рейтинг фильмов про разведчиков и диверсантов
Остановить любой ценой: 10 фильмов о диверсантах Великой Отечественной войны
Как ни странно, фильмов про разведчиков-диверсантов на ВОВ не так много, как шпионских детективов и историй обычных солдат и офицеров. Возможно, дело в более тяжелых съемках, когда нельзя ограничиться красивыми интерьерами, напряженными диалогами и человеческой драмой. Возможно — в непростой драматургии.
Тем не менее картин о диверсантах, рискующих своей жизнью, чтобы подорвать планы нацистов, снято достаточно — как в СССР, так и в России. В списке ниже — самые интересные из них.
«Отряд специального назначения» (1987), реж. Георгий Кузнецов
Многосерийная экранизация повести «Это было под Ровно», снятая Георгием Кузнецовым, отметившимся не одним фильмом о ВОВ. Среди его картин — «И ты увидишь небо» и «Сын полка».
Медведев фигурирует и в сериале — его партизанский отряд, получивший здесь название «Победители», должен лететь в город Ровно, где будет готовить диверсионные операции и собирать информацию о вражеской армии. Вместе с »Победителями» на задание отправляется разведчик Грачев, который должен выдать себя за немецкого офицера. Две сюжетные линии идут параллельно.
Прототипом Грачева послужил Николай Кузнецов — разведчик, которому удалось расправится с 11 генералами и чиновниками нацистской Германии.
«Взорванный ад» (1967), реж. Иван Лукинский
История, которая переворачивает концепцию фильма о диверсантах с ног на голову. Да, в центре сюжета именно русские диверсанты, но на службе у нацистской армии. Их набирали из числа военнопленных разведчиков, тщательно обучали и забрасывали в советский тыл. Вот только в итоге те стали двойными агентами, содействующими НКВД.
Об этих событиях и рассказывает фильм «Взорванный ад», основанный на пьесе «Камешки на ладони». Николай Смеречинский, прототип главного героя, подтвердил правдивость фильма, который в Советском Союзе посмотрело 26 млн человек.
«…А зори здесь тихие» (1972), реж. Станислав Ростоцкий
Поговорим об оригинальной адаптации одноименной повести Бориса Васильева, вышедшей в 1972 году. Диверсанты тут немецкие, а против них ведут неравный бой пять зенитчиц и их старшина. Как повесть, так и фильм стали классикой, экранизацию посмотрело 66 миллионов человек.
Сейчас к сюжету «Зорь» некоторые стали относиться критичнее: действительно, основная функция главных героинь здесь — трагично умереть, а основные успехи принадлежат непосредственно старшине Васкову, так что слабость женщин на войне только подчеркивается. Это еще более заметно в более свежей экранизации, которая вышла в 2015 году и сохранила общую сюжетную канву.
Смотреть фильм тем не менее можно, делая скидку на устаревшие взгляды авторов и ради любопытной концепции.
«В августе 44…» (2001), реж. Михаил Пташук
По сюжету, главным героям, агентам контрразведки, необходимо найти вражеских шпионов и уничтожить их. Несмотря на то, что сценарий для фильма писал сам Богомолов, он попросил убрать свое имя из титров — многие эпизоды картины ему показались провальными, а обещанных пересъемок так и не было.
И все же получившийся в результате фильм понравился многим, получил хорошие зрительские оценки, и о нем до сих пор вспоминают как о хорошей военной картине.
«Шёл четвёртый год войны» (1983), реж. Георгий Николаенко
Как видно, чаще всего у военных фильмов есть литературная основа, и лента «Шёл четвёртый год войны» не исключение. Это экранизация повести «Тайна глухого леса» писателя Александра Беляева.
Название первоисточника передает суть фильма точнее. Главным героям, разведывательной группе советской армии, выделено трое суток, чтобы перед основной атакой понять, что происходит в лесной немецкой спецзоне.
Из-за проблем во время операции, руководство группой берет на себя Надежда Мороз, которой нужно сорвать планы немцев. В наши дни фильм гораздо более популярен, чем многие ленты о Великой Отечественной, хотя некоторые зрители считают его слишком глянцевым и наивным. Те же, кто сумел смириться с условностями, отмечают напряженный сюжет и отличный актерский состав.
