разве можно расстаться шутя если так одиноко у дома вид подчинительной связи

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971).

Ветер всхлипывал, словно дитя,
За углом потемневшего дома.
На широком дворе, шелестя,
По земле разлеталась солома.

Мы с тобой не играли в любовь,
Мы не знали такого искусства,
Просто мы у поленницы дров
Целовались от странного чувства.

Разве можно расстаться шутя,
Если так одиноко у дома,
Где лишь плачущий ветер-дитя
Да поленница дров и солома.

Если так потемнели холмы,
И скрипят, не смолкая, ворота,
И дыхание близкой зимы
Все слышней с ледяного болота.

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.

Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.

И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

ПОВЕСТЬ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ!

В печали своей бесконечной,
Как будто вослед кораблю,
Шептала: «Я жду вас. вечно»,
Шептала: «Я вас. люблю».

Однажды с какой-то дороги
Отправила пару слов:
«Мой милый! Ведь так у многих
Проходит теперь любовь. «

И все же в холодные ночи
Печальней видений других
Глаза ее, близкие очень,
И море, отнявшее их.

За Вологду, землю родную,
Я снова стакан подниму!
И снова тебя поцелую,
И снова отправлюсь во тьму,
И вновь будет дождичек литься.
Пусть все это длится и длится!

Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена.

Сквозь ветра поющий полет
И волн громовые овации
Корабль моей жизни плывет
По курсу
к демобилизации.

Всю жизнь не забудется флот,
И вы, корабельные кубрики,
И море, где служба идет
Под флагом Советской Республики.

Но близок тот час, когда я
Сойду с электрички на станции.
Продолжится юность моя
В аллеях с цветами и танцами.

В труде и средь каменных груд,
В столовых, где цены уменьшены
И пиво на стол подают
Простые красивые женщины.

Все в явь золотую войдет,
Чем ночи матросские грезили.
Корабль моей жизни плывет
По морю любви и поэзии.

ПОЭЗИЯ! (Теперь она, как в дымке)

Мелькнет покоя сельского страница,
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится,
Как будто вновь поет на поле жница,
И дни рекой зеркальной потекли.

Снега, снега. За линией железной
Укромный, чистый вижу уголок.
Пусть век простит мне ропот бесполезный,
Но я молю, чтоб этот вид безвестный
Хотя б вокзальный дым не заволок!

Пусть шепчет бор, серебряно-янтарный,
Что это здесь при звоне бубенцов
Расцвел душою Пушкин легендарный,
И снова мир дивился благодарный:
Пришел отсюда сказочный Кольцов!

Железный путь зовет меня гудками,
И я бегу. Но мне не по себе,
Когда она за дымными веками
Избой в снегах, лугами, ветряками
Мелькнет порой, покорная судьбе.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Она спокойно служит в ресторане,
В котором дело так заведено,
Что на окне стоят цветы герани,
И редко здесь бывает голос брани,
И подают кадуйское вино.

Сижу себе, разглядываю спину
Кого-то уходящего в плаще,
Хочу запеть про тонкую рябину,
Или про чью-то горькую чужбину,
Или о чем-то русском вообще.

Вникаю в мудрость древних изречений
О сложном смысле жизни на земле.
Я не боюсь осенних помрачений!
Я полюбил ненастный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле.

Смотрю в окно и вслушиваюсь в звуки,
Но вот, явившись в светлой полосе,
Идут к столу, протягивают руки
Бог весть откуда взявшиеся други,
— Скучаешь?
— Нет! Присаживайтесь все.

Когда опять на мокрый дикий ветер
Выходим мы, подняв воротники,
Каким-то грустным таинством на свете
У темных волн, в фонарном тусклом свете
Пройдет прощанье наше у реки.

И снова я подумаю о Кате,
О том, что ближе буду с ней знаком,
О том, что это будет очень кстати,
И вновь домой меня увозит катер
С таким родным на мачте огоньком.

В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем.
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.

Да, умру я!
И что ж такого?
Хоть сейчас из нагана в лоб!

. Может быть,
Гробовщик толковый
Смастерит мне хороший гроб.
А на что мне хороший гроб-то?
Зарывайте меня хоть как!
Жалкий след мой
Будет затоптан
Башмаками других бродяг.
И останется всё,
Как было,
На Земле, не для всех родной.
Будет так же
Светить Светило
На заплёванный шар земной!

Мать умерла.
Отец ушел на фронт.
Соседка злая
Не дает проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.

Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!»,
Потом раскаты грома
И дождь. Потом
Детдом на берегу.

До слез теперь
Любимые места!
И там, в глуши,
Под крышею детдома
Для нас звучало,
Как-то незнакомо,
Нас оскорбляло
Слово «сирота».

Хотя старушки
Местных деревень
И впрямь на нас
Так жалобно глядели,
Как на сирот несчастных,
В самом деле,
Но время шло,
И приближался день,

Когда раздался
Праведный салют,
Когда прошла
Военная морока,
И нам подъем
Объявлен был до срока,
И все кричали:
— Гитлеру капут!

Еще прошло
Немного быстрых лет,
И стало грустно вновь:
Мы уезжали!
Тогда нас всей
Деревней провожали,
Туман покрыл
Разлуки нашей след.

В твоих глазах
Для пристального взгляда
Какой-то есть
Рассеянный ответ.
Небрежно так
Для летнего наряда
Ты выбираешь нынче
Желтый цвет.
Я слышу голос
Как бы утомленный,
Я мало верю
Яркому кольцу.
Не знаю, как там
Белый и зеленый,
Но желтый цвет
Как раз тебе к лицу!
До слез тебе
Нужны родные стены,
Но как прийти
К желанному концу?
И впрямь, быть может,
Эго цвет измены,
А желтый цвет
Как раз тебе к лицу.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

РУБЦОВ Николай Михайлович (1936-1971), русский поэт.

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи.
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?

Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

***
Ветер всхлипывал, словно дитя,
За углом потемневшего дома.
На широком дворе, шелестя,
По земле разлеталась солома.

Мы с тобой не играли в любовь,
Мы не знали такого искусства,
Просто мы у поленницы дров
Целовались от странного чувства.

Разве можно расстаться шутя,
Если так одиноко у дома,
Где лишь плачущий ветер-дитя
Да поленница дров и солома.

Если так потемнели холмы,
И скрипят, не смолкая, ворота,
И дыхание близкой зимы
Все слышней с ледяного болота.

Я забыл, что такое любовь,
И под лунным над городом светом
Столько выпалил клятвенных слов,
Что мрачнею, как вспомню об этом.

И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду.

Поздно ночью откроется дверь,
Невеселая будет минута.
У порога я встану, как зверь,
Захотевший любви и уюта.

Побледнеет и скажет:- Уйди!
Наша дружба теперь позади!
Ничего для тебя я не значу!
Уходи! Не гляди, что я плачу.

И опять по дороге лесной
Там, где свадьбы, бывало, летели,
Неприкаянный, мрачный, ночной,
Я тревожно уйду по метели.

Все движется к темному устью.
Когда я очнусь на краю,
Наверное, с резкою грустью
Я родину вспомню свою.

Что вспомню я? Черные бани
По склонам крутых берегов,
Как пели обозные сани
В безмолвии лунных снегов.

Как тихо суслоны пшеницы
В полях покидала заря,
И грустные, грустные птицы
Кричали в конце сентября.

И нехотя так на суслоны
Садились, клевали зерно,-
Что зерна? Усталым и сонным,
Им было уже все равно.

Как звонко, терзая гармошку,
Гуляли под топот и свист,
Какую чудесную брошку
На кепке носил гармонист.

А сколько там было щемящих
Всех радостей, болей, чудес,
Лишь помнят зеленые чащи
Да темный еловый лес!

В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем.
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.

Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый
Разобьется с треском,
и в потемки
Уплывут ужасные обломки
Сам не знаю, что это такое.
Я не верю вечности покоя!

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.

Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена.

Мне лошадь встретилась в кустах.
И вздрогнул я. А было поздно.
В любой воде таился страх,
В любом сарае сенокосном.
Зачем она в такой глуши
Явилась мне в такую пору?
Мы были две живых души,
Но неспособных к разговору.
Мы были разных два лица,
Хотя имели по два глаза.
Мы жутко так, не до конца,
Переглянулись по два раза.
И я спешил — признаюсь вам —
С одною мыслью к домочадцам:
Что лучше разным существам
В местах тревожных —
не встречаться!

Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопленье паровое,
На электричество и газ!

Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?

Источник

Дидактический материал для проверки знаний по теме :»СПП с несколькими придаточными.» (9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

1)Они перевязали раненого солдата хотя и не совсем удачно так как спешили.

2)А Геля сокрушается что ей никто на свете не поверит что все сочтут её за выдумщицу.

3)Не поймёшь сразу чем пахнет майское утро но чувствуешь что необыкновенно счастлив.

Задания на повторение. 1.Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется Н».___________________________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке зависит от ударения_______________________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №2 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Часто приходится слышать что надо писать стихи так словно они последние.

2)Когда она открыла глаза перед ней стояли капитан и лейтенант который в руке держал бутылку.

3)Утром бабушка жаловалась что в саду ночью посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №3 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

2) Тётушка рассказывала о том что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране.

3) Когда учитель отвернулся Александр наклонился чтобы поднять записку.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №4 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Вот тогда-то окажется что бои которые ей пришлось пережить шли на самом главном направлении.

2)Я понимал что лежу в постели что я болен что я только что бредил.

3) Когда перевязали рану она на минуту успокоилась и начала просить Печорина чтоб он её поцеловал.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №5 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Друзья которые упрекали Любимова за то что он разбрасывается сам с удовольствием читали его работы.

2) Начала печалиться о том что она не христианка и что на том свете душа её никогда не встретится с душою Григория Александровича.

3) Когда перевязали рану она на минуту успокоилась и начала просить Печорина чтоб он её поцеловал.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №6 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1) Мне чудилось что я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось на земле. ________________________________________________________________________

2)Когда я думал об этом мне казалось что Шмидт неотделим от моря.

3)Вечером он сходил к мосту где ещё по пути сюда заметил девочек которые торговали яркими астрами.

Задания на повторение. 1. Из предложений выпишите слово с чередующейся гласной в корне________________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке зависит от ударения_______________________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №7 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1) Грустно видеть когда пред ним отдёргивается розовый флёр сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие… _________________________________________________________________________

2)Вдруг Мересьев понял что слово это не «пить» а «жить» что в крике этом бессознательно бунтует против смерти все существо могучего человека.

3) Я понял все не в ту минуту когда она мне отказала а в ту минуту когда она на меня посмотрела.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №8 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица.

2 ) Когда мне было лет шесть или шесть с половиной я совершенно не знал кем же я буду на этом свете. _____________________________________________________________________________

3) Ивану стало известно что Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко что стали совершенно неразлучны .

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №9 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Когда носилки поднимали в самолёт и Алексей вдохнул знакомый запах бензина он снова испытал бурный прилив радости.

2)Они говорили друг другу что не боятся умереть потому что нет смысла так жить.

3)Хотя они всю жизнь были соседями Уля никогда не виделась с Анатолием помимо школы да комсомольских собраний где он часто выступал с докладами.

_________________________________________________________________________________ Задания на повторение. 1. Из предложений выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне________________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке зависит от ударения_______________________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Она понимала что у Кати есть своя правда что в конце концов перед Катей тяжкая проблема стоит.

2)Когда Алексей с торжеством ощутил совершенное слияние со своей машиной он почувствовал мотор точно тот бился в его груди.

3)Рядом существуют особые люди которые совершают то что другие считают преступлением.

Задания на повторение. 1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА ________________________ 2. Из предложений выпишите слово с чередующейся гласной в корне _______________________________________________

СПП с несколькими придаточными.

Карточка №11 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1) Когда я всматриваюсь мне даже чудится что я начинаю видеть на сотни, на тысячи километров вокруг.

2)У каждого городского человека случаются минуты когда его начинают раздражать автобусы и ему ненадолго хочется сменить небо над головой.

3)Ей больше всего хотелось чтобы её дочь и родные знали что она погибла как честный человек.

Задания на повторение. 1. Из предложений выпишите слово с чередующейся гласной в корне________________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного _______________________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №12 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1) Как только жара спала в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нём не хотелось.

2)Они строили всевозможные планы как они будут воевать дальше в партизанах и как уничтожат предателей.

3)Они так увлеклись пением что чуть было не полетели со своих тюков когда машина резко затормозила.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №13 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Вот где Мересьев докажет что он не хуже любого другого лётчика что он добился своего.

2)Там где дорога была особенно узка он увидел немецкие машины которые обогнали его.

3)Он знал как бьются эти старые люди на своём огороде где были заранее учтены каждое перо лука каждая морковка.

Задания на повторение. 1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА ________________________ 2. Укажите номер предложения с однородными членами _______________________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №14 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

2) Подъезжая к мосту, я увидел что пляжи тянутся далеко-далеко что они усеяны народом открыты палящим лучам солнца.

3) Если мы обратимся к лучшим образцам прозы то убедимся что они полны подлинной поэзии._______________________________________________________________________

Задания на повторение. 1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.______________________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе определяется тем, что это краткое причастие.________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №15 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Известен сучок на стволе на который ставишь ногу когда хочешь залезть на яблоню

3)Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать и объявил что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвёртые сутки.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №16 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Когда после короткого сна она открыла глаза серые сумерки уже сгущались в чистой комнате которая была загромождена старыми вещами.

2)Не может быть хорошего прозаика если он не слышит как звучит слово.

3)Вздрогнём если вдруг взметнется птица или лось протрубит вдалеке.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №17 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Подъезжая к мосту я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко что они усеяны народом, открыты палящим лучам солнца

2)Мне достаточно было знать что где-то есть человек с которым обо всём можно поговорить.

3)И тот кто командовал этим катером вовсе не думал сейчас что такое счастье.

Задания на повторение. 1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.______________________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе определяется тем, что это краткое причастие.________________________________

Карточка №18 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Хотя катер шёл в опасную операцию и мысль об этом должна была волновать лейтенанта он с ожиданием всматривался в раскалённый диск.

2)Они ругали ездового за то что погибли их лошади хотя сами понимали вину пожилого солдата.

3)Как только Василий вошёл в дверь сразу почувствовал будто что-то случилось.

Задания на повторение. 1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»._______________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука ________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №19 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Он считал что правда на стороне афинян и что афиняне должны были победить.

2)Знали мы то что война могла подстроить такие ловушки при которых самых отважных настигала эта беда.

3)Как только его вносили в комнату в ней сразу становилось уютно может быть оттого что стёкла запотевали.

Задания на повторение. 1. Из предложений 1-3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне ______________________________ 2. Укажите номер предложения(номера предложений), где средством выразительности является ЭПИТЕТ _______________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №20 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Мы знали что в печах всегда будет трещать огонь что с нами остались зимовать синицы.

2)Когда он отошёл Носов сказал что Демьянов решил поступить в добровольческую армию._______________________________________________________________________

3)Грин умер оставив нам решать вопрос нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели какими он был.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №21 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1)Она вдруг поняла что и в этих условиях можно бороться что и здесь существует вооружённое сопротивление.

2)Когда он подъезжал к заднему двору Егорушка напряг своё зрение чтобы получше рассмотреть его.

3)Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №22 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1) Когда шел этот разговор в соседней комнате стоял сельский мельник которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

2). Я наблюдал как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря.

3) Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься. _________________________________________________________________________.

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №23 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

2)Когда чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик.

3) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.

Задания на повторение. 1. Укажите номер предложения с вводным словом _______________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука ________________________________

СПП с несколькими придаточными. 9 класс.

Карточка №24 Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Обозначьте грамматические основы. Определите вид подчинения, виды придаточных. Покажите графически связь частей СП.

1) Разве можно расстаться шутя если так одиноко у дома где лишь плачущий ветер-дитя да поленница дров и солома.

2) Когда он подошёл я спросил куда надо идти дальше.

3) Вчера он рассказывал что люди покидают свои жилища и что скоро некому будет растить пшеницу.

Задания на повторение. 1. Замените слово ПОКИДАЮТ (предложение 3) стилистически нейтральным синонимом. _______________________ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание глухой согласной в приставке зависит от последующего глухого согласного звука ________________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *