рейтинг фильмов тинто брасса
История несимулированного секса в кино: от Тинто Брасса до Гаспара Ноэ
Золотая эра «клубнички», эпоха «порношика» началась в 1969 году, когда «Грустный фильм» Энди Уорхола вышел в широкий прокат, и закончилась в середине 80-х, с массовым распространением VHS-кассет. Культовые картины «Глубокая глотка» (1972), «За зеленой дверью» (1972) и «Парни в песке» (1971) демонстрировались не только в специализированных кинотеатрах и привлекали внимание авторитетных критиков.
Кадр из фильма «Глубокая глотка»
Пожалуй, наиболее яркий пример самоотверженного кинопроизводства — «Свит Свитбэк. Песнь мерзавца» (1971). В начале 70-х афроамериканцам на большом экране все еще приходилось туго: выбить средства на истории с центральными черными персонажами было практически невозможно. Режиссер Мелвин Ван Пиблз не стал ждать, пока белый Голливуд обратит на него внимание, и героически снял свой полнометражный дебютный фильм на собственные деньги всего за 19 дней, в промежутках между работой в коммерческих проектах.
Он же сыграл главную роль, самостоятельно исполнил все трюки и даже заразился гонореей во время одной из эротических сцен (в доказательство того, что половой акт был настоящим).
Впрочем, деньги на лечение, полученные от Гильдии режиссеров, Пиблз тоже потратил на продакшен фильма. По сюжету афроамериканец по кличке Свит Свитбэк (прозвище он получил за свое умение ублажать женщин) спасается от преследования закона и борется с произволом белых полицейских.
Фильм начинается с довольно неоднозначной сцены в борделе, где работают черные проститутки: юного Свитбэка (персонажа играет 12-летний сын режиссера) соблазняет взрослая женщина и они занимаются сексом, после чего выясняется, что у парня талант! К счастью, этот эпизод был полностью постановочным. «Песнь мерзавца» стала культовой лентой и положила начало жанру блэксплотейшен — ориентированных на черную аудиторию фильмов о темнокожих.
Многие режиссеры, снимавшие низкобюджетное эксплуатационное кино (для него характерны натуралистичные и не очень сцены насилия, секса, кровавых драк, демонстрация обнаженных женских тел), снабжали свои картины хардкорными порновставками в обязательном порядке.
К их числу принадлежали, например, Хесус Франко, выпускающий по десять фильмов в год, или итальянский автор треш-хорроров Лючио Фульчи. Дальше множились варианты этих работ, перемонтированные под прокат в разных кинотеатрах или для экспорта в другие страны (пожестче для европейцев, помягче для американцев).
Один из самых известных примеров такого рода — «Калигула» (1979) Тинто Брасса. Но если обычно пикантные сцены вырезали, то в этом случае решили поступить иначе. Режиссер, известный прежде всего своими работами в эротическом жанре, твердо решил снимать серьезное кино об ужасах тоталитарной власти. Автором сценария выступил культовый писатель Гор Видал, на счету которого был уже сверхуспешный пеплум «Бен-Гур»; на главные роли пригласили Малкольма Макдауэлла, Питера О’Тула, Джона Гилгуда и Хелен Миррен. Фильм спонсировала порноимперия «Пентхаус», что также задавало картине соответствующее направление.
Эротические эпизоды стали яблоком раздора во время съемок «Калигулы». Сперва проект покинул Гор Видал, после того как Тинто Брасс исключил из сценария почти все фрагменты с демонстрацией однополого секса, заменив их женским ню. Затем режиссер поссорился с продюсером — сооснователем журнала «Пентхаус» Бобом Гуччионе. Без ведома Брасса тот доснял и «подклеил» к изначальной версии несколько откровенно порнографических сцен.
В частности, в кадр попали крупные планы эякуляции, фелляции, куннилингуса, а еще в фильм были включены эпизоды лесбийской любви с участием «девочек „Пентхауса“».
Так в «Калигуле» появились сцены несимулированного секса, что не помешало продюсеру организовать широкий показ картины и обойти самый строгий возрастной рейтинг Х («только для взрослых»). Вместо того чтобы сотрудничать с прокатчиками, он арендовал кинотеатры специально для «Калигулы». Критики всячески поносили фильм, называя его «тошнотворным бесполезным мусором» и «гнилым пометом», но в 1980 году он собрал приличную кассу и стал самым успешным в своем жанре.
История создания «Разыскивающего» заслуживает отдельного фильма. Информация о съемках просочилась в прессу и получила широкую огласку среди активистов ЛГБТ-движения, которые всячески препятствовали работе над картиной. Так, 26 июля 1979 года около тысячи протестующих собрались возле штаб-квартиры фильма неподалеку от Гринвич-Виллидж с требованием остановить съемки.
Главная претензия сводилась к тому, что режиссер эксплуатирует субкультуру гей-баров и показывает гомосексуалов в негативном ключе (одержимыми сексоголиками и извращенцами).
Фридкин оказался не готов к такому развитию событий. Очевидно, в планы автора «Оркестрантов» (одного из первых фильмов, где образы геев были сплошь положительными) не входило оскорблять и очернять ЛГБТ-сообщество — в болевую точку он попал совершенно неосознанно.
Несмотря на протесты, в съемках «Разыскивающего» приняло участие более 1600 геев в качестве статистов, а самые главные садо-мазо-заведения Нью-Йорка открыли двери для команды Фридкина. Для того чтобы получить более мягкий прокатный рейтинг R, режиссеру пришлось удалить 40 минут хронометража. По его словам, вырезанные фрагменты содержали сцены неимитированного секса, намекающие на то, что персонаж Пачино не просто наблюдал за происходящим в барах, но и, возможно, принимал участие в оргиях.
Тем не менее фильм провалился в прокате и получил несколько «Золотых малин». Однако с годами критики и кинематографисты сменили гнев на милость и даже ЛГБТ-сообщество стало воспринимать работу Фридкина более благосклонно.
В 2013 году известный актер и синефил Джеймс Франко вместе с документалистом Трэвисом Мэтьюзом снял документальную фантазию «Интерьер. Кожаный бар.». Режиссеры реконструировали эротические сцены, исключенные из оригинального «Разыскивающего».
В «Кожаном баре» Франко — Мэтьюза играют непрофессиональные актеры, а изображение несимулированного орального контакта между мужчинами занимает не так много экранного времени. Основная часть фильма посвящена подготовкам к съемкам и рассуждениям режиссеров о том, как гомоэротика может быть показана в художественном кино.
Выход «Разыскивающего» совпал с наступлением эры VHS и, соответственно, с закатом эпохи порношика, но за свое недолгое царствование на экране «клубничка» успела оказать серьезное влияние на большой кинематограф. Даже в тех фильмах, где не было демонстрации несимулированного полового акта, это воздействие ощущалось вполне определенно.
Так, после выхода «Последнего танго в Париже» (1972) Энди Уорхол заявил, что источником вдохновения для Бернардо Бертолуччи, очевидно, послужил его «Грустный фильм». Итальянский маэстро тоже хотел снять все по-настоящему, но исполнители главных ролей Мария Шнайдер и Марлон Брандо были категорически против. Знаменитую сцену изнасилования с помощью куска сливочного масла сделали постановочной, и тем не менее оба актера после съемок навсегда прекратили общение с режиссером.
В одной из ролей в «Последнем танго» снялась начинающая кинематографистка Катрин Брейя. Через несколько лет состоялся ее куда более провокационный режиссерский дебют в картине «Настоящая девчонка» (1976). В фильме не было натуралистических сцен пенетрации — дело ограничилось только мастурбацией.
Но, видимо, дождевой червь на гениталиях главной героини шокировал либеральных французских цензоров гораздо сильнее, чем анальное изнасилование в фильме Бертолуччи.
«Настоящая девчонка» вышла в прокат только в начале 2000-х, долгие годы пролежав на полке.
