революционером на троне можно назвать

Революционером на троне можно назвать

революционером на троне можно назвать

революционером на троне можно назвать

ПРО100 ЕГЭ История запись закреплена

№8 С5: В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

Петр Великий был «революционером» на троне, перевернул исторический ход развития России.Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1).
2).

Аргументы в опровержение:
1).
2).

революционером на троне можно назвать

революционером на троне можно назвать

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ЗА:
— Петр I в полной мере приобщил Россию к европейской культуре (европейская одежда, образ жизни, стили в искусстве, введение ассамблей, гражданский шрифт, переход на европейское летоисчисление и т.д.), перевернув этим ход её развития;
— Петр I коренным образом изменил экономику России (Таможенный тариф, введение подушной подати, появление новых промышленных районов и т.д.), что существенно сказалось на дальнейшем ходе её развития;
— при Петре I значительным образом усовершенствовалась армия (новое вооружение, например, мортиры, введение рекрутской повинности, особая подготовка военных, создание регулярной армии), что обозначает, что при нём Россия повысила обороноспособность и стала государством качественно нового уровня;
— при Петре I коренным образом изменилась политическая система (упразднена Боярская дума и приказы, на смену которым пришли Сенат и коллегии; Петр I принял титул императора), что позволяет назвать его «революционером на троне».

ПРОТИВ:
— предшественники Петра I уже заложили основы для европеизации России, например, при Алексее Михайловиче существовала немецкая слобода, полки нового строя;
— политический строй фактически был изменён до Петра I, так как уже во второй половине XVII века складывался абсолютизм в связи с угасанием деятельности Земских соборов и принятием Соборного уложения;
— основы экономического развития России в XVIII веке имеют свои истоки в предыдущем, XVII веке: именно тогда появились первые мануфактуры и получила развитие экономическая политика протекционизма (Новоторговый устав);
— Петр I был не первым, кто заботился о высшем образовании в России: это делала и его сестра царевна Софья, при которой в 1687 году была основана Славяно-Греко-Латинская академия.

Источник

Революционер на троне

#Империя

революционером на троне можно назвать

революционером на троне можно назвать

С образованием Петру не повезло: учил царевича дьяк Никита Зотов, преподаватель никудышный, судя по обилию грамматических ошибок в письмах Петра.

революционером на троне можно назвать

Формально Петра вместе с больным и неспособным к правлению братом Иваном провозгласили царями 27 апреля1682 г. Но фактически власть в стране захватила старшая сестра Софья. Приверженцы царевны спровоцировали стрелецкий бунт, мятежники ворвались в царские покои и на глазах Петра растерзали приближенных бояр.

Ужас, пережитый в детстве, преследовал Петра всю жизнь: его мучили нервные припадки, а лицо часто искажала судорога.

Ненависть к стрельцам нашла выход после подавления их очередного мятежа в1698 г., когда Пётр лично рубил головы бунтовщикам. Жестоко? Но без жестокости в те суровые времена было нельзя. Об этом говорил и сам царь: «Если бы я не употреблял строгости, то давно бы уже не владел русским государством и никогда бы не сделал его таковым, каково оно теперь».

революционером на троне можно назвать

Как известно, мысль о переустройстве России на европейский манер зародилась у юного Петра после визитов в Немецкую слободу, где жили иностранцы, состоящие на службе у русских царей. Всё здесь было необычно для впечатлительного юноши – быт, нравы, одежда, обычаи. Наставником молодого Петра в усвоении своеобразной культуры «московской Европы» стал швейцарский офицер Франц Лефорт. Следующим шагом стало заграничное турне царя в составе Великого посольства. Скрываясь под именем Петра Михайлова, государь работал на голландских кораблестроительных верфях, с интересом слушал прения в английском парламенте, посещал музеи, анатомические театры, обсерватории, монетные дворы. Всё ему было интересно, он хотел себя попробовать едва ли не в каждом ремесле.

По мнению историка Василия Ключевского, за границей Пётр овладел 14 различными специальностями. Воистину, «на троне вечный был работник»!

Пётр не чурался общения с самыми разными людьми: от рабочего на верфи до коронованных особ. Бог весть, что думал о русском царе простой люд (им было не до мемуаров), но вот мнение принцессы Софьи Ганноверской: «У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума, ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно видеть в нём меньше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной… Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный».

