рерих н к лучшие картины
10 самых знаменитых картин Николая Константиновича Рериха
Николай Константинович Рерих – известный русский художник. Родился 9 октября 1874 года. Умер в возрасте 73 лет 13 декабря 1947 года.
За свою творческую жизнь написал более семи тысяч картин, которые вошли в мировую коллекцию изобразительного искусства.
Друзья семьи, гимнастический курс обучения, университетское образование и Академия художеств, как слагаемые успеха, как кирпичики в основании фундамента складывались, чтоб развить этого могущего по духу человека. В нашей статье пойдет речь о 10 самых знаменитых картинах Рериха с оригинальными названиями и фотографиями работ.
10. Гималаи
Розовые горы. Картина написана в 1933 году. В настоящее время хранится в собрании Нью –Йорского музея Николая Рериха. Всего художником написано до двух тысяч картин, посвященных Гималаям.
Образ гор у художника родом из Индии, где горы – неотъемлемая часть пейзажа этой самобытной страны.
Но для зрелого художника Гималаи – это не высочайшая горная система мира, не сползающие мощные ледники, не массивные снеговые сопки.
Горы – это живой организм, обладающий своим особым настроением. Переменчивость которого зритель ощущает за счет колебания оттенков. Где нежность розового цвета, любви, привязанности гармонирует с контрастами белого и синего и иссиня черного.
От переживания чувства умиротворения, безопасности, релаксации до отчаянья. Горы, как застывшая вечность.
Но если есть желание узнать, что за ними, то надо пройти их. Может, действительно за ними укрывается сказочная страна Шамбала, где нет места тревогам и печалям.
9. Александр Невский
Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.
Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».
12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.
На переднем плане картины зритель видит полководца. Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней.
За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.
Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.
8. Матерь Мира
Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.
Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.
На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.
Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.
Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.
Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица.
Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.
7. Идолы
За деревянным частоколом, увешенным черепами животных, выше роста человеческого, обложенного валунами, стоят и высятся идолы.
В те далекие времена не было многоэтажных зданий, и исполины воспринимаются как существа неизвестного мегаполиса.
Картина правдиво отображает влияние языческих богов на жизнь людей. К ним, к идолам, приходили люди на капища, где творили свои молитвы за день грядущий и завтрашний, приносили в жертву животных.
Как путешественник, Николай Рерих побывал в месте раскопок лично. Картина создана в 1901 году.
6. Приказ учителя
Завет Учителя. Полотно написано в 1947 году. Перед зрителем, высоко в Гималаях сидит гуру. Он сосредоточен.
В небе рядом белый орел, который считывает информацию с уст человека. От птицы исходит торжественное почтение и преклонение. А как иначе. Будучи посредником между Небом и Землей, птица созидательные мысли гуру аккумулирует и, как мощный заряд энергии, перенесет с горных вершин к людям.
Белое оперение орла символизирует чистоту помыслов учителя. Кто этот гуру? Может быть сам художник, который в год ухода из жизни создает такой шедевр.
5. Заморские гости
Картина написана в 1901 году. Перед зрителем, по темно-синей спокойной воде движутся две ладьи русичей. На них плывут купцы. Берега пустынны. Лишь вдалеке виднеется небольшое селение.
Художник тщательно выписывает и одежду людей, и украшение суден. На палубе – миротворцы. Они движутся в места поселения славян.
В 1899 году Николай Рерих предпринял путешествие к Новгороду по воде. Волновавшие его картины по пути следования вдохновили художника на создание этого полотна. Император Николай II высоко оценил картину и приобрел ее у художника.
4. Святой Сергий Радонежский
Картина написана в 1932 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. По воспоминаниям окружения Николая Рериха, житие Сергия Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание этот образ отразить на холсте.
После смерти подвижника не осталось никаких записей, только воспоминания современников. Только его молитвенный подвиг во время битвы с Мамаем (Куликовская битва) заставляют преклоняться перед этим человеком, который поднимал веру воинов для борьбы с полувековым рабством.
На переднем плане картины изображен Сергий. Величественно красив и добр. В руках у него символ души человеческой – храм Божий. Тепло и уютно ей быть в руках Преподобного.
Художник преклоняется перед этим человеком и любит его. «Преподобный отче наш Сергий, моли Бога за нас» – так звучат слова молитвы, и они будут услышаны.