Если в «Романсе X» Сиффреди появляется в своеобразном камео, то, создавая сценарий «Порнократии», Катрин Брейя написала главную роль специально для него. Одинокая героиня заключает сделку с мужчиной, которого не интересуют женщины. В течение четырех дней они исследуют сексуальность друг друга, отвергая все условности и табу (например, в фильме есть сцена извлечения тампона во время менструации).
Работы Брейя 2000-х годов кинокритики иногда относят к течению «французский экстрим».
Типичный образец такого жанра и своеобразный слепок со всего французского кинематографа той эпохи — фильм «Трахни меня» (2000), срежиссированный писательницей Виржини Депант и бывшей порноактрисой Корали Чинь Тхи. Анархо-феминистский вариант «Тельмы и Луизы», роуд-муви о двух бывших проститутках Надин и Ману, убивающих мужчин одного за другим. И конечно, классика порножанра — несимулированные фелляция и пенетрация. Фильм пытались запретить из-за чересчур откровенных сцен, но он все-таки отправился на фестиваль в Торонто и попал в категорию художественного кино.
Кадр из фильма «Трахни меня»
Почти все современные французские режиссеры с мировым именем в той или иной степени соприкасались с этим направлением. В фильме Леоса Каракса «Пола Х» (1999) преуспевающий писатель из аристократической семьи (Гийом Депардье) встречает прекрасную нищенку (Екатерина Голубева), которая с неземным русским акцентом объясняет, что она его сестра. Так начинается их запретный роман, вместе персонажи спускаются на самое дно маргинальной парижской жизни и отправляются жить на завод, захваченный сектой террористов и современных художников.
Единственная эротическая сцена — короткая, но незабываемая — разворачивается в декорациях этой фабрики. Соитие становится точкой невозврата — герой окончательно теряет связь с реальностью и своей прошлой успешной жизнью, полностью погружаясь в безумие.
Подавляющее большинство режиссеров предпочитает снимать в таких сценах непрофессиональных актеров или новичков, ведь звезды, принимая участие в чересчур откровенных эпизодах, не только связаны контрактами, но и ставят под угрозу свою карьеру в кино.
Так, Мария Шнайдер после выхода «Последнего танго в Париже» на несколько лет погрузилась в депрессию. Актрисы фильма «Жизнь Адель» Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, снявшиеся в лесбийских эротических сценах, через некоторое время после триумфа картины в Каннах заявили, что никогда больше не будут работать с режиссером Абделатифом Кешишем.
В других натуралистичных эротических сценах применяются спецэффекты. С помощью компьютерной графики тела порноактеров, занимавшихся в кадре несимулированным сексом, совмещались с лицами знаменитостей — Шайи Лабафа, Стэйси Мартин и Шарлотты Генсбур.
В английском языке есть специальный термин, обозначающий дублера или дублершу, которые подменяют знаменитостей в откровенных сценах, — body double (дословно «подставное тело»). Но несмотря на то, что в Голливуде эротика более консервативна, в американском инди-кино известно несколько случаев, когда в эпизодах такого рода режиссеры обходились без дублеров.
«Кен Парк» вызвал противоречивую реакцию из-за того, что по сюжету все герои были подростками, хотя актерам на момент съемок уже исполнилось 18 лет. Фильм не получил широкого распространения по всему миру, а цензоры отнеслись к нему враждебно. Картину запретили в Австралии, Великобритании и даже сняли с проката в либеральной Франции.
Спустя год после выхода фильма Ларри Кларка на Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера «Коричневого кролика» (2003) Винсента Галло. Показ закончился очередным скандалом и разжег вражду между режиссером и кинокритиком Роджером Эбертом. Последний назвал фильм «худшим в истории фестиваля» и ушел с просмотра еще до самого эпатажного момента — кульминационной сцены несимулированной фелляции.
Роль возлюбленной главного героя Дейзи исполнила звезда инди-кино it-girl Хлоя Севиньи. Вопреки ожиданиям, это не сломало карьеру актрисы: после «Коричневого кролика» ее впервые пригласили сниматься в студийный проект, в фильм «Зодиак» Дэвида Финчера.
Позже в интервью Хлоя признавалась, что это была самая сложная сцена в ее карьере, но она вполне осознанно согласилась на столь смелый шаг. Севиньи чувствовала, что дела у нее идут в гору и близок тот момент, когда ее начнут приглашать сниматься в коммерческом мусоре, потому хотела сбавить обороты и сохранить за собой статус звезды арт-кино.
Кстати, «Коричневый кролик» не был первым фильмом, который смутил каннскую публику сценой минета. В 1986 году в программу фестиваля вошел «Дьявол во плоти» Марко Беллоккьо. Главная героиня, роковая женщина, изменяет своему жениху, политическому заключенному под следствием, с юным 17-летним студентом.
Во время короткой сцены фелляции, снятой крупным планом, тинейджер рассказывает возлюбленной о приезде Ленина в Петроград в 1917 году.
Внимательный зритель улавливает в этом эпизоде иронию режиссера, бывшего марксиста, на тот момент уже разочаровавшегося в коммунистической идеологии. Оба мужчины в фильме оказываются конформистами, и только главная героиня в своей порочности остается настоящей бунтаркой.
Кадр из фильма «Любовь»
Трудно вспомнить хотя бы один недавний кинофестиваль, обошедшийся без «эротического» скандала. Так, в Каннах в прошлом году баталии разразились вокруг нового фильма Абделатифа Кешиша «Мектуб. Моя Любовь 2», где была показана длинная сцена несимулированного куннилингуса. Режиссера обвиняли в объективации женского тела и эксплуатации актрис.
На недавнем Берлинском фестивале 26 февраля состоялась премьера одной из частей меломанского проекта Ильи Хржановского «ДАУ». В новелле «Наташа» непрофессиональные актеры пьют настоящий алкоголь, а затем уже во хмелю довольно долго занимаются несимулированным сексом. По сюжету буфетчица Наташа вступает в эротическую связь с иностранным ученым, после чего ее допрашивает сотрудник НКВД — и заставляет засунуть в вагину бутылку.
С другой стороны, ваять в видеоредакторах фаллосы и вагины — занятие тоже довольно бессмысленное, ведь зритель давно сделал свой выбор: большой экран существует для световых мечей джедаев и бесконечной битвы героев Marvel, а для всего остального есть PornHub.
Данил Шлыков
Sogno / Сладкий сон / Dreams
Rapporti Impropri / Порочные отношения / Improper Liaisons / Unchaste Relationships
Quatro / Четверо / Четыре
La Coccinella / Божья коровка / Невинность / Laydbird
Voyeur / Созерцатель / Подсматривающий
Ultimo Metro / Последнее метро / The Last Subway
Stringimi Forte I Polsi / Свяжи меня крепче / Hold My Wrists Tight
Specchio Delle Mie Brame / Зеркало моих желаний / Приятный сюрприз / Mirror / Mirror of My Longings / A Magic Mirror
Sogno / Сладкий сон / Dreams
SCTMV (Sono Come Tu Mi Vuoi) / Как ты пожелаешь / I Am The Way You Want Me
Giulia / Джулия / Julia
Fine Settimana a Lecco / Бурный уик-энд / What a Weekend
Bendetta Trasgressione! / Случайная встреча / Благословенное предательство
1987 — «Любовь и страсть» / Capriccio
1980 — «Мотор» / Action
1971 — Я скучаю по Соне Хени / I Miss Sonja Henie
1968 — «Вопль» / L’urlo
1967 — «Привязанность» / Nerosubianco
1967 — «Запыхавшись» / Col Cuore In Gola
1966 — «Янки» / Yankee
1964 — «Моя Синьора» / La mia Signora
1964 — «Летающая тарелка» / Il disco volante
1963 — «Кто работает, тот потерян» / Chi lavora e perduto In capo al mondo
Giulia / Джулия / Julia
Джулия / Giulia Specchio Delle Mie Brame
2007 — «Подсматривающий» / Voyeur. Corti Circuiti Erotici
2002 — «Чёрный ангел» / Senso ’45
1999 — «Сладкий сон. Интимные записки» / Sogno. Corti Circuiti Erotici.
1998 — «Шалунья» / Monella
1997 — «Порочные отношения» / Rapporti Impropri
1995 — «Почта Тинто Брасса» / Fermo posta Tinto Brass
1994 — «Подглядывающий» / L’Uomo che guarda
1988 — «Бар-закусочная „Будапешт»» / Snack Bar Budapest
НОВИНКИ КИНО 2015
Янки (HD). Смотрите Вестерн про наемного убийцу от Тинто Брасса!
Все леди делают это (1991)
1964 — «Моя Синьора» / La mia Signora
1967 — «Запыхавшись» / Col Cuore In Gola
(1968) Тинто Брасс. Вопль / L’urlo
1967 — «Привязанность» / Nerosubianco
Sogno / Сладкий сон / Dreams
Rapporti Impropri / Порочные отношения / Improper Liaisons / Unchaste Relationships
Quatro / Четверо / Четыре
La Coccinella / Божья коровка / Невинность / Laydbird
Voyeur / Созерцатель / Подсматривающий
Ultimo Metro / Последнее метро / The Last Subway
Stringimi Forte I Polsi / Свяжи меня крепче / Hold My Wrists Tight
Specchio Delle Mie Brame / Зеркало моих желаний / Приятный сюрприз / Mirror / Mirror of My Longings / A Magic Mirror
SCTMV (Sono Come Tu Mi Vuoi) / Как ты пожелаешь / I Am The Way You Want Me
Fine Settimana a Lecco / Бурный уик-энд / What a Weekend
Bendetta Trasgressione! / Случайная встреча / Благословенное предательство
Giulia / Джулия / Julia
1987 — «Любовь и страсть» / Capriccio
1980 — «Мотор» / Action
1971 — Я скучаю по Соне Хени / I Miss Sonja Henie
1964 — «Летающая тарелка» / Il disco volante
1963 — «Кто работает, тот потерян» / Chi lavora e perduto In capo al mondo
2007 — «Подсматривающий» / Voyeur. Corti Circuiti Erotici
2002 — «Чёрный ангел» / Senso ’45
2005 — «Моя любовь» / Monamour
1999 — «Сладкий сон. Интимные записки» / Sogno. Corti Circuiti Erotici.
1998 — «Шалунья» / Monella
1997 — «Порочные отношения» / Rapporti Impropri
1995 — «Почта Тинто Брасса» / Fermo posta Tinto Brass
1994 — «Подглядывающий» / L’Uomo che guarda
1988 — «Бар-закусочная „Будапешт»» / Snack Bar Budapest
1985 — «Миранда» / Miranda
1983 — «Ключ» / La Chiave
1976 — «Салон Китти» / Salon Kitty
Рейтинг фильмов тинто брасса
Родился 26 марта 1933 года в Милане. Окончил правовой колледж, а затем переехал в Париж, где работал в архиве Cinematheque Française, одной из самых престижных и богатых коллекций в мире. Вернувшись в Италию, начал работу в кинематографе в качестве ассистента режиссёра.
О происхождении собственного имени Брасс рассказывал так:
Я сам себе выбрал имя. Родители назвали меня Джованни. Я вообще-то родом из Венеции. Это город живописи, город искусства. Мой дедушка был художником, в детстве я помогал ему, крутился у мольберта, и он в шутку говорил обо мне домашним: «Наш маленький Тинторетто!» — или же ласково сокращал до «Тинто». А «tinta» по-итальянски — это «цвет», а ещё — «красить, крашеный». Если бы я не стал режиссёром, то стал бы живописцем…
Творчество Брасса привлекло внимание публики уже с самой первой его картины — «Кто работает, тот потерян» (1963). Это был фильм, в основе сюжета которого лежало воспоминание молодого левого интеллектуала о своей жизни, любви и Второй мировой войне. В 1964 году он снял ещё два эпизода, «L’uccellino» и «L’automobile» из фильма «Моя синьора».
Начиная с фильма «Ключ» (1983), Брасс полностью посвящает себя теме вуайеризма в кино. Его истории плотской любви зритель видит «со стороны», словно подглядывая за утехами и переживаниями любовников. К примерам таких кинофильмов относятся «Миранда» (1985), «Каприччио» (1987), «Паприка» (1990), «Все леди делают это» (1991) и многие другие. Негласным манифестом режиссёра периода 1980-х-1990-х годов становится фильм «Подглядывающий» (1994). Фильмы Брасса перенасыщают то эстетика 1940-х годов, то шальной дым молодёжного бара 1980-х. Сам режиссёр о своём повороте в сторону эротического кино говорил:
Брасс всегда лично наблюдал за производством и монтажом всех своих фильмов, что показывает авторское выражение его картин.
В апреле 2010 года Брасс перенёс инсульт. 15 июня 2010 года был выписан из клиники.
После инсульта фильмов не снимал. Последняя картина вышла в 2009 году.
Брасс, Тинто
Тинто Брасс | |
Tinto Brass | |
Тинто Брасс на Венецианском кинофестивале 2009 года | |
Имя при рождении: | Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Родился в Милане 26 марта 1933 года, окончил колледж по праву, а затем переехал в Париж, где работал в архиве Cinematheque Française, одной из самых престижных и богатых коллекций в мире. Вернувшись в Италию, он работал в качестве ассистента режиссера Alberto Cavalcanti, Joris Jvens, Roberto Rossellini. Он встретился с единодушным пристальным вниманием публики с самого начала своего дебюта: фильма «Chi lavora è perduto» 1963 года. В 1964 году он снял еще два эпизода, «L’uccellino» и «L’automobile» из фильма «La mia Signora», с Silvana Mangano и Alberto Sordi. В том же году и с теми же актерами снял фильм «Il disco volante».Стоит отметить несколько других фильмов, в том числе фильм «L’urlo» в 1968 году, трансгрессивно-поэтическое зеркало эпохи, но цензура не позволяла показ фильма до 1974 года. В 1976 году он добился успеха во всем мире с фильмом «Io, Caligola», в котором решил не подписывать направление жанра, из-за некоторых проблем с производством, так как многие части фильма были исключены из сборки. Многие фильмы, где режиссер объясняет и изучает тонкости эротики, до сих пор подписаны именем Тинто Брасса. Среди последних популярных фильмов в 2002 году, снял фильм «Senso ’45» с Анной Гальена (англ.) и Gabriel Garko, свободно вдохновленый романом «Senso» Camillo Boito.В 2003 году он возвращается на экраны уже в эротической комедии, с эпизодическим фильмом «Fallo!». Тинто Брасс всегда лично наблюдал за производством и монтажом всех своих фильмов, что показывает авторское выражение его художественных фильмов. Директор также руководит в театре «Pranzo di famiglia» Roberto Lerici (1973), где показывают спектакль, переснятый пять раз, при том же направлении, до 1986 года, когда он был приглашен в Нью-Йорк, после успеха критиков и зрителей. В 1976 году он руководил «L’uomo di sabbia» Riccardo Rehim, а в 1990 «Lulu» Wedekinda. В январе 2002 года Парижский Cinémathèque Française, в просмотровом зале Grands Boulevards parigini, посвятил в честь Тинто Брасса-ретроспективный озаглавленный «Eloge de la chair» (Elogio della carne), показ из 10 фильмов «più erotomane dei cineasti ma anche del più cineasta degli erotomani». Начиная с фильма «Ключ» (1983), Брасс полностью посвящает себя теме вуайеризма в кино. Его истории плотской любви зритель видит «со стороны», словно подглядывая за утехами и переживаниями любовников. «Миранда» (1985), «Каприччио» (1987), «Паприка» (1990) и многие другие. Так, негласным манифестом Брасса 80-90-х становится фильм «Подглядывающий» (1994). Фильмы Брасса перенасыщают то эстетика 40-х годов, то шальной дым молодежного бара 80-х.
|
---|