортной отрасли и ЖКХ, финансово-хозяйственной и закупочной деятельности, обеспечение работы центра обработки данных, поставки и внедрение средств защиты информации», — рассказывал в интервью CNews министр информационного развития и связи Пермского края Игорь Никитин.
Самые маленькие ИКТ-бюджеты у Костромской (₽217,1 млн), Магаданской (₽259,3 млн) и Ивановской областей (₽262,7 млн). Бюджет лидера рейтинга — Москвы — превышает бюджет расположенной на 85 месте Костромской области в 380 раз (напомним, что в 2019 году этот показатель был 938 раз).
Топ-10 регионов по росту ИКТ-расходов
№ в 2020 г. | Регион | Расходы региона на ИКТ, ₽млн | Динамика суммарных расходов на ИКТ 2020/2019, % | |
---|---|---|---|---|
2020 | 2019 | |||
1 | Омская область | 1 031,1 | 165 | 524,9% |
2 | Рязанская область | 923,5 | 168,5 | 448,1% |
3 | Тверская область | 650,2 | 121,3 | 436,0% |
4 | Калининградская область | 1 698,8 | 347 | 389,6% |
5 | Алтайский край | 1 359,2 | 278,9 | 387,3% |
6 | Оренбургская область | 1 436,6 | 348,6 | 312,1% |
7 | Кемеровская область | 1 801,4 | 437,9 | 311,4% |
8 | Республика Чувашия | 723,3 | 180 | 301,8% |
9 | Краснодарский край | 5 360,7 | 1 555,4 | 244,7% |
10 | Амурская область | 717,6 | 229,2 | 213,1% |
Источник: CNews Analytics, 2020
В списке лидеров роста ИКТ-расходов Омская область (+524,9% до ₽1031,1 млн, в том числе финансирование создания ЕГИСЗ ₽741,5 млн), Рязанская область (+448,1% до ₽923,5 млн, в том числе бюджет Министерства цифрового развития ₽308,1 млн, финансирование создания ЕГИСЗ ₽417,7 млн) и Тверская область (+436% до ₽650,2 млн, в том числе финансирование создания ЕГИСЗ ₽481,2 млн).
Каждому по потребностям
Лидерами по уровню ИКТ-расходов на душу населения по-прежнему остаются Ненецкий АО (₽12627,5), Чукотский АО (₽9262), Москва (₽6650,6), Ямало-Ненецкий АО (₽5291 руб) и Сахалинская область (₽3693,2). Во всех этих регионах, кроме Москвы, высокий уровень расходов обусловлен сложными климатическими условиями или особенностями географического положения. На этом фоне несколько странным выглядит отсутствие в десятке лидеров Камчатского края (₽1345,3).
Топ-10 регионов по уровню ИКТ-расходов на душу населения
№ | № в общем рейтинге 2020 г. | Регион | Расходы региона на ИКТ, ₽млн | Динамика суммарных расходов на ИКТ 2020/2019, % | Численность населения на 01.01.2020 г., млн человек | Суммарные ИКТ-расходы на душу населения в 2020 г., ₽ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 2019 | ||||||
1 | 67 | Ненецкий АО | 505,1 | 574,4 | -120,6% | 0,04 | 12 627,5 |
2 | 71 | Чукотский АО | 463,1 | 312,3 | 482,9% | 0,05 | 9 262,0 |
3 | 1 | Москва | 82 468 | 74 300,6 | 109,9% | 12,4 | 6 650,6 |
4 | 11 | Ямало-Ненецкий АО | 2 645,6 | 2 306,4 | 147,1% | 0,5 | 5 291,2 |
5 | 21 | Сахалинская область | 1 846,6 | 2 274,3 | -188,1% | 0,5 | 3 693,2 |
6 | 2 | Санкт-Петербург | 19 277,0 | 14 877,2 | 295,7% | 5,3 | 3 637,2 |
7 | 10 | Республика Саха (Якутия) | 2 717,8 | 2 359,9 | 151,7% | 1,0 | 2 717,8 |
8 | 84 | Магаданская область | 259,3 | 127,5 | 1033,7% | 0,1 | 2 593,0 |
9 | 7 | Тюменская область | 3 381,1 | 2 475,8 | 365,7% | 1,5 | 2 254,1 |
10 | 48 | Севастополь | 789,4 | 514,9 | 533,1% | 0,4 | 1 973,5 |
Источник: CNews Analytics, 2020
Самый низкий показатель ИКТ-расходов на душу населения в Ивановской области — ₽262,7.
Очевидно, что приведенные данные являются предварительными и скорее всего впоследствии будут скорректированы. Предпосылки для этого очевидны уже сегодня — эпидемия COVID-19 и падение цен на нефть приведут к очередному экономическому кризису. Как это скажется на планах по цифровизации российской экономики, пока не понятно. «Появления новых проектов в 2020 году вряд ли следует ожидать. Особенностью года стало внедрение противоэпидемиологической тематики в большинство действующих проектов, а также развитие приоритетных из них», — рассказали CNews в Комитете по информатизации и связи Санкт-Петербурга. По словам представителей ведомства, вынужденные, незапланированные ранее масштабные затраты на противодействие коронавирусу, заставили правительство города изыскивать необходимые средства из разных региональных источников – о федеральной помощи здесь не говорится. Конечно, одним из источников стал городской бюджет ИТ-сферы. Практически все проекты в создавшихся условиях отдавали и отдают полностью или частично выделенные ранее средства на общее дело по укреплению городского здравоохранения. О размере вклада ИТ-сферы пока говорить сложно и, преждевременно. Также как сегодня рано говорить о конкретных цифрах секвестра по тому или другому проекту. Можно сказать только одно, эта вынужденная акция существенно сократит в текущем и, наверное, в следующем году бюджет отрасли.
Остается только надеяться, что ключевые проекты все-таки будут реализованы.