3. Святые Глеб и Борис
Картина написана в 1942 году. В настоящее время хранится в Государственном Русском Музее Санкт–Петербурга.
На картине изображены русские святые, которые на ладье движутся к русским берегам, чтобы известить воинов Киевской Руси о победе, которую они одержат над шведами.
Воины Света и Духа торжественны. Вокруг них мягкое свечение золотисто-желтого, зеленого цветов. Столь незаметное, что зритель видит непрерывную горную цепь за ними.
2. Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.
Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги. Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.
На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.
Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.
Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.
1. Тангла
Песнь о Шамбале. В Китае, в Тибетском нагорье существуют горные массивы, объединенные общим названием Тангла. Здесь сохранилась неописуемая красота, в которой сочетаются куполовидные вершины, плоские склоны, широчайшие плоскодонные котлованы. Художник запечатлел это божественное явление в десяти холстах.
На фоне цепей заснеженных вершин причудливо отражаются краски неба в сочетании с его космической безбрежностью.
Согласно легендам, именно в этих краях находится страна Шамбала, в которой сходятся миры: земной и небесный. Материальный и духовный. А проживающие в этой стране люди, «махатмы», являются носителями невероятных по значимости знаний.
Картина написана в 1943 году. Находится в Государственном музее Востока. Если отойти чуть дальше от нее, будет впечатление, что пейзаж раскинулся как бы за окном собственного дома.
Николай Константинович Рерих Roerich, Nikolas (1874-1947)
Альбом содержит 2680 картин и рисунков Николая Рериха, собран в хронологической последовательности и разбит на 6 частей.
Краткая биография
Николай Константинович Рерих, художник, археолог, писатель, юрист и посланник мира родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Уже в раннем возрасте у него проявился талант к археологии и рисованию. В возрасте шестнадцати лет он хотел поступить в Академию художеств, чтобы продолжить карьеру художника, но его отец настаивал на том, чтобы он стал адвокатом. Был достигнут компромисс и в 1893 году Николай поступил одновременно в Академию искусств и в Петербургский университет.
Ранние года
В конце 1890-х произошёл расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангард формировал группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который занимался с Рерихом в юридическом училище и был одним из первых, кто оценил его художественный талант. Молодой художник познакомился со многими композиторами и художниками того времени – Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. Позднее он разрабатывал дизайн нотных наборов для этих композиторов.
После окончания университета Рерих женился на Елене, дочери архитектора Шапошникова и племяннице композитора Мусоргского. У них родились два сына: Святослав и Георгий.
Рерих занял пост секретаря Школы Общества поощрения искусства, став впоследствии его главой, первой из многих позиций, которые Рерих займёт в качестве учителя и деятеля искусств.
Объединение искусств, которое поощрял Рерих, свидетельствовало о его способности гармонизировать и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Его талант к синтезу позволил ему соотнести субъективные ощущения с объективной, философской, научной, восточной мудростью с западными знаниями и построить мосты понимания между такими очевидными противоречиями.
Художник и дизайнер
Летом 1903 и 1904 годов Рерихи путешествовали по России и посетили, в общей сложности, около 40 городов. Цель заключалась в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русских древних памятников, церквей, городских стен и замков. Оказалось, что во многих случаях им пренебрегали столетиями. Будучи археологом и искусствоведом, Николай придавал этому ключевое значение в культурной истории России. Он решил обратить внимание на ситуацию и как-то организовать защиту и сохранение древних памятников, с этой целью он написал серию из семидесяти пяти работ.
Впечатления от этого путешествия имели длительный эффект, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, будет способствовать повсеместной защите таких культурных ценностей, план, изложенный тридцать один год спустя в «Пакте Рериха». Такое мышление не было обычным явлением в те дни, оно подчёркивало важность того, чем сегодня большинство стран мира занимаются в рамках сохранения своего культурного наследия.
В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских картин в Париже. Там были представлены шестнадцать работ Николая Рериха. А в 1909 году он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и нарядами, созданными Рерихом. В половских танцах из «Короля Игоря» Бородина, также оформленного Рерихом и в других балетах Дягилев представил корпус русских танцоров, который позже стал известен как «Русские балеты», в который вошли Павлова, Фокин и Нижинский.
Николай Рерих активно работал вместе с Игорем Стравинским над балетом «Le Sacre du Printemps» («Весенний обряд»).
В 1915-1917 годах семья Рерихов жила в Финляндии. В России разбушевалась революция и возвращение было бы опасным. В 1918-м Николай провёл выставку живописи в Стокгольме и оттуда семья отправилась в Лондон. Сэр Томас Бичем пригласил художника оформить новое производство «Принца Игоря» для оперного театра Ковент-Гарден.
Позже Рерих принял приглашение Чикагского института искусств приехать в Америку. Экскурсия открылась успешной выставкой в Нью-Йорке в 1920 году. Кроме показа более своих 400 картин в американских городах, Рерих работал над декорациями и костюмами к спектаклям «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» для Чикагской оперной труппы. Во время своих путешествий по Америке он написал серию картин в Нью-Мексико и в Монхегане, штат Мэн. Его впечатлил дух предпринимательства, царивший в Америке, и Николай описал положительное влияние, которое это развивающееся явление оказало на мир.
В 1921 году он основал Иинститут объединённого искусства в Нью-Йорке, в котором планировал реализовать образовательные концепции, включённые в учебную программу в Санкт-Петербурге. Институт процветал, но не выжил после 1937 года из-за Великой депрессии. Фонды закончились и это вызвало полный крах организации, которую Рерих и его сторонники пытались построить.
В 1949 году институт возродился как Музей Николая Рериха в здании из коричневого камня на 107-й Западной улице, где он работает и по сей день. В нём находится одна из самых обширных коллекций работ художника в мире.
Вера и Дух
В мае 1923 года Рерихи отправились в Индию, где на этой нестареющей земле, среди снегов Гималайского хребта, они стремились объединить свои мысли с вечностью. Они обосновались в Бомбее в декабре 1923 года и оттуда начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам, где встречались с индийскими мыслителями, учёными, художниками и писателями. К концу декабря в Сиккиме на южных склонах Гималаев, они начали тяжелый поход через тридцать пять горных перевалов от четырёх до шести с половиной километров в высоту.
Рерих считал, что горы помогают обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни пошли, вера Рерихов в существенную благость жизни и духовность человека только усиливалась.
Шедевры Рериха из Восточной серии девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира, Мохаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, индийских и христианских святых и мудрецов, свидетельствовали о единстве религиозного стремления и общих корнях человеческой веры.
В конце этой масштабной экспедиции, в 1928 году семья обосновалась в долине Куллу на высоте 2000 метров в предгорьях Гималаев. Там они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов уже проведённых и будущих исследований. Деятельность Института включала ботанические, этнологические, лингвистические исследования и исследования археологических объектов.
Знамя мира
По возвращении в Нью-Йорк, Николай Рерих предложил заключить договор о защите культурных ценностей в периоды войны и мира. Используя в качестве примера Красный Крест, он подготовил Пакт, в котором предполагалось, что флагом, «Знаменем Мира», будут отмечены все места, находящиеся под его защитой. В дизайне этого флага использованы три сферы, окружённые кругом пурпурного цвета на белом фоне. В основе интерпретации этого символа – союз религии, искусства и науки, которые являются аспектами культуры, изображённой в виде окружности или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности.
Пакт Рериха был согласован двадцатью странами Северной и Южной Америки и подписан 15 мая 1935 года в Белом доме президентом Рузвельтом, позднее к нему присоединились и другие страны. Этот договор по-прежнему остаётся в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и их основополагающие принципы.
Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира за работу, проделанную им в области сохранения культурного наследия человечества.
Следование изысканности и красоте мира было священным для Рериха. Он считал, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, воплощённая в них, не умирает, а является частью вечного потока сознания – стремлений людей, питаемых их направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является главной предпосылкой для выживания человечества и непрерывного процесса духовной эволюции.
Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года и его пепел был захоронен под горами, которые он так любил и изображал во большинстве из своих почти семи тысяч работ.
Картины Рериха
mp-3-плейер
(музыкальное сопровождение)
Небесный бой. 1912. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Чудо. Серия «Мессия». 1923 г. Местонахождение картины: Государственный музей Востока, Москва
Знаки Христа. Серия «Знамёна Востока». Местонахождение картины: частная коллекция, Москва
Матерь Мира. Серия «Знамёна Востока». 1924 г. Международный центр-музей им. Н.К.Рериха
Тзонг-Ка-Па. 1924 г. Серия «Знамёна Востока» Местонахождение: частная коллекция
Ясный вечер. 1924 г. Серия «Гималаи» Местонахождение: частная коллекция, Москва
Горы из Сошинга. 1924 г.Из серии «Гималаи» Местонахождение: Международный цент-музей им.Н.Рериха
Превыше гор. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение картины: частная коллекция, Москва
Жар-Цвет. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: частная коллекция
Сокровище Мира. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Сжигание тьмы. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Звезда Матери Мира. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: частная коллекция, Россия
Гималаи. 1924 г. Серия «Сикким» Местонахождение: частная коллекция, США
Ступени Гималаев. Серия «Сикким» Местонахождение: частная коллекция, Нью-Йорк
Матерь Турфана. 1924 г. Серия «Сикким» Местонахождение: частная коллекция, США
Будда победитель. 1925 г. Серия «Знамёна Востока» Местонахождение: частная коллекция, Москва
Чаша Христа. 1925 г. Серия «Знамена Востока» Местонахождение: частная коллекция, Москва
Магомет на горе Хира. 1925 г. Серия «Знамена Востока» Местонахождение: частная коллекция, Россия
Моисей водитель. Серия «Знамена Востока» Местонахождение: частная коллекция, Россия
Миларепа услышавший. 1925 г. Серия «Знамёна Востока» Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Скрещение путей Христа и Будды. 1925 г. Местонахождение: Международный музей Рериха, Москва
Озеро Наг. Серия «Озёра и Гильгитский путь» Местонахождение: частная коллекция
Исток Инда. 1925 г. Местонахождение: Международный музей-центр им. Н.К. Рериха, Москва
Знамена грядущего. Сюита «Майтрейя»1926г.Местонахождение: Нижегородская Государственная художественная галерея
Конь счастья. Сюита «Майтрейя» Нижегородская Государственная художественная галерея
Шёпоты пустынь. Сюита «Майтрейя» 1926 г. Нижегородская Гос-я художественная галерея
Приказ Ригден-Джапо. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва
Весть орла. 1927 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Сосуд нерасплесканный. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция
Чёрная Гоби. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Буреин-гол. Цайдам 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Перевал Тангла. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Чудь подземная.1929 г. Местонахождение: частная коллекция
Форт Бхарагарх. Серия «Кулу» 1929 г. Местонахождение: Международный центр-музей Н.К.
Ступа в Чунг-тю. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Цайдам. 1929 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная» 1929 г.Местонахождение: Музей Н.Рериха
Илья Пророк 1931 г. Местонахождение: Nicholas Roerich Museum, New York
Жанна Д’Арк, Триптих 1931. Коллекция Боллинга, Гранд Хейвен, Мичиган
Архат. 1932 г. Местонахождение картины: Художественный музей г. Аллахабада, Индия
Брахмапутра 1932 г. Местонахождение картины: Государственный художественный музей, Рига, Латвия
Священная Тангла 1932 г. Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Мадонна Орифламма (Червоннопламенная)1932 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Его тень (Тень Учителя) 1932 г. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Звезда героя 1932 г. Местонахождение: Музей индийского искусства, г. Варанаси, Индия
Воин Света 1933 г. Коллекция Стиббе, Гринуич, США
Гималаи. Розовые горы 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк
Шатровая гора 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк
Чантанг. Северный Тибет (тибетский стан) 1939. Музей исскуств народов мира
Гималаи (лунный закат) 1940. Музей исскуств народов Востока, Москва
Философ. Тишина. 1940 г. Государственный Музей искусств Востока, Москва
Гесер-хан. 1941 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва
Нанда-Деви 1941 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Неведомый старик Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Полунощное. 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва
Ангел последний 1942. Международный Центр Рерихов, Москва
Борис и Глеб 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва
Песнь о Шамбале. 1943 г. Местонахождение: Государственный музей искусства Востока, Москва
Канченджунга. 1944 г. Местонахождение: Государственный Музей Востока, Москва
Горное озеро. Перевал Бара-Лача Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Гималаи 1945 г. Музей искусств народов Востока, Москва
Н.К.Рерих. Клад захороненный 1947. Холст, темпера. 91,4×153,3 см
Огни на Ганге 1947. Международный Центр Рерихов, Москва
Тибет. Музей исскуств народов Востока, Москва
Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.
Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника. В 1897 году П.М. Третьяков приобрел полотно «Гонец». выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные годы были получены его произведения в дар, приобретены у частных лиц, некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда. В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге.
Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.
Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов