река иордан фото в хорошем качестве
Святая Земля. Часть 9. Иордан
Продолжение. Начало читайте здесь.
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
(Матф.3:1-6)
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
Иордан течет с севера на юг, длина его составляет 252 км. Он берет начало на Голанских высотах, протекая по гористой местности, впадает в Тивериадское озеро (оно же Генисаретское, современное название – Кинерет). Вытекая из озера на юге, Иордан течет далее по равнинным землям Иорданской долины, достигая местами ширины до 40 метров, и впадает в Мертвое море. Побережье Мёртвого моря является самым низким участком суши на Земле: оно находится на 420 метров ниже уровня мирового океана.
Вдоль дороги, спускающейся от Иерусалима в долину Иордана, установлены указатели высот относительно уровня мирового океана.
Уровень Мертвого моря продолжает снижаться в среднем на 1 метр в год. Из-за высокого содержания соли в Мертвом море не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). Игумен Даниил так отзывается о Мертвом море: «исходит из него дух знойный, смердящий, сушит и сжигает всю эту землю».
Иосиф Флавий в книге «Иудейская война» оставил следующее описание Мертвого моря (которое он именует Асфальтовым озером): «Вода его, как уже было замечено, горька, неплодотворна, но притом так легка, что удерживает на своей поверхности самые тяжелые предметы, бросаемые на нее, а человеку при самых напряженных усилиях не так легко окунуться в нее. Веспасиан, посетивший озеро для наблюдений над ним, приказал бросить вглубь несколько человек, не умеющих плавать, со связанными за спиной руками, но все они, точно подхваченные ветром, были подняты вверх и остались плавать на поверхности».
В наши дни из солей и минералов Мертвого моря изготавливают многочисленные лечебные и косметические средства, на его берегах обустроены курортные места. Отношение верующих к нему неоднозначно.
Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.
Иудейская пустыня
Дорога к Иордану
Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – “дом перехода”), как написано «это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Иоан.1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.
Русский Странноприимный дом на другой стороне реки, уже в Иордании
Иордан в 5 км от впадения в Мертвое море. Храм на противоположном берегу находится на территории Иордании
Течение в Иордане быстрое, а вода в нижнем течении очень мутная. Но если отстоять ее на протяжении суток, то ил оседает и она становится прозрачной
Эта фотография из архива ИППО сделана более 100 лет назад. На ней изображено почти то же самое место на Иордане (узнается по скалам на Иорданской стороне). На фото запечатлена паромная переправа.
Это место на Иордане напротив монастыря Иоанна Предтечи. Тут видно, что Иордан 100 лет назад был шире и полноводнее.
На самом деле место крещения Господа Иисуса Христа было на территории нынешней Иордании, в нескольких километрах к западу от современного русла реки. За прошедшие два тысячелетия река изменила место своего течения.
Иордан вблизи Тивериадского озера
Интересно, что реками в Библии именуются только великие реки, как Евфрат; мелкие реки называются потоками и ручьями; и только об Иордане говорится не иначе, как «воды Иорданские». Несмотря на незначительную ширину, Иордан – основная водная артерия Израиля и Иордании.
В 2009 году мы окунались в воды Иордана в его верхнем течении, вблизи Генисаретского (Тивериадского) озера. Здесь вода была прозрачной и слегка зеленоватой, в ней плавало множество рыб.
У входа в купальню на Иордане
Фрагмент из Евангелия на разных языках
Омовение в священных водах Иордана
Еще в XII веке игумен Даниил отмечал, что «вверху Иордана много рыбы». Действительно, в месте, где устроены купальни для паломников, плавают в большом количестве огромные рыбы, похожие на сомов.
Все туристы не паломнического вида вскоре после начала богослужения куда-то исчезли.
Потом народ стал собираться вокруг нас, с интересом наблюдая происходящее.
Наконец, собралась большая толпа снимающих на фотоаппараты и телефоны.
Среди зрителей было немало мусульман.
Когда запели тропарь Крещению Господню и дошли до слов «И Дух в виде голубине», с противоположного берега поднялась в небо стая белых голубей! Этого никто не ожидал, и потому сам момент снять не успели, но запечатлели в своих сердцах».
Но пора вернуться к Евангельским событиям. Сразу после Своего Крещения, «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».
(Матф.4:1-11)
Иерихон и Гора Сорокодневного Искушения
При игумене Данииле в Иерихоне жили иноверцы (и до сих пор это стопроцентно мусульманский город): «Иерихон был в давние времена великим городом и крепостью, но его взял и разрушил до основания Иисус Навин. Ныне здесь село сарацинское. Здесь был дом Закхея, и пень до ныне стоит от дерева, на которое влезал Закхей, желая видеть Христа. Тут же находился и дом сонамитянки, где Елисей воскресил отрока.
Около Иерихона земля добрая и урожайная, поле красивое и ровное, около города растет много высоких финиковых пальм и разнообразных плодовых деревьев, текут обильные воды по всей этой земле. Эти воды пророк Елисей опреснил».
То же можно сказать об этой земле и сейчас: благодаря обилию воды и плодородной почве, цветущая Иорданская долина разительно отличается от находящейся поблизости бесплодной Иудейской пустыни.
Река Иордан (Jordan river)
Река Иордан берёт истоки неподалеку от горы Хермон, далее она течёт на юг к озеру Кинерет, чтобы потом донести свои воды до Мёртвого моря.
Длина реки составляет немногим более 250 километров, по ней проходит граница, разделяющая Израиль и Иорданию.
Иордан стал одной из самых известных священных рек в мире. Здесь происходили события, описанные в Ветхом Завете и в Евангелиях. Сначала воды Иордана расступились перед Иисусом Навином и иудейским народом, пережившим 40 лет скитаний по пустыне.
Следующее величайшее событие, описанное в Евангелиях – это обряд крещения Иисуса Христа, принятый им от Иоанна Предтечи в иорданских водах.
Христиане начали воспринимать Иордан как священную реку, начиная со времени Византийской империи. Тогда сформировалось представление, что воды Иордана способны исцелять от всех болезней.
Эта вера восходит к факту, описанному в четвертой Книге царств, согласно которой Нееман чудесным образом исцелился, совершив омовение в Иордане по приказанию пророка Елисея (4 Цар.5:8-14).
Но главным считается обновление души, стремление человека приобщиться к таинству крещения и вера в чудо.
Неоспоримые свидетельства великого таинства описаны в Новом Завете, согласно которому в самый момент крещения Иисуса Христа небеса разверзлись, и на землю был ниспослан Святой дух в виде голубя.
Люди получили свидетельство мессианской сущности Спасителя.
Истинное место крещения Иисуса Христа долгие века оставалось предметом споров, хотя евангелист Иоанн указал, что это случилось неподалеку от поселения Вифарара за Иорданом.
Однако таких топонимов в древней Палестине было несколько, и сам Иордан со временем не один раз изменял свое русло.
В конечном итоге, определённо сформировались две точки зрения. Представители многих конфессий сошлись во мнении, что крещение Иисуса Христа свершилось на западном берегу реки, где в настоящее время находится поселок Вади-эль-Харар.
Большинство ученых и богословов, изучающих раннее христианство, поддерживают данную версию, которая подтверждается мозаичной «Мадабской картой».
Она находится в церкви святого Георгия в Мадабе, датируемой VI веком и содержит указание на местоположение основных христианских святынь. Здесь место крещения Иисуса Христа обозначается на восточном берегу реки.
Данная версия подтверждена археологическими изысканиями, в ходе которых международная экспедиция обнаружила у старого русла реки Иордан ступени, по которым сошёл к её водам Спаситель.
Это место остается закрытым для паломников.
В 2000 году на восточном берегу реки Иордан прошла церемония освящения мемориального комплекса с участием папы Иоанна Павла II.
Русская православная церковь, признавая данный исторический факт, содействовала строительству храма святого Иоанна Предтечи на месте крещения.
На израильской стороне Иордана, в месте, известном как Каср аль-Яхуд, в 1981 году создан специальный комплекс, который называют Ярденит.
Данное место имеет символическое значение, поскольку является бродом, где иудеи перешли реку Иордан и пророк Илия вознесся на небо.
Здесь современные паломники совершают омовение. Для их удобства устроены пешеходные дорожки, лесенки, ведущие к воде. Имеются комнаты для переодевания, душевые кабинки.
Тут же находятся магазинчики, предлагающие одежду для крещения, продающие святую воду, сувениры и косметику Мёртвого моря. Существует поверье, что рубашка после омовения в водах Иордана приобретает целительные свойства.
Для этого её надо просто высушить и затем не стирать. Если надеть такую рубашку на больного человека, то болезнь обязательно отступит.
В бассейне реки Иордан существует множество памятников, связанных с разными временами. Некоторые из них относятся к ветхозаветному периоду, другие имеют прямое отношение к Иисусу Христу и неоднократно упоминаются Евангелистами.
Неподалеку от места, где река Иордан впадает в озеро Кинерет, обнаружены развалины двух городов Вифсаида.
На восточном берегу Галилейского озера расположена Вифсаида Юлия, названная по имени дочери римского императора Августа. Здесь бывал Иисус Христос и совершал чудеса (Мф. 11:21, 14:17-21).
В Вифсаиде Галилейской, находящейся неподалеку от Капернаума, Иисус Христос также бывал. В этом городе родились апостолы Андрей, Петр и Филипп.
В районе впадения реки Иордан в озеро Кинерет, на его северо-западном берегу, находится город Капернаум. Он существует в этом месте уже 2500 лет.
К началу нашей эры город хорошо жил за счёт караванных торговых путей, которые соединяли Средиземное море с Сирией и Малой Азией.
Капернаум, по сведениям из Евангелия, был тем городом, где Иисус Христос много проповедовал. Здесь к нему присоединились апостолы – Петр, Андрей, Иоанн, Иаков и Левий Матфей.
Первая христианская община в Капернауме сформировалась уже во II веке: её составили иудеи, принявшие христианство.
В Капернауме находится несколько значительных религиозных памятников, построенных в местах, связанных с ранним христианством. Это греческая церковь Святых Апостолов и знаменитая Белая Синагога, предположительно построенная на месте древнего сооружения, где проповедовал Иисус Христос.
Буквально несколько десятков шагов отделяют Белую Синагогу от открытых археологами остатков дома апостола Петра. Над ним в конце ХХ века построена церковь апостола Петра.
К югу от озера Кинерет, примерно в 25 километрах, расположен город Бейт-Шеан. Здесь на месте раскопок античного города Скифополис создан национальный парк Израиля.
Сегодня туристы могут увидеть в Скифополисе римский амфитеатр, колоннады, сохранившиеся мозаичные изображения, которые украшали полы частных домов и общественных зданий.
В Библии город Скифополис упоминается несколько раз. Сначала как место обитания ханаанского народа; затем на его воротах был повешен, погибший в битве царь Саул (1 Цар. 31:1-10); третья Книга Царств называет город в числе других населённых пунктов, принадлежащих царю Соломону (3 Цар. 4:12-10).
Ещё одно место на западном берегу реки Иордан имеет огромное значение.
Это Национальный парк Кумран, расположенный на расстоянии менее двух километрах от северо-западного берега Мёртвого моря.
Здесь в пещерах еврейской общины в середине ХХ века найдены манускрипты, самый ранний из которых датируются III веком до нашей эры.
Уникальные рукописи сегодня хранятся в Храме Книги в Иерусалиме. Они были написаны на пергаменте, некоторые на папирусе или даже на медных листах.
Ученым пришлось сконструировать специальное устройство, с помощью которого свитки, хранившиеся в кувшинах многие века, разворачивались во избежание их полного разрушения.
По содержанию кумранские свитки содержат библейские тексты, апокрифы и записи, связанные с местной общиной. Издание древних текстов началось в 1955 году, и в настоящее время оно составляет уже 40 томов.
Учёные выдвигают несколько гипотез, по-разному интерпретирующих идентификацию феномена Кумрана. Они расходятся в определении его численности, национального состава людей, проживающих в общине, их религиозной принадлежности.
Высказывались предположения, что здесь располагалась вилла, коммерческий центр или крепость.
Каждая точка зрения находила определенное подтверждение благодаря множеству археологических находок, сделанных в Кумране. Помимо свитков здесь обнаружены глиняная посуда, многочисленные монеты, бронзовая и серебряная чеканка.
В любом случае однозначно одно: Кумран является частью Иорданской долины, которая, очевидно, скрывает ещё многие тайны.
Священная река Иордан
Калужские Пустыни По главным святыням
2 МЕСТА 2 дня / 1 ночь
2 МЕСТА 8 дней по монастырям
4 МЕСТА 8 дней по монастырям
Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Истоки Иордана, зарождаясь на высоте 520 м над уровнем моря и потом сливаясь, образуют единое русло. Самые главные из них: Баниас (Паниас), Снир (Эль- Хасбани) и Дан (Леджан). Источник Баниас бьет из подножия естественной террасы, тихо просачиваясь из подстилающей породы южного склона горы Ермон около Кесарии Филипповой. Считается, что в давние времена он вытекал из самой огромной известняковой пещеры, пока сильное землетрясение не изменило ландшафт. Здесь апостол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Поток Снир (Эль-Хасбани) стекает с Ливанской части горы Ермон, а третий ручей, образующий реку Иордан, берет свое начало близ библейского города Дан (Лаис), который всегда был символом северной границы Израиля (Втор.34:1). На этом месте стоял когда-то один из золотых тельцов, поставленных царем Иеровоамом (ЗЦар. 12:29). Обычно считают, что город Дан дал свое имя реке Иордан, но название реке появилось задолго до прихода сюда колена Дана и основания им города.
Слившись в одно русло, Иордан протекает через осушенное сейчас библейское озеро Мером (Нав. 11:5-7), возле которого Иисус Навин разбил союзное войско северо-ханаанских царей (Нав.11:1-8). Отсюда Иордан течет по дну каменного базальтового ущелья с многочисленными водопадами и через 13 км впадает в пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское озеро (евр. Киннерет), или по-другому Тивериадское, оно же и Галилейское море. Примечательно, что воды реки Иордан проходят через Галилейское озеро, не смешиваясь с его водами. Возможно, из-за этой особенности на древних картах Галилейского озера на его середине изображали сплошной линией реку Иордан, как бы желая подчеркнуть этот удивительный феномен.
Вытекая из Галилейского озера, Иордан продолжает свой путь с севера на юг, проходит по Сирийско-Африканскому разлому и окончательно впадает в соленое Мертвое море, поверхность которого сегодня упала до отметки 425 м ниже уровня мирового океана. Таким образом, река Иордан полностью оправдывает свое название, падая за менее чем 150 км почти на 750 м. Длина реки по прямой линии составляет примерно 150 км, но реально, если учитывать все ее многочисленные повороты и изгибы, достигает 330 км. Ширина реки меняется от 5 до 40 м в некоторых местах во время разлива, а ее глубина в северной части доходит иногда до двух метров, но чаще всего она чуть более метра глубины. В нижнем течении Иордан имеет несколько притоков, крупнейшими из которых являются Ярмук и Эз-Зарка (Иавок) с востока и Харод и Тавор с запада.
Примечательно, что на некотором расстоянии от Мертвого моря река Иордан просто исчезает, уходя под землю, а уже оттуда подземным потоком втекает окончательно в Мертвое море.
В Иорданской долине, на восточном склоне Самарийских гор, находится возвышающаяся на 736 м над уровнем реки Иордан и на 379 м над уровнем моря гора Сартаба. Сюда доходили сигналы костров, зажигавшихся на Елеонской горе в Иерусалиме для передачи календарных сведений о наступлении ветхозаветного праздника новолуния (Чис. 10:10). Здесь же зажигались новые костры о передавая сведения далее на север в Галилею и на восток до самого Вавилона. На вершине этой конусообразной горы стояла хасмонейская крепость Александрион, построенная в 90 г. до Р.Х. Александром Яннаем. Ирод Великий держал здесь в заточении свою тещу и горячо любимую жену Мариамну; в этой же крепости после казни в Севастии он похоронил двух своих сыновей: Александра и Аристовула.
В Иорданской долине между Сокфоком и Цартаном находились плавильные горны царя Соломона, в которых выливались медные сосуды для Иерусалимского Храма (ЗЦар.7:46; 2Пар.4:17).
В Священном Писании
Река Иордан в Библии упоминается более 180 раз и чаще всего служила образом переправы, перехода границы. Одно из первых упоминаний о реке Иордан находится в древних египетских папирусах (XIII в. до Р.Х.).
Первое библейское упоминание об Иордане связано с историей патриарха Авраама и его племянника Лота, который, воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, избрал себе для жительства богатую и плодородную долину Иорданскую, которая «вся. орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).
Ветхозаветный патриарх Иаков юношей с посохом перешел Иордан на пути в Харран, когда, избегая мести своего брата-близнеца Исава, шел в поисках благочестивой жены (Быт.32:10). Возле берегов Иордана сыновья патриарха Иакова остановились и сотворили семидневный «плач великий», когда несли из Египта забальзамированное тело своего отца для захоронения в Ханаане: «И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане» (Быт.50:10).
Река Иордан упоминается также в связи с историей Иова Многострадального (Иов.40:18), в поэтических гимнах книги Псалмов (Пс.42:6; 114:3) и во многих пророческих книгах (Ис.9:1; Иер.12:5; Езек.47:18; 3ах.11:3).
За двенадцать столетий до Богоявления воды Иордана чудесно расступились перед Ковчегом Завета Господня (Нав.3-4), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), когда еврейский народ после сорока лет скитания по пустыне, ведомый Иисусом Навином, вступал в пределы Земли Обетованной.
Во время этой первой остановки на Иерихонских равнинах был совершен обряд обрезания, который не выполнялся во время сорокалетнего странствия по пустыне, впервые был отпразднован праздник Пасхи, а на другой день после того, как стали вкушать произведения земли Ханаанской, перестала падать посылаемая Богом манна с неба (Нав.5:10-12).
Подобно тому, как Иисус Навин ввел народ Израиля в Землю Обетованную через воды Иордана, так и Иисус Христос вводит верующих в Него посредством Таинства Крещения в «землю благодати Его», т.е. в Церковь и в грядущее Царство Божие. Только те, кто перешел через Иордан, считались вошедшими в Землю Обетованную. Такой же границей является река Иордан и в наше время. Нет другого пути для вхождения в Церковь, как только посредством таинства Крещения, а крещенские купели во всем мире символизируют реку Иордан. Завоевание Ханаана и раздел земли были прообразами побед в распространении учения Церкви во всем мире.
Позднее колена Рувима и Гада, а также половина колена Манассии построили большой жертвенник на берегах Иордана в качестве «свидетеля» между ними и другими коленами (Нав.22:10-34).
В водах Иорданских, по слову пророка Елисея, семь раз омылся военачальник Сирийского царя Нееман, после чего полностью исцелился от проказы. Исцеленный душой и телом язычник дал обещание пророку Елисею больше никогда не поклоняться идолам, а верить и почитать Бога Израилева (4Цар.5:1-15). В благодарность за чудо Нееман предложил пророку Елисею дары, но тот решительно отказался, но нечестивый слуга пророка Гиезий попытался извлечь собственную выгоду из благодарности сирийца. Он взял у него «два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд» и спрятал дома. В наказание за этот поступок он сам был поражен проказой (4Цар.5:27).
Исцеление Неемана в водах Иордана было прообразом того, что с пришествием Мессии воды иорданские, а через них и все естество водное, станут источником спасения не только для иудеев, но и для всех народов, уверовавших во Христа.
Крещение Господне. Святое Богоявление
В тридцатый год земной жизни Господа нашего Иисуса Христа наступило время Его Божественного явления израильскому народу (Чис.4:3). Вдали от людей, в глубине суровой Иудейской пустыни, у берегов Иордана был «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:2), посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по которому Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию.
Согласно ветхозаветным пророчествам, прежде явления Мессии должен был явиться Израилю Вестник, Предтеча, Ангел Господа, чтобы приготовить сердца народа Израиля к принятию обетованного Мессии. О нем еще за 700 лет до Р.Х. пророк Исаия предсказал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3). А за 400 лет до Р.Х. пророк Малахия называл Иоанна Крестителя Ангелом Господним: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1).
Само место, которое Иоанн Предтеча избрал для проповеди, глубоко символично, поскольку рядом с ним св. пророк Илия завершил свою земную миссию и был вознесен на небо. Образ Иоанна Крестителя, пророка и обличителя народа, носившего суровую печать пустыни и питавшегося акридами (вид саранчи) и диким медом, его аскетическая внешность, одежда из верблюжьего волоса, кожаный пояс были настолько схожи с образом пророка Илии (4Цар.1:8), что Иоанну приходилось даже отрицать перед своими современниками своё с ним тождество (Ин.1:21). Иоанн Креститель не был пророком Илией, он нес свое служение, по свидетельству Архангела Гавриила, «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Пророчество Малахии о приходе пророка Илии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), исполнится при Втором Пришествии Христа.
Повинуясь гласу Божиему, св. Иоанн Предтеча ходил по всей стране иорданской, проповедуя «крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3) и приближение Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Мф.3:2). Его Сила духа и авторитет слова были настолько сильны, что «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф.3:6). Подтверждает это также свидетельство Иосифа Флавия: «Народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве, и власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету все, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя».
Во времена всеобщего ожидания Мессии, у многих иудеев возникал вопрос: не является ли сам Иоанн Христом? Но Иоанн Предтеча, последний пророк Ветхого Завета, указывал им на Спасителя: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8).
Крещение Иоанново не было еще благодатным христианским крещением, оно было лишь приготовлением к нему, мостом, соединяющим иудейское и христианское крещение. Слово «крестить» (по-гречески «Балтию») означает «погружать». Крещение в воде тех, кто каялся и открыто исповедав свои грехи, было связано с ветхозаветными омовениями (Исх.19:10; Лев. 14:8; Лев.8:6). Наряду с этими ветхозаветными образцами практиковалось также появившееся, предположительно, в 1-м в. до Р.Х. крещение прозелитов, которое вместе с обрезанием являлось внешним знаком их обращения в иудаизм.
К берегам Иордана среди толпы народа приходит к Иоанну обетованный Ангел Завета, Царь неба и земли, Тот, Которым вначале все сотворено и Которым доныне стоит мир, являя Собой совершеннейший пример смирения и послушания Небесному Отцу (Фил.2:6-8), чтобы наравне со всеми совершить омовение.
По преданию Крещение Господне имело место ночью, перед рассветом, при значительном стечении народа. Не знавший лично до того времени Спасителя (Ин. 1:33) Иоанн, увидев Его издали, по откровению обитавшего в нем Духа Божия и проникая в тайну домостроительства Божия, своим перстом указал на грядущего Мессию: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:29-30). Услышав это, двое из учеников Иоанна, Апостолы Андрей Первозванный, брат Симона Петра, и, предположительно, Иоанн Богослов, присоединились к Иисусу Христу (Ин. 1:35-51).
Своим схождением в воды Иордана Господь исполнил волю Божию (Пс.39:7-9), погребая в воде всего ветхого Адама, а прикосновением Своего пречистого тела освятил Собою «всех вод естество» и сокрушил «главы змиев в воде» (Пс.73:13). Будучи безгрешен, во всем подобен нам, кроме греха, Он не нуждался в крещении как очищении от личных грехов. Он взял на Себя все человеческие неправды и беззакония и, не оскверняясь ими, принес Себя Самого в искупительную жертву за нас.
Когда Христос выходил из воды, отверзлись небеса, и Иоанн Предтеча увидел Духа Святого, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Как долго мир ждал этого дня, о котором века назад молился пророк Исайя: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис.64:1).
Этого видимого сошествия Святого Духа на Христа ждал Иоанн Предтеча, потому что Бог в самом начале, посылая его на проповедь, сказал ему: «/Та Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). С этого момента Иоанн Креститель без малейшего сомнения свидетельствовал всем об Иисусе как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира.
Крещение Господне стало основанием таинственно-благодатного возрождения человека водою и Духом в христианском таинстве Крещения и открыло ворота в благодатное Царство Мессии всем желающим стать его членами. Как иорданские струи открыли еврейскому народу вход в Землю Обетованную, так Таинство Крещения открывает нам вхождение в Церковь.
Таинство Крещения водою и Духом именуется также «банею пакибытия», т.е. омовением в жизнь вечную. В ночной беседе с Никодимом Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.З:5-7).
Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления. Самым ранним письменным упоминанием о существовании праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (298-373 г): «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых тайн на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
Самое раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах содержится в одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста около 387 г. Святитель Епифаний Кипрский (ок. 315-403 гг.) также сообщает, что вода в реке Нил в Египте после освящения в праздник Крещения Господня меняла свои свойства.
Прямо от берегов Иордана Спаситель ушел в пустыню на сорок дней для поста и молитвы по преданию в каменистые пещеры Горы Искушения. После этого Он вышел проповедовать на палимые солнцем дороги Галилеи и Иудеи, заполненные толпами жаждущих Его слова и чудес, а потом через Гефсиманский сад пришел к каменным стенам «побивающего пророков» Иерусалима.