«В двух шагах от «Рая» (1984), реж. Тимур Золоев»
«Рай» из названия — это немецкий склад урановой руды в украинский Карпатах. После трех неудачных попыток помешать фашистам и уничтожить склад, советское командование предпринимает еще одну. Миссия опасная и практически невыполнимая, но герои фильма, конечно же, отважно за нее берутся.
В отличие от многих военных фильмов, «В двух шагах от «Рая» не претендует на серьезность — это просто развлекательная приключенческая картина по роману Сергея Наумова «На расстоянии крика».
«Тройной прыжок «Пантеры» (1986), реж. Лейла Аранышева
Один из немногих фильмов, посвященных казахстанцам в Великой Отечественной войне. Капитан, приехавший в увольнительную в родной Казахстан, вынужден помочь НКВД найти немецких диверсантов. Он собирает разношерстную опергруппу, которая ценой своих жизней останавливает операцию «Пантера».
Исполнитель главной роли Абдрашид Абдрахманов — не профессиональный актер, а боксер, на момент съемок уже два раза ставший чемпионом СССР.
Любопытно, что «Пантера» не была экранизацией, хотя в ее основе якобы лежали реальные события. Какие — остается загадкой, поскольку точного соответствия описанному сюжету не нашли.
«Звезда» (2002), реж. Николай Лебедев
В начале нулевых будущий режиссер «Экипажа» и «Легенды №17» снял военный фильм «Звезда», вторую экранизацию повести Эммануила Казакевича, которую уже адаптировали в 1949 году.
Картина рассказывает о группе разведчиков с позывным «Звезда», которые выполняют задание по сбору информации, но вскоре вступают в неравный бой с противником.
История получилась драматичнее реальных событий, ее вдохновивших, а один из прототипов главных героев Иван Мещеряков, как водится, «Звезду» раскритиковал за неточность. Зрителям фильм, напротив, понравился, и именно с него началась кинокарьера актера Игоря Петренко.
«Март-апрель» (1943), реж. Василий Пронин
Рассказ-первоисточник проходили в школе, а сам фильм отправился в производство почти сразу после его публикации, так что цель фильма была не столько рассказать историю, сколько вдохновить население. Этим и интересен.
«Их знали только в лицо» (1966), реж. Антон Тимонишин
Фильм, попавший в список самых популярных в советском прокате, рассказывает о партизанском отряде, регулярно устраивающем диверсии в оккупированном нацистами порту. Стоит ли говорить, что это тоже адаптация: в основе ленты лежит повесть Эдуарда Ростовцева «Час испытаний».
На экране — умные немцы, хитрые партизаны и напряженный сюжет. Фильм снимали в Одессе, так что стоит ожидать красивые локации и пейзажи. Сегодня фильм смотрится не слишком серьезно, но хорошо передает настроение кинематографа своего времени.
«Сатурн» был виден всем
«ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА»
Год выхода на экраны: 1947.
Прототип: Николай Иванович Кузнецов. Герой Советского Союза, лично ликвидировавший 11 генералов и высокопоставленных чиновников Третьего рейха.
Сюжет: Советский разведчик, находящийся в тылу врага под именем Генриха Эккерта, должен добыть секретную переписку генерала фон Кюна с немецким командованием.
(За первые 10 дней фильм посмотрели свыше 1 млн зрителей.)
«ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ»
Год выхода на экраны: 1960.
Прототипы: Петр Иванович Прядко. До войны работал начальником склада ГСМ, на той же должности продолжил работу после выполнения задания в тылу врага.
Александр Иванович Козлов. Его семья находилась в заложниках у немцев, что вынудило его стать агентом абвера (орган военной разведки Третьего рейха), закончил разведшколу «Сатурн».
Сюжет: Лейтенант Гончаренко в немецком тылу пытается найти подземный оружейный завод.
(42 млн зрителей, лидер проката 1960 года.)
ТРИЛОГИЯ «ПУТЬ В «САТУРН», «КОНЕЦ «САТУРНА», «БОЙ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ»
Годы выхода на экраны: 1967, 1968, 1972.
Прототипы: Петр Иванович Прядко и Александр Иванович Козлов.
Сюжет: Трилогия повествует о работе советских разведчиков в немецком центре шпионажа «Сатурн». Автор сценария писатель Василий Ардаматский побывал на приеме у начальника ГРУ генерала Ивашутина и получил разрешение на работу с закрытыми архивными материалами, что предопределило феноменальный успех и романа «Сатурн почти не виден», и снятой по его мотивам кинотрилогии.
(48,2 + 42.7 + 35,4 млн зрителей соответственно.)
«ЭТО БЫЛО В РАЗВЕДКЕ»
Год выхода на экраны: 1968.
Сюжет: 12-летний Вася Колосов, сбежав на фронт, обнаруживает в лесу немецкого парашютиста.
«СИЛЬНЫЕ ДУХОМ»
Год выхода на экраны: 1967.
Сюжет: Подлинная история о легендарном советском разведчике и партизане Николае Кузнецове, прибывшем в Ровно под именем обер-лейтенанта Пауля Вильгельма Зиберта.
«ЩИТ И МЕЧ»
Год выхода на экраны: 1968.
Рудольф Иванович Абель. После ареста в США был обменян на сбитого над СССР пилота американского разведывательного самолета Ф. Г. Пауэрса и американского студента-экономиста Фредерика Прайора.
Сюжет: 4-серийный фильм, повествующий о пяти годах жизни русского разведчика Александра Белова в Германии.
«МАЙОР «ВИХРЬ»
Год выхода на экраны: 1967.
Прототипы: Евгений Степанович Березняк. Сыграл большую роль в сохранении Кракова от разрушения германскими войсками.
«ВАРИАНТ «ОМЕГА»
Год выхода на экраны: 1975.
Прототип: Анатолий Маркович Гуревич. Капитан ГРУ, один из лидеров группы разведывательных сетей, действовавших в Европе во время Второй мировой войны.
Сюжет: Пятисерийный сериал о противостоянии советского разведчика Сергея Скорина и немецкого контрразведчика Георга фон Шлоссера.
«МЕРТВЫЙ СЕЗОН»
Год выхода на экраны: 1968.
Прототип: Конон Трофимович Молодый. Проживал в Великобритании под именем Гордона Лонсдейла. Благодаря своему таланту стал успешным предпринимателем-миллионером. Королева Великобритании пожаловала Лонсдейлу грамоту «за большие успехи в развитии предпринимательской деятельности на благо Соединенного Королевства».
Сюжет: Один из первых советских фильмов о работе разведчиков во времена «холодной войны». Разведчик Ладейников пытается найти проводившего в концлагерях эксперименты над людьми военного преступника, которого никто не знает в лицо.
ТРИЛОГИЯ «ФРОНТ БЕЗ ФЛАНГОВ»
«ФРОНТ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА» «ФРОНТ В ТЫЛУ ВРАГА»
Год выхода на экраны: 1975, 1977, 1981.
Прототип: Генерал армии Семен Кузьмич Цвигун. Работал с Л.И. Брежневым в Молдавской ССР, этим фактом многие объясняют его назначение на высокий пост в руководстве КГБ СССР.
Пожалуй, самым известным советским фильмом о разведчиках можно назвать сериал «17 мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году. По данным Гостелерадио, премьеру фильма посмотрели более 200 миллионов зрителей.
Прототипом главного героя, полковника Исаева, был гестаповец Вильгельм Леман.
Сериал стал настолько популярным, что его показ повторили спустя всего три месяца после премьеры.
ТОП-10 фильмов про разведчиков и военную разведку
Разведчики всегда выполняют непростые, а порой, казалось бы, невыполнимые задания. Превосходство армии противника этим героям не страшно. Умелые действия диверсантов не единожды спасали тысячи жизней. Сюжет фильмов про разведчиков зачастую непредсказуем, как и исход их непростых заданий. Про этих героев снимали лучшие фильмы. Какой-нибудь из них вам точно приглянется.
«Полонез Огинского», 1971 год
События фильма происходят в Западной Белоруссии. Мальчик Вася попадает в партизанский отряд. Ранее в поисках пропитания он скитался по деревням. В первом боевом задании у мальчика была отвлекающая роль. Нужно подорвать мост. Чтобы это сделать, Вася перед ними играет на скрипке, а партизаны незамеченные подбираются к опорам моста и минируют их. После чего маленький партизан незаметно уходит. Операция выполнена – состав с техникой, проезжающий по мосту оказался в реке. Второе задание оказалось сложнее. Васе вместе с Максимом нужно закрепить детонатор под цистерной с горючим. Для этого им нужно пройти на вокзал под видом калек. Но фашисты туда никого не пускают. Как проникнуть к составам находчивый мальчик решает в последний момент.
«В августе 44-го», 2001 год
Капитан Алехин руководит группой контрразведчиков. Операция называется «Неман». На территории Белоруссии в эфир постоянно выходит группа лазутчиков. Фашистам они передают ценную информацию о расположении советских войск. Задачей разведчиков является поиск шпионов. В данном районе находится множество антисоветских элементов и фашистских недобитков. Это существенно усложняет работу. Находчивость, бесстрашие и профессиональные действия помогли разведчикам выполнить это важное задание.
«Звезда», 2002 год
Режиссер совместно с актерами сотворил фильм, который сразу же завладел вниманием зрителей.
1944 год. До окончания войны остаётся почти год. Наступление советских войск постоянно требует свежей информации от разведчиков. Вот и сейчас в тыл немцам заброшена группа разведчиков. Судьба всего фронта зависит от выполнения, поставленного перед ними задания. Позывной группы носит название «Звезда». Финал киноленты стал самой эмоциональной и самой сильной сценой картины.
«Парашюты на деревьях», 1973 год
В тыл врага заброшена разведывательная группа в составе десяти человек. В Восточной Пруссии они должны преодолеть укрепрайоны. Надеяться не на кого, только на себя, ведь вокруг вражеская территория. Кругом только враги и нельзя постучаться в первый попавшийся дом и попроситься переночевать. Но даже в такой обстановке диверсанты находят единомышленников – людей, которые ненавидят фашизм, немецких коммунистов, антифашистов. Благодаря проделанной работе, добытым сведениям, при наступлении советских войск спасено очень много жизней.
«Секретное оружие», 2006 год
На войне случается всякое. Смертельной ловушкой может оказаться даже самое простое задание, которое поручает командование. Как раз в такую ситуацию попадает разведывательный взвод под командованием лейтенанта Бесфамильного. Перед ними поставлена задача – дойти до секретного бункера фашистов и собрать как можно больше информации. Перебраться через линию фронта группе удалось просто. А дальше, по стечению обстоятельств, всё пошло не так, как планировалось. Несмотря на все трудности, взвод вернулся в часть полностью истощенным, и намного позже установленного срока. А самая плохая новость – погиб разведчик Федотов.
«Разведка», 2014 год
Это фильм о деятельности агентства «Кибернетическое Командование». Эта сверхсекретная организация занимается разведывательной деятельностью и защитой США. Самые передовые компьютерные технологии и современные технические средства помогают в их деятельности.
Проект «Звездный» в настоящее время – приоритетное направление секретного агентства. Все всегда пытались придать человеческие свойства искусственному интеллекту. А данная организация пошла другим путем – хочет дать человеку свойства машины. Гэбриэль Хэйс стал первым человеком-компьютером. Бывший военный обладает повышенной работоспособностью, выносливостью, в совершенстве владеет военными навыками.
«Самый опасный человек», 2014 год
Страх – первые нотки начала войны. А доверие может закончиться предательством. Руководитель секретного подразделения разведки должен выполнить задание – разыскать Иссу Карпова, который является опасным международным беглецом. В данный момент известно, что его укрывает девушка-адвокат из-за симпатии к нему. Разведки других стран также вступают в эту погоню, вследствие чего получается большая шпионская игра. В такой ситуации вражеским разведчиком может оказаться любой человек. Человеческие чувства нередко ставили под угрозу национальную безопасность.
«Апостол», 2008 год
Немцы в самом начале войны отправляют в Советский Союз своего диверсанта. Но его захватывает НКВД. Диверсант при попытке побега погибает. Но все понимают, что в этой вражеской операции задействовано много участников. Для того чтобы разыскать остальных вражеских участников НКВД обращается к сельскому учителю Павлу – брату-близнецу погибшего фашистского диверсанта. Павел получает кличку «Апостол», проходит ускоренные курсы разведчика, и занимает место покойного немецкого разведчика.
«Отряд специального назначения», 1987 год
«Семнадцать мгновений весны», 1973 год
Этот фильм считается лидером среди картин про разведчиков. Героям сериала «Семнадцать мгновений весны» иногда везет, хотя нельзя сказать, что они обласканы судьбой.
1945 год – окончание войны. Советские войска подступают к Берлину. В качестве разведчика в Берлин отправлен Максим Исаев, который теперь имеет второе имя – Штирлиц. Его задачей является организация диверсионных операций. Они должны сорвать переговоры западных представителей капитализма и высокопоставленных лиц фашистской Германии.
Новое в блогах
Полный список фильмов про разведчиков (СССР, Россия)
28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок (а не Капуцинов, как многие привыкли) прошел первый сеанс синематографа братьев Люмьер. Это, несомненно, актуальная и своевременная новость, но разговор немного о другом. На одном из форумов спонтанно заметили список фильмов про разведчиков. Некая особа (возможно женского пола) года три назад нашла некоторые закономерности. Оказывается в жизни нашей страны были периоды, когда на экраны не выходило ни одного фильма про разведчиков. Любопытное наблюдение. Так ли это? И почему? Редакция 1071g.ru решила самостоятельно разобраться в ситуации. Список фильмов потом можете использовать как навигацию «А шо еще посмотреть?» (список пополняется). И там еще группа соцсети с массой отличного видео по теме.
Итак, предоставляем слово заочной собеседнице «Керпенесса» (с ресурса liveinternet.ru, запись на форуме от 2008 года).
«. Когда отечественная киноиндустрия пустилась в свободное от худсоветов и госзаказа плавание, появились и «беспроигрышные герои». Все 90-е годы нас кормили разного качества продукцией, воспевающей либо мошенников и бандитов, либо милиционеров и следователей. Причем довольно часто по повадкам и моральным нормам одни не слишком-то отличались от других.
Только про легендарных «ментов» было отснято несколько сотен серий («Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4». ). По-настоящему культовым стал сериал «Бригада». Собственно, и сегодня милиция и бандиты легко делают рейтинги на российском ТВ.
И это при том, что по соцопросам милиционер вовсе не самая престижная и желанная профессия. Да и опросы, где фигурировала профессия «бандит», остались в 90-х. У нашего времени новые герои. Должны были бы быть.
И телевидение отчаянно пытается найти героя, который бы был одинаково привлекателен для всех слоев общества. В последнее время вышли фильмы про врача-гинеколога, про экспертов-криминалистов, про сельского священника, про деревенского участкового (аж два!). Героя пытались сделать из журналиста, адвоката, офицера.
Сравнив все самые популярные сериалы, можно попытаться составить некоторую формулу успеха.
В начале 90-х казалось, что тема Великой Отечественной войны в кино закрыта окончательно. О ней сняли десятки великих фильмов, написали сотни гениальных книг, спели тысячи трогательных песен. И это помимо идеологического шлака, целой пропасти довольно посредственных фильмов, песен, книг.
Ну а из-за потока бандитско-милицейских фильмов о войне едва ли вообще кто вспоминал.
Но в начале нового тысячелетия оказалось, что героика великой войны востребована. Причем в первую очередь. Почему? Ни одна другая тема, видимо, просто не цепляет так много людей, как война. Пожалуй, это единственная тема, которая по-прежнему объединяет общество. Отчасти за то, что мы до сих пор помним, можно поблагодарить эстонских фашистов и украинских националистов с их провокационными акциями. Все-таки мы за свое горой, и это радует.
Образы новых разведчиков объединяет некая обреченность. В отличие от разведчиков советского образца они уже не так уверены, что Родина за них стеной. В «Апостоле» Евгений Миронов и вовсе заложник ситуации. Над его семьей измываются. В «Диверсанте» постоянно идет линия возможной ликвидации отряда. Да и в «Смерти шпионам!» к наших асам шпионажа относятся без должного придыхания. В сериале «Ликвидация» герой Владимира Машкова Давид Гоцман вынужден бороться как с врагами, так и отчасти с советской властью.
Влияние, которое эти фильмы оказали на целое поколение, трудно переоценить. Они, возможно, стали основой национального самосознания. Что говорить, на прямой вопрос Донатаса Баниониса Владимиру Путину, правда ли он выбрал профессию разведчика после просмотра «Мертвого сезона», президент ответил утвердительно.
«Морской пост», 1938 Иван Юдин
«Подвиг разведчика», 1947 Павел Кадочников
«Звезда», 1949 Николай Крючков
«У них есть Родина», 1949 Наталья Защипина
«Секретная миссия», 1950 Сергей Вечеслов
С 1950 по 1960 кино про разведчиков не снимали. В данный период времени Главное Разведывательное Управление укрепляло свои позиции и формировало соединения специального назначения (тот самый спецназ ГРУ).
Подводим итоги. Наша собеседница немного ошиблась. После 90-го года в стране был такой бардак, что от безденежья не хватало средств терять время в архивах, в поисках нужной информации. Сюжеты могли появиться сразу из ближайшей подворотни, как в «Улицах разбитых фонарей», «Операх» и пр. (имеем ввиду криминализация общества влияла на сценарии, и реальная жизнь была покруче киношной). Но с другой стороны можно было и до библиотеки дойти. До «Диверсанта» 2004 года вышло все-таки еще несколько фильмов. Был точный разрыв с 1990 до 1999 года. Но финансами всего не оправдать. Бардака хватало и в головах. И вот какая небольшая примечательная деталь. Одним из первых фильмов (вернее сериалов) после периода безнадеги и безвременья с начала девяностых, был киносериал «Крот». Вообще-то про другое ведомство, про милицию. Но так как сериал «Крот» вещал про внедренного агента под прикрытием, и главную роль в нем исполнил Павел Новиков, выпускник Печорского полка, то скажем, попал прямо в цель. О Павле Новикове мы расскажем несколько позже, в другой статье..
Другой разрыв в сценариях, съемках и прокате пришелся на исторический период с 1950 по 1960 годы. Вот тут совершенно точно узнаваемая дата создания самых первых отдельных рот спецназа ГРУ. Целых десять лет без «правильных киносеансов», когда об «этом» можно было только вполголоса молчать (или думать, на худой конец). А с другой стороны, демаскировка стратегически важного направления. Интересно, у америкосов были такие ляпы на «Фабрике грез»?
После этих десяти лет «без настоящего кино» прилетела первая «ласточка». В 1957 году советский украинский писатель Юрий Дольд-Михайлик выпускает роман «И один в поле воин». Книга рассказывает о том, как в немецкий тыл под видом Генриха фон Гольдринга, сына немецкого шпиона, проведшего отроческие и юношеские годы в Советской России, внедряется советский разведчик Григорий Гончаренко. По мотивам этого романа в 1960 году был снят наш фильм «Вдали от родины».
Так что у экранных прототипов разведчиков судьбы складывались не менее захватывающе, чем у настоящих героев из жизни (и наоборот). И все-таки, почему так много фильмов появилось в конце 60-х годов, причем в разных странах мира одновременно? Скорее всего разгадка кроется не в политических мотивах, эскалации противостояния в холодной войне, или в чем-то еще. Как раз в это время вышли многосерийные фильмы и сериалы (и не только про разведчиков). Началась великая эпоха телевидения и пошла по всей планете. Телевизоры становились доступнее, и все больше завоевывали сердца киноманов. Это уже была другая история.
В заключение предлагаем короткий предновогодний тост: «За КИНО!».
Фильмы он-лайн Вконтакте «Фильмы про разведчиков и шпионов». Много фильмов.