революционером на троне можно назвать

В быту царь избегал роскоши и пышных церемоний, столь любимых его предшественниками. Предпочитал простую одежду, не гнушался ездить в обыкновенной двуколке без свиты. На войне пулям не кланялся: во время Полтавской баталии лично повёл солдат в контратаку и опрокинул наступающих шведов. О мужестве царя во время Прутского похода (1711) писал французский бригадир Моро-де-Бразе: «Могу засвидетельствовать, что царь не более себя берёг, как и храбрейший из его воинов».

революционером на троне можно назвать

революционером на троне можно назвать

В октябре 1724 г. Пётр плыл на корабле в Петербург. Недалеко от Лахты заметили севший на мель военный бот. Государь лично участвовал в спасении солдат и матросов, стоя по пояс в ледяной воде. После этого «купания» обострилась болезнь почек, которой царь страдал уже долгое время. Превозмогая боль, Пётр продолжал заниматься государственными делами, но в январе1725 г. окончательно слёг. 28 января коронованный революционер скончался.

Лучшей эпитафией Петру I стали слова епископа Феофана Прокоповича: «Какову он Россию сделал – такова и будет. Сделал добрым любимую – любимая и будет. Сделал врагам страшную – страшная и будет. Сделал её на весь мир славною – славной и быть не перестанет!».

Источник

Можно ли Петра I считать «первым революционером»?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 16:53, контрольная работа

Описание работы
Содержание работы

1 Характеристика личности Петра Первого.____________________5

2 Реформы Петра I. _________________________________________8
2.1 Военные реформы. ______________________________________8
2.2 Административная реформа. ______________________________9
2.3 Церковные преобразования. ______________________________10
2.4 Промышленная реформа. ________________________________11

3 Реформатор или революционер? ____________________________14

Список используемой литературы. ______________

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ПОВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ

ВЫПОЛНИЛ: ст.1 курса КУРГАНОВА Н.В.

ШИФР: 1230-п/ЭЖс-1477

ПРОВЕРИЛ: доцент МАТВЕЕВА В.В.

САРАТОВ 2012

Тема: Можно ли Петра I считать «первым революционером»?

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение._____________________ ____________________________3

1 Характеристика личности Петра Первого.____________________5

2 Реформы Петра I. ______________________________ ___________8

2.1 Военные реформы. ______________________________ ________8

2.2 Административная реформа. ______________________________ 9

2.3 Церковные преобразования. ______________________________ 10

2.4 Промышленная реформа. ______________________________ __11

3 Реформатор или революционер? ____________________________14

Заключение. ______________________________ ________________19

Список используемой литературы. ___________________________21

Введение.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

Созданное в России Петром пережило и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, т.е. спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т.е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г.

Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.

Само слово «революция», что по-своему закономерно, появляется в Петровскую эпоху как заимствование из польского языка, где rewolucja означает «переворот». В культуре Серебряного Века Петра I принято называть «революционером на троне». «Великий Петр был первый большевик», — писал М. Волошин в поэме «Россия» 1924 г. «Пётр, как и все революции, был исключительно, односторонне предан одной идее…» — писал Герцен. Мысль Герцена, что характерно, синхронна аналогичным размышлениям А.С. Пушкина в заметке «О дворянстве» (1830-1835, при жизни не публиковалось): Pierre I est tout à la fois Robespierre et Napoléon (La Révolution incarnée): «Петр I — одновременно Робеспьер и Наполеон на троне (воплощение Революции) ».

Спрашивается – Можно ли Петра I считать «первым революционером»? Для того чтобы разобраться в этом вопросе необходимо посмотреть что же собой представляла личность Петра I, какого рода были проведенные Петром реформы, и какой ценой они обошлись для России.

1 Характеристика личности Петра Первого.

Петр I обладал незаурядной силой воли, был талантлив, активен и деятелен, но способности его были направлены не на возвышение собственной личности, а во славу России. Он был упорен в достижении цели, а при временных поражениях не терял присутствия духа. Но закладка флота, строительство новой столицы на костях тысяч и тысяч людей, массовые казни, преследования старообрядцев – всё это тоже деяния Петра.

Петр Алексеевич не терпел непослушания, хотя и просил обращаться к нему «просто» и «без Великого», т. е. без постоянного титулования. Если не исполнялись его повеления, то расправу требовал суровую и показательную. Например, в письме московскому губернатору о глуховском коменданте Волкове, уличенном в казнокрадстве, требует: «…за оное воровство велите его на площади или на болоте казнить смертно и труп его в земле не хоронить до самой весны пока большой теплоты не будет».

Петр, будучи щедро одарённым природой человеком, имел влечение к любым видам техники и к самым различным ремеслам. С детских лет он искусно плотничал, столярничал, малярничал. Пятнадцатилетний Петр увлекался прикладными математическими дисциплинами, в частности геометрией. Этот интерес у него сохранился на всю жизнь. Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность царя очень сложна и противоречива, но при этом, он был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было всё же рациональное зерно. Вся противоречивость характера Петра I проявилась во время строительства новой столицы – Санкт-Петербурга. С одной стороны, намереваясь встать твердой ногой на Балтике, Россия должна была получить опорный пункт и базу для флота. Но с другой – гибель тысяч людей в ходе строительства города показывает, какой дорогой ценой обходилось порой воплощение государственной воли царя. Не щадя себя, не умея беречь своё здоровье и жизнь он не жалел и своих подданных, легко жертвуя ими ради своих замыслов.

Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив. Не умея терпеливо объяснить другим то, что для него было очевидным Петр, встречая непонимание, легко впадал в состояние крайнего гнева и часто «вколачивал» истину сенаторам и генералам своим огромным кулаком или посохом. Правда, царь был отходчив и через несколько минут уже мог хохотать над удачной шуткой провинившегося.

Петр был способен переступить через личную неприязнь во имя интересов дела. Он был безразличен к нарядам и не любил официальных приёмов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символ царской власти.

Его стихией были ассамблеи, где присутствующие обращались друг к другу запросто без титулов и званий, пили водку, черпая её глиняными кружками из банных ушатов, курили, играли в шахматы и танцевали.

Пётр обладал выдающимся дипломатическим талантом. Он искусно владел всеми классическими приёмами европейской политики, которые в нужный момент легко «забывал», вдруг перевоплощаясь в загадочного восточного царя. Он мог неожиданно поцеловать в лоб ошеломлённого собеседника, любил использовать в своей речи народные прибаутки, ставя в тупик переводчиков, или же внезапно прекращал аудиенцию, сославшись на то, что его ожидает жена. Внешне искренний и доброжелательный русский царь, по мнению европейских дипломатов, никогда не раскрывал своих истинных намерений и потому неизменно добивался желаемого.

Петр всю жизнь любил веселиться и был иногда нетребователен к веселью, как ребенок. На сороковом году жизни он с восторгом катается на деревянных лошадках и весело покрикивает: «Живей, живей!», а когда некоторые из его спутников падают с лошадей, от быстроты вращения, он хохочет до слёз.

После заключения Ништадтского мира он веселился с народом, прыгал в толпе, жестикулировал, распевал во весь голос. Но чаще всего его веселость принимала форму бесшабашного разгула. В забавах Петра главное место занимало вино. Он пил неимоверно много сам и любил, чтобы те, которые присутствовали на пирах и празднествах, не отставали от него. Петр любил, чтобы вокруг него всё было пьяно, особенное удовольствие доставляло ему видеть пьяными женщин.

Источник

Разработка открытого урока для 10 класса по теме «Был ли Петр I «революционером на троне»? Ускорение процессов модернизации, их результаты.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8» города Рубцовска Алтайского края

Тема урока: «Был ли Петр I «революционером на троне»? Ускорение процессов модернизации, их результаты»

Стрельцова Татьяна Петровна,

Ø самостоятельного мышления;

Ø критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра;

Ø его преобразований через организацию самостоятельной работы по изучению документов историков.

— создать условия для исследовательской деятельности учащихся, демонстрации приемов такой деятельности на уроке;

— дать оценку деятельности Петра I на основе исследования документов историков;

— понимать сложность изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.

— способствовать продолжению формирования умений работать с историческими документами, анализировать исторические источники, высказывать собственные суждения,

— способствовать самовыражению учащихся через выступление в дискуссии.

— способствовать воспитанию культуры делового общения;

— воспитывать патриотизм, интерес к отечественной истории.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: урок – исследование.

Методы обучения: частично – поисковый и исследовательский.

Оптимальный вариант организации деятельности учащихся:

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

ü карта «Российская империя в 1 пол. XVIII в.»,

ü раздаточный материал («Рабочий лист урока» с фрагментами исторических текстов),

ü фрагмент фильма «Царское дело. Петр I ».

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Учебные элементы (этапы урока):

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Оценки Петра Великого, его места и роль в истории были нередко противоположными, часто резкими.

Материал к размышлению (работа с высказыванием М. Волошина)

«Великий Петр был первый большевик,

Задумавший Россию перестроить,

Склонениям и правдам вопреки.

За сотни лет к ее грядущим далям».

Учитель: Так определил значение петровских реформ известный поэт- философ.

? Вопросы и задания для учащихся

Учитель: Строка «За сотни лет к ее грядущим далям» подчеркивает, что именно петровские реформы во многом заложили модель российского общества на 300 лет вперед вплоть до наших дней. Петр I поставил перед Россией задачу «догоняющего» развития, заимствуя опыт других стран. Петр I стремился дать «ответ» на европейский «вызов».

Учитель: В статье «Грядущий хам», написанной по следам декабрьского вооружённого восстания 1905 года Дмитрий Мережковский поставил вопрос: « Что такое Пётр? «Чудо или чудовище»? Действительно, ли полно Пётр открыл «окно в Европу»?»

Ещё Карамзин писал, что Пётр очеловечил русский характер, сделал его универсальным, но называл его «подражателем», «обезьяной и попугаем одновременно»: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях, гражданами России. Виною Пётр».

? Вопросы и задания для учащихся

Вывод Карамзина: «Пётр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело их к обезьянничеству, а это, в свою очередь к одичанию».

Учитель: Кто же Петр? «Варвар» или цивилизатор?

2. Если ни одну из перечисленных, то дайте свою.

Учитель: Проблемный вопрос. Кто прав? Где истина? Почему оценки историков столь противоречивы? Кем же на самом деле был Пётр? Какой след он оставил в русской истории?

Реформы Петра Великого

Учитель: В исторической литературе 3 позиции относительно начала XVIII века:

2. Начало XVIII века есть продолжение века XVII (в основном и главном).

3. Начало XVIII века есть продолжение века XVII по содержанию, но отлично от него по форме.

? Вопросы и задания для учащихся

церковная реформа – ликвидировано патриаршество, создан Синод, проведена частичная секуляризация церковных земель;

реформы в социальной сфере – введение подушной подати, о бюрократизации дворянства говорил Табель о рангах, закон способствовал повышению вертикальной мобильности в российском обществе;

реформы в области культуры – введение гражданского шрифта, формирование системы государственного светского и профессионального образования, изменения в быте и нравах, раскол культуры (культура традиционная и западноориентированная (культура элиты)) и другие реформы)

Учитель: Таким образом, петровская политика не только открыла «окно в Европу», но и способствовала тому, чтобы европейский ветер дул в Россию как можно сильнее. Модернизация вызвала раскол на модернизационную (западноориентированную) культуру верхов и традиционную (восточноориентированную) культуру большинства. Впоследствии это было оценено по-разному. Две позиции относительно петровского модернизационного рывка продемонстрировали западники и славянофилы в XIX веке:

О! проклят будь, кто

Кто на него печать наложит

И стезею благодатною

Русь вперед помчится вольная!

? Вопросы и задания для учащихся

Учитель: Петр I обратился не за западной цивилизацией в целом, а за ее технологическими плодами. Но он не увидел в Европе или увидел, но не захотел взять:

— дух свободного предпринимательства;

— уважение к личности;

— охрану прав индивида;

— неприкосновенность частной собственности.

Ему были более понятны:

— традиционные способы управления большой страной;

Этап открытия нового знания

(организация работы в группах)

Цель: сформировать у учащихся навык работы с текстом документа, развитие критического мышления при анализе исторических источников.

Учитель: Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит документ-характеристику Петра I разных исторических деятелей. Ваша задача – проанализировать документ, ответить на вопросы.

Рабочий лист № 1 – Ключевский В.О., Солоневич И.Л., Погодин М.П.

Рабочий лист № 2 – Милюков П.Н., Солоневич И.Л., Погодин М.П.

Рабочий лист № 3 – Соловьев С.М., Солоневич И.Л., Погодин М.П.

? Вопросы и задания для учащихся

Учитель: Существует 3 точки зрения на личность и деятельность Петра.

1 точка зрения А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова, М. Н. Погодина, которые идеализируют царя-реформатора.

2 точка зрения Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, которые осторожно подходят к оценке его деятельности.

3 точка зрения П.Н. Милюкова, который видит в Петре только источник всех бед.

(после самостоятельной работы в группах учащиеся выступают, размышляют по данной проблеме)

? Вопросы и задания для учащихся

Ребята, а нужны были кардинальные реформы в России? (учащиеся доказывают отсталость России к концу 17 века)

Учитель: Я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Объектом исследования будут взгляды на деятельность Петра I философа, историка Солоневича Ивана Лукьяновича. (документ № 2 на рабочем листе)

(Рассуждения учащихся по проблеме)

Сущность и особенности реформ

Учитель: В основу преобразований Петра были положены идеи:

Особенности реформ Петра I

— масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни;

— бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ.

Задания на рабочих листах

1) Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, опустошение деревень, принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург; многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

2) Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

(В ходе обсуждения заданий учащиеся делают выводы о том, что перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время часто происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкие бунты, восстание Кондратия Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая.)

Значение петровских преобразований

Рабочий лист (документ № 3)

Обсуждение проблемных заданий

(Рассуждение № 1. Если преобразование не коснулись быта крестьян, сохранилось крепостное право, то перемены нельзя назвать революцией. Но Россия изменилась качественно, она стала другой.

Рассуждение № 2. Реформы были задуманы и начаты предшественниками Петра, а он реализовал замыслы. В ходе преобразований у Петра появились единомышленники «птенцы гнезда Петрова» (канцлер Г.И. Головкин, П.А. Толстой, А. Меньшиков). Опора на преданных людей позволила Петру провести реформы. Он создал себе опору среди дворянства. Исходя из этого рассуждения, можно сделать вывод, что реформы Петра I – это своеобразная революция сверху. Поэтому Петра можно назвать «революционером на троне».

1. Правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость.

2. Чтобы преобразования были успешными, нужно привлекать людей на сторону реформаторов.

3. Начиная реформы, надо доводить их до конца. При этом следует думать об интересах всего общества, а не отдельной группы лиц.)

Заключительное слово учителя: Философ Н.А. Бердяев писал: «Без насильственной реформы Петра, столь во многом мучительной для народа, Россия не могла бы выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать свое слово».

Согласились бы вы с этим мнением?

Написать историческое эссе на тему «Эпоха Петра I »

Характеристика эпохи Петра 1

1) Ключевский В.О. Исторические портреты.

В.О Ключевский говорит об очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований Петра, движущей силой преобразований была война. Он утверждает, что в 17 столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». «17 столетие не только создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал. Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он переиначивал сложившееся состояние составных частей». По мнению Ключевского и Платонова, если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использованных им методов.

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

2) СОЛОНЕВИЧ ИВАН ЛУКЬЯНОВИЧ (1891–1953гг.)

Сочинение «Народная монархия».

Не существует и универсальных исторических законов: в каждую эпоху для различных обществ и народов «здесь и сейчас» действуют особые закономерности. Каждый народ действует на свой страх и риск, сам творит свою историческую судьбу. Высшая историческая цель народа – создание империи. Самая уникальная империя в истории была создана русским народом, объединившим племена и народы и установившим их полное равенство с собой как «имперской нацией». В этом и заключается всемирная роль русского народа и «вселенскость» русской идеи.

В результате петровских преобразований Российская империя все в большей и большей степени уходила от идеала «народной монархии», который, по убеждению Солоневича, пусть и не в полной мере, но был воплощен в Московской Руси. Под влиянием Запада российское дворянство, а затем и интеллигенция начинают выполнять роль «элиты», оторванной от народа, его социального и культурного опыта. «Европеизация» обернулась подлинной трагедией для русского народа, который утратил органическую связь с собственным интеллектуальным слоем (интеллигенцией). Финальной драмой стало свержение монархии. Солоневич считал возможным возвращение Руси к своим национально-культурным истокам через восстановление «народной», «социальной» монархии, причем во всей полноте: «от царского престола до сельского схода».

1.Как оценивает автор Петра 1?

2.Докажите данную точку зрения.

3) Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.

«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.

Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.

Приносят газеты – Петр их начал.

За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.

После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого».

1.Как оценивает автор Петра?

2.Докажите данную точку зрения.

4) Цена реформ (проблемные вопросы):

1) Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, опустошение деревень, принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург; многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

2) Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *