разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

Способы разделения смесей

Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.

Способы разделения смесей
неоднородных (гетерогенных)однородных (гомогенных)
— Отстаивание
— Фильтрование
— Действие магнитом
— Центрифугирование
— Выпаривание. Кристаллизация.
— Дистилляция (перегонка)

Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.

Отстаивание

Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.

Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.

Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.

Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.

Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).

Центрифугирование

Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.

Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.

С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.

Фильтрование

Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.

Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.

Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.

Действие магнитом

С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.

Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

Выпаривание. Кристаллизация

Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.

Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.

Дистилляция (перегонка)

Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.

Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:

разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита

Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.

Источник

Подготовка к ОГЭ по химии. Тесты. Вопрос 13

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Лабораторное оборудование, чистые вещества и смеси, способы разделения смесей, правила безопасной работы в химической лаборатории»

1.Верны ли суждения об использовании лабораторного оборудования?

А. При растворении твёрдой щелочи в воде для перемешивания раствора можно использовать алюминиевую ложечку.

Б. Для нагревания растворов можно использовать тонкостенный химический стакан.

2. Верны ли суждения о правилах использования лабораторного оборудования?

А. Для измельчения твёрдых веществ используют стеклянный стакан.

Б. Для пересыпания сухих веществ из склянки в пробирку можно использовать стеклянную воронку.

3. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.

Б. Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки

4. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей можно
с помощью фильтрования.

Б. Перегонка является физическим способом разделения смесей.

5. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Кристаллизацию относят к химическим способам разделения смесей.

Б. Разделить смесь двух жидкостей можно дистилляцией.

6. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Воздух можно разделить на составляющие его компоненты с помощью перегонки.

Б. Однородную смесь можно разделить фильтрованием.

7. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Гранит является чистым веществом.

Б. Смесь растительного масла и воды является однородной смесью.

8. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Запрещается заглядывать сверху в посуду с кипящим раствором.

Б. Запрещается нагревать органические растворители на открытом пламени.

9. Верны ли следующие суждения о правилах безопасного обращения
с веществами в быту?

А. При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.

Б. Столовый уксус должен храниться вместе с препаратами бытовой химии.

10. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. При нагревании жидкости необходимо закрыть пробирку пробкой.

Б. При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду.

11. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Воспламенившийся бензин необходимо тушить водой.

Б. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

12. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Работать с горючими жидкостями необходимо вдали от источников огня.

Б. Хлор в лаборатории получают в вытяжном шкафу.

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях и способах их разделения?

А. Чистые вещества имеют постоянный состав.

Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.

14. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и cпрепаратами бытовой химии?

А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.

Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.

15. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и хранения веществ в быту?

А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.

Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только в холодильнике.

16. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.

Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.

17. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Воздух является смесью веществ. Б. Нефть является чистым веществом.

18. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

19. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

20. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Дистиллированная вода является смесью веществ. Б. Молоко является чистым веществом.

21. Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ?

А. Смесь углекислого газа и кислорода разделяют фильтрованием.

Б. Очистить воду от твёрдых примесей можно кипячением.

22. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Перегонку относят к химическим способам разделения смеси.

Б. Разделение смеси порошка серы и железных опилок с помощью магнита относят к химическим способам.

23. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Нагревание жидкости требует постоянного наблюдения за процессом.

Б. Сосуд с горячей жидкостью необходимо закрывать пробкой сразу после окончания нагревания.

24. Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории?

А. Для измерения объёма жидкости используют делительную воронку.

Б. С помощью ареометра измеряют количество теплоты, которая выделяется или поглощается в реакциях.

25. Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории?

А. Устройство для разделения несмешивающихся жидкостей называется мензуркой.

Б. Для разделения смеси поваренной соли и воды используют выпарительную чашку.

26. Верны ли следующие суждения о видах смесей?

А. Раствор сахара в воде является однородной смесью.

Б. Задымленный воздух является неоднородной смесью.

27. Верны ли следующие суждения о видах смесей?

А. При растворении поваренной соли в воде образуется неоднородная смесь.

Б. Раствор гидроксида кальция в воде является неоднородной смесью.

28. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Смесь песка и железных опилок можно разделить отстаиванием.

Б. Смесь воды и сахара можно разделить выпариванием.

29. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

30. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы
в лаборатории?

А. При нагревании пробирки с раствором поваренной соли необходимо использовать защитные очки.

Б. Для пересыпания медного купороса в пробирку из склянки необходимо надеть резиновые перчатки.

31. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Вода из ручья является чистым веществом. Б. Графит является смесью веществ.

32. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Алюминий является чистым веществом. Б. Дым является смесью веществ.

33. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Мясной бульон является чистым веществом. Б. Сметана является смесью веществ.

34. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Столовый уксус является чистым веществом.

Б. Раствор иода, используемый для обработки ран, является смесью веществ.

35. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Природный газ является чистым веществом. Б. Алмаз является смесью веществ.

36. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Дождевая вода является чистым веществом. Б. Кефир является смесью веществ.

37. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Сталь является чистым веществом. Б. Серебро является смесью веществ.

38. Верны ли следующие суждения о способах очистки воды?

А. Для очистки воды от примеси древесных стружек её пропускают через слой речного песка.

Б. Очистить воду от примесей поваренной соли можно методом фильтрования.

39. Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ?

А. Разделить смесь алюминиевых и древесных стружек можно с помощью магнита.

Б. Для очистки воды от тины можно использовать фильтрование.

40. Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного оборудования?

А. Для приготовления раствора поваренной соли с заданной массовой долей необходимо использовать мерный цилиндр.

Б. Для получения кристаллов соли из раствора методом выпаривания используют пробирку.

41. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Минеральная вода является чистым веществом. Б. Духи являются смесью веществ.

42. Верны ли следующие суждения о лабораторном оборудовании?

А. Для измельчения твёрдых веществ используют химический стакан.

Б. Мерный цилиндр предназначен для хранения жидкостей.

43. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Оконное стекло является чистым веществом. Б. Молоко является смесью веществ.

44. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в школьной химической лаборатории?

А. Любое твёрдое вещество в лаборатории можно брать руками.

Б. Содержимое склянки без надписи можно использовать для проведения опытов.

45. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и использования средств борьбы с бытовыми насекомыми?

А. При определении запаха вещества, пробирку надо поднести к носу
и вдохнуть.

Б. Аэрозоли от бытовых насекомых не следует распылять вблизи открытого огня.

46. Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории и об охране окружающей среды?

А. Фильтровальная бумага используется в процессе дистилляции.

Б. Отходы от использования синтетических моющих средств можно выливать в природные водоемы.

47. Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории и свойствах дезинфицирующих моющих средств?

А. Спиртовка используется для хранения спирта.

Б. Дезинфицирующие моющие средства, например «Доместос», абсолютно безопасны для человека и животных.

48. Верны ли следующие суждения о назначении химического оборудования
и составе средств гигиены?

А. Пробирка с газоотводной трубкой используется для отвода теплоты, выделяющейся в химической реакции.

Б. Зубная паста, содержащая ионы кальция, способствует укреплению зубной эмали.

49. Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории и об использовании химических реакций для оказания человеку первой помощи?

А. Выпарительная чашка используется для получения из раствора твёрдого вещества.

Б. Раствор питьевой соды используется для обработки участка кожи, на который попала кислота.

50. Верны ли следующие суждения о смесях и составе моющих средств?

А. Раствор аммиака в воде (нашатырный спирт) –это однородная смесь.

Б. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.

51. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей и значении средств гигиены?

А. Смесь серы и древесных опилок можно разделить путем растворения
в воде.

Б. Зубная паста, содержащая ионы фтора, способствует укреплению зубной эмали.

52. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей и составе дезинфицирующих средств?

А. Отделить от сахара примесь речного песка можно растворением
и последующим фильтрованием смеси.

Б. Для приготовления раствора иода используется этиловый спирт.

53. Верны ли следующие суждения о видах смесей и способности веществ растворяться в воде?

А. При растворении мела в воде образуется однородная смесь.

Б. Жирное пятно на одежде можно удалить с помощью водопроводной воды.

54. Верны ли следующие суждения о видах смесей и препаратах бытовой химии?

А. Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.

Б. Препараты бытовой химии безопасны для человека и животных.

55. Верны ли следующие суждения о способах приготовления растворов
в химической лаборатории и о значении химических процессов в быту?

А. Для приготовления растворов кислот в химической лаборатории не следует брать алюминиевую посуду.

Б. Все вещества, образующиеся в процессе скисания молока, нежелательно использовать в качестве продуктов питания.

56. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?

А. Водный раствор поваренной соли является однородной смесью.

Б. Сталь является чистым веществом.

57. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?

А. Уксус является неоднородной смесью. Б. Инертный газ аргон является чистым веществом.

58. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?

А. Смесь порошков серы и железа является неоднородной смесью.

Б. Питьевая сода является чистым веществом.

59. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?

А. Газированная вода является однородной смесью. Б. Кровь является чистым веществом.

60. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?

А. Напиток какао является однородной смесью. Б. Сливочное масло является чистым веществом.

61. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Выделить цинковые опилки из их смеси с древесными опилками можно с помощью магнита.

Б. Смесь воды и бензина разделяют с помощью делительной воронки.

62. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Очистить воду от твёрдых примесей можно с помощью фильтрования.

Б. Смесь растительного масла и воды разделяют с помощью делительной воронки.

63. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Очистить морскую воду от растворённых в ней солей можно с помощью фильтрования.

Б. Перегонка является химическим способом разделения смесей.

64. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

65. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Бензин разделяют на компоненты с помощью делительной воронки.

Б. Действие на смесь магнитом является физическим способом разделения веществ.

66. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?

А. Делительную воронку используют для фильтрования неоднородных смесей.

Б. Ареометр предназначен для измерения плотности раствора.

67. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?

А. Повышенное содержание в замкнутом пространстве оксида углерода(II) не является угрожающим фактором для здоровья человека.

Б. Производство цемента и других строительных материалов не относят к источникам загрязнения атмосферы.

68. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?

А. Повышенное содержание в атмосфере оксидов азота является угрожающим фактором для здоровья человека.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

69. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?

А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.

Б. Использование бензина, содержащего соединения свинца, отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды и здоровье людей.

70. Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного оборудования и правилах хранения препаратов бытовой химии?
А. Для отбора определенного объема жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Средства бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов питания.

71. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. Все опыты с растворами кислот и щелочей следует проводить в резиновых перчатках.

Б. Получение газообразных веществ всегда проводят в вытяжном шкафу.

72. Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами при проведении опытов?

А. В школьной лаборатории запрещается нагревать пробирки с растворами кислот.

Б. Получение и собирание всех газообразных веществ проводят в вытяжном шкафу.

73. Верны ли суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. При нагревании жидкостей пробирку с раствором следует держать строго вертикально.

Б. В лаборатории запрещено трогать вещества руками.

74. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Сульфат натрия можно выделить из водного раствора фильтрованием.

Б. В лаборатории очистить воду от нефти можно с помощью делительной воронки.

75. Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории и приготовлении растворов?

А. Кольцо штатива используется для закрепления воронки в процессе фильтрования.

Б. Для приготовления растворов в химической лаборатории можно использовать минеральную воду.

76. Верны ли следующие суждения о процессе фильтрования и об использовании химических реакций человеком?

А. Для ускорения процесса фильтрования скошенный конец воронки следует прижать к стенке химического стакана.

Б. В основе выплавки чугуна и стали лежат окислительно-восстановительные реакции.

77. Верны ли следующие суждения о химическом загрязнении окружающей среды и приготовлении растворов?

Б. При приготовлении раствора кислоты следует приливать кислоту в воду.

78. Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории и о видах смесей?

А. Кислород в лаборатории следует получать в вытяжном шкафу.

Б. 3% раствор пероксида водорода является неоднородной смесью.

79. Верны ли следующие суждения о назначении лабораторного оборудования
и лекарственных препаратах?

А. Нагревать растворы необходимо в тонкостенной химической посуде.

Б. Растворы масляных лекарственных препаратов имеют неограниченный срок годности.

80. Верны ли следующие суждения об использовании химических реакций
и правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. При квашении капусты используется реакция брожения.

Б. Работы с хлором следует проводить в вытяжном шкафу.

81. Верны ли суждения о правилах работы со спиртовкой?

А. Для более эффективного нагревания пробирки с жидкостью её вносят в центральную часть пламени спиртовки.

Б. Для прекращения горения спиртовки следует задуть её горящий фитиль.

82. Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ и методах разделения смесей:

Б. Первым шагом при разделении смеси любых твердых веществ является растворение смеси в воде.

83. Верны ли следующие утверждения о способах разделения смесей?

А. Намагничивание относят к химическим способам разделения смеси.

Б. Смесь воды и бензина можно разделить с помощью делительной воронки.

84. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?

А. При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.

Б. Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только в вытяжном шкафу.

85. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?

А. На любой посуде, в которой хранятся вещества, должны быть этикетки с названиями или формулами веществ.

Б. Опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в защитных очках.

86. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?

А. Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть.

Б. При нагревании пробирки с раствором её следует располагать строго вертикально.

87. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?

А. Все опыты, проводимые в лаборатории, должны быть записаны в лабораторный журнал.

Б. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.

88. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. В отличие от смеси температура кипения чистого вещества имеет определенное значение.

Б. Компоненты однородной смеси можно увидеть невооруженным глазом.

89. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории:

А. При попадании едких веществ на кожу необходимо немедленно смыть их сильной струёй воды.

Б. Допускается поджигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

90. А. В школьной лаборатории есть только безопасные вещества, поэтому их можно смешивать друг с другом в любом порядке.

Б. При ознакомлении с запахом вещества необходимо держать склянку на расстоянии в 15 – – 20 смот лица и направлять воздух от отверстия склянки на себя легкими движениями руки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *